Научная статья на тему 'Профессиональная диверсификация в издательском деле: от редактора печатного издания - к контент-менеджеру сайта'

Профессиональная диверсификация в издательском деле: от редактора печатного издания - к контент-менеджеру сайта Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
301
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО / РЕДАКТОР / КОНТЕНТ / КОНТЕНТ-МЕНЕДЖЕР / ИНТЕРНЕТ-СМИ / ВЕБ-ДИЗАЙН / САЙТОСТРОЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Волкова Н.В.

Процессы профессиональной диверсификации в той части современного издательского дела, которая связана со средствами массовой информации, рассматриваются в статье в контексте приобретения выпускниками академических филологических специальной (издательское дело, филология, журналистика) новых теоретических сведений и практических компетенций в сфере интернет-журналистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная диверсификация в издательском деле: от редактора печатного издания - к контент-менеджеру сайта»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЯ В ИЗДАТЕЛЬСКОМ ДЕЛЕ:

ОТ РЕДАКТОРА ПЕЧАТНОГО ИЗДАНИЯ -К КОНТЕНТ-МЕНЕДЖЕРУ САЙТА

© Волкова Н.В.*

Тверской государственный университет, г. Тверь

Процессы профессиональной диверсификации в той части современного издательского дела, которая связана со средствами массовой информации, рассматриваются в статье в контексте приобретения выпускниками академических филологических специальной (издательское дело, филология, журналистика) новых теоретических сведений и практических компетенций в сфере интернет-журналистики.

Ключевые слова издательское дело, редактор, контент, контентменеджер, интернет-СМИ, веб-дизайн, сайтостроение.

Современный рынок труда зачастую требует специалистов с такими новыми профессиональными знаниями и навыками, которых учебные заведения академического типа не дают, но которые могут быть относительно легко приобретены выпускниками при условии послевузовской теоретической и / или практической переподготовки. В числе новых и весьма востребованных - профессия веб-редактора (контент-менеджера веб-ресурса), которой не учат в вузах, но в которую можно войти, имея диплом журналиста, редактора, филолога.

С позиций академического филологического или журналистского базового образования претендентов на новую должность (от редактора печатного издания - к контент-менеджеру сайта), существо дела сводится к восприятию новой сферы деятельности как продолжения привычной им деятельности филологической (редакторской, журналистской), но на новом носителе информации [2]. Существо изменения лингвистически «закодировано» уже во внутренней словообразовательной этимологической форме [3] опорных слов редактор и контент, которые выпускнику, оказавшемуся в ситуации профессиональной диверсификации, для начала следует лишь правильно осмыслить.

Существительное редактор, непосредственно заимствованное из фр. redacteur ‘составитель; автор > сотрудник газеты, ведущий какой-л. отдел’, восходит к латинскому причастию redactus - от глагола redigere ‘гнать назад; обращать, направлять’ < re... ‘еще раз, заново’ + agere ‘приводить в движение, вести’. Из этой внутренней этимологической формы слова редактор следует, что задача редактора - обрабатывать уже данное автором содержание.

* Доцент кафедры Филологических основ издательского дела и литературного творчества, кандидат филологических наук.

22

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Контент-менеджер, в отличие от редактора, непосредственно занимается контентом, то есть работает над формированием содержания материала - в соответствии с исходным значением англ. content ‘содержание’, ср.: the contents of a book - «содержание книги», table of contents - «оглавление». Тем самым он оказывается если не непосредственно автором, то, во всяком случае, соавтором материала, в соответствии со смыслом латинского этимона современного русского автор: auctor ‘основатель; податель, даритель > писатель > поборник, сторонник > вдохновитель; общепризнанный знаток и судья’- от augere ‘приумножать, увеличивать, расширять; укреплять, усиливать, развивать; оплодотворять; содействовать, покровительствовать’. Элемент менеджер (буквально «управляющий», из англ. to manage ‘руководить, управлять, заведовать; стоять во главе; уметь обращаться (с чем-л.)’) в сочетании с элементом контент дает суммарный смысл «управление содержанием».

С позиций организационного менеджмента, существо переподготовки издательского работника, филолога или журналиста в контент-менеджера удачно и точно охарактеризовано Анатолием Рожковым, директором медиапроектов Mail.Ru Group:

«Наибольший процент представителей моего департамента - это пишущие люди, которые производят контент. Их обязанности схожи с обязанностями специалистов, работающих на рынке традиционных СМИ, но есть и важные особенности ... из-за больших скоростей производства контента от редактора, например, требуется исполнять по отношению к собственным материалам сразу несколько обязанностей, в том числе литкоррекцию, работу бильд-редактора. Если же он может еще и создавать заголовки, которые не требуют вмешательства трафик-менеджера, то это универсальный солдат, который может себя полностью обслуживать, сам привлекая читателя к своим материалам.

Людям из классических СМИ требуется время на адаптацию, они привыкли работать в более спокойном режиме, продумывая каждую букву, абзац - на это, к сожалению, у нас времени нет. У меня есть опыт работы и с классическими редакторами из уважаемых изданий печатной прессы. Могу сказать, что для них все это достаточно непривычно и требует определенного переучивания» [8].

Перейдем теперь на позиции психологии труда и рассмотрим те профессиональные компетенции, которыми должен обладать этот «универсальный солдат», именуемый новым для русского словоупотребления словом контент-менеджер, работающий в новой (даже для нашей постинформационной цивилизации) сфере под названием интернет-СМИ.

Прежде всего, интернет-СМИ - это профессиональное веб-издание, ги-пертектовый интерактивный документ, являющийся частью национального и глобального информационно-коммуникационного пространства, с разме-

Журналистика

23

щенными на нем журналистскими материалами, как правило, новостного характера [6, с. 29].

Интернет-СМИ обладают всеми признаками «классических» печатных СМИ [7, с. 42], но, вбирая в себя их хорошо знакомые всем свойства содержательного и структурного характера, развивают и новые. К основным специфическим особенностям онлайн-СМИ, отличающим их от «классических», относят гипертекстуальность, интерактивность, мультимедийность [9, с. 259].

Разработка и функционирование сетевого издания предполагает, что контент-менеджер действует в трех направлениях: создание контента (информационный аспект), веб-дизайн (эстетический), техническая поддержка (технический аспект). Специалисты по сайтостроению единодушны в мнении, что главное для качественного сайта - информация, то есть контент сайта [9, с. 268]. Это обусловливает специфически «центральную» роль контент-менеджера, сходную с задачами главного редактора обычного печатного издания.

Термин контент прочно вошел в категориальный инструментарий теоретиков и практиков - разработчиков сайтов и может быть осмыслен специалистами, оказывающимися в новой для себя сфере, в ситуации профессиональной переподготовки, на основе синонимизации с привычными русскими словами содержание, наполнение; в общем случае контент - это информация, представленная на веб-страницах. Особо следует подчеркнуть, что, говоря о «контенте», нередко имеют в виду лишь тексты, но на деле это и изображения (фотографии и иллюстрации), и видеоролики, и интерактивные элементы, а также те специфические элементы, которые входят в содержание понятия «аппарат издания», пересекаясь в этом понятии с представлениями о книжном, издательском деле в целом [4; 5]. С точки зрения SEO -поисковой оптимизации (из англ. search engine optimization, SEO), самым важным является текстовый контент, прежде всего его уникальность (отсутствие копий, в том числе и частичных, на других сайтах), насыщенность ключевыми словами, объем и верстка [1].

Любое интернет-СМИ характеризуется, как мы уже отметили, тремя специфическими признаками: мультимедийностью, гипертекстовостью и интерактивностью, - и степень реализованности этих параметров тоже определяет специфику контента интернет-сайта.

Еще одно слагаемое интернет-издания, связанное с контентом и влияющее на него, - это архитектура ресурса, понимаемая как особенности структурирования контента. Востребованность сайта напрямую зависит от качества его структурной организации, логичности и удобства (юзабилити).

Разумеется, специфика контента зависит также от жанровых и лингвостилистических особенностей размещаемых текстовых материалов.

Таким образом, что в поле ответственности контент-менеджера оказывается весь спектр вышеперечисленных видов и признаков контента, а сле-

24

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

довательно, он должен уметь работать с ними: это и умение найти и / или написать, отредактировать и оптимизировать текстовый контент для ресурса; и владение основными приемами работы с графикой и видео, для того чтобы быть в состоянии сверстать и отредактировать графические материалы для размещении на ресурсе; и вести работу с внештатными и штатными специалистами; и вести рассылки и управлять ими, развивать тематические группы в социальных сетях; и управлять интернет-рекламой, создавать и вести контекстную рекламу; и владеть основами HTML, CSS, быть опытным пользователем ПК и Интернета, владеть другими web-технологиями (в зависимости от ресурса) для контроля корректной работы сайта и устранения простых ошибок.

Если с первыми пятью задачами традиционный, «академический» редактор вполне может справиться без особых усилий и без специального переобучения, то последняя - выпадает из круга привычных обязанностей. Готовность специалиста к профессиональному росту и диверсификации своей деятельности - ключевой фактор успешности не только на рынке труда, но и профессионального, в том числе карьерного роста.

В любом случае содержание деятельности не только редактора, но и всего редакционно-издательского коллектива в условиях, когда СМИ оказываются в сфере интернет-журналистики, трансформируется и, по оценкам специалистов, «актуализирует комплекс вопросов, связанных с их управлением (менеджментом). Работа с веб-проектом дополняет список менеджерских функций следующим: разработкой, позиционированием, продвижением, поддержкой веб-компонентов редакторско-издательской деятельности; вовлечением пользователей в жизнедеятельность ресурса; интернет-маркетингом; управлением рекламными кампаниями; анализом текущей активности в сети; оценкой технологической вооруженности конкурентов; экспертизой и мониторингом качества сайта; мониторингом капитализации (стоимости) и ликвидности проекта, поиском и привлечением инвестиций» [6, с. 31].

Редактор, оказавшийся в новых для него условиях, должен знать о возможностях современных информационных технологий и быть готовым их использовать - в конечном счете, «для эффективного информирования аудитории и втягивания ее в информационное, а через последнее - в социальное участие» [10, с. 43]. В этой точке происходит своеобразный «возврат» к традиционным - и вечным функциям журналистики как средства социально -психологического информационного влияния.

Список литературы:

1. SEO-словарь [Электронный ресурс] // Seopult. - Режим доступа: https://seopult.ru/subscribe.html?id=18 (дата обращения: 23.11.2014).

2. Волков В.В. Филология в системе современного гуманитарного знания: учебное пособие / Тверской гос. ун-т. - Тверь: Изд. Кондратьев А.Н., 2013. - 220 с.

Журналистика

25

3. Волков В.В. Закономерности русского словообразования: лингвистический, психолингвистический и лингвометодический аспекты // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - № 1. - С. 174-178.

4. Волкова Н.В. Аппарат печатного и электронного изданий: учебносправочное пособие. - Тверь: ТвГУ; издатель А.Н. Кондратьев, 2014. - 50 с.

5. Волкова Н.В. Книга: бумажная или электронная? // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. - 2010. - № 5. -С. 147-153.

6. Калмыков А.А. Интернет-журналистика в системе СМИ: становление, развитие, профессионализация: автореф. дисс. ... д-ра филол. наук. -М., 2009. - 41 с.

7. Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета: учебное пособие. - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. - 87 с.

8. Рожков А. От редактора требуется делать работу литкорректора, бильд-редактора, а если он еще пишет заголовки, которые не требуют вмешательства трафик-менеджера - то это универсальный солдат [Электронный ресурс] // MediaJOBS.RU. - 16 января 2014. - Режим доступа: http://mediajobs.ru/career/anatolij-rozhkov-mailru-group-ot-redaktora-trebuetsya-d. (дата обращения: 5.11.2014).

9. Современный медиатекст: учеб. пособие / отв. ред. Н.А. Кузьмина. -2-е изд., испр. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. - 416 с.

10. Фомичева И.Д. Социология интернет-СМИ. - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. - 79 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.