Научная статья на тему 'Экстремальность как развивающий элемент обучения сотрудников спецподразделений'

Экстремальность как развивающий элемент обучения сотрудников спецподразделений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
288
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экстремальность как развивающий элемент обучения сотрудников спецподразделений»

Психологические аспекты напряженности и конфликтологии

ЭКСТРЕМАЛЬНОСТЬ КАК РАЗБИВАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ СПЕЦПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Доктор психол. наук В. Н. Смирнов Академия управления МВД России, г. Москва Известно, что поведение человека в значительной степени зависит от конкретных условий его жизнедеятельности. Эти условия определяют и такую социальноиндивидуальную психологическую категорию, как норма в поведении человека.

Что люди подразумевают под нормой поведения? Известно, что норма поведения зависит от критериев, которые приняты у представителей данной социокультуры в данную историческую эпоху. То, что вчера считалось ненормальным, завтра, возможно, будет нормальным. То, что иногда представляется неприличным, часто вписывается в жизнь других народов. То, что кажется странным или даже вызывающим в привычных, стандартных условиях нашей жизни, оказывается единственно верным и неизбежным в экстремальных условиях. Поэтому, говоря о норме или отклонении от нормы, следует выделять статусные критерии, которыми пользуются окружающие при оценке поведения человека как специалиста, и критерии, которыми пользуется сам конкретный специалист в заданных условиях.

Особенностью деятельности специалистов в экстремальных условиях, безусловно, является опасность такой деятельности для жизни и здоровья самого специалиста и окружающих его людей. Это предопределяет и нормы поведения специалистов в экстремальных условиях, которые значительно отличаются от норм поведения в стандартных условиях. Успешное поведение специалистов в экстремальных обстоятельствах определяется повышенной ответственностью, надситуативной активностью, профессиональной бдительностью, оптимальной работоспособностью, многовариантностью, адекватностью происходящему и быстротой реакций, профессиональными знаниями, умениями, навыками, являющимися экстремально-психологическими по своей природе. Сотрудники должны уметь распознавать опасности, угрозы, осуществлять профессиональные действия в соответствии с их интенсивностью и значимостью событий, иметь навыки профессиональной оценки обстановки, предметов, явлений, условий деятельно-

сти, психологического и соразмерного уровню сопротивления физическому воздействию на правонарушителей, обладать знаниями относительно личной и групповой безопасности.

Часто можно слышать такие высказывания теоретиков и практиков, что поддержание в течение длительного времени высокой боевой готовности специалистов в экстремальных условиях требует сосредоточения их внутренних резервов и длительного сохранения повышенного физического и психического напряжения, и это увязывается с высокими, а иногда и предельными психоэнергетическими затратами.

На наш взгляд, такая постановка вопроса связана с оценкой неподготовленного, неадаптивного специалиста, поведение которого можно определить как поведение «вне нормы» в экстремальных условиях. Чрезмерно выраженное нервно-психическое напряжение, так же как и биологически предопределенные способы поведения неподготовленного человека (врожденные защитные реакции, индивидуально приобретенные реакции ухода от опасности и ценностно-обусловленные реакции избежания), может проявляться в экстремальных обстоятельствах у людей, адаптированных к обычным условиям, с «нормальными» реакциями и отношением к окружающему миру. Эти люди воспринимают экстремальные условия как аномальные, нетипичные, чрезвычайные проявления. Для подготовленных же к деятельности в экстремальных условиях и работающих преимущественно в этих условиях специалистов, напротив, такие реакции являются реакциями «вне нормы».

В. А. Петровский, выделяя врожденные защитные, индивидуально приобретенные реакции ухода от опасности и ценностно-обусловленные реакции избежания, говорил о том, что в соответствии с «постулатом сообразности» именно эти реакции являются собственно адаптивными для человека. Можно согласиться с этим высказыванием, уточнив, что оно справедливо для человека, профессиональная деятельность которого не осуществляется в экстремальных условиях.

Служебно-боевая деятельность сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел (ОМОН и ОМСН) проходит в условиях экстремальности. Более того, именно экстремальность является квалифицирующим признаком этой деятельности. Если нет экстремальных условий, то не нужна и деятельность сотрудников специальных подразделений, не нужны и сами эти подразделения и сотрудники. Хотя объективно экстремаль-

ные условия насыщены угрозами, опасностями, сотрудник не только имеет выбор между избежанием или принятием их как нежелательного зла, но и может добиться успеха, относясь к ним как к необходимому элементу своей профессиональной деятельности. Тогда вектор такой деятельности будет направлен не на преодоление экстремальности, а на ее познание (оценку), осмысление и творческое преобразование. В связи с этим можно заключить, что экстремальные условия деятельности сотрудников спецподразделений объективно не противостоят им, а определяют их профессиональную деятельность, более того, являются необходимым компонентом их профессиональной жизнедеятельности. Этот факт лег в основу концепции профессиональной экстремальнопсихологической подготовки сотрудников спецподразделений и позволил нам построить систему подготовки сотрудников спецподразделений не на принципе противодействия экстремальным факторам, а на использовании фактора экстремальности как обучающего компонента.

Таким образом, можно заключить, что экстремальные условия деятельности, с точки зрения человека, адаптированного к обычным условиям, являются аномальными условиями, а активность сотрудников спецподразделений при выполнении ими служебно-боевых задач в условиях непосредственного риска для жизни носит неадаптивный характер, поведение же расценивается как поведение, осуществляемое «вне нормы».

С точки зрения сотрудников спецподразделений, профессиональная деятельность которых проходит в экстремальных условиях, эти условия являются вполне нормальными, не только приемлемыми для работы, но и благоприятными для применения профессионального мастерства, увлекательными. Их профессиональная активность здесь является не только адаптированной, но и единственно возможной, позволяющей выжить и быть успешными и в максимальной степени эффективными.

Полярные взгляды общества на экстремальность, и это наиболее существенно для самих сотрудников спецподразделений, их близких (особо значимых) людей, жизнедеятельность и поведение сотрудников спецподразделений вызывают их социально-психологическую изоляцию и формирование особой организационной культуры спецподразделений. Формирование последней связано с обособленностью сотрудников спецподразделений от населения, секретностью, ограниченностью круга лиц, допущенных к процессу подготовки и контролю за деятельностью, уникальностью применяемых методов и средств в работе, особенностями труда. Групповая изоляция усугубляется публичностью деятельности сотрудников специальных подразделений, которая в большинстве случаев проходит на виду у многих людей, но в то же время недоступна для объективного восприятия посторонними в силу ограничения поступающей информации, зачастую искаженной средствами массовой информации.

Групповая изоляция и публичность деятельности личного состава специальных подразделений могут вы-

зывать у психологически неподготовленных сотрудников повышенную тревожность, агрессивность, которая часто проявляется как грубость, вспыльчивость, несдержанность в словах и поступках. На фоне состояния повышенной тревожности может развиваться профессиональная деформация, выражающаяся в еще большем сужении контактов, замкнутости, подозрительности и недоверчивости. Не находя должной оценки у сослуживцев и руководителей, подобные психологические явления становятся негативной частью субкультуры «суперменов». Недостатки в организации, интенсивные условия подготовки и труда нередко приводят и к возникновению в специальных подразделениях особого психологического феномена «моббинг» (от англ. to mob -приставать).

К позитивным, но своеобразным особенностям орг-культуры спецназовцев следует отнести и особую систему личностно значимых психологических ценностей, которая существенно отличается от системы психологических ценностей других сотрудников органов внутренних дел. В ходе проведенного нами в 2003 г. исследования установлено, что в системе личностно значимых психологических ценностей сотрудников спецподразделений преобладали социальные ценности, ориентированные на общество и группу, а у сотрудников других подразделений преобладали индивидуальные личностно значимые психологические ценности*.

В экстремальных условиях деятельности имеется вероятность утраты сотрудниками личностно значимых индивидуальных ценностей (жизнь и здоровье). Одна лишь угроза их утраты может привести человека к потере ориентации в экстремальных условиях и к дезадаптации. Однако анализ деятельности успешных сотрудников спецподразделений свидетельствует о том, что это не единственные психологические ценности, определяющие поведение в экстремальных условиях. Многие из них имеют такие релевантные психологические ценности, как профессиональное братство, совместная деятельность в профессиональной группе, профессиональное мастерство и др. Экстремальные условия являются фактором, способствующим идентификации сотрудников с профессиональной группой, деятельностью, ориентацией сотрудников на увеличение представленности в структуре их психологических ценностей социальных, ориентированных на общество и группу. Обладание социальными психологическими ценностями вселяет в сотрудников уверенность в сохранение ими всей системы личностно значимых психологических ценностей (в том числе индивидуальных - неуязвимости, успешности), определяет их лидирующее место в функциональной группе.

Интересна структура ведущих мотивов сотрудников спецподразделений. Ими оказались такие социально значимые мотивы, как «повышенное чувство ответственности за происходящее и принимаемые решения» и «стремление к достижению высоких профессиональных результатов, инициативной деятельности». Анализ мо-

* См.: Смирнов В. Н. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников специальных подразделений ОВД: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2004. - С. 344.

тивации сотрудников специальных подразделений к деятельности в экстремальных условиях выявил развитие у многих из них профессионального самосознания, углубленного профессионального самоопределения, развитого целеполагания, принятия себя как профессионала.

Выявление у большинства сотрудников спецподраз-делений преобладающих социальных личностно значимых ценностей и мотивов вселяет уверенность в стойкости и развитии позитивных аспектов оргкультуры спец-подразделений, которые при благоприятных условиях могут стать условием для возрождения и становления, прогрессивной направленности деятельности в целом органов внутренних дел России.

РЕСУРСЫ ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Канд. психол. наук, доцент В. И. Шмыков

Пермский филиал Нижегородской академии МВД России

Профессиональный стресс представляет собой серьезное испытание физического и психического здоровья специалиста, проверку степени его профессиональной надежности. Стрессовые психические состояния приводят к психоэмоциональным затратам, изменяют регуляцию деятельности и таким образом снижают ее эффективность и надежность.

Анализ профессиональной деятельности свидетельствует, что на развитие стресса оказывают влияние особенности труда (стресс-факторы) и индивидуальные свойства человека. Симптомокомплекс индивидуальных особенностей может обеспечить психическую устойчивость к стрессу, усиливая возможности в противодействии стрессогенным факторам труда. К таким качествам личности, способствующим адаптации к стрессу и его преодолению, Г. С. Никифоров относит:

- оптимизм, волевые качества, доброжелательность, самоуважение;

- самообладание, т. е. умение управлять собой, сохранять способность к выполнению деятельности в неблагоприятных условиях;

- самоконтроль, коррекцию своего поведения - управление, сдерживание эмоционального «взрыва», оптимальное эмоциональное реагирование и др. (6; 7).

По мнению ряда исследователей (А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. П. Чернышев и др.), важнейшим условием эффективной и надежной деятельности при действии стресс-факторов является профессионализм субъекта труда. Под профессионализмом личности в данном случае понимается высокий уровень профессионально важных качеств (ПВК), в частности, психологической готовности к деятельности в изменяющихся условиях и психологической устойчивости (3; 4). Таким образом, прослеживается онтологическая связь категорий профессиональной надежности, эффективности и психической устойчивости.

Основным путем приспособления человека к стрессогенным условиям жизнедеятельности является адап-

тация (H. Selye). Соответственно, профессиональная адаптация есть процесс восстановления и поддержания динамического равновесия системы «субъект труда - профессиональная среда», т. е. согласование индивидуально-психологических особенностей специалиста и условий жизнедеятельности. Профессиональную адаптацию В. А. Толочек рассматривает как динамический процесс приобретения и потерь ресурсов субъекта труда. В жизнедеятельности имеет место как процесс приобретения (профессионализм, мастерство, самоактуализация, самоэффективность), так и процесс потери ресурсов (профессиональная деформация, физическое и психическое истощение) (9).

Итак, адаптация представляет собой фазовый процесс изменений ее проявлений, обусловленный динамикой совокупности физиологических, личностных и профессиональных особенностей человека как субъекта деятельности. Эти фазы прослеживаются в ПВК, в социальном благополучии, общей динамике нормативных и ненормативных кризисов и возможностей самореализации. Считать успешной профессиональную адаптацию можно по следующим критериям: удовлетворенности трудом, психологической совместимости с коллегами, успешности выполняемой деятельности. К общим принципам оценки индивидуального приспособления относится взаимосвязь следующих уровней реагирования:

- физиологический (биологический) - состояние иммунитета, механизмы восстановления, нанесенные повреждающими воздействиями;

- психологический - паттерны преодоления трудностей (копинг-стратегии), психологическая защита;

- социально-психологический - поддержка со стороны семьи, друзей, коллег;

- профессиональный (социокультурный) - групповые (профессиональные, этнические, религиозные) ресурсы (корпоративная культура, традиции, нормы поведения).

Несостоятельность адаптации на любом из этих уровней предопределяет уязвимость человека к действиям стресс-факторов. Например, срыв иммунитета ставит под сомнение состоятельность психологических ресурсов, а недостаточность психологических паттернов со-владания со стрессом может привести к профессиональной несостоятельности.

В отечественной и зарубежной психологии наряду с концепциями совладания со стрессом (преодоления стресса - R. S. Lazarus, S. Folkman (15), стратегии преобразования и преодоления - Л. И. Анциферова (1) и др.) пристальное внимание уделяется таким теориям ресурсосбережения, как: консервация ресурсов (COR - теория) - S. Hobfoll (18); социальная поддержка (social support) - I. Sarason, B. Sarason, G. Pierce (16) и др.; буферная гипотеза (buffering hypothesis) - H. Spiegel, D. Spiegel (цит. по: 8) и др.; субъективное благополучие -Л. В. Куликов (5); качество жизни - R. S. Eliot (14).

Согласно концепции S. Hobfoll, стресс возникает в ситуациях:

- угрозы потери ресурсов; фактической потери ресурсов;

- отсутствия адекватного возмещения затраченных ресурсов. Например, когда усилия и затраты для дости-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.