Научная статья на тему 'Профессиональная компетенция как готовность преподавателя к профилактике и коррекции агрессивного поведения курсантов образовательных организаций МВД России'

Профессиональная компетенция как готовность преподавателя к профилактике и коррекции агрессивного поведения курсантов образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
12
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / КОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карабаш Дмитрий Васильевич

В статье исследуется структура профессиональной готовности преподавателя к профилактике и коррекции агрессивного поведения курсантов. Рассматриваются принципы и методы коррекционной работы с курсантами: формирование эффективных поведенческих стратегий, сокращение свободного времени, вовлечение в социально одобряемую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карабаш Дмитрий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional competence as readiness of the teacher to prevention and correction of aggressive behavior of cadets of educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia

In article the structure of professional readiness of the teacher for prevention and correction of aggressive behavior of cadets is investigated. The principles and methods of correctional work with cadets are considered: formation of effective behavioural strategies, reduction of free time, involvement in socially approved activity.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетенция как готовность преподавателя к профилактике и коррекции агрессивного поведения курсантов образовательных организаций МВД России»

Карабаш Дмитрий Васильевич

кандидат педагогических наук, доцент, Краснодарский университет МВД России (тел.: +78612583754)

Профессиональная компетенция как готовность преподавателя к профилактике и коррекции агрессивного поведения курсантов образовательных

организаций МВД России

В статье исследуется структура профессиональной готовности преподавателя к профилактике и коррекции агрессивного поведения курсантов. Рассматриваются принципы и методы коррекци-онной работы с курсантами: формирование эффективных поведенческих стратегий, сокращение свободного времени, вовлечение в социально одобряемую деятельность.

Ключевые слова: профессионально-педагогическая компетенция, агрессия, агрессивное поведение, готовность преподавателя, коррекция.

D.V. Karabash, Candidate of Pedagogics, Assistant Professor, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583754.

Professional competence as readiness of the teacher to prevention and correction of aggressive behavior of cadets of educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia

In article the structure of professional readiness of the teacher for prevention and correction of aggressive behavior of cadets is investigated. The principles and methods of correctional work with cadets are considered: formation of effective behavioural strategies, reduction of free time, involvement in socially approved activity.

Key words: professional and pedagogical competence, aggression, aggressive behavior, readiness of the teacher, correction.

Проблема агрессии в современном мире, особенно в российских условиях реформации устоявшихся ценностей и традиций и создания новых, является достаточно актуальной как с позиции педагогической практики, так и с точки зрения науки. Предполагается, что профессионально-педагогическая компетентность включает в себя навыки системного восприятия педагогической реальности и умение в ней действовать. Это свойство обеспечивает целостность и структурированность педагогических процессов. Целесообразным является выяснение причин возникновения агрессии, а также последующая выработка принципов и методов профилактики асоциального поведения курсантов, коррекции их агрессивного поведения.

Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию эффективных поведенческих стратегий: решение повседневных задач, умение разрешать жизненные проблемы, искать и находить поддержку, эф-

фективно общаться, мыслить, действовать в экстремальных ситуациях. Умение владеть своими эмоциями формирует устойчивость человека к стрессу, следовательно, дает возможность осуществлять осмысленный выбор собственного решения в ситуациях, связанных с выбором жизненного стиля.

В качестве одного из педагогических условий коррекции агрессивного поведения курсанта можно назвать сокращение периода свободного времени за счет привлечения к положительно влияющим на личность занятиям: чтение, самообразование и спорт. Выделяют социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. Педагогический смысл этой деятельности для курсантов состоит в том, что, участвуя в ней, они фактически приобщаются к делам общества, занимают в нем определенное место в качестве равноправных членов. Создаются оптимальные условия для реализации потребностей курсантов. Такая деятельность развивает самосознание, форми-

159

рует нормы жизнедеятельности, но ее методы и принципы требуют значительной корректировки при вовлечение в нее курсантов, отличающихся повышенной агрессивностью. Прежде всего, необходима организация системы развернутой деятельности с жесткими условиями и определенным порядком действий, а также и постоянный контроль. При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных курсантов к различным видам социально признаваемой деятельности (трудовая, спортивная, организаторская и др.) важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, четкого построения этой деятельности [1].

Структурное содержание компетенции в профилактике и коррекции агрессивного поведения курсантов представлено совокупностью следующих компонентов:

мотивационный (представления специалиста о феномене агрессии, смысл понятия «агрессия», формы ее проявления, значение и влияние агрессивности);

когнитивный (знания специалиста о природе агрессии, ее внешних и внутренних детерминантах);

деятельностный (способность специалиста предупреждать и нейтрализовывать агрессивное поведение курсантов в их деятельности).

Необходимым условием реализации компетенции является наличие у специалиста свойств личности, препятствующих формированию агрессивного поведения курсанта: высокий уровень конфликтоустойчивости, склонность к демократическому либо смешанному стилю педагогического руководства.

Разработка методики диагностики сформи-рованности компетенции в профилактике и коррекции агрессивного поведения курсантов и ее апробация на базе образовательных организаций МВД России показали следующее:

низкий уровень сформированности компетенции в профилактике и коррекции агрессивного поведения имеют 77% курсантов, средний -23%, высокого уровня нет ни у одного курсанта;

наименее сформированным является дея-тельностный компонент, наиболее сформированным - мотивационный.

Из полученных данных следует, что когнитивный компонент у курсантов образовательных организаций МВД России находится преимущественно на низком уровне, не соответствующем современным требованиям, предъявляемым к специалисту. Следовательно, формированию деятельностного и когнитивного компонентов в процессе обучения уделяется недостаточно внимания.

Изучение у курсантов образовательных организаций МВД России динамики общего показателя компетенции в профилактике и коррекции агрессии позволило сделать следующие выводы:

самый высокий показатель компетенции выявлен у слушателей пятого курса (55,3 ± 11,3 балла), несколько меньше - у четвертого и третьего курсов (52,2 ± 9,9 балла), минимальный показатель наблюдается у курсантов второго и первого курсов (44,8±9,3);

в процессе обучения происходит достоверное увеличение показателя данной компетенции к пятому курсу (Ро<0,05), но в целом достигаемый курсантами уровень остается низким.

Полученные результаты указывают на необходимость организации целенаправленного формирования компетенции в профилактике и коррекции агрессии у курсантов образовательных организаций МВД России.

Прежде всего, педагогу необходимо исследовать отношения в системах «курсант - курсант», «курсант - педагог», «курсант - взвод курсантов». Это позволит выделить большую группу респондентов, объединенных спецификой условий жизни, семейного и экономического положения. Однако анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что во многих случаях такие факторы сами по себе не являются причиной. Они лишь создают условия, при которых психологические факторы, способствующие развитию асоциального поведения, могут разворачиваться более активно [2].

Первый модуль системы направляется на организацию педагогического взаимодействия в сфере «педагог - курсант» и осуществляется как способ общения педагога и курсанта для выявления и анализа реальных или потенциальных проблем курсанта, совместного проектирования возможного выхода из них. Педагог, с одной стороны, является транслятором (инициатором) культурной нормы открытых, доверительных, партнерских взаимоотношений с курсантом. С другой стороны, он выступает тем человеком, который профессионально помогает курсанту развивать способность к рефлексии как механизму познания себя и отношения к себе, усвоению принципа ответственности за собственные поступки и собственную жизнь.

Следует помнить, что педагогическое взаимодействие в системе «педагог - курсант» может выступать как средство коррекции агрессивного поведения курсанта при соблюдении ряда условий:

160

наличие у педагога установки на необходимость оказания индивидуальной помощи данному курсанту;

определенный уровень психолого-педагогической подготовки педагога, знающего сущностные и специфические проявления агрессивного поведения личности;

владение стилем общения, при котором педагогическое взаимодействие становится возможным;

ответное устремлении курсанта принять помощь со стороны педагога.

Разработанная программа коррекции включает три этапа.

Первый этап (осознание) предполагает формирование мотивационной установки на сотрудничество в совместной деятельности и общении.

На данном этапе «вхождения» агрессивных курсантов в систему педагогического взаимодействия важнейшее значение приобретает их заинтересованность. Следует подчеркнуть, что важна не просто заинтересованность, а за-интригованность, которая достигается посредством организации разных мероприятий, требующих от курсантов проявления инициативы и творческих способностей. Именно заинтересованность вовлекает агрессивно настроенного курсанта в коллективную учебную деятельность, позволяет найти достойное место в группе, удовлетворяя потребность в признании его прав и возможностей, тем самым нивелируя агрессивность поведения. На этом этапе работы педагог вызывает у курсантов интерес к совместной деятельности и, опираясь на мотив, формирует у них первые представления о значимости качественного выполнения каждым участником своего задания. В ходе этого процесса курсанты получают первые представления о позиции участника общего дела, в котором каждый несет ответственность за собственный результат перед партнерами, осознают свою значимость [3].

Второй этап (накопление) включает формирование системы умений активно взаимодействовать с другими участниками совместной деятельности и общения на основе достижения компромиссов.

На данном этапе происходит отработка коммуникативных умений, необходимых для организации бесконфликтного общения в процессе взаимодействия. При этом важно отработать способы «справедливого» распределения общественного задания, учесть интересы и желания партнеров, сформировать убеждения

о значимости согласованных действий для качественного выполнения совместной учебной деятельности. В ходе этого формируются социально-ценностные установки на общение: умение слушать, этично возражать, отстаивать свои доводы без ущерба для участников, видеть состояние другого человека, уважать его чувства и настроение. Подобная организация взаимодействия ставит курсантов в условия, требующие идти на определенные компромиссы для достижения совместной цели. Коррекция агрессивного поведения осуществляется благодаря отработке способов сотрудничества на основе знания правил и норм совместного общения.

Третий этап (применение) основывается на формировании рефлексивных способностей курсанта в ходе оценки себя как участника совместной учебной деятельности и общения.

На данном этапе работы важную роль в корректировке агрессивного поведения курсантов играет темп наращивания положительных моментов в ходе взаимодействия, от чего зависит и темп «стихания» отрицательных моментов. Причем наиболее действенным способом наращивания положительного опыта является сама продуманная организация совместной деятельности, создающая нагнетание, непрерывное усложнение постоянно меняющихся увлекательных дел, забот при включении в них всех курсантов и подчеркнутом доверии, уважении к ним. Напряженный темп организации совместной учебной деятельности создает атмосферу всеобщей ответственности курсантов и их душевного подъема. При этом особенно важно, чтобы каждый участник педагогического взаимодействия осмыслил то, каким путем был достигнут совместный результат, проанализировал собственный вклад в успешное завершение общего дела [4].

Ожидаемый результат коррекции агрессивного поведения курсантов:

изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные;

осознание и преодоление барьеров, препятствующих пониманию необходимости изменения форм собственного поведения;

умение регулировать эмоции, не прибегая к формам саморазрушающего поведения; усвоение основ здорового образа жизни; овладение навыками позитивных межличностных взаимоотношений;

повышение самооценки и интернального ло-куса самоконтроля;

161

формирование навыков резистентности к давлению среды;

формирование мотивации на успешное обучение;

развитие стрессоустойчивого стиля жизни; осознание собственных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения.

Проведенное исследование позволяет предположить, что коррекционно-педагогическое взаимодействие с агрессивными курсантами может быть эффективно организовано на основе целенаправленной работы и комплексной программы коррекции.

Разработанная методика имеет различные аспекты практического применения, поскольку позволяет трансформировать педагогическими средствами агрессивные проявления курсантов в социально одобряемые формы поведения.

Общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает и свое молодое поколение. Опасность заключается в том, что у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму, поэтому необходимо продолжать более детальное и глубокое рассмотрение данной темы как на уровне педагогической и психологической наук, так и на уровне практической работы с курсантами.

1. Карабаш Д. В. Моделирование и содержательно-модульная технология обучения в формировании ценностно-мировоззренческой культуры курсантов // Общество и право. 2012. № 5. С. 327-330.

2. Карабаш Д. В. Готовность преподавателя к коррекции агрессивного поведения у курсантов вузов МВД России // Общество и право. 2015. № 1. С. 281-285.

3. Зверков А.Г., Эйдман Е.В. Диагностика волевого самоконтроля (опросник ВСК) // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М., 1990. С. 116-126.

4. Харченко Л.Н., Магомедова Р.М., Панова И.Е. Преподаватель современного вуза: компетентностная модель. Ставрополь, 2012.

1. Karabash D.V. Modeling and substantial and modular technology of training in formation of valuable and world outlook culture of cadets // Society and law. 2012. № 5. P. 327-330.

2. Karabash D.V. The readiness of the lecturer to correct aggressive behavior of the cadets of high schools of the Ministry of the Interior of Russia // Society and law. 2015. № 1. P. 281-285.

3. Zverkov A.G., Eydman E.V. Diagnostics of strong-willed self-checking (VSK questionnaire) // Workshop on psychodiagnostics. Psychodiagnostics of motivation and self-control. Moscow, 1990. P. 116-126.

4. Harchenko L.N., Magomedova R.M., Pano-va I.E. Teacher of modern higher education institution: competence-based model. Stavropol, 2012.

162

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.