Эмпирические
исследования
Профессиональная социализация студенческой молодежи (на примере г. Хабаровска)
Ананичева С.Р.
В статье анализируется современное профессиональное образование, оказывающее значимое влияние на процесс социально-профессиональной социализации и жизненного самоопределения будущих специалистов. Исследуется процесс профессиональной социализации студенческой молодежи в период обучения в высших учебных заведениях, посредством первичной интеграции в профессиональную среду и включения в профессиональное сообщество (на примере г. Хабаровска).
Ключевые слова: профессиональная социализация, профессионализация, профессиональная адаптация, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, трудоустройство выпускников. Ananicheva S.R.
Professional socialization of student youth (on the example of Khabarovsk) The article analyzes the modern professional education, which has a significant impact on the process of social and professional socialization and life self-determination of future specialists. The process of professional socialization of students in the period of study in higher educational institutions, through the primary integration into the professional environment and inclusion in the professional community (for example, Khabarovsk).
Key words: professional socialization, professionalism, professional adaptation, professional self-determination, professional activity, employment of graduates.
Изучение процесса профессиональной социализации будущих квалифицированных кадров в условиях преобразования системы образования, а также трансформации экономической сферы российского государства обуславливается тем, что экономика, наука и культура нуждаются в дальнейшем росте численности и качества подготовки профессиональных ресурсов. В период модернизации общественной системы характерным образом проявляется желание отдельных социальных групп стать активными участниками инновационных процессов. Среди таких социальных групп, особое место занимает студенческая молодежь, т.к. только она способна усвоить весь социальный опыт и культуру предыдущих поколений, а также осуществить социально-экономические преобразования современного российского государства. Необходимо отметить, что на процесс социализации учащейся молодежи оказывает влияние не только мак-росоциальные преобразования, но и жесткие условия конкурентных рисков, сказывающиеся не только на моделях социализации молодежи, но и на выборе стратегий профессионального поведения. В современных условиях определяющую роль в профессиональной подготовке будущих трудовых кадров играет социализация, как раз в период прохождения обучения в вузах страны. Образование, направленное на формирование личности, можно рассматривать как средство приобретения че-
ловеком необходимого социально-экономического положения в социальной структуре общества.
Для современной российской молодежи достаточно сложной проблемой стала способность быстро реагировать на изменяющиеся требования рынка труда. В процессе рыночной конкуренции более чем необходимым стал поиск инновационных возможностей для самореализации учащейся молодежи, изменение их мотивации в процессе жизненного становления. Современное профессиональное образование способно оказывать определяющее воздействие на процесс социально-профессиональной социализации и жизненного самоопределения будущих специалистов. До недавнего времени профессиональная подготовка молодых кадров основывалась на приобретение необходимых трудовых знаний, навыков и умений. В последнее время возникла необходимость в формировании ценностно-мировоззренческой позиции будущих трудовых кадров, во время первичной профессиональной социализации, еще находящихся в учебном процессе. Такая первичная профессиональная социализация в высших учебных заведениях включает развитие профессиональных навыков будущих молодых специалистов, совершенствование морально-нравственной культуры, способной в дальнейшем помочь человеку выстроить отношения между коллегами, подчиненными и руководителями. Таким образом, образовательную среду вузов следует рассматривать как совокупность условий и средств, способствующих развитию образовательных и трудовых потенциалов студенческой молодежи, что в свою очередь и обеспечивает движение процесса профессиональной социализации.
Различные вопросы общей социализации личности, содержание профессиональной социализации анализируются в работах отечественных и зарубежных ученых. Например, теоретическое осмысление процесса социализации представлено в исследованиях Э. Дюркгейма, А. Маслоу, Дж. Мида, Г. Спенсера, О. Конта, Ч. Кули. В отечественных трудах анализ социализации личности, а также профессионально-трудовой, представлен Е.Н. Головахо, А.И. Ковалевой, О.Н. Козловой, Г.Е. Зборовским, В.В. Москаленко, Ж.Т. Тощенко, С.В. Новиковым. Институционального подход к рассмотрению вопро-
са социализации изучен в работах Л.И. Найденова, О.Н. Никитиной, Я.И. Гелинского, А.В. Дмитриева, Г.Б. Кораблевой, С.Г. Спасибенко. Проблеме профессиональной социализации молодежи в образовательной среде вузов посвящены работы Л.С. Выготского, Г.М. Андреева, А.Н. Джуринского, В.В. Касьянова, И.А. Бата-ниной, Т.Б. Казаренковой, А.Б. Курлова, В.В. Морозова, А.В. Петровского, В.Я. Нечаева [3].
Рассматривая проблему становления человека, как субъекта профессиональной деятельности, необходимо проанализировать сложившийся в науке понятийный аппарат и в первую очередь рассмотреть такие термины, как «профессиональное самоопределение», «профессионализация», «профессиональная социализация». В науке эти термины рассматривают как тождественные, близко-пересекающиеся. С моей точки зрения содержание этих терминов и их соотношение необходимо конкретизировать. Так, Н.С. Пряжников под профессиональным самоопределением понимает «поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения» [7, с. 330.]. В.А. Бодров, дает следующее определение, профессиональное самоопределение человека - это многомерный и многоступенчатый процесс, который может рассматриваться как:
1. серия задач, которые ставит общество перед человеком и которые надо решить;
2. процесс поэтапного принятия решения, посредством которого личность формирует баланс между собственными предпочтениями, интересами, целями и требованиями трудовой деятельности, потребностями общества;
3. процесс формирования личности профессионала, его индивидуального стиля и оценки деятельности [2, С.73-81.].
Под профессиональным самоопределением можно понимать осознание учащимися своего социального назначения и применения в выбранной ими профессиональной деятельности. Итогом должна стать конкурентоспособность специалиста и в социальном и в профессиональном плане, раскрытие его потенциала профессиональной востребованности на рынке труда. Следовательно, профессиональное самоопределение можно рассматривать как «Я-концепция» индивида, раскрывающая понима-
ние, переживания и намерения человека, предметные действия в профессиональной деятельности. Можно сказать, что профессиональное самоопределение, это не только способ выбора будущей трудовой деятельности, но и постоянно изменяющаяся процедура становления профессионала на всем этапе профессионально-трудовой жизни [4, С.11-14]. С такой точки зрения термин «профессиональное самоопределение» перекликается с термином «профессионализация». Так, по мнению многих авторов, профессионализация рассматривается как процесс становления профессионала, подразумевающий под собой выбор индивидом профессии с учетом своих способностей, усвоение правил и требований профессии, а также становление себя как профессионала, совершенствование своей личности с помощью профессиональной деятельности.
Таким образом, профессионализация, это процесс включения человека в профессиональную деятельность, становление и развитие его как профессионала, предполагающее постоянное углубление знаний в рамках одной профессии. Представляется, что рассмотренные выше процессы можно считать составными этапами изучаемого процесса профессиональной социализации. В процессе приобретения профессии, становление личности специалиста нельзя сводить только к формированию ее операциональной сферы в виде аккумуляции квалификационных навыков и умений, а предполагает скорее развитие сложной системы регуляции ее социального поведения. Поэтому, необходимо отметить, что исследование становления личности профессионала нужно начинать еще до вступления непосредственно в сам профессиональный процесс, еще на студенческой скамье. Формирование субъекта деятельности видится следствием прохождение человеком сложного пути своего развития, подготовка к вхождению в мир профессии, усвоения профессиональной деятельности, приспособления к ней и повышение профессионального мастерства. Так, Н.А. Каргопольцева рассматривает социализацию как «трудовую, профессиональную, интеллектуальную и нравственную зрелость личности», а в качестве основных принципов ее успешности называет «устойчивость личностных интересов, четкий профессиональный план, готовность к труду, гражданскую активность, высокие нрав-
ственные качества, культуру поведения и толерантность» [5]. С.Н. Макарова, в свою очередь, описывает профессиональную социализацию как «усвоение принятых в обществе форм поведения и общения, обеспечивающее самовозобновление социума, от успеха которого зависит, сумеют ли новые генерации перенять опыт, умения, ценности предыдущих поколений, занять их место в системе общественных отношений» [6].
Профессиональную социализацию будущих специалистов следует рассматривать, как процесс развития адаптационно-интегративных особенностей человека, а также результат усвоения большого круга социальных и профессиональных ролей, включающий осознание человеком себя как субъекта профессиональной деятельности. Также этот процесс должен включать в себя планирование профессиональной карьеры, поддержание высокого уровня профессиональной мобильности, а также понимание целостности и взаимообусловленности событий профессионального и жизненного пути. Сегодня в современном российском обществе значительный интерес вызывает теоретическое и практическое изучение проблемы внедрения выпускников ВУЗ-ов в общественные отношения на рынке труда. Следовательно, наиглавнейшей задачей социологии видится исследование процесса профессионального становления студенческой молодежи в период обучения в высших профессиональных организациях, посредством первичной интеграции в профессиональную среду и включение в профессиональное сообщество. Все вышеизложенное определило целью исследования - анализ проблемы профессиональной социализации студенческой молодежи, динамики профессиональных предпочтений в период обучения в системе высшего профессионального образования.
В феврале 2019 года в г. Хабаровске было проведено авторское социологическое исследование, в котором методом анкетирования по репрезентативной выборке было опрошено 240 студентов выпускных курсов Тихоокеанского государственного технического университета г. Хабаровск. Анализ данных проведенного исследования показывает, что большая часть опрошенных студентов (39,17%) приняли решение о выборе будущей профессии исходя из количества баллов ЕГЭ, позволяющих поступить в
Рисунок 1 - Мотивы выбора будущей профессии (в % от числа опрошенных)
Мотивы выбора будущей профессии
10,83 ■ Низкий проходной балл
А Ь при поступлении
39,17
1 Настояли родители на
27,92 данной профессии
■ Профессия престижна
22,08
ВУЗ (рис. 1). В итоге они учатся по той профессии, на которую хватило баллов при поступлении, а не по той на которую бы хотели действительно учиться. Полученные данные в ходе авторского исследования расходятся с данными социологического опроса 2014 г., проводимый НИУ ВШЭ совместно с АНО «Аналитический центр Юрия Левады» в рамках Мониторинга экономики образования (МЭО). В опросе приняли участие более 3350 студентов программ высшего образования дневных отделений из более 100 государственных и частных образовательных организаций высшего образования. При изучении основных мотивов выбора профессиональных организаций и специальности такой мотив как «легкость поступления» назвали только 10% студентов [8, С.34].
По данным авторского исследования 2019 г., 22,08% студентов отметили, что выбор профессии был им навязан мнением родителей, хотя в 2014 г. профессия была выбрана по совету родителей только у 14% опрошенных. Вполне очевидным становится вывод о том, что не имея возможности учиться по той профессии, на которой студенты хотели бы действительно учиться, в процессе обучения у них проявляется сниженная мотивация к формированию навыков и качеств, необходимых для квалифицированного специалиста.
Если в 2014 г. мотив выбора профессии был связан с ее престижностью, высоким спросом на рынке труда, легкостью трудоустройства
только у 10% опрошенных, то в 2019 г. его уже назвали 27,92%. Это свидетельствует о том, что при выборе будущей профессии студенты стали в большей мере ориентироваться на тенденции развития рынка труда, т.е. оценивать востребованность данной профессии потенциальными работодателями, а также уровень заработной платы по ней. Учитывая тот факт, что профессиональный выбор, это профессиональное самоопределение, наиважнейший этап, который значительно повлияет на будущую трудовую жизнь будущих специалистов, и при этом только небольшая часть студентов отметили, что их профессиональный выбор связан с реализацией собственных интересов, развитием личностных способностей и самосовершенствованием.
В ходе исследования было выяснено, как изменился профессиональный выбор студенческой молодежи за время их обучения в ВУЗ-е. Особенно это интересно по причине большого количества студентов с неадекватными мотивами выбора профессии. Судя по полученным данным, большая часть учащихся указали, что их отношение к получаемой профессии никак не изменилось. 37,08% опрошенных заявили, что мнение изменилось только в худшую сторону, т.е. достаточно большое количество респондентов невысоко оценивают свои личностные способности и заинтересованность требованиям будущей профессии. Таким образом, новые знания, полученные в процессе обуче-
181
г
Изменение профессионального выбора студентов во в ре ми обучения в ВУЗе
20,83 ■ Отношение к получаемой профессии не изменилось
42,08 ■ Изменилось толью в эдашую сторону
37,08 ■Изменилось в лучшую сторону
Рисунок 2 - Изменение профессионального выбора студентов во время обучения в ВУЗе (в % от числа опрошенных)
ния, сформировали мнение о неверно совершенном профессиональном выборе. Следовательно, низкий уровень информирования на стадии выбора профессии, нехватка актуальных знаний о социальных, экономических, психологических особенностях труда способствуют изменению отношения учащихся к выбранной профессиональной сфере деятельности и понижают готовность к осуществлению профессиональных планов.
Мнение о профессии изменилось в лучшую сторону, во время обучения у 20,83% опрошенных студентов, что позволяет сделать вывод о дальнейшем намерении трудится в избранной профессиональной сфере (рис. 2).
Оптимальность выбора будущей профессии также определяется намерением студенческой молодежи трудится по выбранной профессии после окончания ВУЗ-а. Проведенное исследование позволило выявить степень профессиональной готовности респондентов к будущей трудовой деятельности по получаемой профессии. Учитывая мнение К.К. Платонова о том, что «профессиональная готовность представляет собой субъективное состояние человека, считающего себя способным и подготовленным к реализации профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять» [1, С.105-110].
Почти половина респондентов (45,83%) дают ответ «как получится», что говорит о низкой степени заинтересованности к решению профессиональных задач и реализации функ-
циональных обязанностей, накладываемых профессией. Наименьшее число студентов (9,17%) четко заявили, что намерены работать по полученной профессии, так как считают ее интересной, перспективной для себя и полезной для общества (рис. 3).
Полученные данные в ходе авторского исследования расходятся с данными социологического опроса 2015 г., проводимый НИУ ВШЭ совместно с АНО «Аналитический центр Юрия Левады» в рамках МЭО. Так, в 2015 г. около половины респондентов (54%) планировали работать по получаемой профессии. При этом значительная часть (37%) составили те, кто не уверен, что в будущем будет работать по получаемой профессии. Точно не свяжет свою карьеру с получаемой профессией - 6% респондентов [8, С.53].
Согласно авторскому опросу 2019 г., высказывают желание работать по полученной профессии только при условии трудоустройства на интересующее место работы - 27,08% учащейся молодежи. 17,92% респондентов не намерены работать по вузовской специальности после окончания обучения (рис. 3). Все эти данные подтверждают, тот факт, что заведомо неадекватно сформированные ожидания насчет выбранной профессии, в дальнейшем приводят только к еще большему разочарованию в ней, а следовательно, и к низкой заинтересованности в трудоустройстве и выстраиванию карьеры по данной профессии. Также, подобная ситуация
Оценка желания работать по профессии после окончания
обучения в ВУЗе
■ Как получится
17,92
■ Только при условии
9,17 трудоустройства па интсрссующсс
место работы
Намерен работать по полученной
V Ш профссии, считая ее интересной,
перспективной для себя и
27,08 полезной для общества
■ Не намерен работать по
получаемой профссси
Рисунок 3 - Оценка желания работать по профессии после окончания обучения в ВУЗе (в % от числа опрошенных)
Рисунок 4 - Причины отказа работать по выбранной профессии (в % от числа опрошенных)
объясняет готовность значительной части студенческой молодежи (72,92%) поменять первоначальный профессиональный выбор, после окончания ВУЗ-а, в случае трудоустройства на более высокую работу по другой профессии, а также если возникнут проблемы при поиске и устройстве на работу по выбранной первоначальной профессии.
По вопросу изучения образовательных планов среди группы опрашиваемых, которые не
планируют работать по выбранной профессии, большая часть (49,17%) была мотивирована на продолжение обучения в магистратуре, либо на получение второго высшего образования с целью увеличения своих шансы на получение высокооплачиваемой работы (рис. 4). Полученные данные подтверждают результаты социологического опроса 2015 г., проводимый НИУ ВШЭ совместно с АНО «Аналитический центр Юрия Левады» в рамках Мониторинга экономики об-
Рисунок 5 - Знаний и навыков, приобретаемых в ходе учебы по данной профессии, достаточно для получения желаемого социального статуса в обществе? (в % от числа опрошенных)
разования, которые показал, что 47% студентов хотят продолжить обучение в магистратуре в российских вузах. Стремления респондентов получить второе высшее образование также достаточно популярны - 37% [8, С.29]
Для успешной профессиональной карьеры, будущий квалифицированный специалист должен владеть определенными навыками и качествами, позволяющими реализовать свои профессиональные знания в более широком диапазоне и быть конкурентоспособным не только в области базовой подготовки. Так, при ответе на вопрос «Знаний и навыков, приобретаемых в ходе учебы по данной профессии, достаточно для получения желаемого социального статуса в обществе?», большая часть респондентов (42,08%) затруднилась дать ответ. 27,08% студентов дали положительный ответ и оставшаяся часть (30,83%) указала, что знаний и навыков, приобретаемых по данной профессии недостаточно (рис.5). Таким образом, студенческая молодежь, оценивая получаемые знания и навыки, в основном, либо не уверены, что их достаточно для получения ими необходимого статуса, либо вообще затруднились дать ответ.
Также была изучена роль предприятий, предоставляющих места для прохождения производственной практики, в профессиональном становлении будущего специалиста, учитывая, что прохождение производственной практики может оказывать как положительное, так и не-
гативное влияние на дальнейшее профессиональное самоопределение студентов. Как позволяют судить оценки опрашиваемых студентов, основная часть респондентов, считает, что прохождение практики, это реальная возможность поучиться у профессионалов и понять, правильно ли была выбрана профессия. Только 20,83% респондентов оценивают производственную практику как возможность закрепления теоретических знаний на практике. 5,83% опрошенных студентов отметили, что производственная практика не оказала значимого положительного влияния на развитие профессиональных навыков, а даже сказалась на их негативном отношении к получаемой профессии (рис. 6). Этот показатель хоть и невелик, но все же говорит о необходимости выпускающих кафедр более ответственно подходить к выбору предприятий, на которых планируется прохождение производственной практики, после которой у студентов вырабатываются более ясные установки профессиональной деятельности, а также меняется отношение к более серьезному углублению профессиональных знаний.
Качество высшего образования в настоящее время обуславливается тем, насколько квалифицированный специалист востребован на рынке труда. В ходе исследования анализировались способы, которыми планируют воспользоваться выпускники при трудоустройстве. Основная часть выпускников (37,92%) планируют осуще-
Оценка роли предприятий, предоставляющих места для прохождения производственной практики, в профессиональном становлении студенческой молодежи
0 ■ Это соблюдение формальности
11,25 ■ Это реальная возможность закрепления теоретических знаний на практике
20,8В
62,08 5,83 ■ Практика не оказала значимого положительного влияния на развитие профессиональных навыков, а даже повлияла негативно на получаемую профессию ■ Это реальнаяеозможность поучиться у профессионалов и понять, правильно ли была выбрана профессия
Рисунок 6 - Оценка роли предприятий, предоставляющих места для прохождения производственной практики в профессиональном становлении студенческой молодежи (в % от числа опрошенных)
ствить поиск будущей работы с помощью родственников, друзей и знакомых. Обратиться в центры занятости населения собирается 22,92% респондентов. Планируют использовать при поиске работы вакансии, предлагаемые работодателями через Интернет - 19,17% опрошенных студентов. Уже нашли место работы - 7,92% студентов. Через ярмарки вакансий, проходящих на базе ВУЗ-а, планируют только 12,08% (рис. 7). При этом на вопрос «Должен ли ВУЗ помогать своим выпускникам в поиске работы и их дальнейшем трудоустройстве?», основная часть опрошенных (97,92%) указали, что должен.
Результаты проведенного исследования выявляют существенные противоречия и несогласованности в социально-профессиональном сознании студенческой молодежи. Так, анализ профессиональной социализации студентов выпускных курсов высшего профессионального заведения показывает, что процесс выбора бу-
дущей профессии находится в прямой зависимости от результатов единого государственного экзамена. Выявлено негативное влияние итогов ЕГЭ на выбор будущей профессии. Также этот выбор стал более прагматичным, учитывая, что значительная доля студентов видит ценность обучения в возможности получения престижной, высокооплачиваемой работы. Становится очевидным, что чем ниже заинтересованность учащихся в получаемых ими профессиональных знаний, навыков и умений, тем меньше желание реализовывать свою профессиональную деятельность на практике в трудовой среде. Тем более если молодой специалист и в теоретическом и практическом смысле малоэффективен, то он с большей вероятностью будет неконкурентоспособен в нынешних рыночных условиях.
Согласно проведенному исследованию, не многие молодые люди связывают профессиональное образование с возможностью реализа-
Рисунок - 7 Оценка способов, которыми планируют воспользоваться будущие специалисты при трудоустройстве (в % от числа опрошенных)
ции собственных интересов, развития своих способностей и самосовершенствования. В связи с этим незначительная часть обучающихся изначально ориентируются на овладение профессионально-трудовой деятельности, на становление себя как будущего профессионала, что существенно усложняет их адаптацию к будущей профессиональной деятельности. Можно с уверенностью утверждать, что адекватный выбор молодыми людьми своей будущей профессии, в соответствии со своими способностями, склонностями и предпочтениями, становится наиважнейшей проблемой, которую необходимо разрешать в процессе профессиональной социализации личности.
Оценивая эффективность профессиональной социализации студенческой молодежи, перспектив их будущего трудоустройства по профессии можно сделать вывод, что студенческая молодежь проявляют низкую заинтересованность в реализации своей профессиональной подготовки по полученной ими профессии. Также студентами рассматривается вариант переобучения по другой профессии при возможности трудоустройства на более оплачиваемую работу. Данная ситуация соответствует сложившимся тенденциям на рынке труда, когда молодые специалисты после окончания обучения не могут устроиться по профессии. Учитывая то обстоятельство, что получение высшего обра-
зования, определяет будущее социальное положение человека, значительная часть студенчества не уверена, что приобретаемое образование будет основополагающим фактором дальнейшего подъёма по социальной лестнице. Таким образом, подавляющая часть студенчества, находясь в начале пути своего профессионального становления, не обладает рациональным выбором той профессии, которая бы в равной степени смогла бы реализовать как свои личные, так и общественные потребности и интересы. Отношение и заинтересованность к будущей профессии не является личным делом самого учащегося, эта проблема имеет социальные, экономические, психологические корни, соответственно и решать ее надо с учетом всех этих факторов.
Учитывая такие низкие показатели профессиональной социализации, видится необходимость в повышении роли формальных структур, владеющие информацией о перспективах развития современного российского государства, в области профессионального самоопределения молодежи, а также активизировать сам процесс профессиональной социализации студенчества в области повышения навыков самообразования и развитие потребности в профессиональном саморазвитии. Также принимая во внимание, какой существенный вклад вносят производственные предприятия в профессио-
нальное становление студенческой молодежи, необходимо повысить уровень сотрудничества учебных организаций с потенциальными работодателями в разработке программ проведения практик будущих специалистов. Необходимо усилить работу с подрастающим поколением в вопросе выработке личностных рациональных профессиональных предпочтений, понимания содержания выбранной специальности и видение себя в будущем профессиональном сообществе. Таким образом, наиглавнейшей целью высшего учебного заведения должно стать комплексное воздействие на процесс профессионального становления студенческой молодежи включающая в себя сочетание организационных, материальных, воспитательных, психологических мер, направленных на формирование и развитие позитивных стимулов к овладению профессией.
Основной целью процесса профессиональной социализации молодежи видится в усвоение системы ценностей и нормативов поведения профессионального сообщества, реализуемых в своей будущей трудовой деятельности, с постоянным повышением уровня квалификации. Таким образом, интегрированные нормы функционирования профессионального сообщества и становятся затем структурными элементами внутреннего мира молодого специалиста. Профессиональная социализация, помимо выбора карьеры и возможности практической реализации своих усилий, это также саморазвитие специалиста как профессионала. Проходя обучение в высших учебных заведениях, студенческая молодежь вырабатывает необходимые для профессиональной деятельности компетентности, усваивает нормы профессиональной субкультуры, развивает адаптационные возможности. Успешное трудоустройство молодых специалистов находится в прямой зависимости от возможности приобретения собственного профессионального опыта в образовательной среде ВУЗ-а, а также от более качественной организации учебного процесса в сопровождении профессионального самоопределения выпускников. Непрекращающийся рост конкуренции образо-
вательных услуг повышает социализирующую направленность высших профессиональных заведений. Актуальными направлениями профессиональной социализации должны стать, в первую очередь, осознанный выбор студентами будущей сферы своего профессионального применения, во вторых, это изменение образовательного процесса на базе интегрированной многоуровневой системы образования, в третьих, это привидение учебных программ подготовки квалифицированных специалистов в соответствии с требованиями потенциальных работодателей.
Литература
1. Абасов, З. А. Проектирование студентами педвуза профессиональной стратегии / З. А. Абасов // Социологические исследования. -2006. - № 4. - С. 105 - 110.
2. Бодров В.А. Диагностика и прогнозирование профессиональной мотивации в процессе психологического отбора // Психологический журнал.2003. № 1, С.73-81.
3. Ирба О.С. Компетентностный подход как условие профессиональной социализации личности студентов-психологов: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Курск, 2009, 28 с.
4. Ильмушкин Г.М., Михайлов А.В. Анализ проблемы подготовки специалистов рабочих профессий / Фундаментальные исследования. 2007 №3. С. 11-14.
5. Каргопольцева Н.А. Социализация и воспитание студентов вуза / Вестн. ОГУ. 2002.
№ 2. С. 80-85.
6. Макарова С.Н. Успешная профессиональная социализация: основные подходы к исследованию. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lib.csu.ru/vch/095/145.pdf (дата обращения 18.02.2019).
7. Пряжников Н.С. Психолоия труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова.- М., 2001. С.330- 332.
8. Янковская В.В. Свойства и основной принцип формирования профессионально-педагогического потенциала // Экономика и предпринимательство. 2017. № 1 (78). С. 741-745.