Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка специалиста: составляющие информационной культуры в контексте информатизации образования'

Профессиональная подготовка специалиста: составляющие информационной культуры в контексте информатизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
505
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыжова Н. И., Каракозов С. Д., Фомин В. И.

Информационная культура, непосредственно зависящая от важнейших характеристик общественного развития, может служить не только интегральным показателем состояния общества, но и важнейшим фактором его развития. Переход к новому технологическому укладу, основанному на широкомасштабном использовании информации и научных знаний практически во всех сферах человеческой деятельности, превращает качество человеческого ресурса, знаний, опыта и профессиональных навыков людей в определяющий фактор развития цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка специалиста: составляющие информационной культуры в контексте информатизации образования»

РАЗДЕЛ V ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 37

Н. И. Рыжова, С. Д. Каракозов, В. И. Фомин

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА: СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Сегодня профессионально значимые качества личности как будущего специалиста в той или иной предметной области основываются не столько на критериях объема и полноты конкретного знания, сколько на способности самостоятельно пополнять их, ставить и решать профессиональные задачи, вырабатывать критерии отбора наиболее эффективных из них.

В условиях непрерывно возрастающих возможностей реального доступа к информации с помощью глобальных систем телекоммуникации для любого специалиста становится необходимым самостоятельно уметь разработать рациональную стратегию поиска необходимой лично ему информации из множества существующих. В этой связи резко возросли требования к информационной культуре личности вообще и специалисту в частности. Человеку требуются сформированные навыки эффективного взаимодействия с информационной средой, умение использовать предоставляемые ею возможности, т. е. определенный уровень культуры поведения в инфосфере - для которого уже существует и является устоявшимся термин «информационная культура» *

Остановимся на описании составляющих информационной культуры личности в контексте современного этапа информатизации образования и важности ее формирования у будущего специалиста в любой предметной области. Согласно множеству публикаций по данной проблематике, на наш взгляд, следующие составляющие информационной культуры личности, можно считать основой для определения самого понятия «информационная культура», выделения параметров диагностики становления

* Впервые термин введен в практику образования А. П. Ершовым [1], но за последние годы существует множество публикаций научного и методического характера, в которых обсуждались проблемы как самого концепта этого понятия, так и концепций введения его в образовательную практику как на уровне общего образования, так и на уровне подготовки специалистов разного профиля в вузе и в системе дополнительного образования

информационной культуры у будущего специалиста, а также ориентиров, определяющих цели, задачи, содержание и эффективность образовательной деятельности:

- информационная (компьютерная) грамотность,

- информационная компетентность,

- информационный ценностно-смысловой компонент,

- информационная рефлексия,

- информационное кулътуротворчество.

Обратимся и кратко охарактеризуем первую составляющую информационной культуры - информационную (или компьютерную) грамотность. Не смотря на то, что с момента наиболее частого употребления этого термина в повседневной жизни и в образовательной практике прошло не менее 20 лет, он по-прежнему остается востребованным и часто употребляемым. Информационная грамотность представляет собой (по А. П. Ершову [1]) «начала» информационной культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных, национальных и других особенностей. Решая проблему стандартизации ожидаемого результата образовательной деятельности и разработки диагностического аппарата в понятиях культуры личности, мы выделили эту характеристику, строящуюся на основе знаний и умений. Информационная грамотность означает овладение знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т. д.), умениями, символами, правилами и нормативами в сфере компьютеризации и информатизации.

При этом мы, вслед за А. П. Ершовым [1], будем понимать, под компьютеризацией внесение компьютеров в некоторую область деятельности человека, сопровождаемое заметной перестройкой этой деятельности под воздействием компьютера, а информатизацией - построение информационного общества. Информационная (компьютерная) грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений компьютеризации и информатизации, как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения практического опыта, извлекаемого непосредственного из общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации и т. д.

Как показывает практика, можно обладать определенной информационной грамотностью, не владея сложными понятиями и терминами, не представляя сложности информационных процессов и информационных отношений. Информационная (компьютерная) грамотность предполагает овладение системой знаков и их значений, способами деятельности, в частности, способами информационного познания. Причём, речь идет не только о знаниях, но и их применении. Подобное представление, в целом, согласуется с характеристикой компьютерной грамотности как минимально необходимого уровня развития информационной культуры [1; 3].

Приступая к описанию второй составляющей информационной культуры, заметим, что в настоящее время многие исследователи практически не разделяют понятия информационной грамотности и компетентности, что на наш взгляд является крайне ошибочным. В определении информационной компетентности мы придерживаемся определения компетентности, данного в работе М. А. Холодной [12]: «Компетентность - это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности». Компетентность - это составляющая не только профессиональной культуры, но и общей и допрофессиональной культуры личности. Отличие профессиональной информационной компетентности от общей состоит в круге решаемых задач, проблем, а также уровне их решения.

Согласно Н. X. Насыровой [12] информационная компетентность - это:

- мотивация, потребность и интерес к получению знаний, умений и на выков в области технических, программных средств и информации;

- совокупность общественных, естественных и технических знаний, от ражающих систему современного информационного общества;

- знания, составляющие информативную основу поисковой познава тельной деятельности;

- способы и действия, определяющие операционную основу поисковой познавательной деятельности;

- опыт поисковой деятельности в сфере программного обеспечения и технических ресурсов;

- опыт отношений «человек-компьютер».

С нашей точки зрения, внесение мотивационно-ценностных и рефлексивных аспектов в определение информационной компетентности не вполне корректно. На наш взгляд, «информационная компетентность» - это прежде всего возможность гражданина информационного общества обеспечить себе: свободный доступ к информации, не являющейся тайной, а также его способностью опубликовать и разгласить собственную информацию в нецензурирован-ном виде, обеспечить себе право свободного выбора источника, провайдера, формата, стандарта, программы и технологии работы с информацией, реализовать доступные в обществе возможности относительно производства, передачи, распространения, использования, копирования, уничтожения любой свободно распространяемой информации, включая и его собственную информацию. При этом, в условиях современного демократического государства эти возможности должны быть обеспечены обществом. Информационная компетентность может быть охарактеризована через эффективность, конструктивность информационной деятельности (внешней и внутренней) на основе компьютерной грамотности, что

означает эффективное применение знаний, умений для решения стоящих поставленных перед человеком задач.

Грамотный человек знает о чём-то абстрактно, а компетентный - может на основе знания конкретно и эффективно решать какую-либо информационную задачу и или проблему. В то же время, компетентность означает отказ от прямого копирования чужого опыта, норм, традиций, образцов, свободу от стереотипов, чьих-то указаний, предписаний, установок.

В настоящее время существует множество научных публикаций относительно различных видов компетентности и компетентностного подхода к подготовке специалиста*, но мы далее остановимся на содержании понятия «интеллектуальная компетентность», которое является составляющей информационной культуры личности и тесно связана с «информационной компетентностью» - второй составляющей информационной культуры личности. Согласно М. А. Холодной [12], интеллектуальную компетентность, можно рассматривать как «особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определённой предметной области деятельности (в том числе и в экстремальных условиях)». Знания такого рода должны отвечать следующим требованиям:

- разнообразие («множество различных знаний о разном»);

- артикулированность (элементы знания чётко выделены, при этом все они находятся в определённых взаимосвязях между собой);

- гибкость (как содержание отдельных элементов, так и связи между ними могут быстро меняться под влиянием тех или иных объективных факторов, в том числе и в том варианте, когда знание превращается внезнание);

- быстрота актуализации в данный момент и в нужной ситуации (опера тивность и доступность знания);

- возможность применения в широком спектре ситуаций (в том числе, способность к переносу знания в новую ситуацию);

- выделенность ключевых элементов (в многообразии знаний относи тельно данной предметной области факты, положения, определения осознаются как самые важные, решающие для понимания);

- категориальный характер (определяющая роль того типа знаний, кото рые представлены в виде общих принципов, общих подходов, общих идей);

- владение не только декларативным знанием (знанием о том, «что»), но и процедурным, конструктивным знанием (знанием о том, «как»);

рефлексия, т. е. знание о широте и глубине собственных знаний.

* См. работы Б. Д. Эльконина, С. Е. Шишова, В. А. Кальней,

А. В. Баранникова, Л. М. Долговой, В. К. Загвоздкина, В. В. Шаповал,

Е. А. Ракитиной, М. В. Рыжакова, О. Г. Смоляниновой, М. А. Холодной,

И. А. Колесниковой, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной и др.

Что касается третьей составляющей информационной культуры личности или ценностно-смыслового компонента информационной культуры, то его, на наш взгляд, можно определить как совокупность или систему личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, верований в области информационных процессов и отношений.

Достижение любой образовательной цели подготовки будущего специалиста - это всегда процесс перехода от одного качественного состояния личности обучаемого к другому. Важнейшими компонентами такого состояния являются не только параметры фактического уровня компетентности обучаемых в предметной области и в области информатики и информационных технологий, но и их ценностные, личностные, смысловые ориентации в этих сферах. Система отношений (интеллектуальных, этических, эстетических, нравственных и т. п.) обучаемых к информации и средствам работы с ней, является ядром информационной культуры личности. Это ядро во многом определяет глубину и динамику усвоения новых знаний и приобретения специальных навыков (как необходимых слагаемых информационной культуры учащегося), а также характер и направленность использования этих знаний и навыков в практическом взаимодействии с современными информационными средствами при решении реальных задач в любых областях жизни и деятельности. Это необходимая основа решения дидактической задачи формирования у обучаемых способностей видеть (находить, выделять, определять) информационную компоненту проблем, процессов и объектов действительности, находить способы оптимизации деятельности на основе использования информационных технологий, практически реализовывать эти способы в конкретной ситуации.

Таким образом, опираясь на работы Э. Фромма [11], А. Г. Асмолова [1], Д. А. Леонтьева [10] и др., можно сделать вывод, что основное отличие этого ценностно-смыслового компонента информационной культуры от предшествующего состоит в том, что здесь доминируют наиболее сложные элементы культуры, такие как: смысловое содержание, вкладываемое в те или иные феномены, ценностные ориентации, служащие основными регуляторами личностного выбора, позиции личности и т. д. Мы полагаем, что ценностно-смысловой компонент информационной культуры личности влияет на формирование грамотности и компетентности, развитие рефлексии и культуротворчества.

Перейдем к краткой характеристике четвертой составляющей информационной культуры - информационная рефлексия. Рефлексия как форма познания и как категория философская имеет огромное значение в различных областях человеческого знания и представляет собой метод гуманитарного познания как предметных областей, так и окружающего мира в целом [9]. Рефлексия представляет собой отслеживание человеком целей,

процесса и результатов своей деятельности по присвоению информационной культуры, а также осознание тех внутренних изменений, которые в нём происходят, себя как изменяющейся личности, субъекта деятельности и отношений. Рефлексия человека как субъекта культуры охватывает все перечисленные её компоненты: осмысление собственного уровня информационной грамотности и компетентности, особенностей ценностно-смысловой сферы и других вопросов [4].

Психологами рассматривается несколько видов рефлексии [7], но в контексте нашей задачи наиболее значимыми являются её следующие виды: поведенческая, познавательная, личностная, коммуникативная. Также с точки зрения временной перспективы важным представляется развитие ретроспективной и перспективной рефлексии, в сравнении с актуальной рефлексией, относящейся к настоящему времени. Рефлексия позволяет выявить и преодолеть противоречия, возникающие в жизни человека между знанием и поведением, желаемым и должным, возможным и действительным. Благодаря рефлексивному механизму человек переходит на новые уровни своего развития и совершенствуется как специалист при решении профессиональных задач.

На наш взгляд, информационная культура, опирающаяся на информационную (компьютерную) грамотность, должна способствовать развитию профессиональной культуры специалистов как профессиональных пользователей информации. Информационная среда побуждает пользователя постоянно оценивать свои знания и знания, зафиксированные в инфосфере, уметь соотносить модели знаний и информации. Успешность жизнедеятельности каждого человека все более зависит от того, насколько он способен своевременно получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию (а точнее новое знание) в своей повседневной жизни, а так же осознать свое место в инфосфере, диагностировать себя как создателя и потребителя информации, осознать складывающуюся информационную ситуацию. Все это не что иное как информационная рефлексия.

И, наконец, остановимся на последней составляющей - информационное кулътуротворчество. Согласно Л. С. Выготскому [2], кулыпуротворчес-тво означает, что человек является не только творением культуры, но и её творцом. Творческое начало присуще культуроосвоению уже в дошкольном возрасте. Творчество как шаг, следующий за освоением информационной культуры, имеет множество граней: от создания собственных теорий, открытия информационных закономерностей до нахождения нестандартных решений, проявлений самостоятельности, способности задуматься над новой для себя проблемой в различных информационных ситуациях. Как известно, существует два критерия творчества: новизна результата или спо-

соба деятельности и качество мышления и воображения, характеризующееся как креативность.

Здесь же необходимо отметить, что понятие «культуротворчество» в образовании в основном применяется не столько в отношении «информационной продукции», сколько в принятии обучаемыми ценности творчества во всех его проявлениях и аспектах, стремление к творчеству, а также развитие творческих способностей и проявлений. Объектом информационного творчества могут выступать образы и идеи, символы и понятия, поступки и отношения, ценности и убеждения. Кроме того, творческий компонент может быть интерпретирован как готовность личности к выполнению культуросозидающей, культуротворче-ской роли как в отношении присвоения, «распредмечивания» культуры, так и созданию новых форм культуры. Творчество может проявляться в отношении норм («нормотворчество»), традиций, порождения новых личностных смыслов («переоценка ценностей», смыслотворчество), знаний (открытия, теории и т. д.), новых способов деятельности (технологий), собственной жизни и себя самого (определение перспективы личностного роста, самосовершенствования) и т. д.

Выделенные компоненты не существуют изолированно друг от друга. Так, мы не противопоставляем, а лишь условно разделяем процесс культуро-освоения и культуротворчества, в жизни они тесно взаимосвязаны. Причём, как правило, культуротворчество выступает как более высокий уровень в отношении к культуроосвоению. Взаимосвязи могут проявиться практически между всеми компонентами: преобразования в личностно-смысловой сфере могут повлиять на повышение грамотности и компетентности, а новые знания - на ценностные ориентации. Организация рефлексии позволяет достичь изменений в других составляющих информационной культуры (выработать новые способы решения информационных задач, осуществления коммуникационных и информационных процессов, активизировать процесс образования ценностных отношений, ориентации и т. д.).

Итак, информационная культура является системным образованием, каждый компонент которой взаимосвязан с другими и, вместе с тем, является самостоятельной характеристикой, выполняющей свои функции.

В заключение, на основе проведенного нами анализа сформулируем следующее определение понятия «общая информационная культура личности». Информационная культура личности представляет собой составную часть базисной культуры личности как системной характеристики человека, которая позволяет ему эффективно участвовать во всех видах работы с информацией: получении, накоплении, кодировании и переработке, создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании.

Информационная культура включает грамотность и компетентность в понимания природы информационных процессов и отношений;

гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации); развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности [6].

На наш взгляд, выделенные составляющие компоненты культуры личности универсальны, в том смысле, что они могут быть отнесены к информационной, математической, экологической, правовой и др. компонентам общей культуры человека.

И последнее, в отношении генезиса информационной и других аспектов культуры личности, адекватным понятием на наш взгляд, является «становление», а не «формирование», «воспитание», «развитие». Это обусловлено:

во-первых, самим понятием культуры личности, означающим одновре менно и обученность, и воспитанность, и уровень развития личности;

во-вторых, процесс становления происходит под влиянием множества внешних и внутренних, объективных и субъективных факторов, таким образом, культуру, не формируют, культуру присваивают, к ней приобщаются, и этот процесс происходит далеко не всегда в специально организованных условиях. Любое явление, изучаемое вне генезиса, не отражает его разносторонне, дина мично, сущностно. Термин «становление» отражает непрерывную динамику, рост, этапность и означает выход за статическое изучение культуры личности, ставит вопросы о её генетических корнях, особенностях в различных периодах и факторах, её обуславливающих.

Подытоживая все вышесказанное, сформулируем (согласно К. К. Колину [8]) общий взгляд на информационную культуру общества и информационную культуру человека (специалиста) в их взаимосвязи и в контексте информатизации образования. Как известно, информационный потенциал общества определяется не только уровнем развития информационной техносферы и используемых современных информационных технологий, но и уровнем его (общества) информационной культуры. Как свидетельствует исторический опыт, любые технические новшества и идеи становятся эффективными в социальном плане лишь в тех случаях, когда органически включаются в культурную среду общества как неотъемлемая ее часть. В связи с этим, К. К. Колин [8], под информационной культурой общества предлагает понимать способность последнего (т. е. общества) эффективно использовать имеющиеся в его распоряжении информационные ресурсы, средства информационных коммуникаций, а также передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий.

Основными факторами, влияющими на уровень информационной культуры современного общества, являются: (а) состояние системы образования, определяющей общий уровень интеллектуального развития людей,

их материальных и духовных потребностей и информационной инфраструктуры общества, т. е. возможность получать, передавать и использовать необходимую человеку информацию, а также оперативно осуществлять те или иные информационные коммуникации; (б) уровень демократизация общества, т. е. осуществление правовых гарантий, связанных с доступом людей к необходимой им информации, в том числе и зарубежным ее источникам; (в) экономическая состоятельность страны, гарантирующая возможность получения ее гражданами необходимого образования, а также приобретения и использования ими современных средств информационной техники.

Таким образом, информационная культура, непосредственно зависящая от важнейших характеристик общественного развития, может служить не только интегральным показателем состояния общества, но и важнейшим фактором его развития. Переход к новому технологическому укладу, основанному на широкомасштабном использовании информации и научных знаний практически во всех сферах человеческой деятельности, превращает качество человеческого ресурса, знаний, опыта и профессиональных навыков людей в определяющий фактор развития цивилизации. Именно поэтому вопросы информационной культуры в последние годы становятся предметом особого внимания влиятельных международных организаций. Так, например, в докладе Международной комиссии по образованию для XXI в. «Образование: сокрытое сокровище» подчеркивается, что в условиях все большей общественной глобализации и развития всеобщей коммуникации достижение целей социальной гармонии лежит на пути перехода к обществу информации и образования. В этом же докладе рекомендовано создать под эгидой ЮНЕСКО Обсерваторию новых технологий, которая должна следить за их эволюцией и возможным воздействием не только на системы образования, но и современные общества. Кроме того, в последние годы ЮНЕСКО распространен целый ряд документов, которые ориентируют страны мирового сообщества на все большую информационную направленность образования, которое должно не только обеспечивать человека знаниями о возможностях современной информационной инфраструктуры общества, но и учить его эффективно пользоваться этими возможностями и в жизни, и в профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Асмолов, А. Г. XXI век: психология в век психологии [Текст] / А. Г. Асмолов - М.: Генезис, 1998.

2. Выготский, Л. С. Избранные психологические сочинения [Текст] / Л. С. Выготский - М., 1984.

3. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века: в поисках практико-ориентированных образовательных концепций [Текст] / Б. С. Гершунский-М.: Совершенство, 1998.

4. Голицын, Г. А. Информация и творчество: на пути к интегральной культуре [Текст] / Г. А. Голицын - М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 1997.

5. Ершов A. JI. Избранные труды [Текст] / А. Л. Ершов - Новосибирск, ВО «Наука», 1994.

6. Каракозов, С. Д. Развитие содержания обучения в области информационно- образовательных систем: подготовка учителя информатики в контексте информатизации образования [Текст] Монография / С. Д. Каракозов - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005.

7. Колесникова, И. А. Педагогическая реальность: опыт межпарадиг-мальной рефлексии [Текст] / И. А. Колесникова - СПб.: Дрофа, 2003.

8. Колин, К. К. Информатизация образования: новые приоритеты [Текст] / К. К. Колин // Alma mater. - М., 2002. № 2. С. 16-22.

9. Краткий философский словарь. - М.: Проспект, 2000.

10. Леонтьев, Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие. / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии, № 4, 1996.

11. Фромм, Э. Иметь или быть? [Текст] / Э. Фромм - М.: Прогресс, 1990.

12. Холодная, М. А. Психология интеллекта [Текст] / М. А. Холодная - Томск-Москва, 1997.

УДК 378.01

О. М. Багдулина

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (НА МАТЕРИАЛЕ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА)

Языковая подготовка занимает важное место в процессе общей подготовки современного студента. Высшая школа уже достаточно давно стремится воспитывать не просто работника для выполнения определенных обязанностей в той или иной сфере деятельности конкурентоспособного специалиста, владеющего, в частности, иностранным языком.

В условиях Сибирского региона для специалиста особо нужным и важным представляется знание восточных языков, прежде всего, китайского. В связи с этим, множество вузов предлагают студентам к изучению (факультативно или в рамках основной программы) именно этот иностранный язык.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.