Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РАМКАХ КЛАСТЕРА ПРОЕКТОВ ЦЕНТРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА «НИТИ»'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РАМКАХ КЛАСТЕРА ПРОЕКТОВ ЦЕНТРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА «НИТИ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
центр педагогического мастерства / кластер нити / профессиональная переподготовка / повышение квалификации / управление образовательной организацией / center of pedagogical excellence / educational cluster / professional retraining / advanced training / management of an educational organization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашицин Арсений Михайлович, Черняк Татьяна Гайковна, Сорокопуд Юнна Валерьевна

Статья описывает курс профессиональной подготовки и повышения квалификации, реализуемый в кластере проектов Центра педагогического мастерства «НИТИ», который нацелен на обучение педагогов и других работников образовательных организаций современным инструментам управления, навыкам менеджмента и развития предприятия, управлению персоналом [9]. В рамках работы рассмотрены методологические основы образовательной программы «Современные инструменты управления образовательным процессом».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кашицин Арсений Михайлович, Черняк Татьяна Гайковна, Сорокопуд Юнна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes a professional training course implemented in the cluster of projects of the Center for Pedagogical Excellence "NITI". Course gives teachers and other employees of educational organizations knowledge of modern management and HR tools, management and enterprise development skills [9]. Current work considers the methodological foundations of the educational program "Modern tools for managing the educational process".

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РАМКАХ КЛАСТЕРА ПРОЕКТОВ ЦЕНТРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА «НИТИ»»

Как уже указывалось, интенсивное развитие современной эстрадно-джазовой индустрии диктует требования к качеству и содержанию профессиональной подготовки вокалистов, способных выдержать конкуренцию на рынке труда, в сфере шоу-бизнеса, успешно преодолеть стресс, проявив артистизм и владение высокой вокальной техникой. Вот почему в современной вокальной педагогике широко используются технологии копинга - совладающего поведения, ориентированного на преодоление стрессовых ситуаций. Данная технология особенно полезна молодым артистам на сцене. Копинг-поведение способствует поддержанию эмоционального равновесия, нивелирует воздействие неблагоприятных факторов, поддерживает профессиональные коммуникации с публикой и другими участниками сценического действия.

Выводы. Итак, одной из главных проблем, которую сегодня решает музыкальная педагогика, опираясь на новейшие методы, в том числе заимствованные из смежных наук, в частности, психологии, является формирование готовности студента эстрадно-джазового вокала к осуществлению концертной деятельности. Такая готовность должна эффективно обеспечивать совершенствование студента в избранной профессиональной сфере после окончания вуза, поскольку является существенной предпосылкой для его дальнейшего творческого успеха и реализации.

Литература:

1. Блох, O.A. Преодоление стресса публичных выступлений у музыкантов исполнителей / O.A. Блох // Вестник МГУКИ. -2013. - № 5 (55). - С. 185-190

2. Колиенко, Н.С. Влияние творческого мышления и межличностного доверия на выбор копинг-стратегий в юношеском возрасте: автореферат дис. ... канд. психологических наук: 19.00.05 / Колиенко Наталья Сергеевна. -Ярославль, 2010,- 27 с.

3. Малышев, И.В. Взаимосвязь творческого потенциала и копинг-стрессовых стратегий личности у студентов вуза / И.В. Малышев // Изв. Сарат. Ун-та Нов. Сер. Сер. Философия. Психология, Педагогика. - 2013. - № 3-1. - URL: htpps://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-tvorcheskogo-potentsiala-i-koping-stressovyh-sytategiy-lichnosti-u studentov-vuza (дата обращения: 26.11.2023)

4. Мухина, Т.Г. Анализ соотношения понятий «наставничество» и «кураторство» в педагогической практике / Т.Г. Мухина, Т.В. Филиппова // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11. - № 3. - С. 4. - DOI: 10.26795/23071281-2023-11-3-4

5. Петрова, Г.И. Самоопределение человека в высшем образовании: возможности антропологического и технологического решения проблемы / Г.И. Петрова // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11. - № 1. - С. 2. -DOI: 10.26795/2307-1281-2023-11-1-2

6. Стражникова, Т.И. Моделирование процесса формирования готовности будущего эстрадного вокалиста к концертной деятельности в вузе / Т.И. Стражникова, С.С. Широкова // Научный журнал КУбГАУ. - 2013. - № 85. - URL: htpps://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-protsessa-formirovaniya-gotovnosti-buduschego-estradnogo-vokalista-k-kontsertnoy-deyatelnosti-v-vuze (дата обращения: 26.11.2023)

Педагогика

УДК 378

аспирант Кашиции Арсений Михайлович

НОЧУВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва); аспирант Черняк Татьяна Гайковна

НОЧУВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва); доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии Сорокопуд Юнна Валерьевна

АНО ВО «Московский международный университет» (г. Москва);

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РАМКАХ КЛАСТЕРА ПРОЕКТОВ ЦЕНТРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

«НИТИ»

Аннотация. Статья описывает курс профессиональной подготовки и повышения квалификации, реализуемый в кластере проектов Центра педагогического мастерства «НИТИ», который нацелен на обучение педагогов и других работников образовательных организаций современным инструментам управления, навыкам менеджмента и развития предприятия, управлению персоналом [9]. В рамках работы рассмотрены методологические основы образовательной программы «Современные инструменты управления образовательным процессом».

Ключевые слова: центр педагогического мастерства, кластер нити, профессиональная переподготовка, повышение квалификации, управление образовательной организацией.

Annotation. The article describes a professional training course implemented in the cluster of projects of the Center for Pedagogical Bxcellence "NITI". Course gives teachers and other employees of educational organizations knowledge of modern management and HR tools, management and enterprise development skills [9]. Current work considers the methodological foundations of the educational program "Modern tools for managing the educational process".

Key words: center of pedagogical excellence, educational cluster, professional retraining, advanced training, management of an educational organization.

Введение. В последние годы набирает популярность разработка специальных учебных программ для руководителей школ, вузов и других образовательных организаций, в которые внедрены инструменты управления бизнесом и элементы технологий и сферы консалтинга [2, 5, 8]. Это свидетельствует о том, что в текущей экономической реальности образовательная организация для реализации успешной деятельности должна менять подход к работе и использовать эффективные технологии, которые зарекомендовали себя в коммерческих отраслях.

Например, на 2018 год в г. Москва, по данным Управления Федеральной службы государственной статистики по г. Москве и Московской области, открыто 144 негосударственных общеобразовательных организаций, без учета вечерних и сменных [6]. Методы оценки эффективности деятельности подобных структур схожи с теми, что применяются для ассессмента в крупных компаниях. Зачастую, хорошая частная школа должна не только обеспечивать учащихся качественным образованием, но и приносить прибыль, так как это является жизненно важным аспектом для ее дальнейшего существования. В связи с этим, руководители школ (директор, административные работники) должны обладать соответствующими компетенциями, чтобы обеспечить максимально эффективную работу организации с точки зрения управления, ведения финансов, кадровой политики.

В этой связи, в рамках развития формирующейся тенденции сотрудниками Центра педагогического мастерства был разработан кластер образовательных проектов «НИТИ», основной направленностью которого стало обучение педагогов, административных работников предпринимательству, основам ведения бизнеса, организации НИ, создание корпоративных связей (например, школа-вуз). Основными инструментами кластера стали курсы повышения квалификации, форумы и открытые лектории. Деятельность «НИТИ» в ближайшем будущем позволит сформировать кадровый резерв талантливых руководителей для новых учреждений образования [9].

В рамках настоящего исследования мы рассмотрим программу курса повышения квалификации «Современные инструменты управления образовательным процессом», входящую в перечень возможностей, которые предлагает проект «НИТИ», с точки зрения методологии и образовательного процесса.

Изложение основного материала статьи. Эффективное управление образовательной организацией является одним из ключевых факторов в обеспечении качества образования школьников и студентов. Учреждение, в котором руководитель способен создать благоприятную среду, привлечь и удержать квалифицированных преподавателей, обеспечить доступность и разнообразие учебных программ и ресурсов неизбежно будет демонстрировать высокие показатели [4].

Особенно важную роль продуктивный менеджмент играет в частных образовательных организациях, где помимо результатов образовательной деятельности на работоспособность предприятия влияют финансовые показатели вне программ субсидирования, в частности, чистая прибыль [7]. При наличии у такой структуры руководящего состава, обладающего навыками ведения бизнеса и имеющего опыт и квалификацию в педагогике, возможно развитие школы, вуза, иного образовательного учреждения не только в учебно-методической и педагогической части, но и в оптимизации всех рабочих процессов: бухгалтерия, административное управление, хозяйство, кадровые вопросы и т.д.

Но по литературным данным в настоящий момент в Российской Федерации наблюдается недостаток кадров для руководства школами, вузами и другими образовательными организациями [1, 3]. Это, в свою очередь, ведет к ухудшению качества всероссийского образования и формирует запрос на решение данной задачи посредствам создания нового инструментария для развития педагогов.

Решением поставленной задачи стала разработка программы нового курса повышения квалификации: «Современные инструменты управления образовательным процессом».

Целью курса является повышение экспертности и совершенствование профессиональных компетенций руководителей и административно-управленческого персонала в области комплексной проработки практических приемов и актуальных вопросов современного образования в сфере управления персоналом, продвижения образовательного продукта, новых инструментов организации обучения и менеджмента.

Результатом успешного обучения является способность управленца или административного работника образовательной организации создавать условия для продвижения образовательных программ, узнаваемости бренда образовательной организации, с учетом современных актуальных потребностей обучающихся, разрабатывать и внедрять современные технологии на всех этапах кадровой работы для создания оптимальных материально-технических, психолого-педагогических и информационно-методическим условий реализации образовательных программ, ориентироваться в законодательных актуальных документах, особенностях и способах реализации ценностей и целей современного образования с учетом приоритетных образовательных потребностей.

В ходе программы участник курса должен получить следующие навыки и знания:

• Знание организационных механизмов позиционирования, разработки бренда и продвижения образовательных услуг различного формата с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся;

• Знание способов повышения уровня доступности получения внедряемого на рынок образовательного продукта с помощью маркетинговых современных подходов, согласно действующим законодательным требованиям;

• Понимание особенностей анализа и алгоритмы качества предоставления образовательных услуг;

• Владение способами построения эффективной работы с персоналом на всех этапах внутреннего взаимодействия, соблюдая действующие законодательные требования;

• Знание методов организации управленческих процессов по реализации образовательной и экономической работы образовательного учреждения;

• Знание основных актуальных законодательных требований к ведению внутренних документов, обеспечивающих системную и эффективную работу учебного учреждения;

• Владение способами создания доступных условий личностного развития и обучения всех участников образовательной деятельности с учетом современных образовательных потребностей;

• Понимание форм и методов проектирования и построения внутренней работы учреждения для эффективной реализации образовательных программ.

Учебный план курса и программы представлены в Таблицах 1и2.

Таблица 1

Учебный план курса «Современные инструменты управления образовательным процессом»

Работа в аудитории Работа вне аудитории Трудоемкость

Наименование разделов/модулей, тем Тренинг Практическая работа Видеолекции Самостоятельная работа Форма контроля

1 Раздел. Маркетинг и позиционирование. Тема 1.1. Стратегия и позиционирование образовательной организации. 1 2 3

Тема 1.2. Продвижение образовательного продукта. 2 2 4

Самостоятельная

Тема 1.3. Бренд организации и личный 1 3 работа № 1 (тест по 4

бренд сотрудников. изученным темам раздела)

Тема 1.4. Первые шаги в продвижении 1 3 2 Практическая работа 6

своего продукта. № 1

Раздел. НИ и корпоративная

культура. Тема 2.1. Обучение сотрудников и 1 2 3

борьба с текучкой кадров.

Тема 2.2. Как быстро найти лучших 1 2 3

2 специалистов.

Тема 2.3. Формирование НИ-бренда образовательной организации. 1 3 Самостоятельная работа № 2 (тест по 4

изученным темам раздела)

Тема 2.4. Взаимодействие с сотрудником 1 3 2 Практическая работа 6

от поиска до увольнения. №2

Раздел. Бизнес-процессы и

менеджмент. Тема 3.1. Стратегия развития и трансформация бизнес-процессов. 2 3 5

Тема 3.2. Проекты и привлечение 2 3 5

3 средств.

Тема 3.3. Правление образовательным пространством организации. 2 3 Самостоятельная работа № 3 (тест по изученным темам раздела) 5

Тема 3.4. Инструменты стратегического 1 з 2 Практическая работа 6

управления на практике. № 3

Раздел. Современные инструменты эффективного образования. Тема 4.1. Образование в эпоху 1 2 3

впечатлении.

Тема 4.2. Актуальное российское

законодательство об основном общем и среднем общем образовании: теория и 2 3 5

практика.

Тема 4.3. Психологическое Самостоятельная

4 сопровождение современного образования. 1 3 работа № 4 (тест по изученным темам раздела) 4

Тема 4.4. Составление учебного плана профильного класса. 1 3 2 Практическая работа№ 4 6

«Зачет» ставится

при успешном

освоении всех

Итоговая аттестация разделов курса и прохождении текущей аттестации в качестве выполнений заданий четырех тестов.

Итого 4 12 17 39 72

Таблица 2

Учебная программа курса «Современные инструменты управления образовательным процессом»

Наименование разделов/модулей, тем Виды учебных занятий/работ, час. Содержание

Раздел 1. Маркетинг и позиционирование. Тема 1.1. Стратегия и позиционирование образовательной организации. Видеолекция, 1 час. Особенности маркетинговой стратегии в образовательной деятельности. Целевая составляющая. Примеры сопоставления стратегической цели и запланированного результата по внедрению образовательного продукта на рынок образовательных услуг. Примеры уникальных особенностей внедрения собственного образовательного продукта, отличающегося от продуктов конкурентов, с учетом индивидуального подхода к каждой возрастной категории выбранной целевой аудитории.

Материал для самостоятельного изучения, 1 час.

Самостоятельная работа, 1 час.

Анализ примеров стратегий по развитию бизнес-процессов разных участников рынка на примере видео лекции по теме. Рекомендации по выявлению образовательных потребностей в общей тенденции развития образования в Российской Федерации.

Анализ рекомендаций автора урока раздела курса. Выбор наиболее эффективных подходов к организации работы образовательного учреждения, обеспечивающего содержательную, методическую, технологическую целостность образовательной деятельности._

Тема 1.2. Продвижение образовательного продукта.

Видеолекция, 2 часа.

Способы и коммерческая составляющая при продвижении образовательного продукта на рынок услуг. Необходимость планирования бюджетных расходов и потенциальных доходов от реализации образовательного продукта. Примеры видов позиционирования и продвижения бизнес-услуг. Инновационные подходы к продвижению и пиар компании с учетом законодательных требований в области образования._

Материал для самостоятельного изучения, 1 час.

Анализ интернет-площадок и законодательных основополагающих документов в области образования. Рекомендации автора урока по эффективности интернет-активности в продвижении образовательного продукта.

Самостоятельная работа, 1 час.

Анализ рекомендаций по продвижению и интернет-активности автора урока раздела курса. Выбор наиболее эффективных подходов к организации работы в образовательном учреждении, учитывающих все действующие законодательные требования по предоставлению образовательных услуг.

Тема 1.3. Бренд организации и личный бренд сотрудников.

Видеолекция, 1час.

Ассоциационная составляющая брандмауэра. Взаимосвязь сегмента пользователей и бренда образовательного продукта. Важность миссии бренда в соответствии с современными образовательными потребностями. Трехуровневая коммуникация с пользователями. Примеры коммуникаций известных участников рынка.

Материал для самостоятельного изучения, 2 часа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рекомендации по определению ценности внедряемого образовательного продукта, соответствующего функционированию системы методического и организационно-педагогического обеспечения реализации образовательной деятельности учреждения, согласно действующим законодательным требованиям.

Самостоятельная работа, 1 час.

Выполнение теста № 1 по темам раздела курса.

Тема 1.4. Первые шаги в продвижении своего продукта

Тренинг в очном формате, 1 час.

Содержание практического воркшопа № 1. Особенности стратегии образовательного продукта и целевой аудитории. Основополагающие принципы позиционирования. Концепция ключевой рекламной активности.

Практическая работа в очном дистанционном формате, 3 часа._

Выполнение практической работы № 1 по темам раздела курса.

Материал для самостоятельного изучения в заочном формате, 1 час.

Рекомендации по составлению алгоритма оценки качества предоставления образовательных услуг для эффективного развития бренда организации. Суть репутационной составляющей каждого сотрудника в общей картине позиционирования бренда учреждения.

Самостоятельная работа, 1 час.

Анализ рекомендаций автора урока раздела курса. Выбор наиболее эффективных составляющих алгоритма оценивания и подходов к организации работы в образовательном учреждении.

Раздел 2. НИ и корпоративная культура.

Тема 2.1. Обучение сотрудников и I с текучкой кадров.

Видеолекция, 1 час.

Эффективные особенности работы с персоналом на каждом этапе бизнес-процессов. Рекомендации по корпоративному обучению сотрудников. Виды и формы обучения персонала в области образования. Специфика методов обучения на рабочем и вне рабочего места._

Материал для самостоятельного изучения, 1 час.-

Рекомендации по применению инструментов реализации технологий подбора, мотивации и обучения

персонала, согласно действующим законодательным—

требованиям и современным образовательным потребностям. Способы организации обучения и ег^О 5

коммерческая составляющая.

Самостоятельная работа, 1 час. Анализ рекомендаций автора урока раздела курса. Выбор наиболее эффективных подходов к организации работы с персоналом в образовательном учреждении.

Тема 2.2. Как быстро найти лучших специалистов. Видеолекция, 1 час. Специфика и функционал HR-менеджеров, как эффективный инструмент организации работы между руководителем и потенциальным сотрудником. Необходимость кадрового резерва. Основные задачи сотрудников по работе с персоналом. Примеры типичных ошибок при подборе персонала.

Материал для самостоятельного изучения, 1 час. Рекомендации по поиску источников подбора персонала, согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Структура работы с резюме и рекомендуемый алгоритм анализа потенциальных кандидатов.

Самостоятельная работа, 1 час. Анализ рекомендаций автора урока раздела курса по видам и источникам поиска персонала. Выбор наиболее эффективных подходов к организации работы в образовательном учреждении.

Тема 2.3. Формирование НК-бренда образовательной организации. Видеолекция, 1час. Содержание и требования к HR-бренду образовательной организации. Уникальные преимущества и условия трудовой деятельности, привлекаемые для потенциального сотрудника. Корпоративная культура и интернет позиционирование.

Материал для самостоятельного изучения,2 часа. Рекомендации автора урока раздела курса по применению инновационных подходов по стратегическому развитию учреждения в области подбора персонала, соответствующего законодательным требованиям обучения и воспитания обучающихся.

Самостоятельная работа, 1 час. Выполнение теста № 2 по изученным темам раздела курса.

Тема 2.4. Взаимодействие с сотрудником от поиска до увольнения. Тренинг в очном формате, 1 час. Практический воркшоп № 2. Пошаговый алгоритм каждого этапа работы с персоналом: поиска, отбора, интеграции сотрудника в компанию, успешного взаимодействия, расторжения трудового договора.

Практическая работа в очном дистанционном формате, 3 часа. Практическая работа № 2 по изученным темам раздела курса.

Материал для самостоятельного изучения 1 час. Анализ форм коммуникаций в интернет-пространстве. Рекомендации автора лекции по организации и ведению обратной связи с действующими и бывшими сотрудниками учреждения.

Самостоятельная работа. 1 час. Анализ рекомендаций автора урока раздела курса. Выбор наиболее эффективных стимулирующих подходов в организации работы с персоналом образовательного учреждения.

Раздел 3. Бизнес-процессы и менеджмент. Тема 3.1. Стратегия развития и трансформация бизнес-процессов. Видеолекция. 2 часа Необходимость и варианты бизнес трансформации. Этапы и методы проектирования и построения внутренней работы учреждения для эффективной реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Типичные ошибки по принятию управленческих решений в области трансформации внутренних процессов.

Материал для самостоятельного изучения 2 часа. Изучение материалов презентации автора раздела курса. Рекомендации по проведению CWOT и PLOT анализов внутренней организации образовательных процессов в качестве оценки качества предоставления образовательных услуг. Примеры негативных последствий по внедрению некомпетентных управленческих решений в образовательном учреждении.

Самостоятельная работа, 1 час Анализ рекомендаций автора урока раздела курса. Выбор наиболее эффективных подходов к организации работы в образовательном учреждении

Тема 3.2. Проекты и привлечение средств. Видеолекция. 2 часа. Необходимость и особенности инновационных образовательных проектов, как инструменты реализации образовательных стандартов и законодательных требований. Основные проектные циклы. Методы организации и реализации проектов.

Материал для самостоятельного изучения 2 часа Изучение материалов презентации автора раздела курса. Отличительные особенности проектной и обычной образовательной деятельности. Рекомендуемые особенности организации проектной деятельности. Анализ детализации бюджетной составляющей проекта. Разработка плана школьного образовательного проекта по реализации образовательной программы.

Самостоятельная работа, 1 час. Анализ рекомендаций автора урока раздела курса по методологии и структурной составляющей проекта. Выбор наиболее эффективных подходов к организации работы в образовательном учреждении.

Тема 3.3. Правление образовательным пространством организации. Видеолекция,2 часа Особенности и структура образовательного пространства для повышения уровня доступности и улучшения качества образовательных услуг. Основные принципы проектирования. Примеры образовательного процесса с индивидуальными траекториями и модульными формами обучения. Примеры системного подхода к проектированию образовательной дисциплины, инструменты по цифровой автоматизации существующих образовательных процессов.

Материал для самостоятельного изучения 2 часа Изучение материалов презентации автора раздела курса. Анализ рекомендаций по модульной форме организации учебного пространства. Примеры по реализации образовательного продукта согласно современным образовательным потребностям и законодательным требованиям.

Самостоятельная работа, 1 час. Выполнение теста № 3 по темам раздела курса.

Тема 3.4. Инструменты стратегического управления на практике. Тренинг в очном формате, 1 час. Практический воркшоп № 3. Анализ примеров практических кейсов по организации образовательного пространства.

Практическая работа в очно дистанционном формате. 3 часа. Выполнение практической работы №3 по изученным темам раздела курса.

Материал для самостоятельного изучения 1 час Содержание и структура образовательных кейсов. Анализ образовательного пространства своего учреждения на основе материалов презентаций из уроков раздела.

Самостоятельная работа, 1 час. Анализ рекомендаций по организации образовательного пространства от автора урока раздела курса. Выбор наиболее эффективных подходов к организации работы в собственном образовательном учреждении.

Раздел 4. Современные инструменты эффективного образования. Тема 4.1. Образование в эпоху впечатлений. Видеолекция, 1 час. Образовательные услуги как инструмент удовлетворения запросов современного общества. Необходимые условия для личностного развития и обучения учащегося в образовательной среде. Примеры форм организации образовательных процессов с учетом индивидуальных образовательных подходов. Экономика впечатлений в образовании и для чего она нужна в современном мире.

Материал для самостоятельного изучения 1 час. Рекомендации по организации образовательного пространства автора урока раздела курса. Анализ способов выявление современных образовательных потребностей.

Самостоятельная работа, 1 час. Анализ рекомендаций автора урока раздела курса. Выбор наиболее эффективных подходов по формированию образовательных условий с учетом возрастных особенностей развития обучающихся.

Тема 4.2. Актуальное российское законодательство об основном общем и среднем общем образовании: теория и практика. Видеолекция. 2 часа. Общий вектор современного развития системы образования в России. Основные законодательные документы стратегического планирования, разработанных в рамках целеполагания. Особенности целостной системы воспроизводства кадров. Практико-ориентированные подходы в реализации образовательных программ на разных уровнях образования. Примеры успешного опыта управленческих решений в образовательных учреждениях. Формирование учебных планов в условиях актуального российского законодательства об образовании.

Материал для Рекомендации и пояснения некоторых разделов

самостоятельного изучения основных законодательных документов. Пояснения

2 часа содержаний мероприятий по реализации программы «Приоритет-2030», как комплекс мер государственной поддержки.

Самостоятельная работа, 1 час. Анализ рекомендаций автора урока раздела курса. Разработка учебного плана класса с углубленным изучением отдельных предметов.

Тема 4.3. Психологическое сопровождение современного образования. Видеолекция, 1 час Содержание развивающей и воспитательной работы в образовательном учреждении. Методические рекомендации по созданию условий успешной реализации образовательных программ Инструменты повышения эффективности образования в школе в целом.

Материал для самостоятельного изучения 2 часа. Рекомендации по многофункциональной педагогической работе, направленной на персональное сопровождение ребенка в процессах развития, воспитания и образования с учетом его психофизического состояния. Разработка примера плана работы по инклюзивному развитию обучающихся в образовательном учреждении.

Самостоятельная работа, 1 час. Выполнение теста № 4 по изученным темам раздела курса.

Тема 4.4. Составление учебного плана профильного класса. Тренинг в очном формате, 1 час. Практический Воркшоп № 4. Требования к содержанию и структуре учебных планов. Алгоритм поэтапной его разработки. Мероприятия по организации воспитательной работы в образовательном учреждении.

Практическая работа в очно дистанционном формате 3 часа. Выполнение практической работы, № 4 по изученным темам раздела курса.

Материал для самостоятельного изучения, 1 час Рекомендации авторов раздела курса по организации эффективного обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся. Анализ школьного учебного плана и сопоставление его с рекомендациями авторов раздела курса.

Самостоятельная работа, 1 час Анализ рекомендаций автора урока раздела курса. Выбор наиболее эффективных подходов к организации работы в образовательном учреждении.

Итоговая аттестация «Зачет» ставится при успешном освоении всех разделов курса и прохождении текущей аттестации в качестве выполнений заданий четырех тестов в конце каждого раздела.

Образовательный процесс предусматривает изучение материалов курса в формате с применением дистанционных образовательных технологий и индивидуальной аттестацией. Теоретическая часть программы представлена записанными лекциями в формате видео, аттестация и контроль освоения материала осуществляется в виде тестирования по изученным темам каждого раздела. Общее количество часов 72.

Выводы. Рассмотренная в настоящей статье программа курса «Современные инструменты управления образовательным процессом» позволит сформировать резерв кадров с высоким уровнем экспертности и наличием необходимых для эффективного управления образовательной организацией компетенций, что позволит решить глобальную задачу по улучшению качества российского образования.

Представленный в исследовании образовательный инструмент использует совершенно новый подход к развитию работников образования и дает им навыки и умения по трем ключевых для развития бизнеса направлениям: управление персоналом, менеджмент и маркетинг.

Литература:

1. Авраамова, Е.М. Какие кадры работают в школах России? / Е.М. Авраамова, Д.М. Логинов // Народное образование. - 2017,- №3-4. - С. 65-78

2. Вень, М. Наука, образование и бизнес: зарубежный и отечественный опыт интеграционного взаимодействия / М. Вень, Г.В. Петрук // АНИ: экономика и управление. - 2017. - Т.6. - №2 (19). - С. 216-219

3. Коросталев, A.A. Недостатки системы повышения квалификации в обеспечении управленческих кадров / A.A. Коросталев // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. -2011. -№3 (6). - С. 168-172

4. Кохановская, И.И. Вопросы управления образованием в современных условиях / И.И Кохановская, Е.Е. Наумов, А.Л. Фатыхова // Управление. -2018. - №3 (21). - С. 11-16

5. Нечаев, М.П. Повышение квалификации заместителей директоров школ по воспитательной работе и системе дополнительного профессионального образования / М.П. Нечаев // Наука и образование: Новое время. - 2015. - №2 (7). -С. 265-269

6. Общеобразовательные учреждения г. Москвы. Государственный орган федеральной службы государственной статистики по г. Москве. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://77.rosstat.gov.ru/storage/mediabank (дата обращения: 15.12.2023)

7. Пинская, М.А. Школы, эффективно работающие в сложных социальных контекстах / М.А. Пинская, С.Г. Косарецкий, ИД. Фрумин // Вопросы образования. - 2011. - №4. - С. 148-177

8. Позмогов, А.И. Цифровая трансформация российского бизнеса / А.И. Позмогов, И.Э. Гергиев, H.A. Мардеян, З.П. Гассиева, З.О. Цораев, И.А. Позмогов // М.: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство КноРус», 2019.- 150 с.

9. Современные инструменты управления образовательной организацией [Электронный ресурс]. - Режим доступа: М1рз://хп—Ыаапу.хп—11аШ.хп—р1а1/соигзе (дата обращения: 15.11.2023)

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель, кандидат искусствоведения Кислова Оксана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доцент, кандидат педагогических наук Ковкина Инна Вульфовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доцент, кандидат искусствоведения Карнаухова Вероника Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРОГРАММА ПЕРЕПОДГОТОВКИ «РУКОВОДИТЕЛЬ НАРОДНОГО ХОРА» В МИНИНСКОМ

УНИВЕРСИТЕТЕ

Аннотация. Данная статья содержит описание программы переподготовки специалистов среднего и высшего звена в области музыкального образования, реализуемая на факультете дизайна, изящных искусств и медиа технологий в Мининском университете. Программа «Руководитель народного хора» направлена на подготовку студентов, желающих сформировать профессиональные компетенции в области народно-певческого искусства и руководства хоровыми и ансамблевыми коллективами, работающими на традиционном фольклорном материале, а также специалистов, имеющих музыкальное образование по другим направлениям подготовки. Программа нацелена сформировать компетенцию по составлению концертного и конкурсного репертуара народного хора и фольклорного ансамбля. В статье отражены условия реализации и структура программы переподготовки, включающая в себя учебно-тематический план и содержание модулей. Программа является востребованной, в настоящее время по ней обучаются руководители народно-певческих коллективов Нижнего Новгорода и области.

Ключевые слова: программа переподготовки, Мининский университет, руководитель народного хора, учебно-тематический план, содержание программы, профессиональные компетенции.

Annotation. This article contains a description of the retraining program for middle and senior level specialists in the field of music education, implemented at the Faculty of Design, Fine Arts and Media Technologies at Mininsky University. The program "Head of the Folk Choir" is aimed at training students who want to form professional competencies in the field of folk singing and leadership of choral and ensemble groups working on traditional folklore material, as well as specialists with musical education in other areas of training. The program aims to form the competence to compose the concert and competitive repertoire ofthe folk choir and folklore ensemble. The article reflects the conditions of implementation and the structure of the retraining program, which includes an educational and thematic plan and the content of modules. The program is in demand, currently the leaders of folk singing groups of Nizhny Novgorod and the region are trained according to it.

Key words: retraining program, Mininsky University, head of the folk choir, educational and thematic plan, program content, professional competencies.

Введение. Программа «Руководитель народного хора» направлена на подготовку студентов, желающих сформировать профессиональные компетенции в области народно-певческого искусства и руководства хоровыми и ансамблевыми коллективами, работающими на традиционном фольклорном материале, а также специалистов, имеющих музыкальное образование по другим направлениям подготовки. Она нацелена на формирование компетенции по составлению концертного и конкурсного репертуара народного хора и фольклорного ансамбля. По итогу выполнения программы слушатели будут знать: теорию и историю русской музыки; методику работы с народно-певческим коллективом, методы анализа музыкальной формы и работы над музыкальным произведением; уметь: планировать образовательный процесс, выполнять методическую работу, воспроизводить музыкальные сочинения, записанные разными видами нотации, применять методы анализа музыкальной формы и работы над музыкальным произведением. ; владеть: методикой работы с детским и взрослым народно-певческим коллективом.

Изложение основного материала статьи.

1. Условия реализациипрограммы.

Программа очная. Общая трудоемкость курса - 256 часов, из них 84 часа аудиторных. Срок обучения - 6 месяцев.

2. Структура программы.

Данная Программа - является модульной программой дополнительного профессионального образования, представляющая объединение модульных структур, имеющих общую логику достижения результата, которые могут выступать как самостоятельные программы.

1. Модуль «Вокально-инструментальная подготовка».

2. Модуль «Музыкально-теоретическая подготовка».

3. Модуль «Дирижерско-хоровая подготовка».

4. Модуль «Профессиональная подготовка руководителя народного хора».

Итоговая аттестация проводится в виде концертной программы с участием обучающегося в ансамблевых и хоровых номерах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.