Научная статья на тему 'Анализ общих и специфических причин профессионального стресса у педагогов'

Анализ общих и специфических причин профессионального стресса у педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2006
573
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ / TEACHER / OCCUPATIONAL STRESS / WORK-RELATED STRESS / STRESS MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шац Игорь Константинович

Автором проведен подробный анализ основных условий и обстоятельств профессиональной деятельности педагогов, которые вызывают выраженный стресс. Стресс связан с организацией деятельности педагога, его взаимодействием со всеми участниками образовательного процесса (учениками, коллегами, руководителями), а также профессиональной подготовкой. Описаны практические шаги, необходимые для осознания и понимания специалистом собственного стресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of general and special reasons of occupational stress in teachers

The author presented the detailed analysis of the education work and established variety of reasons of the work-related stress of teachers. A variety of factors contribute to occupational or work-related stress such as difficult relationships among coworkers and management, teacher and pupil and also advancement in one’s skill level and personal professional education. Helpful steps are described which are necessary to a teacher to realize and analyze own work-related stress.

Текст научной работы на тему «Анализ общих и специфических причин профессионального стресса у педагогов»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.944.4 : 37.015.3

И.К. Шац

Анализ общих и специфических причин профессионального стресса у педагогов

Автором проведен подробный анализ основных условий и обстоятельств профессиональной деятельности педагогов, которые вызывают выраженный стресс. Стресс связан с организацией деятельности педагога, его взаимодействием со всеми участниками образовательного процесса (учениками, коллегами, руководителями), а также профессиональной подготовкой. Описаны практические шаги, необходимые для осознания и понимания специалистом собственного стресса.

The author presented the detailed analysis of the education work and established variety of reasons of the work-related stress of teachers. A variety of factors contribute to occupational or work-related stress such as difficult relationships among coworkers and management, teacher and pupil and also advancement in one's skill level and personal professional education.

Helpful steps are described which are necessary to a teacher to realize and analyze own work-related stress.

Ключевые слова: педагог, профессиональный стресс, управление стрессом.

Key words: teacher, occupational stress, work-related stress, stress management.

Первым шагом в управлении стрессом является анализ причин, которые вызывают стресс. Данные исследований [5] и собственный опыт оказания организационной и психологической помощи педагогам позволяют выделить следующие причины стресса педагогов: общие, производственные и специфические профессиональные.

Общие причины стресса педагогов. К этим причинам относятся ситуации и обстоятельства, находящиеся в основном за пределами непосредственной работы педагога, и той прямой ответственности, которую они за нее несут. Это общие условия работы, существенно влияющие на способы ее выполнения. К ним относятся различные организационные проблемы, недостаточные резервы, сверхурочные часы работы, низкий социальный статус и

© Шац И.К., 2014

небольшая зарплата, ненужные процедуры, нестабильность и неопределенность. Остановимся на наиболее значимых.

Ненужные процедуры. Большинство педагогов, обращающихся за психологической помощью, подчеркивают, что одной из утомительных и бессмысленных, по их мнению, частью работы является оформление и заполнение множества документов и другая бумажная работа. Эти специалисты уверены, что на написание отчетов и представление различных данных на бумаге тратят времени и сил не меньше, чем на саму работу. Ситуация в целом ухудшается еще и потому, что большая часть бумажной работы воспринимается ими как ненужная, несущественная. Более того, последняя может просто являться результатом творчества администраторов, стремящихся оправдать собственную занятость и полезность посредством вмешательства в профессиональную жизнь других людей [5].

Раздражение и напряжение возникают также из-за слишком большого количества различных совещаний и заседаний, в совокупности поглощающих много времени. Специалисты жалуются на своих руководителей, которые всю свою творческую активность практически сводят к подобного рода встречам. Назначая такие мероприятия, руководители зачастую информируют сотрудников о них незадолго до их начала. Кроме того, руководители используют эти встречи для оправдания и укрепления собственного положения. Специалисты нередко жалуются на стресс, возникающий в результате самих совещаний, когда плохо составленная повестка и неумелое ведение встречи председателем заставляют людей тратить время впустую на вещи, не имеющие отношения к делу.

Низкий социальный статус и небольшая зарплата. Для большинства профессионалов работа становится частью их личности. Очень важно понимать, что как бы жизненно значима и полезна ни была наша работа, но если общество в целом оценивает ее низко, то чрезвычайно трудно противодействовать подобному пренебрежению, унижающему чувство нашего достоинства. Нелегко сохранять подлинное состояние собственной значимости, если другие склонны рассматривать то, что вы делаете, как нечто, не имеющее особого значения, и что такую работу может выполнить любой, независимо от уровня образования и способностей. Грустно, что в нашем обществе люди, занимающиеся тяжелыми и благородными видами деятельности, получают весьма скромную зарплату и вы-

нуждены часто работать в неблагоприятных условиях [4]. Хорошая зарплата и комфортные условия деятельности ценны не только потому, что позволяют избегать финансовых трудностей и способствуют эффективности труда, а значит, значительно снижают уровень стресса, но и потому, что эти показатели являются мерилом нашей социальной значимости.

Неопределенность. В последние десятилетия образование претерпевает множество как оправданных, так порой и необоснованных реформ, реорганизаций, экспериментов. Это вызывает у большинства специалистов состояние нестабильности, неопределенности и неуверенности. Неопределенность занимает одно из первых мест в списке стрессоров в профессиональной жизни. На работе неопределенность может принимать форму частых перемен и нововведений, в результате которых педагоги начинают плохо ориентироваться в происходящем, в связи с этим личное планирование на перспективу становится трудным. Не успевая привыкнуть к одной последовательности процедур и решений, специалисты вынуждены изменять свой стиль мышления и приучать себя к чему-то совершенно новому. И наконец, неопределенность может принимать форму незнания: удастся ли человеку сохранить себя в специальности или нет.

Безусловно, избыток обыденности и предсказуемости делает работу монотонной, но подавляющее большинство людей нуждаются в обширном наборе стабильных обстоятельств и условий, чтобы чувствовать себя комфортно и безопасно. Даже необходимые и желанные перемены, которые вызывают повышенное возбуждение и мобилизацию, поднимают уровень стресса. Когда же изменения нежеланны и непредсказуемы, многократное повышение стресса становится разрушительным.

Производственные причины стресса педагогов. Это стрессоры, более конкретно связанные с работой, выполняемой педагогом. Речь идет о локальных стрессорах, присущих не столько самой работе, сколько условиям, в которых работает отдельно взятый педагог. К ним можно отнести: ролевой конфликт, нереалистично высокие притязания, нечеткие служебные обязанности, плохое взаимодействие с руководителями, перегрузки и дефицит времени, отсутствие поддержки коллег, конфликты с коллегами.

Ролевой конфликт. Стресс, вызываемый ролевым конфликтом, возникает тогда, когда два аспекта нашей работы оказываются несовместимыми друг с другом. Так, в работе педагога роль советчика и помощника детям, попавшим в сложную ситуацию или беду, может стать несовместимой с ролью «надзирателя» и представителя школьной власти [5]. Таким образом, что бы человек ни сделал, он, по крайней мере, хотя бы по одному из критериев оказывается не прав. Это вызывает внутренний конфликт, страх перед осуждением со стороны руководства и коллег. И как итог - ощущение собственной низкой профессиональной компетентности и низкая самооценка [7].

Нереалистично высокие притязания. У специалистов помогающих профессий отмечаются нереалистично высокие притязания [5; 7; 8; 10]. Нереалистично высокие личностные ожидания педагогов являются одной из основных причин чрезмерного стресса. Ситуация связана с иррациональными представлениями «я должен», «я должна делать все очень хорошо», при этом педагог заставляет себя трудиться в полную силу, все равно оставаясь недовольным результатами. Нереалистичные притязания очень часто связаны с упоминавшимися выше нечетким перечнем служебных обязанностей и ролевыми конфликтами. Поскольку неясно, чего ждут от специалиста, или когда одна часть работы находится в противоречии с другой, человек попадает в психологическую ловушку. Иррациональность подобного подхода приводит к тому, что специалист всегда не удовлетворен своей работой, в силу этого лишен возможности расслабиться и ощутить, что работа сделана им хорошо. Не осознавая ограничений, в пределах которых приходится трудиться, эти специалисты не могут сформулировать точные критерии и с их помощью оценить, с одной стороны, успех, а с другой - собственные усилия. В итоге уровень стресса нарастает [10; 12].

Нечеткие служебные обязанности. В настоящей действительности границы служебной ответственности педагогов размыты. Отсутствие ясности приводит к тому, что педагога всегда можно обвинить в недостаточном выполнении своих обязанностей. Кроме того, в такой ситуации возможно перекладывание ответственности администрации на педагога. Нечеткий перечень служебных обязанностей ставит педагога в очень уязвимую позицию. В такой ситуации

его можно обвинить как в бездействии, так и при проявлении инициативы, в превышении полномочий или в некомпетентности. Это классический случай психологической путаницы в действии, т. е. неприятная ситуация, когда любой поступок специалиста можно расценить как ошибочный [5]. Из этого анализа можно выделить два важнейших источника стресса: нечеткое определение полномочий и обязанностей, крайне затрудняющее установление приоритетов среди различных служебных задач, а также определение того, сколько времени следует отвести на выполнение каждой задачи.

Плохое взаимодействие с руководителями. Напряженные отношения с руководством - очень мощный источник стресса, поскольку руководители имеют моральные и материальные рычаги воздействия на специалистов, возможность манипуляции. Ощущение, что любой руководитель, особенно малокомпетентный (к сожалению, такие не редкость) может практически полностью контролировать нашу профессиональную жизнь, приводит к достаточно выраженному стрессу.

Другим стрессором во взаимодействии с руководителем является недоверие и жесткий контроль. Трудно взаимодействовать с руководителем, который не способен передать нам часть своих служебных полномочий, постоянно вмешивается в то, что мы делаем, и никогда не позволяет нам свободно принимать собственные решения. Такой руководитель разрушает творческую активность и энтузиазм, заставляет время от времени сомневаться в нашей собственной компетентности. Он насильно удерживает подчиненных в рамках стереотипа «родительски-детские отношения» и поддерживает у нас ощущение, что мы никогда не сможем освободиться от его «холодного и враждебного контроля» [3; 5; 8].

Перегрузки и дефицит времени. Иногда побуждающей силой для работы становятся жесткие временные рамки и фиксированное расписание. Однако очень немногие нуждаются в этом постоянно. Большинству людей регулярно необходимы перерывы в работе или хотя бы ослабление ее интенсивности, для того, чтобы оглядеться вокруг, расслабиться, немножко подумать и помечтать.

Есть люди, которые лучше всего работают в состоянии постоянного напряжения. Однако большинство из нас дополнительно к таким традиционным перерывам в работе, как праздники и выходные дни, нуждаются в коротких паузах между завершением одной

служебной задачи и переходом к следующей. Мы нуждаемся в этих нескольких часах и днях относительного затишья, когда можно действительно побездельничать, навести порядок в бумагах и т. п. Такие кратковременные передышки имеют огромную ценность для сопротивления стрессу. Без них мы чувствуем себя «загнанными лошадками», истощенными морально и физически.

Работа педагога часто не позволяет иметь ни минуты, чтобы остановиться, оглядеться, объективно проанализировать результаты своей работы и тот способ, с помощью которого она выполнена. Человек испытывает великую потребность в регулярном переживании освобождения от работы, как бы сильно он ее не любил.

Отсутствие поддержки коллег. Это особая проблема в профессии педагога требующая, чтобы большая часть времени проводилась в контактах с учащимися и очень немного в обществе коллег. При такой организации труда жестко ограничены возможности обсудить профессиональные проблемы, получить одобрение, поддержку и успокоить себя сознанием того, что коллеги переживают те же трудности, что и ты. Дополнительно к этому педагоги сами нередко отказываются от той обратной связи, которая идет от коллег в виде замечаний и оценок. Мы все чрезвычайно различны в осознании собственной самодостаточности. Некоторые люди изоляцию от коллег рассматривают как профессиональное преимущество, но для большинства она ведет к возрастающему чувству уязвимости и истощению профессиональных ресурсов [6]. Многие специалисты утверждают, что психологическая изоляция вызывает дополнительные сложности в процессе работы.

Конфликты с коллегами. Подобные конфликты частично возникают как результат неадекватного руководства и личностных столкновений, а также множества других переменных, которые обсуждались выше, в том числе нечеткий перечень служебных обязанностей и сверхурочная работа. Все это создает благоприятную почву для столкновений между коллегами, которые существуют в большинстве педагогических коллективах. Борьба за статус, защита территориальных притязаний или привилегий добавляют еще больше поводов для выяснения отношений. В атмосфере, насыщенной прямыми и встречными обвинениями, отрицаниями, лишь некоторые люди способны проявить себя наилучшим образом, признавая правоту других и, в конечном счете, свою собственную [1; 2].

Специфические профессиональные причины стресса педагогов. Помимо общих и производственных стрессоров, связанных с работой как таковой, существуют и другие, вызываемые решением каждодневных задач в рамках профессиональной деятельности педагога. Эти стрессоры непосредственно обусловлены содержанием и качеством профессиональных задач. Их надо отличать от стрессоров, связанных с условиями работы, они могут существенно меняться в течение рабочего дня. Однако существует некоторый перечень таких стрессоров, о которых постоянно сообщают люди, анализирующие свой собственный опыт [5]. Этими стрессорами являются: трудные дети и родители, недостаточная профессиональная подготовка, плохая коммуникация, эмоциональное отношение к ученикам.

Трудные дети и родители. В профессиональной деятельности педагога, которая определяется тесными контактами с детьми и родителями, возникают ситуации напряжения и конфликта. У подавляющего большинства людей конфликты вызывают неприятные чувства. Осадок от конфликта может сохраняться на протяжении дней или даже недель. Специалист мысленно неоднократно возвращается к инциденту, иногда пытается взглянуть на него по-другому, стараясь оставаться спокойным, но всегда с одним и тем же очень неприятным чувством. Часто педагоги признаются, что во время острых конфликтов профессиональное требование быть «вежливым и корректным» нисколько не облегчает ситуацию, ибо они не вправе высказать собственную точку зрения и тем самым дать волю своим истинным чувствам. Другие педагоги сознаются, что после тех ситуаций, в которых они потеряли контроль над собой и позволили себе ответную гневную реакцию, они чувствуют себя еще хуже, воспринимая этот конфликт как свидетельство их недостаточной профессиональной компетентности. «Безвыигрышные» ситуации, ни при каких обстоятельствах не дающие положительного результата, возникающие в ситуации конфликта или при контактах с «трудными» детьми и родителями, существенно увеличивают стресс.

Недостаточная профессиональная подготовка. В последние годы в педагогической практике (как и во многих других областях) неуклонно повышается сложность исполнительных навыков и предъявляемые требования. Закономерно, что любой педагог в какой-то момент начинает ощущать недостаток профессионализма. У многих возникает ощущение, что им не хватает образования, чтобы

решать большинство стоящих перед ними задач. Более того, когда они глубже вникают в ситуацию, им кажется, что обучение вообще невозможно. Темпы технологических изменений в наше время настолько велики, что разработка новых методов и форм обучения на все случаи жизни не успевает за ее реальным ходом.

В педагогике скорость появления на рынке новых идей, технологий и исследовательских разработок растет постоянно. Усилия, необходимые для усвоения этих материалов, их использования, вооружения правильными ответами, каждый год отнимают все больше и больше времени и энергии. Это в свою очередь вызывает эскалацию психологического напряжения, а затем и истощения. Либо вы изо всех сил стараетесь справиться с непосильной задачей, либо остаетесь в хвосте с отрицательным самоощущением, касающимся уровня вашей компетентности и профессиональных качеств.

Плохая коммуникация. Одной из важных на наш взгляд упущений профессиональной подготовки педагога является низкая коммуникативная культура. Парадокс ситуации заключается в том, что педагоги относятся к группе коммуникативных профессий и для них коммуникация является профессиональным инструментом деятельности, от эффективности которой впрямую зависят результаты обучения детей. Подготовка педагогов практически не включает в себя обучение приемам и навыкам профессиональной коммуникации, к которой относятся техники активного слушания, правила обратной связи, конструктивной критики и многое другое. Дефицит этого аспекта профессиональной подготовки специалиста серьезно отражается на качестве педагогического процесса. Кроме того, неэффективная коммуникация приводит к серьезным конфликтам в самой педагогической среде. Обычные следствия плохих коммуникационных связей заключаются в том, что люди принимают решения, не обладая точными сведениями и не имея возможности передать необходимые инструкции в соответствующие инстанции, а главное вызывают во время общения бурю негативных эмоций. Неэффективная коммуникация приводит к серьезным конфликтам как учителя с учениками, так и в самой педагогической среде.

Эмоциональное отношение к ученикам. На профессиональное поведение любого человека оказывают большое влияние его собственные эмоции. Мы не можем отказаться от чувств неприязни, симпатии и антипатии и даже любви и ненависти. Многие профессионалы утверждают, что эти человеческие эмоции временами могут вызывать у них стресс намного сильнее, чем что-либо другое

[3; 5]. Учителя призваны вести себя бесстрастно по отношению ко всем ученикам, но очень часто вынуждены, так или иначе, справляться со своими сильными чувствами или чувствами своих учеников. Когда приходится иметь дело с чувствами, как своими, так и других людей, жизнь нередко становится сложной, а иногда даже драматичной. Поскольку мы анализируем профессиональные стрессоры, следует подчеркнуть, что по отношению к ученикам могут возникать различные чувства. При этом необходимо определить те обстоятельства, которые в наибольшей степени способствуют их возникновению. Анализ можно провести по следующей схеме [5]. В какой ситуации вероятнее всего появляются эти чувства? По отношению к какому ученику? Что надо сделать, чтобы ослабить или усилить подобные чувства? Как на ранних стадиях формирования отношений я должен справляться со своими чувствами и чувствами ученика, когда ими лучше всего управлять? Прояснив все эти позиции, специалист приобретает преимущества в разработке новых стратегий для взаимодействия с различными людьми в профессиональной деятельности.

Стресс в домашних условиях. Исследования свидетельствуют, что стресс в домашних условиях по способности делать человеческую жизнь трудно выносимой весьма успешно конкурирует со стрессом на работе. И хотя данная статья посвящена профессиональному стрессу, мы не можем игнорировать стресс в домашних условиях. И не только потому, что он успешно соперничает со стрессом на работе, но и потому, что лишенная стресса и спокойная домашняя жизнь - мощнейший стимул, помогающий справляться со стрессом вне дома [9].

Известно, что основные источники стресса в доме и вокруг него могут быть сведены к четырем основным группам: стресс, вызванный партнером (женой, мужем), стресс, вызванный детьми, стресс, вызванный домашними обстоятельствами, стресс, вызванный давлением окружающей среды на семью [5].

Стресс, вызванный партнером (женой, мужем), может иметь разные причины. В семьях педагогов частые проблемы: нехватка времени побыть вдвоем, «менторский» стиль поведения супруга-педагога, постоянное обсуждение дома школьных проблем, так как у многих специалистов нет никого, кроме супруги / супруга или партнера, с кем можно было бы обсуждать и личные и профессиональные проблемы, безусловно, есть и многие другие проблемы, свойственные всем семьям.

Стресс, связанный с детьми во многом связан с особенностями построения отношений с ними, многие педагоги не могут отключиться от работы и, как родители малодоступны для своих детей. Другие специалисты строят отношения по «всем канонам» педагогической науки, что превращает жизнь детей дома в продолжение школы.

Психотерапевтическая практика показывает, что специалисты часто в жизни придают второстепенное значение выполнению обязательств, связанных с качеством взаимоотношений между специалистом и ее / его супругом / супругой и детьми [11].

Стресс, вызванный домашними обстоятельствами, очень часто связан со стрессом, спровоцированным супругом/партнером или детьми, обычно является следствием слишком большого количества домашних обязанностей и нехваткой времени для их исполнения.

Стресс, вызванный окружающей средой, возникает из различных источников (шумные соседи и т. п.), финансовые проблемы (регулярная нехватка денег, кредиты и т. п.).

Большинству людей намного сложнее объективно судить о причинах своего стресса в домашних условиях, нежели в рабочих, так как их эмоциональная включенность в домашнюю жизнь намного больше.

Как и в случае стресса на работе, наиболее важный шаг при анализе домашнего стресса - спокойно и точно проанализировать и оценить источник стресса. Будьте откровенны с собой, часто признание, что близкий человек (супруг, партнер или ребенок) делает вашу жизнь трудной, носит травматический характер. Уход от такого признания, лишает возможности изменить ситуацию в лучшую сторону [5]. Но если вы серьезно намерены предотвратить или ослабить стресс у себя дома, как уже делаете в профессиональной жизни, нет иного способа, кроме как быть честным с самим собой и с остальными членами семьи.

Не вызывает сомнений, что необходимо определение точных и конкретных стрессоров, делающих жизнь трудной и не очень радостной. Тогда складывается картина, при которой проблемы становятся ясными и осязаемыми. Это второй шаг, но необходим и третий. Это реальные, конкретные действия для решения конкретной проблемы. Каждый стрессор может быть отнесен к одной из трех групп: «немедленное действие», «будущее действие» и «игнорирование или адаптация» [5]. «Немедленное действие» охватывает группу стрессоров, с которыми нужно что-то сделать прямо

сейчас, сегодня или в течение ближайших нескольких дней. «Будущее действие» включает стрессоры, которые поддаются коррекции, но неясно какой именно и когда. Последняя группа - «игнорирование или адаптация» - включает те виды стрессоров, которые находятся вне пределов досягаемости, по крайней мере, в обозримом будущем; к ним следует просто приспособиться и принимать их такими, какие они есть. У автора статьи возникало искушение анализируемые здесь стрессоры сразу разделить по группам, но очевидно, что каждый человек должен проделать эту работу сам или вместе с помогающим специалистом. Это надо делать все время, регулярно и активно.

Таким образом, спокойный и честный (перед самим собой) анализ причин, вызывающих ваш стресс - это первый (но очень важный) шаг для управления своим стрессом, шаг в сторону полноценной, насыщенной, здоровой и долгой жизни.

Список литературы

1. Дикова В.В. Агрессия как профессионально обусловленная деформация учителя: дис. ... канд. психол. наук. - Екатеринбург, 2005. - 219 с.

2. Жалагина Т.А. Психологическая профилактика профессиональной деформации личности преподавателя вуза: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. -Тверь, 2004. - 46 с.

3. Подвойский В.П. Профессиональная деформация руководителя. - М., 1997. - 96 с.

4. Учитель крупным планом. Социально-педагогические проблемы учительской деятельности / под ред. С.Г. Вершловского. - СПб., 1994. - 133 с.

5. Фонтана Д. Как справиться со стрессом / пер. с англ. - М.: Педагогика-Пресс. 1995. - 352 с.

6. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной деформации учителя // Вопр. психологии. - 1994. - № 6. -С. 57-64.

7. Burke R. J., Richardsen A. M. Stress, burn-out and health // Handbook of Stress, Medicine and Health / Ed. by C. Cooper. - London: CRC Press. - 1996. -P. 101-117.

8. Caplan C. Mastery of stress: psychosocial aspects // American J. of Psychiatry. -1981. - Vol. 138. - P. 413-420.

9. Richman J. A., Flaherty, J. A. Stress, coping resources and psychiatric disorders: alternative paradigms from a life cycle perspective // Comprehensive Psychiatry. - 1985. - Vol. 26. - P. 456-465.

10. Roberts G. A. Prevention of burn-out // Advances in Psychiatric Treatment. - 1997. - Vol. 3. - P. 282-289.

11. Schwab J. J. How to avoid burn-out in medical practice // KMA J. -1995. -Vol. 93. - P. 23-27.

12. Vincent M. O. Some sequelae of stress in physicians // Psychiatric J. of the University of Ottawa. - 1983. - Vol. 8. - P. 120-128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.