Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
195
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / ТРУДОУСТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сеферова Тамила Магамедовна, Спирина Алёна Вадимовна

В статье раскрываются проблемы, возникающие у учащихся с детским церебральным параличом в адекватном выборе профессий, получении профессионального образования и последующем трудоустройстве; описаны трудности, с которыми они могут столкнуться на рабочем месте. Данные проблемы связаны как с неготовностью общества, работодателей к взаимодействию с лицами с ОВЗ, так с их некоторыми особенностями, которые необходимо учитывать. Предлагаются пути решения данных проблем профессиональной ориентации и поддержки работающих лиц с детским церебральным параличом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сеферова Тамила Магамедовна, Спирина Алёна Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS WITH INFANTILE CEREBRAL PALSY

The article reveals problems that arise for students with cerebral palsy regarding the adequate profession selection, professional education and further employment, as well as difficulties they may face in the workplace. These problems are related both to the social awkwardness during interactions with persons with disabilities, and to some of their characteristics that must be considered. The ways of solving these problems of professional orientation and support of working people with cerebral palsy are proposed.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ»

УДК 376.22

Сеферова Т. М., Спирина А. В.

Seferova T. M., Spirina A. V.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS WITH INFANTILE CEREBRAL PALSY

В статье раскрываются проблемы, возникающие у учащихся с детским церебральным параличом в адекватном выборе профессий, получении профессионального образования и последующем трудоустройстве; описаны трудности, с которыми они могут столкнуться на рабочем месте. Данные проблемы связаны как с неготовностью общества, работодателей к взаимодействию с лицами с ОВЗ, так с их некоторыми особенностями, которые необходимо учитывать. Предлагаются пути решения данных проблем профессиональной ориентации и поддержки работающих лиц с детским церебральным параличом.

The article reveals problems that arise for students with cerebral palsy regarding the adequate profession selection, professional education and further employment, as well as difficulties they may face in the workplace. These problems are related both to the social awkwardness during interactions with persons with disabilities, and to some of their characteristics that must be considered. The ways of solving these problems of professional orientation and support of working people with cerebral palsy are proposed.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, детский церебральный паралич, ограниченные возможности здоровья, трудоустройство.

Keywords: professional orientation, infantile cerebral palsy, health limitations, employment.

Введение

Профессиональная деятельность является важной составляющей в жизни каждого человека. Родители уже с первых шагов своего ребенка задумываются о его будущем, внимательно следят за его склонностями и интересами, стараясь предугадать его профессиональную направленность, а затем и выбрать место получения профессии.

В связи с изменениями, происходящими в настоящее время в нашем обществе, проблема выбора профессии старшеклассниками с детским церебральным параличом становится особо актуальной.

Профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований [2].

Особо важной является своевременная и эффективная профориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья, так как неправильный выбор профессии лицами с ОВЗ, и особенно с детским церебральным параличом, может приводить к различным психологическим нарушениям у них вплоть до утраты профпригодности, интереса к профессии, отказа от трудовой деятельности. Поэтому необходимым условием, способствующим социальной адаптации лиц с детским церебральным параличом к трудовой деятельности, помогающим им в профессиональном самоопределении, с учетом

состояние их здоровья, возможностей и потребностей, а также социально-экономической ситуации на рынке труда, является профориентация [ 1; 2].

Цель исследования - теоретическое обоснование значимости профессиональной ориентации детей с ДЦП. В настоящее время постоянно изменяются социально-экономические условия, поэтому подросткам очень сложно ориентироваться на рынке труда. Наблюдается определенный недостаток предложений перспективных мест по трудоустройству не только для людей с ОВЗ, но и лиц с нормотипичным развитием [3].

После окончания школы обучающиеся с детским церебральным параличом сталкиваются со значительными трудностями в выборе профессии и места ее получения. Несмотря на это, как показывают социологические исследования, большинство выпускников с ограниченными возможностями здоровья не ограничиваются знаниями и навыками, полученными ими в школе, а предпочитают получать среднее специальное и высшее образование.

Часто обучающиеся с детским церебральным параличом испытывают серьезные затруднения в процессе профессионального самоопределения. Это связано как с объективными (наличие нарушения и его последствий, ограничивающих возможности учащихся), так и субъективными причинами. Например, неадекватность их оценки собственных возможностей, состояния здоровья (более 35% случаев); представлений об их возможностях и требованиях выбираемой профессии (более 70%) [4].

Самые большие трудности перед лицами с ОВЗ встают в процессе трудоустройства. Они часто связаны с нежеланием работодателей брать на работу инвалида. Для лиц с ДЦП специфической трудностью является и необходимость пользоваться общественным транспортом. Кроме этого, люди с детским церебральным параличом часто замыкаются в себе, боясь общения с сотрудниками без инвалидности, у них возникает страх быть непонятыми в коллективе. Часто этот страх оправдывает себя, так как большинство населения не владеют информацией о лицах с ОВЗ, не знают их особенностей и предпочитают сторониться их [1].

Также для лиц с ДЦП овладение профессией и трудоустройство в значительной мере имеет адаптационное значение и является одним из основных способов их интеграции в социум здоровых людей [4]. Необходимо отметить некоторые особенности обучающихся с ДЦП, которые сказываются на их трудоустройстве:

- выпускники с ДЦП основным своим недостатком, препятствующим их будущей профессиональной деятельности, в большинстве случаев считают свое нарушение;

- при выборе профессии они затрудняются сделать долгосрочные прогнозы рынка труда по данной профессии; на момент поиска места трудоустройства по окончании обучения главное для них - трудоустроиться, а это может приводить к быстрой утрате работы.

Зачастую потребность в труде у юношей с детским церебральным параличом имеет псевдокомпенсаторный характер. Работа в сознании молодых инвалидов означает реализацию жизненных целей. При этом профессия в большинстве случаев мифологизирована, т. е. у них отсутствуют четкие представления о непосредственном характере и содержании работы. Причина этого заключается в недостаточной разработанности и систематичности, вследствие этого - неэффективности профориентационной работы [4].

Для преодоления вышеназванных проблем необходима отлаженная система профориентации и дальнейшей поддержки обучающихся с ДЦП в процессе трудоустройства и работы по профессии. Подведение к выбору профессии нельзя рассматривать как одноразовое профориентационное мероприятие, являющееся результатом проведения психологического обследования.

Профориентация детей с церебральным параличом должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться в течение всего периода обучения с целью

подготовки к будущей профессии, которая бы более всего соответствовала их психофизическим возможностям и особенностям, интересам и потребностям. Обычно в специальных школах VI вида профессиональная ориентация осуществляется как в процессе повседневной жизни, так и на специальных занятиях по трудотерапии. В таких школах дети часто могут получать среднее специальное образование в трудовых мастерских: швейных, столярных, слесарных [1; 4].

Необходима и личностная работа самого обучающегося с детским церебральным параличом. При этом рекомендуется не навязывать учащемуся ту или иную профессию, а подготовить его психологически к осознанному самостоятельному выбору. Задача педагога - раскрыть и развить потенциал школьника, побудить его думать самостоятельно, сформировать у него внутреннюю готовность к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив его профессионального, жизненного и личностного развития, готовность рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. Основная задача профориентации - подготовить учащихся к сознательному профессиональному самоопределению [2; 3].

Выявление предпочтений обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их профессиональных возможностей позволяет выбрать учебные заведения, в которых бы они могли получать соответствующую профессию. Поэтому первым этапом в профессиональной ориентации является психолого-педагогическая диагностика, уточняющая диагностику профессионально важных качеств и профессиональный отбор [1; 2; 3]. После диагностики необходимы коррекция профессионально важных качеств, тренинги саморегуляции и отдельных когнитивных функций, помощь в выборе адекватных форм профессиональной самореализации, включая выбор способов профессионального обучения и составление индивидуального плана развития профессиональных возможностей [1].

Методы исследования: теоретический анализ, обобщение, сравнение, абстракция.

Эффективность профориентационной работы заключается в комплексном подходе и использовании разнообразных методов. Для лиц с ДЦП могут создаваться мастер-студии, общества и клубы, включая компьютерные курсы и студии, разрабатывающие программное обеспечение для них (например, специальные версии тренажеров для слабовидящих и слабослышащих, лиц с нарушениями движения рук и др.) [1].

Результаты и их обсуждение. Профессиональная ориентация и последующее трудоустройство являются одним из наиболее важных элементов успешной реабилитации и интеграции инвалидов в общество. Для лиц с ОВЗ трудоустроенность, работа по профессии означает не только материальную обеспеченность, но и реализацию, благополучие, социальную включенность и активность.

Хотя в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов» предусматривается квотирование рабочих мест для инвалидов в объеме 3% от среднесписочной численности работающих на предприятии, но в настоящее время не существует специальной государственной программы по их трудоустройству.

Поэтому в реабилитационных центрах для лиц с ОВЗ необходимо создавать службы профессиональной поддержки инвалидов. Главной задачей таких служб является составление банка профессий, в которых возможно предоставление лицам с детским церебральным параличом исчерпывающей информации о технических, социальных и других характеристиках профессий, а также контактов с работодателями по программе «Рабочие места для инвалидов». В ходе такой работы необходимо специально разъяснять работодателям действие факторов, как ограничивающих, так и создающих особые преимущества при использовании труда инвалидов. В частности, высокую заинтересованность многих инвалидов в трудоустройстве в целом ряде профессий, не являющихся престижными для других групп населения. На основании этой работы

сотрудники службы профессиональной поддержки смогут подготовить информацию о состоянии рынка рабочих мест для выпускников с ДЦП [1].

Заключение. В ходе анализа научной литературы по проблеме профессиональной ориентации обучающихся с детским церебральным параличом мы пришли к следующим выводам:

1. В процессе профессиональной ориентации и трудоустройства лиц с ДЦП имеется ряд проблем и трудностей, таких как отсутствие государственной программы по трудоустройству инвалидов; системы профессиональной ориентации в образовательных учреждениях; объективные и субъективные причины: неадекватности выбора профессии; психологические и индивидуальные особенности лиц с ДЦП, неготовность работодателей к предоставлению рабочих мест инвалидам; неосведомленность населения об особенностях лиц с ОВЗ, неподготовленность условий в городской среде и в трудовых организациях для доступа лиц с ДЦП к рабочим местам и др.

2. Для преодоления вышеперечисленных трудностей рекомендуется: создание государственной программы по трудоустройству инвалидов; создание системы профессиональной ориентации в образовательных учреждениях; создание при центрах реабилитации для лиц с ОВЗ службы профессиональной поддержки; профориентационная работа с лицами с ДЦП начиная с дошкольного возраста и последующая поддержка их уже в трудовой деятельности; в профессиональной ориентации - использование комплексного подхода; формирование самостоятельности и осознанности у самих учащихся в профессиональном самоопределении; создание различных обществ, клубов, студий, курсов для лиц с ДЦП; диагностика обучающихся с детским церебральным параличом и последующая коррекция профессионально важных качеств; проведение тренингов саморегуляции, когнитивных функций; помощь в выборе адекватных форм профессиональной самореализации, включая выбор способов профессионального обучения, и составление индивидуального плана профессиональных возможностей; психологическая поддержка лиц с ДЦП в профессиональной деятельности.

Литература

1. Михайлова О. В., Рыжов Б. Н. Системная технология и методы профессиональной ориентации и поддержки инвалидов вследствие детского церебрального паралича // Специальное образование. 2013. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnaya-tehnologiya-i-metody-professionalnoy-orientatsii-i-podderzhki-invalidov-vsledstvie-detskogo-tserebralnogo-paralicha (дата обращения: 10.04.2018).

2. Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: диагностика, рекомендации, занятия / сост. М. Ю. Михайлина, М. А. Павлова, Я. К. Нелюбова. Волгоград : Учитель, 2009. 283 с.

3. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич. СПб. : Дидактика Плюс, 2001. 272 с.

4. Черникова Т. В. Профориентационная поддержка старшеклассников : учеб.-метод. пособие. М. : Глобус, 2010. 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.