УДК 378.637 ББК 74.580.44
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ивановский Ю.В., Амирова Л.А., Трусов С.В.
В статье рассматриваются вопросы теории и практики профессиональной социализации педагога в системе высшего и дополнительного образования, раскрывается и уточняется содержание основных понятий по проблеме. Обосновывается сущность профессиональной социализации педагога как социальнопедагогического явления. Излагаются основные требования к успешной профессиональной социализации будущих учителей. Авторы рассматривают высшее педагогическое образование как процесс и как систему способов, методов, технологий передачи профессиональных знаний, опыта, ценностей и других личностных составляющих, которые становятся результатом профессиональной социализации. Обращается внимание на перспективы дальнейшей профессиональной социализации специалистов в условиях системы дополнительного образования взрослых.
Успешная профессиональная социализация специалиста сегодня приобретает для общества первостепенную экономическую важность, поскольку социализированная личность строит свою профессиональную и образовательную траекторию более целесообразно, не затрачивая собственную энергию и государственные средства на пробы и ошибки. На сегодняшний день в педагогической науке проблемы социализации молодежи и отдельных ее направлений скорее намечены, чем изучены и проанализированы. В большей степени это утверждение справедливо в отношении профессиональной социализации, поскольку система профессионального образования еще находится в поиске адекватных новым социальным отношениям научно-педагогических концепций содержательно-
технологического обеспечения данного процесса в образовательных учреждениях.
Система профессионального педагогического образования является главным фактором и пространством производства и воспроизводства учительских кадров. Однако в рамках ее системы профессиональное становление личности будущего учителя до настоящего времени сводилось в основном к приобретению профессиональных знаний, умений и навыков. Значимые для будущих профессий характеристики личности, ее ценности и мировоззренческий потенциал, согласно стандартизованным суждениям принадлежали к более далеким перспективам профессионального становления уже на последипломном этапе подготовки.
Высокий профессионализм выпускников вузов и их причастность к ценностям современного общества являются основными показателями эффективности целостной системы высшего образования. С этим основополагающим тезисом связана одна из
ключевых социальных проблем, заключающаяся в разработке концептуальных представлений о системе профессионального педагогического образования, призванного на основе единства социального и биологического в человеке обеспечить профессиональное становление личности специалиста.
Успешная профессионально-педагогическая
социализация будущего учителя предполагает исследование сущности, направленности, содержательных и управленческих сторон процесса “вхождения” молодых людей в социальную среду, которая выступает весьма широким, содержательным и всеобъемлющим социально-педагогическим пространством становления специалиста. Как показывает анализ явления, указанное пространство подчиняется сложным законам функционирования любой не менее сложной социальной системы. Образовательное пространство в этом смысле лишь тогда выступает системой, когда обладает тремя очевидными и обязательными признаками системности: 1) структурированностью, 2) взаимосвязанностью элементов структуры, 3) объединенностью всех элементов единой объединяющей образовательной целевой установкой.
Системность образования и личности педаго-га-профессионала имеют в свою очередь единую фундаментальную природу, обусловленную системностью мироздания. Поэтому, независимо от нашего желания, систему профессионального образования необходимо рассматривать не только через широкий круг педагогических концепций, но и через социально-философскую концепцию сущности социального в целом и сущности социального в самом человеке.
В современной педагогической науке, как отечественной, так и зарубежной, опирающейся на широкие данные смежных наук, в последние десятилетия нашли обоснования самые различные подходы к теории социализации личности. Имеется достаточно широкий круг психологопедагогических исследований, где рассмотрены и обоснованы различные частные виды социализации личности - гуманистическая, нравственная, экономическая, трудовая, гражданская, правовая и др.
Эти исследования показывают, что проблемы, связанные с социализацией молодежи сегодня справедливо находятся в центре внимания исследователей. С другой стороны, вопросы социализации личности актуализируются в связи с неустойчивым состоянием общества, непрекращающимися социально-экономическим кризисом, “конфликтом”
ценностей, социальным расколом (социальной стратификацией) общества. Такая ситуация особенно болезненно отражается в образовательном процессе. Поэтому задача успешной профессиональной социализации студентов педагогических вузов в этом процессе приобретает не только теоретическое, но весьма существенное практическое значение.
Профессиональное становление личности на этапе обучения в вузе характеризуется рядом специфических новообразований: становлением и развитием профессионального самосознания, проявлением у субъекта обучения чувства причастности к определенной профессии, стремлением к повышению профессиональной компетентности, формировании особой системы профессиональных ценностей и др. Изучению механизмов развития указанных новообразований в контексте социализации личности, к сожалению, пока уделяется весьма фрагментарное внимание.
Как отмечают исследователи А. С. Гаязов, С.Б.Баязитов, А.Ф.Амиров - личность выступает одновременно как объект и субъект социализации вообще, и профессиональной социализации - в частности [1]. Осваивая профессию, человек, прежде всего, проходит этап адаптации к определенной профессиональной среде, усваивает определенные профессиональные нормы, и ценности одновременно активно взаимодействуя с этой средой. Указанный процесс сопровождается формированием собственных оценочных суждений и критериев по отношению к овладеваемой профессиональной деятельности. На начальных этапах профессиональной социализации личность интериоризирует существующие в данном обществе отношения в меру своей социальной активности. Очевидно, первыми результатами начальной профессиональной социа-
лизации выступают сформированное профессиональное самосознание, психологическая готовность личности к деятельности и профессиональному общению, наличие первоначальных профессиональных навыков и готовность к овладению более широким кругом практических навыков.
В соотношении объемов понятий “социализация” и “профессиональная социализация” последняя является, казалось бы более узким. Тем не менее, профессиональная социализация охватывает все сферы жизнедеятельности человека, включая сферу досуга и увлечений. Более того, она начинает формироваться в этой сфере, включая деятельность детей в учреждениях дополнительного образования.
Профессиональная социализация личности представляет собой процесс становления личности специалиста в определенных социальных условиях, где и происходит усвоение, интериоризация профессионального опыта. Этот процесс осуществляется на основе механизма, посредством которого человек преобразует социально-профессиональный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно и осознанно вводит в собственную систему поведения те нормы и поведенческие стереотипы, которые приняты в данной профессиональной группе. Иными словами нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном сообществе.
При исследовании вышеуказанных явлений необходимо развести интерпретируемые нами понятия.
Понятие “профессиональная социализация” не подменяет и не заменяет собой известные в профессиональной педагогике понятия “профессионализация”, “профессиональная подготовка”.
Когда употребляется понятие “профессионализация”, речь идет о процессе освоения личностью профессии. Этот процесс сопровождается приобретением в ходе специальной учебной и практической деятельности способности к компетентному выполнению профессиональных функций. Уровень профессионализации адекватен уровню мастерства и искусности в определенном виде занятий. Как отмечает В.Д.Шадриков “...в ходе профессионализации сильно изменяются требования личности к работе, разные ее аспекты приобретают личностный смысл и обуславливают привлекательность профессии для субъекта деятельности. При этом ведущим фактором, определяющим требования субъекта деятельности к профессии является сама профессиональная деятельность” [3].
Понятие “профессиональная подготовка” хотя и имеет различное толкование в педагогической
науке, однако в многочисленных определениях есть то общее, которое позволяет заключить, что профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы или группы работ. Профессиональная подготовка не всегда сопровождается повышением образовательного, интеллектуального уровня обучающегося и может быть получена в образовательном учреждении начального профессионального образования, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующую лицензию и в порядке индивидуальной подготовки с последующим прохождением аттестации. В некоторых случаях профессиональная подготовка ограничивается привитием человеку ряда навыков, необходимых для осуществления несложной профессиональной деятельности.
При уточнении понятии “профессиональная социализация” личности, мы исходили из того, что этот процесс представляет собой не просто социальное становление личности в ходе ее профессионализации. Профессиональная социализация личности, в нашей трактовке, это процесс усвоения субъектом образовательной деятельности профессиональных знаний, ценностей, норм, профессиональных и социальных навыков, позволяющих ему выполнять определенные социальные роли и профессиональные функции. Профессиональная социализация охватывает не только образовательный этап профессионализации личности, но и последующие этапы ее профессионального становления, где помимо освоения, личность уже воспроизводит социальный и индивидуальный опыт. При этом профессиональная социализация представляется как процесс многосторонний, охватывающий самые различные сферы жизнедеятельности личности - сознание, общение, деятельность и др., а результат профессиональной социализации выражается, по мнению Э.Ф.Зеера, нахождением человеком “. своего места в профессиональной стратификации, выработкой профессионального менталитета, формированием ролевого поведения и профессиональной идентификации” [2].
Отметим, что в педагогической литературе встречаются попытки отождествить понятия “профессионализация” и “профессиональная социализация” личности. При этом исследователи недостаточно раскрывают смысл и содержание второго понятия, имея в виду профессиональное становление обучающихся, содержащую социальную направленность, а не социализацию как таковую. Профессиональная социализация не всегда означает овладение человеком перечня сугубо профессиональных умений и навыков. В то же время ре-
зультаты профессиональной социализации можно рассматривать как необходимое условие, предпосылку для их овладения.
К примеру, спортивный комментатор может освоить все тонкости того или иного вида спорта как профессиональной деятельности, знать все правила, нормы, традиции, систему ценностей и быть приверженцем этих ценностей, активным участником пропаганды данного вида спорта. В этом случае мы можем констатировать, что человек прошел профессиональную социализацию. В то же время, этот спортивный комментатор не всегда владеет необходимыми умениями и навыками, позволяющими считать его спортсменом-профессионалом. Иными словами в силу каких-либо причин он не прошел этап профессионализации.
Современное высшее педагогическое образование необходимо рассматривать и как процесс, и как систему способов, методов, технологий передачи и усвоения профессиональных знаний, опыта и ценностей, которая создает жизненную среду, способствующую или не способствующую успешной профессиональной социализации личности.
Традиционная вузовская система видит свою задачу в том, чтобы приобщить будущих специалистов к обобщенному и систематизированному опыту человечества. Отсюда - чрезмерно преувеличенная роль теоретических знаний в содержании обучения, ориентация их на усвоение теоретических основ. В силу методической и технологической инерции образовательный процесс преимущественно ориентирован на объяснение студентам “как надо” выполнять свои профессиональные функции. Будущие специалисты в меру своих интеллектуальных способностей усваивает все эти “надо”, а работать “как надо” не могут. Речь, таким образом, идет не о самих знаниях, представляющих важный компонент в обеспечении успеха профессиональной деятельности, а о том, как они приобретаются.
Многогранная и разносторонняя природа личности предполагает и обуславливает использование в образовательном процессе вуза всего многообразия видов деятельности, совокупное единство которых призвано обеспечить позитивные сдвиги как в социальной, так и в биологической сфере личности студента на пути к профессиональному становлению.
С точки зрения перспективной (желаемой) модели обучения человек по мере своего профессионального роста и развития аккумулирует значительный опыт, который может быть использован в качестве источника обучения как самого обучающегося, так и других людей. Функцией обучающего в этом случае является оказание помощи обучаю-
щемуся в актуализации его наличного опыта. В связи с этим широкие перспективы для дальнейшей профессиональной социализации педагога открываются позже, в частности в процессе обучения в учреждениях системы дополнительного образования взрослых.
В системе дополнительного образования взрослых готовность обучающихся учиться определяется их потребностью в изучении чего-либо решения их конкретных жизненных проблем. Поэтому сам обучающийся играет ведущую роль в формировании собственной мотивации и определении целей обучения, являясь субъектом собственной профессиональной социализации. В этом случае задача обучающегося состоит в том, чтобы создать слушателю благоприятные условия для обучения, снабдить его необходимыми методами и критериями, которые помогли бы ему выяснить собственные потребности в обучении. Учебные программы в этом случае должны быть построены таким образом, чтобы новые знания было возможно применить в жизни, а их последовательность и время изучения должны определяться не только системными принципами, но и готовностью слушателей к дальнейшему обучению. Основой организации процесса обучения в связи с этим становится управляемое самообучение на основе индивидуальной программы обучения, преследующей личностные, конкретные цели обучения для каждого. По сути, реализация этих целей и есть продвижение педагога по пути его профессиональной социализации.
В процессе обучения в педагогическом вузе будущие учителя преимущественно ориентируются на приобретение знаний, зачастую не являющихся актуальными для личности на данный момент. Студенты знают заранее, что основная совокупность полученных знаний если и пригодится им в жизни, то позже. Их целью становится заучивание как можно большего количества информации, освоение знаний, умений, навыков про запас, часто без конкретной связи с практической деятельностью. А задачей обучающего является передача как
можно большего количества информации, также без достаточно зримой связи с практикой. Весь курс обучения строится, естественно, по разделам учебных дисциплин, следуя логике данного предмета.
В рамках андрогогической модели системы дополнительного образования, специалисты желают быть в состоянии применить полученные знания и навыки уже сегодня, чтобы стать более компетентными в решении каких-то проблем, чтобы более эффективно действовать в жизни. Соответственно, курс обучения строится на основе развития определенных аспектов компетенции обучающихся и ориентируется на решение их конкретных задач. Деятельность слушателя заключается в приобретении того конкретного содержания образования, которое необходимо ему для решения профессионально важных проблем, а деятельность преподавателя сводится к оказанию помощи обучающемуся в отборе необходимой ему профессиональной информации. Обучение, как правило, строится по междисциплинарным модулям (блокам) или какой-либо иной интегративной схеме.
Таким образом, в нашем понимании изучаемого процесса выделяется две стороны профессиональной социализации: результат, в качестве которого выступают готовность к педагогической деятельности, профессионально-педагогический
опыт, включающий личностные ценности и субъект социализации, которым является тот, кто их осваивает. Более требовательное изучение данного феномена позволяет рассуждать об активной форме социализации, когда личность формирующегося педагога стремится воздействовать на профессиональную среду, с целью изменения ее в плане существующих норм, ценностей, форм взаимодействия и осваиваемой профессиональной деятельности. В данной трактовке профессиональной социализации важно установление ее деятельностной, активной сути.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гаязов А.С., Баязитов С.Б., Амиров А.Ф. Социализация личности гражданина в пространстве муниципального образования. - Уфа: БГУ. - 2000 - 197с.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический Проект, 2003. - 336с.
3. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. - М: Логос, 1996. - 320с
Поступила в редакцию 20.06.06 г.