Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
370
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РИСКИ / ОБУЧЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ / ОХРАНА ТРУДА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ / СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Москвина Мария Сергеевна

На сегодняшний день в соответствии с требованиями российского законодательства работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда, одним из ключевых элементов которой является процедура оценки и управления профессиональными рисками. Цель работы: исследование существующих учебных программ по охране труда, связанных с вопросами профессиональных рисков, анализ и определение уровня компетентности специалистов в области охраны труда, на которых возложены обязанности, связанные с оценкой и управлением профессиональными рисками. В работе использовались методы сравнительного анализа, анализа нормативно-правовой базы, научной литературы и открытых источников. В результате исследования предложена шкала компетентности для специалистов в области охраны труда на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования для определения возможности оценки и управления профессиональными рисками в организации. Содержащиеся в научном исследовании материалы и результаты работы могут быть использованы федеральными и региональными органами исполнительной власти при разработке методических рекомендаций в области охраны труда, программ обучения руководителей, специалистов, экспертов по оценке и управлению профессиональными рисками в организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Москвина Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCIES OF OCCUPATIONAL HEALTH AND SAFETY SPECIALISTS IN OCCUPATIONAL RISK MANAGEMENT

Today, in accordance with the requirements of Russian legislation, the employer is obliged to ensure the creation and functioning of a labor protection management system, one of the critical elements of which is the procedure for assessing and managing occupational risks. The paper aims to study the existing training programs on occupational health and safety related to issues of occupational risks and analyze the competencies of occupational health and safety specialists, who are entrusted with duties related to the assessment and management of occupational risks. The author uses methods of comparative analysis, analysis of the regulatory framework, scientific literature and open sources. As a result of the study, a scale of competence of occupational health and safety specialists based on the Federal State Educational Standard of Higher Education was proposed to assess and manage occupational risks in an organization. Federal and regional executive authorities can use the materials and results of this scientific study in the development of methodological recommendations in the field of occupational health and safety, training programs for managers, specialists, and experts in the assessment and management of occupational risks in the organization

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.34022/2658-3712-2022-47-2-148-156 УДК 331.45 JEL J28; J63

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ

М.С. Москвина

Всероссийский научно-исследовательский институт труда, Москва, Россия

https://orcid.org/0000-0002-0942-0189

АННОТАЦИЯ

На сегодняшний день в соответствии с требованиями российского законодательства работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда, одним из ключевых элементов которой является процедура оценки и управления профессиональными рисками. Цель работы: исследование существующих учебных программ по охране труда, связанных с вопросами профессиональных рисков, анализ и определение уровня компетентности специалистов в области охраны труда, на которых возложены обязанности, связанные с оценкой и управлением профессиональными рисками. В работе использовались методы сравнительного анализа, анализа нормативно-правовой базы, научной литературы и открытых источников. В результате исследования предложена шкала компетентности для специалистов в области охраны труда на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования для определения возможности оценки и управления профессиональными рисками в организации. Содержащиеся в научном исследовании материалы и результаты работы могут быть использованы федеральными и региональными органами исполнительной власти при разработке методических рекомендаций в области охраны труда, программ обучения руководителей, специалистов, экспертов по оценке и управлению профессиональными рисками в организации.

Ключевые слова: профессиональные риски; обучение; управление профессиональными рисками; охрана труда; компетентность; оценка профессиональных рисков; специалист в области охраны труда; система управления.

Для цитирования: Москвина М.С. Вопросы профессиональной компетентности специалистов в области охраны труда при управлении профессиональными рисками. Социально-трудовые исследования. 2022;47(2):148-156. DOI: 10.34022/2658-3712-2022-47-2-148-156.

ORIGINAL PAPER

PROFESSIONAL COMPETENCIES OF OCCUPATIONAL HEALTH AND SAFETY SPECIALISTS IN OCCUPATIONAL RISK MANAGEMENT

M.S. Moskvina

All-Russian Research Institute of Labor, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-0942-0189

ABSTRACT

Today, in accordance with the requirements of Russian legislation, the employer is obliged to ensure the creation and functioning of a labor protection management system, one of the critical elements of which is the procedure for assessing and managing occupational risks. The paper aims to study the existing training programs on occupational health and safety related to issues of occupational risks and analyze the competencies of occupational health and safety specialists, who are entrusted with duties related to the assessment and management of occupational risks. The author uses methods of comparative analysis, analysis of the regulatory framework, scientific literature and open sources. As a result of the study, a scale of competence of occupational health and safety specialists based on the Federal State Educational Standard of Higher Education was proposed to assess and manage occupational risks in an organization. Federal and regional executive authorities can use the materials and results of this scientific study in the development of methodological recommendations in the field of occupational health and safety, training programs for managers, specialists, and experts in the assessment and management of occupational risks in the organization. Keywords: occupational risks; training; occupational risk management; occupational health and safety; competence; occupational risk assessment; occupational health and safety specialist; management system.

For citation: Moskvina M.S. Professional competencies of occupational health and safety specialists in occupational risk management. Social and labor research. 2022;47(2):148-156. DOI: 10.34022/2658-3712-2022-47-2-148-156.

© Москвина М.С., 2022

ВВЕДЕНИЕ

1 марта 2022 г. в РФ вступил в силу Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ», которым пересмотрен раздел Х «Охрана труда» ТК РФ. Регуля-торная гильотина кардинально изменила нормативную базу в сфере охраны труда. Обновленная редакция X раздела предусматривает проведение работодателями системных мероприятий по управлению профессиональными рисками, включающими в себя оценку рисков травмирования и профессиональных заболеваний, принятие мер по их снижению или исключению, что должно обеспечить переход от «постфактумной» модели функционирования системы управления охраной труда к профилактической.

На сегодняшний день в соответствии с требованиями ст. 214 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда, одним из ключевых элементов которой является управление профессиональными рисками1. Организация работы, связанной с оценкой и управлением профрисками, поручена специалистам по охране труда. Однако, как показывает практика, далеко не все из них способны эффективно ее выполнять, поскольку не обладают необходимым уровнем компетенции.

Это обстоятельство свидетельствует об актуальности проблемы зависимости состояния условий и охраны труда от уровня образования специалистов по охране труда, а также руководителей организаций и структурных подразделений, внутренних аудиторов по контролю системы менеджмента качества и работников-членов комиссий по оценке профрисков.

Для решения данных проблем и минимизации рисков необходимы соответствующие инструменты. Помимо технического и технологического факторов снижения профрисков, необходимо учитывать человеческий и организационный. Обучение работников как инструмент эффективного управления профессиональными рисками, в т. ч. снижения количества и тяжести несчастных случаев в организации, должно являться правилом2. На данном этапе профессиональная компетентность специалистов по охране труда становится одним из основных инструментов эффективного управления профессиональными рисками.

Процедура управления профессиональными

1 Примерное положение о системе управления охраной труда (Приказ Минтруда России от 29.10.2021 №776н). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_205968/ (дата обращения: 04.02.2022).

2 Douglas Landoll. The Security Risk Assessment Handbook. CRC Press;

2021. 512 c.

рисками и ее включение в систему управления охраной труда также связана с отсутствием единой методологии оценки и управления профрисками. Существующие десятки различных методологических подходов вынуждают специалиста сначала изучить всю линейку методов, а уже затем выбрать наиболее подходящий и эффективный для своей организации. Различные концептуальные аспекты методологии усложняют анализ методов, повышают цену ошибки при его выборе и дальнейшей реализации. Ключевым фактором принятия работником оптимального выбора являются его компетентность, необходимые профессиональные знания. В противном случае он не способен принять правильное решение, необходимое работодателю.

Согласно отчету Европейского агентства по безопасности и гигиене труда (European Agency for Safety and Health at Work) «Общие ошибки в процессе оценки профессиональных рисков»3 при планировании оценки рисков одна из основных ошибок заключается в отсутствии проведения экспертизы компетентности риск-менеджера, который должен заниматься оценкой и управлением профессиональными рисками. Может случиться так, что работник, назначенный на выполнение той или иной задачи, окажется не способен их решить в силу отсутствия профильных знаний. Например, компетентный инженер-электрик при отсутствии специальной подготовки не способен дать оценку профессиональным рискам, являющимся результатом сложного химического процесса [1].

Высокий уровень профессиональной компетентности, владение основами научно-обоснованного подхода требуется специалисту и при выборе оптимального и эффективного метода из большого списка существующих международных и отечественных технологий, связанных с оценкой, анализом и управлением профессиональными рисками [2].

В настоящее время можно выделить 5 основных факторов, определяющих уровень профессиональной грамотности специалиста и влияющих на его назначение в качестве ответственного по выполнению задач в области оценки и управления профессиональными рисками:

1. Базовое образование.

2. Уровень профессионального развития и достижений в данной сфере, в т. ч. количество выявленных опасностей и допущенных ошибок (или их отсутствие) при выборе метода оценки рисков и т. п.

3 Seminar reports. URL: https://osha.europa.eu/en/tools-and-publications/ seminars/expert-workshop-on-e-tools (дата обращения 04.02.2022)

3. Наличие опыта работы в качестве специалиста по охране труда в организации, в том числе в области оценки рисков.

4. Соответствие компетентности специалиста корпоративным стандартам и процедурам управления профессиональными рисками.

5. Влияние мотивационных аспектов руководителей и менеджеров организации всех уровней на выбор и назначение того или иного специалиста для выполнения поставленных задач.

Современные цифровые технологии управления охраной труда и профессиональными рисками предполагают еще более высокие требования к уровню профессиональной компетентности специалистов в области охраны труда. В ходе своего выступления на WorldSkills Hi-Tech-2019 В.В. Путин отметил, что к концу 2030 г. нерешенные проблемы в этой сфере могут привести к многомиллиардным потерям для национальной экономики4.

Профессиональная компетентность специалистов по охране труда требует непрерывного развития и особого подхода, поскольку обучение, в первую очередь, адресовано взрослым людям. От того, как оно организовано, как преподаватель работает с аудиторией, насколько он способен поддерживать мотивацию и заинтересованность слушателей, во многом зависят его результаты. Его успех определяется не пассивным восприятием информации, а осознанным интересом в получении необходимых знаний и навыков для использования их на практике [3, 4].

В книге «Эффективное обучение технике безопасности и охране здоровья» [5] разбираются различные виды тренингов и обучающих программ по охране труда. Авторы на множестве примеров доказали, как сделать программу обучения специалистов охране труда эффективной и при этом увлекательной. Обучение содержит как теорию, так и практические упражнения. Предлагаются упражнения по созданию карт рисков, как основы для идентификации и исследования опасностей на рабочем месте. Инструктор начинает занятие с того, что просит обучающихся создать карту рабочего места, на которой должны быть указаны все известные им опасности для безопасности и здоровья работников, существующие на конкретном рабочем месте. Для идентификации каждой опасности можно использовать различные существующие мето-

4 Телемост с участниками движения WorldSkills// Сайт Президента России. 1 ноября 2019 г. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/ news/61953 (дата обращения: 05.02.2022).

дики. Обучение носит интерактивный характер, основано на взаимодействии между тренером и участниками и включает разнообразные формы работы: лекции, семинары, выполнение практических упражнений в малых группах, решение кейсов, просмотр видеофильмов.

Подобно зарубежным организациям обучение в области охраны труда и профессиональных рисков осуществляют российские учебные центры и организации, оказывающие образовательные услуги.

Учебно-методический центр «Экостандарт» проводит 16-часовой курс «Система управления и контроля рисков в охране труда и технике безопасности» в виде очных и дистанционных занятий. Программа обучения включает в себя:

1. Правовые основы оценки профессиональных рисков.

2. Преимущества введения и основные проблемы при проведении оценки.

3. Методы и методики оценки профессиональных рисков.

4. Разработка корректирующих мероприятий.

5. Управление профессиональными рисками5.

Учебный центр SRG-ECO предлагает 24-часовой курс в рамках повышения квалификации по программе «Оценка и управление профессиональными рисками». По окончании обучения выдается удостоверение установленного образца о повышении квалификации. Программа обучения SRG-ECO по программе «Оценка и управление профессиональными рисками» включает в себя:

1. Основные понятия и терминологию в оценке рисков.

2. Нормы и принципы государственного регулирования в области охраны труда.

3. Основные элементы процесса управления рисками, источники и классификации угроз, риски, связанные с рабочей деятельностью.

4. Этапы и методологию выявления опасностей, характеристику, описание и оценку рисков.

5. Разработку мероприятий по управлению рисками.

6. Определение вероятности и потенциала вреда, порядок реагирования на возникшие угрозы.

7. Иерархию мер управления рисками.

8. Работу с персоналом по оценке и предотвращению угроз6.

5 Экостандарт - курсы. URL: https://ecostandardgroup.ru/services/uchebno-metodicheskiy-centr/sistema-upravleniya-i-kontrolya-riskov-v-okhrane-truda-i-tekhnike-bezopasnosti-/ (дата обращения: 18.02.2022).

6 Курсы SRG-ECO. URL: https://srg-eco.ru/uchebnyj-centr/ohrana-tru-

da/ocenka-upravlenie-professionalnymi-riskami / (дата обращения: 19.02.2022).

Учебный центр ООО «Смарта», использующий в процессе обучения виртуальную производственную среду с электронными тренажерами с применением устройств виртуальной реальности (У^, предлагает на выбор два курса по оценке профессиональных рисков.

Электронный тренажер предназначен для отработки навыков идентификации опасностей специалистами на рабочих местах и содержит около 40 различных виртуально смоделированных производственных объектов для проведения идентификации опасностей, такие как сварочный пост, столовая, офисные помещения, склад с зоной погрузки-разгрузки, ремонтная зона, склад горюче-смазочных материалов, зона строительства, котельная, трансформаторная подстанция7. Виртуальная производственная среда представляет собой виртуальный учебный класс. Преподаватель показывает особенности механического движения, применение мер управления, вследствие чего каждый обучающийся может видеть, как меняется уровень опасности в зависимости от различных управленческих действий [6].

Программа первого курса рекомендована для работодателей, занимающихся оценкой рисков самостоятельно или с привлечением экспертных организаций, и включает в себя:

• Роль и место управления профессиональными рисками в СУОТ;

• НПА, регулирующие управление профрисками в РФ;

• Методические документы в сфере управления рисками;

• Основные положения теории управления рисками;

• Внедрение процесса управления рисками в СУОТ;

• Сбор исходных данных;

• Идентификацию опасностей;

• Оценку уровней профессиональных рисков;

• Разработку мер управления профессиональными рисками;

• Использование результатов оценки рисков в СУОТ.

Программа второго курса состоит из практикума и 3D тренажера по идентификации опасностей, рассчитана на экспертные организации и специалистов, занимающихся оценкой профессиональных рисков, и включает в себя следующие разделы:

• Введение. Термины и определения;

• Сбор исходных данных. Составление перечня рабочих мест. Формирование комплекта документов. Объекты оценки рисков. Работа с источниками опасностей. Идентификация опасностей. Анализ мер управления. Осмотр рабочих мест. Проведение опроса работников;

• Оценка рисков в области безопасности труда и охраны здоровья. Оценка уровней профессиональных рисков. Оценка приемлемости рисков. Сравнительная оценка профессиональных рисков;

• Разработка мер управления профессиональными рисками. Анализ профессиональных рисков. Разработка дополнительных мер управления.

Сравнительный анализ (табл. 1) учебных программ различных учебных центров и основных разделов структуры учебной программы NEBOSH (National Examination Board of Occupational Safety and Health)8 показал высокий уровень соответствия.

АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА

В рамках проведенного исследования было рассмотрены и проанализированы действующие нормативные правовые акты и нормативные документы, международные, межгосударственные и национальные стандарты, в том числе профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда», утвержденный приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н, вступивший в силу 1 сентября 2021 г. в котором в качестве одной из основных целей вида профессиональной деятельности указано управление профессиональными рисками. Ранее действующий профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда», утвержденный приказом Минтруда России от 04.09.2014 № 524н содержал в основной цели только снижение уровней профессиональных рисков и в описании трудовых функций -обеспечение снижения уровней профессиональных рисков с учетом условий труда [7]. Описание трудовых функций, входящих в действующий профстандарт, также содержит понятие «риски», а именно:

• Организация и проведение мероприятий, направленных на снижение уровней профессиональных рисков;

• Определение целей и задач системы управления охраной труда и профессиональными

7 Курсы Смарта. URL: http://lp.smarta.life/courses/ocenka-professionalnyh riskov/?utm_source=smartaHfe (дата обращения: 19.02.2022).

8 Учебный центр NEBOSH. URL: www.yamnuskasafety.com/risk-assess-ment (дата обращения: 19.02.2022)

Таблица 1 / Table 1

Сравнение учебных программ различных учебных центров / Comparison of training programs of various training centers

УМЦ «Экостан-дарт» / TMC «Ecostandard» УЦ SRG-ECO / TC SRG-ECO УЦ ООО «Смар-та» / TC Smarta МУЦ МОТ / ITCILO

Риск-ориентированный подход как важный принцип управления организацией + + +

Как управление рисками вписывается в систему управления охраны труда + +

Что такое опасность, опасное событие, риск + + + +

Что такое оценка риска в производственной безопасности + + + +

Зачем нужна оценка риска + + + +

Требования к оценке риска (международные и российские нормы) + + + +

Контроль вредных и опасных факторов +

Качественные и количественные методики оценки риска - критерии выбора + + + +

Идентификация опасностей (различные методики) + + +

Анализ и ранжирование по уровню риска. Иерархия мер контроля риска + + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ALARP. Методы: «Швейцарский сыр», модель «Во\^е»

Документирование оценки риска + + + +

Пересмотр оценки риска + + + +

Практикум + +

Дополнительно: работа с персоналом по предотвращению угроз применение VR эл.тренажеров показ фильмов по охране труда Napo Films

Источник/Source: составлено автором по материалам учебных центров / compiled by the author based on the training centers' information.

рисками; подготовка предложений по распределению полномочий, ответственности, обязанностей по вопросам управления охраной труда, оценки профессиональных рисков и обоснованию ресурсного обеспечения;

• Анализ мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, снижение профессиональных рисков, предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; консультирование работодателей и работников по вопросам обеспечения безопасных условий труда на рабочих местах и оценки профессиональных рисков;

• Методическое обеспечение стратегического управления профессиональными рисками в организации; координация работ по внедрению системы управления профессиональными рисками в организации; контроль работ по внедрению системы управления профессиональными рисками в организации; контроль и мониторинг результативности внедрения системы управления профессиональными рисками в организации.

Кроме того, в действующем профессиональном стандарте приводятся характеристики трудовых функций, в которых указаны необходимые умения и знания специалиста в области охраны труда по части управления профессиональными рисками. В число необходимых знаний в зависимости от уровня квалификации входят:

• Методы идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и порядок оценки профессиональных рисков;

• Методы оценки профессиональных рисков;

• Принципы построения и совершенствования процессов управления профессиональными рисками, контроль функционирования системы управления;

• Требования и правила составления отчета об оценке профессиональных рисков;

• Локальные нормативные акты по управлению профессиональными рисками в организации;

• Психологические аспекты внедрения управления профессиональными рисками;

• Современный международный и национальный опыт профессиональной деятельности риск-менеджера.

В требованиях к образованию и обучению специалиста в области охраны труда помимо высшего образования содержится обязанность получения дополнительного профессионального образования - программы повышения квалификации по оценке профессиональных рисков не

9

реже чем один раз в три года .

Одним из нововведений является обобщенная функция из пункта 3.4. - Стратегическое управле-

9 Профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда», утвержденный приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н. URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_384863/ (дата обращения: 22.02.2022).

ние профессиональными рисками в организации. В требованиях к образованию и обучению также помимо высшего образования содержится требование дополнительного профессионального образования - программы повышения квалификации по оценке профессиональных рисков не реже чем один раз в три года. Требуется не менее пяти лет в области охраны труда, в т. ч. не менее двух лет руководителем проектов и (или) руководителем подразделения в области условий и охраны труда, внутреннего контроля (аудита). И в качестве допуска к работе - обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года. Данная обобщенная функция включает в себя следующие трудовые функции:

• Методическое обеспечение стратегического управления профессиональными рисками в организации;

• Координация работ по внедрению системы управления профессиональными рисками в организации, контроль работ по внедрению;

• Контроль и мониторинг результативности внедрения системы управления профессиональными рисками в организации.

Стоит заметить, что пункт 3.4 данного профессионального стандарта относится не ко всем специалистам, а именно к заместителю руководителя организации по управлению профессиональными рисками и руководителю направления (подразделения) по управлению профессиональными рисками в организации.

Таким образом, вступивший в силу 1 сентября 2021 г. новый профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда», утвержденный приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н, расширяет спектр трудовых функций специалиста в области охраны труда в части оценки и управления профессиональными рисками. Следовательно, риск-менеджерам необходимо повышать квалификацию в части управления профессиональными рисками в организации, проходить дополнительное обучение. В то же время стандарт требует доработки и актуализации в части управления профессиональными рисками, поскольку руководители и специалисты в области охраны труда ответственны за систему управления охраной труда, в том числе управления профрисками.

С 1 сентября 2022 г. вступает в силу новый порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда10. В отличие от

10 Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» URL: https://base.garant.ru/403324424/ (дата обращения: 15.03.2022).

ранее существующего порядка, содержащегося в Постановлении Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»11, в новом уделяется должное внимание понятию «профессиональных рисков» в части обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. Так, например, предложен примерный перечень тем для формирования программы обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, опасностей, идентифицированных в рамках системы управления охраной труда в организации и оценки профессиональных рисков.

Основополагающим в комплексе межгосударственных и национальных стандартов, руководящих и методических документов по обучению работников и изучению ими вопросов безопасности труда является ГОСТ 12.0.004-2015. «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», устанавливающий основные виды, формы обучения и проверки знаний по безопасности труда занятых трудом лиц. Данный стандарт рекомендован к использованию как образец организации обучения другим видам безопасности деятельности человека, включая производственную деятельность. Содержащаяся в стандарте программа обучения «Программа Б.4 - Универсальная программа базового основного курса обучения «Основы управления условиями и охраной труда» включает в себя:

• Темы, связанные с управлением профессиональными рисками на уровне работодателя, определение понятия «профессиональных рисков», объяснение заинтересованности общества в снижении профессиональных рисков и предоставлении работнику безопасных условий труда;

• Уровни риска; идентификацию опасностей и оценку уровня;

• Основные принципы управления профессиональными рисками, организацию проведения оценки риска, методики оценки риска;

11 Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40987/ (дата обращения: 22.02.2022).

J^M 18% к н Оценка профессиональных

35% & рисков не проведена

Не указано в акте

\ 47% * н Оценка профессиональных

^ рисков проведена

Рис. 1 / Fig. 1. Количество указанных процедур по оценке профессиональных рисков в организациях в актах о смертельных несчастных случаях 2021 года / Number of identified risk assessment procedures in organizations based on the fatal accident acts in 2021

Источник/Source: рассчитано автором по материалам НС 2021 / author's calculations based on the Rostrud data for the NS 2021

Рис. 2/ Fig. 2. Проведение оценки рисков в рамках управления профессиональными рисками в организациях из актов о смертельных несчастных случаях 2021 года / Risk assessment as part of occupational risk management in organizations based on the fatal accident acts in 2021

Источник/Source: рассчитано автором по материалам НС 2021 / author's calculations based on the Rostrud data for the NS 2021

• Организацию безопасного производства работ с повышенным профессиональным риском с учетом отраслевой специфики производственной деятельности работодателя, определение возможного характера и масштаба аварийных ситуаций и связанных с ними рисков в сфере охраны труда12.

СВЯЗЬ ПРИЧИН НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ С СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ

Согласно полученным данным о смертельных несчастных случаях в 2021 г. (рис. 1) в 18 % случаев оценка профессиональных рисков в организации была проведена, что почти вдвое меньше, чем в тех случаях, где было указано об отсутствии проведения оценки профессиональных рисков - 35 %. Кроме того, стоит отметить тот факт, что в 47 % проанализированных несчастных случаев, государственными инспекторами труда не были указаны разъяснения в части оценки профессиональных рисков.

12 ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_205144/ (дата обращения: 22.02.2022).

Рассматривая наличие в организациях, где произошли несчастные случаи, системы управления профессиональными рисками (рис. 2), приходим к выводам:

• Там, где была проведена оценка профессиональных рисков, в более половины рассмотренных актов (50,7 %) отмечено наличие системы управления профессиональными рисками, в 48,7 % актов не указана информация, в 0,5 % случаев управление профессиональными рисками не проводится;

• Там, где не была проведена оценка профессиональных рисков, в 96 % случаев отсутствует процедура управления профессиональными рисками в организациях, в 3 % актов информация не указана, и в 1 % случаев несмотря на то, что оценка рисков не выполнена, система управления профессиональными рисками существует (например, сформированный перечень опасностей).

Следовательно, компетентность специалистов по охране труда в организации может не соответствовать требуемому законодательством уровню. Поскольку система управления профессиональными рисками является частью системы управления охраной труда, нарушение процедуры управления профрисками - одна из причин, приводящая к возникновению несчастных случаев на производстве.

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТУ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА В ВОПРОСЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ

Управлением профессиональными рисками в организации должен заниматься руководитель и специалист по охране труда. Квалификация последнего напрямую влияет на эффективность функционирования системы управления охраной труда в организации. В табл. 2 представлена трехцветная шкала компетентности для специалистов в области охраны труда на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Темно-серый сектор (графы 1-4) означает невозможность оценивать и управлять профессиональными рисками в организации, серый сектор (графы 5-7) указывает на наличие сложностей практического (в т. ч. методологического) характера, белый сегмент (графа 8) указывает на возможность оценки и управления профессиональными рисками [8].

Без высшего образования по направлению «Техносферная безопасность» невозможно правильно оценивать и эффективно управлять

Таблица 2/Table 2

Шкала компетентности специалиста по охране труда для оценки и управления профессиональными рисками / Occupational health and safety specialist competence scale for assessing and managing occupational risks

№ Уровень компетентности специалиста по ОТ (наличие образования, прохождение курсов) / The level of occupational health and safety specialist competence (availability of education, courses) Соответствующие компетенции в ФГОС ВО (3++) / Relevant competencies of the Federal State Educational Standard of Higher Education (3++) Возможность оценки и управления профессиональными рисками в организации / Ability to assess and manage professional risks in an organization

1 Высшее гуманитарное образование, дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка)1 Универсальные компетенции: УК-1 - УК-11 Общеобразовательные функции: ОПК-1 - ОПК-9 Профессиональные компетенции - определяются на основе проф. стандартов Невозможно

2 Высшее гуманитарное образование, дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) + сертификат «Специалист по охране труда» Универсальные компетенции: УК-1 - УК-11 Общеобразовательные функции: ОПК-1 - ОПК-9 Профессиональные компетенции - определяются на основе проф. стандартов Невозможно

3 Высшее техническое образование2 Универсальные компетенции: УК-1 - УК-10 Общеобразовательные функции: ОПК-1 - ОПК-5 Профессиональные компетенции - определяются на основе проф. стандартов Невозможно

4 Высшее техническое образование, дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) + сертификат «Специалист по охране труда» Универсальные компетенции: УК-1 - УК-10 Общеобразовательные функции: ОПК-1 - ОПК-5 Профессиональные компетенции - определяются на основе проф. стандартов Невозможно

5 Высшее образование по направлению «Техносферная безопасность» (бакалавриат)3 Универсальные компетенции: УК-1 - УК-11 Общеобразовательные функции: ОПК-1 - ОПК-5 Профессиональные компетенции - определяются на основе проф. стандартов Возможно Вероятны практические сложности, сложности на этапе оценки профессиональных рисков

6 Высшее образование по направлению «Техносферная безопасность» (бакалавриат), сертификат «Специалист по охране труда» + опыт в должности специалиста по охране труда не менее 3 лет Универсальные компетенции: УК-1 - УК-11 Общеобразовательные функции: ОПК-1 - ОПК-5 Профессиональные компетенции - определяются на основе проф. стандартов Возможно Вероятны сложности на этапе оценки профессиональных рисков

7 Высшее образование по направлению «Техносферная безопасность» (магистратура)4 Универсальные компетенции: УК-1 - УК-6 Общеобразовательные функции: ОПК-1 - ОПК-5 Профессиональные компетенции - определяются на основе проф. стандартов Возможно Вероятны практические сложности

8 Высшее образование по направлению «Техносферная безопасность» (магистратура), сертификат «Специалист по охране труда» + опыт в должности специалиста по охране труда не менее 1 года Универсальные компетенции: УК-1 - УК-6 Общеобразовательные функции: ОПК-1 - ОПК-5 Профессиональные компетенции - определяются на основе проф. стандартов Возможно

Источник/Source: составлено автором на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования / compiled by the author based on the Federal State Educational Standards of Higher Education.

1 Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. № 940 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 45.03.2 Лингвистика (уровень бакалавриата)» URL: https://base.garant.ru/70734844/ (дата обращения: 12.03.2022).

2 Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 сентября 2015 г. № 955 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника (уровень бакалавриата)» URL: https://base.garant. ru/71204946/ (дата обращения: 12.03.2022).

3 Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25.05.2020 № 680 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность» URL: http://base.garant. ru/74341264/ (дата обращения: 12.03.2022).

4 Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25.05.2020 № 678 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 20.04.01 Техносферная безопасность» URL: https://base.garant. ru/74341072/ (дата обращения: 12.03.2022).

профессиональными рисками в организации. Поэтому необходима соответствующая компетентность, а именно наличие высшего образования по направлению подготовки «Техносферная безопасность» и практический опыт работы в организации.

ВЫВОДЫ

С внедрением управления профессиональными рисками в организации необходимо пересматривать существующие программы обучения руководителей и специалистов, вводить новые модули, касающиеся управления профрисками на основе наилучших современных методов идентификации, оценки и контроля.

Проведенный анализ существующих программ обучения специалистов по оценке рисков позволяет рекомендовать внести изменения в профессиональный стандарт специалиста по охране труда. В настоящее время обобщенная трудовая функция «Стратегическое управление профессиональными рисками в организации» включает знания, умения и навыки управленческого характера, не предусматривающие глубоких и детальных знаний опасностей и методов оценки профессиональных рисков, и относится к руководителям высокого уровня (заместитель руководителя организации по управлению профессиональными рисками, руководитель направ-

ления (подразделения) по управлению рисками). Целесообразным будет дополнить умения и навыки руководителя рисками более детальным ознакомлением с сутью и содержанием самого процесса оценки рисков либо дополнить стандарт обобщенной трудовой функцией, соответствующей специалисту по оценке рисков, имеющему навык и практический опыт оценки профессиональных рисков на рабочих местах.

В качестве инструмента мотивации можно использовать разработанную шкалу компетентности для специалистов в области охраны труда. Без высшего образования по направлению «Тех-носферная безопасность» правильно оценивать

и эффективно управлять профессиональными рисками в организации невозможно. Поэтому необходима соответствующая компетентность, а именно высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» и практический опыт работы в организации.

Качественное обучение, подготовка, а также постоянное повышение квалификации, связанные с наработкой навыка распознавания опасностей и своевременного реагирования на профессиональные риски будут способствовать формированию культуры безопасности и, следовательно, снижению случаев травмирования работников.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Dr Sandra Gadd, Dr Deborah Keeley, Dr Helen Balmforth. Good practice and pitfalls in risk assessment, HSE. URL: http://www.hse. gov.uk/RESEARCHyrrhtm/rr151.htm_faaTa обращения: 16.02.2022).

2. Bakiko E., Serdyuk V. The labor protection specialist competence influence on the professional risk management state. 2020;178(4):01087. DOI: 10.1051/e3sconf/202017801087.

3. Литвяков Р., Байгереев М. Как научить управлять рисками? Практика реализации учебных программ по оценке и управлению профессиональными рисками. Человек и труд. 2010;(3):29-34.

4. Beese Nils Ove, Rodriguez Francisca S., Spilski Jan, Lachmann Thomas. Development of a Digital Video-Based Occupational Risk Assessment Method. 2021. DOI: 10.3389/fpubh.2021.683850.

5. Barbara Hilyer, Alan Veasey, Kenneth Oldfield, Lisa Craft-McCormick. Effective Safety and Health Training. CRC Press; 1999. 344 p.

6. Егоренкова С. В., Быков П. М. Принципы разработки инновационной модульной программы переподготовки специалистов по охране труда малых и средних промышленных предприятий. Вестник Череповецкого государственного университета. 2019;2(89);201-210. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-2-89-20.

7. Рябова В. Е. Профессиональный стандарт как индикатор уровня квалификации специалистов в области охраны труда. Безопасность и охрана труда. 2020;4(85):14-19.

8. Седельников Г. Е., Фомин А. И., Ермолаев А. М. Внедрение технологий цифрового обучения для повышения качества обучения работников охране труда. Безопасность труда в промышленности. 2019;(1):62-66. DOI 10.24000/0409-2961-2019-1-62-66.

REFERENCES

1. Dr Sandra Gadd, Dr Deborah Keeley, Dr Helen Balmforth. Good practice and pitfalls in risk assessment, HSE. URL: http://Www.hse. gov.uk/RESEARCH/rrhtm/rr151.htm (accessed on 16.02.2022).

2. Bakiko E., Serdyuk V. The labor protection specialist competence influence on the professional risk management state. 2020;178(4):01087. DOI: 10.1051/e3sconf/202017801087.

3. Litvyakov R., Baigereev M. How to teach risk management? The practice of implementing training programs on professional risk assessment and management. Chelovek i trud = Man and labor. 2010;(3):29-34. (In Russ.).

4. Beese Nils Ove, Rodriguez Francisca S., Spilski Jan, Lachmann Thomas. Development of a Digital Video-Based Occupational Risk Assessment Method. 2021. DOI: 10.3389/fpubh.2021.683850.

5. Barbara Hilyer, Alan Veasey, Kenneth Oldfield, Lisa Craft-McCormick. Effective Safety and Health Training. CRC Press; 1999. p. 344.

6. Egorenkova S. V., Bykov P. M. The principles of developing innovative modular programme of specialist retraining on occupational safety and health for small and medium-sized industrial enterprises. Bulletin of the Cherepovets State University. 2019;2 (89);201— 210. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-2-89-20 (In Russ.).

7. Rjabova, V. E. Professional standard as level indicator of qualification of specialists in labour protection. Bezopasnost' i ohrana truda = Safety and labor protection. 2020;4(85):14-19. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Sedelnikov G. E., Fomin A. I., Ermolaev A.M. Introduction of digital learning technologies to improve the quality of labor protection training for employees. Bezopasnost' truda v promyshlennosti = Industrial Safety. 2019;1;62-66. DOI 10.24000/0409-2961-2019-162-66. (In Russ.)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR

Мария Сергеевна Москвина - аналитик центра исследований охраны труда, ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, Москва, Россия

Maria S. Moskvina - Analyst, Labor Protection Research Center, Federal State Budgetary Institution «All-Russian Research Institute of Labor» of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, Moscow, Russia ms_moskvina@vcot.info

Статья поступила в редакцию 29.03.2022; после рецензирования 05.04.2021, принята к публикации 08.04.2022. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 29.03.2022; revised on 05.04.2022 and accepted for publication on 08.04.2022. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.