Научная статья на тему 'Профессиональная деятельность средних служащих и формирование повседневных сетевых связей в губернском городе начала XX В. (на материалах Тамбова)'

Профессиональная деятельность средних служащих и формирование повседневных сетевых связей в губернском городе начала XX В. (на материалах Тамбова) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
102
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ineternum
Область наук
Ключевые слова
СЕТЕВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ / СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / NETWORK SOCIAL CONNECTION / SOCIAL HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Канищев Валерий Владимирович

Статья посвящена процессу формирования повседневных сетевых связей в Тамбове начала XX века. Процесс формирования сетевых связей рассматривается применительно к профессиональной деятельности средних служащих губернского города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Канищев Валерий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная деятельность средних служащих и формирование повседневных сетевых связей в губернском городе начала XX В. (на материалах Тамбова)»

INETERNUM

В.В. Канищев

Профессиональная деятельность средних служащих и формирование повседневных сетевых связей в губернском городе начала XX в. (на материалах Тамбова)

Professional activity of average employees and formation of daily network connections in a provincial city of early XX century

Статья подготовлена по результатам научно-исследовательских работ по проекту «Развитие социально-культурных и политических сетевых связей в русском городе второй половины XIX- начала XX веков» (Государственный контракт №П562 от 17.05.2010 ), реализуемому в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы

Аннотация, abstract:

Статья посвящена процессу формирования повседневных сетевых связей в Тамбове начала XX века. Процесс формирования сетевых связей рассматривается применительно к профессиональной деятельности средних служащих губернского города.

The article is devoted to the formation process of daily network connection in Tambov of early XX century. The process of network connection formation is considered as applied to professional work of average employees of a provincial city.

Автор, author:

Канищев Валерий Владимирович - Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, доктор исторических наук, профессор, valkan@mail.ru

Kanishchev Valeriy Vladimirovich - Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Doctor of History, Professor, valkan@mail.ru

Ключевые слова, keywords:

Сетевые социальные связи, социальная история Network social connection, social history

ГРНТИ: 03.23.55

Многочисленные разговоры о важности изучения сетевых связей в истории давно уже необходимо переводить в практическую конкретно-историческую исследовательскую плоскость. Наиболее очевидным объектом такого изучения являются городские средние слои, которые по определению занимали срединное, во многом связующее городскую элиту и городские низы положение. Но дело не только в промежуточном положении городских средних слоев в социальной стратификации, но в их «сете образую щей» профессиональной деятельности.

«Старые» городские средние слои, мелкие предприниматели или «мелкие буржуа» по марксистской терминологии (ремесленники, торговцы, извозчики, владельцы небольших парикмахерских, аптек, бань, ресторанчиков, трактиров, чайных и т.п. заведений, которые, как правило, непосредственно участвовали в обслуживании своих посетителей), притягивали в свои «точки» разнообразные слои горожан и приезжих, обеспечивая их каждодневные бытовые запросы.

«Новые» средние слои, служащие и интеллигенция, обеспечивали связь населения с государством, органами самоуправления и общественными организациями, а в силу государственного, земского

Образец матрицы

Название учреждения, должность Количество служащих Восходящие вертикальные связи вну-гри учреждения Нисходящие вертикальные связи внутри учреждения Нисходящие вертикальные связи с населением Горизонтальные связи с другими учреждениями

постоянные е о е § д о и р ё постоянные е о е § д о и р ё широкие ограниченные никакие с негорожанами ё а о иро В ограниченные никакие с негородскими учреждениями

Канцелярия губернатора Правитель і + + + +

или городского статуса почти всех учебных, медицинских, культурных учреждений становились «акторами притяжения» образовательных, здравоохранительных, культурно-просветительных запросов горожан и приезжих. Близкой к этим группам была сетевая позиция духовенства, которое по социальному статусу в большей своей части относилось к средним слоям, а в профессиональной деятельности «сплачивало» религиозную активность горожан.

Целью данной статьи является конкретный анализ роли и места средних служащих (включая служилую интеллигенцию и большую часть духовенства) в формировании повседневных сетевых связей горожан на материалах Тамбова как типичного российского губернского города начала XX в. В качестве источника изучения проблемы избрана «Справочная книжка и адрес-календарь Тамбовской губернии на 1916 год». Главным исследовательским средством послужил метод экспертных или квалификационных оценок места средних служащих в сетевых связях в обществе.

Для определения более-менее адекватных экспертных оценок нужен определенный опыт изучения деятельности средних служащих. Автор данной статьи опирался на свои многолетние исследования городских средних слоев вообще и профессио-ведческие исследования в частности1.

1 Канищев В.В. Городские средние слои в период фор-

Мы осознаем, что и опытный исследователь не в состоянии абсолютно точно выставить экспертные оценки, поскольку в повседневной практике многие российские служащие выходили за рамки своих служебных обязанностей или, напротив, халатно выполняли их, тем самым, вступая или не вступая в сетевые связи непредсказуемым для каждого конкретного случая образом. Определенная надежда на получение близкого к реальной жизни результата исследования связывается нами только с массовостью изучаемых случаев, что при агрегации (обобщении) данных позволит «поглотить» мелкие прегрешения служащих.

В целях систематизации экспертных оценок была выработана специальная матрица, в которой знаком + отмечалось наличие или отсутствие той или

иной формы сетевых связей.________________________

мирования основ советского общества. Октябрь 1917 - 1920 гг. (по материалам Центра России). - Дисс. на со-иск. учен. степени докт. ист. наук. - М., 1998; Канищев В.В., Стрекалова Н.В. К исследованию профессионального состава населения Тамбова в 1917 г. // Экономическая история Сибири XX века. Барнаул, 2006; Канищев В.В., Стрекалова Н.В. Профессия как объект изучения по материалам «Списков избирателей в Учредительное собрание» Тамбова за 1917 г.: проблемы технологии и адаптации ЫКСО // Бюллетень ассоциации «История и компьютер». - № 35. - М.-Барнаул, 2008; Канищев В.В., Кончаков Р.Б., Стрекалова Н.В. Межпоколенная профессиональная мобильность жителей Тамбова в начале 20 в. // Историческое профессиоведение.- Барнаул, 2008 и др.

ШЕТЕЯМиМ

ШЕТЕЯМиМ

Под восходящими вертикальными сетевыми связями мы понимаем связи средних служащих с высшими должностными лицами организаций и учреждений, любыми чиновниками 4-го класса (действительными статскими советниками) и выше. Эти связи проявлялись в вызовах к начальству или самостоятельных визитах к нему по должностным обязанностям, а также в контактах с коллегами по работе, которые по общему социальному статусу относились к высшим слоям общества (например, чиновник - купеческий сын или классная дама в учебном заведении - дочь генерала).

В понятие нисходящих вертикальных связей в учреждениях мы включаем служебные связи с учрежденскими низшими служителями или прислугой (рассыльными, курьерами, уборщицами, сторожами, возчиками и т.п.), а также с учащимися в образовательных учреждениях, стационарными больными в медицинских заведениях, призреваемыми в богоугодных заведениях, заключенными в тюрьмах и т.п.

Под населением как объектом нисходящих вертикальных связей мы разумеем граждан, обращавшихся в органы государственной власти и местного самоуправления, клиентов банков, кредитных, страховых и т.п. заведений, родителей учащихся, приходящих пациентов медицинских учреждений, посетителей культурных мероприятий, церковных прихожан и т.п.

Под широкими связями понимаются связи учреждений и их средних служащих с представителями разных слоев общества (посетителями хозяйственных подразделений городской управы, родителями и родственниками учащихся, находящихся в больницах больных, призреваемых, публикой на массовых культурных и религиозных мероприятиях и т.п.

Ограниченный круг связей с населением имели чиновники некоторых государственных ведомств (Казенной Палаты, Строительного, Страхового, Пенсионного отделений губернского правления и подобных им государственных органов), а также губернских земских учреждений, в наибольшей мере обслуживавших сельскую местность и имевшие дело прежде всего с негородской клиентурой, редко с городскими посетителями (агрономическое, ветеринарное, гидротехническое отделения и др.).

Мы учитывали и то обстоятельство, что некоторые средние служащие вообще не участвовали в сетевых связях с населением, обслуживая только внутреннюю деятельность своих учреждений, как бы укрепляя их в качестве «узлов» сетевых связей с обществом.

На данный момент нами выставлены экспертные оценки 327 служащим 65 учреждений Тамбова в 1916 г. (немногим более пятой части всех средних служащих города). Среди изученного круга лиц только 7 не имели никаких связей. На остальные 320 человек в среднем приходилось 2,8 сетевых связей, что можно считать показателем значительно более чем средней «завязанности» при максимальном значении в нашей матрице, равном 4.

При этом треть представителей полученной нами выборки средних служащих имела вертикальную связь с начальством или элитарными сослуживцами, в том числе только 10% (около 30 чел.) постоянно поддерживали такую связь. Это были «руководители среднего звена» губернского правления, его отделений, присутствий, комитетов, губернской земской и городской управ, полицейских и жандармских учреждений, которые функционально были обязаны ежедневно контактировать с высшим начальством. В этой группе оказались также секретарь сиротского суда, где судьи были из «господ», делопроизводитель городского благотворительного комитета, членами которого являлись наиболее богатые люди города, классные дамы Александринского института благородных девиц, среди которых были дочери действительного статского советника и генерала, а также врачи этого заведения этого заведения, один из которых сам имел чин действительного статского советника.

Более 20% от всего исследуемого круга лиц имели непостоянные связи с высшими должностными персонами своих учреждений. К числу таковых относились помощники руководителей и руководители «второстепенных» подразделений губернского правления, губернского земства и городской управы.

По понятным причинам нисходящие вертикальные связи средних служащих с низшими служителями и прислугой своих учреждений или «подопечными» в школах, больницах, богоугодных заведениях, тюрьмах и т.п. были развиты в большей

мере, чем восходящие. Такими связями были охвачены 72% изученных средних служащих. При этом две трети из них непостоянно контактировали с «низами», как бы больше работая не на сетевые связи, а на поддержание внутренней структуры своего учреждения.

Анализ сетевых связей средних служащих Тамбова образца 1916 г. с публикой показал, что в целом они затронули более 80% служащих. Причем почти одинаковой была доля тех, кто был «завязан» в широких связях, и тех, кто контактировал с населением ограниченно в силу ограниченности функций своих ведомств.

Сравнительно немалой и объяснимой для губернского города оказалась доля средних служащих, которые в большей мере контактировали с него-рожанами - 12% от всей исследуемой совокупности. Это главным образом относилось ко многим сотрудникам губернского земства, а также некоторых подразделений губернского правления.

Обсчеты сетевых связей средних служащих Тамбова с коллегами из других учреждений показали, что только половина имела широкие или ограниченные горизонтальные связи подобного рода. Среди них всего 9 человек преимущественно имели дело с негородскими учреждениями, как правило, с учреждениями других уездов.

Половина изученного круга лиц была замкнута на работу только в своих учреждениях, что было нор-

мально для средних служащих, которые обеспечивали «густоту» связей внутри своих учреждений, внешних связей с населением. Этим они отличались от высших служащих, которые поддерживали «размах» сетевых связей между всеми подведомственными государственным властям, земствам и городам органами и учреждениями.

Литература

Канищев В.В. Городские средние слои в период формирования основ советского общества. Октябрь 1917 - 1920 гг. (по материалам Центра России). - Дисс. на соиск. учен. степени докт. ист. наук. - М., 1998

Канищев В.В., Стрекалова Н.В. К исследованию профессионального состава населения Тамбова в 1917 г. // Экономическая история Сибири XX века. Барнаул, 2006

Канищев В.В., Стрекалова Н.В. Профессия как объект изучения по материалам «Списков избирателей в Учредительное собрание» Тамбова за 1917 г.: проблемы технологии и адаптации Ы15СО // Бюллетень ассоциации «История и компьютер».-№ 35. - М.-Барнаул, 2008

Канищев В.В., Кончаков Р.Б., Стрекалова Н.В. Межпоколенная профессиональная мобильность жителей Тамбова в начале 20 в. // Историческое профессиоведение. - Барнаул, 2008.

ШЕТЕЯЩИМ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.