Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХУДОЖНИКА А.А. ВАСИЛЬЕВА НА ЧУКОТКЕ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХУДОЖНИКА А.А. ВАСИЛЬЕВА НА ЧУКОТКЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
24
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.А. Васильев / краеведческий музей / советский период / архив / Чукотка / A.A. Vasilliev / local history Museum / Soviet period / archive / Chukotka

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Екатерина Анатольевна Церковникова

В статье анализируется служебная и общественная деятельность художника А.А. Васильева (1907–1975) во время его руководства Чукотским краеведческим музеем в конце 1930-х гг. В статье приведены сведения из биографии художника, история создания художественных работ на северную тему в его творчестве. Трудовая и общественная деятельность художника описывается в контексте событий, происходящих в этот период на Чукотке. Спустя несколько лет художественные работы и мате-риалы из семейного архива художника были переданы в фонды, тем самым заполнили многолетний пробел в истории окружного музея. Вклад А.А. Васильева в развитие краеведческого музея состоит в организации деятельности по развитию косторезного искусства в пос. Анадырь и сохранении редких исторических документов, фотографий о жизни на Чукотке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROFESSIONAL AND SOCIAL ACTIVITIES OF THE ARTIST A.A. VASILLIEV IN CHUKOTKA

The main purpose of this publication is covering of the professional and social activity of the Soviet artist A.A. Vasilliev (1907–1975) in Chukotka. In 1938–1939 the artist worked as a director local history Museum in the village of Anadyr. The documents the State Archive of Chukotka Autonomous Okrug and materials of his family were analyzed. This information allowed estimate Vaseliev’s contribution to the development of the museum in Chukotka. A.A. Vasilliev painted in realistic stile. He educated in the three arts institutions. He was taught by V.V. Obraztsov at an art studio in Kyrgyzstan. He was taught by E.A. Yakub in the art college “Memory 1905 year” and V.A. Favorsry was the teacher in the higher art and technical institute in Moscow. In 1935 year A.A. Vasilliev completed postgraduate studies at the Tretyakov Gallery. He worked director of the State picture gallery in Frunze city (Kyrgyzstan). Then he worked in the Khabarovsk, in Komsomolsk-on-Amur, in Moscow. In 1938 A.A. Vasilliev came with his future wife in Chukotka. Living was very difficult in the village of Anadyr. The supply of food and clothes was bad. Vasiliev’s professional activity was intertwined closely with social work. He collected information of oldtimers about history revolutionaries of the Soviet. He solved questions about of development of bone-carving. Vasilliev worked on the radio, taught at a border school, acted as a lawyer in court, photographed events in the village of Anadyr. He was developed a project on laying a narrow-gauge railway on the ice of the Anadyr estuary for transport coal was developed. A.A. Vasilliev painted “The shaman and his wives”, “From tundra” and other picture during his time in Chukotka. Two pictures were sold in the Museum of art in the Philadelphia the United States of America. The work was stressful and Vasiliev’s health destroyed. A.A. Vasilliev left with his wife and little daughter to Moscow, then to Kishinev. The artist’s life was connected with Moldova in the future. The Vasiliev’s art works present in museums of Moldova, Russia, Kyrgyzstan and Uzbekistan. In 2019 year the artist’s son, Ya.A. Vasiliev, brought father’s art works, photos and documents from the family’s archive to Chukotka. All was gifted to the Chukotka’s local museum and presented at an exhibition about Vasiliev. The documents contain important information about the history of Chukotka. The photos show rare footage of events in the capital Anadyr, the first building of the museum, the people in the Chukchi clothes and the trading tents in the village. The Vasiliev’s art works on theme Northern reflect realistically the life of the indigenous peoples in the Soviet Union. So A.A. Vasiliev preserved little-known pages of the history of Chukotka and contributed in collection museum.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХУДОЖНИКА А.А. ВАСИЛЬЕВА НА ЧУКОТКЕ»

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.

2023. № 51. С. 283-292. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2023. 51. pp. 283-292.

Научная статья

УДК 94:069 (571.651) ,,1930"

doi: 10.17223/22220836/51/24

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХУДОЖНИКА А.А. ВАСИЛЬЕВА НА ЧУКОТКЕ

Екатерина Анатольевна Церковникова

Северо-Восточный комплексный научно-исследовательский институт им. Н.А. Шило Дальневосточного отделения Российской академии наук, Магадан, Россия, ekaterinatserkovnikovа@yandex.ru

Аннотация. В статье анализируется служебная и общественная деятельность художника А.А. Васильева (1907-1975) во время его руководства Чукотским краеведческим музеем в конце 1930-х гг. В статье приведены сведения из биографии художника, история создания художественных работ на северную тему в его творчестве. Трудовая и общественная деятельность художника описывается в контексте событий, происходящих в этот период на Чукотке. Спустя несколько лет художественные работы и материалы из семейного архива художника были переданы в фонды, тем самым заполнили многолетний пробел в истории окружного музея. Вклад А.А. Васильева в развитие краеведческого музея состоит в организации деятельности по развитию косторезного искусства в пос. Анадырь и сохранении редких исторических документов, фотографий о жизни на Чукотке.

Ключевые слова: А.А. Васильев, краеведческий музей, советский период, архив, Чукотка

Для цитирования: Церковникова Е.А. Профессиональная и общественная деятельность художника А.А. Васильева на Чукотке // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2023. № 51. С. 283-292. doi: 10.17223/22220836/51/24

Original article

THE PROFESSIONAL AND SOCIAL ACTIVITIES OF THE ARTIST A.A. VASILLIEV IN CHUKOTKA

Ekaterina A. Tserkovnikova

North-East Interdisciplinary Scientific Research Institute ofFar East Branch of the Russian Academy of Sciences, Magadan, Russian Federation, ekaterinatserkovnikovа@yandex.ru

Abstract. The main purpose of this publication is covering of the professional and social activity of the Soviet artist A.A. Vasilliev (1907-1975) in Chukotka. In 1938-1939 the artist worked as a director local history Museum in the village of Anadyr. The documents the State Archive of Chukotka Autonomous Okrug and materials of his family were analyzed. This information allowed estimate Vaseliev's contribution to the development of the museum in Chukotka.

A.A. Vasilliev painted in realistic stile. He educated in the three arts institutions. He was taught by V.V. Obraztsov at an art studio in Kyrgyzstan. He was taught by E.A. Yakub in the art college "Memory 1905 year" and V.A. Favorsry was the teacher in the higher art and technical institute in Moscow. In 1935 year A.A. Vasilliev completed postgraduate studies at the Tretyakov Gallery. He worked director of the State picture gallery in Frunze city (Kyrgyzstan). Then he worked in the Khabarovsk, in Komsomolsk-on-Amur, in Moscow.

© Е.А. Церковникова, 2023

In 1938 A.A. Vasilliev came with his future wife in Chukotka. Living was very difficult in the village of Anadyr. The supply of food and clothes was bad. Vasiliev's professional activity was intertwined closely with social work. He collected information of oldtimers about history revolutionaries of the Soviet. He solved questions about of development of bone-carving. Vasilliev worked on the radio, taught at a border school, acted as a lawyer in court, photographed events in the village of Anadyr. He was developed a project on laying a narrow-gauge railway on the ice of the Anadyr estuary for transport coal was developed. A.A. Vasilliev painted "The shaman and his wives", "From tundra" and other picture during his time in Chukotka. Two pictures were sold in the Museum of art in the Philadelphia the United States of America. The work was stressful and Vasiliev's health destroyed. A.A. Vasilliev left with his wife and little daughter to Moscow, then to Kishinev. The artist's life was connected with Moldova in the future. The Vasiliev's art works present in museums of Moldova, Russia, Kyrgyzstan and Uzbekistan.

In 2019 year the artist's son, Ya.A. Vasiliev, brought father's art works, photos and documents from the family's archive to Chukotka. All was gifted to the Chukotka's local museum and presented at an exhibition about Vasiliev. The documents contain important information about the history of Chukotka. The photos show rare footage of events in the capital Anadyr, the first building of the museum, the people in the Chukchi clothes and the trading tents in the village. The Vasiliev's art works on theme Northern reflect realistically the life of the indigenous peoples in the Soviet Union. So A.A. Vasiliev preserved little-known pages of the history of Chukotka and contributed in collection museum. Keywords: A.A. Vasilliev, local history Museum, Soviet period, archive, Chukotka

For citation: Tserkovnikova, E.A. (2023) The professional and social activities of the artist A.A. Vasilliev in Chukotka. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turo-logiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 51. pp. 283-292. (In Russian). doi: 10.17223/22220836/51/24

Введение

А.А. Васильев, советский художник, заслуженный деятель искусств Молдавской ССР, писал произведения в реалистическом стиле. Работы художника представлены во всех крупных музеях Молдавии. Также его картины хранятся в музеях Москвы, Дальнего Востока, Киргизии, Узбекистана [1]. Две его работы находятся в Музее искусств г. Филадельфии в Соединенных Штатах Америки.

О жизни и творчестве А.А. Васильева писал И.А. Шведов [2]. В своей работе автор подробно описывает жизненный путь художника, его творческие успехи и художественные приемы в работах мастера. Дети А.А. Васильева описывали личность отца, передавали его редкие качества учителя и собеседника, которые проявлялись во взаимоотношениях с разными людьми, описывали его работы [3, 4].

В 1938-1939 гг. А.А. Васильев руководил Чукотским окружным краеведческим музеем. Этот период работы художника затрагивается в статьях исследователей И.Г. Риги [5], И.И. Романовой [6].

В данной статье, в контексте исторических событий на Чукотке в конце 1930-х гг., подробно рассматривается профессиональная и общественная деятельность художника А.А. Васильева, описывается период его работы директором окружного краеведческого музея.

Цель статьи - проанализировать всестороннюю деятельность А.А. Васильева и оценить его вклад в развитие музея Чукотки. Также в статье автор стремился объединить разрозненные сведения о работе музея в 1930-е гг. Для этого проведен анализ архивных источников и семейных документов, предоставленных Я.А. Васильевым, сыном художника.

Надо отметить, что в истории Чукотского окружного краеведческого музея было мало сведений о личности А.А. Васильева. В газете «Чукотский полярник» от 2.04.1939 была допущенной опечатка инициалы А. Васильева изменены на «В. Васильев» [7]. Долгое время, в статьях по истории музея отмечалось, что вторым директором музея был «аспирант-искусствовед В. Васильев» [5. С. 58; 6. С. 332]. Однако в архивных документах указаны инициалы и имеется подпись А.А. Васильева [8. Д. 3. Л. 71-72].

В 2019 г. Музейный Центр «Наследие Чукотки» (до 2002 г. Чукотский окружной краеведческий музей) вместе с Я.А. Васильевым открыли выставку, посвященную жизни и творчеству художника на Чукотке. На выставке были представлены документы из личного архива семьи, фотографии и работы А.А. Васильева, переданные его родными в фонды музея.

Образование художника А.А. Васильева

Алексей Васильев родился 30 сентября 1907 г. в г. Самарканде в многодетной семье Александра Васильева. В школу он пошел в г. Пишпек (г. Фрунзе с 1926 г., г. Бишкек в н. в.). Алексей учился хорошо, много читал, интересовался историей. Встреча с художником В.В. Образцовым определила дальнейшее профессиональное образование А. Васильева.

В 1926 г. В.В. Образцовым была открыта студия изобразительного искусства в Киргизском институте просвещения (Киргизский педагогический техникум с 1928 г.). В изостудию приходила учиться молодежь. Своим ученикам В.В. Образцов читал лекции по всем направлениям художественного искусства, искал способы развить талант у учеников, прививал им лучшие человеческие качества. При содействии В.В. Образцова Народный комиссариат просвещения КАССР направлял способных молодых художников продолжать учебу в центральные университеты и училища страны.

А. Васильев одним из первых учеников художественной студии успешно сдал вступительные экзамены и поступил в Московский изобразительный техникум «Памяти 1905 г.». В техникуме преподавал Е.А. Якуб. В 1928 г. А.А. Васильев поступил на полиграфическое отделение Московского высшего художественно-технического института (ВХУТЕИН). Здесь А. Васильева учил В.А. Фаворский.

С 1932-1935 гг. А.А. Васильев обучался в аспирантуре при Государственной Третьяковской галерее. Изучение произведений русского искусства в галерее способствовало формированию творческого направления в живописи. В этот период А.А. Васильев женился, в молодой семье родился сын.

Начало трудовой деятельности А.А. Васильева

После окончания аспирантуры А.А. Васильева направляют в г. Фрунзе на должность директора Государственной картинной галереи. Открытие выставочного зала под его руководством стало крупным событием в Киргизии в то время. Затем он работал в Хабаровске, в Комсомольске, создавал картины о советском строительстве на Дальнем Востоке. Некоторое время снова работал в г. Москве, где принимал участие в реэкспозиции музея в Митрополичьих палатах Загорского монастыря. В этот период в личной жизни художника происходят перемены, брак распался. После развода А.А. Васильев решил навестить братьев в Хабаровске, где они проживали с семьями и с матерью.

В Хабаровске художник встретил Татьяну Анатольевну Буслову. Она работала учителем, затем сотрудником краеведческого музея. В 1938 г. А.А. Васильеву предложили должность директора Чукотского окружного краеведческого музея. Для него это была возможность почерпнуть новые идеи для творчества. А.А. Васильев и Т.А. Буслова отправились из г. Владивостока на Чукотку. Из воспоминаний их дочери известно, что на тот момент А.А. Васильеву было 30 лет, а Т.А. Бусловой - 24 года. Для молодых эта поездка стала романтическим путешествием.

Музей в поселке Анадырь и косторезное искусство на Чукотке

Чукотский национальный округ был образован в 1930 г. и входил в состав Камчатской области Дальневосточного края [9. С. 5]. Центром округа стал пос. Анадырь, который располагался на берегу Анадырского лимана1. В поселке разместились органы власти, пограничное управление, радиосвязь, образовательные и медицинские учреждения, торговые и снабжающие организации.

Краеведческий музей был создан по постановлению Организационного комитета Бюро краеведения от 14.11.1931, в котором рекомендовалось осуществить сбор средств для создания музея. В документе было предложено организациям, действующим в округе, внести средства на создание музея [8. Д. 2. Л. 1-3]. Строительной организации поступил заказ сделать «десять шкафов застекленные с трех сторон с внутренними четырьмя полками, и небольшой шкаф 1,0 х 0,7 х 0,8 м» [Там же. Л. 4]. Под музей отвели маленький домик, построенный в 1913 г. «из разбитой американской шхуны» [10].

Основой музейного собрания стала коллекция образцов флоры и фауны, изготовленных Андреем Корнеевичем Седько. Он был принят на должность заведующего музеем 25 июля 1935 г. по договору на два года [8. Д. 2. Л. 7]. Согласно акту передачи от 5 августа 1937 г., в музее насчитывалось 345 предметов. В акте образцы флоры и фауны указаны по видам: «птиц -155, рыб - 3, жвачные животные - 4, пушной зверь - 14, грызуны - 19, ластоногие - 1» и 13 экземпляров указаны как «паталогия» [Там же. Л. 6]. Предметов косторезного искусства насчитывалось 44 единицы хранения (ед. хр.), «церковные вещи - 29», декоративно-прикладные предметы - 63 ед. хр. О музейных предметах и о работах косторезного искусства упоминается в газетной заметке от 14 февраля 1939 г. «В Анадырском музее особое внимание посетителей привлекают тщательно и со вкусом изготовленные экспонаты животных, чукотских зверей и птиц. Исключительный интерес вызывает отдел косторезных изделий» [10].

В документах имеются некоторые записи, характеризующие условия работы музея. Музей отапливался печью, для этого закупался уголь. Питание в Анадыре в то время было по карточкам. Сохранилась продовольственная карточка на имя А.К. Седько на октябрь 1935 г. на пять человек. Также карточка на имя Тенкеу - работника музея [8. Д. 3. Л. 10-11].

В 1938 г. А.К. Седько был тяжело болен и находился в больнице [Там же. Л. 71].

1 Ново-Мариинский Пост (с 1889 г.), переименован в посёлок Анадырь в 1923-1924 гг. В 1965 г. пос. Анадырь присвоен статус города [11. С. 45, 49, 264].

Необходимо отметить, что со дня основания музей развивался своим путем и нарабатывал совершенно новый опыт коммуникации, особое место в которой занимал диалог культур, в том числе в области совместного познания традиционных культур северных народов.

Также нарабатывался опыт по развитию косторезного искусства. В конце 1920-х гг. власти организовывали работу по развитию косторезного искусства на побережье Чукотского полуострова. Однако изделия из моржовой кости стали поступать в музеи страны гораздо раньше, с XVIII в. Гравировка на целых клыках моржа начала выполняться мастерами к концу XIX - началу XX в.

В 1929-1932 гг. производство косторезных изделий было организовано Чукотским окринтегралсоюзом в колхозных мастерских путем объединения мастеров в артели. Такие артели организовали в прибрежных поселениях: Чаплино, Сиреники, Наукан, Дежнево и Уэлене. Резьбой по кости занимались только мужчины. С 1930-х гг. гравировать клыки стали женщины [12. С. 87, 91]. В 1933-1936 гг. на Чукотке работал А.Л. Горбунков - художественный консультант косторезного промысла от Интегралцентра. В этот период была собрана коллекция предметов косторезного искусства в количестве 168 работ, более 600 рисунков мастеров и детей, более 150 образцов декоративно-прикладного искусства, маски. В мае 1937 г. эти предметы представляли чукотско-эскимосское искусство на выставке «Народное творчество» в Третьяковской галерее. Возможно, эту выставку видел А.А. Васильев в Москве.

Руководство Чукотским краеведческим музеем

С первых дней приезда молодые люди включились в жизнь пос. Анадырь. А.А. Васильев принялся за руководство краеведческим музеем. Т. Бу-слова преподавала несколько предметов в школе. Они разместились в маленькой комнатке-пристройке к основному помещению музея (рис. 1). В центре комнаты стояли чугунная печка, столик, табуретка.

Рис. 1. Здание краеведческого музея в пос. Анадырь. Татьяна Буслова стоит на крыльце. Пос. Анадырь, 1938 г. Фото А. Васильева1 Fig. 1. The local history Museum building in the village of Anadyr. Tatyana Buslova was standing on the porch. V. Anadyr, 1938. The photo by A. Vasiliev

1 Копии фотографий, размещенных в статье (рис. 1-3), автору предоставил Я.А. Васильев.

Рис. 2. А. Васильев в жилой комнате музея. Пос. Анадырь, 1938 г. Fig. 2. A. Vasiliev in the living room of Museum. V. Anadyr, 1938.

О работе музея в 1930-х гг. сохранились архивные документы, некоторые из них раскрывают и деятельность А. Васильева [8. Д. 2. Л. 53-55, Д. 3. Л. 7172]. В архиве сохранился акт приема предметов чукотского краеведческого музея от 26 июля 1938 г. Согласно документу «дела и музейные коллекции принял тов. Васильев А. назначенный директором музея». А.А. Васильев принял 502 музейных предмета, фотоаппарат «Фотокор» и принадлежности для проявления фотографий. В состав музейного собрания входили в том числе - 41 предмет косторезного искусства и коллекция монет и медалей «из 49 экземпляров металлических и 80 бумажных» [8. Д. 3. Л. 71]. В акте также было отмечено, что в коллекции не досчитались 12 чучел мелких птиц. В целом отмечено удовлетворительное состояние экспонатов, но слабое ведение учета, инвентаризации и паспортизации музейных предметов [Там же. Л. 72].

Первым делом на должности руководителя музея А.А. Васильев обратил внимание на косторезное искусство и старался содействовать его развитию. В августе 1938 г. в окружной музей пришла телеграмма из г. Москвы. Комитет по делам искусства интересовался о мерах, которые необходимы были для организации мастеров косторезного промысла, какая финансовая поддержка для этого необходима.

В рукописной копии телеграммы в Москву, которая предназначалась для руководства Главного Северного морского пути (Главсевморпути) и для Всесоюзного комитета по делам искусства, директор музея предлагал меры для развития косторезного искусства. А.А. Васильев пишет: «Необходимы срочные меры по укреплению и развитию замечательного национального чукотского косторезного искусства. Отгрузите первым пароходом два дома конструкции Свинина, оборудование: токарные станки для резьбы по кости. Чукотка должна иметь уполномоченного комитета по делам искусства» [8. Д. 2. Л. 28]. К сожалению, текст телеграммы не имеет даты, но указан адресат: «директор музея, художник» [Там же]. В музей поступил ответ от руководства Главсевморпути. В их телеграмме сообщилось, что комитет по делам искусства отказался направлять уполномоченного для работы на Чукотке в связи с отсутствием финансирования и их организация также не имеет средств на эти цели.

А.А. Васильев вел переписку с хабаровскими организациями о подготовке косторезов к участию в краевой выставке народного творчества.

Можно сделать вывод, что А.А. Васильев организовал работу по развитию косторезного искусства в Анадыре. Возможно, если бы он продолжил работать в музее, коллекция предметов пополнялась бы. Первый каталог чукотско-эскимосского косторезного искусства из собрания музея был опубликован в 1967 г. в Записках Чукотского краеведческого музея [13]. В каталоге изделия, поступившие в коллекцию до 1940-х гг., отнесены к ранним работам косторезного искусства. Время их создания было определено второй половиной XIX в. По-видимому, эти изделия и входили в состав первой коллекции косторезного искусства. Среди них: скульптурное изображение медведя, костяные подвески, осколок от ручки ведра [Там же. С. 38-39].

А.А. Васильев беспокоился о сохранности музейных предметов. Помещение музея необходимо было отапливать каждый день. В ноябре в докладной записке в Окружной отдел народного образования директор музея писал о том, что угля в музее осталось не более чем на 10 дней. «Прекращение отопления отразится на сохранности экспонатов, в первую очередь на чучелах животных и птиц» [8. Д. 3. Л. 64].

Художественное творчество А.А. Васильева обрело северную тему в Анадыре. Здесь были написаны картины «Шаман с женами» (рис. 3), «Из тундры», «Портрет девушки чукчанки» и др. Картина «Из тундры», написанная в 1939 г., была продана в Музей искусств в Филадельфии.

Картину «Шаман с женами» А.А. Васильев написал после одного судебного дела, по которому он выступал в качестве защитника. А.А. Васильеву был выдан мандат № 5 от 26 февраля 1939 г. В нем указывалось, что Анадырский райместком РГУ уполномочивает его участвовать в деле в качестве защитника обвиняемого Рынтыргина.

Рис. 3. Картина «Шаман с женами». Художник А. Васильев. 1939 г. Fig. 3. The picture "The shaman and his wives". The artist A. Vasilliev. 1939

Во время беседы с местным жителем А. Васильеву приходилось бывать в его яранге (чукотском жилище). В картине он передал настроение людей, обстановку, традиционные атрибуты: бубен, курительную трубку, одежду с орнаментом.

Общественная деятельность А.А. Васильева

В то время подготовка кадров для Севера только организовывалась, поэтому во многих учреждениях был дефицит профильных специалистов. А.А. Васильев брался за любую работу. Он преподавал в пограничной школе, вел передачи на радио, где однажды читал стихи В. Маяковского.

Активное участие А.А. Васильева в общественной жизни поселка побудило его написать проект по решению топливной проблемы. В те годы уголь для отопления помещений зимой доставляли в поселок через Анадырский лиман на собачьих упряжках. 2 апреля 1939 г. в газете «Чукотский полярник» была напечатана статья А.А. Васильева «Проект сооружения зимней железнодорожной линии Угольные Копи - Анадырь - Комбинат» [8]. Как отмечалось выше, в газете поставили инициалы «В. Васильев». Проект А.А. Васильева о строительстве узкоколейной железной дороги рассматривался в Совете народных комиссаров РСФСР. В марте 1941 г. проект был направлен в исполнительный комитет Хабаровского краевого совета депутатов трудящихся на рассмотрение. Дальнейшая судьба о рассмотрении проекта неизвестна.

11 апреля 1939 г. у Васильевых родилась дочь Наташа. В те годы была сложная ситуация с отоплением, медициной и с продовольствием на Чукотке. А. Васильев был вынужден прекратить работу в связи с ухудшением здоровья. После заключения врачебно-медицинской комиссии окружной больницы он был освобожден от должности директора музея приказом Чукотского окружного отдела народного образования от 5 июля 1939 г. Супруги Васильевы с двухмесячной дочерью вернулись в Москву. Позже жена художника вспоминала: «Жить там было очень трудно. Мы не были приспособлены к такому холоду, к полному отсутствию солнца. Если бы не постоянная работа, можно было бы прийти в уныние» [1. C. 5].

Чукотка конца 1930-х гг. глазами А. Васильева

Как отмечалось выше, в 2019 г. в г. Анадыре в музейном центре «Наследие Чукотки» состоялось открытие выставки «Художник Алексей Васильев». Основу выставки составили документы из личного архива семьи, картины, фотографии, которые предоставил музею сын художника Я.А. Васильев. В витринах были представлены документы: свидетельство о рождении дочери художника Н.А. Васильевой. В семейном архиве сохранились фотографии событий в Анадыре и окрестные места: первомайский праздник, торговля в брезентовых палатках на р. Казачки, традиционный транспорт оленеводов. На фотографиях изображены учителя школы, чукчи в национальной одежде.

По некоторым фотографиям А.А. Васильев создавал картины в последующем. Картина «Высадка экспедиции С. Дежнева на Чукотке» написана художником в 1941 г. по воспоминаниям и историческим сведениям. К сожалению, картина не сохранилась, но зарисовки к картине визуально представ-

ляют оригинал. Все эти документы и художественные произведения музей принял на хранение для дальнейшего показа посетителям историю Чукотки.

Заключение

За короткий период деятельности на должности директора Чукотского краеведческого музея А.А. Васильев внес большой вклад в его развитие. В период его работы началась организация производственных условий для мастеров по кости, продолжился сбор информации о становлении советской власти на Чукотке, продвигались актуальные для Севера проекты. В его художественных произведениях впервые запечатлена история 1930-х гг. на Чукотке. На картинах отражены люди, которые проживали в тундре, запечатлена традиционная культура северных народов, взаимодействие культур того времени. Фотографии запечатлели исторические события поселка Анадырь. Личные документы, фотографии, картины художника, переданные в фонды, заполнили многолетнюю «пустоту» в истории музея.

Список источников

1. Алексей Васильев (1907-1975). Живопись. Альбом / отв. ред. Я.А. Васильев. Кишинёв : Universul, 2018. 80 с.

2. Шведов И.А. Алексей Александрович Васильев: литературный портрет. Кишинёв : Кар-тя молдовеняскэ,1969. 99 с.

3. Васильева Наталья Алексеевна. Ученики, друзья, родные. URL: http://www.na-vasilieva.ru/vasilev_aleksej_aleksandrovich_posle_ucheby_pered_moldaviej_monografija_vasilevoj_n _a/ (дата обращения: 21.05.2020).

4. Васильев Я.А. Две ипостаси Натальи Васильевой. Кишинёв : Tipogr. «Poliart», 2016. 160 с.

5. Рига И. Чукотский окружной краеведческий музей. Страницы истории // Косторезное искусство и музеи Чукотки (история, перспективы). Материалы науч.-практ. конф. 17-19 нояб. 2001 г. / отв. И.И. Романова. Анадырь : Крайний Север, 2002. С. 55-60.

6. Романова И.И. Художественное собрание чукотско-эскимосской резной кости (история формирования, особенности экспонирования) // В поисках музейного образа: материалы науч. конф., 12-13 апреля 2007 г. / отв. ред. А.А. Никонова. СПб., 2007. С. 326-335.

7. Васильев В. Проект сооружения зимней железнодорожной линии Угольные Копи -Анадырь - Комбинат» // Газета «Чукотский полярник». 1939. № 18 (130), 2 апр. Анадырь : Типография «Чукотский полярник». С. 2.

8. Государственный архив Чукотского автономного округа. Ф. Р-208. Д.1-3.

9. Краткий справочник по фондам Государственного архива Чукотского автономного округа. Анадырь : Крайний Север, 2005. 104 с.

10. Дзерожинский. В музее Анадыря // Газета «Советская Чукотка». 1939. № 36, 14 февр.

11. Историческая хроника Магаданской области. События и факты. 1917-1972 / ред. А.Т. Хилобоченко. Магадан : Кн. изд-во, 1975. 340 с.

12. Горбунков А.Л. Художественный косторезный промысел на Чукотке // Советская Арктика. № 6. М. : Изд-во Главсевморпути, 1936. С. 87-93.

13. Широков Ю.А. Чукотская-эскимосская резная кость в Анадырском музее // Записки Чукотского краеведческого музея / под ред. Н.Н. Дикова. Магадан : Кн. изд-во, 1967. Вып. IV. С. 38-51.

References

1. Vasiliev, Ya.A. (ed.) (2018) Aleksey Vasil'ev (1907-1975). Zhivopis'. Al'bom [Aleksey Vasiliev (1907-1975). Painting. Album]. Chisinau: Universul.

2. Shvedov, I.A. (1969) Aleksey Aleksandrovich Vasil'ev: literaturnyy portret [Aleksey Aleksandrovich Vasiliev: a literary portrait]. Chisinau: Kartya moldovenyaske.

3. Vasilieva, N.A. (n.d.) Ucheniki, druz'ya, rodnye [Students, friends, family]. [Online] Available from: http://www.na-vasilieva.ru/vasilev_aleksej_aleksandrovich_posle_ucheby_pered_moldaviej_mo-nografija_vasilevoj_n_a/ (Accessed: 30th June 2020).

4. Vasiliev, Ya.A. (2016) Dve ipostasiNatal'i Vasil'evoy [Two hypostases of Natalia Vasilyeva]. Chisinau: Poliart.

5. Riga, I.G. (2002) Chukotskiy okruzhnoy kraevedcheskiy muzey. Stranitsy istorii [The Chukotka state local museum. Pages of history]. In: Romanova, I.I. (ed.) Kostoreznoe iskusstvo i muzei Chukotki (istoriya, perspektivy) [Bone carving art and museums of Chukotka (history, prospects)]. Anadyr: Krayniy Sever. pp. 55-60.

6. Romanova, I.I. (2007) Khudozhestvennoe sobranie chukotsko-eskimosskoy reznoy kosti (istoriya formirovaniya, osobennosti eksponirovaniya) [The art collection of Chukchi-Eskimo carved bone (history of formation, features of display)]. In: Nikonova, A.A. (ed.). Vpoiskakh muzeynogo obraza [In search of a museum image]. St. Petersburg: [s.n.]. pp. 326-335.

7. Vasiliev, V. (1939) Proekt sooruzheniya zimney zheleznodorozhnoy linii Ugol'nye Kopi -Anadyr' - Kombinat [Project for the construction of the winter railway line Coal Mines - Anadyr -Kombinat]. Chukotskiypolyarnik. 2nd April.

8. The State Archive of Chukotka Autonomous Okrug. Fund R-208. File 1, 2, 3.

9. The Federal Archival Agency. (2005) Kratkiy spravochnik po fondam Gosudarstvennogo arkhiva Chukotskogo avtonomnogo okruga [A brief reference book on the funds of the State Archive of the Chukotka Autonomous Okrug]. Anadyr: Krayniy Sever.

10. Dzerozhinskiy. (1939) V muzee Anadyrya [In the Anadyr Museum]. Sovetskaya Chukotka. 14th February.

11. Khilobochenko, A.T. (ed.) (1975) Istoricheskaya khronika Magadanskoy oblasti. Sobytiya i fakty. 1917-1972 [Historical chronicle of the Magadan region. Events and facts. 1917-1972]. Magadan: Knizhnoe izdatelstvo.

12. Gorbunkov, A.L. (1936) Khudozhestvennyy kostoreznyy promysel na Chukotke [Artistic bone-carving craft in Chukotka]. SovetskayaArktika. 6. pp. 87-93.

13. Shirokov, Yu.A. (1967) Chukotskaya-eskimosskaya reznaya kost' v Anadyrskom muzee [The Chukchi-Eskimo Carved Bone in the Anadyr Museum of Local Lore]. In: Dikov, N.N. (ed.) Zapiski Chukotskogo kraevedcheskogo muzeya [Local Lore Notes]. Vol. 4. Magadan: Knizh. izd-vo. pp. 38-51.

Сведения об авторе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Церковникова Е.А. - младший научный сотрудник лаборатории истории и экономики Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института им. Н.А. Шило Дальневосточного отделения Российской академии наук (Магадан, Россия). E-mail: ekate-rinatserkovnikova@yandex.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Information about the author:

Tserkovnikova E.A. - North-East Interdisciplinary Scientific Research Institute of Far East Branch of the Russian Academy of Sciences (Magadan, Russian Federation). E-mail: ekateri-natserkovnikova@yandex.ru

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 03.08.2020; одобрена после рецензирования 05.09.2021; принята к публикации 05.08.2023.

The article was submitted 03.08.2020; approved after reviewing 05.09.2021; accepted for publication 05.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.