3 Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: Т. 2 / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с
4 Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. 2 изд. - М.: ВЛАДОС, 1999. 360 с. .
© А. С. Мевша. 2015.
УДК 378.14.015.62
Миненко Наталья Васильевна
канд. пед. наук, ст. пр. НИУ "БелГУ", г. Белгород, РФ E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
Аннотация
В связи с модернизацией жизнедеятельности различных сфер жизнедеятельности общества проблема профессиональной компетентности будущих специалистов как фактора, способствующего формированию социально-экономического потенциала региона, приобрела еще большую актуальность. Целью работы является показать роль и место профессиональной, в частности, аналитико-рефлексивной компетентности будущих специалистов, определить её содержание и структуру на примере подготовки будущих учителей.
Ключевые слова
Компетентность, компетенции, аналитико-рефлексивная компетентность, способность, знания, умения,
мотивы.
Регион - это открытая система с наличием обратных связей, поэтому факторы, образующие систему социально-экономичкского потенциала региона, не ограничены пределами и на сегодняшний день являются одной из приоритетных целей государственной политики перевода России на инновационный путь развития.
Общий смысл формирования социально-экономического потенциала региона состоит, прежде всего, в обеспечении определенного качества жизни его населения: как ныне живущего, так и будущих поколений. При этом под потенциалом региона понимаем трудовые, материальные, финансовые и информационные ресурсы, используемые и потенциально имеющиеся в настоящее время и ожидаемые в прогнозируемом периоде . Необходимо помнить, что основой развития любого общества в сфере социально-экономического потенциала является только человеческий труд, который преобразует вещества природы в необходимые для жизни блага. Такое представление о человеческом факторе основано, главным образом, не на сумме один раз и навсегда усвоенных знаний, умений, навыков, а на признании необходимости творческого начала человека и его желании самосовершенствоваться.
Стимулирование человеческого фактора в смысле его перевоплощения в высокопрофессиональную, общественно полезную деятельность и формирование позитивной тенденции является задачей, которую общество в лице органов управления ставит перед системой, как общего, так и профессионального образования.
В этой связи особо значимую роль в современных условиях приобретает высшее профессиональное
образование. Во-первых, высшее профессиональное образование является востребованным человеком в определенный жизненный период, характеризуемый не столько возрастом, сколько готовностью в принятии жизненно важных решений и способности нести ответственность за них. Во-вторых, российская высшая школа предоставляет такой набор компетенций в избранной специальности, который позволяет быть достаточно свободным в выборе сферы экономической деятельности для использования своего труда.
Таким образом, высшая школа сегодня - это едва ли не основной способ формирования человека, важными качествами которого должны быть позитивное мышление, профессиональная, экономическая и социальная компетентность, способность к самореализации, самообразованию, а также самодостаточность на рынке труда.
Система образования является специфической областью общественной жизни и социального развития региона. Основой её является высшее педагогическое образование, которое во многом формирует образовательный потенциал региона. Педагогическая образовательная система региона является образовательным пространствм, представляющим собой сложноорганизованный механизм, управлением которым состоит в реализации таких условий, как взаимодействие образования и экономики региона, его отраслевой структуры, социальной среды региона, усилении взаимосвязей имиджа образовании и региональной экономики и привнесение образовательного потенциала в экономику региона. Педагогическое образование, как и любое профессиональное образование, предполагает свободу индивидуальности при выборе как профессии, так и формы его получения, а также возможности в осуществлении профессионального саморазвития, самообразования, самоопределения. Все эти возможности могут быть реализованы в актуальнейшем на сегодняшнй день направлении профессионального образования -компетентностном подходе.
Термины "компетенция" и "компетентность" являются основополагающими в этом подходе, и чтобы понять суть компетентностного подхода, необходимо определиться с их толкованием.
В настоящее не существует однозначного понимания категорий "компетенция" и "компетентность". Однако, анализируя работы исследователей, занимающихся компетентностным подходом (А.В. Хуторской., А.К. Маркова, А.Ф. Зеер, Б.И. Хасан, И.А. Зимняя, С.Е. Шишов), очевидно, что понятие «компетенция» чаще всего применяется для обозначения: целей образования, выражающихся в подготовке, «обособленности» выпускника, в реальном владении методами, средствами деятельности; формы сочетаний знаний, умений и навыков, позволяющей ставить и достигать цели по преобразованию окружающей действительности.
В толковом словаре понятие «компетенция» определено в качестве круга полномочий и прав, которые предоставляются законом для конкретного лица или организации с целью решения соответствующих вопросов; компекса определенных знаний, умений и навыков, в которых лицо должно быть осведомлено и иметь практический опыт работы [3].
В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения, ключевыми понятиями которого и являются понятия компетентность и компетенция, заложено следующее компетенции как способности применять знания, умения и личностные качества с целью успешной деятельности в профессиональной области.
Таким образом, компетенция определяет способность человека осуществлять действия самостоятельно и ответственно, опираясьна свои права, обязанности в той области профессиональных задач, на которую они распространяются.
Понятие "компетентность" наиболее полно представлено разработчиками "Стратегии модернизации содержания общего образования", в которой подчеркнуто, что компетентность включает в себя компонеты: когнитивный (знаниевый), операциональный, мотивационный, этическый, социальный, поведенческий [4].
Большинство из них сходятся во мнении, что компетентность является многофакторным качеством личности, которое проявляется в общей способности к действию в проблемных ситуациях, основанных на знаниях и опыте, приобретенным в процессе обучения и социализации и ориентированным на
самостоятельном и успешном участии в деятельности. Общепризнанным является факт, что фундаментом для компететности являются: знания, умения и навыки в определенной предметной области; практический опыт самостоятельной деятельности [4]. Следовательно "компетентный" специалист - это тот специалист, который осведомлен в области своей профессиональной деятельности и обладает компетенциями.
В новых стандартах обозначены универсальные и профессионые компетенции, при этом список профессиональных компетенций может быть расширен и уточнен за счет вариативной части учебных планов в зависимости от профиля подготовки. Профиль подготовки определяет конкретные виды профессиональной деятельности и соответственно компетенции, которыми должен овладеть специалист.
Рассмотрим на конкретном примере вопрос формирования такого вида профессиональной компетентности, как аналитико-рефлексивная компетентность будущих педагогов.
Аналитико-рефлексивная компетентность будущего учителя представляет собой такую интегральную профессионально-личностную характеристику, которая отражает его готовность осуществлять анализ педагогических явлений и фактов, а также свое поведение и профессиональную деятельность с точки зрения их соответствия целям в процессе решения профессиональных задач [1]. Готовность детерминируется способностью, состоящей из ряда компетенций, которые необходимо сформировать у будущего педагога для его активного включения в профессиональную деятельность. Перечислим выделенные компетенции: 1)способность к осуществлению анализа педагогических явлений и фактов; 2) способность к выделению, анализу и соотнесению с проблемной ситуацией собственные действия; 3) способность к общению и межличностному восприятию; 4) способность к построению нового образа себя в результате общения с другими людьми и активной профессиональной деятельности; 5) способность занимать внешнюю позицию по отношению к профессиональной деятельности; 6) способность к осуществлению контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя [1]. Рассмотрим каждую компетентность более подробно.
Первая компетенция направлена на анализ педагогических явлений и фактов, при этом, отметим, что в нашем понимании педагогическиое явление - это результат взаимодействия таких форм действительности, как событие, произошедшее в жизни ученика, и действия педагога на основе анализа этого события в соответствии с поставленной им задачей.
Вторая компетенция предназначена для анализа предметного содержания проблемной ситуации и своего места в ней, определяемого содержанием педагогической задачи, а также возможностью ее преобразования.
Третья компетенция свидетельствует об уровне рефлексии будущего учителя как важнейшей составляющей частью развитого общения и восприятия в нем, как специфическом качестве познания человека человеком.
Четвертая компетенция необходима с целью анализа субъект-субъектного характера различных видов педагогической деятельности и с целью обеспечения планирования совместной деятельности коллектива с учетом необходимости координирования профессиональных установок и групповых ролей субъектов этой деятельности, а также кооперации их совместных действий.
Пятая компетенция способствует переосмыслению будущим учителем, оказавшимся в процессе поиска, всей его деятельности в целом.
И последняя, шестая компетенция связана с анализом уже выполненной деятельности и затрагивает предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельных этапов, уже находящихся в прошлом.
Аналитико-рефлексивная компетентность позволит будущему учителю анализировать педагогические факты и явления, выявлять причины, определять связи между педагогическими фактами и обстоятельствами, а также проникать в глубину педагогических явлений, что составляет суть педагогической профессии, и, сдедовательно, очевидным образом предопределяет успешность формирования профессиональной компетентности будущего учителя в целом.
Таким образом, профессиональная компетентность будущих специалистов и отдельные виды частных компетентностей, из которых она слагается и которые определяет профиль подготовки будущих специалистов, является специфическим социальным фактором формирования социально-экономического развития региона.
Список использованной литературы:
1. Аулова Н.В. Формирование аналитико-рефлексивной компетентности будущего учителя в системе высшего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08; Белгород. гос. нац. исслед. ун-т. - Белгород, 2011. - 23 с.
2. Вазина К. Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та печати, 2002. 145 с.
3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол. выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз., Рос. фонд культуры. - М. : АЗЪ, 1993. 955 с.
4.Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования / под ред. А. А. Пинского. - М. : Мир кн., 2001. 120 с.
© Н.В. Миненко, 2015
УДК 377.44
Мирошин Дмитрий Григорьевич
канд. пед. наук, доцент РГППУ, профессор УрИ ГПС МЧС
г. Екатеринбург, РФ E-mail: [email protected]
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД
В ПРАКТИКЕ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ
КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы формирования содержания корпоративного обучения. Предлагается компетентностный подход для отбора, структурирования и формирования содержания корпоративного обучения. Рассматриваются ключевые компетенции и метапрофессиональные качества личности, как основные компоненты модели профессиональной компетентности специалиста, которая является основой для формирования содержания корпоративного обучения.
Ключевые слова
Корпоративное обучение, компетентностный подход, модель профессиональной компетентности, ключевые компетенции, метапрофессиональные качества личности специалиста
В настоящее время большинство российских и зарубежных предприятий, ориентирующихся на выпуск конкурентоспособной продукции, направляют растущие инвестиции в развитие человеческого капитала. Одним из направлений развития человеческого капитала предприятий является организация и осуществление корпоративного обучения персонала, что актуализирует проблему проектирования содержания и организации корпоративного обучения специалистов для различных сфер профессиональной деятельности в условиях конкретного предприятия.