Научная статья на тему 'Профессиональная деятельность и архитектурное творчество рязанских губернских архитекторов в контексте реализации градостроительной реформы (1780-1860 гг. )'

Профессиональная деятельность и архитектурное творчество рязанских губернских архитекторов в контексте реализации градостроительной реформы (1780-1860 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
321
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / РЯЗАНСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ АРХИТЕКТОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ РЕФОРМА / АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ ПЕРЕУСТРОЙСТВО / ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ / RUSSIA / RYAZAN PROVINCIAL ARCHITECT / PROFESSIONAL AND CREATIVE ACTIVITY / URBAN PLANNING REFORM / ARCHITECTURAL AND PLANNING REORGANIZATION / ARCHITECTURAL MONUMENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Князева Марина Вячеславовна

Постановка задачи. В данной статье предполагается рассмотреть профессиональную и творческую деятельность зодчих, занимавших должность губернского архитектора, с момента образования Рязанской губернии до середины XIX в. и выявить результаты их работы. Результаты. На основе большого количества выявленных архивных документов, нормативно-законодательных документов и библиографического материала предпринята попытка описать деятельность рязанских архитекторов и как государственных служащих, и как созидающих людей. С одной стороны, они, в силу своих профессиональных обязанностей, «впитывали» в себя проблемы общества и были призваны раскрывать и решать их. С другой, такие специалисты в ходе бесконечной вереницы законодательных актов, распоряжений и циркуляров, оставались художниками и творцами. Выводы. Значимость полученных результатов для архитектуры состоит в том, что краткие биографические сведения, приведенные в статье, а также указанные и описанные наиболее значимые авторские постройки, возведенные в ходе реализации градостроительных мероприятий, позволяют оценить их вклад в архитектурное обустройство города Рязань.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional activity and architectural creativity of Ryazan provincial architects in the context of the implementation of urban planning reform (1780-1860)

Problem statement. This article is supposed to consider the professional and creative activity of architects who held the position of a provincial architect from the moment of the formation of the Ryazan province until the middle of the XIXth century and identify the results of their work. Results. On the basis of a large number of identified archival documents, regulatory documents and bibliographic material, an attempt has been made to describe the activity of Ryazan architects both as civil servants and as creative people. On the one hand, they, by virtue of their professional duties, «absorbed» the problems of society and were called upon to them. On the other hand, such specialists, in the course of an endless chain of legislative acts, decrees and circulars, remained artists and creators. Conclusions. The article provides brief biographical information, identifies and describes the most significant author buildings erected during the implementation of town planning activity, which allows evaluating their contribution to the architectural arrangement of the city of Ryazan.

Текст научной работы на тему «Профессиональная деятельность и архитектурное творчество рязанских губернских архитекторов в контексте реализации градостроительной реформы (1780-1860 гг. )»

УДК 72.03

Князева Марина Вячеславовна

кандидат исторических наук

E-mail: [email protected]

Рязанский институт (филиал) Московского политехнического университета

Адрес организации: 390037, Россия, г. Рязань, ул. Право-Лыбедская, д. 26/53

Профессиональная деятельность и архитектурное творчество рязанских губернских архитекторов в контексте реализации градостроительной реформы (1780-1860 гг.)

Аннотация

Постановка задачи. В данной статье предполагается рассмотреть профессиональную и творческую деятельность зодчих, занимавших должность губернского архитектора, с момента образования Рязанской губернии до середины XIX в. и выявить результаты их работы.

Результаты. На основе большого количества выявленных архивных документов, нормативно-законодательных документов и библиографического материала предпринята попытка описать деятельность рязанских архитекторов и как государственных служащих, и как созидающих людей. С одной стороны, они, в силу своих профессиональных обязанностей, «впитывали» в себя проблемы общества и были призваны раскрывать и решать их. С другой, такие специалисты в ходе бесконечной вереницы законодательных актов, распоряжений и циркуляров, оставались художниками и творцами.

Выводы. Значимость полученных результатов для архитектуры состоит в том, что краткие биографические сведения, приведенные в статье, а также указанные и описанные наиболее значимые авторские постройки, возведенные в ходе реализации градостроительных мероприятий, позволяют оценить их вклад в архитектурное обустройство города Рязань.

Ключевые слова: Россия, рязанский губернский архитектор, профессиональная и творческая деятельность, градостроительная реформа, архитектурно-планировочное переустройство, памятники архитектуры.

Введение

Рязань - один из древнейших городов центральной части России. И, как в любом историческом городе, в нём много старинных зданий, которые веками определяют архитектурный облик города. Их художественное своеобразие и пластическое решение сначала появляется на кальке архитектора, а потом, как объект, воплощается в жизнь, руководствуясь культурными и художественными запросами и материалами того времени. В этих памятниках архитектуры отразилось индивидуальное своеобразие Рязанского края, материальная и духовная жизнь прошлых поколений. Однако мало кто сможет назвать авторов этих построек. Как правило, мы ассоциируем памятники истории и искусства с тем, что там учился какой-нибудь политик, жил выдающийся деятель или работал врач. И очень трудно найти информацию о тех, кто создавал все эти величественные сооружения и произведения архитектуры. Многие авторы многовековых построек, сохранившихся на территории города, были не просто художниками и творцами, они занимали руководящий пост в органах рязанской архитектурно-строительной службы.

Образование архитектурной службы

Многие значительные для России события и судьбы тесно переплелись с многовековой историей Рязани. Именно на Рязанской земле, призванной противостоять набегам степных кочевников, словно наперекор своему торговому и оборонительному предназначению и стал зарождаться центр самобытной культуры.

Что сыграло наиболее значимую роль в столь стремительном духовном развитии города и что послужило вдохновением для созидания удивительного архитектурного облика Рязани - особенное ли природное богатство края, влияние ли часто вторгающихся

иноземных культур, а может быть, просто необычная концентрация творчески мыслящих людей? Несомненно, все эти составляющие стали неисчерпаемым источником для постепенного становления города, который сегодня по праву называют душой России.

Отправной точкой культурного возрождения города стал Золотой век императрицы Екатерины П, который принес Переяславль-Рязанской провинции не только статус Рязанской губернии, но и определенную целенаправленность и основательность в отношении создания внешнего убранства. В стремлении придать исторически сформированным русским городам характер европейского города [1-3] во второй половине XVIII столетия предпринимаются попытки по перепланировке и реконструкции этих поселений. В рамках всеобщей градостроительной политики более четырех сот городов Российской империи должны были получить генеральные планы, основанные на принципах регулярности [4]. Такой план (рис. 1а) был сделан для вновь учрежденной Переяславль-Рязанской провинции и 31 августа 1780 г. Высочайше утвержден Екатериной II [5]. Согласно регулярному плану, живописная застройка города заменялась прямолинейной сеткой улиц, завершающихся площадями, что в корне меняло характер губернского центра.

Рис. 1. а. Копия плана Губернскому городу Рязани (Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник (РИАМЗ). НВ-1184); б. Дашковская богадельня, фото - апрель 2010 г. (иллюстрация автора)

Архитектурно-планировочное переустройство было отдано в компетенцию местных учреждений - губернских правлений. Поэтому практически одновременно с созданием Рязанской губернии выходит указ о штатах, содержащий перечень вводимых должностей и примерный расход денежного содержания. В соответствии со штатным расписанием, устанавливалась должность губернского архитектора с жалованьем 400 руб. в год [6]. Должностная инструкция предписывала широкий спектр обязанностей: от размещения, планируемых к постройке, зданий в новой по структуре планировке города и содержания в порядке существующих общественных и казенных зданий и дорог до составления проектов и смет на ремонт и возведение зданий.

Рязанские губернские архитекторы

Яков Иванович Шнейдер, вошёл в историю как первый архитектор рязанского наместничества (изначально губернии назывались наместничествами).

Точных сведений о нём нет. Возможно, что дата рождения 1738 г. Есть также предположение, что с 1755 г. находился в службе при Иностранной коллегии. Его служебная и творческая деятельность с Рязанской землей определилась после того, как в августе 1778 г. Екатериной II было учреждено Рязанское наместничество. Создание рязанской губернии было поручено генерал-губернатору Михаилу Никитовичу Кречетникову, который, по своему усмотрению, стал формировать губернские учреждения и набирать специалистов. Из Калуги для составления планов городов Рязанской губернии он выписал местного архитектора Я.И. Шнейдера [7, с. 27].

Благодаря хлопотам Кречетникова, пожаловавшего 10 000 рублей, была проведена реконструкция Архиерейского дома. В этой работе принимал участие Яков Иванович. Он собственноручно выполнил план и в 1778-1780 гг. построил по своему проекту два верхних этажа восточной части Архиерейского дома.

Корпус рязанских губернских архитекторов возглавил Илья Семенович Волков (1746 -?). Был назначен на должность в 1779 г. Именно он начал осуществление первого регулярного плана в соответствии с реализацией губернской реформы, предполагавшей застройку города каменными зданиями.

Документальных материалов биографического характера к настоящему времени обнаружено сравнительно мало, но и они позволяют судить о Волкове, как о талантливом архитекторе. Известно, что в 1757-1765 гг. будущий губернский архитектор учился в Конторе Строений императорских домов и садов. В 1765 г. за успехи в науках был произведен в архитекторские помощники. Предположительно с 1767 г. работал в Комиссии по планированию и застройке городов Российской империи [8, с. 60].

Будучи в должности губернского архитектора, по своему проекту производит ремонт Христорождественского собора, осуществляет пристройку двух приделов: Рождественского и Всех Святский (1780-1781 г. Рязань, Кремль).

Сохранилось одно из первых каменных строений, так называемая Богадельня купца Дашкова (рис. 1б), возведенная на углу улицы Затинной по проекту Волкова [9, с. 128]. Ему приписывается авторство рязанского Почтового дома и бывшей Гостиницы Михайлова (Рязань, ул. Почтовая, 55).

По характеру кладки и декоративному оформлению, прослеживается несколько периодов в строительстве б. Гостиницы Михайлова (конец XVIII и середина XIX вв.). Располагается на одной из главных улиц, спроектированных по регулярному плану 1780 г., как средний луч в трехлучевой планировочной композиции города. Была единственным трехэтажным зданием на всю улицу. В современном виде имеет несколько объемов, соединенных переходами, примкнувших со двора к основной трехэтажной угловой постройке. Главный фасад, обращенный на ул. Почтовую, расчленен рустованными филенчатыми лопатками на три части: крайними в три оконных оси, центральной - в пять. В торце главного корпуса находилась летняя веранда ресторана (в настоящее время она застроена). Со стороны, протекавшей когда-то, речки Лыбеди располагался парадный подъезд, сооруженный в виде лоджий с гладкими массивными колоннами и кубическими капителями. Там предполагалось устроить сад для ресторана. Однако замыслам не суждено было сбыться, так как впоследствии сюда пристроили здание кинотеатра, не имеющего декоративных изысков. Трехэтажный корпус с мансардой и подвалом на уровне второго этажа опоясан балконом с ажурной кованой решеткой ограждения. В специальные круглые отверстия в полу балкона некогда в летние дни ставили кадки с пальмами, придававшие зданию экстравагантный вид.

Пребывание И.С. Волкова на рязанской земле было непродолжительным. В 1782 г. он переводится на должность архитектора Тульского наместничества и переезжает в Тульскую губернию.

На освободившееся место определяется Иван Григорьевич Сулакадзев (25.05.174105.04.1821). Он родился в Москве, происходил «из комиссарских детей» [10]. Из реестра представления чинами служащих Рязанского наместничества от Геральдии следует, что до 1782 г. Иван Григорьевич занимал ряд канцелярских должностей. Начав службу 22 августа 1760 г. в главной Дворцовой канцелярии - «подключником» конторы, в мае 1763 г. был переведен в стряпчие. В 1782 г. из «оной» конторы был уволен и определен в Рязанское наместническое правление губернским архитектором. К моменту назначения ему исполнилось 41 год.

Развиваясь по конфирмованному плану, городская застройка к тому времени только начинала складываться. Несмотря на это, деятельность Сулакадзева в Рязанской губернии ознаменовалась постройкой большого количества общественных строений.

Многие из построек И.Г. Сулакадзева дожили до наших дней, находятся на государственной охране. Став свидетелями исторических событий и политических перемен, эти здания и сооружения раскрывают историю их реального бытия и целесообразности использования в различных условиях. Уже по этимологии своего

слова, они прежде всего отражают духовное понимание того времени, к которому отнесены, сохраняя в неприкосновенности не художественный образ, а внешний облик в том виде, в каком он был во время знаменательных событий.

Ивану Григорьевичу принадлежит авторство «Оперного дома» (1787 г.,), Каменных кордегардий (1784 г., не сохранились), Присутственных мест (1786 г.), Корпусов Гостиного двора (1790 г.), Мальшинской богадельни (1807 г.), Глебовского моста (XVIII в.) и др.

Ему приписывается авторство одного из крупнейших каменных зданий того периода, поставленного на государственную охрану под названием «Редутный дом» (рис. 2а). Довольно большое по тем временам двухэтажное здание, а именно 50 саж. длины и 20 саж. ширины, выходило своим главным фасадом на Семинарскую улицу. Возведено в начальный период осуществления регулярного плана на средства и по заказу Приказа общественного призрения в благотворительных целях. Датируется 1785 г.

По своему декоративному убранству здание скромное, его украшением служит лишь четырёхколонный тосканский портик. Четыре гладкие белокаменные колонны поддерживают антаблемент с гладкой фризовой частью, увенчанный треугольным фронтоном. Карниз обогащен небольшими сухариками.

С именем И.Г. Сулакадзева связаны и храмовые сооружения, такие как церковь в селе Шумашь [11] и церковь в честь Тихвинской иконы Божией матери в Пехлеце (1805 г.).

На протяжении двадцати шести лет Иван Григорьевич Сулакадзев занимал пост рязанского губернского архитектора. На его эпоху выпало правление трех императоров и восьми губернаторов. Он ушёл в отставку с полным пенсионом 18 сентября 1808 г. Скончался 5 апреля 1821 г. в возрасте 75 лет, был погребен на Лазаревском кладбище в г. Рязани.

С 1808 г. по 1811 г. должность рязанского губернского архитектора занимал Никифор Петрович Милюнов (~ 1778-1811 гг.). В литературе и архивных документах встречается написание фамилии как «Милюков». Выявленные материалы из государственного архива Рязанской области очень скудны. По ним удалось установить, что у Никифора Петровича имелись брат Егор и племянница Александра. Сам он был женат на Елизавете. После смерти не оставил ей ничего кроме долгов, дворовой земли и деревянного дома, который находился под залогом [12].

В 1809 г. по просьбе купцов-владельцев Н.П. Милюнов разработал проект реконструкции торговых рядов Гостиного двора «с поднятием вверх по данной, ко украшению города, фасаду с колоннадою и пилястрами» [13, с. 175]. Им был сочинен один из вариантов постройки Рязанской духовной семинарии. Однако проект не был принят, а в 1812-1816 гг. здание семинарии возвели по проекту петербургского архитектора А.А. Михайлова.

В течение всего 1811 г. исполняющим обязанности губернского архитектора был губернский землемер Андрей Карлович Аргилландер [14, с. 55].

В феврале 1812 г. губернским архитектором назначается тридцатидвухлетний Николай Дмитриевич Шеин (~1780-?). Родился будущий зодчий в семье обер-офицера, когда в стране шли бурные преобразования по переустройству городов. И, возможно, в совсем ещё детской головке порывы служить отечеству и быть нужным послужили толчком для поступления в межевую канцелярию, куда девятилетний мальчик был записан в мае 1789 г. второклассным учеником помощника. Через четыре года он становится первоклассным учеником. В апреле 1795 г. определяется помощником сержантского чина в штат Московской управы благочиния к архитекторским делам и именуется теперь губернским регистратором. С открытием конторы городских строений в марте 1799 г. находится на службе в оной с тем же званием. В октябре 1801 г., в честь коронации Александра I, повелением его императорского величества произведен коллежским регистратором. После упразднения конторы городских строений был возвращен в штат управы благочиния, в которой проработал до марта 1804 г. За выслугу лет в декабре 1804 г. производится в чин губернского секретаря, через три года становится коллежским секретарем, в 1813 г. - титулярным советником.

Состоял на службе рязанского губернского архитектора 11 лет. Его нахождение в должности совпало с короткой, но очень напряженной, Отечественной войной 1812 года. В то время деятельность административной машины была практически остановлена. В связи с этим издаются именные указы, запрещающие возведение каких-либо гражданских

строений независимо от их ведомственной принадлежности. Существенная доля денежных средств шла на постоянный ремонт казенных зданий, поэтому вектор профессиональной деятельности Шеина, в основном, был направлен в область партикулярного строительства. Приобретая опыт и оттачивая творческие способности на строительстве жилых домов, Шеин смог в полной мере выразить их при выполнении проекта деревянного дома для княгини Барятинской. Им своеобразно решается центральная часть. Четырех колонный портик, характерный для стиля классицизма, завершался не обычным фронтоном, а мезонином, который на декоративных кронштейнах поддерживал треугольный фронтон, что говорило о незаурядном таланте архитектора (рис. 2).

Рис. 2. Редутный дом, фото - апрель 2010 г. (иллюстрация автора)

Следующим губернским архитектором, принявшим участие в процессе упорядочивания застройки Рязани по регулярному плану, стал Александр Егорович Биндеман (~1780-?). Из «иностранцев датской нации» лютеранского вероисповедания. Состоял в должности с 1823 по 1836 годы.

К двадцатым годам XIX в., возведённые в екатерининские времена, деревянные остроги стали приходить в негодность. В связи с этим возникла необходимость в постройке новых каменных пенитенциарных учреждений. Строились они, в основном, по «образцовым» проектам. В силу своих должностных обязанностей, зодчий приступил к возведению тюремных заведений на территории Рязанской губернии.

Рис. 3. а) План тюремного замка. 1835 г. (ГАРО. Ф. 859. Оп. 1. Д. 316. Л. 244); б) Клятвенное обещание (ГАРО. Ф. 859. Оп. 1. Д. 548. Л. 26)

Среди осуществленных проектов Биндемана Рязанский - тюремный замок (1824 г., Рязань). Его объемно-пространственная композиция складывалась из главной двухэтажной постройки, окруженной высокой стеной с въездным корпусом в пять осей окон и двумя флигелями. Четыре угловые эффектно выступающие башни с зубцами придавали двухэтажному зданию пластично-скругленный объем. До наших дней здание дошло практически без существенных изменений. Используется по первоначальному назначению (рис. 3а). Под руководством зодчего построены тюремные замки в городах Касимове и Сапожке.

Он также осуществлял контроль за строительством воинских (артиллерийских) казарм (Первомайский проспект, д. 25), возведенных в 1829 г. После установления советской власти, в здании располагалось артиллерийское училище, с 1941 г. и по настоящее время - госпиталь. Поставленный вдоль красной линии, двухэтажный (3-ий этаж надстроили в начале XX в.), прямоугольный в плане корпус сооружен в стиле классицизма. Его восьмиколонный портик подчеркивает выразительную обработку монументальных форм.

Однако А.Е. Биндеман не только руководил производством работ, он и занимался проектированием общественных и частных сооружений. Он является автором здания гарнизонной Гауптвахты, предназначавшейся для содержания штрафных рот [14, с. 196]. Одним из основных факторов в формировании архитектурного облика важных общественных зданий и дворянских домов являлось обязательное наличие ордерной системы. Поэтому центр небольшого одноэтажного здания был акцентирован парой тосканских колонн, за которыми в углублении находится вход в помещение.

Среди известных работ зодчего проекты каменных жилых домов для дворян Дубовицких [там же] и генерала О.Е. Павленкова [там же, с. 207].

Известно участие Биндемана в проектировании и возведении храмовых сооружений. В 1824 г. он занимался реконструкцией колокольни Казанской церкви в селе Константиново Рыбновского района. В 1830 г. разрабатывает проект достройки Соборной колокольни Кремля в стиле ампир (к этому моменту было построено два её яруса), который не был утверждён. Её строительство через десять лет завершил следующий губернский архитектор - Н.И. Воронихин.

За ревностную и отлично-усердную тринадцатилетнюю службу был награжден орденом Святой Анны 3-ей степени, Знаками отличия безупречной 15-ти и 20-ти летней службы. Регулярно поощрялся чинами. В 1808 г. он - коллежский секретарь, в апреле 1811 г. причислен к Геральдии, в декабре 1815 г. - титулярный советник.

В мае 1836 г. подал прошение об увольнении в связи с болезнью.

Преобразования в архитектурно-строительной службе

С начала создания и по 1832 г. все дела по архитектурно-градостроительной деятельности были сосредоточены в ведении Министерства Внутренних Дел. В последующие годы происходит ряд преобразований. С 1832 г. архитектурно-строительная служба становится подведомственна Главному управлению путей сообщений и публичных зданий. Сформированная в сентябре 1833 г., Рязанская губернская строительная комиссия в 1849 г. ликвидируется и образуется Рязанская губернская строительная и дорожная комиссия.

И без того широкий диапазон должностных обязанностей губернских архитекторов расширился. Помимо контроля за постройкой и исправным состоянием казенных и общественных зданий и сооружений, губернские архитекторы наблюдали ещё и за частным строительством. Кроме того, готовили и визировали сметы и проекты на возведение новых и ремонт существующих строений. Следили за состоянием дорог и мостов.

Рязанские губернские архитекторы

Одним из самых крупных рязанских зодчих того времени был Николай Ильич Воронихин (1812-1877), племянник известного русского архитектора Андрея Никифоровича Воронихина. Образование получил в Императорской Академии Художеств. В ноябре 1831 г. ещё совсем молодым юношей определяется на службу помощником архитектора собственного Его Императорского Величества Дворца. На тот

момент ему исполнилось девятнадцать лет. В этой должности он находится до 21 июля 1832 г. и «по прошению его отъ Службы по Дворцу уволенъ для определешя к другим деламъ» [15]. С 21 июля 1832 г., по предписанию Департамента разных податей и сборов, был определен архитектором в рязанскую казенную палату. В августе 1836 г. согласно прошению был принят на должность рязанского губернского архитектора в Рязанскую губернскую строительную комиссию.

Заступая на службу, губернские архитекторы, давали клятвенное обещание верно служить Отечеству. Такой документ сохранился в фондах ГАРО (рис. 3б).

Первой авторской работой зодчего стала достройка Успенской колокольни в Кремле, инициаторами которой являлись рязанские меценаты П.А. Мальшин и Г.А. Рюмин. По проекту Николая Ильича были сооружены 3-й и 4-й ярусы этого величественного сооружения, ставшего не только главной вертикалью в панораме города, но и архитектурной «жемчужиной» Рязани. И именно применительно к Успенской соборной колокольне справедливо высказывание, что «здание не является действительно произведением архитектуры, если оно не является каким-то образом украшенным» (перевод) [16].

Ступенчатый силуэт колокольни отличается объемно-пластическим решением, в котором первый ярус представляет собой восьмерик со сквозной аркой. На него поставлен четверик. Два верхних яруса - круглые в плане. Причем четвертый ярус выполнен не из кирпича, а из металла. Это решение было принято Воронихиным, во избежание перегрузки фундамента. Весь объем артикулирован портиками с коринфскими колоннами по всей высоте. Все ярусы прорезаны арочными проемами. В интерколумниях третьего яруса, на постаментах расположились фигуры херувимов. Увенчана колокольня 25-метровым позолоченным шпилем, что приводило архитектурную композицию к логическому довершению. В настоящее время в полукружьях четвертого яруса размещены циферблаты часов.

В конце 1850-х гг. по проекту Воронихина под величественное здание Дворянского Депутатского Собрания перестраивается, ранее существовавший на улице б. Астраханской, Почтовой дом Александровского Воспитательского заведения.

Будучи на государственной службе, Н.И. Воронихину приходилось объезжать весь рязанский край. Постройки, созданные им, можно встретить в Спасске, Касимове, Ряжске, Михайлове, Раненбурге и на других удаленных от Рязани территориях области.

Кроме общественных строений, зодчим были сделаны оригинальные проекты культовых сооружений. В 1854-1862 гг. по проекту Воронихина строится громадный Вознесенский собор в г. Касимове. Увенчав постройку пятью шатрами, он воспроизвел композицию пятишатрового древнерусского храма. Дошедший до наших дней собор претерпел много изменений. В настоящее время он увенчан одним шатром с двумя рядами разновеликих кокошников у основания. В декоративном убранстве выделяются кубышчатые колонны, килевидные архивольты арочных окон барабана, фронтон с барельефным крестом, белокаменные составные полуколонны. Церковь имеет большое градостроительное значение, расположена на центральной городской площади.

В возрасте сорока восьми лет, из-за болезни глаз, Воронихин выходит в отставку. В 1861 г. вместе с семьей переезжает в Москву на постоянное место жительства, где продолжает работать как свободный архитектор, занимаясь частной практикой. В этот период он создает проект надвратной колокольни б. Казанского монастыря в Рязани (1868 г.).

В 1860 г. на должность рязанского губернского архитектора назначается Николай Федорович Карчевский (1827-1828 - 04.1897). Из обер-офицерских детей, православного вероисповедания [17].

По окончании классической гимназии, где мальчик Коленька получил начальное образование, Карчевский поступает в Училище гражданских инженеров. В декабре 1842 г. заведение объединяется с архитекторским училищем. Именуется теперь Строительным училищем, относившимся к ведомству Главного управления путей сообщений и публичных зданий. Заканчивает его в 1843 г. с чином 12 класса.

Карьера Н.Ф. Карчевского складывалась удачно. В декабре 1844 г. он назначается в Каменец-Подольск на должность губернского архитектора. С 1860 г. находится на руководящем посту в строительном отделении Рязанского губернского правления. После

выхода в отставку в 1862 г., занимается частной практикой. В дальнейшем он работает волынским, затем витебским, губернским архитектором [18]. В 1884 г. возвращается в Рязань, но теперь на должность губернского инженера (в феврале 1890 г. он еще работает в этой должности). Его жалованье составляло 700 руб. в год и столовых 700 руб., всего 1400 руб. [17].

Согласно интернет-ресурсам, выявлен широкий перечень, производимых им, работ по перестройке сооружений. Вместе с тем полученное образование инженера-архитектора позволило Карчевскому создать свои произведения. В 1858 г. им составлен первый план Каменец-Подольской земской больницы (1864-1887 гг.) [19]. Будучи Витебским губернским инженером, разрабатывает проект нового здания Витебской гимназии [20]. Находясь на службе в рязанской губернии, составляет чертёж церкви в с. Вакино Зарайского уезда (1885-1888 гг.).

Подводя итог вышеизложенному, можно с уверенностью утверждать, что деятельность рязанских губернских архитекторов была направлена на реализацию губернской реформы конца XVIII в.-сер. XIX в. Архитектурно-пространственные преобразования проводились в соответствии с концепцией первого регулярного плана, через творческий поиск архитектурных решений, в контексте градостроительной политики эпохи классицизма.

Выводы

В ближайшем будущем Рязань планирует войти в перечень исторических городов. Поэтому данное исследование, давая представление о вкладе рязанских губернских архитекторов в создание историко-архитектурного облика Рязани, позволит отдать дань уважения к истории, культурным традициям, и поможет в изучении и в сохранении памятников архитектуры не только Рязанской области, но и России в целом.

Список библиографических ссылок

1. Koch Wilfried. Style w architecture. Warszava : Swiat Ksiazki, 2GG5. 53б р.

2. William Graft Brumfield. A History of Russian Architecture. London : University of Washington Press, 2G1G. 8G p.

3. Rosenblum R. Transformations in Late Eighteenth Century Art. Princeton. New York, 2G13.35б p.

4. Stephen J. Lee. Peter the Great. Routledge, 2G13. P. 31.

5. Полное собрание законов Российской империи. ПСЗ РИ. Сообрание-1; 178G г. Т. XX. № 15G51. 975 с.

6. Государственный архив Рязанской области (ГАРО). Ф. 5. Оп. 2. Д. 2. Л. 21.

7. Акульшин П.В., Димперан Л.В., Мельник А.Н.; Поздняк Е.Н., Пономаренко Н.В., Синельникова Т.П., Чеклуев В.В. История рязанской власти: Руководители Рязанского края, 1778-2GG8. Правительство Ряз. обл. Рязань : Изд-во Ряз. обл. тип., 2GG8. 52G р.

8. Белецкая Е.А. «Образцовые» проекты в жилой застройке русских городов XVIII-XIX вв. М., 19б1. 2G15 с.

9. Агарев. А.Ф., Курышкин В.П. Рязанская история в событиях и лицах / Книга в 4-х частях. Рязань : Русское слово. 2G12. 3G4 с.

1G. ГАРО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 2G8^. Л. ^G-об.

11. Титов А. А. По Мещере. Ч. 1. URL: http://www.litsovet.ru/index.php/material.read? material_id=24315 (дата обращения: G1.G1.2G19).

12. ГАРО. Ф. 4. Оп. 19. Д. 213. Л. 1-12.

13. Филиппов Д.Ю. Застройка площади Гостиного двора Рязани в конце XVIII-начале XIX века (опыт архивной реконструкции) // Вторые Яхонтовские чтения. Материалы научно-практической конференции. Рязань, 23-25 октября 2GG2 года. Рязань, 2GG3,С. 171-181.

14. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. Ин-т искусствознания Министерства культуры РФ. М. : Наука, 1998. (Свод памятников истории и культуры России). Рязанская область: В 4 ч. Ч. 1. М. : Индрик, 2G12. 88G с.

15. ГАРО. Ф. 859. Оп. 1. Д. 548. Л. 10.

16. Summerson, John, The Classical Language of Architecture, 1980 edition, Thames and HudsonWorld of Art series. URL: https://wikivisually.com/wiki/The_Classical_ Language_of_Architecture (дата обращения: 14.01.2019).

17. ГАРО. Ф. 4. Оп. 47. Д. 4610. Л. 8.

18. Комарова И. И. Карчевский Николай Федорович //Справочник Научных Обществ России. URL: http://www.snor.ru/?an=pers_164 (дата обращения: 01.01.2019).

19. Власенко П. Г. Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. Оцифрованный одноименный справочник в 4-х томах : Будивэльник. 1983-1986 гг. (137-я страница 4-го тома). URL: http://ua.vlasenko.net/_pgs/pgs-html/pgs4-137.html (дата обращения: 02.01.2019).

20. Абрамова И. Где учились в старину. URL: http://www.vitbichi.by/news/kultura/post 201.html (дата обращения: 01.01.2019).

Knyazeva Marina Vyacheslavovna

candidate of historical sciences

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: [email protected]

Ryazan Institute (branch) of the Moscow Polytechnic University

The organization address: 390000, Russia, Ryazan, Pravo-Lybeskaya st., 26/53

Professional activity and architectural creativity of Ryazan provincial architects in the context of the implementation of urban planning reform (1780-1860)

Abstract

Problem statement. This article is supposed to consider the professional and creative activity of architects who held the position of a provincial architect from the moment of the formation of the Ryazan province until the middle of the XIXth century and identify the results of their work.

Results. On the basis of a large number of identified archival documents, regulatory documents and bibliographic material, an attempt has been made to describe the activity of Ryazan architects both as civil servants and as creative people. On the one hand, they, by virtue of their professional duties, «absorbed» the problems of society and were called upon to them. On the other hand, such specialists, in the course of an endless chain of legislative acts, decrees and circulars, remained artists and creators.

Conclusions. The article provides brief biographical information, identifies and describes the most significant author buildings erected during the implementation of town planning activity, which allows evaluating their contribution to the architectural arrangement of the city of Ryazan.

Keywords: Russia, Ryazan provincial architect, professional and creative activity, urban planning reform, architectural and planning reorganization, architectural monuments.

References

1. Koch Wilfried. Style w architecture. Warszava : Swiat Ksiazki, 2005. 536 р.

2. William Graft Brumfield. A History of Russian Architecture. London: University of

Washington Press, 2010. 80 p.

3. Rosenblum R. Transformations in Late Eighteenth Century Art. Princeton. New York,

2013.356 p.

4. Stephen J. Lee. Peter the Great. Routledge, 2013. P. 31.

5. The complete collection of laws of the Russian Empire. PSZ RI. Collection-1. 1780.

Vol. XX. № 15051. 975 p.

6. The State Archive of the Ryazan Region (SARR). F. 5. In. 2. C. 2. L. 21.

7. Akulshin P. V., Dimperan L. V., Miller A. N., Pozdnyak E. N., Ponomarenko N. V.,

Sinelnikova T. P., Chekluev V. V. The history of the Ryazan power. The leaders of the

Ryazan region, 1778-2008. The Government of the Ryaz. region. Ryazan : Publishing

House Ryaz. region typ., 2008. 520 p.

8. Beletskaya E. A. «Exemplary» projects in residential buildings of Russian cities of the XVIII-XIX centuries. M., 1961. 205 p.

9. Agarev A. F., Kuryshkin V. P. Ryazan history in events and faces. Book in 4 parts. Ryazan : Russian word. 2012. 304 p.

10. SARR. F. 3. In. 1. C. 208-b. L. 100.

11. Titov A. A. On Meshchora National Park. Part 1. URL: http://www.litsovet.ru/index.php/ material.read?material_id=24315 (reference date: 01.01.2019).

12. SARR. F. 4. In. 19. C. 213. L. 1-12.

13. Filippov D. Yu. Construction of the Gostiny Dvor Square in Ryazan at the end of the XVIII-beginning of the XIX century (the experience of archival reconstruction) // The Second Yahontovsky readings. Materials of the scientific-practical conference. Ryazan, October, 23-25, 2002. Ryazan, 2003. P. 171-181.

14. The Code of architectural monuments and monumental art of Russia / State. Institute of Art Studies of the Ministry of Culture of the Russian Federation. M. : Nauka, 1998. (Code of monuments of history and culture of Russia). Ryazan Region: 4 parts. Part 1. M. : Indrik, 2012.880 p.

15. SARR. F. 859. In. 1. C. 548. L. 10.

16. Summerson, John, The Classical Language of Architecture, 1980 edition, Thames and HudsonWorld of Art series. URL: https://wikivisually.com/wiki/The_Classical_ Language_of_Architecture (reference date: 14.01.2019).

17. SARR. F. 4. In. 47. C. 610. L. 8.

18. Komarova I. I. Karchevsky Nikolai Fedorovich // Reference book of Scientific Societies of Russia. URL: http://www.snor.ru/?an=pers_164 (reference date: 01.01.2019).

19. Vlasenko P. G. Monuments of town planning and architecture of the Ukrainian SSR. Digitized reference book of the same name in 4 volumes : Budivelnik. 1983-1986 (137th page of the 4th volume). URL: http://ua.vlasenko.net/_pgs/pgs-html/pgs4-137.html (reference date: 02.01.2019).

20. Abramova I. Where they studied in the old days. URL: http: //www.vitbichi .by/news/ kultura/post201.html (reference date: 01.01.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.