Научная статья на тему 'Профессиональная социализация в e-Learning'

Профессиональная социализация в e-Learning Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / E-LEARNING / SOCIAL CAPITAL / PROFESSIONAL SOCIALIZATION / SOCIAL NETWORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калмыков Александр Альбертович

Обсуждаются возможности e-Learning в решении задач профессиональной социализации и накопления личного социального капитала. Показано, что социальные сети являются мощным и пока еще не полностью используемым ресурсом для их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional socialization in e-learning

The possibilities of e-Learning in meeting the challenges of professional socialization and personal accumulation of social capital are discussed. It is shown that social networks are powerful, and not yet fully used resource for the decision of these tasks.

Текст научной работы на тему «Профессиональная социализация в e-Learning»

■ Как можно использовать открытые дистанционные курсы в традиционном обучении?

■ Какие навыки необходимы педагогу для проведения открытого дистанционного курса?

■ Какие принципы и модели учебного проектирования являются наиболее эффективными при создании МОДК?

■ Какие технологии необходимы, чтобы: а) помочь учащимся понять сложные темы, б) управлять информационной перегрузкой, в) сохранить присутствие инструктора, г) поощрять автономию студента?

Литература

1. Anderson Т. Quality in Open Educational

Resources (OERs). URL: http://goo.gl/T478t

2. OER Handbook for Educators 1.0/ URL: http:/

/wikieducator.or g/OER_Handbook/ educator_version_one

3. Siemens G. Connectivism: A Learning Theory

for the Digital Age. December 12, 2004. URL:

http:// www.elearnspace.org/ Articles/ connectivism.htm

4. McAuley A., Stewart B., Siemens G., Cormier D. The MOOC Model for Digital Practice, 2010. 63 p.

5. Siemens G. Reflections on open courses. URL:

http://www.connectivism.ca/?p=267

6. Rebecca. In search of learning objectives. URL:

http://rjh.goingeast.ca/ 2011/06/26/in-search-of-learning-objectives-edumooc/ #comment-111

7. e-Learning in “the Cloud”. URL: http:// www.bestdocresourcelisting.info/

8. Hart J. The Top 100 Tools for Learning 2011

List. URL: http:// c4lpt.co.uk/ recommended/ 2011.html

9. Davis V. Questioning the Future of the Open

Student // EDUCAUSE Review. Vol. 45, No 4 (July/August 2010). P. 22-28. URL: http:// www.educause.edu/EDUCAUSE%2BReview/ EDUCAUSEReviewMagazineVolume45/ QuestioningtheFutureoftheOpenS/209247

10. Siemens G. Researching open online courses. URL: http://www.elearnspace.org/blog/ 2011/07/04/r esearching-open-online-courses/

KUKHARENKO V. MASSIVE OPEN ON-LINE COURSE

The author describes the main features of the massive open on-line courses (openness, selfcontrol, cooperation), which have been conducted in Canada and the U.S. in the last three years. Up to 2,500 students from around the world took part in such courses. The results of a pilot study participants of the CIS in open on-line course «Strategy of distance learning in corporations» are analyzed.

Key words: massive open on-line course, personal learning environment, connectivism, tutor.

А.В. КАЛМЫКОВ, профессор Пр°фесси°наЛьнаЯ

Российский государственный социализация

гуманитарный университет в е- агПІПд

Обсуждаются возможности e-Learning в решении задач профессиональной социализации и накопления личного социального капитала. Показано, что социальные сети являются мощным и пока еще не полностью используемым ресурсом для их решения.

Ключевые слова: e-Learning, социальный капитал, профессиональная социализация, социальная сеть.

Некоторые специалисты утверждают, присутствие студента в стенах вуза обес-что удаленный характер процесса обучения печивает то, что можно назвать первичной сопровождается отчуждением обучающе- профессиональной социализацией. Поэто-гося от учебного заведения: якобы только му они полагают, что полноценное образо-

вание можно получить лишь при его очной форме, где студенты погружаются в педагогическую среду, вступая в личные коммуникации с «профессором», в образе которого отражается идеальный образ профессионала. Иногда можно услышать, что обучение в вузе - это особый вид инициации, приобщающий студента к новой социальной роли и новому социальному статусу, презентуемому профессорско-преподавательским коллективом. Собственно, именно в этом зачастую и видят главный смысл университетского образования.

Ясно, что заочная и вечерняя формы в этом плане проигрывает очному обучению. Еще сильнее, по мнению многих экспертов, отделяют студентов от преподавателей технологии е-Ьеагшгщ.

На мой взгляд, мы видим здесь явную недооценкувозможностей дистанционного обучения, отчасти связанную с тем, что далеко не весь его потенциал реализуется на практике. Цель настоящей статьи - показать, что дистанционное обучение с помощью Интернета не только не уступает очной форме, но и по некоторым параметрам превосходит ее.

Социализация, профессионализация и профессиональная социализация

Принято считать, что задачей средней школы является социализация, а высшей школы - социализация профессиональная. Между тем очевидно, что профессиональная социализация осуществляется не только высшей школой, но и другими образовательными институциями, а задача социализации не завершается на этапе школы. Поэтому под профессиональной социализацией чаще всего понимают совмещение двух задач - профессионализации и социализации.

Этот подход легко заметить в известной трехэлементной схеме Н.Ф. Талызиной [1]. Она выделяет в модели специалиста характеристики, связанные с 1) особенностями

нашего века; 2) социально-политическим строем страны, его духовно-нравственной системой; 3) требованиями профессии.

Вместе с тем в работах, посвященных проблеме профессиональной социализации, чаще всего можно отметить явное доминирование профессионализации в самой постановке вопроса. Исследователи, оперируя термином «профессиональная социализация», в большей степени отражают в нем аспекты профессионализации, подразумевая под этим социальные взаимодействия, связанные с профессиональными отношениями и профессиональной деятельностью. Этот вид социализации осуществляется на трех уровнях: институциональном, групповом и личностном. Институциональный уровень формирует профессиональные качества специалиста, обусловливает его жизнеспособность. Групповой уровень определяется социокультурной средой, окружающей человека. Профессиональная группа, к которой принадлежит специалист, воздействует на него, оказывает влияние на его дальнейшее профессиональное поведение. Личностный уровень связан с формированием собственного профессионального опыта индивида, включенного в сферу профессиональной деятельности [2].

Можно подойти к этому вопросу несколько иначе, в соответствии с моделью, разработанной нами в 2002 г. в рамках диссертационного исследования. Впоследствии она неоднократно применялась для описания различных профессий и подготовки образовательных программ.

Модель была разработана на основе рассмотрения «профессиональной среды» в качестве основного системообразующего фактора и выделения трех групп детерминант, задающих требования к профессионализму. Первая группа - внешние относительно профессиональной среды детерминанты (требования государства, требования социума, требования рынка); вторая группа - внутренние (нормы деятельностно-

Рис. 1. Детерминанты профессионализма

профессиональной среды, профессионального сообщества, профессиональной школы); третья группа - личностные детерминанты (удовлетворение потребностей в образовании, в самореализации, в социальном статусе). Схема построенной на этой основе модели специалиста приведена на рисунке (рис. 1).

Процесс профессиональной социализации можно рассматривать как процесс адаптации к профессиональной среде, что подразумевает установление эффективных коммуникаций со всеми описанными выше объектами. Иными словами, специалист, выходящий из стен вуза, должен понимать, на выполнение какого социального заказа ориентирована его профессиональная деятельность; как она регулируется государством; какова ее рыночная позиция и стоимость; как нормируется эта деятельность средой, в которой она осуществляется; какова его связь с профессиональной школой; каковы основные ценности субкультуры профсообщества, с которым он теперь себя идентифицирует. Наконец, он должен трезво оценить, могут ли оправдаться его ожидания относительно изменения статуса, самореализации, самосовершенствования и личностного роста и что для этого нужно сделать.

Специалист в итоге обретает многослойную идентичность, осознавая себя и как профессионал внутри профсреды, и как профессионал внутри социума, и как часть корпоративного субъекта внутри социума и государства, и т.п. Решение этой задачи требует эффективной циркуляции знаний в процессе построения коммуникаций и осуществления деятельности. Именно на это будто бы и направлена образовательная система, и именно для этого она будто бы и нужна. Однако сложность заключается в том, что присущие процессу профессиональной социализации знания принадлежат качественно разным типам, и далеко не все из них родственны университетской образовательной системе. В профессиональной образовательной среде функционируют в основном знания научно-образовательного и научного типов. Что касается необходимых для практической деятельности организационных, нормативно-правовых, маркетинговых и др. знаний, то вуз в состоянии помочь в их освоении лишь частично, в лучшем случае - имитируя в рамках учебных процедур элементы практической деятельности со свойственными ей отношениями и коммуникациями. Причем, в силу того что практические знания отличаются от академических не только содержанием, но и формой, подобная имитация может осуществляться лишь в знаниевой форме, практически не затрагивая деятельностные и коммуникативные его аспекты.

С коммуникативной позиции задача профессиональной социализации поэтому должна быть переопределена, а точнее -дополнена задачей накопления социального капитала. Последняя успешно решается средствами Интернет-обучения.

Цель обучения в высшей школе -приращение социального капитала

Автор недавно вышедшего на русском языке бестселлера «Власть» Джеффри

Пфеффер предлагает следующее определение социального капитала: «Поведение, направленное на построение, поддержание и использование неформальных отношений, обладающих (потенциальной) выгодой в виде облегчения связанных с работой действий, потому что люди добровольно предоставляют доступ к ресурсам и максимально используют возникающие от этого пре-имущества»[3].

Создаваемая система контактов, центрированная личностью, и определяет, в сущности, то, что называется социальным капиталом личности - важной составляющей человеческого капитала. Для его формирования необходимы построение, поддержка и использование как внутренних (относительно актуальной деятельности и связанной с ней организационной среды), так и внешних коммуникаций. Фактически речь идет о формировании собственной социальной сети, предназначенной не только для обмена знаниями, но и для решения личных задач.

Социальный капитал (social capital) личности, таким образом, можно трактовать как совокупность потенциальных коммуникаций и зависящих от них норм и ценностей, принятие которых позволяет запускать механизмы социального и делового взаимодействия.

Академическая среда способствует формированию социального капитала, складывающегося из неформальных связей с однокурсниками и формальных связей с преподавателями, то есть представляет собой структуру с горизонтальными и вертикальными (иерархическими) компонентами. С помощью этой коммуникативной структуры транслируются академические ценности и нормы, которые впоследствии становятся фундаментом культуры специалиста с высшим образованием, а в некоторых случаях являются основой различения «свой-чужой» в сферах политики и бизнеса.

Этим объясняется факт успешности выпускников престижных вузов. После-

днее, однако, относится лишь к очень небольшой части высших учебных заведений. В большинстве же случаев академические ценности и нормы оказываются несоотно-симы с ценностями и нормами организационной культуры работодателей. Именно ценностно-нормативный диссонанс, а отнюдь не отсутствие специальных профессиональных знаний и умений у молодого специалиста приводит к необходимости длительного (от шести месяцев до одного года) процесса адаптации к профессиональной среде. Вместе с тем это же обстоятельство является основой претензий со стороны практиков к высшей школе и к качеству образования. Эти претензии чаще всего необоснованны, поскольку, во-первых, качество образования - как в традиционном понимании (знания - умения - навыки), так и в новом, активно сейчас внедряемом, ком-петентностном формате - тут ни при чем, а во-вторых, высшая школа, по описанным выше причинам, не в состоянии самостоятельно решить эту задачу.

Как может помочь в решении задачи социальной профессионализации Интернет-обучение?

В статье гипертекстовой энциклопедии Letopisi.Ru, посвященной так называемому коннективизму, сказано, что «обучение - это процесс создания сети. Узлами могут быть внешние сущности, которые мы можем использовать для формирования сети. Узлами могут быть люди, организации, библиотеки, веб-сайты, книги, журналы, базы данных или любой другой источник информации. Акт обучения заключается в создании внешней сети узлов, которые мы подключаем в форме источников информации и знаний» [4]. Возможно, это звучит слишком радикально, зато именно такой подход полностью корреспондирует с нашим тезисом, что ни компетенций, ни знаний, умений и навыков явно недостаточно для обретения полноценной социальной профессионализации.

Понятие коннективизма введено в научный обиход Вилемом Флюссером [5]. Оно основывается на концепции сети как сложноорганизованной, многомерной, самоорганизующейся системе, опыт взаимодействия с которой формирует образ профессиональной деятельности и образ себя в деятельности, что и является основой успешности и профессионализации.

Конечно же, приобрести этот опыт сегодня можно, только активно участвуя в социальных сетях, особенно в тех, которые специально предназначены для научного и профессионального общения. Как справедливо замечает Е. Патаракин, «сеть перестала быть лишь средой передачи информации и транспортным каналом доставки знаний. Она стала местом, где учащиеся находятся постоянно, где они совершают самостоятельные действия при помощи социальных сервисов, помогающих им думать и действовать вместе» [6] К этим словам следует добавить, что коммуникативная сеть захватывает все более значительную часть профессиональной среды современного специалиста практически во всех сферах деятельности.

Так, например, на базе Казанского государственного университета специально для студентов, аспирантов и преподавателей факультета журналистики создана социальная сеть MediArt (http://mediart.ru). Рубрикатор блога сети выглядит следующим образом: журналистика, связи с общественностью, реклама, маркетинг, бойцовский клуб, медиа/ спец/ вакансии, кинолитература, фестивали-конкурсы-конфе-ренции, курсы-тренинги-УМК, студия В.В.С., исследования. В публикациях присутствуют и качественные журналистские статьи на актуальные темы, и результаты учебных работ (курсовые и дипломные), и учебно-методические материалы, и объявления о предстоящих событиях - конкурсах, олимпиадах и т.п. Публикации активно комментируются и обсуждаются. Таким образом, организаторам ресурса удалось

объединить учебный процесс с работой в сети, что особенно важно для студентов, которые приобретают практический опыт журналистской работы.

MediArt можно рассматривать как профессиональное Интернет-СМИ современного типа, поскольку он основан на технологиях веб 2.0. В этой связи сошлемся на мнение одного из его организаторов. На вопрос: «Стал ли сайт практической площадкой для студентов, обучающихся по специализации интернет-журналистика? -он ответил: «Конечно. Мы пробуем делать некий канал коммуникации, на базе которого студенты учились бы не просто размещать материалы, но пытаться работать со специализированными аудиториями. Сейчас в университете нет телетрансляторов, как это было раньше, а у нас на сайте студенты и преподаватели могут получить отклики на свои материалы. Кроме трех изначально запланированных рубрик, был запущен механизм четырех форумов, касающихся карьеры и работы, общения, корпорации и критического разбора творчества СМИ РТ. Все они популярны. Здесь можно узнать, интересен ли твой материал, какова его оценка читателями » [7]. Данная сеть погружает обучающихся непосредственно в практическую деятельность без отрыва от учебного процесса, что способствует усвоению ценностей и норм профессиональной среды, то есть искомой профессиональной социализации. MediArt подобен черенку, привитому к древу традиционного образования, и, как показывает практика, новая ветвь оказывается вполне жизнеспособна и плодоносна.

Одновременно в педагогике ближнего зарубежья активно проводятся эксперименты по организации образовательных процедур, реализуемых исключительно сетевыми средствами в рамках концепции коннекционизма. Стоит упомянуть проект В.Н. Кухаренко (Украина), смысл которого - в организации сетевого образовательного и самообразовательного взаимодей-

ствия с помощью средств, инструментов и сервисов, освоенных ее участниками. Для участия в нем не является обязательным подключаться к какой-то определенной платформе, например, системе дистанционного обучения Moodle, хотя такая рекомендация присутствует, а использовать то, чем каждый участник уже владеет (электронная почта, блоги, сайты, сообщества в социальных сетях, сервисы Google, Twitter, вебинары и т.п.). Также допускается самостоятельный выбор целей обучения, от которых зависит степень погруженности в сам процесс. В итоге прохождения курса участник наращивает как коммуникационно-технологическую, так и педагогико-техноло-гическую вооруженность, не говоря уже о том, что формирует в процессе обучения собственную систему контактов, то есть личный социальный капитал. Другим побочным продуктом этой системы является апробация различных сервисов в решении образовательных задач, то есть курс становится лабораторией новых педагогических методов и технологий. Подобного рода эксперименты группируются вокруг сетевого сообщества e-Learning PRO (http:// elearningpro.ru), которое объединяет профессионалов, работающих в области дистанционного обучения.

Надо сказать, что в этих проектах задача профессиональной социализации и связанная с ней задача накопления личного социального капитала явно и непосредственно не ставятся, хотя сами условия организации учебного процесса это предполагают. В дальнейшем было бы полезно явно включить эти позиции в список целей обучения, например, в форме создания или развития соответству-ющихсообществ практики, предполагающих

привлечение и тех пользователей, которые не являются участниками учебного процесса. Подобная задача была поставлена перед студентами отделения «Связи с общественностью » в рамках преподаваемого автором данной статьи курса «Теория и практика организации сообществ», но о степени формирующейся при ее решении профессиональной социализации пока говорить преждевременно.

Итак, социальные сети являются пока еще не до конца востребованным ресурсом для решения задач профессиональной социализации. Использование их в учебном процессе может компенсировать ограничения традиционных форм образования даже в том случае, когда обучение с использованием e-Learning осуществляется полностью в удаленном режиме.

Литература

1. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы раз-

работки модели специалиста // Современная высшая школа. 1986. № 2/54. С. 75-86.

2. Вайсбург А.В. Проблемы профессиональ-

ной социализации социологов в регионе // Регионология. 2009. № 1. URL: http:// regionsar.ru

3. Пфеффер Дж. Власть. Почему у одних она

есть, а у других - нет / Пер. с англ. А. Яковенко. М.: Карьера Пресс, 2011. С. 110.

4. http:// www.letopisi.ru/ index.php/ коннекти-

визм

5. Flusser V. Kommunikologie. Frankfurt: Fischer

Taschenbuch Verlag, 1996.

6. Патаракин Е.Д. Построение учебной сре-

ды из множества личных «кирпичиков» // Высшее образование в России. 2008. №8. С. 59.

7. Медийный ART-обстрел // Казанский уни-

верситет. 2005. №16, октябрь.

KALMYKOV A. PROFESSIONAL SOCIALIZATION IN E-LEARNING The possibilities of e-Learning in meeting the challenges of professional socialization and personal accumulation of social capital are discussed. It is shown that social networks are powerful, and not yet fully used resource for the decision of these tasks.

Key words: e-Learning, social capital, professional socialization, social network.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.