Научная статья на тему 'Научно-исследовательская работа студентов специальности «Технология и предпринимательство»'

Научно-исследовательская работа студентов специальности «Технология и предпринимательство» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мольдерф Владимир Ефимович, Дяченко Вячеслав Владимирович, Кретова Анна Александровна, Никитенко Ольга Анатольевна

В статье представлены результаты проведенной работы по составлению учебной программы и написанию методических рекомендаций по специальности 030600 «Технология и предпринимательство». Авторами выполнено несколько методических разработок по технологии. Одна из них, которая называется «Основы научных исследований и учебная научно-исследовательская работа студентов», представлена в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мольдерф Владимир Ефимович, Дяченко Вячеслав Владимирович, Кретова Анна Александровна, Никитенко Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская работа студентов специальности «Технология и предпринимательство»»

В.Е. Мольдерф, В.В. Дяченко, А.А. Кретова, О.А. Никитенко

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»

Образовательная программа по специальности 030600 «Технология и предпринимательство» главным образом направлена на обеспечение профессиональной подготовки выпускника. Профессиональный рост достигается включением в образовательную программу разделов специальных дисциплин и организацией внеаудиторной работы при выполнении научно-исследовательской работы.

Впервые студенческая исследовательская работа по технологии на кафедре начала организовываться в 2007 г. Этому предшествовала работа по этапному внедрению в учебный процесс характерных признаков науки и имеющийся опыт о природе, технологии, техники, законов и их развития. Для пополнения системы научных знаний, которые будут необходимым для самостоятельной работы, были разработаны методические указания по ускоренному применению отдельных направлений научных сведений. Особое внимание уделяло системе информационного обеспечения, сбору и обработке полученных научных данных. Широко использовались зарубежные и отечественные опыты, а также практиковался патентный анализ. Фактически, студенческая научная работа охватывает творческую деятельность не только на известных навыках, приемах и практическом опыте, но и направлена на получении новых оригинальных решений в области технологии, организации производства работ и элементов механизации. В научно исследовательской работе и учебном процессе использовались дисциплины такие как: механизация сельского хозяйства, автоматика, технология и организация строительного производства, охрана природы и другие.

Описанная ситуация может быть хорошим примером сложности технологических направлений, в которых преподаватель должен выполнить поставленные цели учебного процесса. Он должен выдержать такие факторы как воспитание личности, связь теории с практикой и осуществить межпредметные связи. В конечном результате, будет обеспечено развитие мышления, прочные знания, самостоятельность и повышение творческого уровня. Проведение научно исследовательской работы, даже на первых этапах, то есть по сбору и обработке исходной информации, которой касались технических и теоретических методов исследований, о средствах решения задач, в том числе и в смежных областях, не всегда проходили по намеченному плану. Возникали эмоциональные эффекты воздействия на учащихся. Это касалось прикладных исследований и оригинальных разработок, а также языковые преграды за счет использований в педагогическом ВУЗе терминов современных технологий и технического производства. Надо признать, что современная действительность технического и технологического совершенствования такова, что учебный процесс за ними плохо успевает. Наблюдались также отличие в некоторых нормах и ценностях выпускников городских и сельских школ. Для обеспечения учебного процесса и научно-исследовательской работы в описанных условиях потребовался творческий поиск преподавателей, которые в первую очередь учитывали возможности обеспечения учебного процесса.

Для этих целей было разработано несколько методических указаний по технологии. Одни из них, которые называются «Основы научных исследований и учебная научно-исследовательская работа студентов» имеет следующую ниже описанную направленность. Для удобства пользования методические указания представлены в виде отдельных тем, которые имеют свою цель и заканчиваются списком рекомендуемой научной литературы и рекомендациями самостоятельной работы студентов. В теме № 1, названной «Общие понятия о научном исследовании» приведена классификация научных исследований, структура научных исследований, краткие методические рекомендации по этапам научных исследований, по изучению материала и этапов в прикладных исследованиях. Тема № 2 посвящена моделированию в научном исследовании и имеет сведения о понятии моделирования, уравнениях методического подобия, применения моделирования для оценки эффективности новых технологий и машин. Планированию эксперимента посвящена тема № 3.

Она имеет сведения об эксперименте, о типах планов эксперимента и рекомендуемой литературы, которую можно использовать при составлении плана эксперимента. В теме № 4 имеются сведения о статистических методах в научном исследовании и рекомендуемой литературе. Следующие темы описывают методические рекомендации о анализе результатов эксперимента и оформлении результатов научных исследований.

Эти методические указания были выданы студентам для самостоятельного использования при выполнении индивидуального задания. Методические рекомендации, по мнению студентов, позволили им быстро ориентироваться в изучаемом материале и сведениях, получаемых по Интернету.

Описанный способ организации научно-исследовательской работы студентов при изучении технологии позволил создать условия разумной и логической аргументации, доказательства истины, широкого использования инструкций. Фактически, учебный процесс был переведен на интерактивное обучение. Преподаватель побуждал студентов к самостоятельному поиску. В процессе работы было высказано несколько различных ситуаций в отношении учебного материала при изучении курса технологии. Например, предпочтение отдается учебным изданиям, изложенным простым языком и содержащие маленькие разделы, высказывались предложения по пересмотру содержания наглядных пособий и др. Было несколько предложений по применению в учебном процессе автоматики и автоматизации производственных процессов. Это действительно необходимо для совершенствования учебного процесса по технологии и логическим завершением ранее начатой на кафедре работы по изготовлению набора конструктора «Физика-8». В настоящее время начата работа по составлению учебной программы и написанию методических рекомендаций, подготавливается база для проведения лабораторно-практических работ и готовится описание работ.

При преподавании технологии мы столкнулись с методическими задачами, связанными с правильной ориентацией и региональными потребностями городской и сельской школы. Наличие и степень различия в учебном процессе проводился по школьным программам. Статистический анализ проведен по 12 предметам и были построены графики зависимости.

Несмотря на общее количество часов обучения в городской и сельской школы, первая отдает предпочтение техническим дисциплинам, а вторая общий уровень нагрузки выравнивает за счет внедрения дисциплин по растениеводству и животноводству. Преподавателям предоставляется право учитывать и применять региональные и местные условия при планировании обучения. Специальных программ в учебниках нет, а ставка делается на интеллект преподавателя. Приобрести знания учителя сельской школы можно лишь в педагогическом институте. Для этих целей институт должен быть подготовлен. Под этим понимаются такие вопросы как: кадры, системность обучения, материально-техническая база учебного процесса, методическое обеспечение, практика и др. Уровень профессиональной подготовки будущего учителя технологии должен быть высоким.

В процессе научного поиска, нами рекомендовано повысить уровень профессиональной подготовки студентов, которые будут работать в сельской школе, специальными учебными программами дисциплин, которые будут рассчитаны на 40-45 учебных часов, именно: «Технология и механизация работ в сельском хозяйстве» и «Механизация и автоматизация птицеводства».

Тематика первой дисциплины более обширна посвящена вопросам технологии и механизации обработки почвы, технологии и механизации посадочных и посевных работ, технологии и механизации химической защиты растений, уборки урожая и послеуборочной обработки.

Вторая дисциплина изучает специальные вопросы механизации с использованием автоматики в производственном процессе производства. Будут изучены принципы автоматического управления при обеспечении водой, приготовлении и раздачи кормов и др.

Изучение этих вопросов в стенах института позволяет сельскому учителю по технологии стать профессионалом, использовать это качество для подготовки учеников сельской школы. О выпускниках такой школы можно судить как о специалистах, которые приобрели рабочие профессии. Выпускники института, в свою очередь, расширят свои профессиональные возможности.

Подчеркнем еще одну особенность методической разработки учебного процесса по технологии, а именно, он дает сжатые требования к получению элементов бизнес-образования.

Основная мотивация к постановке многоуровнего образования заключается в следующем:

1. Работодателям нужны люди, знающие основы бизнеса, понимающие и анализирующие среду бизнеса;

2. Работодателям нужны люди, обладающие определенными практическими навыками и умениями и др.

Анализ ситуации и необходимость методического обеспечения при изучении специальности «Технология и предпринимательство» требует дальнейшей студенческой научной деятельности и получения ответов на такие вопросы:

что нужно включить в курсы лекций в плане знаний, навыков и изменения отношений; какие наиболее подходящие методы обучения для достижения этих целей; какие ресурсы потребуются для использования предложенного метода обучения; какой лучший способ презентации предмета.

Остановимся лишь на одном вопросе, а именно на ресурсах.

Ресурсы следует разделить на две основные категории: физические ресурсы и трудовые ресурсы.

К физическим ресурсам относится место проведения занятий, размеры классов и их количество, технические средства, раздаточный материал и т.д. Особое внимание следует уделить организации и комплектации специальных лабораторий. Они должны быть оснащены необходимым оборудованием, набором инвентаря, комплектом инструмента, техническими средствами обучения и др.

Участие студентов в научных исследованиях по технологии производства работ значительно расширяет их кругозор и представление о научной ценности полученных сведений. Это подтверждено многими данными по изучению физико-технологических свойств почв в будущей зоне создания защитных лесных насаждений вдоль железной дороги и закрепления оползней и оврагов. Полученные сведения подтверждают взаимосвязь с другими отраслями науки.

Полученные экспериментальные данные некоторых технологических свойств почв позволяют объединять по таким показателям, как тип и состояние склона, экспозиция склона, удельная масса грунта, объемная масса и породность. Полученные прочностные характеристики почв, грунтов и камней позволили определить допускаемые напряжения на сжатие, растяжение и сдвиг. Данные, сведенные в таблицы, свидетельствуют о большем разнообразии физико-технологических свойств, которые будут использованы для разработки технологии склонового и микротеррасирования, которые будет использованы как основа для создания будущих защитных насаждений.

Полученное многообразие факторов создало научную базу для теоретического изучения и анализа формул для расчета сил резания рабочими органами машин. Из всех типов рабочих органов как более приемлемыми для работы на каменистых почвах являются пассивные рыхлители или щелеобразующие ножи. Они более просты в устройстве и эксплуатации в сравнении с активными, чем и объясняется их широкое распространение во многих странах мира.

Теоретические предпосылки воздействия рабочих органов на почву основываются на базе прямого и косого клина. Стружкообразование при резании клином состоит из ряда элементарных скалываний определенной длины участков. При скалывании стружки численно изменяется сила резания. Увеличение скорости резания сопровождается увеличением и силы резания и длины скалываемых участков. Сгруживание почвы перед клином увеличивает его тяговое сопротивление и др.

В ходе анализа имеющегося теоретического разнообразия вопросов технологии, механики, автоматики и контроля безопасности нами бы предложен вариант обязательной конкурентоспособности новой машины и технологии по экономическим характеристикам, т.е. макроэкономическим аспектам рыночных механизмов. Высказанное предположение позволяет рассматривать содержание комплексного подхода к техническим, технологическим и экономическим задачам создания конкурентоспособной техники.

Продолжение научных исследований будет продолжено по разработанной нами схеме (Рис. 1).

Рис. 1. Схема установленного наличия технико-технологической системы щелеватель - микротеррасер - автомат контроля параметров

В принципе, эта задача представляет собой предмет отдельного исследования и имеет глубокие теоретические и экспериментальный разработки. Как видно, методика выбора оптимальных режимов функционирования и предполагаемой системы основана на поэтапной вычислительной процедуре по упомянутой схеме.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Мольдерф В.Е., Булуликов Ю.Г., Ежак П.И., Мольдерф Г.И. Новый способ освоения каменистых склонах. Лесохозяйственная информация // ЦБНТИ. 1975. № 9.

2. Мольдерф В.Е., Ежак П.И. Противоэрозийная подготовка почвы на склонах щелеванием. Ташкент: УзНИИНТИ, 1976.

3. Мольдерф В.Е., Ежак П.И, Гриднев В.И. Устройство для нарезания в почве щели и заполнения ее сыпучим материалом. Авторск. свидетельство СССР № 604522.

4. Мольдерф В.Е., Булуликов Ю.Г., Ежак П.И. Способ выращивания растений на каменистых почвах. Авторское свидетельство СССР № 515484.

Л.И. Млочешек

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ

К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ИННОВАЦИЯМ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Механизм, источник саморазвития школы заключен в инновациях учителей как творческой деятельности. Для этого важно формировать у будущего учителя творческое отношение к инновациям, стремление понимать их суть, концептуальные основы.

Однако в массовой практике деятельности учителей нередко наблюдается механический перенос инноваций в педагогическую деятельность. В условиях формального переноса новшества в профессиональную деятельность оно теряет смысл. Чтобы этого не происходило, будущего учителя необходимо знакомить с сущностью новшества, с работами ученых, которые разработали это нововведение.

Иногда учитель вводит в свою профессиональную деятельность дидактическую систему обучения Л.В. Занкова, не изучив при этом его работы, в которых раскрываются принципы этой развивающей системы обучения. Главный принцип в этой дидактической системе - это обучение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.