УДК 364.08
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Д.А. Бистяйкина, Е.Н. Касаркина, Т.В. Соловьева
Аннотация. В статье анализируются объективные и субъективные показатели качественной характеристики знаний, умений и навыков, благодаря которым достигается определенный уровень профессиональной деятельности в социальной работе. Приведены данные социологического опроса, характеризующие профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. Обосновывается уникальность социальной работы как профессионального вида деятельности, направленной на оказание помощи человеку или группе лиц, попавших в сложную жизненную ситуацию.
Ключевые слова: социальная работа, профессионализм, знания, умения, навыки, практика, профессия.
PROFESSIONALISM IN SOCIAL WORK
AS A SUBJECT OF SOCIAL ANALYSIS
D. Bistyaykina, E. Kasarkina, T. Solovyova
Abstract. The article analyzes the objective and subjective indicators of quality characteristics of knowledge and skills, thereby achieving a certain level of professional activity in social work. The data of the sociological survey, characterizing professional and spiritual and moral portrait of a social worker. Substantiates the uniqueness of social work as a professional activity aimed at helping a person or group of persons in difficult life situation.
Keywords: social work, professionalism, knowledge, abilities, skills, practice, profession.
В условиях реформируемого общества, учитывая возрастающую остроту социальных проблем, возрастает значимость профессии «социальная работа». Профессионализм работников социальных служб проявляется в наличии знаний, умений, навыков и конкретной продуктивной деятельности на практике. Как отмечает Е.И. Холостова, социальная работа - это профессиональный вид деятельности, направленный на оказание помощи человеку или группе лиц, попавших в сложную жизненную ситуацию, на реализацию внутренних ресурсов человека, носящая превентивный характер,
способствующая гармонизации социальных отношений в обществе [7].
Относительно понятия «профессионализм» в социальной работе существует две основные точки зрения. Первая точка зрения обосновывается такими учеными как Т.Ф. Золотарева [3], Н.П. Клушина [4], А.А. Козлов [5] и других, свидетельствует о том, что профессиональная компетентность - это
совокупность знании и умении; профессионализм отражает их качество, а профессиональное мастерство - умение применять их на практике. Вторая точка зрения, разрабатывается учеными Б.Н. Боденко [1], Л.Г. Гуслякова [2], Е.И. Холостова [8] и указывает на то, что профессионализм включает в себя профессиональное мастерство и
профессиональную компетентность, см. рис. 1.
Как отмечает А.И. Ляшенко, при оценке уровня подготовки и качества социальной работы используют понятие
«профессионализм», понимаемое как высокий и устоичивыи уровень знании, умении и навыков, позволяющих достигать наибольшего эффекта в профессиональной деятельности [6, с.29].
Исходя из ценностей, целей, принципов и норм социальной работы, можно составить содержание профессионального и духовно-нравственного портрета социального работника, см. рис. 2.
Профессионал ъная компетентность: совокупность основных
профессиональных составляющих - знаний и умений
Профессионализм: качественная характеристика знаний, умений и навыков, благодаря чему достигается высокий уровень продуктивной деятельности на практике
Профессиональное
мастерство: свойство личности, приобретенное с опытом, практическими навыками
Рисунок 1. - Взаимосвязь понятий «профессиональная компетентность», «профессионализм»,
«профессиональное мастерство»
Рисунок 2. - Содержание системы ценностей личности социального работника как профессионала [9, с.19-23]
Я Н и
0
1 I <и
я
Личность социального работника
Добро
Истина
Красота
и
л <и
я
Социальная справедливость
Сохранение социального мира
Социальное равенство
Удовлетворение основных человеческих потребностей
л е
и ц
н
и р
С
р
кя си
ис иц
да ин инт н
<
со
и н а
м
^
1-4
и ц
н
е д
и
н о К
ь т с о н ь л о в
о р
б
о Д
ь т с о н п
ЕЛ
с
о Д
ь т с о н в и тик
е
б
О
ь т с о н с
е р
д
<
со
и л а
с р
е в и н У
ь т с о н
нтн
а р
е л о
н
р о
я
е и н е
а
о н т о
е о т я
со
в
д
е р
п
е
X
ь т
со р
но
нб
еы
вв
о
н
с н оа кв
иа рр
пп
е
X
е и н е
1
л г
3
р
о
рн
еи
X
е и
ани
в о
р
о
н и е о н л о
С
ь л и т с
я
и
йв
и к
сй ее чд ио тм ра аи
ов
е Де
^
м о н ч и л к е и н е
в У
я
а
н
в
и а
т р
а у
к н
и л
н л
у у
м к
м
о
К
к
ь
т у
с к
о и
н н
ь л Ч и
е с
еат м е б
о
и с
н
В
й о в о г о
ди б д о
т
еы три рм
ор о
¡¡5 £
ь т с о н т к и л
н о к е
X
ь т с о н т с е
&
х ы н т с ы
рх
ее Е ^
л к
с ^ ва бк
аи
е а ин
л
и еУ
т с
е
ч
мд
о ^ рр
т тр
е и н
е л
С
о с
На кафедре социальной работы ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева», было проведено социологическое исследование с целью изучения сущностной характеристики и проблематики профессионализма в социальной работе, в ходе которого были опрошены сотрудники Государственного казенного учреждения социального обслуживания Республики Мордовия «Республиканский социальный приют для детей и подростков «Надежда». Изучались как объективные, так и субъективные показатели качественной характеристики знаний, умений и навыков, благодаря которым достигается определенный уровень профессиональной деятельности в социальной работе. Объективные показатели: соответствие человека требованиям профессии, его реальный вклад в социальную практику; знание должностных прав и выполнение профессиональных обязанностей; опыт оказания помощи, поддержки, реабилитации; наличие профессиональных знаний, умений и навыков; способность выступать исполнителем, организатором, координатором, посредником. Субъективные показатели: соответствие профессии требованиям личности, ее интересам, мотивам, склонностям; нервно-психическая выносливость; высокий морально-этический
уровень; удовлетворенность человека своей профессиональной деятельностью; понимание значимости профессии и ее ценностных ориентаций; адекватное отношение к себе как к личности и профессионалу.
По мнению участников опроса понятие «профессионализм в социальной работе», прежде всего, включает:
1. Качественную характеристику субъекта деятельности, высокий и устойчивый уровень знаний, умений и навыков - 24,7% ответов респондентов.
2. Владение средствами решения профессиональных задач и многолетний опыт практической работы - 22,2% ответов респондентов.
3. Круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом и круг полномочий, должностных обязанностей -21,8% ответов респондентов.
4. Наличие профессионального самосознания - 17,9% ответов респондентов.
5. Творческий подход в деятельности, стабильность и результативность деятельности -13,4% ответов респондентов.
Интерес представляет распределение мнений респондентов на вопрос: «Каково Ваше представление о профессии «социальная работа?». Большинство респондентов (73,9%)
считают, что социальная работа - это профессия нужная и необходимая в обществе, она требует много знаний, умений; связана с нуждающимися, требующими сострадания людьми. Многие (63,8% респондентов) считают профессию своим призванием. Проблемный момент состоит в том, что 1,9% респондентов отметили, что профессия рутинная и малооплачиваемая; 12,9% респондентов желали бы сменить работу при условии более хорошей заработной платы.
Тем не менее, о высоком уровне профессионализма сотрудников социального приюта, свидетельствует тот факт, что профессиональная деятельность не связывается с удовлетворением личных потребностей. Для многих сотрудников в профессии более важным является желание помогать людям, приобретение нужных знаний, умений, навыков, желание сделать «мир лучше», чем материальное вознаграждение, похвала, отметка начальством (94,8%).
Многие сотрудники активно работают над собой в плане повышения своего профессионализма. Так, респондентами были отмечены следующие направления: 1) формирование научного мировоззрения, развитие профессиональной компетентности, расширение общенаучного кругозора, повышение своего культурного кругозора (87,8% респондентов); 2) совершенствование культуры и стиля общения, формирование высоких духовных и нравственных качеств (34,6% респондентов); 3) физическое развитие и закалка, укрепление психического здоровья, характера и воли (2,3% респондентов).
Несомненным показателем
профессионализма является то, что при решении проблемы клиента для всех сотрудников социального приюта, принимающих участие в опросе, прежде всего, значимыми являются состояние клиента, его проблема, а не личные проблемы. При решении профессиональных заданий, обязанностей многие сотрудники (76,8%) остались бы дополнительно на рабочем месте сверхурочно.
Несомненно, в социальной работе важным является систематическое повышение квалификации специалистов. Но
профессионализм в данном случае будет определяться тем, с чем связывают работники это повышение. Так, в нашем исследовании мы получили следующие результаты.
Необходимость повышения своей квалификации связывают с ростом заработной платы, получением премии и повышением по карьерной лестнице 46,7% респондентов. Для
других респондентов (53,3%) более значимым является возрастание престижа профессии, возможность получить новые знания, умения, навыки, возможность более эффективно помогать нуждающимся людям.
По мнению респондентов, успех и качество профессиональной деятельности социального работника определяет строгое следование сотрудников профессиональным требованиям, законам, уставам, приказам, распоряжениям, а также личное положительное отношение сотрудников к профессии, наличие у них положительных личностно-нравственных
качеств.
Практически одинаковое процентное соотношение набрали варианты ответов согласно тому, по каким показателям можно считать того или иного сотрудника профессионалом в сфере социальной работы, среди них: 1) соответствует требованиям профессии (личностный и профессиональный потенциал), вносит определенный вклад в социальную политику, эффективно осуществляя свою деятельность по социальной адаптации, помощи, корреляции, реабилитации отдельного человека и различных категорий населения; 2) личностно расположен к профессии, имея личностно-мотивационную готовность,
профессионально обусловленные качества личности, профессиональную компетентность, а также позитивное отношение к себе как профессионалу, который стремится к результативности своего труда; 3) достигает реальных, желаемых обществом результатов по социальной помощи, поддержке, адаптации и реабилитации людей; 4) использует современные, эффективные методы, приемы, технологии в целях социальной защиты человека; 5) выполняет нормы, стандарты, эталоны профессии; осознает ее значимость в обществе; 6) привносит в профессиональную деятельность индивидуально-творческий,
новаторский компонент, развивая свою личностную и профессиональную
индивидуальность; 7) осознает перспективу и зону своего ближайшего профессионального развития, делает все для их реализации; 8) имеет постоянное стремление к профессиональному росту, мастерству, осознавая роль и значимость профессионального образования, повышения квалификации, самообразования, изучение отечественного и зарубежного опыта; 9) достигает необходимого уровня
профессиональных и личностных качеств, знаний и умений; 10) социально активен в обществе, ставит и обсуждает вопросы о необходимости внимания общества к
социальной политике, практике, профессии, ее статусу; ищет резервы решения профессиональных, социальных проблем; осознает условия и требования конкуренции социальных услуг. Результаты исследования показали, что структуру движения личности к вершинам профессионализма в социальной работе можно представить в виде воронки,
состоящей из блоков-стадий, по мере того, как индивид проходит через следующие блоки-стадии, она постепенно сужается, см. рис. 3.
В результате проведенного
социологического опроса, мы составили показатели уровней профессионализма в практике социальной работы, см. табл. 1.
Наличие положительных духовно-нравственных качеств
Положительное отношение к профессии «Социальная работа». Профессиональное призвание
Знания теории, технологии, методологии социальной работы
с4 :
Определяющим в деятельности является состояние клиента, его проблема, а не личные проблемы
Продуктивность, эффективность профессиональной деятельности
Систематическое повышение квалификации, самообразование
Рисунок 3. - Структура движения личности к вершинам профессионализма в социальной работе Таблица 1. - Показатели уровней профессионализма в практике социальной работы
Показатели Профессионализм
Высокий уровень Низкий уровень
1. Отношение к теоретическим знаниям, основам теории и методики социальной работы Хорошо осознают важность теоретической подготовки, знания теории и методики социальной работы, социального обслуживания и постоянно пополняют знания Слабая теоретическая и практическая подготовка. Отдают предпочтения прикладным умениям, теоретические знания не относят к числу важных
2. Качество знаний Междисциплинарные. Системные. Научные. Практические Практические
3. Отношение к профессии Положительное Скорее положительное, чем отрицательное. Безразличное
4. Предпосылки выбора профессии В соответствии с убеждениями, взглядами, стремлениями, потребности помогать людям, желании сделать «мир» лучше Не было другого выбора; по совету родственников; случайный выбор
5. Направления индивидуально -личностного совершенствования в профессии Формирование научного мировоззрения. Развитие профессиональной компетентности. Расширение общенаучного кругозора. Совершенствование культуры и стиля общения Индивидуально-личностное совершенствование вне профессиональной деятельности
6. Отношение к заимствованию опыта коллег Испытывают потребность встречаться с другими специалистами, обсуждать успехи и неудачи в деятельности, наблюдать за коллегами при оказании социальных услуг, их общении с клиентами и партнерами, анализируют свои наблюдения Наблюдения за практикой коллег с целью заимствования интересных технологий и приемов не ведут
7. Эффективность деятельности У таких специалистов развита потребность все делать на совесть, они стремятся продумывать содержание и последствия профессиональной деятельности. Желание добиться лучших результатов имеет здоровую основу, не связано с честолюбивыми мотивами, жаждой личного «первенства» Стремление к высоким результатам в работе выражено неярко. Серьезные усилия прикладывают только в ситуациях, когда успех сопряжен с удовлетворением личных амбиций либо с ожиданием поощрения, желанием «быть замеченными»
Таким образом, профессионализм работников социальных служб проявляется в профессиональной компетентности — наличии знаний, умений, навыков и профессиональном мастерстве — конкретной продуктивной деятельности на практике. Невозможно говорить о профессионализме работника, если он некомпетентен в чем-либо или не имеет практического опыта апробации своих знаний. У профессионалов в области социальной работы ярко выражены такие показатели профессионализма как качественные знания теории и практики социальной работы, положительное отношение к профессии, стремление к индивидуально-личностному совершенствованию в профессии,
заимствованию опыта коллег и возможности повысить свою квалификацию, продуктивность профессиональной деятельности. Обобщенно можно сказать, что показателями профессионализма в социальной работе является уровень теоретических знаний, практических умений специалиста, благодаря чему достигается высокий уровень продуктивной деятельности в профессии. Несомненными показателями профессионализма,
специфическими для социальной работы, являются индивидуально — личностные характеристики специалистов, их
мотивационная направленность на достижение положительных социально значимых целей.
Литература:
1. Боденко Б.Н. Проблемы профессионализма и эффективности труда в социальной работе / Б.Н. Боденко // Профессиональное мастерство работников социальных служб: материалы II Национ. конф. ассоциации работников социальных служб; сост. и отв. ред. А.М. Панов и др. - М.: Социальная работа, 1998. - С. 43-48.
2. Гуслякова Л.Г. Современное состояние и проблемы исследования теории социальной работы / Л.Г. Гуслякова // Отечественный журнал социальной работы. - 2002. - № 2. - С. 11-15.
3. Золотарева Т.Ф. Практика в системе подготовки специалистов социальной работы в вузе: учебно-методическое пособие / Т.Ф. Золотарева. - 2-е изд. - М.: «Дашков и К°», 2006. - 128 с.
4. Клушина Н.П. Организация практики студентов по социальной работе: учебное пособие / Н.П. Клушина. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 127 с.
5. Козлов А.А. Практикум социального работника
Сведения
Дону:
/ А.А. Козлов, Т.Б. Иванова. - Ростов-на «Феникс», 2001. - 320 с.
6. Ляшенко А.И. Профессиональное становление социального работника / А.И. Ляшенко // Профессиональное мастерство работников социальных служб: материалы II Национ. конф. ассоциации работников социальных служб; сост. и отв. ред. А.М. Панов и др. - М.: Социальная работа, 1998. - С. 27-41.
7. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: учебное пособие / Е.И. Холостова. - 2-е изд. -М.: «Дашков и К°», 2007. - 236 с.
8. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника / Е.И. Холостова. - М.: «Дашков и К°», 1993. - 198 с.
9. Шмелева Н.Б. Профессионально-личностное развитие социального работника / Н.Б. Шмелева. - М.: «Дашков и К°», 1998. - 320 с.
об авторах:
Бистяйкина Динара Асымовна (г. Саранск, Россия), кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева» Историко-социологический институт, e-mail: [email protected]
Касаркина Елена Николаевна (г. Саранск, Россия), кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева» Историко-социологический институт, e-mail: [email protected]
Соловьева Татьяна Владимировна (г. Саранск, Россия), кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева» Историко-социологический институт, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
D. Bistyaykina (Saransk, Russia), Candidate of Sociological Sciences, Assistant of professor of the chair of social work Mordovian State University named after N.P. Ogarev Historical-Sociological institute, e-mail: [email protected]
E. Kasarkina (Saransk, Russia), Candidate of Sociological Sciences, Assistant of professor, Assistant of professor of the chair of social work Mordovian State University named after N.P. Ogarev Historical-Sociological institute, e-mail: [email protected]
T. Solovyova (Saransk, Russia), Candidate of Sociological Sciences, Assistant of professor of the chair of social work Mordovian State University named after N.P. Ogarev Historical-Sociological institute, e-mail: [email protected]