Научная статья на тему 'Профессиональная деятельность учителя в свете педагогической культуры'

Профессиональная деятельность учителя в свете педагогической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1609
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукьянова Н. Л.

В статье освещены вопросы педагогической деятельности учителя. Раскрываются его профессиональные особенности в свете педагогической культуры. Рассматривается сущность профессионально-педагогической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная деятельность учителя в свете педагогической культуры»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

УДК 373.1

Н.Л.Лукьянова

преподаватель ГБПОУ ИО ИРКПО г. Иркутск, Российская Федерация

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В СВЕТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация

В статье освещены вопросы педагогической деятельности учителя. Раскрываются его профессиональные особенности в свете педагогической культуры. Рассматривается сущность профессионально-педагогической культуры.

Ключевые слова

Педагогическая деятельность; профессиональная деятельность; педагогическая культура;

профессионально-педагогическая культура.

Российское образование на современном этапе своего развития вошло в период основательной качественной трансформации, причем одной из приоритетных в этой области явилась задача подготовки педагогических кадров, способных эффективно, творчески и с энтузиазмом работать в совершенно новых, динамичных условиях современной российской педагогической действительности. Кардинальные изменения социально-экономического уклада жизни россиян привели к смене методологических приоритетов в образовании, возникновению и распространению новой, постиндустриальной философии и новых образовательных парадигм и ценностей, вызвали мощную волну инноваций, охватившую образовательные системы всех без исключения уровней.

Повышение требований к профессиональному образованию, в том числе к педагогическому, требует качественного обновления подходов в подготовке педагога, способного на высоком профессиональном уровне самостоятельно, творчески и ответственно решать проблемы воспитания, обучения и развития подрастающих поколений [2, с. 7].

Проблема формирования профессиональной культуры в настоящее время очень актуальна, т.к. инновационные процессы, происходящие в педагогической теории и практике, предъявляют серьезные требования к подготовке будущего учителя.

Педагогическая деятельность - это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся. Одна из важнейших характеристик педагогической деятельности - ее совместный характер, она обязательно предполагает педагога и того, кого он учит, воспитывает, развивает. Эта деятельность не может быть деятельностью только "для себя". Её сущность - в переходе деятельности "для себя" в деятельность "для другого", "для других". Профессиональная деятельность требует специального образования, т.е. овладения системой специальных знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения функций, связанных с этой профессией.

Особенность профессиональной деятельности педагога (учителя, воспитателя, социального педагога) в том, что она находится в прямой зависимости и обусловлена спецификой деятельности, уровнем культурного благополучия воспитанника (ученика, ребенка) и наоборот. Вне учета этой специфики происходит разрушение педагогической деятельности [3, с. 53].

Педагогическая деятельность как «эквифинальна» (т.е. способная достигать одинакового конечного результата в известном смысле независимо от начальных условий) система, находится в прямой зависимости от грамотности и педагогической культуры педагога в вопросе целеполагания и дальнейшей работы по достижению поставленной цели.

С позиций культурологического подхода, педагог, как один из главных участников воспитания, призван и подготовлен обществом к реализации обозначенного личностного и общественного идеала.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

Общественный идеал в современном представлении не входит в противоречие с идеалами личности. По большому счету, как и во все времена, современное общество ставит задачу воспитывать совершенного, высоконравственного, благородного человека, носителя культуры (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, 2009). У педагога-профессионала этот общественный идеал, потребности, цели и мотивы профессиональной деятельности не разделимы [3, с. 54].

Современные дети требуют защиты от «опошляющей реальности» и «торгашеского направления» (К.Д. Ушинский). Общественная злоба, растлевающее влияние средств массовой информации, дурные зрелища и дурная музыка, насаждение пошлых чувств и мыслей, проникающих в школу, требуют от учителя, воспитателя мудрого, культуросообразного действия, способного нейтрализовать эту отрицательную эманацию, которой заполняется образовательное пространство. Выделенное рассогласование актуализирует одну из главных задач современного педагога - совершенствование потребностной сферы ребенка в направлении к обозначенному личностному и общественному идеалу. Дети должны преуспевать в своем духовно-нравственном становлении, в познании наук, в очеловечивании себя и окружающего мира. Чем полнее достигается это соответствие, тем выше результативность педагогической деятельности [3, с. 55].

Педагогическая деятельность преобразует всех участников педагогического процесса. Изменяя себя, каждый приобретает знания, умения, навыки, формирует личностные качества, развивает способности, удовлетворяет и обогащает свои потребности, реализует цели и мотивы, а значит, совершенствует мир культуры и себя в нем.

Таким образом, педагогическая деятельность - это специфическое целостное явление человеческой практики, в ходе которой осуществляется культурное, во всем его многообразии, управление, коррекция и преобразование личности [3, с. 61].

Понятие «педагогическая культура» давно включено в практику педагогической деятельности, целостное теоретическое изучение которого стало возможным относительно недавно. В связи с анализом особенностей педагогической деятельности, изучением педагогических способностей, педагогического мастерства учителя данная проблема нашла отражение в работах С.А. Архангельского, А.В. Барабанщикова, Е.В. Бондаревской, З.Ф. Есаревой, Н.В. Кузьминой, Н.Н. Тарасевич, Г.И. Хозяинова и др.

С началом активной разработки культурологического направления в философии, социологии, педагогике и психологии проведены исследования, посвященные отдельным сторонам педагогической культуры: изучаются вопросы методологической, нравственно-эстетической, коммуникативной, технологической, духовной, физической культуры личности учителя. В этих исследованиях педагогическая культура рассматривается как важная часть общей культуры учителя, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности.

Профессионально-педагогическая культура учителя выступает частью педагогической культуры как общественного явления. Носителями педагогической культуры являются люди, занимающиеся педагогической практикой, как на профессиональном, так и непрофессиональном уровнях. Носителями же профессионально-педагогической культуры являются люди, призванные осуществлять педагогический труд, составляющими которого являются педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность как субъект деятельности и общения на профессиональном уровне.

Для понимания сущности профессионально-педагогической культуры необходимо иметь в виду следующие положения, раскрывающие связь общей и профессиональной культуры, ее специфические особенности:

• профессионально-педагогическая культура - это универсальная характеристика педагогической реальности, проявляющаяся в разных формах существования;

• профессионально-педагогическая культура представляет собой интериоризированную общую культуру и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры в сферу педагогической деятельности;

• профессионально-педагогическая культура - это системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию, избирательно

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

взаимодействующее с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей;

• единицей анализа профессионально-педагогической культуры выступает творческая по своей природе педагогическая деятельность [4, с. 32].

Подводя итог, можно сказать, что образовательная политика основывается на рассмотрении образования как специальной сферы социальной жизни, создающей внешние и внутренние условия для развития индивида (взрослого и ребенка в их взаимодействии, а также в автономном режиме) в процессе освоения ценностей культуры [1, с. 42].

Таким образом, профессиональное поведение педагога - это форма практического существования его индивидуальной педагогической культуры. Список использованной литературы:

1. Занина Л.В. Основы педагогического мастерства /Л.В. Занина, Н.П. Меньшикова /Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 288 с.

2. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 352 с.

3. Пядушкина Н.Н. Этико-педагогическая культура: теоретические основы: монография /Н.Н. Пядушкина. - Иркутск: ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2013. - 160 с.

4. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

© Лукьянова Н.Л., 2016

УДК 371

П.И. Лунев, О.В. Коротких, Л.И.Наговицына

Учитель географии, учитель математики, заместитель директора

МОУ «Краснооктябрьская СОШ» с. Красный Октябрь, Белгородский район, Белгородская область, РФ

ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Аннотация

Статья посвящена необходимости учета возрастных особенностей при обучении и развитии детей. Использование современных педагогических технологий в работе с детьми способствует их самоорганизации и самодеятельности

Ключевые слова

Обучение, развитие, возрастные особенности, самоорганизация, самодеятельность

Что первично - обучение или развитие. В 20 веке много было споров по этому вопросу. Одни ученые доказывали, что развитие способствует обучению. Например, теория Ж. Пиаже подтверждается большой экспериментальной базой. Другие теории доказывали, что обучение способствует развитию. Этот взгляд разрабатывали наши ученые: Л. С. Выготских, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов. Такие подходы основывались на примерах детей - маугли. Когда ребенок лишенный человеческого общества, не приобретает человеческих качеств, и в дальнейшем попытка приобщить его, ребенка, к жизни в человеческом обществе, была обычно, обращена на провал.

В настоящее время вопрос о том, что первично: биологическое или социальное, в основном касается только теоретиков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.