Вестник ТГПИ
Гуманитарные науки
В.Е. Мольдерф, Ю.Л. Гуревич
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА «ТЕХНОЛОГА» К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В наше время общество столкнулось с ситуацией, когда на образовательную систему возложено требование подготовки нового поколения людей, которые будут работать в новых условиях и должны быть готовы к решению новых задач.
Примером новации нашего времени является внедрение в учебный процесс дисциплины «Технология», которая учитывает социально-экономические условия страны и потребность времени. Дисциплина «Технология» представляет собой синтез курсов математики, физики, химии, биологии и главных производственных понятий -техника, технология, организация, экономика.
Методика преподавания «Технологии» определяет широкое использование имеющихся знаний в учебном процессе. Выпускники института должны участвовать в современных преобразованиях, происходящих в социальной сфере страны. Поэтому на выпускника вуза возложена задача более широкого понимания технических и естественнонаучных проблем. Программа по дисциплине «Технология», утвержденная министерством образования России, служит мощным фундаментом нового этапа учета социальных, экологических, экономических, психологических и других факторов и последствий. Технологическое образование направлено на формирование определенных знаний в мире профессий и технологий по видам труда, наиболее характерным для данного региона, или по выбору самого учащегося.
Решение данных проблем означает усложнение задач подготовки преподавателей «Технологии» в вузе, требуется корректировка в учебном плане самим институтом. К рекомендуемым региональным компонентам примерной тематики, можно отнести: информационные технологии, основы предпринимательства, строительные и ремонтно-отделочные и сантехнические работы. Также мы рекомендуем включать тематику, в которой нуждается регион Азовского моря, а именно, экологию и охрану окружающей среды, стандартизацию, сельскохозяйственное производство с элементами механизации, основы автоматики и автоматизации производственных процессов в сельском хозяйстве (на примере птицефабрик) и основы проектирования.
Институт лучше подготовит своих воспитанников не только к педагогической деятельности, но и сформирует личность, готовую трудиться на профессиональном уровне. Постановка учебного процесса требует постоянного укрепления материально-технической и лабораторной базы института, укрепления на договорных началах базы педагогической практики студентов, направление студентов на работу по требованию производства. Желательно, чтобы на четвертом курсе выпускник ориентировал себя еще на определенный вид профессиональной подготовки, которая может быть производственно-технологической или производственно-управленческой.
В решении упомянутых проблем большая роль отводится кафедрам, на которых проявляются работы по написанию методических указаний, заключения договоров на прохождение практики, выполнения выпускной квалификационной работы и т.д. В качестве примера рассмотрим складывающуюся схему учебного процесса и логику принятия решений в выпускной работе студента, в которой ставится проблема «Обзор и анализ состояния подготовки студента по технологии». Это сложная и кропотливая работа, которая требует больших затрат времени.
Сущность ее заключается в том, что к теме выпускной работы студент обязан собрать литературу, в которой рассматривается данная проблема на глубину до 10 лет как отечественных, так и зарубежных авторов. Литературу следует искать в библиотечных тематических каталогах, а затем составить краткий реферат по главным моментам публикаций. Отобранный материал систематизируется и при необходимости классифицируется. Особое внимание требуется уделить математическому аппарату, описывающему рассматриваемый процесс, методике решения проблемы, применяемой технике и полученному результату. Кроме этого, осуществляется патентный поиск по ведущим странам за 5 лет. Методика проведения таких работ описана в методическом пособии. Таким образом, чтобы осилить такой перечень работ, студенту необходимо начинать готовить материал значительно раньше выхода на дипломное проектирование. Тематика выпускных квалификационных работ должна быть известна уже на третьем курсе (второй семестр).
Раздел IV. Педагогика
В связи с этим напрашивается вывод о том, что даже при наличии достаточного методического обеспечения, студент может уже на третьем курсе выбирать тему выпускной работы, обговорить отдельные проблемы с руководителем и приступить к выполнению работы. При такой постановке повышается качество подготовки специалиста и имеются преимущества методического и психологического плана.
В прикладных вариантных задачах выпускной работы часто ставят задания для определения оптимального варианта. Используя накопленные знания и на фундаменте логического и технико-экономического анализа подобных задач, можно предложить вариант собственного решения. Наиболее сложным моментом в данной ситуации является процесс определения оптимального варианта, так как он связан с решением прикладных задач.
Тип задач и их сложность определяет совместно руководитель и студент. В таких ситуациях широко используется моделирование рабочих процессов на базе развития других наук и широкого использования компьютерных технологий, что требует дополнительного методического обеспечения, для этого необходимо использовать творческие связи кафедры. Творческое содружество является основной характеристикой работы кафедры и в ней должен быть задействован весь профессорско-преподавательский состав.
При написании выпускных работ студенты практически всегда сталкиваются с вопросами расчетного, технологического, конструктивного и экономического решения оптимального варианта. Такие вопросы наиболее сложны в своем решении, так как являются комплексными и требуют применения знаний по всем блокам изучаемых дисциплин. Значительную помощь в этом могут оказать условно называемые «школа руководителя», «школа кафедры» и т.д. Эти школы имеются практически на всех специальных кафедрах, они имеют свои направления, традиции и, самое главное, исходный материал в виде отчетов, трудов, изобретений и т.д. Наличие «школы» на кафедре является подтверждением творческой жизни коллектива, а привлечение молодых специалистов является живительным ручейком, потенциальными возможностями кафедры. Особо связаны внутри одной кафедры преподаваемые дисциплины физики, математики и технологии. Они одновременно используются в научных исследованиях студентов при решении системы «человек-машина-земля», и именно в современных технологиях сельскохозяйственного производства. Многие вопросы проблемы уже решены, но большее их число ждёт своего решения.
Выпускников кафедр ждут в сельских школах. Их практическим вкладом явится подготовка специалистов среднего звена. В данном случае работа кафедры заслуживает высокой оценки как в плане науки, так и в плане воспитания молодых специалистов. В методическом же плане она является своеобразной школой жизни молодого специалиста на пути к профессионализму. «Школы», существующие в нашем институте, являются подтверждением того, что коллектив избавляется от благодушного настроения и с оптимизмом смотрит в будущее. В таких школах молодой специалист очень быстро проходит освоение и понимание таких процессов и свойств как исследование, разработка, конструирование, пригодность, надежность, технологичность, конкурентоспособность.
Подводя итоги, можно ответить на вопрос к какой профессиональной деятельности готов наш выпускник. Вполне однозначно можно ответить - преподавание технологического образования. К производственно-управленческой деятельности он не готов, потому, что такая деятельность требует определенной практики. Эту практику может дать только производство. Такие практики в институте будут решаться постепенно в скором будущем. Одним из вариантов такого решения является создание филиалов кафедры на производстве и заключение с производством договоров. Считаем, что следует привлекать наиболее подготовленных выпускников к учебе в аспирантуре, для пополнения своими кадрами преподавательского состава нашего вуза.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 030600 Технология и препринимательство. М., 2005.
2. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. М., 2002.