ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
УДК 372.82:378.6 ББК Ч 48-951.85
А. Е. Парамонова
Екатеринбург
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ МОДУЛЕЙ КУРСА
ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.02
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: компетентность; профессиональная компетентность педагога; «Основы религиозной культуры и светской этики».
АННОТАЦИЯ. В статье раскрывается проблема профессиональной компетентности педагогов в условиях постоянного обновления и модернизации системы российского образования, а также предлагаются пути решения кадровых проблем в связи с появлением нового курса -«Основы религиозной культуры и светской этики».
A. E. Paramonova
PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE CULTUROLOGY TEACHERS IN TEACHING “THE BASES OF RELIGION CULTURE AND SECULAR ETHICS” COURSE MODULES
KEY WORDS: competence; professional competence of teachers; «The bases of religion culture and secular ethics».
ABSTRACT. The article reveals the problem of professional competence of teachers in the system of Russian education, which is being constantly renewed and modernized. It also offers ways out of personnel problems in view of new course «The bases of religion culture and secular ethics».
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Ekaterinburg
тельной среды, обновление содержания образования — все это требует повышения профессиональной компетентности и формирования готовности будущего учителя к выполнению профессиональ-
зования во многом зависит от готовности педагогических кадров к ее реализации. Новые условия существования образова-
ной деятельности.
Однако необходимо не только обновлять содержание и технологии образования, но прежде всего подготовить учителя, способного решать эти сложные социально-педагогические задачи. Изучение результатов психолого-педагоги-ческих и социологических исследований (С. Г. Вершловский, В. А. Сластенин, В. С. Собкин и др.). показывает, что учительство не совсем готово к решению этих задач, поскольку профессиональная компетентность современного учителя недостаточно соответствует требованиям модернизации базового образования.
Удовлетворение потребностей общества требует от современного учителя высокой культуры, глубокой нравственности, сформированной системы ценностей и убеждений, гражданской позиции, заинтересованности педагога в развитии творческого потенциала своих учащихся, способности к инновационной деятельности, самосовершенствованию, профессиональной активности и т. д.
Проблема повышения уровня профессиональной компетентности будущего учителя, способного свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно внедрять новые идеи и технологии обучения и воспитания, является актуальной в современных социально-экономических условиях.
До настоящего времени в европейском образовательном сообществе нет единого четкого и однозначно понимаемого определения понятия «компетентность» применительно к его использованию для описания желательного образа выпускника того или иного уровня образования.
В переводе с латинского «сотре-tentia» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом, — следовательно, компетентный в определенной области человек обладает соответствую-
щими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Отличают синонимически используемые понятия «компетенция» и «компетентность». Эти термины для российской педагогики являются относительно новыми, поэтому наблюдается разное их понимание:
1. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним;
2. Компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
А. С. Белкин характеризует компетенции как совокупность того, чем человек располагает, а компетентность — как совокупность того, чем он владеет [1].
Таким образом, понятия компетенции, компетентности значительно шире понятий знания, умения, навыки, так как включают представления о направленности личности (мотивациях, ценностных ориентаций и т. п.), ее способностях преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления, а также о характере — самостоятельности, целеустремленности, волевых качествах.
Обзор психолого-педагогической литературы (А. С. Белкин, Ф. Н. Гоноболин, А. В. Хуторской, Д. Б. Эльконин) и других информационных источников, посвященных данной проблеме, показывает, что можно выделить несколько подходов к определению понятия «профессиональная компетентность».
Одним из наиболее распространенных определений рассматриваемого тер-
мина в отечественной психологопедагогической литературе является следующее: «качество, свойство или состояние специалиста, обеспечивающее вместе или в отдельности его физическое, психическое и духовное соответствие необходимости, потребности, требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, занимаемой или исполняемой служебной должности» [7. С. 27]. Э. Ф. Зеер под профессиональной компетентностью понимает совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности.
Говоря о профессиональной компетентности педагога, в содержание этого понятия вкладывают личные возможности учителя, воспитателя, педагога, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Необходимым для решения тех или иных педагогических задач предполагается знание педагогической теории, умение и готовность применять ее положения на практике. Можно также сказать, что профессиональная компетентность педагога — это сформирован-ность в его труде различных сторон педагогической деятельности и педагогического общения, в которых личность педагога самореализована на уровне, обеспечивающем устойчивые положительные результаты в обучении и развитии учащихся.
Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста осуществляется через содержание образования, включающее в себя знания по конкретному учебному предмету, а также профессиональные навыки и умения, которые формируются в процессе овладения предметом и в ходе участия в социальной, политической и культурной жизни.
Учитывая нынешние условия всеобщей модернизации образования, необ-
ходимо подчеркнуть ее направленность на повышение нравственности подрастающего поколения, на попытки воссоздать традиционную систему ценностных ориентаций, на стремление к формированию культурной идентичности личности. Так, на конференции, прошедшей в Калуге 20 — 21 декабря 2007 года, было принято решение ввести в школах образовательную область «Духовнонравственная культура». В середине июля 2009 года Президент России Д. А. Медведев принял решение поддержать идею преподавания в школах России основ религиозной культуры и светской этики. Сегодня в виде эксперимента курс внедрен в общеобразовательные школы нескольких областей России, в четвертой четверти четвертого класса. Свердловская область — регион, участвующий в данной программе.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает шесть модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.
Апробация начинается с 2009/2010 учебного года и предполагает:
- разработку учебно-методического обеспечения комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений (рабочие программы, учебные пособия, методические рекомендации, книга для учителя, мультимедийные учебные пособия);
- тиражирование учебно-методических материалов;
- организацию повышения квалификации работников образования;
- проведение социологических исследований хода апробации комплексного учебного курса в субъектах Российской Федерации;
- подготовку ежегодного доклада в Правительство Российской Федера-
ции по результатам мониторинговых исследований хода апробации комплексного учебного курса в субъектах Российской Федерации;
- проведение конференций в субъектах Российской Федерации — участниках апробации комплексного учебного курса по обсуждению и распространению опыта в другие субъекты Российской Федерации;
- подготовку итогового доклада в Правительство Российской Федерации о результатах апробации комплексного учебного курса в субъектах Российской Федерации.
Отметим, что при получении положительных результатов апробации комплексного учебного курса начиная с 2012 года его преподавание может осуществляться на постоянной основе во всех субъектах Российской Федерации.
Обширная дискуссия развернулась вокруг личности преподавателя курса. Нет сомнений в том, что преподавать светскую дисциплину культурологического характера, как и все школьные дисциплины, должен педагог с соответствующим образованием и опытом. На сегодняшний день им может стать учитель истории, языка и литературы. В практике преподавания курса встречались также преподаватели негуманитарных дисциплин — математики, географии и др. Общее требование для таких педагогов — обучение на курсах по теории и методике преподавания основ православной культуры. В частности, для этой цели при Институте развития регионального образования Свердловской области были организованы курсы повышения квалификации по программе «Духовные основы образования», а с появлением новой образовательной области «Духовно-нравственная культура» в рамках муниципальных образований появились дополнительные центры повышения квалификации для таких педагогов (например, на базе педагогическо-
го колледжа в г. Ревда).
Однако переподготовка кадров на курсах повышения квалификации — это временная мера для того, чтобы экстренно обеспечить курс штатом педагогов.
Если задуматься о перспективе развития дисциплины «Основы религиозной культуры и светской этики», то проблема подготовки профессиональных кадров остается нерешенной.
На сегодняшний день одна из специальностей, в рамках которой возможно осуществление подготовки специалистов по преподаванию модулей курса «Основы религиозной культуры и светской этики» с надлежащим уровнем профессиональной компетентности, — учитель культурологии.
В ходе освоения данной специальности студенты изучают не только теорию и историю искусства, но и углубленный курс философии, а также дисциплины религиоведческого цикла. При этом религии изучаются как социокультурные феномены, рассматриваются, сравниваются их нравственно-этические системы, аксиологические матрицы. Осмысление религии как части культуры любого народа обеспечивает секулярность таких знаний.
Для того чтобы теоретические знания, полученные студентами, были профессионально реализованы ими на практике, необходимо в общем курсе методики преподавания дисциплин культурологического цикла отдельно обобщить цель, задачи, принципы, формы и методы преподавания «Основ религиозной культуры и светской этики».
Следует сформулировать организационные условия преподавания курса:
1. Светский характер преподавания модуля «Основы православной культуры» (и других модулей). Отметим, что светский характер курса в первую очередь достигается с помощью культурологического подхода в пре-
подавании (см. следующий пункт), а также обеспечением свободы выбора учащихся и их родителей из всех предложенных возможностей.
2. Культурологический подход в преподавании модуля «Основы православной культуры» (и других модулей). Данное условие обеспечивается выведением в доминанту культурологической составляющей курса. Известно, что в Стандарте образования выделяется несколько образовательных областей, каждая из которых представляет собой определенный фрагмент знаний о мире в целом и о России в частности. Можно было бы условиться, какие из предметов должны «отвечать» за характеристику различных факторов, образующих геокультурное пространство России (например, такая дисциплина, как «обществознание», предполагает знакомство с политико-экономическим фактором, а «география» — с географическим, экономическим положением и природно-климатическими условиями страны), однако попытка определить, какие же дисциплины предполагают знакомство с этнокультурным фактором, включающим систему ценностей, религиозные верования, обряды, традиции, представления об идентичности — эмоциональной, национальной и наднациональной, — а также социальных мифах, определяющих жизнь данного геокультурного пространства, представляется затруднительной. Несомненно, трансляция вышеуказанной информации происходит в процессе изучения таких предметов, как «литература», «история», «обще-ствознание», «мировая художественная культура», однако в настоящее время сохраняется информационный приоритет, тогда как культурный подтекст теряет свое значение, приобретая статус межпредметной связи.
Поэтому складывается мнение, что культурообразующая основа, служившая стимулом для исторических событий нашей Родины и художественного творчества, не заслуживает основательного и детального изучения. Здесь уместно надпредметное значение курса, способного дать представление о толерантности, ментальности, национальных ценностях и проч.
3. Профессионально-педагогическое обеспечение курса «Основы православной культуры», то есть учет опыта преподавания, практической работы с учащимися, существующих программ и методик преподавания курса «Основы православной культуры». Обобщение и анализ практической работы с учащимися, существующие программы и методики, накопленный педагогами опыт обобщены в Приложениях к «Письму Министерства образования Российской Федерации органам управления образованием субъектов Российской Федерации» (от 22. 10. 2002 г.). В Приложении, которое представляет собой «Примерное содержание образования по курсу “Основы православной культуры”» [9], представлены конкретные цели, задачи и содержательные линии курса.
4. Использование наиболее эффективных методов и средств преподавания с опорой на опыт мировой и отечественной педагогики, а также применение новых информационных технологий. «Основы православной культуры» как светская дисциплина культурологического цикла должна опираться на законы, закономерности, принципы, методы и средства общей педагогической науки, использовать данные методы и средства сообразно различным педагогическим и образовательным задачам и проч.
Учитывая современный высокий уровень развития средств массовых коммуникаций, студентам необходимо не только хорошо представлять опыт мировой и российской педагогики, весь арсенал накопленных педагогами форм, методов и средств работы, но и новейшие разработки исследователей и инновационные средства обучения (такие, как использование новых информационных технологий). Так, в Интернете существуют педагогические порталы и форумы для православных педагогов и учителей, желающих успешно организовать свою деятельность по преподаванию модуля «Основы православной культуры».
Отметим, что уже существует немалый опыт преподавания данного модуля, а также ряд исследований, предлагающих большое количество рекомендаций по преподаванию. Так, например, С. А. Ефименкова в диссертационном исследовании обобщила опыт преподавания «Основ православной культуры» младшим школьникам. В ее работе рассмотрены особенности уроков и внеклассных мероприятий в рамках курса, предложены методы, способствующие формированию нравственных качеств личности, среди которых: беседа, нравственный диалог, чтение фрагментов из Библии, творческие задания для учащихся [6].
Обширный методический материал представлен в публикациях и учебных пособиях А. В. Бородиной, которая разработала полный курс «Истории религиозной культуры» для 1 (2) — 11 классов. В программе учебного курса автор обобщает условия преподавания, психологопедагогические принципы, а также предлагает структуру изучаемого материала.
В «Вестнике Православного СвятоТихоновского гуманитарного университета» регулярно публикуются статьи, в которых представлен опыт и рекомендации по преподаванию данной дисциплины (таких авторов, как С. Ю. Дивно-горцева, М. В. Захарченко, Л. П. Гладких
и др.)
Обобщение и анализ практической работы с учащимися, попытки создания программ и методик, накопленный педагогами (как положительный, так и отрицательный) опыт стали предпосылками создания Приложения к «Письму Министерства образования Российской Федерации органам управления образованием субъектов Российской Федерации» (от 22. 10. 2002 г.). В «Письме» сообщается, что «указанный материал предназначен для оказания методической помощи работникам органов управления образованием, руководителям образовательных учреждений, методических центров, разработчикам учебно-методического обеспечения учебных курсов, преподаваемых в рамках регионального (национальнорегионального) компонента образования и компонента образовательного учреждения» [9].
Курс по методике преподавания дисциплины «Основы религиозной культуры и светской этики» должен включать также анализ существующих и наиболее распространенных программ модулей курса.
При освоении методики преподавания данной дисциплины студенты-культурологи педагогического университета смогут расширить и углубить знания, полученные в ходе изучения курсов общей теории и методики обучения и воспитания, являющихся фундаментальным основанием их деятельности. Совокупность культурологических курсов, предлагаемых студентам в ходе обучения по специальности, обеспечит необходимый уровень знаний для преподавания дисциплины «Основы религиозной культуры и светской этики».
Профессиональная компетентность преподавателей курса «Основы религиозной культуры и светской этики», подготовленных на базе отделения культурологии педагогического вуза, будет обусловлена подготовкой педагога, само-
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА 131
стоятельного в принятии эффективных гогической теории, умеющего и готового
решений поставленных педагогических применять ее положения на практике, а
задач (формирование нравственных ка- также обладающего энциклопедически-
честв учащихся, решение вопросов толе- ми знаниями по основам религиозных
рантности и т. д.), компетентного в педа- культур и светской этики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. БЕЛКИН А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. — Челябинск : Юж.—Урал. кн. изд-во, 2004.
2. БЕЛКИН А. С. Профессиографический мониторинг подготовки специалиста в системе высшего педагогического образования.— Шадринск: ШГПИ, 1999. Вып. 4.
3. БОГАНОВСКАЯ Н. Д. Совершенствование профессиональной готовности педагога в процессе осуществления диагностической деятельности: учеб. Пособие [рецензенты: А. С. Белкин, Л. А. Семенов]. — Екатеринбург: УрГПУ, 2003.
4. ГОНОБОЛИН Ф. Н. Психологический анализ педагогических способностей. — М.: Педагогика, 1962.
5. ДИВНОГОРЦЕВА С. Ю. Теоретическая педагогика. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2004.
6. ЕФИМЕНКОВА С. А. Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего
школьника в процессе изучения курса «Основы православной культуры»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Курск, 2004.
7. ЗЕЕР Э. Ф. Психология профессионального развития. — М.: Академия, 2009.
8. НЕСТЕРОВ В. В., Белкин А. С. Педагогическая компетентность: учеб. пособие. — Екатерин-
бург: Учеб. кн., 2003.
9. ПИСЬМО Министерства образования Российской Федерации органам управления образованием субъектов Российской Федерации от 22.10.2002 №14-52-876 ин/16 — URL: http://www.гel.oгg.гu/cgi-bin/гun.cgi?action=show&obj=l230.
10. ХУТОРСКОЙ А. В. Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 26 — 32.
11. ЭЛЬКОНИН Д. Б. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения. — Красноярск, 2002.
© Парамонова А. Е. , 2 010