Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка бакалавров психолого-педагогического образования'

Профессиональная подготовка бакалавров психолого-педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / БАКАЛАВРИАТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONALIZATION / BACHELOR DEGREE / VOCATIONAL TRAINING / OCCUPATION-SPECIFIC FOSTERING / SOCIAL-PSYCHOLOGY TRAINING / COMPETENCE BASED APPROACH / SELF-ACTUALIZING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спирина Мария Леонидовна

В статье содержится обобщение теоретического и практического материала, показывающего особенности и возможности подготовки бакалавров психолого-педагогического образования в педагогическом вузе в соответствии с требованиями компетентностного и личностно-ориентированного подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Спирина Мария Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OCCUPATION TRAINING FOR BACHELORS BEING MAJORED IN PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS

The paper presented a combination of theoretical and practical material, showing specifics and opportunities of training bachelors majored in psychology and pedagogics at a higher vocational institution for educationalists, in accordance with the requirements of the competence-based and регson-oriented approaches.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка бакалавров психолого-педагогического образования»

УДК 377.6

СПИРИНА Мария Леонидовна, доцент кафедры социальной, специальной педагогики и психологии «Армавирская государственная педагогическая академия», Армавир, Россия [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье содержится обобщение теоретического и практического материала, показывающего особенности и возможности подготовки бакалавров психологопедагогического образования в педагогическом вузе в соответствии с требованиями компетентностного и личностно-ориентированного подходов.

SPIRINA Maria Leonidovna, Associate Professor, Chair of Social and Specific Pe-dadogics and Psychology, Armavir State Academy of Pedagogics, Armavir, Russia [email protected]

OCCUPATION TRAINING FOR BACHELORS BEING MAJORED IN PSYCHOLOGY AND

PEDAGOGICS

The paper presented a combination of theoretical and practical material, showing specifics and opportunities of training bachelors majored in psychology and pedagogics at a higher vocational institution for educationalists, in accordance with the requirements of the competence-based and регson-oriented approaches.

Ключевые слова: профессионализация, бакалавриат, Keywords: professionalization, bachelor degree, voca-профессиональная подготовка, профессиональное tional training, occupation-specific fostering, social-развитие, социально-психологический тренинг, компе- psychology training, competence based approach, self-тентностный подход, самореализация. actualizing.

Профессиональная подготовка выпускников вуза диктуется кардинальными изменениями, происходящими в российском образовании. Это определяется положениями «Стратегии развития России до 2020 г.», в которых обозначена необходимость в аспекте повышения конкурентоспособности России как государства, использование ориентации общества на реализацию человеческого потенциала, на эффективное применение знаний и умений личности в ситуации качественного улучшения технологий, результатов экономики, жизни общества в целом. Эта проблема требует комплекса социально-педагогической поддержки личности в процессе ее развития, воспитания, образования и профессионального становления. Поэтому современное российское общество ориентирует личность на новые ценности - саморазвитие, самообразование и самопроектирование личности. В новых социально-педагогических условиях требуется профессионал именно как субъект социально-педагогической деятельности, ориентированный на развитие человеческих способностей, умеющий компетентно и оптимально практически работать с социально-образовательными процессами, строить развивающие психологопедагогические ситуации.

Соответственно, нормативными актами Министерства образования и науки РФ основной целью бакалавриата по направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование (психология и социальная педагогика)» является:

- создание условий для фундаментальной научно-методической и практической подготовки педагогических кадров для школы, способных работать с проблемами детей и детством в целом, используя деятельностные технологии организации совместной работы взрослого и детей, самих детей;

- формирование у будущих специалистов таких знаний и общих и специфичных для профессиональной деятельности компетенций, которые позволят им осуществлять процессы воспитания и обучения по типу игровой, учебной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в формах организации продуктивных видов совместной деятельности детей и взрослых.

При этом одной из ведущих проблем является построение такой системы учебнообразовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности не только личностного развития студента, но и его профессионального становления как субъекта профессиональной деятельности. Вопросы личностного развития студента и профессиональной подготовки бакалавров соответствующего направления образования являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения [1].

В нашем исследовании образовательный процесс вуза интересует в аспекте именно работы со студенчеством, так как основным содержанием вуза является организованная по четко определенным стандартам и требованиям подготовка специалистов (бакалавров) к выполнению различных ролей профессионального и социального характера во всех слоях общества и производства, основанная на достаточно высоком образовательном уровне, активном культурном воспроизводстве, наличии познавательных интересов и мотивов, повышенном

стремлении к коммуникации, социальному становлению, обеспечивающему социальную активность.

В системе образования в нашей стране происходят большие перемены: осуществляется переход от стандартизированной, единообразной системы к более гибкой. Учебные заведения получают большую самостоятельность в выборе содержания и методов обучения, в решении различных организационных вопросов; появляются новые концепции обучения и воспитания; в практику преподавания активно внедряется личностно-ориентированное общение, предполагающее понимание бакалавром психолого-педагогического образования личности воспиту-емого, его субъектности и индивидуальности и нацеленное на развитие у учащихся способностей, рефлексии, активности и др.

Данное требование осуществляется и организуется в рамках актуального и требуемого актуальностью компетентностного подхода. Основным направлением при компетентностном подходе становится построение профессионального образования как контекстного, обучающего находить знания и применять их в ситуациях, имитирующих профессиональные. Фактически данный подход означает постепенный переход с трансляции знаний и формирования навыков к конструированию содержания образования, разработке и построению мониторинга, систем контроля качества образования.

При определении качества подготовки выпускников вуза учитываются как профессионально-деятельностные критерии (содержательные, технологические, практически-результативные), так и личностные характеристики (степень направленности личности на профессию, уровень профессионального самосознания и рефлексии, креативности личности и др.).

Как основополагающие критерии, характеризующие качество развития профессионализма и личности бакалавра психолого-педагогического образования, возможно рассматривать: уровень использования и моделирования комплекса социальных, педагогических, психологических знаний и умений, характер овладения необходимыми согласно требованиям ФГОСа профессиональными умениями и навыками, уровень культуры педагогического мышления и проявления креативности, уровень ценностного отношения к внедрению инноваций, степень удовлетворенности выбранной профессией и пр.

Период студенчества является наиболее сензитивным периодом личностного и профессионального формирования специалиста своего дела. Знание особенностей и этапов становления профессионала делает обязательным и возможным создание в рамках учебного процесса необходимых условий, способствующих его становлению.

Основным фактором, позволяющим оптимизировать процесс становления профессионала, должно стать активное и целенаправленное взаимодействие студента и преподавателя, актуализация субъект-субъектного уровня их отношений, обеспечивающее начальный уровень обретения компетентности.

Л.А. Родина рассматривает профессиональную подготовку как составную часть культурного пространства общества. Автором на основе культурологического подхода предложен интегративно-модульный вариант профессиональной подготовки педагога.

В настоящее время актуально рассматривать профессиональное развитие как непрерывный процесс самопроектирования личности, что позволяет выделить три основные стадии социально психологической перестройки личности: самоопределение, самовыражение и самореализацию. [2]

Соответственно, можно отметить, что развитие профессионализма выпускника вуза по направлению «Психолого-педагогическое образование» осуществляется по трем основным направлениям:

- изменение всей системы деятельности, ее функций, иерархического строения (в ходе выработки соответствующих трудовых навыков развивается специфическая система способов выполнения деятельности, формируется личный стиль деятельности);

- изменение личности бакалавра психолого-педагогического образования может рассматриваться как становление профессионального мировоззрения;

- изменение установки специалиста по отношению к ребенку.

Чем раньше начнется направленное личностное и профессиональное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворенность и личностный рост каждого человека в современном, меняющемся мире.

В нашем контексте качественное профессиональное развитие возможно как заданное целенаправленное взаимодействие с личностью студента для облегчения процесса всестороннего развития. Реализация данного воздействия может быть осуществлена на нескольких уровнях:

- мотивационном - как повышение активности человека, актуализация потребности

в самопознании и саморазвитии;

- когнитивном - как повышение самооценки, коррекция представлений человека о самом себе;

- эмоциональном - как коррекция текущего состояния личности студента;

- поведенческом - как формирование эффективных профессиональных умений и навыков.

Все вышеперечисленные уровни профессиональной подготовки бакалавра психологопедагогического образования возможно активизировать с помощью комплекса различных технологий выстраивания социально-психолого-педагогического взаимодействия, в частности:

- обучение, переориентированное с формирования навыков и психических процессов на формирование позиции. По форме это могут быть уроки, факультативы, тренинговые программы, развивающие игры. По содержанию эти методики направлены на познание самого себя, своих особенностей, проявляющихся в деятельности и общении, на приобретение навыков самоанализа, самопринятия и самоизменения («Профессия студент»);

- игровые технологии (игры-«проживания», игры-«драмы»), позволяющие окунуться в некоторые ситуации, соотносимые с реальной жизнью. При этом реализуется потребность в следственном принятии решения, то есть студенты учатся видеть последствия своих действий;

- деловые игры, направленные на проектирование будущей деятельности. Цель - помочь «присвоить» ситуацию, сделать ее личностно-значимой и научиться строить алгоритмы реализации присвоенной цели [3].

Формами реализации личностно-ориентированного подхода выступают тренинговые и проблемные группы, взаимодействие в которых направлено на решение типичных проблем молодых людей, среди которых: адаптация к новой образовательной среде вуза; преодоление субъективных и объективных трудностей в образовательном процессе. В результате взаимодействия в этих группах формируется психологическая культура, педагогическая направленность, готовность принимать ответственность за профессиональное и личностное развитие, способность к осознанному адекватному поведению, эмоциональная гибкость, способность сохранять психологическое здоровье.

К общим условиям качественной профессиональной подготовки возможно отнести: приоритетность ценностей гуманизма, толерантности, индивидуализации работы; качества взаимодействия и взаимовлияния; понимание проблем социальной деятельности обучающихся; расширение содержания самосознания студента; стимулирование субъект-субъектного взаимодействия; направленность образовательного процесса в вузе на реализацию принципов личностно-развивающего образования.

Одним из основных методов является социально-психологический тренинг. Посредством социально-психологического тренинга юноши и девушки приобретают навыки выбора и принятия решений, самоконтроля, особенно в экстремальных ситуациях и обстоятельствах; укрепляют волевые качества, способствующие устойчивости по отношению к неудачам, угрозам, трудностям и преградам, происходит развитие субъектных параметров личности, формирование профессионально-значимых качеств будущего бакалавра, развитие свойств и качеств личности, позволяющих более качественно адаптироваться к условиям профессиональной деятельности (оптимальный уровень тревожности, умение гибко реагировать, адекватная уверенность в себе, толерантность и др.).

Опыт исследовательской и практической работы позволяет предположить, что в результате таких занятий оптимизируется психическое состояние студентов, повышается самооценка и самопринятие. Этот комплекс личностных изменений, влияющий в итоге на решение проблемы профессиональной адаптации, предположительно можно считать подтверждением результативности групповых занятий как формы психологопедагогической поддержки человека в ситуации овладения профессией. При этом, обучая студентов минимизировать проявления тревожности, неуверенности, раздражительности, необходимо уделять внимание развитию тех качеств, которые характеризуют эмоциональную устойчивость: способности к самоконтролю.

Задачи тренинга должны фокусироваться на трех составляющих самосознания: самопонимании (когнитивный аспект), отношении к себе (эмоциональный аспект) и самоконтроле (поведенческий аспект).

В ходе исследования мы пришли к выводу о целесообразности сочетания разнообразных методов, традиционно используемых в практике групповых тренинговых занятий:

- игры и задания, способствующие созданию единого психологического пространства и овладению приемами межличностного общения, развивающие вербальную активность и

невербальные средства общения;

- различные виды дискуссий, игр, элементов психодрамы, самопознание, самопобуж-дение, программирование личностного и профессионального роста, самореализация;

- задания, способствующие стабилизации самооценки, что приводит к ощущению собственной ценности, ослабление защитных механизмов, уверенности в себе;

- релаксационно-восстановительные упражнения для снятия психологической напряженности, раздражительности, тревожности; обучение приемам самоконтроля.

Также активное включение студентов в социально-педагогическую деятельность в ходе обучения в нашем вузе бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование» происходит с помощью использования возможностей молодежных объединений муниципального образования г. Армавир, работы вожатыми в летних лагерях, работы волонтерами в детских домах, социальных приютах, молодежных клубах; проведения мастер-классов в учреждениях социальной защиты населения; сотрудничества с детскими и молодежными общественными организациями, участия в организации и проведении различных конференций, круглых столов и семинаров по актуальным проблемам развития, воспитания и социализации детей и юношества и т.п.

При наличии такой практической составляющей содержание образовательного процесса будет строиться на основе освоения компетенций и приобретения профессиональной компетентности, а вместе с этим проектного мышления, аналитических способностей, мотивированного стремления студентов к непрерывному самообразованию, самосовершенствованию, что и обеспечит в дальнейшем успешность личностного и профессионального роста.

В целях определения совокупности качеств бакалавра нами был реализован комплекс диагностических методик. Полученные данные сопоставлялись, высчитывались средние показатели баллов по каждому показателю и в целом.

Так, с целью самоопределения уровня готовности студентов к социальнопедагогической деятельности была использована авторская анкета. Содержание утверждений позволяет проанализировать свое отношение и качество проявлений по четырем блокам: отношение к профессии, характер используемых знаний, качество ориентации в методике работы, содержание организации учебно-воспитательного процесса. В целом 15% показали высокий уровень готовности к воспитательной деятельности, 28% - средний, 26%- низкий и 2% (6 человек) - базовый уровень. У опрашиваемых доминировала высокая оценка имеющихся знаний профессионального характера. Однако можно отметить, что часть испытуемых не всегда адекватно оценивала данный показатель, так как почти половина опрашиваемых показала низкий уровень степени ориентации в учебно-воспитательной работе (что должно быть основано на знаниях профессионального характера).

При оценке содержания личностных проявлений студентам была предложена методика «Ценностные ориентации» (автор М. Рокич). После получения данных о выборе студентов были проанализированы содержание ценностей по блокам и их количественное распределение.

Терминальные ценности определились следующим образом. На первом месте: здоровье (физическое и психическое) - 13%; уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) - 9%; любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) - 12%. Остальные терминальные ценности были представлены в различных вариантах последовательности выборов.

При анализе выбора инструментальных ценностей была выстроена следующая иерархия. На первом месте: образованность (широта знаний, высокая общая культура) - 16%; воспитанность (хорошие манеры) - 16%; честность (правдивость, искренность) - 12%; твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) - 13%; независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) - 10%. Остальные инструментальные ценности были представлены в различных вариантах последовательности выборов.

Для оценки особенностей самочувствия, поведения и характера была предложена анкета оценки нервно-психической устойчивости личности. Высокий уровень НПУ, что характеризуется маловероятностью нервно-психических срывов и достаточно высокой устойчивостью поведения и характера, показали 38%. Средний уровень НПУ, что характеризуется вероятностью нервно-психических срывов, особенно в экстремальных условиях, показали 30% человек. Низкий уровень НПУ, что характеризует высокую вероятность нервно-психических срывов, пред-стрессовое состояние, показали 22% человек.

Итак, анализ теоретического и практического преломления исследуемой проблемы в контексте современных социокультурных изменений подтвердил важность и актуальность раз-

работки теоретических и практических путей совершенствования профессиональной подготовки педагога.

Из проведенных исследований можно отметить, что уже в вузе можно определить степень сформированности многих характеристик студента, необходимых в будущей работе. Целесообразно изменение структуры учебного воздействия, при котором большее внимание уделяется профессиональному самовоспитанию, умений, необходимых для оптимального педагогического взаимодействия.

Это необходимо, так как важной стороной профессионального развития становится углубленное самопознание, соотнесение своих личностных особенностей с требованиями гуманистической ориентации в педагогическом взаимодействии. Педагогу необходимо обладать не только профессиональными знаниями и умениями, но и уметь творчески изменять свою личность с использованием психологических знаний, сообразно объективно существующим морально-нравственным ценностям общества, в соответствии с собственной индивидуальностью.

Допустимо предположить, что на формирование профессиональной компетентности будущих бакалавров необходимо воздействовать уже на первом курсе, применяя методы обучения, содействующие выявлению субъектного опыта и формированию компетентности воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ПРИМЕЧАНИЯ

1. Сластенин В.А. Субъектно-деятельностный подход в общем и профессиональном образовании // Общая

стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы) / Под общей ред. И.А. Зимней. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. Кн. 1. - С. 232-243.

2. Забродин Ю.М., Рубцов В.В. Учитель для новой школы: психолого-педагогическая подготовка // Развитие лич-

ности в образовательных системах: материалы докладов ХХХ международных психолого-педагогических чтений. - Ростов н/Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2011.

3. Ефремова Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций в образовании / Н.Ф. Ефремова. - М., 2010.

REFERENCES

1. Slastenin V.A. Subektno-deyatelnostnyy podkhod v obshchem i professionalnom obrazovanii // Obshchaya strategiya vospitaniya v obrazovatelnoy sisteme Rossii (k postanovke problemy) / Pod obshchey red. I.A. Zimney. - M.: Issle-dovatelskiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2001. Kn. 1. - S. 232-243.

2. Zabrodin YU.M., Rubtsov V.V. Uchitel dlya novoy shkoly: psikhologo-pedagogicheskaya podgotovka // Razvitie lich-nosti v obrazovatelnykh sistemakh: materialy dokladov KHKHKH mezhdunarodnykh psikhologo-pedagogicheskikh chteniy. - Rostov n/Donu: IPO PI YUFU, 2011.

3. Efremova N.F. Podkhody k otsenivaniyu kompetentsiy v obrazovanii / N.F. Efremova. - M., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.