Научная статья на тему 'Влияние физиологических и психологических эффектов профессионального стресса на здоровье педагогов'

Влияние физиологических и психологических эффектов профессионального стресса на здоровье педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1204
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ / УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ / TEACHER / ADAPTATION SYNDROME / STRESS MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шац Игорь Константинович

В статье изложены основные механизмы адаптационного синдрома. При сильном или длительном стрессе происходит истощение ресурсов организма, что в итоге вызывает многочисленные заболевания. Педагоги в силу специфики своей профессии подвержены хроническому стрессу. Автор описывает основные шаги по управлению собственным стрессом в профессиональной жизни педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of physiological and psychological component of professional stress on the educational specialist’s health

The author describes the main mechanisms of the adaptation syndrome. The exhaustion of personal resources increases when teachers are exposed to strong or prolonged stress. Main steps of stress management strategy in the teacher’s professional life are described in the article.

Текст научной работы на тему «Влияние физиологических и психологических эффектов профессионального стресса на здоровье педагогов»

УДК 37.015.325

И. К. Шац

Влияние физиологических и психологических эффектов профессионального стресса на здоровье педагогов

В статье изложены основные механизмы адаптационного синдрома. При сильном или длительном стрессе происходит истощение ресурсов организма, что в итоге вызывает многочисленные заболевания. Педагоги в силу специфики своей профессии подвержены хроническому стрессу. Автор описывает основные шаги по управлению собственным стрессом в профессиональной жизни педагога.

The author describes the main mechanisms of the adaptation syndrome. The exhaustion of personal resources increases when teachers are exposed to strong or prolonged stress. Main steps of stress management strategy in the teacher's professional life are described in the article.

Ключевые слова: педагог, адаптационный синдром, управление стрессом.

Key words: teacher, adaptation syndrome, stress management.

Более шестидесяти лет назад Гансом Селье [8; 9] было введено понятие стресса, что изменило представление о взаимодействии человека и окружающего мира. Ученый показал, что при разных событиях кора надпочечников, щитовидная железа, гипоталамус и другие органы и системы выделяют определенные гормоны и другие активные вещества, помогающие человеку приспосабливаться к резким изменениям окружающей среды. Ученый назвал этот механизм адаптационным синдромом, показав, что он протекает в три стадии, последовательно сменяющие друг друга: стадия тревоги (мобилизации), стадия сопротивления (адаптации) и стадия истощения. Пока организм за счет резервов и соответствующих механизмов (о которых речь пойдет ниже) мобилизуется и сопротивляется (первые две стадии адаптационного синдрома), организм функционирует нормально, такой стресс даже полезен. После израсходования резервов и запасов, наступает третья стадия -истощение адаптационных резервов, что через какое-то время приводит к болезням.

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, таким образом, природа создала уникальный механизм для защиты от внешних воздействий. Каждая из телесных реакций на требования стресса целесообразна. Эти

© Шац И. К., 2013

реакции мобилизуют тело к ответу на воздействие, с которым оно столкнулось, организуя борьбу, бегство или нападение. Такие поведенческие ответы, определяемые как «борьба или бегство», формируются на уровне автономной нервной системы, т. е. мы не влияем на них сознательно через центральную нервную систему. Это происходит автоматически, организм осознает необходимость ответа и формирует его без нашего указания. В ходе ответа в теле происходит ряд реакций, каждая из которых выполняет специфическую роль в подготовке к встрече с внешним, воздействующим фактором. Проблема в том, что любая из реакций может принести вред организму, если позволить ей продлиться слишком долго. Все эти реакции по природе являются немедленными, краткосрочными, призванными сворачиваться, как только опасность перестала угрожать, но если реакции не прекращаются, возникают вредные для человеческого организма последствия.

Человеческое тело в течение тысячелетий выработало способность встречать внешнюю угрозу мобилизацией и ее свертыванием. Среда обитания, социальное окружение, цивилизация, в которой мы живем, изменилась до такой степени, что механизмы адаптации нет возможности реализовать. Наше современное общество обычно не позволяет нам физически бороться или убегать, когда мы сталкиваемся со стрессорами, но оно и не удаляет стрессоры так, чтобы мы могли расслабиться. Мы пребываем в ситуации постоянной готовности к действию, которое нам не позволено выполнить, и тело в итоге начинает испытывать последствия такого состояния, и естественно, что система адаптации к опасности имеет тенденцию ломаться [1; 3; 5-8; 11; 13].

Связь механизмов и последствий стресса и заболеваний признается и доказывается исследователями разных специальностей (физиологами, психологами, психиатрами). Основные хронические заболевания современности возникают на фоне эмоциональных переживаний, острого или хронического стресса. При изучении индивидуальной устойчивости человека к эмоциональному стрессу показано, что на основе стресса формируются психосоматические заболевания: нарушение сердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефициты, эндокринопатии и даже опухолевые заболевания, а также неврозы [12]. По оценкам некоторых западных экспертов, до 70 % заболеваний связаны с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосудистой системы [15; 16].

Профессия педагога относится к группе профессий повышенного риска по частоте нарушений здоровья. Обследования состояния здоровья педагогов показали, что 89,3 % обследованных имеют расстройства здоровья предболезненного уровня («группа риска»), а в 43,8 % случаев выявляются признаки нозологически очерченных патологических нарушений [2].

Известно, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т. е. других профессионалов, непосредственно работающих с людьми. По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60 % учителей. Результаты анкетирования педагогов петербургских школ показывают, что педагоги понимают неблагополучие собственного здоровья, Большая часть из них (67 %) считает свое здоровье удовлетворительным и плохим, только 33 % педагогов полагают его хорошим или отличным. 61 % педагогов отмечает наличие у себя хронических болезней; только 23 % указывают на их отсутствие. Учитывая, что подавляющее большинство выборки составляют педагоги в возрасте 21-50 лет, т. е. в период наиболее интенсивной профессиональной жизни (80 % респондентов), можно констатировать связь снижения здоровья педагогов с их профессиональной деятельностью, наиболее значимым фактором в которой является профессиональный стресс [4].

Борьба со стрессом - это прежде всего информация и разъяснение. Чтобы успешно управлять собственным стрессом, необходимо понимать и знать процессы, происходящие в нашем организме. Целесообразно обсудить главные проявления телесных реакций на стресс и тот вред, который может принести каждая из них, если допустить их слишком длительное существование. Это обсуждение вносит ясность, каким образом возникают различные заболевания.

Физиологические эффекты стресса, т. е. телесные реакции на стресс, можно разделить на четыре блока эффектов, которые тесно связаны и взаимодействуют, поэтому это разделение довольно условно. К ним относятся средства мобилизации энергии, системы поддержания энергии, обеспечение сосредоточения и защитные реакции [14].

Механизмы мобилизация энергии обеспечивают мгновенный приток энергии, необходимый для борьбы, защиты или бегства. Происходит выброс в кровь адреналина (норадреналина) из надпочечников. Эти гормоны, являясь мощными стимуляторами, ускоряют рефлексы, увеличивают частоту сердцебиений, повышают кровяное давление и уровень сахара в крови и усиливают весь обмен ве-

ществ. Кровь перераспределяется, больше крови поступает к мышцам, легким, головному мозгу. В нее выбрасывается большое количество гормонов щитовидной железы, которые интенсифицируют обмен веществ, тем самым увеличивая скорость, с которой энергия может быть усвоена и превращена в физическую и психическую активность. Из депо печени в кровяное русло поступает большое количество холестерина, который также является источником энергии, обеспечивая работу мышц.

Частый выброс адреналина в ситуации, когда эффекты его воздействия не реализуются мгновенно, постепенно могут приводить в долгосрочной перспективе к сердечно-сосудистым проблемам (сердечные приступы, инфаркты, подъемы артериального давления и гипертоническая болезнь), повышению/понижению уровня сахара в крови и диабету. Длительное усиление обмена веществ, вызванное гормонами щитовидной железы, ведет к потере веса и в итоге к физическому истощению. Постоянно повышающийся уровень холестерина приводит к реальному риску артериосклероза, который является одним из компонентов развития сердечно-сосудистых заболеваний.

Системы поддержания энергии работают следующим образом. Для легких и мышц необходимо большое количество крови, так как в стрессе предполагается большая физическая работа («нападать или убегать»). Снижение активности пищеварительной системы позволяет направить избыток крови от желудка, с тем, чтобы она могла быть использована легкими и мышцами. При этом полость рта настолько высыхает, что слюна перестает поступать в желудок. Для этих же целей кровь направляется от поверхности кожи к внутренним органам, из-за чего у тех, кто находится в состоянии сильного стресса, наблюдается бледность, одновременно начинается потоотделение, в результате чего охлаждаются мышцы, перегреваемые при внезапной мобилизации энергии. Для большего насыщения кислородом крови расширяются вентиляционные каналы в легких. Этот процесс облегчается усилением частоты дыхания.

При длительном и частом стрессе затянувшееся снижение интенсивности пищеварения может привести к заболеваниям желудка и расстройствам всего желудочно-кишечного тракта, особенно если мы вводим пищу в систему, не готовую ее принимать и обрабатывать. Частый дефицит крови в подкожной клетчатке может приводить к различным кожным заболеваниям. Интенсивное потение не только социально неприемлемо, но также приводит к потере ценного для тела тепла (для возмещения которого требуется новая энергия) и нарушает естественный теплообмен организма. Избыток

насыщения кислородом крови может привести к временной слепоте и нарушению сердечного ритма.

Психическое сосредоточение обеспечивается гормонами. Поступление в кровяное русло кортизона и других гормонов из надпочечников обостряет ощущения, и психическая деятельность улучшается, способствуя усилению кратковременного функционирования. Во время сильного стресса производство половых гормонов уменьшается, благодаря чему удается избежать траты энергии на сексуальное возбуждение и уменьшается вероятность беременности и рождения ребенка.

Длительное нахождение в напряжении, в состоянии мобилизации и готовности к опасности обращается в свою противоположность, активно угнетая сенсорные и психические реакции. Затянувшееся снижение продукции половых гормонов может привести к импотенции, фригидности и другим формам половой дисфункции.

Цель защитных реакций - предотвратить или ограничить ущерб для организма, который может возникнуть в процессе «нападения или бегства». Для того чтобы предотвратить кровопотерю в случае ранения, кровеносные сосуды сужаются и кровь сгущается, благодаря этому она течет медленнее и в случае ранений свертывается быстрее. Из гипоталамуса в кровяное русло поступают эндорфины, они снижают чувствительность к ушибам и ранам, действуя как естественные аналгетики. Поступление в кровяное русло кортизона из надпочечников приводит к ослаблению аллергических реакций, которые могли бы мешать дыханию.

В то же время защитные реакции вызывают негативные последствия. Для продвижения сгустившейся крови по сузившимся артериям и венам сердце должно работать с большим напряжением. При этом возрастают и нагрузка на сердце, и вероятность возникновения тромбов, что увеличивает риск сердечных заболеваний, тромбоза сосудов, и как следствие развитие инфарктов и инсультов. После прекращения действия эндорфинов человек становится более чувствительным к обычным недомоганиям, головной боли, болям в спине и суставах. После окончания стрессовой ситуации все люди жалуются, что их «ломает». Кортизол ослабляет аллергические реакции, понижает защитные реакции организма ко всем видам инфекции (возможно даже раку) и может увеличить риск возникновения язвы желудка. По мере того как краткосрочные эффекты затягиваются, аллергические реакции могут вернуться с увеличенной силой (астматические приступы усиливаются при стрессе).

Необходимо еще раз обратить внимание на то, что все описанные реакции контролируются в большей степени вегетативной, а не

центральной нервной системой и мы не в состоянии прямо влиять на эти реакции, по крайней мере, без специальной подготовки. Это не значит, что мы не можем управлять этими процессами. Мы можем обучиться тому, как предотвращать возникновение в нашем теле тех сигналов, которые усиливают активность вегетативной нервной системы. Этим вопросам будут посвящены следующие публикации.

Психологические последствия сильного стресса можно условно разделяют на когнитивные, эмоциональные и поведенческие эффекты.

К когнитивным эффектам стресса относят изменение внимания, памяти и мышления. Уменьшается концентрация и объем внимания, увеличивается отвлекаемость. Происходит ухудшение кратковременной и долговременной памяти, воспроизведение даже знакомой информации ослабевает. Все это приводит к ошибкам в решении ежедневных задач, и таким образом принимаемые решения могут быть ошибочными и ненадежными. Специалист плохо организует свою деятельность, отказывается от долговременного планирования. Человеку трудно точно оценить существующие условия или прогнозировать отдаленные последствия своих и чужих действий. Оценка реальности делается менее эффективной, возможность объективного критического анализа ситуаций ослабевает, мышление становится нечетким и иррациональным.

Эмоциональные эффекты стресса очень разнообразны. Во время стресса нарастает физическое и психологическое напряжение. У многих людей появляется болезненная мнительность, воображаемые недомогания добавляются к подлинным расстройствам, вызванными стрессом. Ощущение здоровья и хорошего самочувствие исчезает. Меняются привычки и потребность следить за собой. Аккуратные и заботливые люди могут стать неопрятными, неряшливыми, безразлично относящимися к окружающим. Ранее имеющиеся личностные черты заостряются, усиливается тревожность, повышенная чувствительность, склонность к самозащите и враждебность. Возможности контроля над своими эмоциями ослабевают или, напротив, становятся нереалистично жесткими, что ведет к возникновению и учащению эмоциональных срывов. Запас душевных сил, энергии уменьшается, появляется чувство беспомощности, ощущение невозможности повлиять на события или отношение к этим событиям и к самому себе. Самооценка резко падает, развивается ощущение некомпетентности и неполноценности, все это создает предпосылки для развития депрессии.

Стресс может приводить к значительным изменениям поведения. Во время сильного стресса люди отказываются от многих

устремлений и жизненных целей, ранее значимые увлечения теряют свою притягательность и игнорируются. Ослабевают, а затем исчезают заинтересованность и энтузиазм в работе. Люди в связи с реальными или вымышленными болезнями часто отсутствуют на работе. Возникает злоупотребление лекарственными препаратами, особенно успокаивающими и снотворными, многократно увеличивается потребление кофе, крепкого чая, никотина, учащаются случаи алкоголизации с целью «снять стресс, расслабиться». Возникает ощущение отсутствия сил для любой деятельности. Появляется раздражение и цинизм по отношению к ученикам и коллегам, которые приводят к желанию возлагать вину и ответственность за все на других. Возрастает тенденция пересматривать границы ответственности, избегая при этом неприятных обязанностей из собственной сферы деятельности. Игнорируется новая информация, даже потенциально полезные новые сведения или новые инициативы отвергаются. Проблемы «решаются» все более поверхностно, ничего не доводится до логического конца. Нарушается картина сна. Возникают трудности с засыпанием или сохранением активного бодрствования в течение более чем четырех часов подряд. Могут делаться заявления, содержащие угрозу самоубийства. Появляются такие фразы, как «покончить со всем этим», «продолжение не имеет смысла» [14]. Все эти эффекты могут приводить к неврозам и депрессии.

Педагоги, как и многие люди других профессий, склонны скрывать свой стресс как от самих себя, так и от окружающих. Учитывая, что педагоги постоянно несут ответственность за многие важные решения и влияют на жизнь других людей, такой подход очень опасен. Окружающие могут замечать происходящие с человеком изменения, но их очень трудно доказать, и педагоги продолжают исполнять свои профессиональные обязанности до тех пор, пока какое-либо из их решений не вызовет настоящего конфликта или пока их собственное физическое и/или психическое здоровье не даст серьезного сбоя. Дополнительная сложность состоит в том, что образовательные, впрочем, и многие другие организации и их сотрудники чаще всего не хотят серьезно заниматься проблемой чрезмерного стресса. Несмотря на четко определенные физиологические и психологические отрицательные последствия, которые описаны выше, многие управленцы и администраторы, осуществляющие контроль, придерживаются точки зрения, что если вы не выдерживаете напряжения, то это признак вашего несоответствия данной работе (непрофессионализма) или симуляция. Многие из тех, кто сами находятся в состоянии стресса, придерживаются ана-

логичной точки зрения. Считается, что признать факт, что вы не можете выдержать напряжение, - это слабость, поэтому многие специалисты считают, что любой ценой должны выстоять, какими бы крайними последствиями для работы, тела и разума это ни обернулось. Часто у людей нет никого, с кем они могли бы обсудить свою ситуацию, и нет четких представлений о том, как сделать собственную жизнь легче.

Существуют способы, с помощью которых мы в силах ослабить как стресс, вызванный окружением, так и собственные реакции на внешние воздействия. К шагам по управлению стрессом относятся: мобилизация, обдумывание, действие. Мобилизация - это просто принятие решения о том, что следует действовать. Это решение о действии можно выразить конкретной фразой: «Я не хочу дальше так жить, для жизни существует иной, лучший путь». В результате становится намного легче набирать энергию для дальнейших шагов. Затем, не откладывая, необходимо сделать следующее.

Реалистично оценить, что мы можем и что не можем требовать от себя. Многие люди считают, что наши возможности безграничны. Однако это не так. Большинство педагогов - женщины, работа их очень ответственна и тяжела, занимает весь трудовой день, есть также дети, дом, за которым надо следить - все это требует физических и душевных сил. Необходимо осознать, с чем вы в состоянии справиться, рационально распределить усилия и не корить себя за то, что не в силах сделать.

Ознакомить других со своими реальными возможностями. Мужу, детям и коллегам в школе должны быть понятны границы ваших сил, ибо люди будут продолжать использовать вас до тех пор, пока вы сами не позаботитесь о своих правах. Печально, но факт: чем меньше мы говорим о наших проблемах, тем больше окружающие воспринимают все наши усилия как нечто само собой разумеющееся.

Ежедневно выделять для себя некоторое время. Во многом ваша жизнь проходит в заботе о других людях. В то же время обязательно каждый человек должен иметь время для своих личных нужд, и неприемлемо то, что единственное время, которое принадлежит вам, приходится на поздние ночные часы.

Организовать специальную встречу с коллегами для обсуждения стресса. Необходимо организовать в вашем образовательном учреждении семинар по обсуждению стресса, возможно, пригласив профессионального психотерапевта. Если коллеги действительно так подвержены стрессу, как они утверждают, то должны

приветствовать возможность подобной встречи, во время которой обсудят свои общие проблемы.

Это первые, но очень важные шаги по управлению собственным стрессом. Часто мы оцениваем и понимаем опасность единичных, внезапных, вызывающих сильный стресс событий типа переезда, смены места работы, вынужденной задержки в транспорте по пути на важную встречу. В то же время мы не осознаем того, что последствия более мелких стрессовых ситуаций накапливаются. Это накопление связано с большой ответственностью, присущей профессии педагога, а также с усталостью души и истощением тела с годами все менее способных справляться с требованиями, когда-то легко выполнимыми. Не меняя ничего в жизни, можно заплатить высокую цену, имя этой цены - здоровье.

Список литературы

1. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЕР СЭ, 2006.

2. Вассерман Л.И., Беребин М.А. Факторы риска психической дезадаптации у педагогов массовых школ: пособие для врачей и психологов. - СПб., 1997. - 52 с.

3. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Логос, 2002. - 385 с.

4. Колесникова М.Г., Резников М.А. Тренинг саморегуляции в постдипломном образовании педагога // Постдипломное образование: проблемы, опыт и перспективы. Материалы IV междунар. науч.-практ. конф. - СПб.: СПбАППО, 2004. - С. 57-62.

5. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Нева, 2003. - 305 с.

6. Общая психология / под ред. В.В. Богословского, А.А. Степанова, А.Д. Виноградовой. - М.: Просвещение, 2001. - 288 с.

7. Практикум по психологии здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2005. - 351 с.

8. Психология профессионального здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. -СПб.: Речь, 2006. - 480 с.

9. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М.: Медгиз, 1960. - 255 с.

10. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Наука, 1982. - 221 с.

11. Столяренко. Основы психологии. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 286 с.

12. Судаков К.В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу. - М.: НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина РАМН, 1998. - 268 с.

13. Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма. - М.: Дело, 2000. - 330 с.

14. Фонтана Д. Как справиться со стрессом / пер. с англ. - М.: Педагогика-Пресс. 1995. - 352 с.

15. Щербатых Ю.В. Психология стресса. - М.: Эксмо, 2005. - 304 с.

16. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2008. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.