88
Высшее образование в России • № 10, 2007
5. Анциферова Л.И. Личность в трудных жиз-
ненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. - 1994. - № 1.
6. Hobfoll S. Stress, culture and community. -
N.Y., 1998.
7. Sarason I., Sarason В., Pierce G. Social support: An interactional view. - N.Y., 1990.
8. Куликов Л.В. Личностный фактор в пре-
одолении стресса // Актуальные пробле-
мы психологической практики. Экспериментальная и прикладная психология. -СПб., 1995. - № 14.
9. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Пси-
хическое «выгорание» у менеджеров и его преодоление. - СПб., 2002.
10. BondM.H. The cross-cultural challenge to social psychology. - New bury Park, CA: Sage, 1988.
11. Brislin R. Understanding culture’s influence on behavior. - For Worth, TX: Harcourt Brace, 1993.
М. ФЕДОРОВА, доцент Л. ЯКУШКИНА, ст. преподаватель Орловский государственный университет
Под внеаудиторной самостоятельной работой(ВСР) студентов мы понимаем форму осуществления познавательной деятельности, организуемую по личной инициативе и в удобное время и направленную на формирование ключевых компетенций специалиста, определяющих степень освоения содержания образования. Увеличение времени на ВСР студентов требует решения вытекающих отсюда проблем. Среди них: контроль ВСР и руководство ею, место этой работы, создание соответствующих условий для ее осуществления. Задача всех подразделений вуза и преподавателей состоит в том, чтобы помочь студенту рационально ее организовать.
Мы спроектировали модель организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов, содержащей следующие компоненты.
Субъектный компонент. Включает студента как активного агента внеаудиторной самостоятельной работы и преподавателя - координатора. Межсубъектные отношения заключаются в опосредованном взаимодействии студента с преподавателем через психолого-педагогические условия на основе диагностики, определения уровня самостоятельности и адекватного каждому уровню типа заданий для ВСР.
Мотивационно-целевой компонент.
Модель организации внеаудиторной самостоятельной работы
Для организации ВСР важно учитывать отношение студента к учебе, его познавательную активность, зависящую от мотивации учебной деятельности, от структуры и динамики его ценностных ориентаций. Целью ВСР является усвоение знаний, формирование умений, навыков и, главное, развитие личностных качеств студента, необходимых для профессионального развития.
При организации ВСР студентов необходимо иметь в виду следующие мотивы:
1) социальные: долг и ответственность, понимание значимости учения для общества; желание занять определенные позиции в отношениях с окружающими, получить их одобрение;
2) познавательные: ориентация на овладение новыми знаниями, усвоение способов и приемов самостоятельного приобретения знаний; интерес к процессу, содержанию, результату обучения и в конечном счете - к выбранной профессии.
Содержательный компонент. Определение объема и структуры учебного материала, знаний, умений и навыков, соответствующих ГОС. Содержание учебных элементов, выделенных для самостоятельного изучения, должно определяться таким образом, чтобы в ходе ВСР студент видел логическую структуру всего учебного материала.
Обсуждаем проблему
89
На наш взгляд, отбор содержания для ВСР должен опираться на следующие положения.
А. Основные ключевые понятия, теории и законы должны сообщаться студентам на аудиторных занятиях.
Б. На самостоятельное усвоение могут выноситься факты науки и действительности, понятия и термины, требующие углубленного рассмотрения, практическое приложение теорий и законов науки. При этом необходимо учитывать уровень самостоятельности студентов, а именно:
• для студентов с низким уровнем самостоятельности можно предлагать задания на усвоение фактологического материала;
• для студентов со средним уровнем самостоятельности - на расширение и углубление понятий, применение на практике усвоенных правил, законов и теорий;
• для студентов с высоким уровнем самостоятельности - на творческое осмысление фактов, теорий и законов науки, нахождение различных способов решения проблем, использование знаний в новых ситуациях.
Организационно-деятельностный компонент. Реализация целей и задач обучения осуществляется с помощью определенных методов, приемов, технологий, организационных форм. Выстраивание процесса ВСР требует наличия у студентов соответствующих организационно-деятельностных умений. Их формирование зависит от типа личности студента, а именно от его готовности к самостоятельной деятельности. Поэтому реализуя личностно-дифференцированный подход, преподаватель начинает учебный процесс с выявления субъективного опыта, уровня подготовки и интересов студента, то есть проводит пси-холого-педагогическую диагностику характеристик студента. После этого к организации ВСР применяется дифференцированный подход.
Для студентов с низким уровнем познавательной самостоятельности должны
быть запланированы посильные задания репродуктивного характера: изучить самостоятельно тот или иной вопрос, тему; сделать расчеты по заданному алгоритму; выполнить указанные задания по данному образцу.
Студентам, находящимся на среднем уровне развития, даются задания репродуктивно-творческого характера: подготовка рефератов, докладов, сообщений, обзоров библиографических источников.
Для тех студентов, которые демонстрируют высокий уровень развития познавательной активности, должны быть предусмотрены задания творческого характера: выполнение заданий и задач повышенного уровня сложности; подготовка творческих работ и проектов.
Такой дифференцированный подход способствует личностному росту студентов и продвижению их вверх по лестнице роста познавательной активности и самостоятельности. Для стимулирования познавательных интересов в учебном процессе необходимо учитывать и то, что задания и задачи для самостоятельной работы должны носить профессионально-ориентированный характер.
Контрольно-регулировочный компонент - составная часть процесса организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Контроль результатов ВСР позволяет определять ее эффективность и осуществлять коррекцию, т.е. вносить изменения во все другие ее компоненты. В качестве основных видов контроля используются коллоквиумы, индивидуальные собеседования, контрольные работы, семинарские и практические занятия. Контроль усвоения вопросов и разделов, отводимых на самостоятельное изучение, осуществляется в виде итогового семестрового экзамена.
Главная задача данного компонента состоит в том, чтобы контроль преподавателя за ходом выполнения заданий для самостоятельной работы сочетался с самоконтролем студента. Этому помогут соответствующие методические пособия для само-
90
Высшее образование в России • № 10, 2007
стоятельной работы, содержащие контрольные вопросы, задания, задачи, различные проблемные ситуации.
Результативно-оценочный компонент. Завершенность и результативность процесса ВСР связана с реализацией целей всего процесса обучения и достижением соответствующих результатов. Подведение итогов необходимо не только для оценки результатов, но и для развития рефлексии как у студента, так и у преподавателя, для формирования потребности в самосовершенствовании, продвижении вперед.
Диагностика в процессе организации ВСР предполагает изучение, анализ и оценку результатов деятельности студентов с целью определения ее эффективности и последующей коррекции. Критерии определения эффективности ВСР должны соотноситься с прогнозируемыми целями обучения, то есть содержать в себе не только педагогические, но и психологические критерии.
Для того чтобы организация внеаудиторной самостоятельной работы была эффективной и результативной, необходимы определенные условия, что является основанием для выделения в модели следующего компонента.
Компонент «условия организации » основывается на психолого-педагогических и организационных условиях осуществления ВСР студентов. К психолого-педагогическим относятся условия, создаваемые преподавателем в ходе его профессионально-педагогической деятельности: учебные и учебно-методические пособия, формы, методы и средства организации и контроля ВСР.
К организационным условиям относятся: устойчивая внутренняя мотивация студентов к учебе и к самостоятельной работе; наличие у них общеучебных и специальных умений, позволяющих им успешно осуществлять процесс обучения в ходе внеаудиторной работы; стойкий познавательный интерес студентов к процессу познания и к самостоятельному добыванию знаний; наличие первоначального запаса знаний, необходимого для организации и осуществления ВСР.
В процессе выполнения внеаудиторных самостоятельных работ создаются необходимые предпосылки для постепенного перерастания контроля в процессе обучения в самоконтроль, обучения - в самообучение, то есть для формирования у студента самообразовательной деятельности как условия постоянного профессионального роста.
И. ИСАЕВ, профессор Е. КРОЛЕВЕЦКАЯ, доцент Белгородский государственный университет
Как современный вуз может противостоять негативному воздействию на студенческую молодежь вневузовской среды, размыванию нравственных принципов общественной жизни, связанных с идеологической и экономической перестройкой общества? Кто может помочь молодому человеку в профессиональном становлении, в выборе способов реализации своей свободы? Как помочь ему справиться порой с неразрешимыми трудностями
Институт кураторства:
проблемы
эффективности
и достичь личностных и профессиональных вершин?
Современные вузы видят источник решения этих проблем в возрождении института кураторства и, следовательно, в усилении роли куратора в профессиональном воспитании студентов. Появление в 60-х гг. ХХ в. института кураторства было вызвано поиском внутренних резервов в целях оптимизации воспитательного процесса в вузе. На протяжении почти трех десятиле-