Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И КАРЬЕРА ВРАЧА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ БОЛЬНИЦЫ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И КАРЬЕРА ВРАЧА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ БОЛЬНИЦЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
80
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРАЧ / ЖЕНЩИНЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КАРЬЕРА / DOCTOR / WOMEN / PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE / CAREER

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Васильева Т.Н., Федотова И.В.

Целью данной работы является определение значимых компонентов профессиональной коммуникативной компетентности успешного врача в условиях реализации бренда «РЖД-медицина». В исследовании принимали участие 24 врача железнодорожной больницы, все женщины, из которых 12 - врачи-руководители и 12 - врачи-подчиненные. Использован комплекс стандартных методик: «Опросник уровня субъективного контроля»; тест К. Томаса и Р. Килменна; опросник «Якоря карьеры»; опросник «Шестнадцать личностных факторов». Результаты исследования подвергались математико-статистической обработке с использованием традиционных методов вариационной статистики. Выявлены значимые компоненты «модели успешного врача РЖД»: интернальный тип субъективного контроля с превалированием шкал интернальности в области достижений, неудач и производственных отношений; предпочитаемая стратегия поведения в конфликтной ситуации «Сотрудничество»; преобладание личностных факторов - «доминантность-уступчивость» и «прямолинейность-дипломатичность»; ведущие ценностные ориентации в карьере - «Стабильность работы», «Служение», «Интеграция стилей жизни» и «Профессиональная компетентность», «Предпринимательство» при равнодушии к «Стабильности места жительства». Данная модель может быть применена как при формировании резерва врачей руководителей, так и способствовать профессиональному росту медиков внутри учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Васильева Т.Н., Федотова И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE AND CAREER OF A RAILWAY HOSPITAL DOCTOR

This work aims to determine the significant elements of an accomplished doctor’s professional communicative competence in the context of the distribution of the brand “Russian Railways-Medicine” (RZD-medicine). The study involved 24 doctors of a Railway Hospital, all women, 12 of which were senior doctors, and 12 were subordinates. A set of standard techniques was used: “Questionnaire for the level of subjective control”; Thomas-Kilmann Conflict Mode Instrument; “Career Anchors Questionnaire”; “Sixteen personality factor Questionnaire.” The results of the study were subjected to mathematical-statistical processing using traditional methods of variation statistics. Significant elements of the “model of an accomplished Russian Railways doctor” have been identified: the internal type of subjective control with the prevalence of internality scales in the spheres of achievements, failures and work relations; the preferred strategy of behavior in a conflict situation - “Cooperation”; the prevalence of the following personality factors - “dominance-pliability” and “straightforwardness-diplomacy”; the leading value orientations in career - “Stability in work”, “Service”, “Integration of lifestyle” and “Professional competence”, “Entrepreneurship” with disregard to “Stability in place of residence”. This model can be applied either while forming a reserve of senior doctors, or to promote the professional growth of doctors within the establishment.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И КАРЬЕРА ВРАЧА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ БОЛЬНИЦЫ»

г

H

Вятский медицинский вестник, № 4(68), 2020

УДК 613.6.01. DOI 10.24411/2220-7880-2020-10131

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И КАРЬЕРА ВРАЧА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ БОЛЬНИЦЫ

Васильева Т.Н., Федотова И.В.

ФБУН Нижегородский НИИ гигиены и профпатологии Роспотребнадзора, Нижний Новгород, Россия (603950, г. Нижний Новгород, ул. Семашко, 20), e-mail: tatiana.vasilvas@yandex.ru.

Целью данной работы является определение значимых компонентов профессиональной коммуникативной компетентности успешного врача в условиях реализации бренда «РЖД-медицина». В исследовании принимали участие 24 врача железнодорожной больницы, все женщины, из которых 12 - врачи-руководители и 12 - врачи-подчиненные. Использован комплекс стандартных методик: «Опросник уровня субъективного контроля»; тест К. Томаса и Р. Килменна; опросник «Якоря карьеры»; опросник «Шестнадцать личностных факторов». Результаты исследования подвергались математико-статисти-ческой обработке с использованием традиционных методов вариационной статистики. Выявлены значимые компоненты «модели успешного врача РЖД»: интернальный тип субъективного контроля с превалированием шкал интернальности в области достижений, неудач и производственных отношений; предпочитаемая стратегия поведения в конфликтной ситуации «Сотрудничество»; преобладание личностных факторов - «доминантность-уступчивость» и «прямолинейность-дипломатичность»; ведущие ценностные ориентации в карьере - «Стабильность работы», «Служение», «Интеграция стилей жизни» и «Профессиональная компетентность», «Предпринимательство» при равнодушии к «Стабильности места жительства». Данная модель может быть применена как при формировании резерва врачей руководителей, так и способствовать профессиональному росту медиков внутри учреждения.

Ключевые слова: врач, женщины, профессиональная коммуникативная компетентность, карьера.

PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE AND CAREER OF A RAILWAY HOSPITAL DOCTOR

Vasilyeva T.N., Fedotova I.V.

Nizhny Novgorod Research Institute for Hygiene and Occupational Pathology of Rospotrebnadzor, Nizhny Novgorod, Russia (603950, Nizhny Novgorod, Semashko St., 20), e-mail: tatiana.vasilvas@yandex.ru.

This work aims to determine the significant elements of an accomplished doctor's professional communicative competence in the context of the distribution of the brand "Russian Railways-Medicine" (RZD-medicine). The study involved 24 doctors of a Railway Hospital, all women, 12 of which were senior doctors, and 12 were subordinates. A set of standard techniques was used: "Questionnaire for the level of subjective control"; Thomas-Kilmann Conflict Mode Instrument; "Career Anchors Questionnaire"; "Sixteen personality factor Questionnaire." The results of the study were subjected to mathematical-statistical processing using traditional methods of variation statistics. Significant elements of the "model of an accomplished Russian Railways doctor" have been identified: the internal type of subjective control with the prevalence of internality scales in the spheres of achievements, failures and work relations; the preferred strategy of behavior in a conflict situation - "Cooperation"; the prevalence of the following personality factors - "dominance-pliability" and "straightforwardness-diplomacy"; the leading value orientations in career - "Stability in work", "Service", "Integration of lifestyle" and "Professional competence", "Entrepreneurship" with disregard to "Stability in place of residence". This model can be applied either while forming a reserve of senior doctors, or to promote the professional growth of doctors within the establishment.

Keywords: doctor, women, professional communicative competence, career.

В литературе обсуждаются проблемы профессионализации врачей, перечень профессионально-значимых качеств (ПВК), но отсутствуют аналитические исследования служебного продвижения медиков [1-3] и профессиональной деятельности врачей различных направлений, включая врачей железнодорожных больниц [1, 4-6], что и составляет актуальность данной работы.

С 2017 года под брендом «РЖД-медицина» объединены все ведомственные железнодорожные больницы, в которых медицинскую помощь может получить каждый человек круглосуточно, что сопровождается возрастающей интенсификацией труда медиков. Конкурентоспособность врача в железнодо-

рожной больнице зависит не только от стрессоустой-чивости персонала, но и от его умения освоения цифровых технологий, как приоритета развития сферы здравоохранения во всем мире [7-11].

Особая роль в составе ПВК современного врача отводится профессиональной коммуникативной компетентности - коммуникабельности, знаний, технических навыков, клинического мышления, сопереживания, ценности и размышления в ежедневной практике, эффективной работы в качестве члена или лидера команды здравоохранения [12-14]. Кроме того, профессиональная коммуникативная компетентность врача железнодорожной больницы включа-

Общественное здоровье и организация здравоохранения, экология и гигиена человека

ет конгруэнтность профессиональных и личностных качеств работника требованиям железнодорожной медицины, т.е. жесткой иерархической структуре, авторитарному управлению, наиболее приемлемому в условиях работы железной дороги [1].

Целью данной работы является определение значимых компонентов профессиональной коммуникативной компетентности успешного врача в условиях компьютеризации медицины и реализации бренда «РЖД-медицина».

Материал и методы

В исследовании принимали участие 24 врача (женщины) негосударственного учреждения здравоохранения Дорожной клинической больницы ГЖД г. Нижнего Новгорода, из которых 12 врачей составили 1 группу (врачи-подчиненные) и 12 врачей - 2 группу (врачи-руководители). Возраст испытуемых обеих групп достоверно не отличался и колебался от 30 до 50 лет.

Результаты сравнительной психодиагностики п

компетентности

Для психодиагностики показателей профессиональной коммуникативной компетентности испытуемых применялся комплекс стандартных методик: «Опросник уровня субъективного контроля» (Дж. Роттера); тест К. Томаса и Р. Килменна; опросник «Якоря карьеры»; Опросник «Шестнадцать личностных факторов» (16PF - Form C, Р. Кеттел). Результаты исследования подвергались качественному анализу и математико-статистической обработке с использованием традиционных методов вариационной статистики. С помощью программы «Медицинская статистика» (http://medstatistic.ru/calculators/calcodds.html) рассчитывался t-критерий Стьюдента.

Результаты и их обсуждение

В таблице представлены значимые различия между группами испытуемых показателей профессиональной коммуникативной компетентности.

Таблица

;азателей профессиональной коммуникативной ух групп врачей

Показатели профессиональной коммуникативной компетентности 1 группа 2 группа

Шкалы интернальности

Шкала интернальности в области достижений (Ид) 6,4±0,3 7,7±0,5*

Шкала интернальности в области неудач (Ин) 4,9±0,5 6,3±0,4*

Шкала интернальности в производственных отношениях (Ип) 4,3±0,4 5,3±0,25*

Стратегии поведения в конфликтной ситуации

Сотрудниче ство 6,3±0,3 7,3±0,3*

Приспособление 5,7±0,3 4,4±0,4*

Психодиагностика личностных факторов

E - уступчивость - доминантность 3,9±0,3 6,5±0,4*

N - прямолинейность - дипломатичность 4,5±0,6 6,2±0,5*

Ценностные ориентации в карьере

Стабильность работы 9,1±0,3 8,8±0,5

Служение 9,3±0,3 8,4±0,6

Интеграция стилей жизни 8,1±0,3 7,2±0,5

Профессиональная компетентность 7,5±0,4 7,2±0,6

Стабильность места жительства 6,2±0,3 4,9±0,5*

Предпринимательство 5,0±0,4 6,3±0,4*

У испытуемых отмечается интернальный тип субъективного контроля, что характерно для людей независимых, решительных, справедливых, честных, самостоятельных и соответствует профессиональной этике врача и результатам исследования других авторов [13, 15]. У врачей 2 группы по сравнению с испытуемыми 1 группы шкалы интернальности в области достижений (Ид: t=2,23; р=0,036830), неудач (Ин: 1=2,19; р=0,040247) и производственных отношений (Ип: 1=2,12; р=0,04б087) достоверно выше. Следовательно, врачи 2 группы уверены в том, что большинство важных событий в их жизни является результатом их собственных действий и способны успешно добиваться поставленных целей. В то же время испытуемые 2 группы, обладая развитым чувством субъективного контроля по отношению к негативным событиям и ситуациям, склонны к самообвинению. Это объясняется тем, что врачи-руководители считают свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях, в коллективе. Кроме того, учитывая специфику врачебной деятельности (обеспечения здоровья железнодорожников, от про-

фессиональной деятельности которых зависит безопасность дорожного движения) врач-руководитель несет ответственность и за свою индивидуальную профессиональную деятельность (организация профилактического и лечебного процесса), и личную ответственность за возможные ошибки и недостатки подчиненных врачей, среднего и младшего медперсонала. Должностные обязанности руководителя не позволяют перекладывать ответственность на судьбу, случай или коллег по работе.

Ведущей стратегией поведения в конфликтной ситуации у врачей 2 группы является «Сотрудничество» (1=2,36; р=0,028206). Данная стратегия является наиболее эффективной при разрешении межличностных конфликтов, так как нацелена на разработку долгосрочного взаимовыгодного решения. Руководитель при отстаивании собственных интересов вынужден принимать во внимание нужды и желания другой стороны, проявляя при этом коммуникативные качества (объяснение собственных желаний, выслушивание сотрудников, адекватное проявление эмоций). 1 группа врачей предпочитает использовать в конфликтной ситуации стратегию «Приспособление» (1=2,6; р=0,016716), чаще обязаны

г

н

Вятский медицинский вестник, № 4(68), 2020

сглаживать противоречия. Эта стратегия необходима в ситуации, когда разумнее сохранять добрые отношения, чем настаивать на собственной точке зрения, а также и в тех случаях, где имеется недостаточность власти или отсутствуют шансы на победу.

Психодиагностика личностных факторов выявила достоверные различия между группами женщин-врачей по двум факторам - «подчиненность

- доминантность» (фактор Е - t=5,2; р=0,000037) и «прямолинейность - дипломатичность» (фактор N

- t=2,18; р=0,041064). Проявленная доминантность врачей 2 группы (руководители), по нашему мнению, может быть обусловлена соблюдением медицинских аспектов безопасности железнодорожного движения, которое предполагает склонность к авторитарному стилю управления, в том числе: независимость и самостоятельность в принятии решения, властность, настойчивость, что выражается в высоких требованиях к себе и подчиненным. Выраженность фактора N «прямолинейность - дипломатичность» у врачей 2 группы можно объяснить тем, что для обеспечения адекватного управления необходимостью обладания следующими качествами: умением вызывать доверие и симпатию у окружающих; высокой нравственностью; дипломатичностью в общении; адекватным проявлением чувств; вежливостью и т.д.

Ведущими ценностными ориентациями в карьере у всех испытуемых являются - «Стабильность работы», «Служение», «Интеграция стилей жизни» и «Профессиональная компетентность». Выбранные ценностные ориентации, на наш взгляд, свидетельствуют о профессиональной успешности испытуемых и удовлетворенностью работой в данном медицинском учреждении. Испытуемые 2 группы отличаются от врачей 1 группы предпочтением карьерной ориентации «Предпринимательство» ^ = 2,3; р=0,031929) и пренебрежением - «Стабильностью места жительства» ^ =2,23; р=0,036830). Выбор врачей 2 группы обусловлен стремлением к самореализации, достижению профессиональных целей, профессиональному развитию личности, а также командировками как специфики деятельности руководителя.

Авторы поддерживают идею необходимости методической системы психологического сопровождения профессионального становления врача [15] в условиях непрерывного профессионального обучения, учитывающего связь между стажем врача и возможным ограничением личностного роста и профессионального развития врача [13], признают целесообразным в условиях становления компьютеризации медицины и реализации бренда «РЖД-медицина» разработку проекта психопрофилактических мероприятий для врачей РЖД, целью которого является формирование значимых показателей профессиональной коммуникативной компетенции как профессионально-важном качестве личности, предупреждающем профессиональную стагнацию.

Проведенное исследование подтверждает тот факт, что построение карьеры в железнодорожной медицине предъявляет особые требования к личностным качествам врачей, которые должны соответствовать задачам, поставленным перед ними ОАО «Российские железные дороги» и способствовать эффективному экономическому развитию ведомственных железнодорожных больниц.

Значимые предикты профессиональной коммуникативной компетентности врачей железнодорожной

больницы (интернальный тип субъективного контроля с превалированием шкал интернальности в области достижений, неудач и производственных отношений; предпочитаемая стратегия поведения в конфликтной ситуации «Сотрудничество»; преобладание личностных факторов - «подчиненность - доминантность» и «прямолинейность - дипломатичность»; ведущие ценностные ориентации в карьере -«Стабильность работы», «Служение», «Интеграция стилей жизни», «Профессиональная компетентность», «Предпринимательство») целесообразно считать «моделью успешного (конкурентоспособного) врача РЖД». «Модель успешного врача РЖД» может быть применена как при формировании резерва врачей-руководителей, так и способствовать повышению конкурентоспособности и давать дополнительные возможности для профессионального роста внутри учреждения.

Для врачей-женщин Дорожной клинической больницы ГЖД разработан проект семинара-тренинга, включающий 2 блока - тренинговый (общей длительностью 72 часа) и профилактический (обучение навыкам коммуникативной компетентности и психической саморегуляции). Предполагаем, что профилактические мероприятия будут способствовать сохранению профессионального здоровья, повышению коммуникативной компетенции врачей и стрессоустойчивости, что имеет непосредственное отношение к повышению эффективности в построении карьеры врача ГЖД.

Выводы

1. «Модель успешного врача РЖД» может быть применена как при формировании резерва врачей-руководителей, так и способствовать повышению конкурентоспособности и профессионального роста медиков внутри учреждения.

2. Профилактические мероприятия направлены на формирование значимых показателей профессиональной коммуникативной компетенции, способствующих конкурентоспособности врачей, что дает дополнительные возможности для профессионального роста внутри учреждения (формирование резерва руководителей железнодорожной больницы).

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии явного или потенциального конфликта интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Литература/References

1. Карачарова Ю.А. Профессиографическое исследование профессиональной деятельности врача как способ решения проблемы подготовки и психологического сопровождения специалистов в данной сфере // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2009. № 15. С.132-135. [Karacharova Yu.A. Professiograficheskoe issledovanie professionalnoy deyatelnosti vracha kak sposob resheniya problemy podgotovki i psikhologicheskogo soprovozhdeniya spetsialistov v dannoy sfere. Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova. 2009;15:132-135. (In Russ.)]

2. Кулагин А.В., Богдан Н.Н. Отношение к карьере руководителей сферы здравоохранения как фактор профессионального развития //Медицина и образование в Сибири. 2014. № 3. С. 21. [Kulagin A.V., Bogdan N.N. Attitude to the career of healthcare

Общественное здоровье и организация здравоохранения, экология и гигиена человека

managers as a factor of professional development. Meditsina i obrazovanie v Sibiri. 2014;3:21 (In Russ.)]

3. Решетников В.А., Коршевер Н.Г., Доровская А.И. Закономерности карьерного роста врачей в медицинских организациях // Сибирское медицинское обозрение. 2015. № 4. С. 61-66. [Reshetnikov V.A., korshever N.G., Dorovskaya A.I. Regularities of career growth of doctors in medical organizations. Sibirskoe meditsinskoe obozrenie. 2015;4:61-66. (In Russ.)]

4. Мадалиева С.Х., Асимов М.А., Ерназарова С.Т. Формирование и развитие коммуникативной компетентности врача // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 2. С. 66-73. [Magalieva S.KH., Asimov M.A., Ernazarova S.T. Formation and development of communicative competence of the doctor. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. 2016;2:66-73. (In Russ.)]

5. Ingrassia A. Reflexivity in the medical encounter: contributions from post-modern systemic practice. Journal of Family Therapy. 2013;35(2):139-158.

6. Penwell-Waines L., Ward W., Kirkpatrick H., Smith P., Abouljoud M. Perspectives on Healthcare Provider Well-Being: Looking Back, Moving Forward. J Clin Psychol Med Settings. 2018;25(3):295 -304.

7. Вознюк О.П. Внимание своим пациентам и в здравии, и в беде // Кто есть кто в медицине. 2018. № 3-4(92-93). С. 90-92. [Voznyuk O.P. Attention to your patients in health and in trouble. Kto est v meditsine. 2018;3-4(92-93):90-92. (In Russ.)]

8. Жидкова Е.А. Достойный имидж системы здравоохранения РЖД сохраним и укрепим // Кто есть кто в медицине. 2016. № 3(81). С.10-13. [Zhidkova E.A. Worthy image of the Russian Railways healthcare system will be preserved and strengthened. Kto est kto v meditsine. 2016;3(81):10-13. (In Russ.)]

9. Курчеева Г.И., Клочков Г.А. Особенности, направления и принципы формирования «умной медицины» в цифровой экономике // Научно-технические ведомости СПбГПУ Экономические науки. 2018. № 11(1). С. 19-29. [Kurcheeva G.I., Klochkov G.A. Features, directions and principles of formation of «smart medicine» in the digital economy. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU. Ekonomicheskie nauki. 2018;11(1):19-29. (In Russ.)]

10. Карасев Н.А., Васильев В.А., Максимов А.И., Молодов В.А. Организационные, правовые и технологические аспекты обмена медицинской информацией

// Журнал им. Н.В. Склифосовского «Неотложная медицинская помощь». 2017. № 6(1). С. 52-57. [Karasev N.A., Vasiev VA., Maksimov A.I., Molodov VA. Organizational, legal and technological aspects of medical information exchange. Russian Sklifosovsky Journal «EmergencyMedical Care». 2017;6(1):52-57. (In Russ.)]

11. Молодцова Е. В., Шеметова Г. Н. Актуальные и нерешенные проблемы организации лечебно-профилактической помощи в условиях железнодорожной медицины // Саратовский научно-медицинский журнал. 2010. № 1. С. 88-94. [Molodtsova E.V., Shemetova G.N. Actual and Unsolved problems of the organization of medical care in the conditions of railway medicine. Saratovskii nauchno-meditsinskii zhurnal. 2010;1:88-94. (In Russ.)]

12. Васильева Л.Н. О коммуникативной компетентности будущих врачей // Медицинская психология в России. 2013. Т. 5. № 5. С. 16. [Vasil'eva L.N. On the communicative Competence of future doctors. Meditsinskaea psikhologiya v Rossii. 2013;5(5):16. (In Russ.)]

13. Воронин А.Н., Николаев Е.Л. Психологическое исследование личности врача в отношении к профессиональной деятельности // Вестник Чувашского университета. 2013. № 1. С. 79-85. [Voronin A.N., Nikolaev E.L. Psychological research of the doctor's personality in relation to professional activity. Vestnik Chuvashskogo universiteta. 2013;1:79-85. (In Russ.)]

14. Манулик В.А., Михайлюк Ю.В. Проблема коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности врача (теоретический аспект) // Инновационные образовательные технологии. 2013. № 1(33). С. 19-23. [Manulik V.A., Mikhaylyuk Yu.V. Problem of communicative competence in the professional activity of a doctor (theoretical aspect). Innovatsionnye obrazovatelnye tekhnologii. 2013;1(33):19-23. (In Russ.)]

15. Климова О.Н., Русина Н.А., Косенко С.М. Проявление качеств личности, значимых для профессионализации врача на разных этапах его становления // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2015. № 3(32). С. 9 [Klimova A.V, Rusina N.A., Kosenko S.M. The manifestation of personal qualities that are important for the professionalization of a doctor at different stages of his development. Meditsinskaya psikhologiya v Rossii: elektron.nauch. zhurn. 2015;3(32):9 (In Russ.)]

УДК 616.62-003.7:615.859 DOI 10.24411/2220-7880-2020-10132

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ЛЕЧЕНИЯ МОЧЕКАМЕННОЙ БОЛЕЗНИ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА

'Зубков И.В., 2Жидкова Е.А., 3Севрюков Ф.А., 3Гурвич Н.И., 'Битеев В.Х.

'ФГБОУ ВО Кировский государственный медицинский университет Минздрава России, Киров, Россия (610098, г. Киров, ул. К. Маркса, 137), e-mail: kf18@kirovgma.ru

2Центральная дирекция здравоохранения - филиала ОАО «РЖД», Москва, Россия (123557, г. Москва, ул. М. Грузинская, д. 52 А, стр. 1), e-mail: solovevaea@dmo.org.rzd.ru

3ФГБОУ ВО Приволжский исследовательский медицинский университет Минздрава России, Нижний Новгород, Россия (603955, г. Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского. д.10/1)

Высокое социально-экономическое значение мочекаменной болезни для здравоохранения обусловлено увеличением заболеваемости, частым рецидивированием, длительными сроками госпитализации и нетрудоспособности пациентов, высокой стоимостью стационарного лечения. Целью исследования было

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.