научный дебют
Н.И. ДЕМИДОВА, ст. преподаватель Пермский государственный технический университет
Платное образование: аспект эффективности
Статья посвящена проблеме эффективности подготовки специалистов, рассматриваемой в сопоставлении двух форм обучения: обучения на бюджетной основе и на основе полного возмещения затрат.. Изучение проблемы позволяет не только выявить две полярные точки зрения на значение платного высшего образования, но и, используя ряд показателей эффективности, провести сравнительный анализ эффективности. Статья написана по материалам исследований, проведенных автором в 2007-2008 гг.
Ключевые слова: платное образование; эффективность подготовки специалистов; показатели эффективности.
В дискуссии по проблеме методов финансирования образования обнаруживаются два полюса мнений. Сторонники платного образования рассматривают его как важный канал социальной мобильности, как средство, расширяющее возможности получения образования, причем образования более качественного по сравнению с бесплатным. В качестве аргументов приводятся следующие: необходимость удовлетворения повышенного образовательного спроса, ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг, стимулирование инновационных образовательных процессов.
На другом полюсе - мнение о платном образовании как ограничителе доступа к образовательным благам в связи с отсутствием у отдельных социальных групп возможности финансировать обучение из своих текущих доходов и накоплений, как фактор усиления социальной несправедливости, социального неравенства, расслоения общества. С этой точки зрения существование платного образования противоречит принципам демократического общества, к которому Россия хотела бы себя причислить.
Считая образование общественным бла-
гом, базисом духовного и материального воспроизводства, рассмотрим данную проблему в аспекте эффективности.
Всякое вложение средств в ту или иную деятельность предполагает получение эффекта, ожидаемого положительного результата. Субъекты образования, затрачивая значительные финансовые, материальные, временные ресурсы, вправе рассчитывать на их эффективное вложение, на полное совпадение ожидаемого и фактического результата. Так что же эффективнее - платное или бесплатное образование?
Эмпирической основой ответа на вопрос стали проведенные автором в 2007-2008 гг. социологические исследования:
- «Эффективность подготовки специалистов машиностроительных предприятий Пермского края». Выборочная совокупность формировалась из молодых специалистов машиностроительных предприятий Пермского края, являющихся выпускниками вузов 2001-2006 годов в области техники и технологии1;
- «Эффективность подготовки и трудовая направленность студентов-дипломников технических специальностей »(включало анкетный опрос студентов направления техники и технологии ПГТУ, допущенных
1 Проводился сплошной анкетный опрос (N=429) на 14 предприятиях, типичных в кластере предприятий машиностроительного и приборостроительного профиля.
Научный дебют
117
к защите выпускных квалификационных работ 2).
Несколько слов о состоянии высшего профессионального образования в Пермском крае.
Доминирующее положение в системе ВПО Пермского края занимают государственные высшие учебные заведения. В 18 государственных вузах (включая филиалы) в 2008/2009 уч. году обучается 88 988 чел., что в пять раз превышает численность студентов 13 негосударственных вузов и филиалов (16 435 чел.) [1]. В 2008/2009 уч. году выпуск специалистов составил в государственных вузах 15 109 чел., в негосударственных - 1716 чел. За последние семь лет количество выпускников увеличилось в государственных вузах в 1,5 раза, в негосударственных - в 5,4 раза.
Финансирование высшего профессионального образования складывается из средств федерального бюджета, бюджета субъектов Федерации, средств предприятий, организаций, самих обучающихся и их родителей. При общем росте числа выпускников государственных вузов численность выпускников, обучавшихся с полным возмещением затрат, по сравнению с 2001/ 2002 уч. годом увеличилась на 63,8%, в то время как численность бюджетников снизилась на 5,9%. Доля студентов государственных вузов Пермского края, обучающихся на условиях полного возмещения затрат, составляет 59,3%.
Для определения эффективности как результата образования необходимым является социальное измерение, в основу которого положены следующие наиболее значимые показатели.
Соответствие структуры и числа подготовленных специалистов потребностям рынка труда, степень удовлетворения потребности экономики в специалистах. Ажиотажный спрос на престижные специальности удовлетворяется платным
образованием, где набор студентов не ограничен в объеме. Таким образом, выпуск специалистов по некоторым специальностям превышает спрос на них на рынке труда, приводит к перенасыщению рынка труда, безработице. Наиболее высокую потенциальную возможность гарантированного трудоустройства (100% от выпуска по группе) имеют выпускники ВПО по следующим группам специальностей: оружие и системы вооружения, авиационная и ракетно-космическая техника, электронная техника, радиотехника и связь. Наиболее многочисленными группами, потенциально нуждающимися в трудоустройстве, являются выпускники по специальностям юриспруденция и менеджмент [2]. Соответствующие требованиям экономики, производства, общества молодые специалисты вынуждены менять свою профессиональную направленность, искать и затрачивать дополнительные средства на переобучение. Налицо явное отсутствие полезного эффекта как для государства, общества, так и для отдельной личности.
Доля выпускников, работающих по специальности, полученной в вузе. Результаты исследования показали: хотя студенты-дипломники с разной формой оплаты выражают желание работать по специальности в равной мере, степень реализации этих намерений неодинакова. Каждый третий обучавшийся на платной основе выпускник, ныне работающий на машиностроительных предприятиях, трудится не по специальности. Среди бюджетников таковых в два раза меньше.
Критерий успеваемости. Выражаемый долей студентов, обучающихся на «хорошо » и «отлично», он включается в систему оценки качества образования в вузах и часто считается показателем квалификации. У опрошенных молодых специалистов машиностроительных предприятий, обучавшихся на бюджетной основе, успеваемость в
2 В 2007 г. - выборочный анкетный опрос студентов-дипломников пяти факультетов ПГТУ методом случайного отбора (N=730), в 2008 г. - сплошной анкетный опрос студентов-дипломников механико-технологического факультета (N=252).
118
Высшее образование в России • № 4, 2009
80 70 60 50 40 30 20 10
72,7
72,3
40,9
44,6
□ бюджетная основа обучения
□ по договорам с физическими и юридическми лицами
Молодые специалисты Студенты-диломники
Рис. Доля респондентов, обучавшихся на «хорошо» и «отлично», %
вузе была выше, чем у выпускников, обучавшихся на договорной основе. Такая же ситуация наблюдается и у студентов-дипломников ПГТУ
Есть основания полагать, что более высокий уровень довузовской подготовки, дающий абитуриенту возможность поступления в вуз на бюджетное место, обеспечивает более успешное обучение в вузе. К тому же стимулом к успехам в учебе является возможность получения студентами, обучающимися на «хорошо» и «отлично», стипендии. Менее жесткие требования при поступлении в вуз к абитуриентам, поступающим на платной основе, вселяют в них уверенность в том, что с платного образования их не отчислят, и это снижает мотивацию обучения, студенты занимаются не в полную силу. В итоге - меньшее прилежание, низкая успеваемость.
Профессиональная карьера. Она может определяться перемещениями специалиста с нижестоящих должностных позиций на вышестоящие. Как показало исследование, карьерный рост характерен для 52,8% выпускников-бюджетников и лишь для 37,5% выпускников, получивших образование на платной основе. Причем 81,3% молодых специалистов, обучавшихся на контрактно-целевой основе и не имеющих карьерного роста, это выпускники 2005-2006 гг. Значит, предприятия, из своих средств обучившие специалистов, не спе-
шат их продвигать, и они поставлены перед необходимостью работать согласно заключенному с предприятием контракту, порой на невыгодных условиях. Среди тех, кто оплачивал обучение из собственных средств и не имеет карьерного роста, выпускники 2005-2006 гг. составили 67,6%, среди бюджетников - 59,7%.
Степень реализации намеченных целей. Высказанное ранее другими исследователями утверждение о доминировании социально-статусной составляющей мотивации получения высшего образования над профессиональным компонентом [см.: 3, 4] подтверждается и результатами наших исследований. Во время учебы в вузе планировали стать специалистами 58% выпускников-бюджетников и 54% небюджетников, что свидетельствует о равно недостаточном целеполагании студентов. Отсутствие целей профессиональной направленности связано с неосознанным, случайным профессиональным выбором, низким престижем инженерно-технических специальностей. Это негативно сказывается на мо-тивационной составляющей обучения, деформирует в дальнейшем ценностно-смысловое отношение к работе. Оценивая полноту реализации профессиональных планов, следует сказать, что воплотить это намерение в жизнь удалось 28,5% бюджетников и 27,3% небюджетников.
Цель «стать руководителем» реализо-
0
Научный дебют
119
вана бюджетниками на 48,8%, небюджетниками - на 85,7%. Данный факт можно объяснить тем, что 42,0% выпускников, обучавшихся с полным возмещением затрат, работали во время учебы в вузе по специальности (против 19,6% бюджетников); 63,6% небюджетников имели на момент опроса общий стаж работы свыше 5 лет (28,2% бюджетников), 35,2% - стаж работы по специальности (16,3% бюджетников). Вторичная занятость во время учебы, наличие трудового стажа являются факторами, позволяющими быстрее занимать должности руководителей различного уровня.
Слабое целеполагание зафиксировано у обеих групп выпускников и по другим направлениям (в научно-исследовательской деятельности, в материально-финансовой обеспеченности).
Активность научно-исследовательской деятельности. Поскольку деятельность инженера базируется на применении научных достижений, он должен быть способен и готов исследовать, ставить и решать принципиально новые инженерные проблемы и задачи. В связи с этим включенность студентов в научно-исследовательскую деятельность вуза можно рассматривать как показатель эффективности подготовки специалистов. Как показывают данные (участие в конференциях, конкурсах, исследовательских проектах, публикации), опрошенные респонденты, обучавшиеся на бюджетной основе, более активно задейство-
ваны в научно-исследовательской деятельности как во время учебы в вузе, так и после его окончания.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о меньшей эффективности платного образования. Борьба за потребителей образовательных услуг в условиях демографического кризиса, неограниченная коммерциализация вузов и связанное с этим неконтролируемое снижение доступности высшего образования обостряют проблему эффективности образования в ее социальном аспекте и в будущем могут привести к негативным социально-экономическим и социокультурным последствиям.
Литература
1. См.: Высшие учебные заведения Пермско-
го края в 2008 г.: статистический сборник // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. Пермь, 2008.
2. См.: Перспективы трудоустройства выпуск-
ников учебных заведений Пермского края 2007 года выпуска// Информационный бюллетень / Агентство по занятости Пермского края. URL: http://www.szn.perm.ru
3. Калачева Т.Г., Абросимова Л.В. Установ-
ки выпускников школ на получение высшего образования // Социол. исслед. 2000. №5. С. 98-103.
4. Бойко Л.И. Трансформация функций выс-
шего образования и социальные позиции студенчества // Социол. исслед. 2002. № 3. С. 78-83.
DEMIDOVA N.I. CHARGEABLE HIGHER EDUCATION: ASPECT OF EFFICIENCY
The article is devoted to the problem of efficiency ofhighereducation, which is considered in comparison of two modes: free-of-charge education (on a budgetary basis) and commercial education (which is fully paid for by students). Studying of the problem allows to reveal two polar views about the importance ofcommercial higher education, and also using a series of indicators of efficiency, to carry out the comparative analysis of efficiency. The paper is written on the basis of the researches carried out by the author in 2007 and 2008 years.
Keywords: chargeable higher education; efficiency of specialist education; efficiency indicators.