Научная статья на тему 'Профессиональная деятельность учителя: время перемен'

Профессиональная деятельность учителя: время перемен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1131
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ОБЩЕСТВЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОД УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пискунова Елена Витальевна

В преддверии 2010 г., объявленного в Российской Федерации годом учителя, совершенно естественны размышления о роли учителя в современном обществе, о том, каковы требования к современному учителю, как меняется в силу этих требований его профессиональная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная деятельность учителя: время перемен»

Е. В. Пискунова,

профессор кафедры педагогики

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ: ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

Б преддверии 2010 г., объявленного в Российской Федерации годом учителя, совершенно естественны размышления о роли учителя в современном обществе, о том, каковы требования к современному учителю, как меняется в силу этих требований его профессиональная деятельность.

Понимание сущности и способы осуществления учителем профессиональной деятельности существенно менялись на разных этапах развития человеческого общества и образования. Зависимость практики реализации педагогической деятельности от целей образования в каждый исторический период очевидна. Столь же очевидным является и значимость деятельности учителя для достижения выдвигаемых целей.

Так, в России за последний год был опубликован ряд документов, определяющих стратегические направления развития системы образования — это Предложения по формированию проекта концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг., Предложения по комплексной модернизации сферы образования в рамках долгосрочной концепции социально-экономического развития Российской Федерации, Материалы по формированию современной модели образования1, Послание Президента РФ Федеральному собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г.2, выступление Б. В. Путина на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года»3. Во всех документах значительное внимание уделяется именно качеству профессиональной деятельности учителя.

В современных условиях меняется статус образования, поскольку со второй половины XX столетия серьезно исследуется вклад образования в экономический рост, в повышение качества жизни через категорию человеческого капитала (по предложению Г. Беккера4), который определяется образованием человека. Именно поэтому становится чрезвычайно актуальной проблема

качества образования, его нового понимания. Сегодня серьезно рассматривается влияние социокультурного контекста на качество образования (в документах реформ образования различных стран мира, в аналитических докладах по реализации стратегии модернизации образования в России, в крупной программе ООН «Образование для 21 века», во всемирных докладах ЮНЕСКО — «Учиться, чтобы быть» (1972), Доклад о развитии человека (1990), «Образование — сокрытое сокровище» (1996), в отчете Римского клуба «Обучение без границ» (1982), Европейского союза «Обучать и учиться. В направлении обучающегося общества» (1998), Всемирный доклад по мониторингу программы «Образование для всех» 2005 г. «Императив качества» и др.) В современном обществе существенно меняются цели образования. При этом мы понимаем, что миссия образования, которую можно трактовать как цель-идеал, — вхождение человека в культуру — неизменна. Однако меняются способы достижения этой цели, цели-приоритеты, которые задаются требованиями качества образования, определяемыми социокультурными условиями. Именно поэтому профессиональная деятельность учителя — объект особого внимания в документах реформ разных стран, в том числе и России, в международных документах, представляющих результаты исследований учительства как профессиональной группы в рамках полномасштабных исследований образования.

В связи с этим чрезвычайно важным становится вопрос: как именно должна измениться профессиональная деятельность учителя, чтобы, отвечая требованиям времени, обеспечить современное качество образования как качество подготовки выпускника к успешной жизнедеятельности в информационном обществе.

Анализ направлений реформ образования в разных странах мира, в том числе и России, позволяет выделить ряд тенденций,

характеризующих развитие общества на современном этапе и оказывающих непосредственное влияние на сферу образования, на профессионально-педагогическую деятельность учителя: 1) информатизация жизни общества; 2) демократизация, понимаемая, в первую очередь как становление гражданского общества; 3) глобализация, которая подразумевает становление открытого общества; 4) становление нового культурного типа личности, характеристиками которого являются активность, самостоятельность, мобильность, конкурентоспособность человека; 5) профессионализация в течение всей жизни, реализующаяся через непрерывное образование.

Проведенное монографическое исследование, в котором участвовали около 700 учителей Санкт-Петербурга5, продемонстрировало, что выделенные тенденции квалифицируются педагогами как наиболее значимо влияющие на качество образования и изменения их деятельности факторы развития образования.

Рис. 1. Факторы, оказывающие значимое влияние на изменения в образовании (мнение учителей)

Исходя из названных тенденций развития современного общества, противоречий современной жизни, можно сформулировать основные черты человека постиндустриального периода, который присвоит себе умение видеть свою жизнь дальше, чем это вытекает из его опыта, будет строить свою жизнь в соответствии с новыми ориентирами:

• готовность и умение непрерывно учиться;

• способность к логическому, аналитическому, критическому и конструктивному мышлению;

• способность к ответственным решениям;

• умение общения и сотрудничества (защита перед манипуляцией, умение разрешения конфликтных ситуаций);

• точность и продуктивность в выполнении задач и способность к сосредоточению;

• готовность к признанию свободы и отличия других людей, толерантность;

• сознательное, личное участие в жизни и ответственность за себя, за семью, за коллектив, страну, мир (самоуправление, демократизация общества);

• физическая и психическая выдержка, здоровье.

Названные факторы развития образования, черты человека информационного общества, содействовать формированию которых призвана система образования, определяют содержание изменений в деятельности учителя. Таким образом, можно сделать вывод о необходимости следующих изменений профессионально-педагогической деятельности учителя: опора на самостоятельность ребенка в обучении, создание условий для проявления активности, творчества и ответственности ребенка в обучении, создание условий для расширения жизненного опыта ребенка и приобретения опыта обучения из жизни, формирование мотивации кнепрерывному обучению.

На основании анализа представлений учителей о целях школьного образования6, которые определяют содержательный характер профессиональных установок, фиксируется противоречие между восприятием учителем цели-идеала и целей-приоритетов: учитель вполне справедливо считает неизменной свою миссию — содействовать самореализации ребенка, его социализации. При этом характеристика неизменности, незыблемости педагогической миссии переносится и на цели-приоритеты образования, учитель «отказывает» им в зависимости от социокультурных условий и ориентируется на «знаниевую парадигму» профессиональнопедагогической деятельности, предполагая, что новые задачи могут быть решены исключительно за счет передачи ребенку определенного количества информации.

Б наиболее отчетливой форме ценности профессионально-педагогической деятель-

ности проявляются через определение ее направленности на достижение результатов школьного образования. Результаты изучения мнений учителей о приоритетах в деятельности7 показывают, что они за последнее десятилетие оказались практически неизменными. Кроме того, именно с точки зрения современных приоритетов в отношении результатов школьного образования, вызывает опасение факт главенствующего значения знаниевого компонента для подавляющего числа учителей (около 70%), который дополняется такими ориентирами, как «развитие познавательных способностей» (74%) и «подготовка к поступлению в вуз» (50%) в ущерб таким показателям, как «опыт социального взаимодействия» (20%), «опыт общественной деятельности» (26%) (рис. 2).

20

26

71

50

74

□ знания

□ позн.спос.

□ вуз

□ общ.

□ соц.

Анализ ответов родителей учащихся на тот же самый вопрос показал, что их позиции в основном совпадают с позицией учащихся, однако, родители больше ориентированы на «знаниевые» результаты образования, а дети — на развитие потенциала личности, который выражается в умении действовать самостоятельно и творчески (рис. 3).

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

Ж

ш

□ учителя

□ родители

□ учащиеся

знания самостоят. творчество

Рис. 2. Направленность профессиональнопедагогической деятельности современного учителя

При этом акценте на знаниевый компонент школьного образования отметим и тот факт, что 17% учителей полагает, что современная школа все-таки дает недостаточно знаний.

Исследование мнений учащихся о первоочередных задачах школы говорит о следующем: учащиеся исходят из того, что школа должна в первую очередь готовить к самостоятельному решению различных жизненных проблем, формируя у них определенное отношение к себе, определенные личностные качества, развивая их познавательные потребности и возможности и обеспечивая подготовку к будущей трудовой деятельности.

Рис. 3. Ориентация учителей, родителей и учащихся на результаты образования

Таким образом, анализ результатов позволяет сделать вывод о рассогласовании профессиональных установок учителей, а именно их ориентаций на знания, с ценностями учащихся (до 80% выпускников основной и учащихся старшей школы полагают, что школа должна учить самостоятельности мысли и учения, создавать возможности для творчества в познании, «учить тому, что требует современная жизнь» — высказывание из эссе одного из выпускников).

Результаты явно демонстрируют, что учащиеся оказались чувствительнее к изменениям социокультурной ситуации, а их ожидания заключаются в том, что школа должна готовить к самостоятельной жизнедеятельности, умению решать нестандартные задачи общества неопределенности.

Учитывая, что современное понимание качества образования не сводится к обученности, а предполагает становление готовности школьников к успешной жизнедеятельности в условиях неопределенности современного мира и включает не только предметную, но и социальную и личностную компетентности, можно утверждать, что основной функцией современного учителя

является содействие образованию ребенка, которое предполагает создание средствами педагогической деятельности условий для проявления самостоятельности, творчества, ответственности ребенка в образовательном процессе и формирования у него мотивации непрерывного образования.

Следовательно, смысл содействия образованию школьника обосновывается ориентацией на гуманистические ценности в развитии индивидуальности каждого ученика и выражается в создании условий для осознанного самоопределения и самореализации личности в школьные годы.

Функция содействия образованию школьника проявляется, прежде всего, в отборе учителем содержания образования по предмету. Исходя из того, что содержание образования воплощает в себе цели обучения и понимая, что в современных условиях школьное образование ориентировано на создание условий для образовывания, то есть формирования себя учащимся, для его самореализации, можно сделать вывод о то, что такая функция учителя, как «передача» ученику знаний, не является атрибутивно присущей педагогу и ее в принципе можно передать какому-то «искусственному интеллекту»8. Таким образом, профессиональная деятельность современного учителя ориентирована на создание условий, ставящих ученика в позицию субъекта, сознательно принимающего ценностное содержание опыта, предлагаемое учителем.

Вопрос о понимании предметного содержания связан с переосмыслением роли учителя как посредника между культурной цивилизацией и учащимися, учитель не транслятор опыта человечества, выступающий для ученика непосредственным источником знаний и информации, а организатор самостоятельного познавательного поиска. Таким образом, размышления о предметных целях обучения приводят к акцентированию внимания педагога на операционном и ориентационном компонентах. Эго означает, что предметное содержание расширяется за счет ориентации на практикоориентированные задачи, содержательно

приближенные к реальным жизненным ситуациям.

Кроме того, предметное содержание существенно расширяется за счет пересечения информационных потоков учителя и учащихся. Вопрос о пересечении информационных потоков имеет сегодня особое значение, поэтому требует специального анализа. Он связан с проблемой следующего характера: информатизация жизни общества значительно опережает информатизацию образования. Безусловно, в разных странах мира информационные технологии распространены в различных масштабах. Хорошей иллюстрацией может быть число узлов Интернета на 10 тысяч человек: в США — 1939,97; в России — 14,69; в Индии — 0,23 (январь 2000 г.)9. Однако общая тенденция широкомасштабного распространения компьютеров весьма заметна, а молодое поколение часто называют «поколением сети» (Tapscott10), поскольку сетевые ресурсы являются для многих школьников основным источником информации и социального опыта, в том числе опыта общения, и даже средой жизнедеятельности. При этом учителя часто сталкиваются с отрицательными результатами информатизации жизни в условиях отставания информатизации образования: восприятие ребенком компьютера не как инструмента обучения, а только как формы развлечения; отсутствие взаимодействия (как передачи и возможности уточнения смысла, обсуждения) с источником информации (компьютером); определенные потери в области коммуникативных умений учащихся (часто наряду с ростом информационно-коммуникативных), поскольку «реакции» компьютера в достаточной степени предсказуемы и не требуют гибкости, толерантности и прочих качеств, проявляющихся в общении между людьми; широкий доступ школьников к любого рода информации. (Так, по подсчетам исследовательской кампании Jupiter Media Metrix (США), 2% интернет-сайтов, то есть более 20 миллионов, содержат «нежелательную» информацию агрессивного, эротического, религиозного и прочего содержания)11.

С другой стороны — положительные результаты использования информационных потоков школьников в обучении весьма значительны — рост мотивации учения, самообразования; приближение обучения к особенностям индивидуального стиля учебы; ускоренный доступ к практически неограниченному количеству качественной информации; эффективное обучение методом упражнения и тренировки; эффективное обучение методом имитации действий или явлений и др.

Следовательно, специальная деятельность учителя, направленная на целенаправленное использование информационных потоков учащихся, способствует созданию условий, содействующих образованию школьника.

Кроме интенсивных информационных потоков учащихся, отличных от потоков учителей, школьники обладают обширным жизненным опытом, который совершенно не обязательно тождественен в данном контексте понятию «культурный опыт», однако содействие образованию предполагает, очевидно, использование и систематизацию имеющегося скрытого опыта учащихся, извлекаемого из культуральных ресурсов, которыми они реально обладают. Современное содержание образования, предполагающее индивидуальное конструирование знания, по-видимому, приносит больший эффект в том случае, когда учащимся созданы условия для привлечения их индивидуального опыта для продвижения в собственном образовательном маршруте. Более того, современный учитель создает условия, стимулирующие желание учащихся приобрести новый опыт и осмыслить его, расширив тем самым образовательную среду.

В современной школе функция содействия образованию школьника в аспекте отбора содержания образования проявляется в следующих аспектах деятельности учителя: интеграция содержания школьных

предметов, что формирует у школьников умение интегрировать знания и применять их для получения новых знаний и объяснения явлений, происходящих в окружаю-

щем мире; усиление практической направленности содержания учебных предметов; изучение явлений, процессов, объектов, веществ, окружающих учащихся в их повседневной жизни; учет знаний, которые учащиеся получают вне школы из различных источников.

Изменение трактовки предметных целей заключается в том, что школьникам не столько сообщается информация, сколько организуется самостоятельная познавательная деятельность, направленная на то, чтобы научить их самостоятельно добывать знания и применять полученные знания на практике. Безусловно, это касается в первую очередь технологий обучения, когда учитель отбирает такие методы, технологии обучения, которые бы не только и не столько позволяли усваивать готовые знания, сколько помогали приобретать знания самостоятельно из разных источников, формировать собственную точку зрения, уметь аргументировать, использовать ранее полученные знания в качестве метода для получения новых знаний.

Функция содействия образованию проявляется и в формировании учителем открытой образовательной среды, которая в современных условиях понимается как вид социокультурной среды и представляет собой совокупность образовательных ресурсов, из согласованности отношений которых создаются пространство и реаль -ные или переживаемые условия образования школьника. Открытая образовательная среда способствует становлению и проявлению компетентностей школьников, когда предметные знания становятся основой для решения реальных жизненных проблем.

В заключении отметим, что реализация учителем функции содействия образованию школьников основывается на осознании учителем новых ценностей образования и готовности к реализации новых функций профессиональной деятельности, что, безусловно, ставит новые задачи перед педагогическим образованием и педагогическими университетами.

Примечания

1. О материалах по формированию современной модели образования. [Электронный ресурс] // Доступ: www.mon.qov.ru/files/materials/4674/avqust08.doc

2. Послание Президента РФ Федеральному собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. [Электронный ресурс] // Доступ: http://www.kremlin. ru/appears/2008/ 11/05/1349_type63372type63374type63381type82634_208749.shtml

3. О стратегии развития России до 2020 года // Выступление В. В. Путина на расширенном заседании Государственного совета 8 февраля 2008 г. [Электронный ресурс] // Доступ: http://www.krem!in. ru/appears/2008/02/08/1542 type63374type63378type 82634 159528. shtml

4. Экономический словарь. [Электронный ресурс] // Доступ: http://abc. informbureau.com/html/xaeiaaxaneee_eaieoae. html

5. Пискунова Е. В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя: Монография. СПб.: Изд-во РГПу им. А. И. Герцена, 2005.

6. Там же.

7. Тамже.

8. Болотов В. А. Теория и практика реформирования педобразования в России в условиях социальных перемен: Дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2001.

9. Доклад о мировом развитии 2000/2001 года. Наступление на бедность. М.: Весь мир, Всемирный банк, 2001.

10. Tapscott D. The Digital Economy, McGraw Company, New York.

11. Вишнепольский К. Опасные сети//Коммерсангь. № 169. 18 сентября 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.