Научная статья на тему 'Профессиональная деятельность журналиста: аспекты информационной безопасности'

Профессиональная деятельность журналиста: аспекты информационной безопасности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1368
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖУРНАЛИСТА / СВОБОДА СЛОВА / МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / PROFESSIONAL ACTIVITIES OF A JOURNALIST / FREEDOM OF SPEECH / MASS INFORMATION / INFORMATION SECURITY / MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сарасов Евгений Александрович

Анализируется профессиональная деятельность журналиста как важнейшее условие информационной безопасности личности, общества и государства. В связи с этим ставится проблема системного обеспечения принципа свободы слова – основного фактора демократического развития общества. При этом выявляются и обосновываются творческие и политико-экономические предпосылки успешной и свободной деятельности журналиста и средств массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Activities of a Journalist: Aspects

In the article the journalist’s professional activity as an essential condition for the information security of individuals, society and the state. In connection with this problem is put the system to guarantee the principle of freedom of speech – the main factor of the democratic development of the society. Thus identified and justified by the creative, political and economic conditions and the success of the free activities of journalists and the media.

Текст научной работы на тему «Профессиональная деятельность журналиста: аспекты информационной безопасности»

4. Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002. 477 с.

5. Лингвистический энциклопедический словарь М., 1990. 685 с.

6. Around the Horn [Electronic resource].

URL: http://sports.espn.go.com/espnradio/pod-

cast/archive?id=2839445

7. Larry King Live [Electronic resource]. URL: http://larrykinglive.blogs.cnn.com

8. Late Show with David Letterman [Electronic resource]. URL: http://www.cbs.com/late_night/

9. The Best Damn Show Sports Period [Electronic resource]. URL: http://en.wikipedia.org/ wiki/The_Best_Damn_Sports_Show_Period

10. The Jerry Springer Show [Electronic resource]. URL: http://www.jerryspringertv.com

11. The Oprah Show [Electronic resource]. URL: http://www.oprah.com/index.html

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313).

Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 131-134.

Е. А. Сарасов

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖУРНАЛИСТА: АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Анализируется профессиональная деятельность журналиста как важнейшее условие информационной безопасности личности, общества и государства. В связи с этим ставится проблема системного обеспечения принципа свободы слова - основного фактора демократического развития общества. При этом выявляются и обосновываются творческие и политико-экономические предпосылки успешной и свободной деятельности журналиста и средств массовой информации.

Ключевые слова: профессиональная деятельность журналиста, свобода слова, массовая информация, информационная безопасность, средства массовой информации.

Профессиональная деятельность журналиста (и деятельность средств массовой информации в целом) во многих странах мира, в том числе в России, связана с определенными рисками, опасностью. Экономические кризисы, политическая нестабильность, социальные волнения, криминал, коррупция и правовой нигилизм - все это и многое другое влияет на эффективность работы массмедиа. Об этом забывать не стоит, ведь успешное функционирование средств массовой информации является условием соблюдения конституционного принципа свободы слова и, как следствие, важнейшим фактором информационной безопасности личности, общества и государства.

Действенность печатного слова, выступлений журналистов в значительной степени определяется уровнем развития общества, сбалансированностью политической системы государства, защищенностью (в том числе правовой) журналиста. Отметим, что в значительной мере именно законодательство определяет то, являются ли масс медиа социально ориентированными, учитывают ли они в своей деятельности принцип общественного блага.

Укажем также, что профессиональная деятельность журналиста предполагает свободу средств массовой информации, основанную на свободе массовой информации, свободе слова в СМИ, отсутствии цензуры, возможности свободного высказывания мнений, убеждений, свободный поиск, выбор, обработку и распространение информации и идей в любых законных формах. Таким образом, данная профессия изначально связана с процессом поиска истины, правды. По нашему мнению, информационная безопасность личности, общества и государства тесно связана с возможность каждого осуществлять этот поиск.

Под массовой информацией, согласно ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации» [6], понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Необходимо отметить технологический (производственный, процедурный) и даже инструменталистский подход в данном определении, который, по нашему мнению, не отражает сущность явления и оставляет ряд вопросов, нуждающихся в пояснении. В част-

ности, в теории отечественной журналистики существует дихотомия (противопоставление) массовой и качественной продукции (произведений СМИ). При этом под массовостью понимается ориентация на массовые ценности, интересы и потребности, целью которой является коммерческий результат (прибыль). Массовость (то есть ориентация на массы) непосредственно связана с усредненностью, упрощенностью, рассчитанными на популярность, востребованность продукции у аудитории. Качественная продукция подразумевает реализацию прежде всего просветительской функции, а также ориентацию на интересы и потребности просвещенной аудитории, проявляющей интерес к высокоинтеллектуальным произведениям. К сожалению, в приведенном выше определении эта дихотомия не учитывается. В частности, не выводится определение информации, основной целью которой служит выполнение коммерческих задач, и социально ориентированной информации, основной целью которой является не получение прибыли, а реализация просветительских ценностей. Между тем в Конституции РФ прослеживается определение социального государства и возможность свободной законной рыночной (коммерческой) деятельности, построенной на основе частной собственности. Иначе говоря, в Основном законе, по нашему мнению, заложена возможность законодательного закрепления указанных выше определений. В то же время есть конституционные нормы, закрепляющие социальные права человека и гражданина, и нормы, которые регулируют либеральные рыночные свободы. Безусловно, это необходимо учитывать в таком важном законе, как Закон о СМИ. Информационные отношения (в том числе объектом которых выступает массовая информация) подчиняются тем же принципам, что и любые другие общественные отношения. Эти принципы закреплены в Конституции. По нашему мнению, они должны присутствовать и в Законе «О средствах массовой информации».

Также дискуссионна формулировка «предназначенные для неограниченного круга лиц». Что следует под ней понимать? Если ориентацию на всех и каждого, то по своему содержанию подобная информация, судя по всему, должна быть универсальной (интересной или нужной всем). Если отсутствие ограничений для ее потребления, то в таком случае данное истолкование, на наш взгляд, противоречит другим положениям Закона о СМИ и норма-

тивно-правовым актам, входящим в отрасль информационного права, которые накладывают существенные ограничения и запреты на определенные виды массовой информации. Ограничения (явные и скрытые) заложены и в ст. 25 («Порядок распространения») гл. 3 («Распространение массовой информации») Закона о СМИ. Здесь сам факт выделения коммерческого и некоммерческого видов распространения массовой информации предполагает определенные ограничения, в том числе касающиеся и адресата массовой информации. Данные ограничения могут быть связаны, например, со стоимостью массовой информации или платежеспособностью аудитории.

Свобода массовой информации определяется в ст. 1 Закона «О средствах массовой информации» как не подлежащие ограничениям (за исключением предусмотренных законодательством РФ о средствах массовой информации) поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации. Вероятно, здесь законодатель исходит из интересов журналиста, так как перечисленные действия связаны, прежде всего, с его профессиональной деятельностью. Эти действия для непосвященных граждан не имеют большого значения, кроме получения массовой информации, так как они преимущественно являются потребителями ее. Однако нет четкого определения тех, кто должен обеспечивать перечисленные действия, их эффективность.

Определение цензуры и ее запрет содержатся в ст. 3 Закона «О СМИ»: «Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, не допускается».

Согласно положениям Закона РФ «О средствах массовой информации», профессиональную деятельность журналиста можно

трактовать как комплекс действий и мер, направленных на организацию сбора, обработки и распространения массовой информации, и определенным образом упорядоченных посредством закрепления за субъектами данной деятельности (в том числе журналистом и потребителем информации) ряда прав и обязанностей.

Выше уже было сказано о том, что профессиональная деятельность журналиста и информационная безопасность личности, общества и государства - понятия взаимосвязанные по своему содержанию. Их сближает потребность и возможность каждого осуществлять поиск истины и правды в своих интересах или в интересах общества в целом, а также его отдельных групп. Если истина недоступна людям и правда скрывается, если население получает неточные или намеренно искаженные сведения, то говорить о безопасности данного общества не приходится.

Под информационной безопасностью Российской Федерации, согласно официальным документам, понимается «состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства» [3]. При этом под интересами личности понимается соблюдение и защита ее конституционных прав и свобод в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны [3]. По нашему мнению, все это можно реализовать только в том случае, если каждый будет иметь возможности и ресурсы для поиска истины, достоверных и социально значимых сведений.

Интересы государства связываются с информационным обеспечением государственной политики Российской Федерации, с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике России, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам [3]. На наш взгляд, если обратиться к истории, то государство всегда было заинтересовано в ограничении осведомленности и информированности граждан. Массовая информация до-

зировалась, искажалась под давлением государственного аппарата. Общество скрыто или явно обрабатывалось, в зависимости от существующей идеологии или экономических интересов государства. Монополия на слово и на знание в меньшей или в большей степени всегда имела место в государственном механизме управления. Стремление власти к доминированию в сфере массовой информации должно быть уравновешено возможностью личности и общества артикулировать свои интересы, взгляды, мнения и оценки. Только сбалансированное отражение и артикуляция интересов всех социальных групп и всех политических сил может обеспечить предпосылки информационной безопасности. При этом необходимо отметить следующее. Истина не может принадлежать кому-то, она не может быть общественной, государственной или личной, частной. Она одна. Поэтому, на наш взгляд, необходимо обеспечить право и возможность каждому осуществлять ее поиск всеми законными средствами. Именно в этом заключается суть процесса обеспечения информационной безопасности. Профессиональная деятельность журналиста должна играть в этом процессе, по нашему мнению, ключевую роль.

В связи с этим особое значение приобретает принцип свободы слова. Научные исследования утверждают, что в России проблема его обеспечения и защиты не решена [1; 2; 4; 5]. Согласно оценкам международных организаций (в частности, «Репортеры без границ»), показатели свободы слова в России не намного лучше, чем в проблемных странах Африки и Азии [8]. При этом свобода слова является одной из главных гарантий обеспечения и защиты основных прав и свобод человека. Именно поэтому, рассматривая проблему информационной безопасности личности, общества и государства, необходимо анализировать сущность принципа свободы слова и его реализацию.

В связи с этим укажем, что данный принцип закреплен в ст. 29 Конституции РФ. Свободу слова можно рассматривать с разных сторон. В частности, с позиции экономической целесообразности и эффективности. Существует масса примеров, когда журналистов использовали как объект для манипулирования с целью получения каких-либо выгод, привилегий или коммерческой прибыли. Иногда само государство оказывает давление на масс медиа для лоббирования интересов национальных компаний. С точки зрения демократических завоева-

ний и правовых гарантий свободу слова можно анализировать на примере развития Западной Европы и, в частности, европейской системы права после Второй мировой войны. В этот отрезок истории сформировались общепризнанные международные принципы и нормы, призванные оберегать свободу и благополучие человека. Также можно говорить о свободе слова как о проявлении гражданской позиции конкретного человека, которого не устраивает перспектива превращения в «раба» в обмен на материальные блага и привилегии.

Свобода слова, по нашему мнению, имеет также ценностный аспект. Мало кто способен пойти против устоявшихся социальных (моральных, психологических, политических) приоритетов. Так, например, в последней советской конституции было закреплено право граждан на публичную критику представителей власти. Но на самом деле мало у кого возникала даже мысль использовать эту возможность. Идеологические приоритеты господствовали буквально во всех сферах жизни людей: в сфере воспитания и образования, на работе, даже в частной жизни. Альтернативы в политической жизни не существовало, дореволюционные традиции были искоренены. Соответственно были не развиты ценностные ориентиры, которые позволяли мыслить самостоятельно, не опираясь на официальные идеологические установки.

Свобода как таковая и, в частности, свобода слова являются завоеванием общества. Мало что достается даром, без усилий, свобода тоже имеет определенную цену. Если обратиться к отечественной истории, мы увидим, что политические права и свободы гражданам приходилось отстаивать и защищать от посягательств государственного репрессивного механизма. Этот процесс сопровождался социальными катаклизмами, митингами, забастовками и даже революциями.

Особенности взаимодействия средств массовой информации и власти серьезно сказываются на благополучии общества в целом. Американскими специалистами были проведены полномасштабные исследования, в ходе которых выяснились важные закономерности. В тех обществах, где имеются свободные СМИ, правительства гораздо более чувствительны к проблемам людей. При этом важнейшие социальные вопросы решаются гораздо быстрее и

эффективнее [7. С. 33-57]. Отметим со своей стороны, что свободные массмедиа чаще всего успешно функционируют в тех странах, где само общество достаточно свободно и имеет рычаги и возможности для защиты своих прав. Сложно представить ситуацию, когда в несвободной стране действуют независимые и свободные СМИ, которые, руководствуясь общественным благом, предоставляют сведения полезные всем и каждому.

Деятельность журналистов и массмедиа наиболее плодотворна в тех государствах, где свобода слова не является пустым политическим заявлением или предвыборным обещанием. Особенности политического режима. степень защищенности прав и свобод человека, уровень развития культуры и образования в обществе, ситуация в экономике, а также само отношение общества и власти к работе журналистов - все это непосредственно отражается на состоянии свободы слова и средств массовой информации и, как следствие, на информационной безопасности каждого.

Список литературы

1. Бережная, Т. В. Право на информацию как гарантия реализации прав человека // Консти-туц. и муниципал. право. 2009. № 22. С. 14-17.

2. Гавришов, Д. В. Гарантии реализации субъективного права на информацию: конституционно-правовой аспект : дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2010. 181 с.

3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Рос. газ. 2000. 28 сент.

4. Засурский, Я. Н. Искушение свободой.

Российская журналистика: 1990-2004. М.,

2004. 456 с.

5. Иваницкий, В. Л. Трансформация журналистики России в условиях становления отрасли СМИ : дис. ... д-ра филол. наук. М., 2011. 399 с.

6. О средствах массовой информации: Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 28.07.2012) // Рос. газ. 1992. 8 февр.

7. Право на свободу слова. Роль СМИ в экономическом развитии. М., 2005. 350 с.

8. Сурганова, Е. Границы для репортеров [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.lenta. т/агйс^/2013/01/31/гай^/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.