Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная идентичность / профессиональная идентичность преподавателя / процесс развития профессиональной идентичности / профессиональная деятельность / университетская среда / образовательная среда / инновации / целеполагание / professional identity / university teachers’ professional identity / faculty professional identity / professional identity formation process / professional activity / academic setting / educational setting / innovations / goal orientation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С С. Польская, С М. Камалетдинова

The article deals with an issue of interrelation of the faculty professional identity and the ways of increasing university teachers’ efficacy further. As never before tertiary education which is currently undergoing considerable shifts, is in need for those university teachers who are capable of arranging effective and smooth teaching process, ensuring measurable results and better learning outcomes for those who are getting their degree. In contrast to traditional and oftentimes no longer valid tools which are used in order to raise the faculty efficiency, the phenomenon of professional identity of university teachers may act as a principally new and viable instrument of achieving feasible results, providing more commitment on the faculty side, ensuring better learning outcomes, safeguarding university teachers’ greater degree of flexibility. Moreover, this way university teachers’ willingness to implement changes and innovations in their everyday work can be enhanced. Higher professional identity awareness can also promote more goal orientation when planning and streamlining their activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL IDENTITY OF THE FACULTY AND RAISING THEIR EFFICACY

Данная статья рассматривает вопрос взаимосвязи профессиональной идентичности преподавателей университета и роста эффективности их деятельности. Сегодня как никогда раньше высшее образование, будучи подверженным значительным изменениям, нуждается в таких представителях данной профессии, которые способны добиваться высокой результативности процесса обучения. В отличие от традиционно применяемых и зачастую уже не работающих инструментов повышения эффективности университетских преподавателей, профессиональная идентификация последних может выступать в качестве принципиально нового и чрезвычайно действенного инструмента достижения лучших результатов и большей степени самоэффективности, обеспечивая большую степень отдачи со стороны преподающих, более успешное решение задач обучения, гибкость и готовность к изменениям и инновациям, а также большей глубине целеполаганию со стороны преподающих.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

19. Finogenova O.N., Denisenko F.N. Motivaciya k izucheniyu inostrannogo yazyka magistrantov inzhenernyh special'nostej. Russian Journal of Education and Psychology. 2018; Vol. 9, № 11: 190-207.

20. Voevoda E.V., Shpynova A.I. Primenenie tehnologij iskusstvennogo intellekta pri izuchenii delovogo anglijskogo (na primere pis'mennyh zadanij. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 5 (102): 237-240.

21. Voronina D.K., Shamov A.N. Professionalizaciya inoyazychnoj podgotovki studentov nelingvisticheskih vuzov: podhody, tehnologii, priemy i sposoby. Vestnik Mininskogo universiteta. 2022; № 2 (39): 5.

22. Hyland K. Second Language Writing. New York: Cambridge University Press, 2004.

23. Owen H. ESL students: fostering skills to avoid plagiarism. The power of language: Perspectives from Arabia. Dubai: TESOL Arabia. 2007: 215-231.

Статья поступила в редакцию 01.07.24

УДК 378

Polskaya S.S., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Moscow State Institute of International Relations (University) (Moscow, Russia),

E-mail: polskaya7@gmail.com

Kamaletdinova S.M., senior teacher, Moscow State Institute of International Relations (University) (Moscow, Russia), E-mail: svetlanamarsovna@mail.ru

PROFESSIONAL IDENTITY OF THE FACULTY AND RAISING THEIR EFFICACY. The article deals with an issue of interrelation of the faculty professional identity and the ways of increasing university teachers' efficacy further. As never before tertiary education which is currently undergoing considerable shifts, is in need for those university teachers who are capable of arranging effective and smooth teaching process, ensuring measurable results and better learning outcomes for those who are getting their degree. In contrast to traditional and oftentimes no longer valid tools which are used in order to raise the faculty efficiency, the phenomenon of professional identity of university teachers may act as a principally new and viable instrument of achieving feasible results, providing more commitment on the faculty side, ensuring better learning outcomes, safeguarding university teachers' greater degree of flexibility. Moreover, this way university teachers' willingness to implement changes and innovations in their everyday work can be enhanced. Higher professional identity awareness can also promote more goal orientation when planning and streamlining their activities

Key words: professional identity, university teachers' professional identity, faculty professional identity, professional identity formation process, professional activity, academic setting, educational setting, innovations, goal orientation

С.С. Польская, канд. филол. наук, доц., Московский государственный институт международных отношений (Университет), г. Москва,

E-mail: polskaya7@gmail.com

С.М. Камалетдиноеа, ст. преп., Московский государственный институт международных отношений (Университет), г. Москва,

Е-mail: svetlanamarsovna@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Данная статья рассматривает вопрос взаимосвязи профессиональной идентичности преподавателей университета и роста эффективности их деятельности. Сегодня как никогда раньше высшее образование, будучи подверженным значительным изменениям, нуждается в таких представителях данной профессии, которые способны добиваться высокой результативности процесса обучения. В отличие от традиционно применяемых и зачастую уже не работающих инструментов повышения эффективности университетских преподавателей, профессиональная идентификация последних может выступать в качестве принципиально нового и чрезвычайно действенного инструмента достижения лучших результатов и большей степени самоэффективности, обеспечивая большую степень отдачи со стороны преподающих, более успешное решение задач обучения, гибкость и готовность к изменениям и инновациям, а также большей глубине целеполаганию со стороны преподающих.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, профессиональная идентичность преподавателя, процесс развития профессиональной идентичности, профессиональная деятельность, университетская среда, образовательная среда, инновации, целеполагание

Последние несколько десятилетий ученые активно занимаются вопросами профессиональной идентичности, исследуя этот феномен среди представителей самых разных профессий. Профессиональная идентичность преподавателя не стала исключением в этом отношении, при этом некоторые эксперты рассматривают ее как отдельную область исследований [1]. Большинство научных работ традиционно концентрируется на том, каким образом формируется профессиональная идентичность, каковы ее основные характеристики, а также в каком виде она существует в представлении самих университетских преподавателей [2]. Кроме того, зачастую профессиональная идентичность преподавателя рассматривается сквозь призму обучения будущих преподавателей, а в случае с преподавателями университетов данный подход не всегда может быть применим в силу того, что потенциальные «пути» вхождения именно в данную профессию могут существенно разниться.

Гораздо реже ставится вопрос о том, может ли профессиональная идентичность, ее осознание носителем каким-либо образом повлиять на эффективность деятельности представителей тех или иных профессий.

Данная корреляция особенно важна именно в отношении профессиональной идентификации преподавателей вуза: образовательная среда подвергалась и подвергается значительным модификациям, отражающим изменения в самом обществе, вследствие чего меняется и роль преподавателя университета. Результатом целенаправленной рефлексии и формирования профессиональной идентичности может стать большая степень продуктивности деятельности преподающих, при этом качественное повышение результатов именно их работы может иметь решающее значение для выхода на современный рынок труда нового поколения молодежи. Актуальность вышеуказанной корреляции обусловлена тем, что на сегодняшний день происходит активный поиск повышения эффективности во всех сферах профессиональной деятельности, стоят задачи найти более результативные и научно обоснованные методы работы, дающие возможность ее качественного улучшения. Для университетов данный вопрос особенно важен, поскольку именно преподаватель вуза является одним из основных акторов системы высшего образования, и эффективная деятельность российских

университетов в значительной степени зависит именно от них. Также рассматриваемая нами проблема выходит на передний план именно сегодня, когда динамика современного общества требует от специалистов любой области способности к постоянному саморазвитию, внесению изменений в процесс собственной деятельности, диктуя необходимость трансформаций и инноваций.

Цель данного исследования - продемонстрировать существование взаимосвязи между сформированной профессиональной идентичностью преподавателя университета и успешностью его деятельности.

Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:

- проанализировать понимание профессиональной идентичности преподавателей высшей школы;

- выявить существующую взаимосвязь между наличием осознанной профессиональной идентичности преподавателей вуза и результативностью их деятельности.

Научная новизна работы заключается в том, что феномен профессиональной идентичности университетских преподавателей рассматривается именно в тесной взаимосвязи с качественным улучшением результатов их работы, тем самым отслеживается причинно-следственная связь, объединяющая их восприятие собственного «я» в данной профессии, отношение к ней, проявляющееся в их практической деятельности.

Исследование обладает определенной теоретической значимостью, состоящей в том, что при поиске возможностей усиления степени эффективности работы профессионалов системы высшего образования в нашем случае обосновывается целесообразность использования собственного потенциала преподавателей в виде исходящего от них же воздействия на собственную профессиональную идентификацию, а не задействование каких-либо внешних источников в этом процессе.

В практическом отношении использование данного феномена может стать важным шагом вперед в процессе выбора способов повышения эффективности представителей рассматриваемой нами профессии, учитывая, что зачастую в качестве единственного способа повышения результативности работы преподава-

теля предлагается лишь традиционное повышение квалификации, при этом последнее во многих случаях носит формальный характер и зачастую не оказывает принципиального влияния на работу преподающих, несмотря на то, что в профессиональное развитие тех, кто работает в образовательной среде, вкладываются весьма значительные средства и усилия. В большинстве случаев повышение квалификации преподающих нацелено на развитие какого-либо определенного навыка, без учета личностных характеристик участников и их задач и намерений, а также особенностей процесса преподавания той или иной дисциплины. В противовес этому формирование профессиональной идентичности преподавателя может стать значимой движущей силой, благодаря которой возможны качественные изменения деятельности: большая целенаправленность их деятельности, повышение уровня вовлечённости в процесс работы, рост профессиональных навыков. То есть сформированная идентичность преподавателя несет в себе потенциал практического инструмента преподавательской профессии, создавая тем самым более эффективную образовательную повестку дня.

Самое понятие «идентичность» дефинируется как индивидуальное ощущение себя, определяемое а) набором физиологических, психологических и межличностных характеристик, которые присущи именно этому, а не иному индивиду; б) диапазоном разного рода причастности/принадлежности к какой-либо общности, подразумевает ощущение целостности/непрерывности или ощущение того, что индивид является на данный момент тем, кем был вчера или в прошлом году (невзирая на физические или другие изменения) (здесь и далее перевод наш - С. П., С. К.) [3].

С идентичностью тесным образом связана выбираемая индивидом профессия: та роль, которую мы выполняем в профессиональной сфере, в значительной степени способствует формированию и усилению нашей идентичности. Указывается, что профессиональная идентичность есть «самоотождествление с другими представителями профессиональной среды... на основе устоявшихся эмоциональных связей, обеспечивающих стабилизацию профессиональной деятельности и профессионального развития» [4, с. 44], то есть индивид осознает себя в качестве субъекта того или иного процесса деятельности. Также профессиональная идентичность определяется как «восприятие индивидом самого себя в качестве профессионала в рамках сообщества таких же профессионалов, при этом такого рода идентичность основывается на качествах индивида, его убеждениях, ценностях, мотивах и опыте» [5, с. 104]. При этом когда человек осознает разнообразные стороны своего собственного «я» посредством отображения внутреннего мира других людей, то возникает очевидный стимул к изменению позиций по отношению к себе и собственной деятельности [6].

Эксперты подчеркивают, что «в жизни современного человека профессиональная деятельность выполняет важные, а порой - незаменимые функции. профессиональный труд является ведущей деятельностью психического развития человека, что, по-видимому, можно рассматривать в качестве его общей, универсальной, обязательной функции» [7, с. 29]. Дж. Холланд (J. Holland), рассматривал профессиональную идентичность как наличие у человека «четкой и устойчивой картины своих целей, интересов и талантов» [8, с. 5]. Как образно пишут исследователи, профессиональная идентичность есть та призма, посредством которой мы понимаем самых себя и свое профессиональное сообщество [9]. Она же есть неотъемлемая составляющая нашей «общей» идентичности, дополняемая нашим положением в рамках того общества, в котором мы существуем, взаимодействием с другими членами этого общества и интерпретациями нашего опыта. Ее развитие происходит посредством оценки индивидом собственных качеств и навыков, которые могут быть предложены в профессиональной сфере по мере накопления образовательного и профессионального опыта. При этом такого рода идентичность не должна рассматриваться как что-то раз и навсегда зафиксированное в индивиде, скорее, наоборот - профессиональная идентичность развивается в течение всей жизни, являясь предметом постоянной интерпретации собственного опыта. Как пишет в этом отношении С.А. Климов, «профессиональное самоопределение есть системообразующий центр для всей системы возможных «самоопределений» человека как субъекта деятельности и гражданина» [10, с. 82].

Профессиональная идентичность преподавателя высшей школы, в свою очередь, также рассматривается как комплексное и динамичное сочетание составляющих ее компонентов. Исследователи Р. Юань (Yuan) и А. Ли (Lee) подчеркивают, что «профессиональная идентичность преподавателя, будучи динамичной и многомерной, есть сочетание индивидуальных факторов (напр., национальная принадлежность, пол, возраст, текущая стадия жизни) и факторов окружающей среды (например, образовательная политика, политика самого университета) [11, с. 834]. Ее построение является непростой задачей для самих преподавателей, поскольку преподаватель университета не просто обучает, он принимает непосредственное участие в формировании других индивидов. При этом сам факт, что человек выбрал для себя данную профессию и стал заниматься этой деятельностью, не означает того, что данная идентичность начинает развиваться. Процесс развития профессиональной идентичности преподавателя подразумевает «интериоризацию информации, компетенций, точек зрения, профессиональных ценностей и этических стандартов, которые «сливаются» с личностными качествами преподающего» [12, с. 211]. В нашем случае это должен быть смыслообразующий процесс, стартовой точкой которого является личностная идентичность, в результате сочетания которых происходит образование

комплексной системы первичных идентификаций, к которым присоединяются элементы жизненного опыта, а также опыта, полученного в процессе обучения. Таким образом, формирование профессиональной идентичности есть сочетание личностного компонента (отношения с другими людьми), «исторического» (жизненный опыт) и институционального (отнесение себя к определенной общности людей). Добавим также, что профессиональная идентичность преподавателя подразумевает формирование у последнего ответственности и лояльности по отношению к той образовательной организации, в которой данный преподаватель работает.

Исследователь П. Молина (P. Molina) указывает, что многосмысловой характер профессиональной идентификации преподавателя инкорпорирует в себе как индивидуальный, так и социальный опыт, параллельно происходит соотнесение непосредственно идентичности самого ее носителя и той идентичности, которую среда требует от него [13]. Также справедливо указывается, что профессиональная идентичность преподавателя есть «постоянный процесс осмысления и переосмысления собственного преподавательского опыта, при этом идентифицирующий себя с этой точки зрения постоянно задает себе не только вопрос «кто я сейчас?» но и вопрос «каким я хочу стать в будущем?» [14, с. 111]. Следует подчеркнуть, что профессиональная идентичность преподавателя высшей школы обладает собственной спецификой по сравнению с идентичностью других представителей системы образования: указывается, что профессиональная идентичность преподавателя носит менее теоретический и более рефлексивный характер, таким образом, не всегда подчиняясь законам здравого смысла [15]; «некоторые аспекты развития преподавательской идентичности именно для преподавателей высшей школы могут отличаться, поскольку эти люди сочетают преподавательскую деятельность с деятельностью другого рода, в частности с научной или социальной» [16, с. 329]. Также следует учитывать различные пути вхождения в данную профессию: среди университетских преподавателей мы можем видеть и тех, кто пришел к преподаванию из своей отрасли, и тех, что стал преподавать в вузе после окончания аспирантуры.

Систематический обзор исследований, посвященных профессиональной идентичности преподавателя вуза, проведенный в 2023 году З. Гредека (Gredeka) и Д. Суколовой (Sukolova) и ставивший целью охватить научные работы, посвященные профессиональной идентификации именно преподавателей высшей школы, выявил, что стабильная профессиональная идентичность преподавателя университета коррелируется не только с эмоциональным благополучием самого преподавателя, но и с качеством преподавания и даже с результатами успеваемости тех, кого обучают преподаватели [17]. Важно то, что должным образом сформированная профессиональная идентичность преподавателя высшей школы может усилить уверенность преподавателей в своем профессиональном выборе и, как следствие, укрепить намерение отдавать больше энергии и сил тому делу, которое они выбрали. Неслучайно S. Linquist и S. Wilkins с коллегами в своих исследованиях университетов делают акцент на особенностях идентичности и ролевой модели университетских ученых и педагогов, усматривая в них источник развития и трансформации университетского профессионального сообщества» [18, с. 23].

Сам процесс построения идентичности профессионала, как и постоянная «корректировка» этой идентичности по мере накопления рабочего опыта, дает преподающему способность четко определять собственные цели, должным образом оценивать уровень собственного багажа знаний и навыков, находить новые карьерные возможности. Учитывая это, мы можем предполагать существование взаимосвязи между формирующейся и осознаваемой профессиональной идентичностью преподавателя и успешностью деятельности, рассматривая данную идентичность в качестве прогнозирующего параметра построения преподавательской карьерной траектории. Преподаватели, демонстрирующие сформированную профессиональную идентификацию, более склонны оказывать необходимую поддержку обучающимся и наилучшим образом удовлетворять их потребности в обучении. Исследователи подчеркивают в этом отношении, что те преподаватели, которые осознают и эмоционально ассоциируют себя с данной профессиональной деятельностью и своей профессиональной ролью, традиционно отдают больше времени и энергии тем, кого они обучают [19]. Несомненно, это ведет к улучшению результатов учебной деятельности, что, в свою очередь, может еще больше способствовать росту степени профессиональной идентичности преподавателя. Проведенное Х. Джиа (H. Jia) и А. Деракхшан (A. Derakhshan) исследование, в котором участвовали 300 преподавателей из Китая, показало прямую взаимосвязь между тем, как преподаватели оценивают самих себя в данной роли, и между тем, насколько они готовы отдать себя данной профессии [20]. Еще более масштабный эксперимент, в котором участвовали 2 104 китайских преподавателя, привел исследователей к идентичным выводам, которые они формулируют следующим образом: «Имеется прямая взаимосвязь между профессиональной идентичностью преподавателей и их карьерными успехами и удовлетворенностью собственной карьерой, более того, при этом наблюдается эффект расширения возможностей и большая степень вовлеченности в собственную деятельность» [21].

Еще одним важным следствием влияния профессиональной идентичности преподавателя является развитие способности преподавателя адаптироваться к изменениям, в особенности к тем, которым подвергается образовательная среда: происходят значительные сдвиги в выполняемых преподавателями ролях, их

компетенциях, используемых образовательных стратегиях, оценке знаний обучаемых. Д. Бейаджаард (Веуаагё) и др. подчеркивают в этом отношении, что профессиональная идентичность в полной мере способствует осознанию того, что это означает - быть преподавателем в сегодняшней системе образования, где многое изменяется слишком стремительно, и того, как преподаватели относятся к данным изменениям [22]. Как мы уже писали выше, профессиональная идентичность преподавателя, впрочем, как и идентичность любого другого профессионала, находится в постоянном развитии, и это происходит как раз по причине необходимости адаптировать свою деятельность к новым запросам общества и рынка труда.

В этом отношении профессиональная идентификация также коррелируется с инновационной деятельностью преподавателя, которая может быть определена как независимые действия индивида, выходящие за пределы предписанных ролевых ожиданий, при этом подчеркивается, что «личностные убеждения, относящиеся к способности преподавателя планировать, организовывать и выполнять свои функции, непосредственно влияют на их готовность к инновационному «поведению» [23, с. 234]. Предполагается, что сегодняшние преподаватели готовят студентов к функционированию и жизни в условиях экономики знаний, и «для того, чтобы соответствовать запросам современного общества в отношении технологических и образовательных вызовов, сами преподаватели должны практиковать инновационную деятельность, инновационное профессиональное «поведение» [24, с. 773]. Исследователи также делают важный вывод о том, что преподающие более «инновационны», если они осознают и видят значимость своей работы, при этом выказывая готовность отдавать ей значительную часть своего времени» [25]. М. Турлингс (Thurlings) и др. подчеркивают, что за инновационным поведением преподавателя стоит ряд инициирующих факторов, в частности рефлексия в отношении того, что именно важно для него самого как для профессионала, которая чрезвычайно значима для восприятия новых идей и процессов» [26].

Лучшее осознание профессиональной идентичности преподавателя также способствует большей степени ориентированности на достижение целей. Подобная ориентированность подразумевает степень сконцентрированности индивида на поставленных задачах и на конечных результатах выполнения данных задач. Существование подобного целеполагания чрезвычайно ценно для преподавателя, поскольку это направляет и упорядочивает его действия, повышает вероятность успешности выполнения намеченного, что, в свою очередь, дает обратный стимул для профессиональной идентичности преподающего, одновременно качественно повышая содержание и методы образовательного процесса, а также его результаты.

Таким образом, проведенное нами исследование в ходе решения задач лучшего понимания профессиональной идентичности и выявления возможного взаимодействия между таковой и результатами деятельности преподавателя позволило нам сделать ряд важных выводов в этом отношении. Теоретическая и практическая значимость данной работы выражена в обосновании возможности использования должным образом сформированной профессиональной идентификации преподавателей вуза для большей успешности и результативности их деятельности, при этом данный фактор может найти эмпирическое воплощение в организации процесса повышения профессиональной квалификации преподающих.

Выявлена особая роль профессиональной идентичности, которая выступает в качестве неотъемлемой части общей личностной идентификации индивидов и которая может стать источником качественного улучшения деятельности. Процесс интерпретации собственного опыта, рефлексирование в отношении текущих и будущих задач, взаимодействие с другими представителями профессии становятся важным компонентом деятельности, оказывая на последнюю непо-

Библиографический список

средственное влияние, прежде всего, повышая ощущение собственной эффективности. Сформированная профессиональная идентичность преподавателя способна в значительной степени усилить удовлетворенность преподавателя собственной работой и желание оставаться в данной профессии, обеспечивая основу профессионального функционирования.

Направленность деятельности преподавателей университета на современном этапе общественного развития, характеризующемся контекстуальной сложностью и непредсказуемостью, выполняемые преподавателями функции - все это представляет собой задачи, которые не могут быть достигнуты без развития профессиональной идентичности, и преподаватели, чья профессиональная идентичность носит сложившийся характер, играют основную роль в процессе выхода российского высшего образования на новый уровень развития, в полной мере способствуя этому процессу.

Важный вывод сделан в отношении влияния профессиональной идентичности на повышение качества восприятия изменений, происходящих в сфере образования и, в частности, в высшем образовании, а также степени приспо-сабливаемости к инновациям в рассматриваемой нами сфере: взаимодействие между внешними факторами и сформированной в рамках профессиональной идентификации личной мотивацией индивида является источником инновационной деятельности, подразумевающей новые подходы к обучению, восприятие самих инноваций и их использование.

Также благодаря вышеуказанной взаимосвязи преподаватель больше вовлечен в процесс целеполагания, что делает его профессиональное функционирование более осмысленным и сообразным, при этом поставленные цели могут быть направлены как на повышение качества собственной работы, так и на улучшение академических показателей тех, кого преподаватели обучают.

Принимая во внимание, что большая часть исследований фокусируется именно на самом феномене профессиональной идентичности преподавателя, на его особенностях, взгляд на взаимовлияние профессиональной идентичности и результатов деятельности преподающего может иметь особое практическое значение, выводя таковую на первый план в качестве инструмента качественного совершенствования деятельности тех, кто работает в образовательной сфере. Эффективно функционирующий преподаватель университета объединяет в себе целый комплекс умений и компетенций, демонстрируя сложное сочетание различных личностных характеристик, обширный объем знаний в своей области, при этом выполняя разнообразные задачи в рамках преподавательской деятельности, при этом стремясь и далее развивать собственные профессиональные навыки. Поскольку деятельность преподавателя напрямую оказывает влияние на результаты академической деятельности обучающихся, растущая роль профессиональной идентичности в сегодняшних условиях не вызывает сомнений: эффективная работа преподавателя оказывает позитивное длительное влияние на мышление и учебную деятельность студентов. Таким образом, относящиеся к формированию профессиональной идентификации методы и подходы могут быть инкорпорированы в процесс обучения уже самих преподавателей, а поскольку преподавательская работа подразумевает углубление и дальнейшее развитие собственных знаний и навыков на протяжении всей жизни, рассматриваемая нами концепция формирования профессиональной идентификации и относящиеся к ней решения могут быть использованы в качестве составляющей части процессов повышения квалификации преподавателей, что, несомненно, обеспечит поступательное развитие и совершенствование системы высшего образования и повышение всего спектра компетенций участников данного процесса, не требуя при этом значительных материальных затрат. Не вызывает сомнений то, что вопросы профессиональной идентичности преподавателя требуют дальнейших и более углубленных исследований, которые помогут использовать рассматриваемый нами вид идентичности еще в больших масштабах.

1. Bullough R.V. Practicing theory and theorizing practice. In J. Loughran, & T. Russell (Eds.) Purpose, passion and pedagogy in teacher education. London Falmer Press, 1997: 13-31.

2. Suarez V., McGrath. Teacher professional identity: How to develop and support it in times of change. OECD Education Working Paper. 2022; 267. Available at: https://ideas.repec. org/p/oec/eduaab/267-en.html

3. Identity. Personal Identity. APA Dictionary of Psychology. American Psychological Association of Psychology. Identity/Personal. 2018. Available at https://dictionary.apa.org/identity

4. Бахмет А.А., Разуваева Т.Н., Клочкова С.В. Структура профессиональной идентичности преподавателей высшей школы. Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. 2017; № 2 (5): 42-49. Available at: http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/29846/1/Razuvaeva_Struktura.pdf

5. Richter E., Brunner M. & Richter D. Teacher educational task perception and its relationship to professional identity and teaching practice. Teaching & Teacher Education. 2021; Vol. 10 (3): 101-132.

6. Кулюткин С.Г, Сухобская С.Г. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. Санкт-Петербург: РЕЙСМА, 2016.

7. Карпинский К.В. Профессиональная деятельность и развитие личности как субъекта жизни: коллективная монография. Личность профессионала в современном мире. Москва: издательство Институт психологии РАН, 2014: 25-58.

8. Holland J.L. Making vocational choices. A theory of vocational personalities and work environments. New Jersey: Prentice Hall, 1985.

9. Fraser-Arnott M.A. Evolving practices and professional identity: how the new ways we work can reshape us as professionals and a profession. IFLA Journal. 2019; Vol. 45 (2). Available at: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0340035218810960

10. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Издательство «Академия», 2010.

11. Yuan R., Lee I. 'I need to be strong and competent': A narrative inquiry of a student-teacher's emotions and identities in teaching practicum. Teachers and Teaching. 2016; № 2 2(7): 819-841.

12. Qui T., Liu C., Huang H., Tian F., Gu Z., Yang S. et al. The mediating role of psychological capital on the association between workplace violence and professional identity among Chinese doctors: a cross-sectional study. Psychology Research Behavior Management. 2019, № 12, 209-217.

13. Molina J. Identidad profesional docente en la neoliberalización{Tesis de Maestría, Universidad de Granada. 2022. Available at: https://hdl.handle.net/10481/79639

14. Beijaard D., Meijer P.C., Verloop N. Reconsidering research on teachers' professional identity. In Teaching and Teacher Education. 2004; Vol. 20 (4): 107-128.

15. Dewey J. My pedagogic creed. The school Journal. 1897; LIV (3): 77-80.

16. Van Lankveld T., Shoonenboom J., Volman M., Crioset G., Beishuizen J. Developing a teacher identity in the university context: a systematic review of the literature. Higher Education Research & Development. 2017; Vol. 36 (2): 325-342.

17. Gredecka Z., Sukolova D. Professional identity of university teacher: an overview of the current research. GRANT Journal. 2023; Vol. 10 (02). Available at: https://www. researchgate.net/publication/370183891_Professional_identity_of_university_teachers_an_overview_of_the_current_research

18. Linquist S. Academic Development: A Space, But Is It an Identity? Professional and Support Staff in Higher Education. Singapore: Springer, 2018: 23-37.

19. Liu Q., Geertshuts S. Professional identity and the adoption of learning management systems. Studies in Higher Education. 2021; Vol. 46 (3): 624-637.

20. Jia J., Derakhshan A. Chinese English teachers' professional identity and commitment and their associations with their professional success. Porta Linguarum, 2023: 47-64.

21. Sun B., Zhu F., Lin S. How Is Professional Identity Associated with Teacher Career Satisfaction? A Cross-Sectional Design to Test the Multiple Mediating Roles of Psychological Empowerment and Work Engagement. International Journal of Environmental Research of Public Health. 2022; № 19 (15): 9009.

22. Beijaard D., Meijer P.C., Verloop N. Teachers' perceptions of professional identity: an exploratory study from a personal knowledge perspective. Teaching and Teacher Education. 2000; Vol. 16: 749-764. Available at: https://citeseerx.ist.psu.edu/document?repid=rep1&type=pdf&doi=c22576dae63

23. Hsiao H., Chen S., Chang J.C., Tu, Y.L. The Influence of Teachers' Self-efficacy on Innovative Work Behavior. International Conference on Social Science and Humanity. 2011; Vol. 5: 233-237.

24. Klaeijsen A., Vermeulen M., Martens R. Teachers' innovative behavior: The importance of basic psychological need satisfaction, intrinsic motivation, and occupational self-efficacy. Scandinavian Journal of Educational Research. 2018; № 62 (5): 769-782.

25. Singh M., Sarkar A. The relationship between psychological empowerment and innovative behavior: A dimensional analysis with job involvement as mediator. Journal of Personnel Psychology. 2012; № 11 (3): 127-137.

26. Thurlings M., Evers A.T., Vermeulen M. Toward a Model of Explaining Teachers' Innovative Behavior: A Literature Review. Review of Educational Research. 2015; № 85 (3), 430- 471. References

1. Bullough R.V. Practicing theory and theorizing practice. In J. Loughran, & T. Russell (Eds.) Purpose, passion and pedagogy in teacher education. London Falmer Press, 1997: 13-31.

2. Suarez V., McGrath. Teacher professional identity: How to develop and support it in times of change. OECD Education Working Paper. 2022; 267. Available at: https://ideas.repec. org/p/oec/eduaab/267-en.html

3. Identity. Personal Identity. APA Dictionary of Psychology. American Psychological Association of Psychology. Identity/Personal. 2018. Available at https://dictionary.apa.org/identity

4. Bahmet A.A., Razuvaeva T.N., Klochkova S.V. Struktura professional'noj identichnosti prepodavatelej vysshej shkoly. Kollekciya gumanitarnyh issledovanij. 'Elektronnyjnauchnyj zhurnal. 2017; № 2 (5): 42-49. Available at: http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/29846/1/Razuvaeva_Struktura.pdf

5. Richter E., Brunner M. & Richter D. Teacher educational task perception and its relationship to professional identity and teaching practice. Teaching & Teacher Education. 2021; Vol. 10 (3): 101-132.

6. Kulyutkin S.G., Suhobskaya S.G. Lichnost': vnutrennijmir isamorealizaciya. Idei, koncepcii, vzglyady. Sankt-Peterburg: REJSMA, 2016.

7. Karpinskij K.V. Professional'naya deyatel'nost' i razvitie lichnosti kak sub'ekta zhizni: kollektivnaya monografiya. Lichnost'professionala v sovremennom mire. Moskva: izdatel'stvo Institut psihologii RAN, 2014: 25-58.

8. Holland J.L. Making vocational choices. A theory of vocational personalities and work environments. New Jersey: Prentice Hall, 1985.

9. Fraser-Arnott M.A. Evolving practices and professional identity: how the new ways we work can reshape us as professionals and a profession. IFLA Journal. 2019; Vol. 45 (2). Available at: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0340035218810960

10. Klimov E.A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'stvo «Akademiya», 2010.

11. Yuan R., Lee I. 'I need to be strong and competent: A narrative inquiry of a student-teacher's emotions and identities in teaching practicum. Teachers and Teaching. 2016; № 2 2(7): 819-841.

12. Qui T., Liu C., Huang H., Tian F., Gu Z., Yang S. et al. The mediating role of psychological capital on the association between workplace violence and professional identity among Chinese doctors: a cross-sectional study. Psychology Research Behavior Management. 2019, № 12, 209-217.

13. Molina J. Identidad profesional docente en la neoliberalización{Tesis de Maestría, Universidad de Granada. 2022. Available at: https://hdl.handle.net/10481/79639

14. Beijaard D., Meijer P.C., Verloop N. Reconsidering research on teachers' professional identity. In Teaching and Teacher Education. 2004; Vol. 20 (4): 107-128.

15. Dewey J. My pedagogic creed. The school Journal. 1897; LIV (3): 77-80.

16. Van Lankveld T., Shoonenboom J., Volman M., Crioset G., Beishuizen J. Developing a teacher identity in the university context: a systematic review of the literature. Higher Education Research & Development. 2017; Vol. 36 (2): 325-342.

17. Gredecka Z., Sukolova D. Professional identity of university teacher: an overview of the current research. GRANT Journal. 2023; Vol. 10 (02). Available at: https://www. researchgate.net/publication/370183891_Professional_identity_of_university_teachers_an_overview_of_the_current_research

18. Linquist S. Academic Development: A Space, But Is It an Identity? Professional and Support Staff in Higher Education. Singapore: Springer, 2018: 23-37.

19. Liu Q., Geertshuts S. Professional identity and the adoption of learning management systems. Studies in Higher Education. 2021; Vol. 46 (3): 624-637.

20. Jia J., Derakhshan A. Chinese English teachers' professional identity and commitment and their associations with their professional success. Porta Linguarum, 2023: 47-64.

21. Sun B., Zhu F., Lin S. How Is Professional Identity Associated with Teacher Career Satisfaction? A Cross-Sectional Design to Test the Multiple Mediating Roles of Psychological Empowerment and Work Engagement. International Journal of Environmental Research of Public Health. 2022; № 19 (15): 9009.

22. Beijaard D., Meijer P.C., Verloop N. Teachers' perceptions of professional identity: an exploratory study from a personal knowledge perspective. Teaching and Teacher Education. 2000; Vol. 16: 749-764. Available at: https://citeseerx.ist.psu.edu/document?repid=rep1&type=pdf&doi=c22576dae63

23. Hsiao H., Chen S., Chang J.C., Tu, Y.L. The Influence of Teachers' Self-efficacy on Innovative Work Behavior. International Conference on Social Science and Humanity. 2011; Vol. 5: 233-237.

24. Klaeijsen A., Vermeulen M., Martens R. Teachers' innovative behavior: The importance of basic psychological need satisfaction, intrinsic motivation, and occupational self-efficacy. Scandinavian Journal of Educational Research. 2018; № 62 (5): 769-782.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Singh M., Sarkar A. The relationship between psychological empowerment and innovative behavior: A dimensional analysis with job involvement as mediator. Journal of Personnel Psychology. 2012; № 11 (3): 127-137.

26. Thurlings M., Evers A.T., Vermeulen M. Toward a Model of Explaining Teachers' Innovative Behavior: A Literature Review. Review of Educational Research. 2015; № 85 (3), 430- 471.

Статья поступила в редакцию 24.06.24

УДК 378.4

Mavrina I.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Social Pedagogy and Social Work, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia),

E-mail: irina-mavrina@yandex.ru

Popkova D.V., senior teacher, Department of Economics and Management, Siberian State University of Water Transport (Novosibirsk, Russia), E-mail: d.v.popkova@nsawt.ru

PEDAGOGICAL DESIGN OF THE PROCESS OF FORMATION OF CREATIVE THINKING DURING THE PROFESSIONAL FORMATION OF UNIVERSITY STUDENTS. The article presents results of a study of the process of professional development of economic students in a university setting. One of the factors contributing to the professional development of students at a modern university, according to the authors, is formation of professional creative thinking. As a result of the study, based on an analysis of labor market requirements, educational standards and applicants' requests regarding learning outcomes, the main components of creative thinking are identified and an approach to assessing the maturity of professional creative thinking based on factor analysis is proposed. The authors also present a pedagogical model for the formation of professional creative thinking as a component of the pedagogical design of the process of professional development of students. The effectiveness of this model is confirmed by the results of an empirical study conducted at the Siberian State University of Water Transport, which is also reflected in the article. The results of this study show that the model proposed by the authors can be used in the process of professional training of students at a modern university.

Key words: professional development, pedagogical design, pedagogical model, competency-based approach, professional competencies, universal competencies, innovative design activities, professional creative thinking

И.А. Маерина, д-р пед. наук, проф., Омский государственный педагогический университет», г. Омск, E-mail: irina-mavrina@yandex.ru

Д.В. Попкоеа, ст. преп., Сибирский государственный университет водного транспорта», г. Новосибирск, E-mail: d.v.popkova@nsawt.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.