УДК 371.084.4 ББК 74.200.52(2)
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В РОССИИ: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
Тарлавский Валерий Ильич,
кандидат педагогических наук, доцент (г. Воронеж)
Аннотация. В статье приведен обзор основных этапов становления и функционирования отечественной профессиональной ориентации в XX веке, рассмотрено современное состояние, изменение подходов к понятию «профессиональная ориентация».
Ключевые слова: научные исследования, профессиональная ориентация, современное состояние.
PROFESSIONAL ORIENTATION OF RUSSIA: YESTERDAY AND TODAY
Tarlavski V.I., Voronezh State Pedagogical University, Voronezh
Abstract. the review of the basic stages of formation andfunctioning ofprofessional orientation in 20 century is resulted, the current state, change of approaches to concept «professional orientation» is considered. Key words: scientific research, professional orientation, current state.
Профессиональной ориентации в России - более 100 лет.
Первая служба по «приисканию» работы в России появилась в 1897 г. (но только в годы Первой мировой войны подобные службы приобрели государственный статус). Еще в 1900 г. были выделены четыре типичных варианта выбора профессии: согласно семейным традициям (что было распространено в патриархальной России); случайный, необдуманный выбор; выбор по призванию; выбор по расчету.
В дореволюционной России издавались журналы, где была информация о профессиональных учебных заведениях («Студенческий альманах», «Адрес-календарь»). Задолго до официального открытия профориентационных служб в Санкт-Петербурге профессор Н. Киреев безвозмездно помогал молодым людям в выборе факультета и специализации в университете, а чуть позже М.А. Рыбникова и И.А. Рыбников перенесли эту инициативу в гимназии.
В начале XX века Педагогическим музеем учительского дома (Москва) был предпринят ряд обследований, касающихся выбора профессии учащимися различных типов школ. В процессе этой работы было решено выяснить, какие профессии привлекают наибольшее внимание, в чем причины, побуждающие молодых людей идти по тому или иному трудовому пути. С этой целью музей организовал в школах опрос учащихся. Им были заданы вопросы: куда, на какое место ты поступишь по окончании школы? Почему ты поступишь именно на это место? Кем бы тебе самому больше всего хотелось быть в будущем? Почему именно им? Кто твои родители? Чем они занимаются? Имя, фамилия, класс, возраст, тип школы. Наряду с ответами учеников сведения о них собирались и через учителей [6].
Первая мировая война (1914-1918 гг.) вызвала дальнейшее расширение потребности в определении профессиональной пригодности: она требовала ускоренной подготовки лиц, обладающих нужными для военного дела интеллектуальными и физическими качествами.
135
Интенсивное техническое перевооружение промышленности, развитие принципиально новой техники, в том числе военной, актуализировали проблему «человек-техника». Все острее стало осознаваться, что не каждый желающий может управлять сложным техническим устройством - для этого необходимы знания, способности и соответствующие навыки. Война существенно обострила интерес к вопросам соотнесения способностей человека с требованиями профессий. Тем самым была подготовлена почва для развертывания научно-исследовательских работ по тестовым методам оценки личности.
В Советской России проблемы труда, трудовой подготовки, а в дальнейшем и профориентации были важнейшими темами марксистской идеологии. С первых лет существования Советского государства большое внимание уделялось изучению вопросов профориентации, профотбора и профконсультации, в разработке которых принимали участие органы просвещения, здравоохранения и Народного комиссариата труда, научные коллективы.
Н.К. Крупская в мае 1917 г. в «Школьной муниципальной программе» четко и определенно заявляет, что школа должна давать всестороннее развитие личности, обучение должно быть связано с производительным трудом, чтобы все дети готовились к труду умственному и физическому, к свободному и сознательному выбору профессии.
24 августа 1921 г. В.И. Ленин подписал постановление Совета труда и обороны о создании Центрального института труда (ЦИТ) как центрального научно-исследовательского учреждения по труду в Советской республике. Проблемы профориентации стали рассматриваться во Всеукраинском институте труда (Харьков), в лаборатории по выбору профессии при психофизиологическом отделении Казанского бюро, в Московском институте профзаболеваний им. Обухова и в других местах. Еще в 1922 г. в Наркомате РСФСР был рассмотрен вопрос о создании для подростков бюро по выбору профессии [9].
В 1924 году появилась первая Лаборатория профкон-сультации, организованная по инициативе А.Ф. Кларка при Ленинградском Институте по изучению мозга. В апреле 1927 года, по ходатайству Института мозга и благодаря поддержке его директора В.М. Бехтерева, Наркомтруд организует первое в СССР Бюро профконсультации. За 19271928 гг. обследовано 2700 подростков, а за последующие 10 лет - обследовано 7 млн 600 тыс. человек.
В середине 20-х годов прошлого века в СССР по западному образцу была создана советская психотехника, включающая и профориентацию. Однако, не просуществовав и десяти лет, она была запрещена. Ее лидер Исаак Нафтульевич Шпильрейн, получивший образование в университетах Гейдельберга и Лейпцига и занимавшийся в числе прочих проблемами профориентации и профотбора, был арестован по обвинению в контрреволюционной пропаганде и троцкизме и расстрелян в 1937 году.
При институте им. А.И. Герцена в 1926 г. была создана педолого-педагогическая амбулатория, основной целью которой было проведение в школе профконсультаций, необходимых для выпускников школ. Организованное в том же году по инициативе академика В.М. Бехтерева
бюро профессиональной консультации Наркомата труда при ленинградской бирже труда и Институте по изучению мозга своей успешной научной и практической деятельностью доказало правомерность создания целой сети таких бюро в нашей стране [9].
Так же в 20-е годы прошлого столетия появились первые научные исследования отечественных авторов, посвященные выяснению причин выбора той или иной профессии. Так, например, в 1927 году A.A. Смирнов выделил следующие причины: семейные традиции, близость предприятия или учебного заведения к месту жительства, знакомство, материальная выгода, стремление к более высокому общественному положению, пример старших братьев и товарищей, непосредственная заинтересованность самой профессией.
В Ленинграде в 1927 году было организовано бюро профконсультации, которое наряду с практической деятельностью вело и научные исследования. Сотрудники бюро сформулировали ряд принципов: проблема проф-консультации рассматривается как практически значимая работа в деле формирования и распределения рабочей силы; деятельность бюро максимально увязывается с органами НК труда; профконсультация рассматривается не только как психотехническое и соматическое обследование, но и как сложная система, охватывающая возможно шире личность приходящего за консультацией подростка; вся практическая профконсультационная работа мыслится неразрывно связанной с углубленной научно-исследовательской и методической работой, без которой она теряет базу; принцип наивозможно большей массовости работы [1].
Советское правительство в октябре 1929 г. принимает постановление, в котором обращает особое внимание на рационально организованный профотбор рабочих в соответствии с их склонностями и способностями. В этих целях Совнарком СССР возложил на НКТ СССР и НКТ союзных республик по принадлежности руководство работой по организации и проведению профессиональных консультаций и профессионального отбора безработных. В соответствии с данным постановлением Народный комиссариат труда РСФСР по согласованию с Наркомпросом утвердил и ввел в действие Положение об организации профконсультационных бюро.
В стране активизировалась деятельность учреждений по рациональному распределению рабочей силы. Так, в Ленинграде при различных учреждениях и предприятиях было организовано 15 крупных психотехнических лабораторий, которые вели эту важную работу. Спустя два года в стране уже функционировала целая сеть бюро, кабинетов и лабораторий, а число обследованных подростков превышало 20 тыс. человек. Это способствовало созданию определенной системы управления всей работой по профотбору и профконсультаций в стране, которую можно представить в виде трех взаимосвязанных направлений. В первое направление входят отраслевые кабинеты или бюро при отделах Наркомтруда РСФСР и ряда союзных республик; во второе - психотехнические лаборатории при НИИ и учебных заведениях; в третье - бюро, создаваемые на заводах, в
136
учреждениях, на фабриках и т. п. Межведомственный совет при Народном комиссариате труда (создан в 1929 г.), а с 1930 г. - Центральная лаборатория при ВЦСПС - объединяли руководство работой этих направлений. В 1931 г. в Ленинграде была организована Центральная научно-исследовательская лаборатория по профконсультации .
Одна из основных задач всех этих направлений заключалась в распределении подростков по школам фабрично-заводского ученичества. В лабораториях врачи изучали показания и противопоказания к профессиям, психологи разрабатывали профессиограммы. Основой проф-консультации была диагностика склонностей, способностей-подростков для выявления их соответствия избираемой профессии. Однако при этом не использовались методы длительного наблюдения, консультация, как правило, носила кратковременный, разовый характер, не было связи с общеобразовательной школой, в которой и должен осуществляться воспитательный процесс профессионального становления личности.
Переломным моментом стал 1 Всесоюзный психотехнический съезд (май 1931 г.), на котором впервые обсуждались вопросы теории и практики профконсультаци-онной работы. «Профессиональная работа в школе, - писал А.И. Щербаков в 1931 г., - должна быть полностью обусловлена потребностями социалистического хозяйства в области подготовки кадров, и совершенно понятно, что в связи с этим школа в первую очередь должна формировать профессиональные склонности учащихся в применении к этим задачам». Новые задачи были поставлены перед политехнической школой. Основное содержание работы советских учителей определилось тем, что профориентация подростков «должна прежде всего базироваться на ясном понимании тесной и неразрывной диалектической связи между задачами социалистического строительства и на сознательном подчинении ему интересов отдельных лиц и целых коллективов». В связи с этим большое значение приобретала воспитательная концепция, направленная на формирование у учащихся готовности к выбору профессии в соответствии с требованиями общества, способностями и склонностями каждого подростка с позиций современных требований к подготовке кадров [9].
В 1930-е гг. Центральная лаборатория по профконсультации и профотбору стала разрабатывать систему школьной профориентации. В 1932 г. создан штаб по координации исследований проблем школьной профориентации.
Н.К. Крупская в 1934 г. подчеркивала, что стране необходима «...ориентация в профессиях вообще, начиная с чернорабочих разных типов и кончая инженером-плановиком, ученым высшей марки. Курс держится на бесклассовое общество, т. е. такое общество, в котором изжита, сломана будет стена между физическим и умственным трудом... Будет сочетание самых высоких и самых простых профессий. Нужен политехнический подход в профориентации» [9].
В разработку научно-педагогических основ профориентации огромный вклад внесли Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, Н.А. Рыбников, А.И. Щербаков.
Таким образом, в 20-30-е годы подготовка молодежи к трудовой деятельности осуществлялась в основном психотехниками, но практическую работу по ориентации молодежи вели педагоги. К середине 30-х годов в нашей стране в ряде крупных городов сложилась организационная структура службы профориентации. В этот период -период становления профессиональной ориентации в отечественном образовании - происходило становление, развитие, поиск принципов, форм и методов профориента-ционной работы, накопление опыта по результатам научных исследований и практической деятельности.
Период становления профориентации отмечается ее массовым введением в школах страны. Здесь обозначился её основной характер - общественно-политический: школа должна осуществлять ориентацию учащихся на профессии в соответствии с потребностями государства.
В 1936 г. вышло Постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса»: наступление на гуманитарные науки началось именно с профориентации. Именно она оказалась самой уязвимой. В 1937 г. произошла отмена трудового обучения в школе и резкое свертывание профориентационной работы, и только, начиная с конца 50-х годов прошлого века, значительно выросло внимание к проблеме профориентации.
В конце 50-х - начале 60-х годов начался следующий период развития профориентации в нашей стране. Академия педагогических наук СССР открыла НИИ трудового обучения и профессиональной ориентации (руководитель - А.М. Голомшток), был начат эксперимент по организации дифференцированного обучения в школах.
Н.К. Гончаров в 1958 году, решая проблему профильного дифференцированного обучения, в своем докладе «О введении фуркации в старших классах средней школы» отмечал, что «в старших классах необходимо создание такой системы дифференцированного обучения, которая позволяет учащемуся наряду с получением среднего образования более углубленно и основательно изучить предметы избранной им области». По его мнению, дифференциация, прежде всего, служит для профессиональной подготовки учащихся. Такое образование - нечто среднее между классическим и реальным образованием, о котором говорилось выше. По наблюдениям Н.К. Гончарова, способности учащихся начинают проявляться к VIII-му классу.
Н.К. Гончаров предлагал создать следующие отделения (учебные профили): физико-техническое, химико-техническое, естественно-агрономическое, гуманитарное. Был начат широкий эксперимент по дифференциации обучения в средней школе № 710 г. Москвы и № 18 Павловского Посада Московской области (руководитель эксперимента - профессор Н.М. Шахмаев).
Проведенный эксперимент показал, что «для успешной работы классов с углубленным изучением ряда предметов необходимо углубленно изучать не один предмет, а цикл родственных предметов. В этот цикл должен входить учебный предмет, изучаемый углубленно; прикладной предмет, который, с одной стороны, продолжает и углубляет учебный предмет, а с другой - дает практическую
137
подготовку на базе этого предмета; учебный предмет; близкий к основному, знание которого важно для изучения основного предмета».
Экспериментальная работа, проведенная Н.М. Шах-маевым, доказала эффективность найденных форм дифференциации обучения. Так, в случае группировки учащихся по интересам достигается повышение качества их знаний не только по предмету, к которому учащиеся проявили повышенный интерес, но и по всем другим предметам. Учащиеся стали больше читать дополнительной учебной и научно-популярной литературы. Положительное воздействие дифференцированного обучения проявилось и в том, что возросла общественная активность учащихся, и полностью исчезли сколько-нибудь серьезные нарушения дисциплины. Положительно сказалась группировка учащихся по интересам и на формировании научного мышления. Выпускники экспериментальных школ хорошо учились в ВУЗах, некоторые из них за минимально допустимые сроки защитили кандидатские и докторские диссертации.
Несмотря на положительные результаты, в начале 70-х годов эксперимент в школе № 710 был прекращен, что отразилось и на других школах. Начался период застоя, когда дифференциация обучения оказалась «ненужной» [8].
В 50-е - 60-е годы, как отмечает С.Н. Чистякова [9], «... ученые стремились определить исходные теоретические позиции советской системы профориентации и ее структуру в масштабе страны. В исследованиях они указывали на необходимость организации специальных бюро в городах и областях, которые помогли бы школе в разработке методов, консультировали руководителей школ, изучали сведения о потребностях данного района в кадрах, о приеме учащихся в различные учебные заведения. Средняя общеобразовательная школа стала сочетать общее и политехническое обучение с профессиональным, вооружавшим выпускников навыками и умениями в определенной сфере трудовой деятельности. Активизация деятельности по профессиональной ориентации учащихся в 60-е годы была обусловлена потребностями народного хозяйства и задачами коммунистического воспитания подрастающего поколения, способствовала дальнейшему проведению работы по созданию системы руководства подготовкой школьников к выбору жизненного пути».
На первом Всесоюзном совещании по профориентации и профконсультации в школе (Ленинград, 1969 г.) было подчеркнуто, что «школа тогда отвечает своему назначению, когда из ее стен выходят подготовленные к жизни, полезные социалистическому обществу люди. Поэтому проблема профессиональной ориентации - одна из важнейших, которую необходимо решать» [2].
По мнению Е.Ю. Пряжниковой [7], в период возрождения некоторых демократических свобод в тот период в стране произошло явное возрождение профориентации, но долгий перерыв в развитии профориентации во многом еще оставлял профориентационные разработки на достаточно простом уровне.
С середины 1960-х гг. до середины 1980-х гг. профориентацию не запрещали, но уровень разработок еще более понизился. Это было время, когда на официальном
уровне призывали: «Всем классом на ферму!», «... на завод!», «.на комсомольскую стройку!». В таких призывах на первом месте оказывались не интересы личности, а интересы народного хозяйства и обороноспособности страны. В итоге, при ущемлении многих свобод в этот период профориентация стала деградировать.
И только в 1970-х годах профессиональная ориентация в СССР была реабилитирована. Она восстановлена благодаря трудам знаменитого психолога Евгения Александровича Климова, работавшего в то время в Ленинграде в Институте профессионально-технического образования. Именно он всерьез занялся теоретическими и методическими основами профессиографии и выбора профессии. Его классификация профессий до сих пор служит фактическим стандартом в России (типы профессий по предмету труда: «человек», «техника», «знаковая система», «художественный образ», «природа»).
1980-е годы ознаменовались появлением центров профориентации молодежи в большинстве крупных городов СССР. Это были специализированные межотраслевые научно-методические центры, которые управлялись и финансировались Министерством образования и Министерством труда. Центры профориентации объединяли высококвалифицированных психологов, решавших практические задачи [7].
Как указывает академик С.Я. Батышев (1981), «профессиональная ориентация - целенаправленная деятельность, связанная с формированием у подрастающего поколения профессиональных интересов и склонностей в соответствии с личными способностями, потребностью общества и пригодностью к той или иной профессии...». Исходя из этого, можно сделать вывод, что профориентация является педагогической по методам, социальной по содержанию, экономической по результатам и государственной по организации работы [1].
В 1984 году начинается период «расцвета» профессиональной ориентации, который связан с выходом в свет Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда», которое, по мнению В.Ф. Витиньш, свидетельствует о важном значении функции профориентации в процессе образования, школьная профессиональная ориентация является интегральной частью школьного обучения и воспитания.
«Некоторые актуальные перспективы профориентации требуют необходимости признать профориентацию одним из существенных аспектов образования и считать ее функцию новым измерением системы образования. В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы указывается: «Система трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся призвана подвести их ко времени окончания неполной средней школы к обдуманному выбору профессии и соответствующего учебного заведения для продолжения образования» [2].
По мнению В.Д. Симоненко (1985), система профориентации - это единство цели, содержания, принципов,
138
организационных форм, методов и средств, помогающих индивиду в изучении профессии и собственных личных качеств, обеспечивающих такой выбор профессии, сферы деятельности, учебного заведения, который отвечал бы интересам и способностям учащихся, их здоровью и физическим данным и в то же время согласовывался бы с потребностями и нуждами народного хозяйства и культуры в кадрах.
Обзор ключевых моментов становления и развития профессиональной ориентации в нашей стране позволяет сделать вывод: большинство авторов анализируют понятие «профессиональная ориентация» с точки зрения социального смысла, где главным является вовлечение человека в профессиональную сферу и с психологического, при котором анализ этого понятия осуществляется с позиции установления соответствия между его потенциальными возможностями и требованиями, предъявляемыми характером выбираемой профессии. Ориентация на подготовку человека к будущему, на профессиональное самоопределение и развитие выступает как непременное условие обеспечения опережающей функции образования по отношению к производственной деятельности и ускоряющимся переменам ее технологии, средствах осуществления и формах организации.
В период 1990-х гг. школьная профориентация была почти разрушена, что усугублялось неясностью с ее подчинением: Минобразования РФ от профориентации фактически отказалось, а в Минтруде РФ и в подчиненных ему службах занятости населения «работа с молодежью» обозначалась как «дополнительная услуга». Резко сократилось финансирование школы и особенно профориентации [7].
В 90-е годы в России наблюдался рост спроса как на профессиональное образование, так и в увеличении его предложения. Доля в экономически активном населении лиц, имеющих высшее профессиональное (полное и неполное) образование, с 1992 по 2008 год возросла с 17 до 25,7 процента. С 1999 года начался рост экономики, вызванный адаптацией организаций к новым условиям, возникновением новых рынков сбыта, переходом на новые виды продукции и благоприятной конъюнктурой внутреннего рынка. Результатом этих процессов стал резкий рост спроса на квалифицированную рабочую силу качественно нового уровня. Но система профессионального образования оказалась не готова оперативно реагировать на изменение спроса, что не позволило решить проблему дефицита квалифицированных рабочих кадров и ликвидировать диспропорции спроса и предложения на локальных рынках труда.
Отсутствие должного внимания к профориентацион-ной работе привело к следующему. В России поступают в вузы до 95% выпускников средних школ (в крупнейших городах почти 100%). По доле специалистов с высшим образованием в экономически активном населении страна вышла на 3-е место в мире (после США и Норвегии), оставив далеко позади Великобританию (19,2%), Японию (16,1 ), Германию (13,6 %), Францию (13 %) и Португалию (8,1%). Главный сдвиг в распределении обучающихся по уровням профессиональной подготовки произошел меж-
ду высшим и начальным профессиональным образованием [4].
По данным всероссийского мониторинга (2003) оценки положения молодежи в социально-трудовой сфере, который проводился Минтруда России при участии сотрудников ИОСО РАО (опросом было охвачено более 1500 респондентов), наиболее значимым мотивом выбора вида будущей профессии и желаемого места работы для учащихся является возможность быстро зарабатывать много денег (34%), при этом не на производстве, а преимущественно в банковской системе и в коммерции. Опросы показали, что учащиеся достаточно лояльно относятся к рэкету и проституции как способам быстрого обогащения.
К перспективе быть владельцем собственного дела наибольший интерес проявляют молодые люди в возрасте 14-16 лет (25%). Для 17-18-летних данный показатель составил 15%. На заводе или фабрике, даже при хороших условиях и достойной заработной плате, хотели бы работать только около 8% учащихся, хотя потребность производства именно в этих кадрах начинает непрерывно возрастать. Крупные предприятия Москвы, по выводам ее правительства, уже сейчас испытывают потребность в токарях, слесарях, фрезеровщиках - и это при существующей безработице молодежи, которая не хочет трудиться по рабочим профессиям.
Здесь правомерно мнение В.М. Казакевича о том, что сегодня в профориентации и профессиональном самоопределении учащихся преобладают мотивы, которые по представлениям школьников, малыми усилиями с их стороны обеспечивают быстрое достижение высокого материального благополучия. Учащиеся не достаточно информированы о рынке труда и, соответственно, о целесообразных способах будущего поступления в соответствующие профессиональные учебные заведения, а затем и на работу с учетом региональных перспектив занятости населения. Это вызвано тем, что оборваны связи школы с производством, не налажены необходимые контакты со службами занятости. Профориентационная работа оказалась либо свернутой, либо потеряла предметное содержание и социально-производственные ориентиры [3].
Сегодня не только наша действительность, но и официальные документы подчеркивают важность и необходимость профессиональной ориентации. Так, например, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ (04 февраля 2010 г., Пр-271), начинается преамбулой «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам». В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Рассмотренный нами ранее традиционный подход к трактовке «профессиональной ориентации» в психолого-
педагогической науке отражает некоторую систему ме-
139
роприятий по ознакомлению молодежи с миром профессий или комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями. Вполне очевидно, что система мероприятий, в которой молодежь знакомится с миром профессий, или комплекс психолого-педагогических и медицинских услуг в этой области - это только часть некоторой системы работы с молодежью, связанной с выбором профессии и жизненного пути.
Интересен подход Петрусевича A.A. [5], который, исходя из философского представления рассматриваемого феномена, этот вид деятельности определяет, как один из компонентов человеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, содействия человеку в выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей. Педагогическая сущность такой заботы состоит в следующем. Поддержка и развитие природных дарований включает в себя глубокое изучение способностей и склонностей личности. В известном треугольнике E.A. Климова: «хочу, могу, надо» - это развитие одной из важнейшей компоненты в профессиональном становлении будущего профессионального деятеля - «могу».
Действительно, рассматривая способности как индивидуально-психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешного выполнения им определенного рода деятельности, можно увидеть, что именно образование и обучение, как главные его составляющие, дают возможность разглядеть эту особенность у каждого ребенка в соответствии с результатами его деятельности в той или иной предметной форме.
Вместе с тем, способности индивида могут развиваться при наличии определенных склонностей. В психологической литературе склонность определяется как избирательная направленность человека на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Очевидно, что их становление и развитие осуществляется под влиянием всей системы учебно-воспитательной работы в школе, а более четкие их очертания проявляются у старшеклассников в силу содержания и особенностей ведущего вида деятельности в этом возрасте [5].
В этом случае профессиональная ориентация может рассматриваться, с одной стороны, как условие развития их склонностей и способностей (природных дарований), а с другой, как направленность и цель учебно-воспитательной работы школы, поскольку она может обеспечить положительную внутреннюю мотивацию в овладении знаниями.
Прослеживаемые Петрусевичем A.A. (2006) связи между профессиональной ориентацией и обучением ребенка в школе дают основание полагать, что в обучении школьник, развивая свои способности, склонности и интересы, получает возможность самореализации в определенных областях деятельности а, следовательно, в построении жизненных планов и профессиональных перспектив. A сама профессиональная ориентация дает возможность
-тш
- 140 -|РР-
разобраться, в какой именно сфере профессиональной деятельности он может занять подобающее ему место.
Сегодня мы склонны думать, что профессиональная ориентация - это система взаимодействия личности и образования (как социального института), способствующая развитию и соотнесению способностей, склонностей, интересов, индивидуально-психологических и физиологических особенностей личности с потребностями общества, ее профессиональному самоопределению на протяжении всей «профессиональной жизни».
Таким образом, появление профориентации в России в начале XX века было обусловлено интенсивным техническим перевооружением промышленности, развитием техники и участием России в I-й Мировой войне. Стране требовались профессионально пригодные люди, обладающие определенными способностями, качествами, которые могли быстро и правильно решать поставленные задачи. В Советской России - СССР наблюдались как «подъемы» (1917 - 1936 гг.), так и запреты профориентации (1937 -конец 50-х гг.), периоды развития (1960 - 1984 гг.) и «расцвета» (1984 - 1990 гг.) профессиональной ориентации. В целом в СССР уделялось огромное внимание профориентации, которое было обусловлено потребностью страны в квалифицированных кадрах, в том числе и рабочих, и в профориентации в то время на первый план выходят потребности народного хозяйства, общества. Сегодня же в профориентации на первый план выходит развитие личности школьника, студента, специалиста, соотнесение своих возможностей и потребностей общества, необходимость быстрой переориентации с одного вида профессиональной деятельности на другой.
Литература:
1. Батышев, С.Я. Трудовая подготовка школьников. Вопросы теории и методики /С.Я. Батышев// М.: Педагогика, 1981.
2. Витиньш, В. Ф. Реформа школы и профессиональная ориентация школьников/В.Ф. Витиньш// М.: Педагогика, 1988. - 120 с.
3. Казакевич, В.М. Состояние и перспективы технологической подготовки учащихся к труду/ В. М. Казакевич // Педагогика. - № 10. - 2000. - С. 38 - 45.
4. Колесникова, O.A. Системное управление профориентацией: монография/ O.A. Колесникова, НА. Крымова, С.В. Барковская. - Воронеж: ИПЦ «Научная книга, 2011. -179 с.
5. Петрусевич, A.A. Педагогический смысл профессиональной ориентации в современной школе / A.A. Петрусевич// Вестник ОГПУ. Электронный журнал. - 2006.
6. Профессиональная ориентация учащихся / под ред. A.Ä. Сазонова // М.: Просвещение, 1988. - 223 с.
7. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряж-ников. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Aкаде-мия», 2006. - 496 с.
8. Тарлавский, В.И. Проектирование и реализация профильного технологического обучения в процессе подготовки выпускников школы к профессиональному образованию/ В.И. Тарлавский//дисс. канд. пед. наук, Воронеж, 2004.
9. Чистякова, С.Н. Профессиональная ориентация школьников: Организация и управление/ С.Н. Чистякова, Н.Н. Захаров// М.: Педагогика, 1987. - 160 с.