Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2290
388
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / глобилизация / потребность / факторы / теория / анализ / направление. / motivation / globalization / need / factors / theory / analysis / direction.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Н. В. Золотых, Т. Ю. Шевченко, А. Б. Сапаров

Успешное формирование профессионализма личности и деятельности будущих специалистов базируется на их готовности к труду. Устойчивость, стабильность и качество профессиональной деятельности обуславливается особенностями психологической готовности специалиста. Путь к эффективной профессиональной деятельности человека лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL MOTIVATION

The successful formation of the professionalism of the individual and the activities of future specialists is based on their readiness for work. Stability, stability and quality of professional activity is determined by the peculiarities of the psychological readiness of a specialist. The path to effective professional activity of a person lies through understanding his motivation. Only knowing what motivates a person, what prompts him to activity, what motives lie at the basis of his actions, one can try to develop an effective system of forms and methods of managing him. To do this, you need to know how certain motives arise or are caused, how and in what ways motives can be brought into action, how people are motivated.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ»

CENTRAL ASIAN ACADEMIC JOURNAL ISSN: 2181-2489

OF SCIENTIFIC RESEARCH VOLUME 1 I ISSUE 3 I 2021

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ

Н. В. Золотых Т. Ю. Шевченко А. Б. Сатаров

ФГБОУ ВО «Волгоградский ФГБОУ ВО «Волгоградский Ташкентский

государственный аграрный государственный социально- государственный аграрный

университет, Россия педагогический университет, университет

Россия

АННОТАЦИЯ

Успешное формирование профессионализма личности и деятельности будущих специалистов базируется на их готовности к труду. Устойчивость, стабильность и качество профессиональной деятельности обуславливается особенностями психологической готовности специалиста. Путь к эффективной профессиональной деятельности человека лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.

Ключевыге слова: мотивация, глобилизация, потребность, факторы, теория, анализ, направление.

PROFESSЮNAL MOTIVATЮN

ABSTRACT

The successful formation of the professionalism of the individual and the activities of future specialists is based on their readiness for work. Stability, stability and quality of professional activity is determined by the peculiarities of the psychological readiness of a specialist. The path to effective professional activity of a person lies through understanding his motivation. Only knowing what motivates a person, what prompts him to activity, what motives lie at the basis of his actions, one can try to develop an effective system of forms and methods of managing him. To do this, you need to know how certain motives arise or are caused, how and in what ways motives can be brought into action, how people are motivated.

Keywords: motivation, globalization, need, factors, theory, analysis, direction.

ВВЕДЕНИЕ

Когда говорят о внешних мотивах и мотивации, то имеют в виду либо обстоятельства (актуальные условия, оказывающие влияние на эффективность деятельности, действий), либо

какие-то внешние факторы, влияющие на принятие решения и силу мотива (вознаграждение и прочее).

Существуют два подхода к изучению теорий мотивации профессиональной деятельности. Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны теории мотивации. Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основными мотивом их проведения, а, следовательно, и деятельности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида МакКлелланда. Вкратце об этих теориях.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Теория мотивации по А. Маслоу. Первая из рассматриваемых теорий называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потребности человека, которые можно разделить на пять групп [1]:

- физиологические потребности, необходимые для выживания человека (пища, вода, отдых и т.п.);

- потребности в безопасности и уверенности в будущем - защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем;

- социальные потребности - необходимость в социальном окружении. В общении с людьми, чувство «локтя» и поддержка;

- потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям;

- потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.

Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные.

Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.

Самая высокая потребность - потребность самовыражения и роста человека как личности -никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.

Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.

С развитием экономических отношений и совершенствованием управления значительная роль в теории мотивации отводится потребностям более высоких уровней. Представителем этой теории является Дэвид Мак Клелланд. Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию. При таком утверждении успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность [2].

Управлять такими потребностями можно, подготавливая работников к переходу по иерархии на новые должности с помощью их аттестации, направления на курсы повышения квалификации и т.д. Такие люди имеют широкий круг общения и стремятся его расширить. Руководители таких подчиненных должны способствовать этому.

Теория мотивации Фредерика Герцберга появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека. Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой [3].

Первая группа факторов (гигиенические факторы: политика фирмы и администрации, условия работы, заработок, межличностные отношения, степень непосредственного контроля за работой) связана с самовыражением личности, ее внутренними потребностями, а также с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа Вторая группа факторов мотивации (успех, продвижение по службе, признание и одобрение результата, высокая степень ответственности, возможность творческого и делового роста) связана с характером и сущностью самой работы. Руководитель здесь должен помнить о необходимости обобщения содержательной части работы.

Разница в представленных вниманию теориях содержится в том, что по мнению А. Маслоу, после мотивации рабочий обязательно начинает лучше работать, по мнению Ф. Герцберга, рабочий начнет лучше работать только после того, как решит, что мотивация неадекватна.

Таким образом, содержательные теории мотивации базируются на исследовании потребностей и выявлении факторов, определяющих поведение людей.

Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. Здесь говорится о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и теория или модель Портера - Лоулера.

Согласно теории ожиданий В. Врума, не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения. Иными словами, теория ожидания подчеркивает необходимость в преобладании повышения качества

труда и уверенности в том, что это будет отмечено руководителем, что позволяет ему реально удовлетворить потребность работника [4].

Теория мотивации Л Портера - Э. Лоулера построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами.

Авторами были введены три переменные, влияющие на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его способности и осознание своей роли в процессе труда. Элементы теории ожидания здесь проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет пропорционально затраченным им усилиям. Вывод: именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот. Согласно такой теории результативность должна неукоснительно повышаться [5].

Теория мотивации Дугласа Макгрегора выявила, что управляющий может контролировать следующие параметры, определяющие действия исполнителя [6]: . задания, которые получает подчиненный; . качество выполнения задания; . время получения задания; . ожидаемое время выполнения задачи; . средства, имеющиеся для выполнения задачи; . коллектив, в котором работает подчиненный; . инструкции, полученные подчиненными; . убеждение подчиненного в посильности задачи; . убеждение подчиненного в вознаграждении за успешную работу; . размер вознаграждения за проведенную работу; . уровень вовлечения подчиненного в круг проблем, связанных с работой.

Все эти факторы зависят от руководителя и, в то же время, в той или иной мере влияют на работника, определяют качество и интенсивность его труда.

Д. Макгрегор пришел к выводу, что на основе этих факторов возможно применить два различных подхода к управлению, которые он назвал «Теория X»» и «Теория Y».

«Теория X» воплощает авторитарный стиль управления, характеризуется централизацией власти, жестким контролем по перечисленным выше факторам.

«Теория Y» соответствует демократическому стилю управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе, учета соответствующей мотивации исполнителей и их психологических потребностей.

Конечно, обе теории имеют равное право на существование, но, в силу своей полярности, в идеале на практике не встречаются. Как правило, в реальной жизни имеет место комбинация различных стилей управления.

Эти теории оказали сильное влияние на развитие управленческой теории в целом. Ссылки на них сегодня можно встретить во многих практических пособиях по управлению персоналом предприятия, мотивации подчиненных.

Уильям Оучи отмечает непропорциональное внимание к технике и технологии в ущерб человеческому фактору. Поэтому его «Теория 7» базировалась на принципах доверия, пожизненного найма (как внимание к человеку) и групповом методе принятия решений, что дает еще и прочную связь между людьми, более устойчивое их положение [6].

Анализируя различные теории по изучению мотивации, можно заключить, что мотивационная сфера человека очень сложна и неоднородна. Человек по-разному старается, реализуя свою роль и назначение в организации. Одному безразлично качество его труда, другой хочет делать все как можно лучше, работать с максимальной отдачей, не отлынивать от работы, стремится к повышению своей квалификации, совершенствует свои способности к работе, к взаимодействию с другими сотрудниками. Важной особенностью профессиональной деятельности, на которую воздействует мотивация, является проявление настойчивости в продолжении и развитии начатого дела. Еще очень часто встречаются люди, которые, приступив к работе, быстро теряют к ней всякий интерес. Потеря его и отсутствие настойчивости способно привести к сокращению усилий, выполнению заданий на более низком уровне по сравнению с их возможностями. Отсутствие настойчивости негативно воздействует на доведение начатого дела до конца. Работник порой способен выдвигать отличные идеи и ничего не сделать для их реализации, что означает для организации упущенные возможности.

Добросовестность при исполнении работы с учетом всех необходимых требований и регулирующих норм для большинства работ выступает основным условием их успешной реализации. Работник может иметь высокую квалификацию, обширные знания, быть созидателем, много трудиться, но при этом относиться к своим обязанностям спустя рукава, что сводит на нет все положительное в его деятельности. Руководство организации поэтому должно стремиться таким образом строить систему мотивирования, чтобы она развивала у сотрудников нужные характеристики их поведения.

Направленность на результат как особенность профессиональной деятельности конкретного человека свидетельствует о том, к чему он стремится, осуществляя конкретные действия. Человек способен выполнять свою работу, так как она дает ему удовлетворение (моральное или материальное), но может делать ее и потому, что стремится помочь своей компании достичь ее целей. Поэтому для управления столь важно оценивать правильно направленность действий своего работника, но не менее важно уметь с помощью мотивирования направлять эти действия на реализацию определенных целей.

Понятие мотивации как совокупности сил, побуждающих человека осуществлять профессиональную деятельность с затратой определенных усилий, на конкретном уровне усердия и добросовестности, с необходимой степенью настойчивости для достижения определенных целей становится очевидным. Интересен вопрос соотношения «внутренней

мотивации» и «внешней мотивации». Деятельность человека находится под влиянием мотивов, возникающих при замкнутом взаимодействии человека и задачи, но бывает, что и мотивов, возникающих при открытом взаимодействии человека и задачи (внешняя среда задействует мотивы, побуждающие человека к решению задачи).

В первом случае мотивацию именуют «внутренней», ибо мотивы порождает непосредственно человек, сталкивающийся с задачей. Примером такой мотивации может быть стремление к конкретному достижению, к завершению работы, к познанию и т.д. В ином случае мотивы деятельности, связанные с решением задачи, вызываются воздействием извне. Такую мотивацию можно назвать «внешней». Здесь в этом качестве выступают процессы мотивирования (оплата за работу, распоряжения, правила поведения и т.п.).

Мотивация оказывает большое воздействие на выполнение человеком своей работы, своих производственных обязанностей. Вместе с тем между мотивацией и конечным результатом трудовой деятельности не имеется прямой зависимости. Иногда человек, ориентированный на качественное выполнение порученной ему работы, имеет результаты худшие, нежели человек менее либо даже слабо мотивированный. Отсутствие непосредственной связи между мотивацией и конечным результатом труда обусловлено тем, что на последние оказывает влияние много других факторов, в частности, квалификация и способности работника, правильное понимание им выполняемой задачи, воздействие на процесс работы со стороны окружения и т. д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При изучении различных теорий мотивации, при определении механизма и структуры мотивационной сферы профессиональной деятельности, мы пришли к заключению, что действительно мотивация человека является сложной системой, имеющей в своей основе как биологические, так и социальные элементы, поэтому и к изучению мотивации профессиональной деятельности человека необходимо подходить, учитывая данное обстоятельство..

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (REFERENCES)

1. Занковский А.Н. Организационная психология. - М.: Флинта, МПСИ, 2000.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы - СПб: Питер, 2000.

4. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Юнити, 1998.

5. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: МГУ, 1982.

6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992.

7. Носкова О.Г. Психология труда. - М.: Академия, 2004.

8. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. - М.: Академия, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.