Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ИНЖЕНЕРА: СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ИНЖЕНЕРА: СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
206
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ОБРАЗ ПРОФЕССИИ ИНЖЕНЕРА / СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД / PROFESSIONAL IDENTITY / IMAGE OF THE PROFESSION OF ENGINEER / SUBJECTIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тучина Оксана Роальдовна, Бурлаченко Лариса Сергеевна

В статье обоснована необходимость создания методологической базы для исследования профессиональной идентичности инженера. В качестве методологического основания авторы предлагают субъектно-бытийный подход, в котором профессиональная идентичность выполняет функции формирования и структурирования личностных смыслов индивида. В статье представлены результаты эмпирического исследования образа профессии инженеров. Анализ результатов сравнения образа профессии инженера и оценки соответствия респондентов требованиям профессии показал, что, по мнению респондентов, их интеллектуальные, креативные и волевые качества выражены значимо меньше, чем этого требует профессия. Структура профессиональной идентичности обобщенного инженера и профессиональной идентичности респондентов оказалась различной. В результате факторизации оценок качеств инженера было выявлено четыре основных фактора: «осознанная дисциплина», «интеллектуальное лидерство», «новаторские качества» и «карьера». Главной особенностью профессии, таким образом, респонденты считают рациональный и последовательный способ реализации профессиональных функций. В результате факторизации оценок собственных качеств молодых инженеров было выявлено четыре основных фактора, которые можно охарактеризовать как «внимательное и ответственное отношение к труду», «творческий подход», «профессионализм» и «самоограничение». Основным фактором в структуре профессиональной идентичности респондентов, определяющих человека как специалиста в данной области, по мнению респондентов, является внимательное, ответственное, скурпулезное отношение к труду. Как показали результаты исследования, стаж работы инженеров влияет на значимость для них образования, практичности и трудолюбия в области инженерной профессии. Гендерная принадлежность также влияет на оценку ряда качеств, составляющих образ инженера. Мужчины значимо выше оценивают в образе инженера эмоционально-волевые и лидерские качества, а женщины - финансовую состоятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тучина Оксана Роальдовна, Бурлаченко Лариса Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL IDENTITY OF THE MODERN ENGINEER: A SUBJECT APPROACH

The article substantiates the need to create a methodological base for studying the educational environment of a modern university and creating a concept of psychological and pedagogical security of a university. In this case, professional identity performs the functions of forming and structuring the individual meanings of the individual. The article presents the results of an empirical study of the image of the profession of engineers. An analysis of the results of testing and assessing the compliance of respondents with the requirements of professions showed that their intellectual, creative and strong-willed qualities are expressed much less than what the profession requires. Evidence has been confirmed. As a result, four main factors were identified: “conscious discipline”, “intellectual leadership”, “innovative qualities” and “career”. Thus, respondents consider a rational and consistent way to implement professional functions. As a result, four main factors were identified that can be described as “attentive and responsible attitude to work”, “creative approach”, “professionalism” and “self-restraint”. According to respondents, it is an attentive, responsible, meticulous attitude to work. As the results of research have shown, the experience of engineers affects the importance of their education, practicality and hard work in the field of the engineering profession. Gender affiliation also affects the assessment of a number of quality components of the image of an engineer. Men are significant factors that evaluate emotional will and leadership skills, and women - financial viability.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ИНЖЕНЕРА: СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД»

Tuchina Oksana Roaldovna, Burlachenko Larisa Sergeevna PROFESSIONAL IDENTITY OF THE MODERN ENGINEER ..

psychological science

УДК 159.9

DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0092

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ИНЖЕНЕРА:

СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД

© 2020

SPIN: 6989-5374

AuthorlD: 456017

ORCID: 0000-0001-5525-7645

Тучина Оксана Роальдовна, доктор психологических наук, заведующий кафедрой истории, философии и психологии Бурлаченко Лариса Сергеевна, аспирантка Кубанский государственный технологический университет (350072, Российская Федерация, Краснодар, ул. Московская, 2, e-mail: larisa-lulu@yandex.ru)

Аннотация. В статье обоснована необходимость создания методологической базы для исследования профессиональной идентичности инженера. В качестве методологического основания авторы предлагают субъектно-бытий-ный подход, в котором профессиональная идентичность выполняет функции формирования и структурирования личностных смыслов индивида. В статье представлены результаты эмпирического исследования образа профессии инженеров. Анализ результатов сравнения образа профессии инженера и оценки соответствия респондентов требованиям профессии показал, что, по мнению респондентов, их интеллектуальные, креативные и волевые качества выражены значимо меньше, чем этого требует профессия. Структура профессиональной идентичности обобщенного инженера и профессиональной идентичности респондентов оказалась различной. В результате факторизации оценок качеств инженера было выявлено четыре основных фактора: «осознанная дисциплина», «интеллектуальное лидерство», «новаторские качества» и «карьера». Главной особенностью профессии, таким образом, респонденты считают рациональный и последовательный способ реализации профессиональных функций. В результате факторизации оценок собственных качеств молодых инженеров было выявлено четыре основных фактора, которые можно охарактеризовать как «внимательное и ответственное отношение к труду», «творческий подход», «профессионализм» и «самоограничение». Основным фактором в структуре профессиональной идентичности респондентов, определяющих человека как специалиста в данной области, по мнению респондентов, является внимательное, ответственное, скурпулезное отношение к труду. Как показали результаты исследования, стаж работы инженеров влияет на значимость для них образования, практичности и трудолюбия в области инженерной профессии. Гендерная принадлежность также влияет на оценку ряда качеств, составляющих образ инженера. Мужчины значимо выше оценивают в образе инженера эмоционально-волевые и лидерские качества, а женщины - финансовую состоятельность.

Ключевые слова: профессиональная идентичность; образ профессии инженера; субъектный подход.

PROFESSIONAL IDENTITY OF THE MODERN ENGINEER: A SUBJECT APPROACH

© 2020

Tuchina Oksana Roaldovna, doctor of psychological sciences, head Department of History, Philosophy and Psychology Burlachenko Larisa Sergeevna, graduate student Kuban State Technological University (350072, Russian Federation, Krasnodar, Moskovskaya St., 2, e-mail: larisa-lulu@yandex.ru)

Abstract. The article substantiates the need to create a methodological base for studying the educational environment of a modern university and creating a concept of psychological and pedagogical security of a university. In this case, professional identity performs the functions of forming and structuring the individual meanings of the individual. The article presents the results of an empirical study of the image of the profession of engineers. An analysis of the results of testing and assessing the compliance of respondents with the requirements of professions showed that their intellectual, creative and strong-willed qualities are expressed much less than what the profession requires. Evidence has been confirmed. As a result, four main factors were identified: "conscious discipline", "intellectual leadership", "innovative qualities" and "career". Thus, respondents consider a rational and consistent way to implement professional functions. As a result, four main factors were identified that can be described as "attentive and responsible attitude to work", "creative approach", "professionalism" and "self-restraint". According to respondents, it is an attentive, responsible, meticulous attitude to work. As the results of research have shown, the experience of engineers affects the importance of their education, practicality and hard work in the field of the engineering profession. Gender affiliation also affects the assessment of a number of quality components of the image of an engineer. Men are significant factors that evaluate emotional will and leadership skills, and women - financial viability.

Keywords: professional identity; image of the profession of engineer; subjective approach.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Развитие современного производства, повышение профессиональной и социальной мобильности работника заставляет по-новому взглянуть на профессиональный труд и его место в жизни личности.

В современном научном дискурсе особую актуальность приобретает исследование изменения отношения к труду и профессии, ценностно-смыслового содержания профессиональной идентичности в эпоху транзитивности. Важной социальной задачей становится поиск условий, путей и способов профессионального самоопределения молодых людей, их самореализации в профессиональной сфере, выявление ее адекватных психо-

логических механизмов.

В период трансформационного кризиса произошло заметное снижение статуса инженерного труда. На сегодняшний день, государство активно пытается восполнить дефицит кадров в технической сфере, сложившийся в постсоветское время. Перед образовательными структурами стоит актуальная задача качественного углубления инженерной подготовки. Помимо этого, система современного производства требует от инженеров большей гибкости в принятии управленческих решений, способности проявлять инициативу, что неизбежно приводит к повышению адаптивности специалистов.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразре-

психологические науки

Тучина Оксана Роальдовна, Бурлаченко Лариса Сергеевна ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ...

шенных раньше частей общей проблемы

Последние исследования показывают, что масштабные профессиональные кризисы, вызванные трансформацией профессионально-трудовой сферы, опасны тем, что в массовом порядке способствуют появлению профессиональных маргиналов, отвергающих или негативно оценивающих свою прежнюю идентичность, что снижает уровень зрелости общества в целом [1, с. 4], на смену профессионаламприходят специалисты, готовые и способные работать в межпрофессиональной среде, что приводит к формированию транспрофессионализма [2, с. 77].

Эмпирические данные показывают, что качество и скорость формирования профессиональной идентичности зависят от меры ответственности, которую специалист готов на себя принять, степени личностного и «технологического» развития, сильной мотивационной готовности к самореализации на избранном профессиональном пути, к интеграции в профессиональное сообщество, к непрерывному самоисследованию и развитию профессионально значимых черт личности и образа Я [3, с. 270].

Исследование структуры профессиональной идентичности инженеров основана на концепциях профессиональной идентичности как осознания своей тождественности с профессиональным образом «Я» [4], концептуальном представлении человека о своем месте в профессиональной группе или общности [5; 6], отражает характеристику субъекта, выбирающего и реализующего способ профессионального взаимодействия с окружающим миром и обретение смысла через выполнение этой деятельности [7], а также концепции профессионального становления личности [8-16], где профессиональная идентичность рассматривается как состояние личности, как один из критериев её профессионализации, как регулятор процесса профессионального становления.

Сегодня количество выпускников вузов увеличивается, их влияние возрастает, но количество не всегда соответствует качеству. Одновременно у выпускников расширяются возможности специалистов для самоопределения и реализации различных способов жизни в профессии [3, с. 40]. Однако, в действительности школы не имеют эффективных инструментов, которые помогли бы выпускникам лучше понять себя и выбрать сферу профессиональной реализации. Сегодня всё больше людей предпочитает работать не по полученной в учебном заведении специальности, что актуализирует изучение профессиональной идентичности еще во время студенчества. Установлено, что процедура визуального (имитационного) научения наиболее эффективна для овладения новым социальным опытом [3, с. 273]. Причем главным механизмом при таком научение выступает идентификация. Она понимается как процесс соотнесения себя с другими, который позволяет устанавливать идентичность в отношениях с кем-либо и использовать данного человека, профессионала, в качестве некоторой модели самого себя, эталона, удобного для наблюдения и анализа, так как именно к данным видам внутренней активности подталкивает непосредственный и многоаспектный контакт с учителем [3, с. 271].

В ряде исследований показано, что переход от преждевременной к диффузной идентичности не порождает существенного скачка силы профессиональной мотивации, тогда как при переходе к последующим статусам, сила профессиональной мотивации статистически значимо возрастает. Начиная со статуса моратория идентичности, уже можно говорить о том, что профессиональная мотивация настолько возрастает, что становится личностным ресурсом, обеспечивающим эффективность профессиональной деятельности [17, с. 457].

Всё больше индивидов осуществляют более одной профессиональной функции, более того исследования показывают, что такие личности чувствуют себя более уверенно и счастливо по отношению к респондентам,

занятым только на одной работе [18]. Это ориентирует индивида уже на этапе профессионального самоопределения задумываться о выборе нескольких профессий для жизни.

Формирование целей статьи (постановка задания).

Целью нашего исследование стало концептуализация проблемы профессиональной идентичности с позиций субъектного подхода, а также эмпирическое исследование закономерности и специфики профессиональной идентичности молодых инженеров.

Задачи:

1. Теоретическое обоснование пространства профессии как пространства бытия личности в современном мире.

2. Эмпирическое исследование образа профессии инженера в группе молодых инженеров.

3. Эмпирическое исследование оценки соответствия респондентов требованиям профессии.

4. Исследование влияние опыта работы на представление о профессии инженера.

5. Выявление гендерных особенностей образа профессии инженера.

В качестве методов исследования были использованы ассоциативный эксперимент, семантический дифференциал «Образ профессии», семантический дифференциал «Оценка соответствия себя требованиям профессии», контент-анализ, метод анализа среднего, регрессионный анализ, факторный анализ.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Наиболее перспективным для исследования феномена профессиональной идентичности нам представляется использование субъектного, в частности, субъек-тно-бытийного подхода. Субъектно-бытийный подход к рассмотрению личности, являясь примером реализации «трансперсонального» этапа в рассмотрении личности как профессионала, фокусируется на потребности человека трансцендировать себя через создание новых реальностей, на стремлении личности продолжить себя в разнообразные пространства своего бытия, в том числе и профессиональное пространство. Проблемы «неадекватного» личностного роста: чувство неудовлетворенности, ощущение проживания «чужой жизни», неспособность самореализоваться, трансцендентировать себя во внешние пространства и почувствовать их как свое продолжение возникают в связи с неверно выбранной сферой профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность отчуждается от личности, перестает быть средством самовыражения и самоактуализации.

В субъектно-бытийном подходе идентичность рассматривается как полисистемный феномен, отражающий степень определенности и устойчивость системной организации личности [19, с. 47]. Личностная идентичность социальна по своей природе, что предполагает осознанно занятое, «присвоенное» личностью место в системе культурных знаков. Личность идентифицирует себя в качестве актора определенных социальных групп, с определенными социальными типами в галерее профессиональных образцов. В ситуации социальных, экономических, политических и информационных трансформаций изменяются сценарии, правила, роли (в том числе и профессиональные), что актуализирует вопросы «Кто Я?» или «Кем я буду?». В контексте темы профессионального становления личности ответы на эти вопросы представлены в виде эталонов личности профессионала. Эти образы задают направление профессиональной самореализации.

Правильным можно назвать такой профессиональный выбор, при котором происходит воплощение в ходе саморазвития личности индивидуализированного эталона, несущего в себе высший личностный смысл, интегрирующий смысловое пространство личности в единое целое, обеспечивающий чувство идентичности, возмож-

Tuchina Oksana Roaldovna, Burlachenko Larisa Sergeevna PROFESSIONAL IDENTITY OF THE MODERN ENGINEER ..

psychological science

ность аутентичного бытия и истинной самоактуализации в структурировании внутреннего психологического и внешних пространств бытийности [20].

Таким образом, профессиональная идентичность в субъектно-бытийном подходе выполняет значимые для развития личности функции. Прежде всего, она формирует и структурирует основные смысловые ориентиры индивида на жизненном пути, через профессиональную идентичность актуализируется процесс анализа и согласования личностных целей с целями профессиональными. В результате происходит аккумулирование профессиональных целей в личностные и наоборот.

Для выявления профессиональных стереотипов инженера респондентов просили перечислить характеристики, свойственные людям данной профессии. В качестве экспертов выступили преподаватели и студенты КубГТУ, 440 человек. На основании результатов исследования, используя метод контент-анализа, были выделены главные характеристики представителей инженерной профессии.

На следующем этапе на основе результатов предыдущего этапа исследования был составлен опросник «Образ профессии», состоящий из 31 пункта, в котором респондентов просили оценить по пятибалльной системе, насколько каждое из данных качеств присуще инженеру. В исследовании приняли участие 97 молодых инженеров, 50 мужчин и 47 женщин, средний возраст 24,5 года, средний стаж работы по специальности 1,9 лет.

Методом анализа среднего было выявлено, что наиболее значимыми чертами образа инженера респонденты считают качества, связанные с дисциплиной и ответственностью: осторожный, ответственный, дисциплинированный, трудолюбивый, целеустремленный, стрессоустойчивый.

Таблица 1 - Результаты сравнения образа профессии инженера и оценки соответствия респондентов требованиям профессии

качества образ профессии инженера oiisheh соэтеипеш требованиям Iij-I'ijm 1111 ни ."--J-:- т T

ср. зн. ст. откл. ф чт г CT сжл.

бек?.: цельный 1,74 Д4 3,60 1,® -б,63 ,00

дыащплишфОЕ энный 4,66 да ЗД8 ,95 7,37 ,00

изобретатель 4,40 .S3 АЗА Д5 1,39 ,16

интеллигентный 4,22 м 3,58 1,07 ,03

исследователь 3,64 Si 4,15 ■S3 -4,51 ,00

карьерист 4,00 м 3.75 £3 3,37 ,03

коммуникабельный 3,57 .99 3.62 1.21 -,41 ,6S

креативный, творческий 3,93 1.03 3.92 1.13 ,09 ,92

кропотливый 4,11 il ЗД5 1.16 3,53 ,01

лидер 4,38 м 4,15 il 3,13 ,03

находчивый 3,60 1.07 3.4S 1.20 ,S3 ,40

образованный 4Д6 :S4 4. OS 74 1,33 ,06

ответствевпплн 4,71 .50 4J5 ,73 4,93 ,00

осторожный 4,72 AS 4,53 ,78 3,30 ,03

перфекционист 4,06 1,05 4.16 .99 -,S1 ,41

профессионал 3,63 1,13 з.;; 1.21 -1,11 ,26

ттрагьгаттшньпт 4,42 ,77 3,77 ,88 7,40 ,00

разносторонний 3,84 Яа 3,64 Д5 3,04 ,04

рэниональный 4,07 .90 4.11 S2 ,70

решительный 4д0 4.13 ,81 ,72 ,47

скучный 4,22 Д! 3,74 1,06 4,10 ,00

состоятельный 2,06 1,19 1,35 1,30 -1,91 ,05

специалист 3,33 loa 3.20 1.13 ,96 ,33

стрессоустойчивый 4,50 ,60 ЗД6 ,79 7,14 ,00

трудолюбивый 4,35 дз 3,77 1,13 4,60 ,00

умный 4,45 ,68 4,15 да 3.75 ,00

целеустремленный 4»51 да 4,07 ,73 4,93 ,00

человек, имеющий аналитический склад ума 4,45 ,75 4.34 .78 1.09 ,27

человек, имеющий технический склад ума 4Д0 Д7 4.03 .95 1,53 ,12

эрудит 4,63 ,60 4,1« ,91 5.77 ,00

эмоциональный 3,84 ДО 3,60 SA 3,37 ,03

*жирным шрифтом отмечены значимые различия (р<0,05)_

Важными также были признаны интеллектуальные качества: эрудит, умный, имеющий аналитический склад ума, прагматичный, изобретатель.

Затем респондентов просили оценить выраженность основных качеств инженера у себя. Анализ результатов сравнения образа профессии инженера и оценки соответствия респондентов требованиям профессии показал целый ряд значимых различий. По мнению респондентов, их интеллектуальные, креативные и волевые качества выражены значимо меньше, чем этого требует профессия (табл. 1).

Выявив представление инженеров об образе профессии и оценки себя в категориях профессиональных ценностей, мы провели факторный анализ оценок респондентов качеств инженера и собственных качеств молодых инженеров для изучения структуры профессиональной идентичности. Факторная структура данных объектов оказалась различной.

В результате факторизации оценок качеств инженера было выявлено четыре основных фактора. Первый фактор (24,1% общей дисперсии) составили шкалы «рациональный» (,757), «разносторонний» (,709), «дисциплинированный» (,617), которые совокупно можно охарактеризовать как «осознанная дисциплина». Главной особенностью профессии, таким образом, респонденты считают рациональный и последовательный способ реализации профессиональных функций.

Второй фактор, который можно обозначить как «интеллектуальное лидерство» (7,7 % дисперсии), составляют шкалы «эрудит» (,832), «лидер» (,623), «стрессоустойчивый» (,554), «эмоциональный» (,525), «целеустремленный» (,521).

Третий фактор, обозначенный как «новаторские качества» (6,9% дисперсии) включает шкалы «находчивый» (,772), «коммуникабельный» (,678), «перфекци-онист» (,639), «исследователь» (,578), «изобретатель» (,557).

Последний фактор можно охарактеризовать как «карьера» (6,1 %). Он включает шкалы «кропотливый» (,640),

«интеллигентный» (,626), «карьерист» (,513). Показательно, что характеристика «карьерист» связана с интеллигентностью и кропотливостью, соответственно, инженерная карьера связана с долгим кропотливым трудом и интеллигентным поведением.

В результате факторизации оценок собственных качеств было выявлено четыре основных фактора. Первый фактор (26,9 % общей дисперсии) можно охарактеризовать как «внимательное и ответственное отношение к труду»: шкалы «кропотливый» (,720), «исследователь» (,698), «скучный» (,614), «ответственный» (,574), «специалист» (,508), «человек, имеющий аналитический склад ума» (,534). Соответственно, основным фактором в структуре профессиональной идентичности респондентов, определяющих человека как специалиста в данной области, по мнению респондентов, является внимательное, ответственное, скурпулезное отношение к труду.

Второй фактор, названный нами «творческий подход» (7,7 % общей дисперсии), включает шкалы «рациональный» (,710), «разносторонний» (,651), «образованный» (,603), «решительный» (,556), «эмоциональный» (,517), «креативный, творческий» (,515).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третий фактор можно охарактеризовать как «профессионализм» (6,07 % дисперсии), он включает шкалы «целеустремленный» (,701), «прагматичный» (,642), «стрессоустойчивый» (,625), «эрудит» (,617), «дисциплинированный» (,547), «профессионал» (,510). Показательно, что профессионализм у наших респондентов связан с волевыми и рациональными качествами. Четвертый фактор демонстрирует, что инженер, по мнению респондентов, должен стремиться к идеальному качеству работы, проявляя изобретательность и осторожность.

Четвертый фактор, который можно охарактеризо-

психологические науки

Тучина Оксана Роальдовна, Бурлаченко Лариса Сергеевна ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ...

вать как «самоограничение» (5,4 % дисперсии), включает шкалы «изобретатель» (,729), «осторожный» (,721), «перфекционист» (,639), «умный» (,593).

Еще одной задачей нашего исследование было выявление связи представлений респондентов о качествах инженеров и стажа трудовой деятельности, а также влияние гендерных особенностей. В результате регрессионного анализа (Б = 2,4) была выявлена положительная связь (р<0,05) между стажем работы по специальности и оценке следующих качеств: «образованный», «прагматичный», «трудолюбивый». Таким образом, чем больше стаж работы инженера, тем выше он оценивает значимость данных качеств.

Также было выявлено влияние гендерной принадлежности (Б = 1,9) на оценку ряда качеств, составляющих образ инженера. Мужчины значимо выше оценивают в образе инженера качества «дисциплинированный», «коммуникабельный», «лидер», «решительный», «целеустремленный» и «эмоциональный» (р<0,05). Женщины выше, чем мужчины оценивают качество инженера «состоятельный» (р<0,05).

ВЫВОДЫ

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Субъектно-бытийный подход может служить методологическим основанием для исследования образовательной среды. Профессиональная идентичность в данном подходе выполняет значимые для развития личности функции: формирует и структурирует основные смысловые ориентиры индивида на жизненном пути, актуализирует процесс анализа и согласования личностных целей с целями профессиональными.

Эмпирическое исследование образа профессии инженеров показало следующие результаты.

Анализ результатов сравнения образа профессии инженера и оценки соответствия респондентов требованиям профессии показал, что, по мнению респондентов, их интеллектуальные, креативные и волевые качества выражены значимо меньше, чем этого требует профессия.

Структура профессиональной идентичности обобщенного инженера и профессиональной идентичности респондентов оказалась различной. В результате факторизации оценок качеств инженера было выявлено четыре основных фактора: «осознанная дисциплина», «интеллектуальное лидерство», «новаторские качества» и «карьера» . Главной особенностью профессии, таким образом, респонденты считают рациональный и последовательный способ реализации профессиональных функций. В результате факторизации оценок собственных качеств молодых инженеров было выявлено четыре основных фактора, которые можно охарактеризовать как «внимательное и ответственное отношение к труду», «творческий подход», «профессионализм» и «самоограничение». Основным фактором в структуре профессиональной идентичности респондентов, определяющих человека как специалиста в данной области, по мнению респондентов, является внимательное, ответственное, скурпулезное отношение к труду.

Стаж работы инженеров влияет на значимость для них образования, практичности и трудолюбия в области инженерной профессии.

Гендерная принадлежность также влияет на оценку ряда качеств, составляющих образ инженера. Мужчины значимо выше оценивают в образе инженера эмоционально-волевые и лидерские качества, а женщины - финансовую состоятельность.

Дальнейшие исследования профессиональной идентичности инженеров связаны с изучением нормативно-ценностной составляющей профессиональной идентичности, а также личностно-смыслового ее аспекта и создание на основе субъектно-бытийного подхода концепции самопонимания профессиональной идентичности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ермолаева Е.П. Мультидисциплинарный подход подход в мо-

дели « Человек - профессия - общество». Институт психологии РАН. Организационная психология и психология труда, 2017. Т. 2. № 1. С. 3-22.

2. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психологические особенности самоопределения личности в постиндустриальном обществе //Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2019. № 1 (53). С. 76-83.

3. Сушко Н.Г. Профессиональная идентичность как психолого-педагогическая дисциплина // Ученые заметки ТОГУ. 2016. Т. 7. № 1. С. 270-275.

4. Perkin G. The Third Revolution: Professional Society in International Perspective. L. : Routledge, 1996. 272 p.

5. Шнейдер Л.Б. Дилеммы профессиональной идентичности личности в современных социокультурных условиях // Современная социальная реальность: вызовы, риски, перспективы ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»; под научной ред. О.А. Белобрыкиной. Новосибирск, 2019. С. 39-58.

6. Конева Е.В. Структура и детерминанты представления о профессии // Профессиональные представления. 2019. № 1 (11). С. 164-171.

7. Иванова Н.Л., Конева Е.В. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство // Мир психологии. 2014. № 2. С. 148-153.

8. Климов Е.А.Психология профессионала: Избранные психологические труды. М.; Воронеж, 1996. 530 с.

9. Маркова А.К.Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 370 с.

10. Поварёнков Ю.П.Психологическое содержание профессиональной идентичности // Сибирский психологический журнал. 2006. № 24. С. 53-58.

11. Поварёнков Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности. Саратов: Саратовский гос. социально-экономический ун-т, 2013. 322 с.

12. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.:Академия, 2001. 480 с.

13. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Логос, 2007. 192 с.

14. Лесникова С.Л., Леухова М.Г. Профессиональное самоопределение студентов вуза как условие профессиональной идентичности: аспект отношения к профессиональной карьере // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 253-256.

15. Беркутова Д.И., Громова Е.М., Горшкова Т.А. Становление профессиональной идентичности как фактор проектирования карьерной стратегии современного студента вуза // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 299-304.

16. ВелиеваВ.И. Роль познавательной деятельности в формировании профессиональной идентичности у будущих юристов //Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 68-70.

17. Сыченко Ю.А. Профессиональная идентичность студентов в контексте транспрофессионализма // Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Под научной редакцией Э.Ф. Зеера, В.С. Третьяковой. Изд-во: Российский государственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург), 2019. С. 456-464.

18. Carlos-María Alcover. Who Are «I»? Who Are «We»? A State-of-the-Art Review of Multiple Identities at Work. Psychologist Papers, 2018. Electronic version. URL: http://www.papelesdelpsicologo.es/English/2858. pdf (Дата обращения: 25.09.2019 г.

19. Тучина О.Р. Основные направления исследования феномена самопонимания в современной психологии // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 2. С. 4652.

20. Рябикина З.И. Интерпретация профессиональной идентичности и профессионального роста личности с позиций субъектно-бы-тийного подхода//Личность курсанта: психологические особенности бытия. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции (с иностранным участием) Краснодар, 2014. (с иностранным участием) / отв. ред. С.Д. Некрасов. Краснодар: ВУНЦ ВВС «ВВА»; Кубанский гос. ун-т, 2015. 299 с. ISBN 978-5-8209-1078-4

Статья подготовлена при поддержке РФФИ, проект 19-413-235002 «Самопонимание профессиональной идентичности молодежи в контексте представлений о будущем (на примере профессии инженера)»

Статья поступила в редакцию 20.03.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.