Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ГОССЛУЖАЩИХ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ГОССЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1062
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / ГОССЛУЖАЩИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чепелева Н.А., Харькова О.А.

В статье рассмотрены вопросы профессиональной деформации государственных служащих. Анализируются трудности, факторы и особенности профессионального выгорания. Раскрывается сущность факторов, приводящих к профессиональной деформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ГОССЛУЖАЩИХ»

432 с.

11. Пахомова, Е. В. Понятие «карьера»: анализ определений [Электронный ресурс] / Е. В. Пахомова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2013. - Выпуск № 2. -Том 6. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-kariera-analizopredeleniy

12. Сорокин П.А. Влияние профессии на поведение людей и рефлексология профессиональных групп. URL : http://elib.gnpbu.ru/text/behterev_voprosy-izucheniya-i-ospitaniya_3_1921/go,46;fs

13. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность.— 2-е изд. — СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. — 860 с.

14. Bordin E.S. Research strategies in psychotherapy / Edward S. Bordin. - N.Y. : Wiley, 1974. - 272 p.

15. Holland Y. L. Explorationsof a theoryоfVocationalchoice / Y.L. Holland// J. Appl. Psychol. — 1968. — V. 52. — N 1. — Рр. 20-28.

16. Moser U. Zur psychoanalytischen Theorie der Berufswahl: Sublimierung, Identifizierung und berufliche Identität / U. Moser // Psychologie. Schweirerischi Zeitschrift für Psychologie. - 1963. - N 1. - P. 1-18

17. Roe A. The psychology of occupations / A. Roe. - N.Y. : Willey, 1956. - 340 p.

18. Siefert К.Н. Theorien der Berufswahle urn der beroflichen Entwicklung / K.H. Seifert, H.H. Eckhardt, W. Jaide // Handbuch der Berufs psychologie. - Göttingen, 1977. - P. 173-279

© Дмитриева Д.В., Харькова О.А., 2020

УДК 159.9

Чепелева Н.А.,

Магистр, Северный государственный медицинский университет (ФГБОУ ВО СГМУ),

Архангельск, Россия Харькова О.А.

Кандидат психологических наук, PhD, доцент кафедры педагогики и психологии, Северный

государственный медицинский университет (ФГБОУ ВО СГМУ),

Архангельск, Россия

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ГОССЛУЖАЩИХ

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы профессиональной деформации государственных служащих. Анализируются трудности, факторы и особенности профессионального выгорания. Раскрывается сущность факторов, приводящих к профессиональной деформации.

Ключевые слова:

профессиональная деятельность, психические качества человека, психологические барьеры,

профессиональная деформация, госслужащие

Введение. В настоящее время проблема влияния профессии на личность периодически рассматривается и исследуется психологами, социологами и другими специалистами, но по-прежнему остается недостаточно раскрытой и рассмотренной, поэтому до сих пор остается актуальной.

Цель настоящего исследования заключается в систематизации данных о профессиональной деформации у государственных служащих.

Материал и методы исследования. Для поиска информации мы использовали электронные научные библиотеки - e-library и киберленинка. В ходе сбора данных нами было отобрано пятнадцать научных статей, однако для систематизации данных использовалось пять, в связи с тем, что именно в них

отражены наиболее актуальные, по нашему мнению, проблемы.

~ 79 ~

Результаты исследования. В начале XX В. П. Сорокин [2, с.43] ввел в научное обращение понятие «профессиональная деформация», которую он определял как объективное явление, возникающее в процессе трудовой деятельности и связанное с появлением у личности некоторых черт, которые вредят самой трудовой деятельности. С позиции психологической науки профессиональная деформация определяется как появление у личности под влиянием некоторых особенностей профессиональной деятельности психологических изменений, которые начинают негативно влиять на осуществление деловой активности, психологическую структуру самой личности [5, с.911].

Профессиональная деформация заключается не в начальном отсутствии качества аналитической, профессиональной необразованности, а в их трансформации или атрофии. Однако, отсутствие необходимого качества или недостаточный профессиональный уровень могут быть благоприятной почвой для возникновения профессиональной деформации. При указанных обстоятельствах государственный служащий сохраняет уверенность в правильности своих действий, а ошибки рассматривает как неизбежные, спровоцированные внешними факторами, а потому безопасные. К типовым приемам самооправдания относятся ссылки на [3, с. 402]: несовершенство закона и формальность его требований; предвзятость и необъективность окружения; трудности - перегрузка, дефицит времени; интересы государства, указания руководства, в рамках которых были приняты незаконные решения; трудности в выполнении своих обязанностей. Тотальное самооправдание при любых обстоятельствах - главный признак профессиональной деформации госслужащих.

Изменения, присущие профессиональной деформации, провоцируются, прежде всего, несовершенной организацией профессиональной деятельности и плохим условиям ее реализации. Такие изменения возникают и проявляются на уровнях сознания и подсознания личности, ее свойств, состояний, осуществляемых ею процессов. Часто сущность наиболее важных изменений заключается в гипертрофии профессионально важных черт. Так бдительность превращается в подозрительность, уверенность - на самоуверенность - взвешенность - на безразличие, требовательность - в придирчивость, усердие - в педантизм и тому подобное.

Профессиональная деформация также характеризуется актуализацией и развитием социально отрицательных черт - жестокости, мстительности, брутальности, вседозволенности, цинизма [1]. Возникают и становятся доминирующими определенные психические состояния (разочарование, скука, раздражительность), которые не способствуют эффективному исполнению служебных обязанностей. Угнетаются и в дальнейшем атрофируются отдельные черты, которым отводится второстепенная роль. Теряется убежденность в законопослушности граждан, возможности эффективной борьбы с правонарушениями, особенно коррупцией. Некоторые характеристики приобретают специфически искаженный вид. В наибольшей степени это касается ценностных представлений о цели, средствах, методах и приемах профессиональной деятельности.

Рассмотрим факторы, приводящие к профессиональной деформации у государственных служащих [4, с.59]:

- факторы, связанные с организацией труда: условия среды труда (повышенные нагрузки, сверхурочная работа); содержание работы (эмоциональная напряженность и удаленность во времени конечного результата, отсутствие самостоятельности в принятии решений);

- социальные факторы: стиль руководства; конфликты горизонтального и вертикального характера; отсутствие поддержки «по вертикали»; отсутствие обратной связи с коллегами, руководителями и гражданами;

- факторы, связанные с выполнением профессиональной роли: ролевой конфликт (противоречие служебных и этических норм лица); ролевая двоякость (противоречивые требования к специалисту в рамках выполнения профессиональных обязанностей; возникновение ситуации «треугольника», при которой получатель управленческой услуги считает возможности государственного служащего неограниченными, тогда как они существенно ограничены властной иерархией);

- индивидуальные факторы: возраст и стаж работы.

~ 80 ~

- пол - развитие профессиональной деформации зависит от тендерных стереотипов: мужчины чаще страдают от нереализованной потребности проявлять в работе мужские черты, чем женщины;

- семейное положение - одинокие более уязвимы, чем женатые и разведенные;

- уровень образования - активизируется как индивидуальный фактор профессиональной деформации при условии выполнения людьми с высшим образованием менее квалифицированной работы;

- психологические факторы.

К факторам, обусловленным особой спецификой государственной исполнительной деятельности, следует отнести следующее [3, с.227]:

- детальную правовую регламентацию государственной исполнительной деятельности, что наряду с позитивным эффектом может приводить к излишней формализации деятельности, элементам бюрократизма;

- наличие властных полномочий по отношению к объектам государственного управления, что порой проявляется в злоупотреблении и необоснованном их использовании;

- корпоративность властной деятельности, которая может быть причиной возникновения морально-психологической изоляции чиновника и отчуждения от общества;

- повышенная ответственность за результаты своей властной деятельности;

- психические и эмоциональные перегрузки, связанные с принятием важнейших решений, нестабильным графиком работы, отсутствием достаточного времени для отдыха и восстановления затраченных сил;

- экстремальность властной деятельности (необходимость принятия неординарных проектов решений, риск, непредсказуемость развития событий в процессе обсуждения и принятия решений, угрозы со стороны специальных служб, занятых борьбой с коррупцией;

- необходимость в процессе выполнения властных полномочий вступать в контакт с разной категорией граждан, что может приводить к усвоению элементов негативной субкультуры.

К факторам, отражающим уровень нравственной зрелости личности, можно отнести следующее [3, с.228]:

- неадекватный возможностям чиновника уровень притязаний и завышенные личностные ожидания;

- недостаточная профессиональная, психологическая и моральная подготовленность чиновника;

- специфическая связь между некоторыми профессионально значимыми качествами личности чиновника (так, решительность в сочетании с пониженным самоконтролем может развиться в чрезмерную самоуверенность и т.п.);

- профессиональный опыт государственной службы;

- профессиональные установки (например, восприятие действий других чиновников как возможных конкурентов может привести к обвинительному уклону в государственной деятельности, подозрительность и др.);

- особенности социально-психологической дезадаптации личности чиновника, приводящие к проявлению агрессивности, неуважительного отношения и обращения с гражданами и др.;

- изменение мотивации к государственной службе (равнодушие, разочарование и потеря интереса к государственной службе, работа на государственной службе используется как политический трамплин и др.).

Профессиональная деформация проявляется в отрицательном изменении в профессиональной деятельности и в личном поведении [4, с.61]. Меняются стереотипы поведения, профессиональные привычки, стиль общения и навыки, что затрудняет успешную реализацию профессиональной деятельности.

Проявляется профессиональная деформация также в снижении эффективности выполнения служебной деятельности; потере интереса к дискуссиям; отсутствии заинтересованности в отстаивании собственной точки зрения; высказывании только не рискованных предложений и замечаний; неумении эффективно планировать собственное время; неспособности самостоятельно принимать решения;

отсутствии заинтересованности в повышении собственной квалификации; формальном отношении к выполнению служебных и функциональных обязанностей; переносе значительной части специфических профессиональных действий, стереотипов и установок на поведение вне службы.

Кроме того, профессиональная деформация провоцирует нежелательные преобразования собственно психических характеристик индивида. Речь идет о психических процессах, состояниях, свойствах, качестве и структурных характеристиках личности, включая ее сознательные и подсознательные компоненты. Эти преобразования влекут за собой негативные изменения профессиональных возможностей личности и ее склонностей.

Профессиональная деформация порождает у работника чувство разочарования, которое, постепенно распространяясь на другие сферы его жизни, ведет к снижению его общей активности, порождает в нем постоянную депрессию, безразличие не только к профессиональной деятельности, но и к жизнедеятельности в целом.

Итак, в основе профессиональной деформации находится взаимодействие изменений в сфере психических и социально-психологических явлений.

Одним из наиболее распространенных разновидностей профессиональной деформации выступает профессиональное «выгорание». Этот синдром, развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работника.

Термин «выгорание» используется для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном тесном общении с клиентами, пациентами во время оказания профессиональной услуги [4, с.56].

Выгорание не является потерей творческого потенциала, реакцией на скуку, а скорее «эмоциональным истощением, что возникает на фоне стресса, вызванного межличностным общением» [5, с.82].

Серьезными проявлениями профессионального «выгорания» являются поведенческие изменения и ригидность. Субъект профессионального «выгорания» может стать жестким и ригидным в мышлении.

Симптомы профессионального «выгорания» свидетельствуют о пребывании человека на грани длительного стресса и психического истощения, которые приводят или могут приводить к неполной дезинтеграции различных психических сфер и, прежде всего, эмоциональной.

Выводы. В рамках настоящего исследования нами проведена систематизации данных о профессиональной деформации у государственных служащих, в том числе факторов, приводящих к профессиональной деформации у государственных служащих и ее проявлений. Профессиональная деформация государственных служащих проявляется в негативных изменениях стереотипов поведения, профессиональных привычках, стиле общения, навыков, из-за чего усложняется успешная реализация профессиональной деятельности.

Список использованной литературы:

1. Акимова Е.Ю. Проблемы психологии профессионального становления государственных служащих: монография / Е.Ю. Акимова. - Рыбинск: Принт-Сервис, 2011. - 165 с.

2. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносов. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.

3. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие для вузов / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.

4. Дружилов С.А. Профессиональные деформации и деструкции как следствие искажения психологических моделей профессии и деятельности / С.А. Дружилов // Журнал прикладной психологии.

- 2004.- № 2. - С. 56-62.

5. Поваренков Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности / Ю.П. Поваренков.

- Ярославль: Канцлер, 2008. - 400 с.

© Чепелева Н.А., Харькова О.А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.