Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРОФИЛЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРОФИЛЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Шабазов М. М.

В статье дана оценка влияния фактора профессиональной подготовки участников дорожного движения на уровень безопасности дорожного движения в целом. Подробно рассмотрены требования к квалификационной подготовке работников в сфере обеспечения безопасности движения в действующих нормативных документах РФ. Обоснованы и сформулированы решения в области профессиональной подготовки кадров автотранспортного профиля, направленные на решение проблем обеспечения безопасности дорожного движения. Также проведен укрупненный структурный анализ проблемы обеспечения безопасности движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING FOR TRAFFIC SPECIALISTS TO ENSURE ROAD SAFETY

The article gives an assessment of the influence of the factor of professional training of road users on the level of road safety in general. The requirements for the qualification training of employees in the field of traffic safety in the current regulatory documents of the Russian Federation are considered in detail. Justified and formulated solutions in the field of professional training of personnel of the motor transport profile, aimed at solving the problems of ensuring road safety. An enlarged structural analysis of the problem of ensuring traffic safety was also carried out.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРОФИЛЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

УДК 41

Шабазов М.М. аспирант

ФГБОУВО «Дагестанский государственный технический университет»

Россия

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ

АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРОФИЛЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация. В статье дана оценка влияния фактора профессиональной подготовки участников дорожного движения на уровень безопасности дорожного движения в целом. Подробно рассмотрены требования к квалификационной подготовке работников в сфере обеспечения безопасности движения в действующих нормативных документах РФ. Обоснованы и сформулированы решения в области профессиональной подготовки кадров автотранспортного профиля, направленные на решение проблем обеспечения безопасности дорожного движения. Также проведен укрупненный структурный анализ проблемы обеспечения безопасности движения.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, автомобильный транспорт, безопасность, дорожное движение.

Shabazov M.M. graduate student FSBEI HE "Dagestan State Technical University"

Russia

PROFESSIONAL TRAINING FOR TRAFFIC SPECIALISTS TO

ENSURE ROAD SAFETY

Abstract. The article gives an assessment of the influence of the factor of professional training of road users on the level of road safety in general. The requirements for the qualification training of employees in the field of traffic safety in the current regulatory documents of the Russian Federation are considered in detail. Justified and formulated solutions in the field of professional training ofpersonnel of the motor transport profile, aimed at solving the problems of ensuring road safety. An enlarged structural analysis of the problem of ensuring traffic safety was also carried out.

Keywords: vocational training, road transport, safety, road traffic.

"Мировая наука" №5(74) 2023 science-j.com

|эоЛ

Несмотря на значительные материальные затраты на различные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения, в том числе и в рамках федеральных целевых программ, к сожалению, количество погибших в дорожно-транспортных ситуациях в период 2020-2022 гг. увеличивается, при этом ряд иных показателей уровня безопасности на дорогах России имеет отрицательную динамику, что говорит о частичном положительном эффекте мероприятий ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2020-2022 годах» [1]. Таким образом, проблема безопасности на автомобильном транспорте объективно существует и в настоящее время не решена.

Сложность решения проблем обеспечения безопасности дорожного движения объясняется многогранностью объекта - системы «Водитель -Автомобиль - Дорога - Среда» (ВАДС), исследованием которой давно занимаются как российские, так и зарубежные ученые. Одним из самых сложных компонентов системы ВАДС с позиции управления является водитель - человек, управляющий транспортным средством, по вине которого по официальной статистике происходит ДТП по разным оценкам 60-90% [2]. По мнению автора, эту систему следует расширить, включив и пешехода, и пассажира, действия которых также объективно влияют на уровень безопасности на дороге. В этом смысле следует рассматривать проблемы безопасности движения в системе «Участник движения -Автомобиль - Дорога - Среда» (УАДС).

В течение последних 5 лет ведущие автомобильные концерны активно работают над созданием систем автоматического управления автомобилем, которые будут исключать водителя как участника движения с большой степенью неопределенности и неверных решений.

Значительный потенциальный ресурс эффективного решения проблем обеспечения безопасности дорожного движения заложен в профессиональной подготовке специалистов разных уровней: от водителя до руководителей автотранспортных предприятий, органов государственной власти и местного самоуправления, на которых возложены функции по обеспечению безопасности дорожного движения.

Рассмотрим категории работников объектов автотранспортной деятельности, вовлеченных напрямую в решение вопросов обеспечения безопасности движения.

Во-первых, это водители транспортных средств всех категорий. Основной проблемой, по мнению авторов, в подготовке водителей -является отсутствие в настоящее время подхода к водителю как профессии. Результатом обучения в автошколе сейчас является выдача удостоверения на право управления транспортным средством (ТС) определённой категории, и этого вполне достаточно для лиц, не работающих водителями. В то же время водители, особенно автобуса и грузовых автомобилей, чья должность обладает признаками повышенной опасности, например,

"Мировая наука" №5(74) 2023 science-j.com

опасные грузы, перевозка детей и т.д. должны проходить профессиональную подготовку, то есть иметь более высокий уровень теоретических знаний и практических навыков как по ПДД, так и по теории управления, конструкции, особенностям перевозки различных грузов и т.д.

Во-вторых, это специалисты и руководители объектов, оказывающих услуги автомобильных перевозок всех видов, где основные должности напрямую связаны по функциональным обязанностям с вопросами обеспечения безопасности дорожного движения - руководители предприятий, инженер по БДД, механик на выпуске, диспетчер, начальник технической службы (главный инженер).

В настоящее время требования к данным категориям работников определяются ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения», а также приказом Минтранса РФ от 22 июня 1998 г. №75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом», в соответствии с которым «Профессиональная компетентность специалистов юридического лица и индивидуальных предпринимателей в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля по указанным ниже специальностям или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе:

«Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации»».

В-третьих, это специалисты и руководители организаций, на которых возложены задачи реализации контрольно-надзорных функций в области обеспечения безопасности на автомобильном транспорте, а также эффективной организации дорожного движения на территории РФ. Ключевыми организациями сегодня являются ГИБДД МВД РФ, УГАДН, местные органы власти и самоуправления.

В-четвертых, это руководители и специалисты местных органов самоуправления, на которые возложено решение вопросов по организации, контролю за автомобильными перевозками, надзору за состоянием дорог и транспортной инфраструктуры в субъектах РФ. Эту роль выполняют сотрудники департаментов на областном уровне, отделы (департаменты) городских, районных администраций, в ведении которых находятся выше указанные вопросы.

Подводя итог, следует отметить, что решение проблем обеспечения безопасности дорожного движения через систему профессиональной подготовки кадров автотранспортного профиля возможно на основе следующих позиций:

Мировая наука" №5(74) 2023

science-j.com [ 308

1. значительные резервы эффективного решения вопросов обеспечения безопасности на автомобильном транспорте и организации движения заключены в кадровом потенциале работников, обладающих соответствующей профессиональной компетенцией;

2. существующая правовая база не в полной мере отвечает эффективному управлению кадрами в сфере обеспечения безопасности на автомобильном транспорте и организации движения;

3. целесообразно уточнить квалификационные требования к должностям работникам в сфере обеспечения безопасности на автомобильном транспорте и эффективной организации движения с однозначной привязкой к существующим стандартам как высшего, так и среднего уровней профессионального образования;

4. реализовывать программы дополнительного образования для специалистов в области обеспечения безопасности на автомобильном

транспорте и эффективной организации движения, которые должны только совместно с высшими учебными заведениями, которые обладают лицензией и аккредитацией на соответствующие направления подготовки автотранспортного профиля.

Использованные источники:

1.Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2020 - 2022 годах»: [Электронный ресурс]: URL: http://www.fcp-pbdd.ru/about_program/index.php. (дата обращения: 14.10.2021)

2.Госавтоинспекция МВД России [Электронный ресурс]. URL:: http://www.gibdd.ru (дата обращения: 23.06.2022)

3.Портал «Российское образование» [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru (дата обращения: 10.09.2022)

"Мировая наука" №5(74) 2023 science-j.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.