Научная статья на тему 'Профессиональная адаптированность - критерий эффективности образования'

Профессиональная адаптированность - критерий эффективности образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эффективность подготовки специалистов / критерии эффективности / трудоустройство выпускников вузов / профессиональная адаптированность

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демидова Н. И.

В статье рассматривается проблема качества и эффективности высшего профессионального образования. Обосновывается необходимость обратной связи с группами потребителей образования для оценки эффективности. Основное внимание уделено анализу эффективности подготовки специалистов посредством критерия профессиональной адаптированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная адаптированность - критерий эффективности образования»

УДК 316

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ - КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

© Н. И. Демидова

Пермский государственный технический университет Россия, 614990 г. Пермь, пр. Комсомольский, 29.

Тел./факс: +7 (342) 219 85 51.

E-mail: naddem1@mail.ru

В статье рассматривается проблема качества и эффективности высшего профессионального образования. Обосновывается необходимость обратной связи с группами потребителей образования для оценки эффективности. Основное внимание уделено анализу эффективности подготовки специалистов посредством критерия профессиональной адаптированности.

Ключевые слова: эффективность подготовки специалистов, критерии эффективности, трудоустройство выпускников вузов, профессиональная адаптированность.

Мировые интеграционные процессы, вхождение России в глобальное экономическое пространство вызвали существенные изменения в институте высшего образования. Изменились требования к высшей школе, условия и цели ее функционирования, возникли потребности в новых инструментах управления системой высшего образования.

Государственное регулирование качества образования строится на следующих основаниях: создание независимых систем контроля и оценки качества образования на национальном и международном уровнях, интериорирование разрабатываемых принципов и процедур оценки высшими учебными заведениями, которые проводят самооценку своей деятельности на основе общих для всех показателей [1]. В критериальных моделях внутривузовских систем управления качеством образования выделяются четыре группы показателей, оценивающих качество приема: качество содержания основных образовательных программ и программ послевузовского и дополнительного профессионального образования, система обеспечения качества реализации образовательных программ и качество подготовки специалистов. В перечень показателей вузы включают аккредитационные показатели, разработанные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки для университетов РФ [2].

Детальный анализ систем управления качеством выявил следующую тенденцию: качество образования рассматривается в аспекте образовательных процессов, оценка качества подготовки специалистов в большинстве случаев ориентирована на внутрисистемные результаты образования. Результат образования рассматривается вне связи с результатами профессиональной деятельности выпускников, хотя именно за пределами высшей школы, в процессе общественного производства проявляются качество высшего профессионального образования и эффект от полученного образования. Основным критерием, отражающим конечные (социальные) результаты, включенным в перечень показателей качества образования, является удовлетворенность потребителей качеством подготовки специалистов в вузе. Однако этого явно недостаточно.

По нашему мнению, качество образования, а также эффективность подготовки специалистов в полной мере могут быть оценены через воплощение выпускниками вуза профессиональных и социальных ролей в их послевузовской жизни, профессиональную деятельность, мировоззренческие и нравственные позиции, проявляющиеся в различных жизненных ситуациях, поступки. Произвести такую оценку можно только при условии наличия обратной связи с группами потребителей (работодателями, непосредственными руководителями молодых специалистов, молодыми специалистами, студентами), получения извне системой образования информации о результатах ее деятельности.

С целью анализа эффективности подготовки специалистов автором была разработана система критериев, и в 2007-2008 гг. проведены эмпирические исследования. В ходе исследований были опрошены выпускники (2001-2006 гг. выпуска) с высшим техническим образованием, работающие на предприятиях машиностроительного комплекса Пермского края (429 чел.); в качестве экспертов -руководители машиностроительных предприятий, руководители среднего звена управления, имеющие в подчинении молодых специалистов с высшим техническим образованием, участвовавших в исследовании (83 чел.); студенты Пермского государственного технического университета, допущенные к защите выпускных квалификационных работ (730 чел. - 2007 г., 252 чел. - 2008 г.).

Система критериев состоит их двух подсистем, соответствующих двум составляющим подготовки специалистов - профессиональной и социально-личностной. Декомпозиция системы критериев на две части обеспечивает возможность автономно осуществить анализ эффективности профессиональной подготовки и эффективности социально-личностной подготовки специалистов, а также отдельных их компонентов.

Профессиональная составляющая эффективности подготовки проявляется в сформированности компетентности в профессиональной сфере и может быть оценена через следующие группы критериев:

188К 1998-4812 Вестник Башкирского университета. 2009. Т. 14. №3

919

- подготовленности к решению профессиональных задач;

- профессионально ценностно-ориентационные;

- профессиональной адаптированности;

- соответствия результата подготовки специалистов требованиям производства, науки и техники, профессионального сообщества, рынка труда.

Социально-личностную составляющую эффективности подготовки специалистов предлагается оценивать через:

- критерии подготовленности к решению социальных и личностных задач;

- социальные ценностно-ориентационные критерии;

- критерии адаптированности в социуме;

- критерии соответствия качеств специалиста социокультурным нормам, требованиям общества.

Профессиональная адаптация проявляется в сознании человека и в его реальном трудовом поведении, показателях трудовой деятельности, росте всех видов активности, удовлетворенности различными видами трудовой деятельности, социальном статусе.

В статье представлен анализ эффективности подготовки специалистов в контексте профессиональной адаптированности молодых специалистов, которая определяется как результат процесса приспособления индивида к широкому кругу социально-экономических условий профессиональной деятельности, профессионально-ролевых функций, профессиональных норм, к профессиональному сообществу, а также результат включения профессиональных норм и ценностей во внутренний мир выпускника вуза.

С этих позиций критериями профессиональной адаптированности мы считаем:

во-первых, успешное вхождение выпускников вузов в сферу труда, которое выражается:

- продолжительностью поиска работы (временем, затраченным на первичное трудоустройство);

- уровнем трудоустройства (отношение количества трудоустроенных выпускников к общему количеству);

- количеством студентов, работающих по полученной специальности;

- количеством выпускников, работающих по полученной специальности;

- динамикой обращений выпускников в службы занятости;

- количеством выпускников, зарегистрированных службами занятости в статусе безработных;

во-вторых, успешность профессиональной деятельности, которую могут выразить:

- мобильность горизонтальная и вертикальная;

- увеличение заработной платы за период работы;

- соотношение заработной платы молодого специалиста со средним уровнем заработной платы специалистов в отрасли;

- соотношение заработной платы молодого специалиста и среднедушевого прожиточного уровня в регионе;

- отношение к своей трудовой деятельности и удовлетворенность работой;

- удовлетворенность выбором вуза и специальности;

- удовлетворенность работодателей и выпускников вузов уровнем подготовки [3].

Рамки статьи ограничивают возможности описания полного анализа профессиональной адапти-рованности. Мы остановимся лишь на некоторых показателях_успешного вхождения выпускников вузов в рынок труда.

Отсутствие данных о фактическом трудоустройстве выпускников вузов в информационной базе вузов Пермского края, краевой службе занятости, в службе государственной статистики (собираются данные о перспективах трудоустройства выпускников, которые получают как прогнозируемые в результате опроса студентов выпускного курса) подтверждает наше предположение о недостаточной ориентированности системы высшего профессионального образования на конечный социальный результат. Мы можем привести лишь данные Института интеллектуальных технологий, проводившего совместно с Пермским экономическим обществом исследование по трудоустройству выпускников вузов Пермского края (выпуск 2004 г.). Согласно этим данным, через три месяца после окончания вуза нетрудоустроенными оставались 5.6%, по специальности работали 62.8% от общего числа выпускников вузов. Самый низкий уровень трудоустройства у выпускников Чайковского государственного института физической культуры (25%) и Пермского государственного педагогического университета (44.4%), самый высокий - у выпускников Пермской государственной медицинской академии (92.9%). Из выпускников Пермского государственного технического университета не были трудоустроены 1.3%, по специальности работали 68.3%.

По данным нашего исследования, на предприятиях машиностроительного комплекса (в исследование вошли 14 предприятий Пермского края) по полученной в вузе специальности работают 55% респондентов, по смежной специальности - 26,6 %, не по специальности - 17.5% респондентов. Причем чем успешнее предприятие, тем больше доля молодых специалистов, работающих не по специальности (в самых успешных - 25.8%, в отстающих -12%). Стремление выпускников работать на успешно развивающихся предприятиях обусловлено как возможностями удовлетворения жизненных материальных потребностей, так и возможностями реализации своего творческого потенциала. Сравнение данных нашего исследования с результатами опроса выпускников технических вузов Владимирской области, где доля молодых специалистов, работающих не по профилю подготовки, составляет 20 %, говорит о сложившейся тенденции [4].

Время, затраченное на поиск работы выпускниками вузов, - одновременно и показатель вос-

требованности специалистов, которая зависит от сложившихся экономических условий, и показатель эффективности подготовки. Оно может колебаться от нескольких месяцев до нескольких лет. Опрошенные молодые специалисты достаточно быстро трудоустроились. Еще во время учебы начали и продолжали работать 30.8% респондентов. Устроились на работу сразу после окончания учебы 38.5%. Искали работу в течение трех месяцев 15.6%, шести месяцев - 4.9%, до года и более - 3.3%. Самым непродолжительным был поиск работы у выпускников с хорошей успеваемостью, а также у выпускников, работающих по специальности. Время, которое затратили на поиск работы выпускники со средним баллом в дипломе свыше 4.5, не превышало трех месяцев.

В ходе исследования выявлены следующие особенности адаптации выпускников-инженеров на предприятиях. Молодые специалисты достаточно быстро адаптировались на своих рабочих местах. Менее чем за три месяца освоили свои должностные обязанности 77.4% респондентов. Выпускники, имевшие высокую успеваемость, адаптировались быстрее. Выпускники, работающие по полученной специальности, по смежной специальности и не по специальности имеют схожие сроки адаптации, что говорит о высоком уровне фундаментальной подготовки, высокой горизонтальной мобильности, способности выпускников к овладению новыми техно-

логиями. Результаты опроса позволяют сделать вывод о том, что выпускники с равным успехом адаптируются как на предприятиях с устаревшей материально-технической базой, так и на современных.

Адаптированность выпускников вузов в сфере производства является лишь одним из критериев оценки эффективности подготовки специалистов. Для решения проблем управления высшей школой необходима объективная диагностика состояния системы высшего профессионального образования, которая не может быть обеспечена только внутренним процессом самооценки вуза. Необходим комплексный анализ эффективности на основе сбалансированной системы показателей, учитывающей социальный результат образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Клячко Т. Л. Модернизация российской системы высшего профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2007. 48 с.

2. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 30 сентября 2005 г. №1938 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений».

3. Демидова Н. И. Социологический аспект интерпретации категории «современный специалист» // Вестник ПГТУ. 2008. №2(17). С. 110-120.

4. Попова Т. Н. Социальная интеграция выпускников технических вузов в сферу трудовой деятельности (на материалах Владимирской области): дис. ... канд. социол. наук. М., 2006. 189 с.

Поступила в редакцию 16.07.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.