Научная статья на тему 'Профессиональная креативность - неотъемлемое качество современного специалиста'

Профессиональная креативность - неотъемлемое качество современного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
982
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ / КРЕАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ИНТЕЛЛЕКТ / ИНЖЕНЕРНАЯ ПАМЯТЬ / КОНСТРУКТОРСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СОЦИАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / КРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД / АНАЛИЗ КРЕАТИВНОСТИ / PROFESSIONAL CREATIVITY / CREATIVITY DEVELOPMENT / CREATIVE PROCESS / CREATIVE ABILITIES / INTELLIGENCE / ENGINEER MEMORY / ENGINEERING INTELLIGENCE / SOCIAL CREATIVITY / INTERPERSONAL COMMUNICATION / CREATIVE APPROACH / CREATIVITY ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Наталья Александровна, Поскребышева Татьяна Александровна

Статья посвящена анализу профессиональной креативности, как интегративного свойства, у представителей следующих профессий: инженер, юрист, менеджер, IT специалист. Определяется значимость развития творческих способностей у человека, проводится обзор научных работ, посвященных изучению креативного процесса и креативности. Отмечаются необходимость и важность развития креативности у специалистов каждой профессии, рассматривается вопрос создания условий для развития креативности, определяются способности к креативности у специалистов выбранных профессий. Выясняются особенности не только креативного процесса, но и памяти, интеллекта, воображения, восприятия у представителей каждой профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Наталья Александровна, Поскребышева Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL CREATIVITY - INSEPARABLE QUALITY OF CONTEMPORARY SPECIALIST

The article is devoted to analysis of professional creativity as an integrative characteristic that is appropriate to people of the following occupations: an engineer, a lawyer, a manager and an IT specialist. The significance of creative abilities development is defined; scientific works dedicated to creative process and creativity study are reviewed. The importance and necessity of creativity development at every profession representatives are showed. The question of favorable conditions fulfillment for creativity progress is considered; creative abilities of given occupations representatives are determined. The peculiarities of creative process, memory, intelligence, imagination and perception of every profession people are ascertained.

Текст научной работы на тему «Профессиональная креативность - неотъемлемое качество современного специалиста»

Психология

УДК 159.99

кандидат психологических наук, доцент Алексеева Наталья Александровна

Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Поскребышева Татьяна Александровна

Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева (г. Нижний Новгород)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ - НЕОТЪЕМЛЕМОЕ КАЧЕСТВО СОВРЕМЕННОГО

СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация. Статья посвящена анализу профессиональной креативности, как интегративного свойства, у представителей следующих профессий: инженер, юрист, менеджер, IT специалист. Определяется значимость развития творческих способностей у человека, проводится обзор научных работ, посвященных изучению креативного процесса и креативности. Отмечаются необходимость и важность развития креативности у специалистов каждой профессии, рассматривается вопрос создания условий для развития креативности, определяются способности к креативности у специалистов выбранных профессий. Выясняются особенности не только креативного процесса, но и памяти, интеллекта, воображения, восприятия у представителей каждой профессии.

Ключевые слова: профессиональная креативность, развитие креативности, креативный процесс, творческие способности, интеллект, инженерная память, конструкторский интеллект, социальная креативность, межличностное общение, креативный подход, анализ креативности.

Anmtation. The article is devoted to analysis of professional creativity as an integrative characteristic that is appropriate to people of the following occupations: an engineer, a lawyer, a manager and an IT specialist. The significance of creative abilities development is defined; scientific works dedicated to creative process and creativity study are reviewed. The importance and necessity of creativity development at every profession representatives are showed. The question of favorable conditions fulfillment for creativity progress is considered; creative abilities of given occupations representatives are determined. The peculiarities of creative process, memory, intelligence, imagination and perception of every profession people are ascertained.

Keywords: professional creativity, creativity development, creative process, creative abilities, intelligence, engineer memory, engineering intelligence, social creativity, interpersonal communication, creative approach, creativity analysis.

Введение. "Человек, выходящий на уровень развитого творчества, более демократичен в отношениях с окружающими, не принимает никакого насилия и подавления. Талантливый человек создаёт вокруг себя климат открытости, доброжелательности, выявления спонтанных и свободных склонностей и порывов", -отмечает А.Л. Галин (1989).

Эти слова как нельзя лучше описывают креативную личность, которая столь востребована на рынке труда в настоящее время. Кадровые службы предъявляют к соискателям в различных профессиональных областях наличие этого качества - умения быть креативным.

Изложение основного материала статьи. Термин активно начинает использоваться с 1950 года, когда Дж. Гилфорд обратился к Американской психологической ассоциации с речью, в которой подчеркнул скудость исследований в области творческих способностей.Одной из главных заслуг Дж. Гилфорда считается разделение мышления на виды: дивергентное и конвергентное. Первое - это общая способность личности к порождению множества решений одной задачи, основа креативности. Однако дивергентное мышление не отражает всех особенностей креативного процесса и не совпадает с ним полностью. В.И. Андреев трактует творческие способности как специальные, соответствующие требованиям определённого вида творческой деятельности и обусловливающие уровень её результативности. Для оценки творческих способностей необходимо получить интегральную характеристику свойств и особенностей личности (интеллектуально-логических, интеллектуально-эвристических, коммуникативно-творческих способностей, способностей к самоуправлению, мотивационно-творческой активности, нравственных, мировоззренческих, эстетических особенностей личности), от которых зависит результативность соответствующего вида творческой деятельности.

В этой связи хотелось бы проанализировать креативность, как интегративного свойства, у представителей разных профессий: инженеров, юристов, менеджеров и IT специалистов.

В 90-х гг. XX в. активно изучалась способность к креативности инженеров. Было выявлено, что эти специалисты обладают высоким уровнем пространственных представлений, хорошей памятью, образностью мышления, воображением.

Е.А. Конюченко и Т.П. Линчук в статье «Творчество в инженерной деятельности» анализируя особенности инженерной деятельности, отмечают, что у инженера должно быть хорошо развито пространственное восприятие, т.е. умение переводить объективную реальность (пространства и пространственных свойств предметов) в схемы, чертежи и наоборот. Это качество важно для инженеров, занимающихся проектировочной и конструкторской работе.

Анализируя особенности инженерной памяти, В.Д. Шадриков рассматривает кратковременную, долговременную и оперативную память. Каждый из этих видов памяти характеризуется объемом и точностью запоминания. Н.А. Климов, Э.С. Чугунова отмечают, что в деятельности инженера эксплуатируются все виды памяти, а также предъявляются повышенные требования к точности и объёму памяти на цифры и числа, фигуры, зрительной, осязательной, смысловой, двигательной памяти.

К профессионально важным компонентам воображения инженера относят пространственное воображение, творческое воображение, конструкторское, техническое и научное.

Если говорить о мышлении, то важными видами является наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое, оперативное, техническое мышление, комбинаторные способности, невербальные способности на основе схватывания логических связей.

В.А. Моляко выделяет 5 типов конструкторского интеллекта: аналогизирующий (на основе поиска имеющихся аналогий); комбинирующий (изменение сочетаний уже имеющихся узлов, элементов); реконструирующий (стремится к поиску необычных, оригинальных творческих решений); универсальный

(сочетающий свойства названных типов); бессистемный, который характеризуется интуитивностью, отсутствием системы в решениях.

В креативном процессе огромную роль играет мотивационная составляющая и личные качества самого творца, т.к. инженерное творчество носит чаще всего эмпирический и эвристический характер. Открытие, нахождение верного решения приходит во время инсайта, возникающего в результате долгой и тщательной работы над поиском решения, что, безусловно, свойственно целеустремлённым и трудолюбивым людям.

Креативность, будучи интегральным личностным образованием, реализует социальную и коммуникативную функцию психики, проявляясь в сфере отношений "человек-человек". К этой категории можно отнести представителей таких профессий, как юристы и менеджеры.

Социальная креативность включает в себя как поведенческую, так и коммуникативную стороны межличностного общения. Вступая в общение, человек оценивает ситуацию, определяет значимость предстоящего общения, его необходимость, предположительно оценивает свою позицию и позицию коммуникативного партнёра, выбирает стратегию и тактику общения. Далее индивид использует весь арсенал навыков, умений и опыта общения с другими людьми для достижения той цели общения, которую он ранее определил. Креативность проявляется в умении находить оригинальные способы устанавливать и поддержать отношения; проявлять находчивость при решении коммуникативных задач; видеть перспективы развития и последствия избранной стратегии коммуникативного поведения.

В самом креативном процессе, как правило, отсутствует инкубационный период, инсайт наступает здесь и сейчас, а продукт является оригинальным и креативным только для данной, конкретной ситуации межличностного взаимодействия.

Практикующим юристам вряд ли возможно обойтись без творческих подходов. Для юриста творческий подход к работе означает умение с помощью предоставленного огромного инструментария (законодательная база, теоретические знания, опыт, логика, уровень необходимых общих знаний и смекалки) собрать именно ту подходящую модель, которая и поможет решить поставленную задачу грамотно, а иногда и красиво. Очень часто адвокату с помощью креативности удаётся выигрывать сложные судебные дела прямо в зале заседаний — именно тогда, когда по формальным признакам на успех уже надеяться не приходилось.

Чтобы быть социально креативным, специалист должен обладать совокупностью качеств. Это, в первую очередь, когнитивные способности, как показатель его уровня общего развития, включающие в себя сложные психические образования: мышление (гибкость, переключаемость мыслительных процессов, способность генерирования новых идей и т.д.), развитое воображение, хорошую ёмкую память, острую наблюдательность, восприятие. Считают, что "интеллект проявляется не в простой организации знаний, применении их к различным ситуациям, а в творческом преобразовании заданного материала и получении на этой основе новых данных (знаний, способов работы, приёмов решения задач и т.д.), в своеобразии и оригинальности такой переработки". В работе с людьми очень важны рефлексивные качества, характеризующие общительность, доступность, открытость, доброжелательность, умение слушать, со вниманием относиться к словам собеседника, разбираться в людях, способность располагать к себе людей. Немаловажным является эмоциональная составляющая, характеризующая насыщенность речи, ее экспрессивность, систему эмоциональных коммуникативных состояний.

Другим востребованным специалистом на современном рынке труда является менеджер. Креативный менеджер отличается в первую очередь отсутствием слепой веры в стереотипы. Он смело рушит устоявшиеся традиции и внедряет инновационные решения. Именно такой подход помогает компании обходить нарастающую конкуренцию. Его креативность заключается не в том, чтобы бороться с переменами, а предвидеть их, принимая нестандартные решения и выводя тем самым компанию на передовые позиции.

В статье «Роль креативных решений в деятельности менеджера» исследователи Б.З. Зельдович, Е.К. Метельникова делают вывод, что развитию креативности менеджера может способствовать только внутренняя мотивация. Обозначены аспекты креативного поведения менеджера, среди которых авторы подчёркивают важность умения «видеть» возникающие проблемы, которые для менеджера почти всегда связаны с человеческим общением, следовательно, это умение связано с умением вести совместную деятельность. Креативный подход к управленческой деятельности, подразумевает «позитивное своеобразное руководство», означающее выражение одобрения коллективных обсуждений и дискуссий, направленных на развитие гибкости мышления и поиск полезных выгодных действий. Готовность к риску, реализации эксперимента, применению новых методик требует от менеджера смелости, умения учиться на собственном опыте, понимать, что из использованного оказывается действенным, а что не подтверждает свою эффективность. Креативный управленец, считают авторы, занимается самообразованием, следит за новыми тенденциями в менеджменте, читает литературу по специальности.

Одной из самых динамично развивающихся и перспективных сфер деятельности в наше время являются 1Т технологии. «Айтишники», как их называют, - это люди, которые поддерживают, а также развивают компьютерные и мобильные технологии внутри компаний. Это представители инженерных профессий, и важно понимать, что они, прежде всего, что-то производят, и потому их деятельность можно считать прикладной. Программирование - сфера 1Т-технологий, в которой важнейшую роль играет аспект практической полезности производимых людьми действий. Здесь всегда ожидается, что любая теоретическая наработка приведёт к конкретному результату. Это, однозначно, творческая работа. Но им часто приходится работать над сложными 1Т-проектами в команде специалистов, каждый из которых осуществляет свою часть работы.

1Т-сфера очень стремительно развивается и требует регулярного мониторинга новых технологий. От специалиста требуется умение быстро учиться и, кроме профессиональных знаний и навыков, обладать определёнными чертами характера. Как ни странно, но первым наиболее важным качеством является дисциплина, которая позволяет небольшими шагами, выполняя маленькие задачи, достигать глобальных целей. Следующее, не менее важное качество - целеустремлённость. Она позволяет ставить перед собой цели глобального масштаба, разделив их на некие поэтапные промежутки. Современный мир - это мир стремительно меняющихся актуальных трендов и инновационных технологий, поэтому 1Т-специалист должен обладать скоростью. Работать нужно быстро.

Интересны результаты анализа креативности студентов менеджеров и инженеров-программистов, приведённые в исследовательской работе О.Н. Ивахненко. Более высокие показатели по критериям «Творческое мышление», «Воображение», «Интуиция», «Эмоциональность, эмпатия», «Чувство юмора»

были установлены у менеджеров по сравнению с инженерами-программистами. Это и неудивительно, т.к. менеджеры нацелены на работу с людьми и вышеперечисленные качества им просто необходимы. Инженеры показали более высокие результаты по критерию «Оригинальность». И такой результат тоже вполне закономерен, т.к. продукты IT-специалиста в первую очередь должны отличаться оригинальностью.

Что объединяет этих специалистов, так это понимание того, что любая технология, новый продукт или вид услуги очень быстро отстают от жизни. Поэтому и те и другие показали практически одинаковые результаты креативности.

Выводы. Творчество необходимо в любой профессии, поскольку именно новые взгляды и подходы являются движущей силой прогресса. Повышение эффективности деятельности, причем любых видов деятельности, в современных условиях зависит от реализации и развития творческого потенциала. Сегодня ни одна компания не может позволить себе расслабиться: конкуренция чрезвычайно жестока. Именно поэтому работодатели так заинтересованы в людях, которые способны нестандартно мыслить, находить новые идеи и подходы к управлению. Творчество становится реальной и острой потребностью практики развития. Креативность, как и любое качество характера, можно развивать и стимулировать. В каждом из нас заложены потенциальные способности, которые при грамотном подходе можно раскрыть.

Необходимо отметить важность создания творческой образовательной среды, позволяющей добиваться формирования творческого отношения будущих специалистов к профессии. Для этого можно использовать не только дополнительные методы развития творческих способностей студентов, но и вариатив компьютерных программ, направленных на развитие творческого мышления и представляющих профессиональный интерес для студентов.

Литература:

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс: Кн. 1 / В.И. Андреев. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. — 565 с.

2. Галин А.Л. Личность и творчество: психология этюда / А.Л. Галин. - Новосибирское книжное издательство, 1989.

3. Зельдович Б. З., Метельникова Е. К. Роль креативных решений в деятельности менеджера // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. Изд-во: Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова. 2016. № 3. С. 23-25.

4. Ивахненко О.Н. Сравнительный анализ креативности менеджеров и инженеров-программистов // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2016. С. 98-105.

5. Конюченко Е.А., Линчук Т.П. Творчество в инженерной деятельности // Вестник Иркутского государственного технического университета http://www.psihdocs.ru/tvorchestvo-v-injenemoj-deyatelenosti.html.

6. Кохановская Д.Р. Развитие креативности студентов университета при изучении дисциплины «Информационные технологии» // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 2 (151). Народное образование. Педагогика. С. 140-146.

7. Лившиц В.И. Формирование креативности при подготовке инженеров массовых профессий // Инженерное образование. 2012. № 9. С. 26-37.

8. Моляко В.А. Психология конструкторской деятельности. - М.: Машиностроение, 1983. - 134 с.

9. Чугунова Э.С. Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера / Под ред. Э.С.Чугуновой. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 184 с.

10. BusinessMan.ru: https://businessman.ru/new-ajtishniki-eto-specialisty-stoyashhie-v-istokax-informacionnyx-texnologij .html.

Психология

УДК 159.954:374(045)

кандидат психологических наук, доцент Беленкова Лариса Юрьевна

Московский государственный гуманитарно-экономический университет инклюзивного высшего образования (г. Москва);

кандидат психологических наук, старший преподаватель Ананикова Виктория Викторовна

Московский государственный гуманитарно-экономический университет инклюзивного высшего образования (г. Москва)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ АЛЬТРУИСТИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ВУЗА

Аннотация. В статье актуализируются вопросы развития альтруистической мотивации студентов инклюзивного вуза как критерия социальной зрелости личности; представлены результаты опытно-экспериментального исследования, направленного на изучение альтруистической мотивации студентов в условиях инклюзивного вуза; дано обоснование необходимости разработки программы тренинговых занятий, способствующих повышению потребности в проявлении сострадательности, заботливости, сочувствия и сопереживания, чувства долга, ответственности по отношению к другим.

Ключевые слова: альтруизм, альтруистическая мотивация, просоциальное поведение, студенты, инклюзивный вуз, тренинг.

Annotation. The article aktualisierte the issues of development of the altruistic motivation of students of the University as an inclusive criterion of social maturity of the personality; presents the results of experimental research aimed at studying the altruistic motivation of students in an inclusive institution of higher education; the rationale for the development of a program of training courses aimed at improving the needs in the manifestation of compassion, care, sympathy and empathy, feelings of duty, responsibility towards others.

Keywords: altruism, altruistic motivation, Pro-social behavior, students, inclusive University, training.

Введение. В настоящее время проблема альтруистического взаимодействия между людьми начинает привлекать все больше внимания в связи ростом эгоистических тенденций в обществе. Современная нравственность, обусловленная культурой сверхпотребления, поставила эгоизм во главу угла. Эгоцентризм

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.