Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка учителя к педагогическим инновациям в современном образовании'

Профессиональная подготовка учителя к педагогическим инновациям в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Млочешек Любовь Ивановна

В статье представлены результаты диагностического эксперимента по выявлению у первокурсников мотивации выбора педагогической профессии. Автором приведены данные исследования, проведенного среди студентов, осваивающих профессию учителя изобразительного искусства и учителя-логопеда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Млочешек Любовь Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка учителя к педагогическим инновациям в современном образовании»

Рис. 1. Схема установленного наличия технико-технологической системы щелеватель - микротеррасер - автомат контроля параметров

В принципе, эта задача представляет собой предмет отдельного исследования и имеет глубокие теоретические и экспериментальный разработки. Как видно, методика выбора оптимальных режимов функционирования и предполагаемой системы основана на поэтапной вычислительной процедуре по упомянутой схеме.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Мольдерф В.Е., Булуликов Ю.Г., Ежак П.И., Мольдерф Г.И. Новый способ освоения каменистых склонах. Лесохозяйственная информация // ЦБНТИ. 1975. № 9.

2. Мольдерф В.Е., Ежак П.И. Противоэрозийная подготовка почвы на склонах щелеванием. Ташкент: УзНИИНТИ, 1976.

3. Мольдерф В.Е., Ежак П.И, Гриднев В.И. Устройство для нарезания в почве щели и заполнения ее сыпучим материалом. Авторск. свидетельство СССР № 604522.

4. Мольдерф В.Е., Булуликов Ю.Г., Ежак П.И. Способ выращивания растений на каменистых почвах. Авторское свидетельство СССР № 515484.

Л.И. Млочешек

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ

К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ИННОВАЦИЯМ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Механизм, источник саморазвития школы заключен в инновациях учителей как творческой деятельности. Для этого важно формировать у будущего учителя творческое отношение к инновациям, стремление понимать их суть, концептуальные основы.

Однако в массовой практике деятельности учителей нередко наблюдается механический перенос инноваций в педагогическую деятельность. В условиях формального переноса новшества в профессиональную деятельность оно теряет смысл. Чтобы этого не происходило, будущего учителя необходимо знакомить с сущностью новшества, с работами ученых, которые разработали это нововведение.

Иногда учитель вводит в свою профессиональную деятельность дидактическую систему обучения Л.В. Занкова, не изучив при этом его работы, в которых раскрываются принципы этой развивающей системы обучения. Главный принцип в этой дидактической системе - это обучение

всех, в том числе и слабых. В массовой практике педагогической деятельности учителей, работающих по занковской системе обучения, этот принцип чаще всего нарушается. Нарушение состоит в том, что в занковские классы отбираются способные дети, с высоким уровнем интеллектуального развития, в то время как автор вышеназванной системы обучения создавал ее для аномальных детей, для детей, имеющих задержки в психическом развитии. Не разобравшись в сути дидактической системы Л.В. Занкова, учитель начинает «исправлять» слабости этой системы, вводя наиболее продуктивные технологии. Этот факт свидетельствует о необходимости формирования у будущего учителя педагогического профессионализма по отношению к инновациям. И эту работу необходимо проводить не только в процессе изучения теоретических дисциплин, но и в ходе педагогических практик, когда студент начинает свою профессиональную деятельность в классах, где учитель апробирует различные инновации и анализирует возникающие при этом проблемы. Находясь на педагогической практике у учителя, который работает по системе Занкова, у студента будет формироваться творческое отношение к педагогической деятельности вообще и к инновационной в частности. Студент должен понимать, что инновации вводятся для решения определенных проблем, а не потому, что это требуют вышестоящие органы. Именно к такому педагогическому профессионализму в отношении инноваций необходимо готовить будущего учителя. Для этого в образовательных учреждениях должны быть журналы по педагогической иннова-тике, в которых обобщаются педагогические новшества во всех странах мира. В каждой школе, в педагогическом вузе должен быть журнал «Информация и инновации в образовании». Слово «инновация» в переводе с латинского языка означает обновление, изменение, ввод чего-то нового, введение новизны [3, 10]. Понятие «нововведение» (инновация) определяется и как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику [3, 10]. Инновационный процесс связан с ревизией устаревших норм и их пересмотром [3, 12]. Близкими в понятийном отношении к термину «инновация» являются понятия «изменение», «совершенствование», «реформа».

Студент при овладении инновациями должен усвоить главное: любые педагогические нововведения должны быть направлены на развитие ученика. Поэтому, вводя новшество, не следует забывать древнюю заповедь: «Не навреди». Учитель всегда творит на живом «человеческом материале», поэтому важен этический аспект в нововведениях. Этическому аспекту во взаимодействии, в сотрудничестве с учащимися педагоги-новаторы придают большое значение. Педагог-гуманист Ш.А. Амонашвили вводит ежедневно инновационные технологии в обучение детей для того, чтобы удовлетворить стремление детей к познанию, их страсть к взрослению.

Свою педагогическую позицию по отношению к детям Ш.А. Амонашвили выразил так: «Дети - активные существа..., стремящиеся к преобразованию. И если это так, то следует им создать организованную среду, только не такую, которая грозит им пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность.

Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом» [1, 28]. Инновации педагога-гуманиста Ш.А. Амонашвили мотивированы его любовью к детям, которую он стремится выразить в наилучших формах.

Из вышеописанного следует, что очень важен мотивационный компонент в профессиональной инновационной деятельности учителя. В науке различают 4 вида профессиональной мотивации учителя: 1) материальные мотивы; 2) мотивы самоутверждения; 3) профессиональные мотивы; 4) мотивы личностной самоорганизации. В зависимости от преобладающих мотивов по-разному строится инновационная деятельность педагога.

Если учителя побуждают к инновациям внешние стимулы (материальное вознаграждение, присвоение высокого разряда), то такой учитель ориентирован на внешние показатели труда. Использование новшеств носит случайный, эпизодический характер.

Если учителя стимулируют к инновациям мотивы самоутверждения (внешние мотивы), то он ищет средства, которые дают эффективную отдачу. Поиск такого учителя направлен на внешние эффективные способы работы. Использование новых, эффективных методов превращается в самостоятельную задачу, подчиненную цели личного успеха.

Профессионально мотивированные учителя поиск инновационной деятельности направляют на стимуляцию детей к большей активности, на изучение индивидуальных способностей учащихся, на развитие творческих способностей детей, на лучшее усвоение учениками знаний и умений. В каждом уроке такой учитель ищет возможности для личностно ориентированного обучения, для осуществления личностного подхода к детям.

Личностный подход требует признания учителем уникальности личности. Мало того, учитель добивается, чтобы каждый ребенок видел в самом себе личность. И, наконец, учитель стремится к тому, чтобы каждый воспитанник видел личность в каждом из окружающих его людей. Это предполагает готовность учителя смотреть на ребенка как на заведомо интересного человека.

Для осуществления личностного подхода учитель должен знать: 1) направленность личности школьника, его интересы, склонности; 2) его профессиональный опыт как ученика, который заключен в его умении учиться, в привычках поведения, соответствующих нормах, в развитости психических процессов (памяти, мышления, внимания, речи и других процессов); 3) половые различия личности (стирание различий между женским и мужским началом в воспитании приводит к тому, что на выходе из стен школы мы все реже обнаруживаем девушку, обладающую женственностью, нежностью, лаской и все чаще встречаем спортивно-технократизированный вариант женщины); 4) типологические свойства личности, связанные с особенностями темперамента.

Личностный подход основан на принципах гуманистической педагогики: 1) принцип веры в ребенка; 2) принцип сотрудничества учителя с детьми; 3) принцип включения ученика в значимую для него деятельность; 4) использование таких форм и видов деятельности, в которых ребенок чувствует себя неповторимой личностью.

Мотивы личностной самореализации стимулируют учителя к реализации себя и как личности и как профессионала в учебном процессе. Каждый метод такой учитель пропускает через свои способности и направляет на решение педагогических задач. Любой метод реализуется с учетом интересов детей, всегда осмысливаются результаты урока, осуществляются попытки его изменения, внесения новшества. Урок у такого учителя строится как педагогический процесс, в котором взаимосвязаны такие компоненты.

исходное ie.ii ь их создание

состоя- обуче- > педагог.

ние: обу- ния, процесса

чаемость разви-

учащихся тия, воспитания

технология реализации пед. процесса

реакция мчащихся на усвоение материала

результат • в обучений

Такой целостный педагогический процесс отличается следующими свойствами: 1) педагогический процесс обеспечивает не только формирование отдельных свойств личности, а и личности в целом; 2) все структурные компоненты педагогического процесса решают три задачи: образовательную, развивающую, воспитательную; 3) обеспечивается единство деятельности учителя, коллектива и всех учащихся.

Вышеописанный педагогический процесс строится на идеях гуманистической педагогики. Гуманистическая педагогика ориентирована на личность, на формирование свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, способной делать самостоятельный выбор в различных ситуациях. Гуманизация педагогического процесса требует отказа от авторитарной педагогики с ее давлением на личность и создания в педагогическом процессе таких условий, когда ученик не может не учиться, не может оставаться равнодушным участником воспитательных дел, сторонним наблюдателем текущей жизни.

Гуманистическая педагогика основана на: 1) человеческом отношении к ученику; 2) уважении его прав и свобод; 3) предъявлении ученику посильных требований; 4) уважении личности воспитанника даже тогда, когда он не выполняет требования; 5) доведении до сознания ученика конкретных целей образования; 6) ненасильственным формировании личностных качеств ребенка; 7) отказе от наказаний, унижающих ребенка.

Главный принцип современного образования - его гуманистическая ориентация, и он должен быть реализован во всех инновациях. И если учитель будет руководствоваться этим принципом в своей инновационной деятельности, то современное образование качественно преобразуется в направлении развития личности каждого ребенка.

Чтобы формировалась такая гуманистическая ориентация будущего учителя в педагогической деятельности, для этого необходимо развивать мотивационные предпочтения студентов педагогического вуза к педагогическому труду. Мотивационная составляющая профессионального становления, развития будущего учителя должна стать сущностным компонентом содержания образования в педагогическом вузе. На формирование профессиональной мотивации должна быть направлена педагогическая деятельность в подготовке специалиста. Концептуальными основами этой деятельности педвуза должны быть такие базовые процессы: профессиональное самоопределение, профессиональное становление, профессиональная самореализация, «ненасыщаемая» мотивация к личностному и профессиональному росту.

Чтение курса «Введение в педагогическую деятельность», его содержание, направленность определяется не только дидактическими единицами госстандарта, но и результатами диагностического эксперимента по выявлению у первокурсников мотивации выбора педагогической профессии.

Данные нашего исследования, проведенного среди студентов, осваивающих профессию учителя изобразительного искусства и учителя-логопеда, говорят о том, что ни один не собирается быть учителем ИЗО, а из 13 студентов специальности «учитель-логопед» только один хочет работать по профессии.

В чем причина такого педагогического явления? На выбор профессии учителя может влиять то, какой след школа оставила в памяти выпускника. Положительный или отрицательный след от школы зависит от многих факторов, но, прежде всего он зависит от самого ученика, от его ориентации на учебу, на подготовку к самостоятельной взрослой жизни, на самоопределение в профессии, от того, какой след оставила школа. Многие не проявляют интереса к профессии учителя, так как школа не оставила добрых воспоминаний. А может быть и так: к педагогической профессии тянутся потому, что остались (в кругу) добрые впечатления о школе, об учителе.

Но только ли в этом причина? А.В. Мудрик в работе «Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих» видит причину неосознанного самоопределения в самом юношеском возрасте, в психосоциальной незрелости выпускников. И в пору своей незрелости приходится молодым людям делать самый сложный выбор, выбор профессионального самоопределения, от которого зависит вся дальнейшая жизнь.

Принимая во внимание то, что в 17-22 года ведущей деятельностью является учебно-профессиональная, мы стремились ее построить таким образом, чтобы в ней формировалось профессиональное самосознание студента. Главное в развитии самосознания мы видим открытие «я», развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств, появление жизненного плана, установки на сознательное отношение к собственной жизни.

Такой педагогический процесс в овладении педагогическими знаниями является личностно ориентированным, так как идет изнутри во вне: от открытия «я» к практическому включению в различные формы вузовской подготовки к профессиональной деятельности. Наша педагогическая деятельность в профессиональной подготовке будущих учителей различных специальностей состоит в том, что не «знаниевая» парадигма лежит в ее основе, а личностно ориентированная. Главной целью педагогического образования в условиях отсутствия у студентов направленности на педагогическую профессию мы ставим развитие у них заинтересованности и потребности в самоизменении, т.е. мы опираемся на принцип саморазвития, обусловливающий способности человека превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, и, прежде всего, преобразования своего самосознания.

Практические занятия по вышеназванному учебному курсу направлены на изучение студентом собственной личности. Так для оценки самосознания предлагается студентам самотест «Пути развития». Возле каждого суждения ставится знак «+» либо «—» в зависимости от личного выбора.

Суждения:

1. У меня часто появляется желание больше знать о себе.

2. Я считаю, что не имею потребности в чем-нибудь меняться.

3. Я уверен в своих силах.

4. Я верю: то, что мною запланировано - сбудется.

5. У меня нет желания знать свои плюсы и минусы.

6. В своих планах чаще надеюсь на удачу, чем на себя.

7. Я хочу лучше и эффективнее работать.

8. Я умею заставить себя измениться, если это необходимо.

9. Мои неудачи чаще связаны с неумением это делать.

10. Я интересуюсь мнением других о своих качествах и возможностях.

11. Мне тяжело самостоятельно добиться того, что задумано, и воспитать себя.

12. В любом деле я не боюсь неудач и ошибок.

13. Мои качества и способности отвечают требованиям профессии учителя.

14. Обстоятельства сильнее меня, даже если я очень желаю что-нибудь изменить.

Обработав результаты самотеста и проанализировав их, студентом делается вывод о готовности знать себя и самосовершенствоваться.

На что студент должен направить самосовершенствование? Мы считаем, что в любой профессии большое значение имеет умение общаться с людьми. Поэтому предлагаем студентам опросник, включающий в себя такие вопросы:

- способны ли вы выслушать человека до конца или у вас появляется желание перебить его и высказать собственную точку зрения.

- можете ли вы слушать человека, если тема разговора не представляет для вас интереса.

- можете ли вы определить, что разговор, который вы начали, не представляет до вашего собеседника интереса? Если такие ощущения возникают, то способны ли вы быстро изменить тему беседы?

- можете ли вы преодолеть чувство раздражения к собеседникам, если их действия не соответствуют вашему настроению и планам?

- способны ли вы в процессе общения улавливать настроение людей, их желания?

Отвечать на вышеназванные вопросы нужно «да» или «нет». Обработав результаты опросника и проанализировав их, студенты составляют программу - минимум по самовоспитанию, итоги которой будут подведены на зачете по курсу «Введение в педагогическую деятельность». Основу составления студентами программы должна составить идея американского ученого К. Роджерса о ценности в личности человека понимать других людей: «Я осознал огромную ценность того, что позволяю себе понимать другого человека. Наша первая реакция на высказывания других людей - немедленная оценка или суждение, а не понимание..., очень редко мы позволяем себе понимать, что значат слова другого человека для него самого..., не легко позволять себе понимать другого., целиком и полностью войти в его внутренний мир., я знаю, что в нашей культуре все больше возрастает уверенность каждого из нас в том, что другой должен думать, чувствовать так, как я».

Кроме этого в помощь составления программы была предложена следующая литература:

1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2005. Гл. 1. Самоопределение и психологический портрет человека в общественном сознании; гл. 3. Пути установления соответствия личных качеств человека и требований личности; гл. 8. О представлениях профессии типа «Человек-человек» (Ч). Приложение.

2. Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Введение в педагогическую деятельность. М.: Педагогическое общество России, 2005. Гл. 4. Приложение.

3. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. М.: Просвещение, 1990. Гл. 4. В поисках смысла жизни. Гл. 5. Реализация себя в мире.

Таковы некоторые педагогические технологии в профессиональной подготовке будущего учителя к гуманистической инновационной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети! М.: Просвещение,1983.

2. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.