Научная статья на тему 'Развитие профессионально-личностных качеств учителя как основа обеспечения результативности современного образовательного процесса'

Развитие профессионально-личностных качеств учителя как основа обеспечения результативности современного образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
877
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ / СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / MODERN EDUCATIONAL PROCESS / КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / COMPONENTS OF MODERN EDUCATIONAL PROCESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ / TYPES OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY OF THE TEACHER / ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ / PROFESSIONALLY PERSONAL QUALITIES OF THE TEACHER / PRESENT-DAY CHALLENGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ускова Светлана Анатольевна

В статье проанализирована специфика развития современного российского образования, учтены вызовы современности к системе образования, выделены основные компоненты современного образовательного процесса. Автор выстраивает взаимосвязи между вызовами современности, образовательным процессом, профессионально-личностными качествами учителя и непосредственной деятельностью современного учителя-практика, дает авторские определения данных понятий. Показывается необходимость развития профессионально-личностных качеств учителя для обеспечения результативности современного образовательного процесса, предлагается тест для самообследования и выстраивания индивидуального образовательного маршрута профессионально-личностного развития учителя-практика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ускова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES OF THE TEACHER AS BASIS OF ENSURING OF PRODUCTIVITY OF THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS

In the article modern specifics of development of Russian education are analysed, present challenges to an education system are designated, the main components of modern educational process are allocated. The author builds interrelations between present-day challenges, educational process, professional and personal qualities of a teacher and the very activity of a modern expert teacher, gives the author’s definitions of these concepts. The need for development of professional and personal qualities of a teacher to achieve productivity of educational process is shown in the article, the questionnaire for self-inspection and forming of an individual educational route of professional and personal development is offered.

Текст научной работы на тему «Развитие профессионально-личностных качеств учителя как основа обеспечения результативности современного образовательного процесса»

УДК 378.046.4 ББК 74.4

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЯ КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

I С.А. Ускова

Аннотация. В статье проанализирована специфика развития современного российского образования, учтены вызовы современности к системе образования, выделены основные компоненты современного образовательного процесса. Автор выстраивает взаимосвязи между вызовами современности, образовательным процессом, профессионально-личностными качествами учителя и непосредственной деятельностью современного учителя-практика, дает авторские определения данных понятий. Показывается необходимость развития профессионально-личностных качеств учителя для обеспечения результативности современного образовательного процесса, предлагается тест для самообследования и выстраивания индивидуального образовательного маршрута профессионально-личностного развития учителя-практика.

Ключевые слова: вызовы современности, современный образовательный процесс, компоненты современного образовательного процесса, профессионально-личностные качества учителя, виды профессионально-педагогической деятельности учителя.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES OF THE TEACHER AS BASIS OF ENSURING OF PRODUCTIVITY OF THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS

I S.A. Uskova

Аннотация. In the article modern specifics of development of Russian education are analysed, present challenges to an education system are designated, the main components of modern educational process are allocated. The author builds interrelations between present-day challenges, educational process, professional and personal qualities of a teacher and the very activity of a modern expert teacher, gives the author's definitions of these con-

cepts. The need for development of professional and personal qualities of a teacher to achieve productivity of educational process is shown in the article, the questionnaire for self-inspection and forming of an individual educational route of professional and personal development is offered.

Keywords: present-day challenges, modern educational process, components of modern educational process, professionally - personal qualities of the teacher, types of professional and pedagogical activity of the teacher.

82

Образование в современных условиях призвано обеспечить воспроизводство человека как социального существа, духовной, мыслящей и ответственной личности. В последние десятилетия в мире произошли принципиальные изменения, которые преобразовали фундаментальные основы бытия человека и определяются как вызовы современности. Вызовы современности порождают необходимость изменения содержания и технологий организации образовательного процесса. Определение сущности образовательного процесса, его основных компонентов задает цели, содержание и результаты профессионально-педагогической деятельности учителя. Проектирование образовательного процесса с учетом вызовов современности осуществлено в предыдущих работах автора [1-3].

В педагогической науке разработан широкий спектр профессионально-личностных качеств учителя, определяющих результативность его деятельности (Л.И. Анцыферова, В.А Беликов, С.Г. Вершловский, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Ку-люткин, Л.М. Кустов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Петровский, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, Г.С. Сухобская, В.Д. Шадриков). При этом дискуссия на тему оптимального комплекса профессионально-лич-

ностных качеств современного учителя не завершена. В данной статье представлена авторская позиция на профессионально-личностные качества учителя, необходимые при реализации требований современного образовательного процесса. Выделим и рассмотрим профессионально-личностные качества учителя, способствующие успешной реализации всех компонентов современного образовательного процесса.

1. Профессионально-педагогическая позиция учителя как профессионально-личностное качество определяет его готовность к построению смыслообразующего компонента образовательного процесса. Педагогические условия формирования профессиональной позиции исследовались в работах Г.И. Аксеновой, В.П. Бедерхановой, Н.М. Борытко, А.В. Гуторовой, Т.Г. Дулинец, В.А. Ка-раковского, Е.Б. Качалина С.И. Оси-повой, A.M. Трещева и др. Формирование и развитие профессиональной педагогической позиции учителя происходит в процессе аксиологической деятельности. (Н.Н. Никитина, Т.Г. Браже). Аксиологическая деятельность есть специально-организованная совокупность действий учителя, направленная на анализ, становление и развитие системы ценностей, определяющих профессиональную

позицию педагога. Значимость аксиологической деятельности учителя заключается в обретении профессиональной идентичности (М.В. Николаева), отражающей систему профессионально-ценностных ориентации личности учителя, его приоритетов. К продуктам аксиологической деятельности можно отнести ценностно-смысловое самоопределение учителя, становление профессиональной позиции педагога, саморазвитие педагогической культуры и т.д.

2. Профессионально-педагогическая самооценка учителя как профессионально-личностное качество определяет его готовность к построению проблемно-аналитического компонента образовательного процесса. Изучению вопросов формирования самооценки в процессе включения субъекта в профессиональную деятельность посвящены работы С.Х. Асадулина, И.С. Кона, Н.В. Кузьминой, А.М. Матюшкина, А.А. Реана, И.И. Чесноковой. В педагогике определены эталонные величины, принципы рефлексии и самооценки учителя (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Е.И. Рогов, В.В. Сериков). Н.Н. Никитина и др. отмечают, что «основанные на рефлексии, самоанализ и самооценка в учебной и профессиональной деятельности обеспечивают контроль, коррекцию и побуждают субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию» [4, с. 48]. Согласно А.Н. Бо-далеву, формирование и развитие профессиональной педагогической самооценки учителя происходит в процессе акмеологической деятельности. Акмеологическая деятельность есть специально-организованная совокупность действий учителя, направлен-

ная на анализ своих профессиональных возможностей и способностей, их развитие и достижение предельной степени. В качестве основного результата видится самооценка своих профессиональных возможностей и способностей с целью дальнейшей коррекции, развития. Основными продуктами акмеологической деятельности учителя являются результаты анализа и выявления сильных и слабых сторон личности учителя и программы их устранения/развития.

3. Личностный рост учителя как профессионально-личностное качество определяет его готовность к построению целепроектировочного компонента образовательного процесса. М.М. Поташник рассматривает профессиональный рост учителя как «самостоятельное и/или кем-то управляемое на рациональном (осознанном) и/или интуитивном уровнях «нарастание» разнообразия стереотипов, социальных установок, знаний, умений, способов деятельности, необходимых для решения педагогических задач и ситуаций» [5, с. 51]. Личностный рост учителя определяется, проектируется и осуществляется в процессе прогностической деятельности. Данная деятельность рассмотрена в работах С.И. Архангельского, Б.С. Гершунского, В.И. Загвя-зинского, Л.А. Регуш, И.П. Подласого, В.А. Сластенина). Прогностическая деятельность может быть определена как комплекс действий, направленный на определение целей и способов личностного роста учителя.

Основными продуктами прогностической деятельности учителя являются программы развития, личностного роста, проекты профессиональной карьеры.

83

84

4. Исследовательская культура учителя как профессионально-личностное качество определяет его готовность к построению организационно-управленческого компонента образовательного процесса. Суть и специфика исследовательской деятельности рассмотрена в работах С.И. Архангельского, Б.С. Гершунского, В.В. Горшковой [6; 7], В.И. Загвязинского, Л.А. Регуш). В педагогике исследовательская деятельность является основным направлением деятельности педагогов-исследователей, изучающих проблемы педагогической деятельности и конструирующих пути решения этих проблем. В.И. Маркова предлагает и обосновывает следующее определение: «исследовательская культура учителя — это интегративная, динамическая характеристика личности учителя, включающая педагогические ценности [8], исследовательские способы в решении творческих профессиональных задач, творческую активность и меру самореализации в инновационной деятельности» [9, с. 27]. Формирование и развитие исследовательской культуры учителя происходит в процессе исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность есть комплекс действий, направленный на выявление, изучение и решение проблем, возникающих в образовательном процессе. Основными продуктами исследовательской деятельности учителя являются статьи, диссертационные исследования, научное описание опыта работы.

5. Культура самообразования учителя как профессионально-личностное качество определяет его готовность к построению информационно-содержательного компонента образовательного процесса (Г.М. Код-

жаспирова). Формирование и развитие культуры самообразования учителя происходит в процессе самообразо-вательнойдеятельности.Е.Д. Безниско предлагает следующее определение: «самообразование учителя есть добровольная, активная, ценностно-смысловая, мотивационная, творческая профессиональная деятельность, направленная на освоение современных педагогических идей и технологий, обеспечивающая личностно-професси-ональный рост педагога, повышение качества образования и воспитания учащихся» [10, с. 12]. Самообразовательная деятельность есть комплекс действий, направленных на самостоятельное освоение знаний, умений, навыков, освоение компетенций, необходимых для решения профессиональных задач.

В эпоху информационного общества и информатизации образования реализация самообразовательной деятельности не представляется возможной без умения работать с разнообразными источниками информации, без использования современных ИКТ-технологий и средств, что, в свою очередь, требует от современного учителя-практика высокого уровня информационной культуры, одной из базовых составляющих которой является компетентность в области информационных технологий [11; 12].

Отметим, что информационная культура современного специалиста (и учителя в том числе) в контексте теории культуры личности определяется как «составная часть базисной культуры личности как системной характеристики человека, которая позволяет ему эффективно участвовать во всех видах работы с информацией. Информационная куль-

тура включает: грамотность и компетентность в понимании природы информационных процессов и отношений; гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации); развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности» [13, с. 98].

Основными продуктами самообразовательной деятельности учителя являются приобретенные, присвоенные актуальные профессиональные знания и навыки.

6. Креативность учителя как профессионально-личностное качество определяет его готовность к построению технологического компонента образовательного процесса. Концепция и закономерности развития творческой деятельности изложены в работах С.И. Архангельского, Ю.К. Ба-банского, А.Е. Дмитриева, В.В. Краев-ского, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулютки-на, В.А. Сластенина и др. И.В. Шовгу-рова определяет креативность как «базовую профессиональную способность, необходимую в решении педагогических задач на основе единства традиции и новаторства, соблюдения в содержании образования баланса между культурой традиционной («застывшей», социально-коллективной) и современной («создаваемой», индивидуальной)» [14, с.14]. Формирование и развитие креативности учителя происходит в процессе творческой деятельности. Концепция и закономерности развития творческой деятельности изложены в работах С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, А.Е. Дмитриева, В.В. Краевского, Н.В. Кузьминой,

Ю.Н. Кулюткина, В.А. Сластенина и др. Творческая деятельность учителя есть комплекс действий, направленный на поиск и осуществление не стандартных решений, направленных на решение проблем, возникающих в образовательном процессе.

Основными продуктами творческой деятельности учителя являются авторские разработки, программы, творческие приемы.

7. Культура профессионального здоровья учителя как профессионально-личностное качество определяет его готовность к построению компонента взаимодействия (коммуникации) образовательного процесса. Успешность осуществления коммуникации зависит от наличия психофизических сил учителя. В последние годы уделяется особое внимание формированию культуры здоровья, здорового образа жизни личности, валео-логической, двигательной культуры будущего учителя (С.В. Алексеев, Т.Н. Журина, И.В. Ильина, С.Ю. Ле-бедченко, МН. Магин, И.И. Новоселова, Е.В. Перевозчикова, Т.И. Прокопенко, H.A. Тригуб и др.). Н.В. Гонча- 85 рова отмечает, что «культура профессионального здоровья учителя является целостным динамическим личностным образованием, представляющим собой единство мотивационно-цен-ностных и эмоционально-волевых здо-ровьесберегающих установок, знаний и умений по конструированию, поддержанию и укреплению профессионального здоровья, позволяющее продуктивно (без ущерба для здоровья всех субъектов образовательного процесса) осуществлять педагогическую деятельность» [15, с. 12].

Формирование и развитие культуры профессионального здоровья учи-

Таблица

Профессионально-личностные качества учителя в структуре современного образовательного процесса

Компоненты современного образовательного процесса /<—\ \г-/ Профессионально- личностные качества учителя Виды профессионально-педагогической деятельности учителя

Смыслообразующий О Профессионально-педагогическая позиция о Аксиологическая деятельность

Проблемно-аналитический а Профессионально-педагогическая самооценка о Акмеологическая деятельность

Целе-проектировочный о Личностный рост о Прогностическая деятельность

Организационно-управленческий о Исследовательская культура о Исследовательская деятельность

Информационно-содержательный о Культура самообразования о Самообразовательная деятельность

Технологический о Креативность о Творческая деятельность

Взаимодействия о Культура профессионального здоровья о Здоровьесберегающая деятельность

Системо-развивающий о Инновационная культура о Инновационная деятельность

теля происходит в процессе здоро-вьесберегающей деятельности. Здоро-вьесберегающая деятельность есть совокупность действий, обеспечивающих сохранение и развитие психофи-86 зического здоровья и профилактику профессионального выгорания для успешного осуществления профессионально-педагогической деятельности.

Основными продуктами сздоро-вьесберегающей деятельности учителя являются программы профилактики профессионального выгорания и сохранения здоровья.

8. Инновационная культура учителя как профессионально-личностное качество, связанно с развитием профессионализма учителя, проявляется при построении системораз-вивающего компонента образовательного процесса. Учителю, как отмечает Ю.Н. Кулюткин, необходимо «отсле-

живать происходящие изменения в социальной среде и корректировать свою деятельность в соответствии с ними» [16, с. 74]. С.Г. Григорьева, определяет инновационную культуру педагога как «интегральное качество личности специалиста, включающее в себя сложную динамическую систему профессионально важных качеств и свойств личности учителя, определяющих успешность профессиональной деятельности в инновационной среде образовательного учреждения...» [17, с. 14]. Инновационная деятельность учителя — это совокупность действий, обеспечивающих выявление и решение новой проблемы, возникшей в образовательном процессе.

Основными продуктами инновационной деятельности будущего учителя являются инновационные проекты.

Таким образом, нами выделено восемь профессионально-личностных качеств, наличие которых обеспечивает профессионально-личностную готовность учителя к обеспечению результативности современного образовательного процесса. Взаимосвязи между компонентами современного образовательного процесса, профессионально-личностными качествами учителя и видами профессионально-педагогической деятельности показаны в таблице 1.

В заключение также отметим, что в рамках диссертационного исследования, проводимого в настоящее время автором, разработаны критерии и показатели уровня сформированности профессионально-личностных качеств учителя, а также определены основные параметры (цель, содержание, методы и формы, возможные проблемы) соответствующих видов деятельности. На их основе разработана методика и инструментарий развития профессионально-личностных качеств учителя, включающая в себя самоанализ профессионально-личностных качеств и проектирование вида деятельности, направленного на развитие конкретного качества.

Данная методика апробирована в процессе семинаров и курсов повышения квалификации во Всероссийском информационно-обучающем центре ЦНТИ «Прогресс» среди руководителей и педагогов средних профессиональных и общеобразовательных учреждений, внедряются в процессе методической работы в российских школах и показали свою эффективность.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ускова, С.А. Современное российское образование: от парадигмы формирования к парадигме сопровождения саморазвития [Текст] / С.А. Ускова // Transformation of approaches to education in Russia and CIS states / ed. by K.Reiss. - Stuttgart: ORT Publishing, 2013. - С. 215-225.

2. Ускова, С.А. Сопровождение как базовая категория современной педагогики: теоретическое обоснование [Текст] / С.А. Ускова // Человек и образование. -2013. - № 2. - С. 84-89.

3. Ускова, С.А. Система повышения качества профессионально-педагогической деятельности учителя в образовательной организации [Электронный ресурс] / С.А. Ускова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. -URL: www science-education.ru/118-14152 (дата обращения: 12.02.2015).

4. Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности [Текст] / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов. - М.: «Мастерство», 2002.

5. Поташник, М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие [Текст] / М.М. Поташник. - М.: Центр педагогического образования, 2009.

6. Горшкова, В.В. Философия непрерывного jj образования: интеллектуально-профессиональная элита в условиях модернизации социума [Текст] / В.В. Горшкова, Е.В. Сему-хина // Вестник орловского государственного университета: новые гуманитарные исследования. - 2012. - № 5. - С. 101-105.

7. Горшкова, В.В. Метасистемные тенденции образования взрослых в контексте культуры, общества и человека. Перспективы развития образования взрослых в России: культура, общество, человек [Текст] / В.В. Горшкова // Материалы Международной научно-практической конференции. - СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2005. - С. 9-14.

8. Рыжова, Н.И. Ценности и смыслы в эпоху глобализации [Текст] / Н.И. Рыжова, О.И. Ставцева // Вопросы культурологии. - 2013. - №12. - С. 6-12.

9. Маркова, В.И. Формирование исследовательской культуры учителя в системе повышения квалификаци: автореф. дис. канд. пед. наук [Текст] / В.И. Маркова. -Киров, 2007.

10. Безниско, Е.Д. Самообразование как условие личностно-профессионального роста учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Е.Д. Безниско. - Ростов-на-Дону, 2007.

11. Литвиненко, М.В. Мониторинг сформи-рованности профессиональной компетентности специалиста в области информационных технологий [Текст] / М.В. Литвиненко, Н.И. Рыжова, В.И. Фомин // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - №2. - С. 166-175.

12. Каракозов, С.Д. Перспективные направления развития специальной подготовки учителя информатики [Текст] / С.Д. Каракозов, Н.И. Рыжова // Открытое образование. - 2005. - №3. - С. 61-70.

13. Рыжова, Н.И. Составляющие информационной культуры специалиста в контексте информатизации образования [Текст] / Н.И. Рыжова, С.Д. Каракозов, В.И. Фомин // Вестник Самарского государственного экономического университета. -2007. - № 9. - С. 94-99.

14. Шовгурова, И.В. Формирование креативности будущего учителя технологии на основе гуманитарного изучения этнокультурных традиций: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / И.В. Шовгурова. -Астрахань, 2010.

15. Гончарова, Н.В. Формирование культуры профессионального здоровья будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Н.В. Гончарова. - Волгоград, 2005.

16. Кулюткин, Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ [Текст] / Ю.Н. Кулюткин. - СПб., 2001.

17. Григорьева, С.Г. Формирование инновационной культуры учителя начальных классов в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. док. пед. наук [Текст] / С.Г Григорьева. - Москва, 2011.

REFERENCES

1. Beznisko E.D., Samoobrazovanie kak uslovie lichnostno-professionalnogo rosta uchitelya, Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy), Rostov-na-Donu, 2007. (in Russian)

2. Goncharova, N.V., Formirovanie kultury professionalnogo zdorovya budushchego uchitelya, PhD dissertation (Pedagogy), Volgograd, 2005. (in Russian)

3. Gorshkova V.V., Metasistemnye tendencii ob-razovaniya vzroslyh v kontekste kultury, ob-shchestva i cheloveka. Perspektivy razvitiya obrazovaniya vzroslyh v Rossii: kultura, ob-shchestvo, chelovek, Materialy Mezhdun-arodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Sankt-Petersburg, 2005, 9-14. (in Russian)

4. Gorshkova VV, Semuhina E.V., Filosofiya nepreryvnogo obrazovaniya: intellektualno-professionalnaya ehlita v usloviyah moderniza-cii sociuma, Vestnik orlovskogo gosudarstven-nogo universiteta: novye gumanitarnye issle-dovaniya, No. 5, 2012, 101-105. (in Russian)

5. Grigoreva S.G., Formirovanie innovatsion-noi kultury uchitelya nachalnykh klassov v protsesse professionalnoi podgotovki, Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy), Moscow, 2011. (in Russian)

6. Karakozov S.D., Ryzhova N.I., Perspektivnye napravleniya razvitiya specialnoi podgotovki uchitelya informatiki, Otkrytoe obrazovanie, 2005, No. 3, 61-70. (in Russian)

7. Kulyutkin Yu.N., Izmenyayushchiisya mir i problema razvitiya tvorcheskogo potentsiala lichnosti. Tsennostno-smyslovoi analiz, Sankt-Petersburg, 2001. (in Russian)

8. Litvinenko M.V., Ryzhova N.I., Fomin V.I., Monitoring sformirovannosti professionalnoi kompetentnosti specialista v oblasti informa-cionnyh tehnologii, Sibirskii pedagogicheskii zhurnal, 2007, No. 2, 166-175. (in Russian)

9. Markova V.I., Formirovanie issledovatelskoi kultury uchitelya v sisteme povysheniya kval-ifikatsi, Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy), Kirov, 2007. (in Russian)

10. Nikitina N.N., Zheleznyakov O.M., Petukhov, M.A., Osnovy professionalno-pedagogiches-koi deyatelnosti, Moscow, 2002. (in Russian)

11. Potashnik M.M., Upravlenie professionalem rostom uchitelya v sovremennoi shkole. Metodicheskoe posobie, Moscow, 2009.

12. Ryzhova N.I., Karakozov S.D., Fomin V.I., Sostavlyayushie informacionnoi kultury spe-cialista v kontekste informatizacii obra-zovaniya, Vestnik Samarskogo gosudarst-vennogo ekonomicheskogo universiteta, 2007, No. 9. (in Russian)

13. Ryzhova N.I., Stavtseva O.I., Tsennosti i smysly v epokhu globalizatsii, Voprosy kul-turologii, 2013, No. 12, 6-12. (in Russian)

14. Shovgurova I.V., Formirovanie kreativnosti budushchego uchitelya tekhnologii na osnove gumanitarnogo izucheniya etnokulturnykh tra-ditsii, Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy), Astrakhan, 2010. (in Russian)

15. Uskova S.A., Sistema povysheniya kachest-va professionalno - pedagogicheskoj dey-

atelnosti uchitelya v obrazovatelnoj orga-nizacii, Sovremennye problemy nauki i obra-zovaniya, 2014, No. 4, available at: www. science-education.ru/118-14152 (accessed: 20.01.2015). (in Russian)

16. Uskova S.A., Soprovozhdenie kak bazovaya kategoriya sovremennoj pedagogiki: teo-reticheskoe obosnovanie, Chelovek i obra-zovanie, 2013, No. 2, 84-89. (in Russian)

17. Uskova S.A., Sovremennoe rossijskoe obra-zovanie: ot paradigmy formirovaniya k paradigme soprovozhdeniya samorazvitiya, Transformation of approaches to education in Russia and CIS states / ed. by K. Reiss, Stuttgart, ORT Publishing, 2013, 215-225. (in Russian)

Ускова Светлана Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, декан заочного факультета Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, usa1807@ yandex.ru

Uskova S.A., PhD in Pedagogy, Associate Professor, Dean, Correspondence Faculty, Sankt-Petersburg University of the Humanities and Social Sciences usa1807@yandex.ru

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.