Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка педагога к экстренной допсихологической помощи школьнику при острой реакции на стресс'

Профессиональная подготовка педагога к экстренной допсихологической помощи школьнику при острой реакции на стресс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
43
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ СТРЕСС / ОСТРАЯ РЕАКЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТРЕСС / ПОМОЩЬ ПЕДАГОГА ОБУЧАЮЩИМСЯ С ОСТРОЙ РЕАКЦИЕЙ НА СТРЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА / УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глазкова Татьяна Владимировна, Глазков Александр Владимирович

Статья посвящена актуализации и решению проблемы эффективной подготовки педагогов школ в условиях учреждений дополнительного профессионального образования (ДПО) к оказанию экстренной допсихологической помощи обучающимся в ситуации острой реакции на стресс. Общее обоснование актуальности проблемы строится на констатации тенденций повышения стрессогенности жизнедеятельности в обществе в целом и в школе в частности с учетом низкой готовности детей к преодолению стрессов. В статье подчеркивается, что посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) часто возникает в результате осложнений при преодолении обучающимся острой реакции на стресс, превышающий его адаптационные возможности. В этой ситуации наиболее эффективное средство профилактики ПТСР экстренная допсихологическая помощь со стороны педагога. Однако, как показало диагностическое обследование лишь небольшая часть педагогов (22%) готова к выполнению этой функции, что требует их специальной профессиональной подготовки. На основе проведения и сравнительного анализа результативности комбинированных вариантов обучающих модулей по данному направлению были обоснованы условия эффективной подготовки педагогов к работе с детьми при острых реакциях на стресс, включающие: организационные условия (наполняемость групп 12 15 участников, продолжительность модуля не более 12 часов, реализация субъект-субъектного типа отношений в группе, обучение методом погружения); содержательные (практическая направленность и алгоритмическое структурирование учебного материала); методические (использовании теории поэтапного формирования умственных действий и элементов тренинга формирования педагогической эмпатии).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка педагога к экстренной допсихологической помощи школьнику при острой реакции на стресс»

Профессиональная подготовка педагога к экстренной допсихологической помощи школьнику при острой реакции на стресс

Глазкова Татьяна Владимировна,

кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области», t.glazkova@iro38.ru

Глазков Александр Владимирович,

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной, экстремальной и пенитенциарной психологии, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», Glazcov_2001@mail.ru

Статья посвящена актуализации и решению проблемы эффективной подготовки педагогов школ в условиях учреждений дополнительного профессионального образования (ДПО) к оказанию экстренной допсихологической помощи обучающимся в ситуации острой реакции на стресс. Общее обоснование актуальности проблемы строится на констатации тенденций повышения стрессогенности жизнедеятельности в обществе в целом и в школе в частности с учетом низкой готовности детей к преодолению стрессов. В статье подчеркивается, что посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) часто возникает в результате осложнений при преодолении обучающимся острой реакции на стресс, превышающий его адаптационные возможности. В этой ситуации наиболее эффективное средство профилактики ПТСР экстренная допсихологическая помощь со стороны педагога. Однако, как показало диагностическое обследование лишь небольшая часть педагогов (22%) готова к выполнению этой функции, что требует их специальной профессиональной подготовки. На основе проведения и сравнительного анализа результативности комбинированных вариантов обучающих модулей по данному направлению были обоснованы условия эффективной подготовки педагогов к работе с детьми при острых реакциях на стресс, включающие: организационные условия (наполняемость групп 12 - 15 участников, продолжительность модуля не более 12 часов, реализация субъект-субъектного типа отношений в группе, обучение методом погружения); содержательные (практическая направленность и алгоритмическое структурирование учебного материала); методические (использовании теории поэтапного формирования умственных действий и элементов тренинга формирования педагогической эмпатии).

Ключевые слова: школьный стресс, острая реакция обучающихся на стресс, помощь педагога обучающимся с острой реакцией на стресс, профессиональная подготовка педагога, учебный модуль, организационные, содержательные и методические условия эффективности подготовки педагога.

Тенденция роста количества, разнообразия и степени тяжести стрессогенных факторов в современном обществе аргументируется в трудах многих специалистов разных профилей и не нуждается, на наш взгляд, в дополнительном обосновании [4], [7]. Также очевидно, что наиболее уязвимой социальной структурой, в которой стрессоры принимают максимально деструктивные формы, является школа.

В качестве основной объективной, внешней по отношению к ребенку, причины этого можно выделить положение школы как тренажерной модели всего многообразия социокультурных процессов, необходимой для полноценной социализации детей. Как своего рода «учебная модель общества» школа в своих границах проецирует и концентрирует стрессоры всех других социальных институтов и сообществ [4], [7].

Основная субъективная причина, внутренняя для ребенка, заключается в возрастных особенностях совладения со стрессом - школьник, с одной стороны, еще не готов к полноценному преодолению стресса, с другой стороны, деструктивные последствия «непреодоленного стресса» (дистресса по терминологии Г. Селье [5]) для ребенка всегда имеют более травмирующий характер, чем для взрослого [1].

В связи с этим одной из важнейших задач школьного образования является защита обучающихся от стрессовых ситуаций, превышающих ресурсы и возможности ребенка, его адаптационный потенциал и, как следствие, вызывающих острую реакцию на стресс. Согласно международной классификации болезней (МКБ-10) [2], острая реакция на стресс - это переходящее расстройство, развивающееся у людей без психических отклонений в ответ на физиологический или психологический стресс, проявляющееся в сужении области сознания и внимания, дезориентированности, вегетативных нарушениях, в резком возбуждении (плачь, истерика, психомоторное возбуждение, агрессия) или торможении (апатия, ступор) в зависимости от типа реакции.

Возникновение острой реакции на стресс уже сигнализирует о том, что ребенок не способен органично симультанно справиться с возникшей трудной жизненной ситуацией и нуждается в по-

со ^

0

сч

ю

01

мощи со стороны взрослых. При этом возможны следующие варианты развития ситуации: либо ребенок концентрируется и все-таки справляется с ситуацией, что не является типичным вариантом; либо ребенок получает экстренную эффективную помощь от взрослого в преодолении ситуации, принимает и перерабатывает новый опыт, формирует новые специфические реакции; либо ребенок не справляется самостоятельно, не получает своевременно квалифицированной помощи от взрослых, не может переработать травмирующую ситуацию, она возвращается вновь и вновь, разрушает психическое и соматическое здоровье.

Таким образом, отсутствие эффективной помощи обучающемуся, переживающему острую реакцию на стресс, приводит к посттравматическому стрессовому расстройству, имеющему уже более тяжелую симптоматику, затяжной, а возможно, хронический характер [2]. Соответственно, помощь обучающемуся при возникновении острой реакции на стресс предполагает незамедлительный, экстренный характер и четкость, безошибочность тактики оказываемой помощи. Так как в случае школьного стресса рядом с обучающимся почти всегда оказывается педагог, а не психолог или медицинский работник, то именно от него, прежде всего, зависит, получит ли обучающийся необходимую своевременную эффективную допсихоло-гическую помощь или травматический невроз. Это актуализирует проблему специальной дополнительной профессиональной подготовки педагога к эффективной экстренной допсихологической помощи школьнику при острой реакции на стресс.

В современной науке и практике эта задача чаще всего решается в контексте общей широкой задачи сохранения здоровья обучающихся, что, с одной стороны, предполагает комплексный характер решения, но с другой стороны, размывает границы проблемы школьного стресса и не является эффективным при решении частных задач, в том числе помощи ребенку при острых реакциях на стресс [1]. Также в науке широко представлены исследования, ориентированные на узких специалистов и вопросы, требующие специализированной физиологической, психологической, медицинской подготовки, и в связи с этим не востребованные педагогами в рамках допсихологической и до-медицинской экстренной помощи детям. В качестве еще одного активно разрабатываемого научного направления изучения школьных стрессов можно выделить работы, акцентирующие конкретные трудные жизненные ситуации, чаще всего экзаменационной стресс, не учитывая всего многообразия школьных стрессов [3].

В связи с этим вопросы, связанные с подготовкой педагога к взаимодействию с обучающимся, переживающим острую реакцию на стресс, недостаточно раскрыты в современной педагогике и педагогической психологии, что обусловило проведение исследования на базе кафедры педагогики и психологии ГАО ДПО «Институт развития образования Иркутской области» и Общественной межведомственной лаборатории Социально-

психологической безопасности личности и организации на базе факультета психологии ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет». Целью исследования было выявление условий эффективности подготовки педагогов на базе учреждения ДПО к оказанию экстренной допсихологиче-ской помощи обучающимся при острых стрессовых реакциях, разработка и апробация соответствующих программ повышения квалификации педагогов. Исследование проводилось в течение 2016 -2018 гг. и включало следующие этапы: анализ связи травматических переживаний обучающихся и школьного стресса на выборке детей группы риска; анализ актуальной готовности педагога к оказанию экстренной допсихологической помощи обучающимся на выборке учителей школ г. Иркутска; выявление и обоснование условий эффективной профессиональной подготовки педагогов к оказанию экстренной психологической помощи детям, переживающим острую реакцию на стресс, на выборке 12 учебных групп педагогов по программе повышения квалификации на базе ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области».

На первом этапе исследования решалась задача констатации связи психологических травм обучающихся со школьным стрессом. Для решения этой задачи привлекались педагоги и психологи школ Иркутской области и студенты-волонтеры отряда «Звезда надежды и спасения» при факультете психологии Иркутского университета. Всего было обследовано 311 обучающихся в возрасте от 10 до 15 лет, отнесенных экспертами из числа педагогов и психологов к группе риска. Исследование проводилась с использованием методик: «Родительская анкета для оценки травматических переживаний детей» и «Полуструктурированное интервью для оценки травматических переживаний детей» (Н.В. Тарабрина [9]). Эти методики позволяют, с одной стороны, оценить выраженность симптоматики посттравматического стрессового расстройства (Общий индекс посттравматической реакции) и с высокой вероятностью отнести обучающегося к группе детей, переживших психологическую травму; с другой стороны, зафиксировать характер травмы и классифицировать травмирующее событие как школьный или внешний по отношению к школе стресс.

Результаты исследования позволили установить следующее.

Среди обследуемых обучающихся не было выявлено детей, относимых к критериям А (наличие переживаемого события исключительно угрожающего характера), Г (психогенная амнезия, устойчивое повышение чувствительности или возбудимости) и Д (сохранение тяжелой симптоматики более 6 месяцев) по классификации МКБ-10 [2] на критически высоком уровне. Однако, по критерию Б (стойкие навязчивые яркие воспоминания, «оживление» стрессора, повторные переживания при взаимодействии с ситуацией, ассоциирующейся со стрессором) к критическому уровню (требующему помощи специалиста) отнесено 38% обучающихся от исследуемой группы риска. При этом 17% из

них связаны со школьным стрессом, а 19% с семейным стрессом. Только 2% обучающихся пережили острую реакцию на стресс вне школы и семьи. По критерию В (стремление к избегаю любых упоминаний или событий, связанных со стрессором) было выявлено 46% обучающихся от группы риска, в том числе 21% из них связан со школьным стрессом и 20% с семейным стрессом, оставшиеся 5% - вне семьи и школы. При этом с учетом обучающихся, демонстрирующих одновременно наличие двух критериев (Б и В), было выявлено 34% обучающихся от общей группы риска с критическим уровнем проявления критериев Б, В в связи со школьным стрессом. В целом около 12% обучающихся от исходной группы риска имеют критически высокий уровень стресса Б и В, связанного со стрессорами, локализуемыми вне семьи и школы. Оставшиеся обучающиеся (19% от группы риска) не подтвердили принадлежность к группе риска (наличие критического уровня последствий стресса).

Таким образом, как показало исследование, около трети детей, имеющих выраженные симптомы ПТСР (Б и В), пережили стрессовую ситуацию в условиях школы. При этом во время беседы с детьми, пережившими стресс в школе, было установлено, что 16% от этих детей не получили не только помощи, но даже особого внимания со стороны педагогов, даже при их присутствии во время стрессовой ситуации. Примерно 62% обучающихся констатировали включение педагога в ситуацию, но не достаточно эффективное (только механическое прекращение травмирующей ситуации, акцентирование внимания не на «жертве» ситуации, а на ее субъекте; перенос ответственности и вины за ситуацию на самого пострадавшего и др.). Только в 22% ситуаций педагог действовал достаточно квалифицированно и активно.

На следующем этапе проводилась оценка объективной готовности педагогов к помощи обучаемому при острой реакции на стресс. Исследование включало следующие процедуры.

Во-первых, по результатам просмотра видеоматериалов, демонстрирующих различные виды острых стрессовых реакций детей (плач, истерика, агрессия, дрожь, сенсомоторные реакции, апатия) и поведения присутствующих при этом взрослых (родителей, учителей и др.) педагогам предлагалось обоснованно оценить «правильность» поведения взрослых в аспекте помощи детям при острой стрессовой реакции на стресс. Стандартизированное сравнение ответов педагогов и рекомендаций специалистов [6], [11], [12] позволяло оценить компетентность педагогов по этому вопросу.

Во-вторых, педагогам предлагался тест с вопросами закрытого типа, предполагающими знания в области идентификации острой стрессовой реакции, выбора стратегий поведения по отношению к ребенку с острой реакцией на стресс, понимание последствий неоказания (оказания не квалифицированной) помощи ребенку в этой ситуации.

Проведенный анализ результатов показал, что 88% педагогов при анализе ситуаций и выполнении теста совершали хотя бы одну принципиально значимую ошибку - ошибку, способную оказать отрицательное влияние на выход обучающегося из состояния острой стрессовой реакции; например, педагоги одобряли действия взрослых в видеоматериалах, направленные на досрочное принудительное прекращение плача или нервной дрожи у ребенка, что является стратегической ошибкой, учитывая, что плачь реакция адаптивная.

Примерно 16% педагогов продемонстрировали позицию дистанцирования от ребенка в состоянии острой реакции на стресс, не учитывая, что отсутствие помощи в этой ситуации в большинстве случаев приводит к травматическим последствиям.

Таким образом, результаты предыдущих этапов исследования подтвердили актуальность и практическую значимость проблемы профессиональной подготовки педагогов к экстренной допсихоло-гической помощи детям. На следующем этапе были подготовлены и реализованы для 12 групп педагогов (всего 164 педагога) в рамках курсов повышения квалификации на базе Института развития образования Иркутской области учебные модули, направленные на подготовку педагогов к оказанию экстренной допсихологической помощи обучающимся в ситуации острой реакции на стресс. Для выявления наиболее эффективных дидактических блоков все модули отличались различным комбинированием вариантов наполняемости группы, типа отношений в группе, содержания обучения, времени обучения, форм, методов и средств обучения. Оценка результативности позволила выделить наиболее эффективные модули, а их поблочный сравнительный анализ - выявить наиболее эффективные дидактические блоки.

В результате было установлено следующе.

Для получения высоких результатов в профессиональной педагогической подготовке к экстренной допсихологической помощи детям с острой реакцией на стресс необходимо оптимальное наполнение учебных групп от 12 до 15 педагогов. При меньшей наполняемости учебной группы снижается продуктивная активность слушателей курсов повышения квалификации (обмен опытом, генерирование новых идей и предложений, вопросы по существу темы и др.); одновременно, повышается общая пассивность и деструктивная активность группы - протестные реакции, вопросы и обсуждения не по существу темы, уводящие в сторону от главной образовательной задачи и др. При наполняемости группы то 16 и более человек снижается учебная мотивация в группе, часто наблюдается отвлечение педагогов на дела, не связанные с темой, снижается эффективность практических заданий по модулю.

Кроме того, эффективность подготовки педагогов к экстренной допсихологической помощи детям была выше в группах при реализации субъект-субъектного типа отношений, предполагавшее равенство позиций участников образовательного процесса, свободный диалог, усиление личност-

со

1

0

2

ю

01

ной представленности в учебной деятельности каждого участника (интересов, актуальных проблем, личного опыта, переживаний и др.).

Относительно содержания было установлено следующее. Эффективность решения данной педагогической задачи предполагает строгий рафинированный отбор материала практического характера и его структурирование в форме алгоритма действий. Усиление теоретического блока или представление материалов вне логики алгоритмизации, с одной стороны, не повышает значимо психологическую компетентность педагога, не актуализируется в его дальнейшей работе и забывается; с другой стороны, требует больше времени (не менее 36 часов) и усилий как обучающего, так и обучающихся для достижения результата. Практикоориентированное и алгоритмизированное содержание позволяет за 12 учебных часов полностью освоить предлагаемые техники помощи обучающимся. В представляемых учебных модулях разработчики ориентировались на краткие инструкции, предлагаемые Федеральным казенным учреждением «Центр экстренной психологической помощи МЧС России» [11].

В аспекте технологий обучения было установлено следующее. При подготовке педагога к оказанию экстренной допсихологической помощи эффективнее всего ориентация на формирование навыков помогающего поведения, так как только навык позволяет действовать точно, решительно, быстро в ситуации острой реакции ребенка на стресс, аффективно влияющей при этом и на самого педагога. Соответственно, максимально эффективные результаты были получены в группах, где использовалась технология поэтапного формирования умственных действий по типу полного состава ориентировки [8]. При этом в качестве ориентировочной основы действий использовались текстовые алгоритмы распознавания типа острой стрессовой реакции и оказания соответствующей помощи ребенку. Кроме того, для решения задачи активизации и мотивации педагогов на оказание помощи детям в ситуации острой реакции на стресс использовались во время занятий тренинговые упражнения или полная программа тренинга на развитие эмпатии [10].

Результативность представляемой системы профессиональной подготовки педагогов к экстренной допсихологической помощи детям с острой реакцией на стресс определялась после обучения не только с использованием тех же методов анализа видеосюжетов и тестов, представленных выше, но и отслеживанием динамики детского психологического неблагополучия в школах с педагогами, подготовленными по этим модулям, и в школах, где педагоги не получили такой подготовки.

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

- проблема психологических травматических последствий школьных стрессов является актуальной и значимой для здоровья детей;

- травматические последствия стресса на выборке школьников преимущественно выражены в стойких навязчивых ярких воспоминаниях, «ожив-

лении» стрессора, повторных переживаниях при взаимодействии с ситуацией, ассоциирующейся со стрессором, в избегании любых упоминаний или событий, связанных со стрессором;

- примерно треть обучающихся от общего количества детей с выраженной симптоматикой ПТСР связаны со школьным стрессом, помнят в целом ситуацию стресса, собственную острую реакцию на стресс (плач, дрожь, истерику), свои ощущения в этот момент и реакцию педагогов, присутствовавших при этом;

- не более 22% педагогов знают в полном объеме правила оказания экстренной помощи детям с острой стрессовой реакцией на необходимом уровне и готовы оказать помощь;

- большая часть педагогов (62%) готова включиться в ситуацию экстренной допсихологической помощи ребенку в стрессовой ситуации, но не владеют необходимыми компетенциями в полном объеме;

- около 16% не считают необходимым вмешиваться в ситуацию острых реакций детей на стресс полагая, что «самому ему легче успокоиться», либо в воспитательных целях «он должен сам справиться», встречаются ответы, демонстрирующие безразличие («я не нянька», «у нас есть психолог - это его работа», «мне за это не платят» и др.) или страх.

- профессиональная подготовка педагога к оказанию экстренной допсихологической помощи детям, остро реагирующим на стресс, может быть осуществлена с помощью специализированных модулей на базе учреждений дополнительного профессионального образования;

- для успешной реализации учебного модуля рекомендуется выполнение ряда организационных, содержательных и методических условий;

- организационные условия предполагают наполняемость групп повышения квалификации в пределах 12 - 15 участников, продолжительность модуля не более 12 академических часов, реализацию субъект-субъектного типа отношений в группе, организацию обучения с отрывом от основных обязанностей и даже методом погружения;

- отбор содержания должен ориентироваться на практическую направленность и алгоритмическую логику структурирования материала с минимально представленным, необходимым теоретическим блоком;

- методически профессиональная подготовка будет эффективной при использовании теории поэтапного формирования умственных действий с полным составом ориентировки и элементов тренинга формирования педагогической эмпатии.

Работа в данном направлении продолжается по следующим направлениям: дальнейшее совершенствование процесса подготовки педагогов к помощи детям в ситуации стресса, работа в этом направлении с семьей и общественными организациями.

Литература

1. Левицкая Л. В., Чернова А. А. Психологические особенности подросткового возраста и их

влияние на переживания стресса / Л.В. Левицкая, А.А. Чернова // Молодой ученый. - 2016. - №9. - С. 1036 - 1039. - URL

https://moluch.ru/archive/113/29104/ (дата обращения: 01.10.2018)

2. Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://mkb-10.com/. - (Дата обращения: 01.10.2018).

3. Пряничникова Ю. Х. Экзаменационный стресс и его профилактика [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).

— Пермь: Меркурий, 2015. — С. 184-186. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7383/ (дата обращения: 01.10.2018).

4. Салехов С.А., Алиева Э.М., Яблочкина С.О. Психологический стресс у учащихся в образовательном пространстве школы / С.А. Салехов и др. // Успехи современной науки и образования. -2017, № 8. - С. 160-165.

5. Селье Г. Стресс без стресса / Г. Селье. - М.: Прогресс, 1982. - 128 с.

6. Семенова И.А. Психология экстремальных ситуаций / И.А. Семенова. - Ульяновск: УВАУГА(И), 2012. - 138 с.

7. Слободчиков В. И. Подходы и проблемы перехода к открытому образовательному пространству / В.И. Слободчиков // Переход к Открытому образовательному пространству - стратегии инновационного управления. - Томск, 2003. - С. 3-9.

8. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология / Н. Ф. Талызина. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 288 с.

9. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н.В. Тарабрина. -СПб., 2001. - 271 с.

10. Тренинг на развитие эмпатии [Электронный ресурс]. // Студенческая библиотека оналайн.

- Режим доступа: https://studbooks.net/1489912/menedzhment/trening_ razvitie_empatii . - (Дата обращения: 01.10.2018).

11. Федеральное казенное учреждение «Центр экстренной психологической помощи МЧС России» Экстренная допсихологическая помощь при острых стрессовых реакциях [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/1286795/ . - (Дата обращения: 01.10.2018).

12. Щербатых Ю.В. Психология стресса / Ю.В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.

Professional training of the teacher to provide emergency pre-psychological assistance to school students in a situation of acute stress response

Glazkova T.V., Glazkov A.V.

Institute of Education Development of the Irkutsk Region, Irkutsk State University

The article is devoted to the actualization and solution of the problem of effective training of schoolteachers at institutions of additional professional education to provide emergency pre-psychological assistance to students in a situation of acute stress response. The general rationale for the relevance of the problem is based on the statement of trends in increasing the

stress of life in society in general and in school in particular, taking into account the low readiness of children to overcome stress. The article emphasizes that post-traumatic stress disorder (PTSD) often occurs as a result of complications when school students overcome acute reaction to stress, exceeding their adaptive capacity. In this situation, the most effective means of preventing PTSD is emergency pre-psychological assistance providing by the teacher. However, as the diagnostic examination has shown, only a small part of teachers (22%) is ready to perform this function, which requires their special training. On the basis of comparative analysis of the effectiveness of the combined variants of training modules in this area the authors justify the conditions for effective training of teachers to work with children in a situation of acute stress response, including organizational conditions (groups consisted from 12-15 participants, duration of the module is not more than 12 hours, implementation of the subject-subject type of relations in the group, training by method of immersion); substantive conditions (practical orientation and algorithmic structuring of educational material); methodical conditions (using the theory of gradual formation of mental actions and elements of training of pedagogical empathy formation). Keywords: School stress, students' acute stress response, teacher assistance to students in a situation of acute stress response, teacher training, training module, organizational, substantive and methodological conditions of the effectiveness of teacher training. References

1. Levitskaya L.V., Chernova A.A. Psychological features of adolescence and their influence on stress experiences / L.V. Levitskaya, A.A. Chernova // Young scientist. - 2016. - №9. - p. 1036 - 1039. - URL https://moluch.ru/archive/113/29104/ (appeal date: 10/01/2018)

2. International Classification of Diseases of the 10th revision (ICD-

10) [Electronic resource] .- Access mode: http://mkb-10.com/. -(Date of appeal: 10/01/2018).

3. Pryanichnikova Yu. Kh. Examination stress and its prevention

[Text] // Problems and prospects of development of education: materials of the VI Intern. scientific conf. (Perm, April 2015). -Perm: Mercury, 2015. - p. 184-186. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7383/ (access date: 10/01/2018).

4. Salekhov S.A., Aliyev E.M., Yablochkina S.O. Psychological stress among students in the educational space of the school / S.A. Salekhov et al. // Successes of Modern Science and Education. - 2017, № 8. - p. 160-165.

5. Selye G. Stress without stress / G. Selye. - M .: Progress, 1982. -

128 p.

6. Semenova I.A. Psychology of extreme situations / I.A. Semenov.

- Ulyanovsk: UVAUGA (I), 2012. - 138 p.

7. Slobodchikov V. I. Approaches and Problems of Transition to an

Open Educational Space / V.I. Slobodchikov // Transition to an Open Educational Space - Innovation Management Strategies.

- Tomsk, 2003. - p. 3-9.

8. Talyzina N. F. Pedagogical psychology / N. F. Talyzina. - M .:

Publishing Center "Academy", 2011. - 288 p.

9. Tarabrina N.V. Workshop on the psychology of post-traumatic

stress / N.V. Tarabrina. - SPb., 2001. - 271 p.

10. Training on the development of empathy [Electronic resource]. // Student library online. - Access mode: https://studbooks.net/1489912/menage/trening_razvitie_empatii

. - (Date of appeal: 10/01/2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Federal state institution "Center for Emergency Psychological Aid EMERCOM of Russia" Emergency Dpsychological assistance in acute stress reactions [Electronic resource]. -Access mode: http://www.myshared.ru/slide/1286795/. - (Date of appeal: 10/01/2018).

12. Scherbatyh Yu.V. Psychology of stress / Yu.V. Chipped. - SPb .: Peter, 2006. - 256 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.