Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка ресурс психической устойчивости'

Профессиональная подготовка ресурс психической устойчивости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
164
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка ресурс психической устойчивости»

специфических средств перехода от «внешнего управления» самостоятельной работой к самоуправлению относятся самомотивация, саморегуляция, самоорганизация, самоконтроль и самооценка. Эффективность СРС обусловливается сформированностью именно этих компонентов, а не увеличением удельного веса самостоятельных работ. А для формирования этих компонентов они должны стать предметом специального усвоения либо на отдельном этапе учебного процесса, либо на специально отведенном для этого учебном занятии. К сожалению, в реальной педагогической практике это не предусмотрено. Отсюда и низкая эффективность СРС.

В заключение следует отметить, что самостоятельную работу следует рассматривать не только с точки зрения достижения учебных целей, а в более широком контексте - как средство формирования самосто-

ятельности как личностной характеристики будущего специалиста, повышающее его познавательную, социальную и профессиональную мобильность, формирующее у него активно преобразовательное отношение к окружающей действительности и к самому себе.

Литература

1. Сенашенко В., Жаянина М. Самостоятель-

ная работа студентов: актуальные проблемы // Высшее образование в России. -2006. - № 7. - С. 103.

2. Якунин В.А. Педагогическая психология:

Учебное пособие. - СПб., 1998. - С. 328.

3. Рубаник А., Большакова Г., Теяьных Н. Са-

мостоятельная работа студентов // Высшее образование в России. -2005. - № 6. - С. 121.

4. Куяюткин Ю.Н. Психология обучения

взрослых. - М., 1985. - С. 48.

В. ШМЫКОВ, доцент Пермский государственный университет

На жизненном и профессиональном пути специалиста встречаются различные проблемы, в том числе нормативные и ненормативные кризисы, приводящие к стрессу. Анализ деятельности специалистов социономических профессий свидетельствует, что студенты зачастую не осознают трудности, с которыми они неминуемо столкнутся на последующих этапах овладения профессией.

Профессиональный стресс представляет собой испытание физического и психического здоровья специалиста, проверку его профессиональной надежности. Стрессовые психические состояния приводят к психоэмоциональным затратам, снижая эффективность и надежность деятельности. На развитие стресса оказывают влияние особенности труда и индивидуальные

Профессиональная подготовка - ресурс психической устойчивости

свойства человека. Последние могут обеспечить психическую устойчивость, усиливая возможности в противодействии неблагоприятным факторам труда. К таким качествам личности Г.С. Никифоров относит следующие: оптимизм, волевые качества, доброжелательность, самоуважение; самообладание - умение управлять собой, сохранять способность к выполнению деятельности в неблагоприятных условиях; самоконтроль, коррекцию своего поведения - управление, сдерживание эмоционального «взрыва», оптимальное эмоциональное реагирование и др. [1].

По мнению ряда исследователей, важнейшим условием эффективной и надежной деятельности при действии стресс-факторов является профессионализм субъекта труда [2].

Обсуждаем проблему

85

Таким образом, прослеживается явная связь категорий профессиональной надежности, эффективности и психической устойчивости. Профессиональное развитие -это процесс восстановления и поддержания динамического равновесия системы «субъект труда - профессиональная среда», то есть согласование индивидуальнопсихологических особенностей специалиста с условиями жизнедеятельности. В жизнедеятельности имеет место как процесс приобретения (профессионализма, мастерства, самоэффективности), так и процесс потери ресурсов (профессиональная деформация, физическое и психическое истощение) [3].

Считать успешной профессиональную адаптацию возможно по следующим критериям: удовлетворенность трудом, психологическая совместимость с коллегами, успешность выполняемой деятельности. К общим принципам оценки индивидуального приспособления относится взаимосвязь следующих уровней реагирования: физиологический (биологический) - состояние иммунитета, механизмы восстановления от повреждающих воздействий; психологический - паттерны преодоления трудностей (копинг стратегии), психологическая защита; социально-психологический - поддержка со стороны семьи, друзей, коллег; профессиональный (социокультурный) -групповые (профессиональные, этнические, религиозные) ресурсы (корпоративная культура, традиции, нормы поведения).

Несостоятельность адаптации на любом из этих уровней предопределяет уязвимость человека к действиям стресс-факторов.

В отечественной и зарубежной психологии наряду с концепциями совладания со стрессом [4, 5] пристальное внимание уделяется теориям ресурсосбережения: «консервации ресурсов» [6]; «социальной поддержки» [7]; «субъективного благополучия» [8].

Согласно концепции С. Хобфолл [6], стресс возникает в ситуациях угрозы потери ресурсов, фактической потери ресурсов, а также в ситуациях отсутствия адекват-

ного возмещения затраченных ресурсов. Например, если усилия и затраты для достижения значимой цели значительно превосходят полученные результаты и приобретения, возникает дефицит самоуважения и социального статуса. Для повышения психической устойчивости важным является накопление и консервация ресурсов - того, что ценно для человека, что он желает защитить и приумножить.

Авторы концепции «социальной поддержки» доказывают, что наличие социальной помощи и стремление полагаться на нее являются важнейшим ресурсом психической устойчивости.

Концепция «субъективного благополучия» оперирует терминами «удовлетворенность», «комфортность», «надежность», «адаптированность» в условиях жизнедеятельности. Чувство субъективного благополучия значимо для психического баланса при взаимодействии с различными сторонами бытия. Субъективное благополучие - интегрированное переживание, которое состоит из следующих компонентов: удовлетворенность социальным статусом и межличностными отношениями; осознание смысла жизни; физическое здоровье; обеспеченность; внутреннее равновесие. Утрата душевного благополучия (без восстановления) приводит к нарушению физического и психического здоровья и сопровождается переживанием «субъективного неблагополучия» [8].

Итак, переживание субъективного благополучия, психологического комфорта и оптимального качества жизни - это точный индикатор психической устойчивости-неустойчивости и переходных состояний адаптации-дезадаптации, а также ресурсов стрессоустойчивости. В исследованиях Н.Е. Водопьяновой, проведенных на выборке представителей социономических профессий (менеджеров, работников сферы обслуживания), выявлена зависимость проявлений дистресса и показателей «качества жизни»:неудовлетворенность качеством жизни связана с редукцией личных достижений и эмоциональным истощени-

ем - чем выше истощение и редукция самоэффективности, тем меньше субъективное благополучие. Проявления дистресса связаны со следующими показателями качества жизни: фрустрацией, душевным дискомфортом, неудовлетворенностью работой и личными успехами, низким настроением и самоконтролем, переживанием «потери ресурсов» (как показателем низких потенциальных возможностей увеличения жизненно важных ценностей у специалистов этих профессий) [9].

Из всего сказанного следует сделать вывод, что индивидуальные проявления профессиональной дезадаптации у лиц со-циономических профессий отражаются на субъективном благополучии как потенциале психической устойчивости и профессиональной самоэффективности.

Исследования социально-психологических характеристик субъективного благополучия и ресурсов психической устойчивости юристов малочисленны. Именно этим вызвана необходимость изучения социально-психологических ресурсов, обеспечивающих психическую устойчивость индивидуума в современных изменяющихся условиях юридической деятельности.

В эксперименте приняли участие юристы гражданско-правовой специализации (гр. № 2, 409 человек) и уголовно-правовой специализации (гр. № 1, 415 человек -сотрудники ОВД). Применялись методики, позволяющие выявить жизненное и профессиональное благополучие, причины кризисных (стрессогенных) событий в жизни и профессиональной деятельности.

Сравнительный анализ полученных результатов характеризует высокий уровень жизненного благополучия в обеих группах (показатель № 21)1. Его результаты показаны в таблице 1.

Представляет интерес комплекс показателей, обеспечивающих субъективное благополучие в каждой из групп респондентов. В гр. № 2 преобладают «престиж профессии», «отношения с руководителем» в сочетании высокими проявлениями

«эффективности труда» и «профессионализма коллег». Такой комплекс (включающий единство оптимальных физических, психологических и социальных составляющих) характеризует высокий индекс качества жизнедеятельности юристов гражданско-правовой специализации с преобладанием профессиональной коллективистской направленности смысла жизни - им легче получить социальную поддержку и восполнить социально-психологические ресурсы устойчивости к стресс-факторам.

В гр. №1 (ОВД) значимо преобладают показатели «личностный рост», «душевный покой», «семья», «соответствие собственным интересам» и «удовлетворенность работой», что характеризует не менее высокое субъективное благополучие, но благодаря профессиональной индивидуалистической направленности на фоне сравнительно менее выраженных «эффективности труда», «престижа труда» в ОВД и «профессионализма коллег». Кстати, по данным кросс-культурных исследований, лица, живущие в индивидуалистических корпоративных культурах, уязвимы к стрессу, им труднее сохранить ресурсы толерантности к стрессу в профессиональной среде [10; 11].

Анализ причин профессионального неблагополучия выявил, что показатели неблагоприятных факторов юридической деятельности в обеих группах респондентов характеризуются большим размахом проявлений. Среди них - неизвестность перспективных целей деятельности, низкая обратная связь результатов своей работы, большой объем обязанностей, сложность и проблемность, отсутствие контроля результатов работы, высокая конфликтоген-ность, угроза неуспеха при выполнении обязанностей, противоречивость имеющейся и дефицит необходимой по юридическому делу информации. Респонденты обеих групп отмечают наличие опасных ситуаций и последствий своей работы, а в группе гражданско-правовой сферы психическая напряженность связана с ростом конкуренции на рынке юридических услуг.

Обсуждаем проблему

87

Таблица 1

Характеристики качества жизни респондентов

Mean Mean Std. Dev. Std. Dev.

№ пп Показатели Гр. 2 Гр. 1 Гр. 2 Гр. 1 P -значимость различий

Возраст 23,71 27,19 4,66 6,32

Стаж 3,13 5,71 4,06 5,23

1 Материальный достаток 5,17 5,08 2,14 1,98 ...

2 Жилищные условия 6,35 5,60 2,71 2,78 p<0,001

3 Семья 7,81 8,28 2,20 1,84 p<0,001

4 Питание 8,13 7,94 1,83 1,68 —

5 Интимная жизнь 7,68 8,15 2,33 1,89 p<0,01

6 Отношения с руководителем 7,81 7,05 1,76 1,94 P=6,04E-09

7 Отношения с коллегами 8,29 8,38 1,49 1,28 ...

8 Профессиональный рост 7,11 7,08 2,36 1,99 —

9 Удовлетворенность работой 6,97 7,25 2,07 1,84 p<0,05

10 Соответствие интересам 6,88 7,23 2,25 1,84 p<0,05

11 Достаточный сон 6,63 6,92 2,37 2,47 —

12 Свободное время 5,95 5,79 2,35 2,27 ...

13 Здоровье, физическая форма 6,71 7,41 2,05 1,67 P=1,1E.07

14 Личностный рост 6,96 7,31 1,51 1,42 p<0,001

15 Душевный покой 6,62 7,08 2,11 1,83 p<0,001

16 Социальная поддержка 7,92 7,84 2,25 2,33 —

17 Здоровье близких 7,03 7,39 1,69 1,69 p<0,01

18 Духовные потребности 6,68 6,53 1,93 1,90

19 Престиж профессии 7,25 6,41 1,95 1,98 P=1,29E.09

20 Жизнь в целом 7,77 7,80 1,48 1,42 ...

21 Индекс качества жизни 7,08 7,13 1,07 1,00 —

22 Напряженность труда 6,47 6,52 1,40 1,50 ...

23 Эффективность труда 7,42 7,09 1,54 1,44 p<0,001

24 Профессионализм коллег 7,67 7,09 1,73 1,54 P=5,47E.07

25 Изменчивость труда 5,54 5,87 1,57 1,78 p<0,01

26 Профессиональная поддержка 7,15 7,21 2,10 1,89 ...

Примечание: Mean - среднее арифметическое; Std. Dev. - среднее квадритическое отклонение (сигма).

Исходя из анализа полученных результатов представляется возможным констатировать, что специфика юридической деятельности предъявляет жесткие требования к личностным качествам (в частности, к психической устойчивости).

Закономерным является вывод о необходимости осуществления специальных мероприятий по психологическому сопровождению профессиональной подготовки и развитию профессионально-значимых качеств юристов с учетом современных из-

менений в континууме «индивидуальность - профессия - социальная среда».

Литература

1. Никифоров Г.С. Надежность профессио-

нальной деятельности. - СПб., 1996.

2. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Профессио-

нальная деятельность в особых и экстремальных условиях. - М., 1998.

3. Толочек А.В. Стили профессиональной де-

ятельности. - М., 2000.

4. Lazarus R.S. Stress, appraisal and coping. -

N.Y., 1984.

5. Анциферова Л.И. Личность в трудных жиз-

ненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. - 1994. - № 1.

6. Hobfoll S. Stress, culture and community. -

N.Y., 1998.

7. Sarason I., Sarason В., Pierce G. Social support: An interactional view. - N.Y., 1990.

8. Куликов Л.В. Личностный фактор в пре-

одолении стресса // Актуальные пробле-

мы психологической практики. Экспериментальная и прикладная психология. -СПб., 1995. - № 14.

9. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Пси-

хическое «выгорание» у менеджеров и его преодоление. - СПб., 2002.

10. BondM.H. The cross-cultural challenge to social psychology. - New bury Park, CA: Sage, 1988.

11. Brislin R. Understanding culture’s influence on behavior. - For Worth, TX: Harcourt Brace, 1993.

М. ФЕДОРОВА, доцент Л. ЯКУШКИНА, ст. преподаватель Орловский государственный университет

Под внеаудиторной самостоятельной работой(ВСР) студентов мы понимаем форму осуществления познавательной деятельности, организуемую по личной инициативе и в удобное время и направленную на формирование ключевых компетенций специалиста, определяющих степень освоения содержания образования. Увеличение времени на ВСР студентов требует решения вытекающих отсюда проблем. Среди них: контроль ВСР и руководство ею, место этой работы, создание соответствующих условий для ее осуществления. Задача всех подразделений вуза и преподавателей состоит в том, чтобы помочь студенту рационально ее организовать.

Мы спроектировали модель организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов, содержащей следующие компоненты.

Субъектный компонент. Включает студента как активного агента внеаудиторной самостоятельной работы и преподавателя - координатора. Межсубъектные отношения заключаются в опосредованном взаимодействии студента с преподавателем через психолого-педагогические условия на основе диагностики, определения уровня самостоятельности и адекватного каждому уровню типа заданий для ВСР.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мотивационно-целевой компонент.

Модель организации внеаудиторной самостоятельной работы

Для организации ВСР важно учитывать отношение студента к учебе, его познавательную активность, зависящую от мотивации учебной деятельности, от структуры и динамики его ценностных ориентаций. Целью ВСР является усвоение знаний, формирование умений, навыков и, главное, развитие личностных качеств студента, необходимых для профессионального развития.

При организации ВСР студентов необходимо иметь в виду следующие мотивы:

1) социальные: долг и ответственность, понимание значимости учения для общества; желание занять определенные позиции в отношениях с окружающими, получить их одобрение;

2) познавательные: ориентация на овладение новыми знаниями, усвоение способов и приемов самостоятельного приобретения знаний; интерес к процессу, содержанию, результату обучения и в конечном счете - к выбранной профессии.

Содержательный компонент. Определение объема и структуры учебного материала, знаний, умений и навыков, соответствующих ГОС. Содержание учебных элементов, выделенных для самостоятельного изучения, должно определяться таким образом, чтобы в ходе ВСР студент видел логическую структуру всего учебного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.