Научная статья на тему 'Формирование психологической готовности бакалавров психолого-педагогического образования к деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образования'

Формирование психологической готовности бакалавров психолого-педагогического образования к деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
342
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / ТРЕНИНГ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / BACHELOR / PSYCHOLOGICAL READINESS / REFLECTION / TRAINING / PSYCHOLOGICAL COMPETENCE / PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Новаковская Виктория Сергеевна

Автор статьи рассматривает проблему психологической готовности бакалавров к осуществлению психолого-педагогического сопровождения. Дано обоснование спецкурса «Тренинг психологической компетентности», описано его содержательно-методическое наполнение, обеспечивающее формирование профессионально-личностных качеств студентов. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Новаковская Виктория Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF EDUCATIONAL PSYCHOLOGY BACHELORS TO PROVIDE PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT

The article deals with Bachelors’ readiness to provide psychological and educational support. The author substantiates a special subject “Psychological competence training", describes its contents and methodology ensuring formation of the students’ vocational and personality characteristics, and presents the research results.

Текст научной работы на тему «Формирование психологической готовности бакалавров психолого-педагогического образования к деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образования»

УДК 37.013.77

Новаковская Виктория Сергеевна

старший преподаватель кафедры педагогики и методики начального обучения Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в г. Нерюнгри dom-hors@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ

Novakovskaya Viktoria Sergeevna

Senior Lecturer of the Education Science and Primary Training Methodology Department, Technical Institute (branch) of the North-Eastern Federal University dom-hors@mail.ru

FORMATION OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF EDUCATIONAL PSYCHOLOGY BACHELORS TO PROVIDE PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT

Аннотация:

Автор статьи рассматривает проблему психологической готовности бакалавров к осуществлению психолого-педагогического сопровождения. Дано обоснование спецкурса «Тренинг психологической компетентности», описано его содержа-тельно-методическое наполнение, обеспечивающее формирование профессионально-личностных качеств студентов. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы.

Ключевые слова:

бакалавр, психологическая готовность, рефлексия, тренинг, психологическая компетентность, профессиональное саморазвитие.

Summary:

The article deals with Bachelors’ readiness to provide psychological and educational support. The author substantiates a special subject “Psychological competence training", describes its contents and methodology ensuring formation of the students’ vocational and personality characteristics, and presents the research results.

Keywords:

Bachelor, psychological readiness, reflection, training, psychological competence, professional selfdevelopment.

Интеграция России в мировое образовательное пространство актуализирует необходимость изменения образовательной стратегии развития профессионального психологопедагогического образования как системы профессионально-практической подготовки специалистов, способствующих экономическому, политическому, культурному функционированию и развитию общества и личности.

Психолого-педагогическое образование объединяет профили, не связанные с преподаванием школьных предметов, но обеспечивающие психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса на всех уровнях системы образования [1].

Вопросы развития различных аспектов становления профессиональной компетентности специалистов в педагогическом вузе рассмотрены Е.И. Артамоновой, Е.А. Башаевой, Т.Н. Бор-дюговой, З.А. Булатовой, А.В. Варданян, М.Л. Воловиковой, Е.А. Гнатышевой, Т.Л. Камоза, Ф.Х. Киргуевой, Л.В. Зновенко, М.В. Лазаревой, Е.Н. Лекомцевой, Т.М. Машковой, Г.В. Паниной, А.В. Пашкевичем, И.А. Федоровой, Т.М. Шамало и др.

Проблемы определения структуры профессиональной компетентности бакалавра психо-лого-педагогического образования проанализированы в работах А.Н. Гамаюновой, Н.И. Исаевой, Л.В. Лежниной, В.Л. Матросова, А.А. Марголиса, И.В. Коноваловой и др.

Анализ исследований показал, что на современном этапе развития высшего образования требуется педагог-психолог, который способен решать ряд профессиональных задач в области образования. Изучение регионального запроса на профессиональную подготовку бакалавра психолого-педагогического образования показал значимость профессиональных компетенций в деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образования. Это связано с тем, что с каждым годом растет число детей с психологическими проблемами и поэтому системе образования необходим такой специалист, который умел бы осуществлять психологопедагогическое сопровождение и в совершенстве бы владел психологическими знаниями, умел применять их на практике [2].

Кроме того, от уровня психологической готовности к профессиональной деятельности, от рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий, в решающей степени зависит успех профессиональной деятельности в целом.

Анализ психолого-педагогических работ по теме исследования позволил нам понимать психологическую готовность как уровень сформированности у студентов бакалавров мотивационного, рефлексивно-оценочного, когнитивного, социально-перцептивного компонентов личности, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность.

В рамках решения данной проблемы нами была разработана модель, которая позволила разрешить противоречие между необходимостью между специфическими профессиональными ситуациями педагога-психолога в процессе осуществления психолого-педагогического сопровождения в образовании и недостаточно развитыми личностной готовностью и направленностью к самореализации, рефлексии.

В процессе констатирующего эксперимента на базе ТИ (ф) СВФУ г. Нерюнгри установлено, что развитыми на низком уровне являются когнитивный и мотивационно-ценностный компонент (до 57 % случаев) психологической готовности студентов-бакалавров. Наиболее развитым является рефлексивно-оценочный компонент (до 26 % - высокий уровень в экспериментальной группе). Когнитивный компонент показал зависимость от уровня развития мотивационного компонента (прямая корреляция r = +0,995), то есть у студентов с высоким уровнем развития внутренней мотивации (яркой выраженностью когнитивной гибкости в учебной деятельности, затруднениями в выборе оптимальной трудности обучения) наблюдался высокий уровень развития когнитивного компонента (развитое вербально-логическое мышление, нахождение необычных нестандартных ответов, выдвижение различных идей). Также при анализе эксперимента была выявлена положительная корреляция между рефлексивно-оценочным и социально-перцептивным компонентом (прямая корреляция r = +0,998): у студентов с высоким уровнем рефлексии наблюдается высокий уровень адекватной оценки личностных особенностей партнеров по взаимодействию, взаимодействие с другими, эффективность совместной деятельности.

Итак, обобщенный анализ результатов констатирующего эксперимента позволил распределить студентов по следующим уровням развития. Высокий уровень психологической готовности отмечен у 14 % студентов экспериментальной группы, средний характерен для 32 % студентов, низкий уровень - 54 % студентов. Это подтверждает необходимость целенаправленной работы по повышению психологической готовности бакалавров психолого-педагогического образования к деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образования.

Целенаправленный процесс повышения психологической готовности предусматривает динамику их изменений на протяжении всего периода обучения. Перед профессиональной подготовкой студентов мы, во-первых, поставили задачи устранения социально-психологических, коммуникативных барьеров в будущей профессиональной деятельности и общении, повышение собственной психологической компетентности. В связи с этим нами разработана и введена новая дисциплина «Тренинг психологической компетентности», который проводится как психологический практикум в рамках регионального (вузовского компонента).

Цель этого курса - приобретение практических навыков психологической компетентности личности студента как будущего профессионала в психолого-педагогической деятельности, формирование и развитие у него ценностного отношения к профессиональной деятельности, к самопознанию и саморазвитию в профессиональной деятельности.

При изучении курса студенты впервые знакомятся с методами психодиагностики, с разработкой психологических рекомендаций для собственного личностного и познавательного развития, устанавливают связи между изучением психологических дисциплин и становлением своих собственных профессиональных компетенций. Студенты осваивают методы психологического самоизучения, саморазвития, самокоррекции, самопросвещения.

В программе курса предусмотрено сочетание процессов изучения теории и овладения практическими умениями по их применению на основе осмысленного понимания будущим бакалавром процесса профессионального саморазвития. Данная задача реализована через сочетание ряда блоков (информационного, практического и самопознания).

Особенность информационного блока состоит в аккумуляции, систематизации и интеграции знаний о психологической готовности, ее основных составляющих, о методах и процедуре их диагностики и развития, а также о специфике их действия в процессе реализации психологопедагогической деятельности и профессионального самосовершенствования.

В рамках практического блока на основе приобретенных и дополненных знаний студентов о психологической готовности применяются, закрепляются и развиваются умения оснащать эффективными психологическими технологиями профессиональное саморазвитие. Для эффективного развития умений применять психологические технологии для собственного развития необходимо овладеть техниками самопознания. Для этого в процессе занятий предлагались психологические упражнения, которые позволили студентам стимулировать профессиональную мотивацию, самонаблюдение, самоанализ, самооценку, рефлексию, субъект-субъектную позицию в общении.

Большое внимание в содержании курса отводилось внеаудиторной самостоятельной работе студентам, которая способствовала развитию учебной мотивации - самостоятельного систематического пополнения знаний, профессионального саморазвития.

Содержание самостоятельной работы было многоплановым и включало в себя задания разного уровня сложности и разного типа: составление психологических кластеров, синквейнов, веб-квестов по изучаемым темам; конспектирование, анализ психолого-педагогических ситуаций и психологических статей; составление таблиц; подготовка к олимпиаде по психологии; составление тестовых заданий; написание психологических работ по заданному плану, сочинений-самопознаний, психологических эссе; пополнение психолого-педагогической копилки методиками (психологическими тестами, психологическими играми и заданиями) с целью саморазвития.

Изучение курса заканчивалось изучением темы «Программа индивидуальной образовательной деятельности студента». На занятии студенты составляли индивидуальный образовательный проект, который отражал основные замыслы и пути его реализации в учебной деятельности. В проекте студенты определили основные направления и виды деятельности по достижению намеченных целей и возможные способы их достижения.

Индивидуальный образовательный проект строился по следующему примерному плану: мое представление о себе; мои цели и задачи; мои планы; моя программа профессионального саморазвития на ближайший период; кто и в чем мне может помочь; как я буду отслеживать достижение моих профессиональных планов.

При реализации проекта мы предусматривали возможность фиксации уровня достижения намеченных результатов. Студенты выбирали способ самооценки результатов, рассматривали возможность ее сопоставления с мнением преподавателей.

Сравнительный анализ результатов диагностики до и после реализации курса «Тренинг психологической компетентности» в целом позволяет говорить о положительной динамике, которая выражается в увеличении количества студентов в экспериментальной группе с высоким уровнем развития профессиональных компетенций на 27 %. В контрольной группе выраженной динамики в повышении психологической готовности обнаружено не было.

Полученные значения t-критерия Стьюдента показали, что в экспериментальной группе на контрольном этапе исследования эмпирические значения уровня психологической готовности больше однопроцентного уровня значимости критических значений (t = 3,94, р > 0,05). Это говорит о том, что полученные данные статистически значимы.

Корреляционный анализ результатов контрольного этапа опытно-экспериментальной работы показывает положительные корреляционные взаимосвязи мотивационно-ценностного и социально-перцептивного компонентов (r = +0,997), а также когнитивного и мотивационного (г = +0,844) в экспериментальной группе.

Таким образом, нами обеспечена субъектная позиция студентов, которая позволила уточнить стратегические и оперативные цели образования; нацеленность на личность студент, а не на содержание; системность, которая дает возможность целенаправленно и дозировано развивать профессиональные способности; инвариантность, позволяющая успешно применять освоенный ими инструментарий в будущей психолого-педагогической деятельности; демократичность, предоставляющая каждому студенту право выбора в построении индивидуального образовательного маршрута.

Ссылки:

1. Лазарева М.В. Формирование профессиональной компетентности бакалавров в процессе педагогической практики в условиях вуза: дис. ... канд. пед. наук. М., 2009.

2. Стенькова В.И. Педагогическая практика как фактор развития профессиональной компетентности будущих психологов, преподавателей психологии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.