Научная статья на тему 'Профессиональная ориентация детей и подростков к службе в частной охране средствами занятий самозащитой в вариативных условиях правовых ситуаций'

Профессиональная ориентация детей и подростков к службе в частной охране средствами занятий самозащитой в вариативных условиях правовых ситуаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНЫЕ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ / PRIVATE SECURITY SERVICE / САМОЗАЩИТА БЕЗ ОРУЖИЯ / SELF-DEFENNCE WITHOUT WEAPONS / СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ / SOCIAL SIGNIFI CANCE / ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / LEGAL LITERACY / ЗНАНИЕ / KNOWLEDGE / НАВЫК / УМЕНИЕ / SKILL / ПРИВЫЧКА / HABIT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаров В.А.

При отсутствии государственной подготовки специалистов частной службы безопасности и при значительных правовых ограничениях работы таких служб необходима ранняя ориентационная работа с детьми путем использования социально значимых упражнений самозащиты в условиях меняющихся правовых ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макаров В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL ORIENTATION OF CHILDREN AND TEENAGERS THE SERVICE AT THE PRIVATE GUARD BY MEANS OF PRACTICING SELF-DEFENCE IN VARIOUS CONDITIONS OF LEGAL SITUATIONS

In the conditions of absence of the state training of private security service specialists and also at signifi cant legal limitations of such services work it becomes necessary to introduce the work with children by means of using socially important self-defence exercises in the conditions of changing legal situations.

Текст научной работы на тему «Профессиональная ориентация детей и подростков к службе в частной охране средствами занятий самозащитой в вариативных условиях правовых ситуаций»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ К СЛУЖБЕ В ЧАСТНОЙ ОХРАНЕ СРЕДСТВАМИ ЗАНЯТИЙ САМОЗАЩИТОЙ В ВАРИАТИВНЫХ УСЛОВИЯХ ПРАВОВЫХ СИТУАЦИЙ

Кандидат педагогических наук, доцент В. А. Макаров

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Будённого, 161.

При отсутствии государственной подготовки специалистов частной службы безопасности и при значительных правовых ограничениях работы таких служб необходима ранняя ориен-тационная работа с детьми путем использования социально значимых упражнений самозащиты в условиях меняющихся правовых ситуаций.

Ключевые слова. Частные службы безопасности, самозащита без оружия, социальная значимость, правовая грамотность, знание, умение, навык, привычка.

Актуальность. «Многие ЧОПы искусственно создают у бизнесменов иллюзию своего соответствия высоким категориям, однако на поверку оказывается, что речь идет о людях, давно вышедших в отставку, и утративших как связь с милицейским корпусом, так и понимание современных криминальных процессов» [15].

С другой стороны, имеет место полное отсутствие государственной формы обучения охранной деятельности, обслуживающей нужды частного предпринимательства, что еще усугубляет проблему.

Частные учебные заведения по подготовке сотрудников различных служб безопасности, кроме правовых ограничений, испытывают затруднения по набору взрослых абитуриентов, желающих получить профессию в охранной деятельности при условии серьезной профессиональной подготовки [3, 7].

Остается путь заблаговременной, профессионально ориентационной работы путем вовлечения детей и подростков в спортивные клубы с профилированием боевых искусств, имеющих социальную привлекательность. Однако в СССР и в России боевые искусства отождествляются со спортивными единоборствами, что в значительной мере наносит вред массовости в боевых искусствах [4].

В 90-х годах в России наметилась тенденция к соединению ударных единоборств со спортивной борь-

бой по армейской и милицейской версиям [9], что и легло в основу специальной физической подготовки всех представителей силовых структур. Однако состав участников соревнований свидетельствует о том, что они являются представителями или видов спортивной борьбы, или ударных единоборств [8], а сам вид не может использоваться к качестве пролонгированного средства подготовки сотрудников силовых структур, тем более, на различных ее уровнях.

Если рассматривать проблему выбора видов боевых искусств для решения вопроса об эффективности их использования в профессионально ориентационной работе с будущими работниками охраны, начиная с раннего возраста, то целесообразно обратиться к этому с позиций: социальной значимости, что особенно важно для детей и подростков [6]; возрастной способности к усвоению сложно-координационных движений [11]; возрастной способности к сенсомоторной адаптации в ситуативных и психострессорных условиях деятельности [1].

Неконтактные и условно-контактные боевые искусства наилучшим образом обеспечивают формирование сложно-координационной техники боевых искусств, не разрушая психо-стрессорными условиями становление навыков [13] в позднем детстве и подростковом периоде развития, однако российский менталитет и нервная типология не воспринимают временного абстрагирования техники восточных боевых искусств с огромным количеством движений, не связанных с непосредственными боевыми действиями [5].

По всей видимости, психофизиологические особенности нашей макронации, обусловленные социально-экономическими, экологическими, диетологическими и педагогическими константами, формируют способность восприятия только, конкретно связанной с насущной задачей, образно-двигательной информации и неспособность абстрагироваться от конкретики. Это ставит под сомнение эффективность использования

традиционных видов восточных боевых искусств и восточных единоборств для проведения профессионально ориентационной работы в интересах учреждений дополнительного образования.

В этих целях, в условиях России желательно разработать содержание и методику профессионально ориентационной работы по подготовке к работе в частных охранных организациях, позволяющие реализовывать предметность мышления в конфликтных ситуациях без избыточного абстрагирования, но с большим объемом ориентированной образно-двигательной информации.

В работе Ю.А. Шулики [17] высказывается мысль, казалось бы, подтверждающая данную посылку: «Боец должен минимумом технических действий выигрывать в максимуме возможных в бою ситуаций». Но если вдуматься в этот тезис, то при оперировании с моделью пространственно-смысловой технико-тактической деятельности в любом виде единоборств, оказывается, что единоборец должен владеть огромным арсеналом действий в разделах взаимоположений борьбы стоя, полустоя, полулежа, в партере и лежа. Причем, в каждом таком взаимоположении имеется ряд кинематических ситуаций, требующих использования соответствующего приема или серьезной корректировки своего излюбленного приема.

В условиях психостресса трудоспособность бойца значительно сокращается. Не отработанные до автоматизма адаптивные реакции требуют усиленной работы ассоциативных полей КГМ, в результате чего образовывается дефицит ацетилхолина в синаптических узлах. Человек может еще работать физически, но не может работать, мысля [14]. В связи с этим целесообразна работа над автоматизацией действий в типовых ситуациях, что и обеспечивается работой над освоением модели [17].

□ процент отсева

70 60 50 40 30 20 10 0

/ /

Кб

ср

ар

Б - Бокс КБ - Кикбокс Д- Дзюдо Т - Тхэквондо

СР - Спортивный рукопашный бой (разновидность каратэ-шотокан) АР - Армейский рукопашный бой КЕ - Комплексное единоборство

Рис. 1.

Процент покинувших секции единоборств после участия в первых квалификационных соревнованиях

В системах восточных единоборств нет спортивных разрядов, присуждаемых за количество выигранных боев, а квалификация присуждается за качество демонстрации техники, в лучшем случае при условном (легком) контакте. Этот фактор обеспечивает бесконфликтное усвоение учебного двигательного материала на всех его физиологических этапах (от генерализации возбуждения до автоматизация действий [13].

В спорте, тяготеющем к скорости получения спортивного результата, доминирует тенденция поиска физиологически способных к достижению рекордов (в данный момент). В результате, занимаясь с детьми и подростками со спортивных позиций, мы теряем значительное количество будущих абитуриентов (рис. 1).

В условиях России желательно разработать такое содержание и методику профессионально ориентационной работы по подготовке к работе в частных охранных организациях, которая бы была рассчитана не только на работу с генетически предрасположенными к противоборству абитуриентами, но и с лицами, менее приспособленными к противоборству, но обладающих другими, ценными для охранной деятельности качествами.

Для того, чтобы процесс подготовки в режиме профессиональной ориентации проходил полноценно с позиций качества владения техникой пресечения правонарушений, с позиций права использования средств такого пресечения и с позиции эмоционального восприятия, обеспечивающего формирование самооценки, необходимо совместить профориентационную физическую подготовку с правовым обоснованием применения средств пресечения правонарушений

С помощью такой методики исподволь должна будет формироваться в каждом ученике законопослушная личность способная грамотно, активно и эффективно противостоять правонарушениям. Кроме того, присутствие элемента тактики правового использования приема самозащиты социально легализует любое действие, возможно не вписывающееся в детские понятия «групповой солидарности», провоцирующей доминирование малолетних полукриминальных «лидеров».

Основой для наполнения содержанием таких совмещенных тренингов являются правовые документы, с характеристикой криминогенных ситуаций и оптимальных вариантов их разрешения [2].

Прекрасным ориентиром для организации изучения самозащиты на раннем этапе ориентационной правовой подготовки являются работы В.В.Лялько [10] и С.Н. Фе-доткина [16] с рекомендациями по самообороне женщины и женщины - секретаря, поскольку функциональные возможности детей и подростков практически идентичны с физическими и психологическими возможностями женщины.

ке

Учитывая не утешительные данные о правовых ограничениях и несоответствии функциональных качеств учащихся школ и абитуриентов требованиям к функциональной модели охранника, необходимо было разработать такую программу профессиональной ориентации и такие инструкции для действий в криминогенных ситуациях, чтобы они соответствовали и правовым и функциональным возможностям учащегося.

Мы посчитали, что подобные занятия принесут пользу в качестве положительного ориентира, только тогда, если правовой аспект будет преподноситься не с точки зрения самого Закона, а с позиций самого правонарушителя или его родственников. Известно, что, в бытовых конфликтах (а по данным статистики большая часть преступлений совершается на бытовом уровне) бывает трудно найти правого и виноватого.

Именно этот факт целесообразно преподносить детям и подросткам при моделировании конфликтно-правовых ситуаций. В этом случае Закон будет оставаться непререкаемым, что позволит не отбить желание будущих абитуриентов от избираемой профессии.

Условия эксперимента. В целях установления оптимальной методики формирования профессиональной ориентации для дальнейшей работы в предприятиях охранной деятельности, нами был организован естественный педагогический эксперимент, в котором были задействованы четыре группы детей возраста 12 лет (по В.В. Бунаку, 1965).

1-я контрольная группа (К-1) занималась по программе, составленной в соответствии с методологией 2000-х годов, в основе которой лежат удары руками и ногами по туловищу и голове, броски и болевые приемы на руку и на ногу.

2-я контрольная группа (К-2) занималась по программе прохождения самозащиты без оружия, используемой в учебных заведениях МВД [ 12 ] без проведения соревнований.

1-я экспериментальная группа (Э-1) занималась по программе, составленной для учащихся по подготовке к работе в правоохранительных органах. Ее отличием от типовой программы является изменение порядка изучения приемов самозащиты, начиная с защиты от самого опасного прямого удара ножом, включения

100т

Рис. 2.

Процент отсева учащихся из учебных групп в течение 2-х лет обучения

алгоритма действий в меняющихся проприоцептиво-моторных и зрительно моторных ситуациях.

2-я экспериментальная группа (Э-2) занималась по содержанию программы для группы Э-1, но с включением правового обоснования на использование разрешенных действий и их последующего правового толкования.

Последующая тренировка в решении сенсомотор-ных задач самозащиты в различных правовых ситуациях должна была выработать навык поведения и, попутно, образ профессионального мышления.

Результаты эксперимента. После проведения двухгодичного эксперимента получены следующие результаты:

В 1-й контрольной группе (К-1), занимавшейся по программе изучения спортивного рукопашного боя, после 1-го года обучения осталось 56 % учащихся. На 2-м году обучения, сразу же после первых соревнований по рукопашному бою, в секции осталось 18 % от исходной цифры первого года (рис. 2).

Во 2-й контрольной группе (К-2), занимавшейся по стандартной программе изучения самозащиты без оружия, после 1-го года обучения осталось 68 % учащихся. На 2-м году обучения в секции осталось 38 % от исходной цифры первого года.

В 1-й экспериментальной группе (Э-1), занимавшейся по инновационной программе самозащиты без оружия, после 1-го года обучения осталось 78 % учащихся. На 2-м году обучения в секции осталось 65 % от исходной цифры первого года.

Во 2-й экспериментальной группе (Э-2), занимавшейся по инновационной программе самозащиты без оружия с правовым уклоном, после 1-го года обучения осталось 89 % учащихся. После 2-го года обучения в секции осталось 81 % от исходной цифры первого года.

Отсюда можно заключить, что в 1-й контрольной группе произошел скоротечный большой отсев после первого соревнования, Это можно объяснить экстремистскими правилами соревнований, что категорически противоречит биологическим и педагогическим основам физической культуры и спорта.

Во 2-й контрольной группе произошел постепенный значительный большой отсев. Возможно, это связано с недостаточно эмоциональной методикой освоения учебного материала, ограничивающейся простым изучением техники приемов.

В 1-й экспериментальной группе отсев оказался незначительным, что можно объяснить высокой эмоциональностью, возникающей при освоении техники приемов в меняющихся проприоцептивно-моторных и зрительно-моторных ситуациях. Еще большую эмоциональность обеспечивают попеременно-ролевые подсчеты успешной защиты в условиях непредсказуемой атаки.

Во 2-й экспериментальной группе отсев оказался еще менее незначительным. При социологическом опросе оказалось, что среди

□ 1 й год В 2 й год

100п

Рис. 3.

Процент положительно высказавшихся за ориентировку на работу в правоохранительных органах

учащихся именно этой группы большая часть высказалась за ориентацию на работу в правоохранительных органах (рис. 3).

Следует отметить факт того, что 43% учащихся, ранее высказавшихся против участия в единоборствах, по окончании двухлетних занятий в режиме условно-контактной самозащиты пожелали далее параллельно заняться и единоборствами, что свидетельствует о целесообразности соблюдения постепенного втягивания в режим противоборства.

Таким образом:

1. В сложных е экономических, социальных и демографических условиях, возникает необходимость проведения частыми охранными предприятиями профессионально ориентационной работы с детьми и подростками в целях обеспечения полноценного набора учащихся в спецшколах.

2. Данная работа должна совмещаться с воспитанием чувства справедливости, гражданственности, ответственности за коллективное законопослушание и, в конечном итоге ориентацию на работу в области частной охранной деятельности.

3. Для вовлечения значительных масс детей и подростков в активную физкультурно-спортивную деятельность, косвенно связанную с охраной правопорядка, обеспечения их длительной мотивации к ней, целесообразно использовать высоко-эмоциональную методику неконфликтно-конкурсного освоения приемов самозащиты в различных ситуациях проприоцептивно-моторного и зрительно-моторного характера.

4. Для обеспечения более гарантированной ориентации на избрание профессии охранной деятельности целесообразно при проведении занятий по самозащите комплексировать их с ненавязчивым освоением правовых основ использования приемов самозащиты без оружия и способов силового воздействия в правовом поле.

5. Соблюдение перечисленных принципов в ходе профориентационной работы с детьми и подростами обеспечивает высокую массовость, высокое сохранение обучаемых кадров и высокую ориентированность на выбор правоохранной профессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев, А.В. Психагогика. (Союз практической психогигиены и психологии) [Текст]: /А.В. Алексеев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 192 с.

2. Власов, А.А. Чрезвычайные происшествия и несчастные случаи в спорте [Текст]: /А.А. Власов. -М.: Советский спорт, 2001. - 79 с.

3. Галочкин, Д. Развиваться, выживать, прекратить существование. [Текст]: /Д. Галочкин //Журн. Охранная деятельность. - М., 2010, № 4. - С. 13-19.

4. Дзюдо (система и борьба) Учебник [Текст]: / Под общ. ред. Ю.А. Шулики и Я.К. Коблева [Я.К. Ко-блев, В.М. Невзоров, Ю.М. Схаляхо, Ю.А. Шулика]. -Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006. - 800 с.

5. Заяшников, С. Тайский бокс. [Текст]: /С. Заяш-ников, - М.: Терра спорт - Олимпия PRESS, 2002. - 272 с.

6. Ильин, Е.А. Мотивация и мотивы [Текст]: /Е.А. Ильин. -СПб: «Питер», 2000. - 512 с.

7. Колесников, О. Кадры решают всё. [Текст]: /О. Колесников. //Журн. Охранная деятельность. - М., 2010, № 4. - С. 48-55.

8. Коротких, И.А. Адаптация технико-тактических арсеналов представителей различных видов единоборств к условиям рукопашного боя армейской и милицейской версий [Текст]: дис.... канд. пед. наук: 13.00.04 /Коротких Игорь Анатольевич. - Краснодар, 2004. - 167 с.

9. Лавров, В. Типовая программа по боевым приемам борьбы (для курсантов образовательных учреждений МВД России, сотрудников органов внутренних дел.) [Текст]: /В. Лавров //В журнале: «Профессионал», 1998, № 2. - С.27-36.

10. Лялько, В.В. Трактат о женской самообороне: Практическое пособие [Текст]: /В.В. Лялько. - Мн.:Харвест, М.: АСТ, 2001. - 432 с.

11. Лях, В.И. Основные закономерности взаимосвязей показателей, характеризующих координационные способности детей и молодежи: попытка анализа в свете концепции Н.А. Бернштейна. [Текст]: /В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. -1996. - С. 20-26.

12. Носуля, В.Н. Технология обучения самозащите без оружия в учебных заведениях ВМД России: [Текст]: дисс....канд. пед. наук: 13.00.04 /Носуля Василий Николаевич. - Краснодар, 1998. - 144 с.

13. Погребной, А.И. Электрофизиологическое исследование некоторых центральных механизмов произвольных движений человека: [Текст]: автореф. дис.. канд. биол. наук / Погребной Анатолий Иванович.. - М., 1980. - 16 с.

14. Розенблат, В.В. Проблема утомления [Текст]: /В.В. Ро-зенблат. - М.: Медицина, 1961. - 220 с.

15. Тернова, С. Наставление зарубежному инвестору. [Текст]: /С. Тернова //Журн. Охранная деятельность. - М., 2010, № 3. - С. 25-30.

16. Федоткин, С.Н. Основы личной безопасности. [Текст]: /С.Н. Федоткин. - М.: Изд. Дом «Мир безопасности», 2001. -208 с.

17. Шулика, Ю.А. Технико-тактическая модель борца и методология его многолетней подготовки [Текст]: /Ю.А. Шулика. - Краснодар: Краснодарское книжное изд. - 1988. - 142 с.

PROFESSIONAL ORIENTATION OF CHILDREN AND TEENAGERS THE SERVICE AT THE PRIVATE GUARD BY MEANS OF PRACTICING SELF-DEFENCE IN VARIOUS CONDITIONS OF LEGAL SITUATIONS

V. Makarov, Candidate of Pedagogics, Associate Professor

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar.

Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161

In the conditions of absence of the state training of private security service specialists and also at significant legal limitations of such services' work it becomes necessary to introduce the work with children by means of using socially important self-defence exercises in the conditions of changing legal situations.

Key words: private security service, self-defennce without weapons, social significance, legal literacy, knowledge, skill, habit.

ФЕСТИВАЛЬ БОЕВЫХ ИСКУССТВ, В СОСТАВЕ ШКОЛЬНОГО СМОТРА-КОНКУРСА, КАК СТИМУЛЯТОР ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ЗАДАТКАМИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫМИ ПРЕДПОЧТЕНИЯМИ

Преподаватель И.Б. Фурсов, директор ГОУ НПО ПУ №80, ст. Брюховецкая Контактная информация для переписки: ст. Брюховецкая, ул. Красная, 257, кв. 1.

Преобладание в школьном физическом воспитании упражнений на преодоление сужает его образовательный компонент и снижает мотивацию учащихся к активной двигательной деятельности. Включение фестиваля многопрофильных боевых искусств в состав школьного смотра-конкурса расширяет возможности учащихся реализовать свои природные задатки в разноплановой деятельности, объединенной единым, сплачивающим коллектив, наименованием.

Ключевые слова. Боевые искусства, многопрофильность, индивидуальные предпочтения к роду де-

ятельности, социальная привлекательность.

Актуальность проблемы. Наиболее эффективным средством отвлечения детей от пагубных воздействий криминогенной сферы, вовлечения их в активную двигательную деятельность для перестройки и укрепления наследственно слабых вегетативных функций, является физическая культура и спорт [ 1, 9 ]). Реализация этой задачи посильна только для средней обще образовательной школы, с ее обязательной программой физического воспитания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако в современных программах физического воспитания для средних учебных заведений не учи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.