НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2014, №4
ПЕДАГОГИКА
УДК 331.53:338.439.222
Профессиональная ориентация сельской молодежи в процессе вузовского образования
А.А. Кожурова
Представлены материалы результатов социологического опроса 2010 г. с целью изучения жизненного самоопределения студентов вузов. Анализированы данные официальной статистики рынка труда и занятости Территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по РС(Я) январь-апрель 2014 г. и данные статистики актуальных вакансий Департамента занятости населения РС(Я) по центрам занятости населения муниципальных районов республики за июнь 2014 г. Наблюдение за жизнью молодежи и анализ факторов, направляющих выбор молодежи в пользу сельской жизни, показывают, что решение проблемы закрепления молодежи на селе тесно связано с необходимостью безотлагательного развития социально-экономической инфраструктуры села; с ведением целенаправленной работы по формированию у молодежи убежденности в привлекательности сельского образа жизни; с разработкой комплексной программы трудоустройства по специальности для выпускников в поствузовский период.
Ключевые слова: сельская молодежь, трудоустройство, городская среда, актуальная вакансия.
The paper presents the results of a sociological survey conducted in 2010 in purpose to study the self-determination of students of higher education institutions are presented. The official statistics on the labor market and employment of the Territorial Department of the Federal State Statistics Service on the Republic of Sakha (Yakutia) of January-April 2014 and the statistics of current vacancies of the Department of Employment of the Republic of Sakha (Yakutia) on the employment centers of municipalities of the republic of June 2014. Observation of the life of young people and the analysis of the factors that guide the choice of young people in favor of rural life, shows that the solution of the problem of keeping young people in rural areas is closely linked to necessity of urgent social and economic development of the rural infrastructure, with conducting purposeful work on formation at the youth of conviction in appeal of a rural conduct of life, with the development of a comprehensive program of employment for graduates according to one's profession line.
Key words: rural youth, employment, urban environment, actual vacancy.
Качественные изменения ценностей и потребностей современного общества требуют корректировки задач и целей образования, новых подходов социальной готовности сельской молодежи к жизненным планам, к профессиональному самоопределению, к успешной адаптации в стремительно меняющей городской среде.|
Качественные изменения ценностей и потребностей современного общества требуют корректировки задач и целей образования, новых подходов социальной готовности сельской молодежи к жизненным планам, к профессиональному самоопределению, к успешной адап-
КОЖУРОВА Алина Алексеевна - к.п.н., доцент Педагогического института Северо-Восточного федерального университета, kozhurova_a@mail.ru.
тации в стремительно меняющей городской среде.
Одним из наиболее значимых, на наш взгляд, критериев дифференциации в сельской молодёжной среде является территориально-поселенческий фактор. Неравномерное распределение благ, неразвитая инфраструктура, проблемы доступа к системе образования, социальная защита, уровень профессиональной подготовки позволяют определить качество и уровень жизни молодых людей.
По мнению исследователей, сельская молодежь практически не владеет информацией о множестве новых профессий, да и традиционные претерпевают изменения, что требует умения быстро перестроиться, мобилизоваться, чтобы оказаться нужным и востребованным в сельской местности [7]. В наше время сам про-
цесс выбора профессии приобрёл другой алгоритм. Центральным моментом здесь теперь является широкая информированность по целому ряду вопросов - от конъюнктуры на рынке профессий и возможностей получения образования до перспектив профессионального продвижения и способов выдержать конкуренцию. С точки зрения государственных и общественных интересов профориентационная, профинформацион-ная работа с молодёжью становится основой для развития кадрового потенциала страны в целом, области, муниципального района.
Сегодня главная цель профессионального образования - создание условий для формирования социально адаптированной, конкурентоспособной, профессионально компетентной личности [5]. Период адаптации в городе идет быстро и свою будущую жизнь студенты связывают с городской урбанизированной средой с развитой инфраструктурой и коммуникацией. Исходя из этой проблемы, практически не наблюдается возвратная миграция молодых специалистов в районы.
Таким образом, гипотезой исследования является, что большинство выходцев из села, как подготовленные специалисты, не имеют намерения работать по выбранной профессии в районе или намерены получить другую специальность как второе высшее образование.
С целью изучения качественных характеристик студентов на этапе жизненного самоопределения в 2010 г. проведен опрос студентов 1-3-х курсов вузов Республики Саха (Якутия), переживающих этап адаптации к городской среде и профессиональной самоидентификации. Исследованием охвачено 602 респондента десяти подразделений высших учебных заведений: Якутский государственный инженерно-технический институт; Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, Финансово-экономический институт, Педагогический институт, Медицинский институт, Физико-технический институт, Якутская государственная сельскохозяйственная академия, факультет якутской филологии и культуры, факультет иностранных языков и юридический факультет.
Региональные особенности определяются неоднородностью типов выбранных сельских и городских агломераций по их размеру (крупное и среднее поселения) и разнообразными природно-климатическими условиями Якутии. Таким образом, в выборочной совокупности преобладает молодежь, родившаяся в Центральной (64,2%) и Западной Якутии (23,4%). Не указали место рождения 2,6% молодежи.
Согласно данным опроса, доля студентов, приехавших из сельской местности, составляет
Т а б л и ц а 1
Доля городских и сельских студентов в зависимости от вуза, %
Вуз Студенты Студенты
из города из села
Педагогический институт 20,4 79,6
Факультет якутской филологии и - 100
культурологии
Якутский государственный инже- 32,8 67,2
нерно-техническии институт
Чурапчинский государственный институт физической культуры и 7,1 92,9
спорта
Финансово-экономический институт 76,5 23,5
Факультет иностранных языков 66,7 33,3
Якутская государственная сельско- 13 87
хозяйственная академия
Медицинский институт 42,2 57,8
Юридический факультет 68,8 31,3
Физико-технический институт 28,2 71,8
Итого 39,2 60,8
60,8%. Удельный вес сельских студентов наблюдается на факультете якутской филологии и культурологии (100%), в Чурапчинском государственном институте физической культуры и спорта (92,9%) и Якутской государственной сельскохозяйственной академии (87%) (табл. 1).
Исходя из мнений студентов, опрошенных вне зависимости от их места рождения и проживания; специфики учебного заведения и конкретных условий проживания на данный момент, по предпочтительному и реально планируемому образу жизни в будущем видна превалирующая доля городского образа жизни. Так, свою будущую жизнь с городом связывают 72,1% респондентов, а с селом - только 8,4%. Почти каждый пятый опрошенный затруднился с выбором предпочтительного образа жизни (рис. 1).
Также был задан вопрос, выявляющий причины привлекательности жизни в городе и селе, который включал несколько вариантов ответов, требующих ранжирования. В жизни в городе у студентов на первом месте находятся такие
100,00%
0,00%
8,7
89,6
1,7
26,6
60,8
12,6
родив шиеся в городе родив шиеся в селе
° Не знаю, не определился п Сельский образ жизни
Рис.1. Распределение ответов на вопрос «С каким образом жизни связываете свое будущее?» в зависимости от места рождения респондента
Рис. 2. Распределение ответов по причинам привлекательности жизни в городе
приоритеты, как «возможность найти хорошую работу» (16,6%) и «возможность получить образование» (14,6%), что больше связано с причиной получения образования в результате массо-визации и коммерциализации профессионального обучения в высших и средних образовательных учреждениях (рис.2).
По наблюдениям исследователей региональных вузов, конкурентоспособность специальности зависит от требований общества, конъюнктуры, сложившейся «моды» на ту или иную деятельность, а также от количества аналогичных вузов. В регионах России за последние 10-15 лет значительно увеличилось количество учреждений профессионального образования за счет негосударственных вузов и филиалов государственных вузов [4].
Большинству сельской молодёжи свойственно стремление к изменению своего социального положения, несмотря на минимальные ресурсы, в связи с этим наблюдается значительный отток молодёжи в город, однако в городе им приходится столкнуться с проблемами. Во-первых, это отсутствие жилья. Обеспечение студентов местом в общежитии является одним из важных условий для привлечения абитуриентов. Поэтому им был задан вопрос «Где вы сейчас живете?». Из общего количества студентов живут в общежитии -43,3%, у родственников - 9,8%, снимают квартиру - 10,1%, имеют свою квартиру или живут отдельно с мужем или с женой 5,5%.
Во-вторых, малооплачиваемая работа (неконкурентоспособность и невостребованность специальности; отсутствие стажа и опыта работы; практически полное отсутствие вакансий на сельском рынке труда; несоответствие имеющихся вакансий запросам). Исходя из этой проблемы, строятся и планы респондентов после учебы. В пяти вузах из 10 охваченных опросом преобладает выбор варианта «останусь в городе», получение второго высшего образования по другой специальности и лишь студенты Чурап-чинского института физкультуры чаще планируют работу в районе - 41,9% из 74 опрошенных. В планах экономистов, медиков, юристов, а также студентов ФТИ и ИТИ на первом месте стоит «останусь в городе». Получение ими второго высшего образования, безусловно, также связано с городом. Студенты, ориентированные на жизнь в городе, практически не намерены возвращаться на родину (рис. 3).
Наибольшее число студентов, желающих получить вторую специальность, характерно для факультета якутской филологии и культуры (42,1%) и Пединститута (42,1%). Это явление наблюдается также в ЧГИФКиС (32,4%) и ЯГСХА (34,7%). Здесь можно ранжировать вузы по их «продукции» - выпускников по уровню конкурентоспособности в ближайшем трудоустройстве. Таким образом, неконкурентоспособными являются выпускники вузов гуманитарного профиля (табл. 2).
Если студент неудовлетворен своей специальностью в процессе подготовки и информиро-
- Рис.3. Распределение ответов студентов, преимущественно ориентированных на городской образ
Т а б л и ц а 2
Планы студентов после окончания учебы в вузе, %
Планы ПИ ФЯФиК ЯГИТИ ЧГИФКиС ФЭИ ФИЯ ЯГСХА МИ ЮФ ФТИ Итого
Поеду работать в район 12,3 26,3 10 41,9 21,7 15,5 17,8 17,9 17,2
Вернусь на родину 4,1 5,3 6,7 8,7 2,2 2,4 2,5 2,8
Останусь в городе 22,4 26,3 45 1,4 51 25 30,5 54,1 45,2 48,7 39,8
Второе ВО по другой специальности 42,1 42,1 13 32,4 28,3 35 34,7 14,9 16,6 12,8 23,7
Не задумывался 16,3 11,6 9,5 11,3 20 4,4 9,9 10,7 15,4 11
Другие намерения 2,1 8,3 8,1 9,4 20 2,7 5,9 2,5 5,4
вания о состоянии востребованности выбранной профессии на рынке труда, то это говорит о том, что молодой специалист не готов и не желает работать, следовательно, он неконкурентоспособен. Вот тогда он выбирает второй круг обучения со всеми временными затратами, что объясняется о намерении получить второе высшее образование по другой востребованной специальности. Вузами с более конкурентоспособными выпускниками являются образовательные учреждения технического профиля, такие как ИТИ и ФТИ. Вместе с тем, в исследовании прослеживается ориентация выпускников вузов на альтернативную трудовую деятельность в городе.
Десинхронизация рынка труда и рынка образовательных услуг приводит к необеспеченности перспективных инвестиционных проектов кадрами высокой квалификации, прежде всего, инженерных и рабочих профессий. В 2012 г. в численность зарегистрированных безработных составила 1,6% выпускников высшего и среднего профессионального образования (в 2011 г. -1,4%). При этом доля специалистов с высшим профессиональным образованием возросла с 30
до 40%. Однако потребность работодателей в них существенно ниже. В республиканском банке вакансий около 80% вакантных мест приходится на рабочие профессии, поэтому сельская молодежь должна осознавать конкурентные преимущества своими качественными характеристиками, как состояние здоровья, пол, возраст, уровень квалификации, профессиональной подготовки и образования [1-4].
Для общего обзора ситуации занятости в районах республики мы выявили актуальные вакансии, выставленные в центрах занятости населения по районам республики. В данном случае «Актуальная вакансия» - это ежедневное обновление вакансий на актуальные в сайтах центров занятости населения государственных служб занятости республики. Так, например, на первом месте актуальные вакансии по районам Якутии наблюдаются по виду деятельности «Строительство» - 3477 вакансий. Далее, вместе с тем, востребованы вакансии в отрасли транспорта, здравоохранения, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. Острая нехватка учителей и врачей наблюдается в арктической зоне (Булунский,
Т а б л и ц а 3
Количество актуальных вакансий по районам Республики Саха (Якутия) (май-июнь 2014 г.)
Виды экономической деятельности: Арктическая зона Северо-Восточная Якутия Западная Якутия Южная Якутия Центральная Якутия Всего
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 27 - 19 - 35 81
Добыча полезных ископаемых - - - 257 - 257
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды - - - - 16 16
Строительство 60 218 1743 1083 273 3377
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотр-х ср-в, мотоциклов, быт. изд. и предметов лич.польз. 14 - - - - 14
Транспорт и связь 12 29 89 678 26 834
Финансовая деятельность - - - 37 - 37
Гос.упр-е и обеспечение воен. безоп-ти; соц. страх. 23 9 - 15 16 63
Образование 116 27 49 52 19 263
Здравоохранение и предоставление соц.услуг 114 55 183 172 70 594
Предос-е прочих комм-х, соц-х и персон-х услуг 50 106 58 117 168 499
Источник: Данные Департамента занятости населения РС(Я). Статистика вакансий от 02.06.2014 г. http://zansakha.ru/ home/grazch/statisticvak.aspx [2].
Т а б л и ц а 4
Соотношение актуальных вакансий с численностью трудоустроенных работников организаций по видам экономической деятельности по региону (январь-апрель 2014 г.)
Количество актуальных вакансий Численность работников организаций %
Всего 6035 344075 1,7
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 81 8880 0,9
Рыболовство, рыбоводство - 683
Добыча полезных ископаемых 257 37366 0,7
Обрабатывающие производства - 13125
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 16 26346 0,06
Строительство 3377 20918 16,6
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 14 18858 0,07
Гостиницы и рестораны - 4134
Транспорт и связь 834 32372 2,6
Финансовая деятельность 37 7176 0,5
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 25735
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 63 36009 0,2
Образование 263 62964 0,4
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 594 34535 1,7
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 499 14974 3,3
Источник: Рынок труда и занятость населения. Трудовые ресурсы. Официальная статистика от 21.05.2014 г. http://sakha.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sakha/ru/statistics/employment/ [6].
Верхнеколымский, Среднеколымский районы) (табл. 3).
Процентная сопоставимость актуальных вакансий в районах с общей численностью работников организаций показывает отсутствие вакансий в сельской местности по таким видам экономической деятельности как: «Рыболовство, рыбоводство», «Обрабатывающие производства», «Гостиницы и рестораны», «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг». Дефицит вакансий на селе наблюдается по видам экономической деятельности: «Производство и распределение электро-
энергии, газа и воды» - 0,06% и «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» - 0,07% (табл.4).
Как видно из табл. 5, доля актуальных вакансий по группам основных профессий разнообразна по своей характерной отраслевой востребованности специальностей в конкретном районе. Таким образом, арктическая зона, в первую очередь, остро нуждается в учителях-предметниках, доля актуальности вакансий из общего числа вакансий по региону составляет 60,5%. Как правило, по своим природно-климатиче-
Т а б л и ц а 5
Доля актуальных вакансий по группам профессий по районам из общего числа вакансий по региону, %
Группы профессий Арктическая зона СевероВосточная Якутия Западная Якутия Центральная Якутия Южная Якутия г. Якутск
Врачи общей практики 15,4 5,2 40,7 4,9 25,8 29,8
Врачи узкой специализации 22,2 19,4 31,3 16 30,3 44,6
Средний мед. персонал 8,6 6,9 22,4 10,2 14,9 45,7
Учителя-предметники 60,5 10,4 13,3 12,1 17,3 16,6
Педагогические работники 17,5 18,8 29,7 14,1 30,4 16,4
Инженер 39,5 - 15,2 3,5 50,2 -
Полицейский 9,2 - - 3,5 10,6 77,7
Пожарный - 30 - 36,7 - -
Водитель 14,9 2 4,5 - 29,3 66,2
Слесарь 20,7 9,7 15,8 3,2 18,1 74,4
Рабочий 5,95 9,2 3,9 6,4 - 43,4
Источник: Рынок труда и занятость населения. Трудовые ресурсы. Официальная статистика от 21.05.2014 г. http://sakha.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sakha/ru/statistics/employment/ [6].
ским условиям и отдаленности в этой зоне востребованы профессии: оленевод - 100%, оператор котельной - 71,4%, врачи узкой специализации - 22,2% и почтальон - 12,5%, как отражение проблемы отопления, здоровья, транспорта и связи.
Из всех представленных районов в Западной Якутии наблюдается нехватка врачей общей практики (врач-педиатр участковый, врач-терапевт), актуальность вакансий составляет 40,7% (табл.3). Очень востребованы рабочие профессии в строительстве: сварщики, монтажники, плотники (по 100%). В Северо-Восточной Якутии также актуальны рабочие специальности в отрасли строительства: слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов (100%), гидромонтировщик (83,3%) и электрослесарь (80,6%). Далее, здесь востребованы пожарные (30%), как и в Центральной Якутии (36,7%), так как в последнее время участились пожары в этих районах. Исходя из этой проблемы, в Центральной Якутии особо актуальна вакансия «волонтер» (87,8%).
Вместе с тем, на рынке труда в г. Якутске наблюдается востребованность рабочих специальностей, в первую очередь, в области строительства: арматурщики, бетонщики, каменщики, плотники, маляры, штукатурщики, слесари и т.д. Трудовые ресурсы более актуальны в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (технические инженеры, электрики, электрогазосварщики); в предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (повара, парикмахеры, дворники, служащие и рабочие в сфере ЖКХ). В охране порядка в густонаселенных условиях города очень востребованы полицейские (77,7%). Далее, активно наблюдается рост вакансий по среднему медицинскому персоналу (45,7%), по врачам узкой специализации (44,6%) и по врачам общей практики (29,8%).
Таким образом, общезначимыми причинами принятия решения о переезде в город среди сельской молодежи являются: несоответствие имеющихся вакансий запросам, неравные условия конкуренции на рынке труда и слабое развитие социально-культурной инфраструктуры.
В целом по всей группе респондентов желание «остаться в городе» является самым значимым (39,8%). Жизнь в городской среде у студентов в первую очередь представляется, как «возможность найти хорошую высокооплачиваемую работу». Доля желающих получить второе высшее образование составила 23,7%, т.е. практически каждый четвертый планирует продолжить обучение по другой специальности. И только с третьей позиции стоит в планах жела-
ние «поеду работать в район» 17,2%. Вместе с тем, молодые люди включают в понятие «другие намерения» службу в армии, которую считают закономерным этапом в своей жизни, как уже получившие достаточную физическую, интеллектуальную подготовку, имеющие социальный опыт, попробовать себя в военной карьере или в силовых структурах, а также поступить в аспирантуру и обзавестись семьей.
Из всех шести предложенных планов самую низкую долю составляет намерение «вернусь на родину» 2,8%. Это характеризуется неудовлетворенностью молодежи качеством своей жизни в своем родном сельском социуме из-за «ощущения ее неполноценности и неперспективности». Но если объединить варианты ответов «поеду работать в район» 17,2% и «вернусь на родину» 2,8%, то почти каждый пятый опрошенный студент (20%) готов работать в сельской местности.
Таким образом, что большинство выходцев из села, как подготовленные специалисты, не имеют намерения работать по выбранной профессии в районе или намерены получить другую специальность.
Здесь можно отметить привлекательность городской среды для молодежи, которая включает набор ресурсов, помогающих молодым людям поддерживать более высокий уровень жизни. Каждая социальная группа имеет и использует свои социальные ресурсы, следовательно, сельская молодёжь не всегда имеет возможность воспользоваться внешними ресурсами города. Сельская молодёжь представляет собой социальную группу, проживающую в специфических социокультурных условиях (для социокультурной среды села характерны такие свойства, как нравственно-этическая устойчивость, традиционность, консервативность, связь с естественной природой, более низкий уровень образования сельских жителей, ограниченность ресурсов (материальных, кадровых, информационных)), под влиянием этих условий и происходят процессы социализации и социальной адаптации (которые оказывают непосредственное влияние на социальный статус).
По результатам проведенного исследования приходим к выводу о том, что вопрос привлечения молодых специалистов в сельскую местность сегодня является актуальным и злободневным, в большей степени это касается сферы здравоохранения, образования и строительства. Главной проблемой для молодого специалиста остается вопрос жилья, социальной защиты, транспортной доступности, социально-культурного развития, устойчивой мотивации и желания работать по выбранной специальности.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕТСКИХ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ФИТНЕС-КЛУБАХ
Реализация данных приоритетов респондентов - прагматичных, целеустремленных, профессионально ориентированных - требует пересмотра адаптационных мероприятий, носящих эпизодический характер, разработки комплексной программы трудоустройства по специальности для выпускников в поствузовский период, что обеспечит системный подход к осуществлению непрерывного карьерного роста по выбранной профессии в течение всей жизни.
Литература и источники
1. Государственная программа РС(Я) «Содействие занятости населения РС Я) на 2012-2016 годы». Департамент занятости населения РС(Я). www.zansakha. ru/home/.
2. Данные Департамента занятости населения РС(Я). Статистика вакансий от 02.06.2014 г. http:// zansakha.ru/home/grazch/statisticvak.aspx.
3. Королев И.В. Трудовая активность работников молодежного возраста: дифференциация по гендер-
УДК 613.71Л 38
ному признаку // Женщина и управление. - П. Посад, 2009.
4. Платонова Р.И. Подготовка конкурентоспособного специалиста в региональном педагогическом вузе: методология, концепции, система: монография / Р.И. Платонова. - М.: Советский спорт, 2011. -С.133.
5. Платонова Р.И. Формирование конкурентоспособного специалиста в системе регионального высшего педагогического образования (на примере педагогических вузов Якутии): автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Р.И. Платонова. - М., 2011. http://www.dissers.ru.
6. Рынок труда и занятость населения. Трудовые ресурсы. Официальная статистика от 21.05.2014 г. http://sakha.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sakha/ru/ statistics/employment/.
7. Старик И.Н. Механизмы конструирования неравенства городской и сельской молодежи: автореф. дис. ... к-та социол. наук: 22.00.04 / И.Н. Старик. -Саратов, 2012. http://www.dissercat.com.
Поступила в редакцию 29.09.2014
Педагогический анализ детских физкультурно-оздоровительных программ в фитнес-клубах
Т.В. Левченкова
Детские физкультурно-оздоровительные программы стали востребованными и популярными в фитнес-клубах и клубах по месту жительства. Это связано с изменением отношения родителей к физическому воспитанию детей различного возраста и возможностью выбора занятий исходя из потребностей семьи и интересов ребенка. Целью исследования является педагогический анализ организации и проведения занятий с детьми в фитнес-клубах. Результаты исследования показали, что организация и проведение программ для детей в фитнес-клубах имеют следующие особенности: необходимо выделение помещений, которые имеют специальное назначение, т. к. занятия с детьми в фитнес-клубах отличаются достаточно большим разнообразием; расписание занятия должно строиться с учетом возрастных особенностей, режима дня и возможности выбора занятий. В статье определено примерное содержание физкультурно-оздоровительных программ для детей разного возраста (от 1 года до 16 лет). Для педагогически оправданного проведения занятий в группах, где одновременно могут заниматься дети разного возраста, целесообразно использовать технологию проведения занятий, основанную на подражании младшими детьми старшим при выполнении упражнений, описанную в работах М. Монтессори. Анализ кадрового состава, осуществляющего работу с детьми в фитнес-клубах, показал, что преподаватели и инструкторы, которые проводят физкультурно-оздоровительные занятия с детьми, должны иметь высшее профессиональное образование, уметь работать с детьми разного возраста и владеть педагогическими технологиями, которые позволяют проводить занятия с разновозрастными группами.
Ключевые слова: фитнес-клуб, содержание программ для детей, технология проведения занятий с разновозрастными группами, расписание для детей, требования к преподавателям по детскому фит-несу.
ЛЕВЧЕНКОВА Татьяна Викторовна - к.п.н., доцент, проф. кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)», tatlev811@mail.ru.