Научная статья на тему 'Профессиональная рефлексия этнокультурной личности на путях профессионализации'

Профессиональная рефлексия этнокультурной личности на путях профессионализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
130
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ПРОДУКТИВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / PRODUCT PROFESSIONALIZATION / ETHNIC SELF-ACTUALIZATION / OCCUPATIONAL REFLECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Троянская Анна Игоревна

Рефлексиякаксистемныйрегулирующиймеханизмделаетвозможнымосознанноесоотнесениепрофессиональногоикультурногововнутреннеммиречеловека. Встатьесопоставленыструктурыпрофессиональнойрефлексииспециалистовразныхнациональностейнаразличныхэтапахпрофессионализации. Рассмотренасвязьпрофессиональнойрефлексиииэтническогосамосознаниявовнутреннеммиречеловека. Данырекомендациипооптимизациипроектированияиуправленияпрофессионализациейвполикультурномрегионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Occupational reflection of Etna culture personality on ways of professionalization

Reflection as a system control mechanism allows combining consciously professional and cultural aspects in the inward man. In the article professional reflection structures of different nationalities specialists at the variant stages of professionalization are compared. The connection between occupational reflection and ethnic self-actualization is considered. Advices for optimizing professionalization planning and administration processes in multicultural region are provided.

Текст научной работы на тему «Профессиональная рефлексия этнокультурной личности на путях профессионализации»

15. Шмелев А. Г. и др. Основы психодиагностики: учеб. пособие для студентов педвузов. М., Ростов н/Д: Феникс, 1996. 544 с.

16. Якунин В. А. Педагогическая психология: учеб. пособие. 2-е изд. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2000. 349 с.

УДК 159.923

А. И. Троянская

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ НА ПУТЯХ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

Рефлексия как системный регулирующий механизм делает возможным осознанное соотнесение профессионального и культурного во внутреннем мире человека. В статье сопоставлены структуры профессиональной рефлексии специалистов разных национальностей на различных этапах профессионализации. Рассмотрена связь профессиональной рефлексии и этнического самосознания во внутреннем мире человека. Даны рекомендации по оптимизации проектирования и управления профессионализацией в поликультурном регионе.

Ключевые слова: продуктивная профессионализация, этническое самосознание, профессиональная рефлексия.

Reflection as a system control mechanism allows combining consciously professional and cultural aspects in the inward man. In the article professional reflection structures of different nationalities specialists at the variant stages of professionalization are compared. The connection between occupational reflection and ethnic selfactualization is considered. Advices for optimizing professionalization planning and administration processes in multicultural region are provided.

Key words: product professionalization, ethnic self-actualization, occupational reflection.

Будучи системным качеством, рефлексия вплетена в разнообразные сферы жизни человека, имеющие отображение в его внутреннем мире. Она помогает понять, упорядочить, соотнести разнородные миры, в которые погружен человек. Так, в рамках профессионального мира рефлексия выступает системным, надынтегральным механизмом регуляции деятельности [2]. В рамках этнического мира благодаря рефлексии происходит присвоение культурных ценностей, осознание их как личного достояния [6]. Однако и сама рефлексия осуществляется целостной личностью, субъектом профессионального и, одновременно с этим, этнического мира. Необходимо допустить, что сама рефлексия несет на себе отпечаток культуры, к которой принадлежит человек, что проявляется в этнокультурных характеристиках профессиональной рефлексии личности.

Рефлексивные процессы, служащие пересмотру, переструктуриро-ванию, преобразованию схем деятельности, своей позиции в ней, образа мира вообще, особенно интенсифицируются в ситуации несовпадения, конфликта, кризиса. Перечисленными характеристиками наделены условия профессионального переобучения, повышения квалификации, сопровождающиеся столкновением старого образа деятельности, норм и стереотипов и новых знаний, методов и требований. В процессе переобучения неизбежен критический пересмотр и переструктурирование своего отношения к профессии, к себе как профессионалу. Именно такие условия актуализации профессиональной рефлексии были выбраны для проведения данного исследования.

Профессиональная рефлексия понимается нами как синтетическая психическая реальность, которая явлена и как психический процесс, и как психическое свойство (рефлексивность), и как психическое состояние одновременно, проявляющиеся в познании, переосмыслении и проектировании личностью собственной профессиональной деятельности, своей позиции в ней и образа себя как субъекта этой деятельности.

В рамках исследования нами была проведена групповая тестовая диагностика профессиональной рефлексии этнических субъектов. Измеряемыми индикаторами профессиональной рефлексии служили самооценка профессионально важных качеств (ПВК), уровень рефлексивности, производящая мотивация, профессиональное самосознание учителя, удовлетворенность профессией, значимость событий профессионального пути. Для измерения использовался сокращенный вариант комплексной методики «Мотивация профессионального самосовершенствования» (А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, Л. Г. Лаптев и др.) [4], представленный методиками «Самооценка профессионально значимых качеств» (ПЗК), «Логический квадрат», «Мотивационный профиль личности», «Профессиональное самосознание учителя» А. В. Савчука, а также методика измерения уровня рефлексивности личности А. В. Карпова [3] и «Анализ жизненных целей» Л. Д. Столяренко [5].

Были сопоставлены картины корреляционных связей компонентов профессиональной рефлексии, их соотнесенность с этническим самосознанием в финно-угорской (удмуртской) и русской группах на начальном и заключительном этапах профессионализации с целью выявления культурно-специфических особенностей (рис. 1, 2). В исследовании участвовали специалисты удмуртской и русской национальностей, занятые в системе образования, проходящие курс повышения квалификации. Численность выборки составила 128 человек. Национальность определялась по самоотчетам.

Выявленные связи компонентов профессиональной рефлексии в удмуртской и русской подгруппах педагогов, начинающих обучение, представлены графически на рис. 1.

Рис. 1. Связи компонентов профессиональной рефлексии и этнического самосознания на начальном этапе продуктивной профессионализации:

1 - рефлексивность; 2 - производительная мотивация; 3 - профессиональное самосознание учителя; 4 - удовлетворенность профессией; 5 - значимость событий профессионального пути; 6 - самооценка профессионально важных качеств;

7 - этническое самосознание

Сопоставив картины связей компонентов профессиональной рефлексии в удмуртской и русской подгруппах, можно характеризовать обе структуры как довольно разрозненные и диффузные. Внутренняя конфликтность условий ревизии наличных знаний, компетенций, встреча с новой информацией, новыми требованиями к своей профессиональной деятельности заставляет личность подвергнуть пересмотру сложившийся образ, стереотип своей деятельности, свою позицию в ней как ее субъекта. Эта диффузия проявляется в отчужденности эмоциональной составляющей профессиональной рефлексии (компонентов удовлетворенности профессией и значимости событий профессионального пути). В удмуртской группе отчужденность выражается в отсутствии связей, изоляции компонентов, в русской - в конфликтном, противоречивом отношении компонентов: педагоги, обладающие развитым профессиональным самосознанием, не удовлетворены своей профессией. Неудовлетворенность незащищенным положением профессии в социуме, материально-технической базой вступает в противоречие с сущностью профессии, развитым осознанием себя как профессионала - возникает ощущение напрасности профессиональной реализации. Возможно, традиционные для удмуртской культуры ценности умеренности, кротости и сдержанности обусловливают отчуждение эмоциональной составляющей профессиональной рефлексии в конфликтных усло-

виях. В удмуртской подгруппе наибольшее количество связей имеет показатель производительной мотивации. Он выступает базовым элементом структуры. Стремление к производительной активности, изменению направляет рефлексию профессионала удмуртской подгруппы в конфликтных условиях. Это соотносится с такой традиционно выделяемой особенностью удмуртского этноса, как неиссякаемое трудолюбие [6].

Картина корелляционных связей различна в обеих группах, этническое самосознание не имеет значимых связей с профессиональной рефлексией в русской группе, но обнаруживает их в удмуртской. Осознание себя членом этнической общности в русской группе педагогов, начинающих обучение, оказывается не связанным с профессиональной рефлексией, существует с ней параллельно. В удмуртской группе оно имеет область соприкосновения с компонентами профессиональной рефлексии, представленную в виде связей с показателями производящей мотивации, рефлексивности личности, самооценки профессионально важных качеств. Можно предположить, что чувство этнического самосознания в удмуртской группе более прочно укоренено в структуре личности, что обеспечивает сохранение некоторых связей этнического самосознания с компонентами профессиональной рефлексии даже в конфликтных условиях начальной ступени продуктивной профессионализации.

Рассмотрим связи компонентов профессиональной рефлексии в удмуртской и русской подгруппах педагогов, находящихся на заключительной ступени продуктивной профессионализации (рис. 2).

Рис. 2. Связи компонентов профессиональной рефлексии и этнического самосознания на заключительном этапе продуктивной профессионализации:

1 - рефлексивность; 2 - производительная мотивация; 3 - профессиональное самосознание учителя; 4 - удовлетворенность профессией; 5 - значимость событий профессионального пути; 6 - самооценка профессионально важных качеств;

7 - этническое самосознание

Наблюдаемая в каждой подгруппе тесная связь компонентов профессиональной рефлексии между собой подтверждает их принадлежность к одному психическому феномену. Актуализируются связи профессионального самосознания учителя, удовлетворенности, значимости профессиональной деятельности. На заключительном этапе продуктивной профессионализации восстанавливается тесная структура коррелляционных связей. Эта структура опять же различна в исследуемых группах. Яркая особенность удмуртской подгруппы заключается в том, что у ее представителей показатель самооценки профессионально важных качеств тесно интегрирован в структуре профессиональной рефлексии: осознание себя педагогом, наделение значимостью событий профессионального пути связывается с оценкой профессиональных качеств. В русской подгруппе у нее нет прямых связей с самоотождествлением с профессиональной ролью, наделением значимостью событий профессионального пути. Наблюдается скорее инструментальное отношение к профессионально важным умениям как к развиваемым, нарабатываемым качествам.

Этническое самосознание оказывается плотно «сцепленным» с профессиональной рефлексией, причем в удмуртской группе - значительно более плотно. Этническое и профессиональное самосознание в ходе профессионализации совершает переход в русской подгруппе от параллельного существования к сближению, в удмуртской - от соприкосновения к более тесному сближению. Представители удмуртской национальности в большей степени воспринимают себя включенными в культуру, хранящими ее ценности. Это, возможно, объясняется региональной особенностью, состоящей в том, что основная часть педагогов удмуртской подгруппы более тесно включена в традиционную культурную среду, в отличие от большинства педагогов русской подгруппы, осуществляющих деятельность в унифицированной урбанизированной среде.

Таким образом, сопоставляя картину связей компонентов профессиональной рефлексии в удмуртской и русской группах педагогов, находящихся на заключительном этапе продуктивной профессионализации, а также сравнивая ее с ситуацией начального этапа, можно утверждать, что профессиональная рефлексия является целостным образованием, восстанавливающим на этом этапе свою структурность. Это подтверждается наличием тесных взаимосвязей между компонентами профессиональной рефлексии в обеих подгруппах в сравнении с диффузным состоянием, отчуждением эмоциональной составляющей на начальном этапе.

Рассматриваемый этап характеризуется не только восстановлением структурности самой профессиональной рефлексии, но и тем, что в эту

структуру тесно вплетается этническое самосознание. Специалист воспринимает себя включенным в культуру, носителем ее ценностей, субъектом не только профессионального, но одновременно и культурного мира.

Процессы рефлексии, осуществляемые личностью в ее целостности, с позиций единства ее характерных качеств, профессиональных и культурных в том числе, несут на себе отпечаток культуры, к которой принадлежит человек, отражают специфику, обусловленную характеристиками этой культуры. Культурные особенности понимаются в широком смысле как этнорегиональные, т. е. в том числе и признаки социального окружения. Учитывая, что процессы профессиональной рефлексии являются системообразующим фактором продуктивной профессионализации и совершенствования специалиста [4], следует отметить, что культурные характеристики профессиональной рефлексии определяют специфику хода продуктивной профессионализации на разных этапах ее осуществления: от самосознания и принятия решения о совершенствовании до заключительного самоконтроля и самокоррекции, осознания достигнутого уровня профессиональной компетентности и проектирования ее будущего приложения в повседневной деятельности.

Результаты исследования позволили сформулировать рекомендации по оптимизации проектирования и управления продуктивной профессионализацией в поликультурном регионе. На начальном, кризисном этапе этого процесса особое внимание необходимо было уделить поддержанию производительной мотивации, подкреплению стремления к саморазвитию в удмуртской подгруппе, поскольку у ее представителей именно этот вид мотивации является ядром профессиональной рефлексии. В русской группе на начальном этапе наблюдалось конфликтное отношение между так называемыми «эмоциональными» и «когнитивными» компонентами профессиональной рефлексии. Для разрешения этого конфликта следовало обратиться к сущностному, смыслообразующему содержанию профессии. На заключительном этапе в удмуртской подгруппе самооценка профессионально важных качеств имела тесные связи с другими компонентами профессиональной рефлексии, поэтому требовалось бережное отношение к ней, сохранение ее оптимального уровня. Оценивая отчеты и самопрезентации, мы учитывали вероятную сдержанность и умеренность в представлении своих достижений в удмуртской группе, возможную ориентацию на социально желательные ответы - в русской.

Специалистам образовательных учреждений, методистам, психологам, осуществляющим профориентацию, профконсультирование, обучение в поликультурных регионах, необходимо опираться на ценности куль-

туры каждого народа, учитывать культурную специфику осмысления профессии и позиции профессионала в ней. Это позволит достигнуть продуктивности деятельности и профессионализации, высокого уровня самореализации в профессии этническими субъектами. Данные направления осуществляются в рамках личностно-ориентированного подхода в профессиональном образовании путем создания благоприятных условий для максимального развития индивидуальности каждого человека, формирования активной, творческой личности, наиболее полной реализации в профессии ее потенциальных возможностей, использования культуроспецифических преимуществ.

Литература

1. Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. М., 2000. С. 115-160.

2. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: ИП РАН, 2004. 421 с.

3. Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология метакогнитивных процессов личности. М.: ИП РАН, 2005. С. 98-133.

4. Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом / под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. М., 2001. С. 95-123.

5. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов н/Д, 1995. С. 207-212.

6. Хотинец В. Ю. Этническое самосознание. СПб., 2000. С. 51-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.