«Профессиональная ориентация»
201Ш ЩЦ
М.В. Брязгова, О. В. Долгина
ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум», г. Энгельс, Россия
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ЭНГЕЛЬССКОМ
ПОЛИТЕХНИКУМЕ
Выбор профессии - важный этап в жизни каждого человека. Профессиональный выбор трудно дается здоровым детям и особенно трудно он дается лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Мы работаем с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья по слуху, ПОДА и интеллектуальными ограничениями Поэтому, при проведении профориентационной работы среди них важным является сотрудничество родителей, медицинских работников, психолога и социального педагога.
Для оказания более эффективной помощи детям с ОВЗ в профессиональном самоопределении важно определить цель данноой работы, потому что наши ученики уже пришли обучаться к нам. Трудность состоит втом, что многие из них не определились с дальнейшей профессиональной деятельностью, а нам необходимо их мотивировать в соответствии с их возможности на освоение именно данной профессии.
Целью нашей работы в этом направлении является оказание помощи в освоении той профессии, которая максимально соответствует физическому и психическому развитию обучающегося. Другими словами нам необходимо привить уважение к этой профессии и смотивировать детей на её освоение.
Основные задачи нашей работы: развитие обще трудовых качеств и навыков;
предоставление информации о конкретной профессии и о путях профессиональной подготовки;
формирование установок на труд и позитивного отношения к труду, мотивационной готовности к труду, к выполнению профессиональных функций, конкретного вида деятельности. [1]
Формирование мотивационной готовности к труду, к выполнению определенных видов деятельности может решаться в рамках развивающей и психокоррекционной работы, в ходе оказания психологической помощи, игровой и учебной деятельности детей.
Формирование готовности ребенка с ОВЗ к возможной смене к повышению квалификации, самообразованию и переподготовке, к
Электронный научный журнал
2017, №2
«Профессиональная ориентация»
научный журнал
Электронный
самореализации и постоянному росту в процессе трудовой деятельности решается средствами учебной и производственной практики. [3]
В рамках комплексной программы по профориентации предусматриваются следующие этапы профориентационной работы с лицами с ОВЗ (из опыта Энгельсского политехникума):
Анализ состояния здоровья и рекомендации врача по медицинским показаниям и противопоказаниям.
Знакомство с рекомендуемой профессией, видом профессиональной занятости путем профессиональных проб - составление возможных вариантов специфики данной професии (у нас это «Штукатур» и «Оператор швейного оборудования»).
Определение профессионально важных качеств, необходимых для будущей профессиональной деятельности, по жизненным проявлениям и результатам диагностики.
Возможности трудоустройства.
Уточняющая консультация с медицинскими работниками по подтверждению выбора профессий и путей профессиональной переподготовки.
Для решения же проблем получения профессионального образования, подготовки важно изучение потребностей, возможностей, профессиональных предпочтений обучающихся с ОВЗ, - по результатам расширение перечня направлений профессиональной подготовки в учреждениях профессионального образования Энгельсского муниципального района.
Библиографический список
1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития/ под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2010. - 239 с.
2. Пряжникова, Е.Ю,. Профориентация: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 496 с.
3. Ткачева, В.В. Технология психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. - М.: АСТ; Астрель, 2007. - 318 с.