Научная статья на тему 'Профессионализм кадров - решающий фактор в осуществлении масштабных проектов дальнейшего развития АПК России'

Профессионализм кадров - решающий фактор в осуществлении масштабных проектов дальнейшего развития АПК России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / AGRICULTURAL COMPLEX / КАДРЫ / STAFF / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутковский В.А.

Статья посвящена современному состоянию системы дополнительного профессионального образования путем решения проблемных вопросов в этой области и дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Staff Expertise as a Crucial Factor of Implementing Large-Scale Development Projects for Agricultural Sector in Russian Economy

The article covers the actual situation of additional vocational education as well as methods to resolve problems in this area and to ensure its further development.

Текст научной работы на тему «Профессионализм кадров - решающий фактор в осуществлении масштабных проектов дальнейшего развития АПК России»

УДК 658.336.1:631.1:

Профессионализм кадров -

решающий фактор в осуществлении масштабных проектов дальнейшего развития АПК России

В.А. Бутковский, президент Международная промышленная академия

Ключевые слова: агропромышленный комплекс; кадры; дополнительное профессиональное образование.

Key words: agricultural complex; staff; additional vocational education.

Важнейший критерий эффективности новой индустриализации страны и последующих технических модернизаций действующих отраслей - достижение и поддержание высокого уровня промышленной культуры. О том, насколько сложна эта задача, показывает опыт нашей страны. В СССР, несмотря на огромные усилия по подготовке и воспитанию инженерно-технической интеллигенции, развитие науки и техники, в области промышленной культуры в большинстве отраслей уровень передовых стран так и не был достигнут. В настоящее время решение этой задачи для модернизации экономики является первостепенным и не менее важным, чем в указанный период, для достижения конкурентного преимущества в условиях ВТО. И здесь важнейшая роль отводится подготовке кадров.

Международная промышленная академия - МПА (в прошлом - ИПК руководящих работников и специалистов системы хлебопродуктов и комбикормовой промышленности, преобразованный в Институт перерабатывающей промышленности, а уже затем в МПА), образованная распоряжением Совета Министров РСФСР в 1969 г., уже несколько десятилетий является одним из важнейших центров дополнительного профессионального образования (ДПО) руководителей и специалистов предприятий и организаций агро-продовольственной сферы российской экономики. Академия прошла сложный путь развития. Были перио-

ды становления, стабильности, реформирования и нового роста. В настоящей статье приведены некоторые размышления о состоянии и перспективах дополнительного профессионального образования специалистов в России.

В конце 60-х - начале 70-х годов прошлого столетия динамичное развитие мирового научно-технического прогресса создало предпосылки для возникновения системы учреждений ДПО руководителей и специалистов большинства отраслей промышленности. Постановление Совета Министров СССР от 6 июня 1967 г. № 515 «О совершенствовании системы повышения квалификации руководящих работников и специалистов промышленности, строительства, транспорта, связи и торговли» определило в качестве главной задачи повышения квалификации руководящих работников и специалистов систематическое изучение новейших достижений отечественной и зарубежной науки и техники, эффективных методов планирования и экономического стимулирования, научной организации труда и управления, средств механизации и автоматизации производственных процессов. Реализацию этой задачи, согласно данному постановлению, должны были осуществлять вновь создаваемые институты повышения квалификации, факультеты повышения квалификации вузов, а также курсы повышения квалификации.

Анализ исторической ретроспективы позволяет отчетливо выделить три этапа в развитии ДПО в нашей стране. I этап характеризовался созданием специализированных учреждений повышения квалифика-

ции, образовательных направлений и программ, основанных непосредственно на квалификационном признаке и законодательно закрепленном требовании обязательного прохождения повышения квалификации или стажировки руководящими работниками и специалистами предприятий с периодичностью один раз в пять лет. Государственная поддержка институтов повышения квалификации (ИПК), создание региональной филиальной сети позволяли им соответствовать самым высоким требованиям. Прекрасно оснащенные аудитории, лаборатории, укомплектованные самым современным оборудованием и приборами, видео-студии, первые компьютерные классы и высококвалифицированный профессорско-преподавательский и методический кадровый состав - такими пришли ИПК в 80-е годы XX века.

К этому времени в СССР в системе повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства функционировало более 1000 учебных подразделений, в том числе институты, их филиалы и факультеты. В институтах повышения квалификации работало более 20 тыс. штатных преподавателей и десятки тысяч совместителей и почасовиков.

II этап развития системы ДПО пришелся на период реформирования политической и экономической жизни страны, распада Советского Союза, образования Российской Федерации. Это был период деструкту-ризации системы ДПО. Отказ от плановой экономики, переход на рыночные схемы поставил ИПК в сложнейшую ситуацию. Ведь им не приходилось заботиться о контингенте и финансировании. Целевое направление на обучение, а в тот период мы принимали ежегодно до 11 тыс. специалистов с обучением 1,5-2 мес, и бюджетное финансирование позволяли ректорату и профессорско-преподавательскому составу сконцентрироваться на разработке новых программ, написании учебни-

ков, учебных и учебно-методических пособий, научно-исследовательской работе и собственно учебном процессе. С началом реформ все ИПК лишились планового контингента и финансовой поддержки, и, как следствие, начали искать новые образовательные формы и методы.

Под давлением времени академия (в то время уже Институт перерабатывающей промышленности), сохраняя интеллектуальный и учебно-производственный потенциал, расширила сферу деятельности и помимо специалистов предприятий муко-мольно-крупяной, элеваторной, комбикормовой и хлебопекарной промышленности начала приглашать на обучение руководителей и специалистов предприятий кондитерской и молочной, пищеконцентратной и консервной, масложировой, крах-малопаточной и других отраслей пищевой промышленности, а также птицеводства, животноводства, растениеводства. В то время именно краткосрочное обучение, а также развитие международных связей и, следовательно, выездные семинары-стажировки стали важными формами ДПО. Но даже тогда мы полностью не отказались от традиционных форм повышения квалификации -двухнедельные курсы бухгалтеров и специалистов, обучающихся работе на персональном компьютере, также были актуальны в то время.

III этап развития системы ДПО мы отсчитываем с начала нового XXI века. Именно тогда мы почувствовали, что время, когда специалисты не ощущали постоянной потребности в обновлении знаний, прошло. Постепенно начался возврат к традиционным формам обучения, но организуется оно на новом, более совершенном, соответствующем времени уровне.

Сегодня дополнительное профессиональное образование - один из самых мощных факторов воспроизводства квалифицированных кадров. По самым приблизительным оценкам, в Российской Федерации ежегодно проходят повышение квалификации и профессиональную переподготовку около 1,5 млн специалистов. Потребность же определяется аналитиками около 5 млн человек. Это специалисты и руководители предприятий и организаций всех форм собственности, государственные служащие, незанятое население, уволенные в запас военнослужащие и др. В соответствии с данными государственной статистики в Российской Федерации работает более 1100 учреждений и подразделений ДПО. Возможности их учебно-производ-

ственных фондов и профессорско-преподавательских кадров позволяют полностью удовлетворить потребность специалистов в новых знаниях. Однако для этого требуется совершенствование нормативно-правовой базы дополнительного профессионального образования, механизмов взаимодействия учебных заведений с предприятиями и ведомствами, системы управления качеством ДПО.

Сегодня стоит вопрос о сохранении системы дополнительного профессионального образования в России. В широко обсуждаемом проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» роль дополнительного профессионального образования явно принижена, осуществлять этот вид образовательной деятельности может практически любой желающий, программы ДПО не подлежат аккредитации, а учреждениям ДПО не устанавливается статус. Для вновь создаваемых курсов или учебных центров это очень плохо, так как порождает дополнительные возможности расширения недобросовестного партнерства и снижения качества образования. Для учебных заведений, таких как наша академия, это как бы облегчение жизни, на самом деле выглядит нежеланием государства развивать систему ДПО в стране. Решение об отказе от документов государственного образца по результатам освоения программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки и отсутствие в Гражданском Кодексе требования об обязательном периодическом (например, раз в пять лет) повышении квалификации руководителями и специалистами предприятий негативно скажутся на уровне профессиональных компетенций. Но главное - это даст возможность недальновидным владельцам предприятий и компаний сократить расходы на образовательные программы. А ведь процесс укрупнения образовательных программ вузов, двухступенчатая подготовка через бакалавриат и магистратуру привела к сокращению часов на специальные дисциплины, что несомненно потребует расширения и углубления программ дополнительного профессионального образования, увеличения часов практической производственной работы. А значит, требования к учреждениям ДПО возрастут.

Чтобы не быть вытесненными с рынка образования, учреждения ДПО постоянно находятся в процессе обновления и реформирования своих программ и методов. Именно по-

этому они располагают наиболее квалифицированными профессорско-преподавательскими кадрами, привлекают на почасовой основе руководителей и специалистов государственной законодательной и исполнительной ветвей власти, сотрудничают с ведущими фирмами и компаниями, отраслевыми союзами и ассоциациями, научно-исследовательскими институтами и центрами, развивают бизнес-образование, практикуют выездные региональные и зарубежные модули.

Мы убеждены, что успешная модернизация отраслей промышленности нашей страны невозможна без системы дополнительного профессионального образования. В связи с этим законодательная и нормативная база ДПО должна быть такой, чтобы непрерывное дополнительное профессиональное образование стало важнейшей частью кадровой политики крупной компании или отдельного предприятия. Ведь непрерывное профессиональное образование руководителей и специалистов может обеспечить повышение результативности бизнеса путем: оптимизации управленческих и технологических решений; эффективного внедрения новой техники и технологий; подготовки кадрового резерва; сокращения потерь от аварий, неоправданного травматизма на производстве, штрафных санкций, планово-экономических и бухгалтерских ошибок и т. д.

Вхождение России на новом этапе развития в общемировое пространство предполагает многоплановую интеграцию, одно из направлений которой - образование. Профессиональная компетентность и общая образованность определяют в настоящее время главные требования, предъявляемые к руководителям всех уровней и всех категорий. Современный высокообразованный человек - это безукоризненный специалист в области своих профессиональных интересов, уверенно ориентирующийся и в других сферах общественной жизни, в том числе экономики и науки, культуры и социологии. Такой человек нужен любому коллективу профессионалов, который хочет добиться новых результатов, конкурентоспособных на мировом рынке. Таких специалистов надо формировать, постоянно давать им возможность обновлять знания и повышать уровень компетенций.

Укрепление связей дополнительного профессионального образования с реальным сектором экономики осуществляется профессорско-преподавательским составом через уча-

стие в решении непосредственных задач развития предприятий, реализацию консультационно-образовательных проектов, научно-исследовательскую деятельность.

Именно реальный сектор экономики страны формирует в настоящее время спрос на образовательные услуги учреждений ДПО. По нашей оценке, наибольшим интересом руководителей и специалистов предприятий агропродовольственного сектора экономики России пользуются следующие образовательные направления: новейшие техника и технологии отраслей, менеджмент, маркетинг, бухгалтерский учет и аудит, финансы и кредит, управление собственностью, антикризисное управление, развитие малого предпринимательства, промышленная безопасность и охрана труда, логистика, экономическая и социальная политика, управление персоналом, страхование, психология делового общения.

С учетом требований к качеству предлагаемых образовательных программ учреждения ДПО на протяжении всей своей истории наряду со штатными преподавателями приглашали ведущих ученых, государственных служащих и общественных деятелей. В настоящее время в Российской Федерации в сфере ДПО

2001 2002 2033 200а 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Рис. 1. Общий контингент слушателей академии, чел.

12%

15%

Комбикормовая Масложировая Мукомольно-крупяная

10«

Кондитерская Молочная

Пивобезалкогольная

Плодоовощная и консервная ■ Птицеводство, свиноводство

■ Хлебопекарная

Другие отрасли АПК

Рис. 2. Структура контингента академии по отраслям в 2001-2011 гг.

работает около 130 тыс. преподавателей, из которых 33 % - штатные преподаватели, 11 % - совместители и 56 % - преподаватели, работающие на условиях почасовой оплаты. Это средние цифры. В МПА это распределение представляется следующим образом: 25, 10 и 65 % соответственно.

Учебный процесс в сфере ДПО организуется по определенным технологиям, учитывающим специфику взрослой аудитории, их мотивацию, профессиональное образование и опыт работы. Это определяет необходимость привлечения к преподавательской деятельности специалистов из реального сектора экономики и непроизводственной сферы, работников органов управления различного уровня, руководителей предприятий и организаций.

Известно, что в развитых странах предприниматели или технические советы фирм и компаний чрезвычайно заинтересованы в подготовке и своевременной переподготовке специалистов (например, в Японии сегодня такая переподготовка осуществляется ежегодно). Однако они жестко следят за тем, чтобы при повышении квалификации специалистов она оставалась достаточно узкой и не менялась их профессиональная направленность. В противном случае такой работник может поменять сферу своей деятельности, что чаще всего невыгодно фирме. Поэтому, осуществляя переподготовку комплексных межпрофессиональных коллективов, организаторы стремятся к тому, чтобы эти профессионалы были одинаковой квалификации, поскольку межпрофессиональная и межквалификационная коммуникация может быть мощным средством не только чисто квалификационного роста. Рыночная система экономических отношений, всемерно поддерживая и даже принуждая специалистов к узкопрофессиональному совершенствованию, построена на жестких принципах фиксации и поддержания различий существующих квалификационных уровней. Несмотря на это именно рыночной системе нужны высококвалифицированные управленцы, умеющие решать конкретные управленческие задачи, возникающие в любой отрасли или сфере деятельности.

Понимая это, МПА проводит образовательные мероприятия практически для всех категорий руководителей и специалистов пищевых и перерабатывающих предприятий. В соответствии с лицензией Рособрнад-зора МПА реализует программы дополнительного профессионального

(26 программ повышения квалификации и девять программ профессиональной переподготовки) и послевузовского образования(аспирантура по двум научным специальностям 05.18.01 и 08.00.05).

На рис. 1 представлен общий контингент слушателей академии в 2001-2011 гг., из которого видно, что потребность отраслей АПК в дополнительном профессиональном образовании и уровень программ МПА позволяют сохранять его в среднем на уровне 7,5 тыс. специалистов в год. Структура контингента слушателей по отраслям (рис. 2) показывает, что наибольшее число слушателей академии представляют мукомоль-но-крупяную, комбикормовую, хлебопекарную, кондитерскую, масло-жировую отрасли, а также птицеводство и свиноводство. В структуре образовательных мероприятий академии по контингенту основную долю (65 %) занимают краткосрочные модули программ повышения квалификации, такие как форумы, конференции и семинары, непосредственно программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, которые реализуются с дистанционной составляющей - 25 и 10 % приходится на выездные зарубежные семинары и мастер-классы.

Программы, реализуемые Международной промышленной академией в последние 10-15 лет, соответствуют основным тенденциям развития отрасли и тем программным документам, которые принимаются на уровне Президента РФ, Председателя Правительства РФ и министра сельского хозяйства РФ.

Приведем пример. В период подготовки Доктрины продовольственной безопасности в МПА прошли две масштабные международные конференции «Продовольственная безопасность России» в 2002 и 2007 г. Реализация Приоритетного Национального проекта на 2002-2006 гг. определила проведение в МПА под эгидой Минсельхоза России двух международных конференций «Агропро-довольственный рынок России. Проблемы и перспективы» в 2003 и 2005 г. Курс на модернизацию экономики, взятый Правительством РФ и нашедший отражение в частности в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., предопределил проведение в нашей академии целого спектра отраслевых международных конференций, а также конференции «Модернизация пищевой промышленности в решении проблем

продовольственной безопасности России» в ноябре 2011 г.

Остановимся на прошедшем 2011 г. Только в течение прошлого года МПА при поддержке Минсельхоза России и при активном участии отраслевых союзов и НИИ Россельхо-закадемии провела ряд международных форумов, посвященных актуальным вопросам модернизации отраслей АПК и пищевой промышленности: международная конференция «Модернизация системы зернохранилищ. Новые аспекты развития», VI международная конференция «Мельница - 2011. Модернизация. Инновации. Техническое перевооружение», VIII международная конференция «Кондитерские изделия XXI века», IV Международный Хлебопекарный Форум, международная конференция «Стратегия развития мирового и отечественного свиноводства на основе инновационных технологий».

Учитывая актуальность сформулированных организаторами вопросов, все перечисленные форумы прошли с большим интересом со стороны отраслевого сообщества России и многих стран мира. Так, конференция «Модернизация системы зернохранилищ. Новые аспекты развития» собрала 255 специалистов из 35 регионов России и более 40 специалистов из 12 стран. В конференции «Мельница - 2011», состоявшейся в МПА в сентябре 2011 г., приняли участие 267 руководителей и специалистов из 30 регионов РФ и 10 стран, в конференции «Модернизация пищевой промышленности - 2011» - 280 участников из 35 регионов РФ и девяти стран.

В развитии этого направления в 2012 г. академия запланировала провести 10 международных конференций и форумов по актуальным вопросам модернизации важнейших для обеспечения продовольственной безопасности России отраслей, в том числе зерновой, мукомольно-крупя-ной, масложировой, хлебопекарной и комбикормовой.

В текущем году МПА продолжит развитие всех форм образовательных программ. В плане работы предусмотрено проведение целого ряда важнейших отраслевых форумов и конференций. Уже успешно прошли международный семинар-выставка «Лаборатория - 2012» - «Лаборатория для предприятий хранения, переработки зерна и хлебопекарной промышленности» (23-25 января), VI международная конференция «Комбикорма - 2012»- «Современное производство комбикормов» (6-8 февраля), VIII международная кон-

ференция «Торты. Печенье. Вафли. Пряники - 2012» (27-29 февраля).

До конца года намечено провести:

X Международный Форум «Молочная индустрия - 2012» (13-16 марта);

VII Международную конференцию «Масложировой комплекс России: новые аспекты развития» (28-30 мая);

V Международный Хлебопекарный Форум «Современное хлебопечение - 2012» (13-15 июня);

X Съезд мукомолов России (сентябрь);

Международную конференцию «Индустрия зерна. Мировые тенденции» (ноябрь).

Учитывая возросший интерес руководителей и ведущих специалистов многих пищевых и перерабатывающих предприятий, МПА подготовила большую программу выездных семинаров для мукомольно-крупя-ной, хлебопекарной, кондитерской и комбикормовой промышленности (таблица).

Весной 2012 г. в Государственную Думу РФ будет внесен на ратификацию протокол о присоединении России к ВТО. Одновременно будут внесены на рассмотрение законопроекты, направленные на защиту отечественных производителей. Особые опасения в связи с принятыми условиями присоединения в разделе АПК высказывают производители свинины и сельхозтехники. Хотя озабоченность возникает и у производителей зерна и комбикормов, кондитерских и хлебобулочных изделий, молочной и мясной продукции.

Доля АПК в ВВП России в настоящее время составляет около 4 %. Производители продуктов питания неизменно наращивают обороты бизнеса. Предприятия пищевой промышленности заметно превосходят ведущие компании российской промышленности и по динамике развития, и по производительности труда, правда, уступая им в рентабельности. Среднегодовой объем продукции в пищевых отраслях в последнее десятилетие составляет около 3 трлн руб. По сути дела, пищевая промышленность - пример того, на что способна российская экономика на современном этапе развития. Одновременно следует отметить, что пищевая промышленность имеет более 40 % безнадежно устаревших мощностей. Поэтому важно констатировать, что современное устойчивое развитие производства продуктов питания в России невозможно без технического перевооружения и реконструкции действующих, а также строительства новых высокоэффек-

График выездных зарубежных семинаров на 2012 г.

Название Специалисты и

Сроки Страна выставки, фирмы руководители отрасли

28.0102.02.12 Германия (Кельн) ISM, ProSweets Кондитерской

02.0307.03.12 Франция (Париж) EUROPAIN Хлебопекарной, кондитерской

24.0330.03.12 Великобритания (Бирмингем, Лондон) BAKING INDUSTRY EXHIBITION Хлебопекарной

31.0306.04.12 Италия (Рим) ИПБ Бухгалтеры

10.0516.05.12 Китай (Шанхай) BAKERY-CHINA Хлебопекарной

05.0610.06.12 Германия (Брилон, Дюссельдорф) REMBE GmbX Хлебопекарной, пивной, масложировой

13.0919.09.12 Германия (Кульмбах, Мюнхен) IBA-2012 - I Хлебопекарной

15.0921.09.12 Германия (Мюнхен) IBA-2012 - II Хлебопекарной

19.11- Германия EuroTier Комбикормовой,

24.11.12 (Гамбург, Ганновер) животноводческой

тивных, основанных на инновационных технологиях, пищевых предприятий. А значит, важнейший фактор дальнейшего устойчивого развития отрасли - создание благоприятного инвестиционного климата.

В последние годы в России в производстве продовольствия на макроэкономическом уровне стали заметны признаки развития международной кооперации: ведущие европейские и американские фирмы инвестируют значительные средства в сельское хозяйство, пищевую и перерабатывающую промышленность. Сегодня российский АПК привлекает почти столько же инвестиций (а это более 200 млрд руб. ежегодно только в пищевую промышленность), сколько металлургия, являющаяся важной экспортной отраслью. Это делает возможным развивать экспортный потенциал не только по зерну, но и по другим сырьевым сельскохозяйственным ресурсам, а также непосредственно пищевым продуктам. Главным приоритетом России должно оставаться развитие собственных агропромышленных, пищевых и перерабатывающих предприятий, холдингов и компаний.

Конечно, в среднесрочной, да и в долгосрочной перспективе вся аграрная и агропромышленная политика России не может не соответствовать тем глобальным тенденциям, которые наметились на мировых агропродовольственных рынках.

События последнего времени показали, что странам, сделавшим ставку

на дешевый импорт, приходится расплачиваться по очень высокой цене -вплоть до социальных потрясений. В этих условиях гораздо острее встает вопрос обеспечения стабильности на внутреннем рынке продовольствия, основанного на ускоренном развитии отечественного производства. Россия обладает для этого всеми необходимыми природными ресурсами. В стране сосредоточено более 9 % мировой продуктивной пашни, 20 % запасов прес-ной воды, 9 % производства минеральных удобрений и немногим более 2 % мирового населения. Полноценное использование этого потенциала позволит России стабильно обеспечивать население страны продовольствием, усилить свои позиции на мировом рынке зерна и в перспективе стать крупным экспортером отдельных видов животноводческой продукции.

Чтобы реализовать потенциал России, отечественному сельскому хозяйству предстоит развиваться опережающими темпами в сравнении с общемировыми тенденциями. По прогнозам экспертов международных организаций, в России имеются все условия, чтобы в ближайшие десять лет темпы прироста производства зерна и мяса превышали общемировые в 2,5 - 3 раза.

Присоединение России к ВТО, а также происходящие процессы формирования единого экономического пространства на базе Таможенного союза должны оказать дальнейшее позитивное влияние на развитие всего сельского хозяйства и пищевой промышленности России. В противном случае добиваться на протяжении практически 17 лет присоединения к ВТО не имело смысла. По оценкам многих аналитиков, российской делегации на переговорах удалось достичь практически оптимального баланса между защитой интересов отечественных производителей и доступом иностранных компаний на российский рынок. Так, в России общая сумма государственной поддержки сельхозпроизводителей никогда не выходила за пределы 4,4 млрд долл. США. Тем не менее достигнуты договоренности о максимальном уровне разрешенной прямой поддержки сельского хозяйства - «желтая корзина» в объеме 9 млрд долл., который превышает разрешенный России уровень в соответствии со стандартными правилами1. Поддержка же всего агропродоволь-ственного сектора в рамках «зеленой

1 Портанский, А. Восемнадцать лет спустя/А. Портанский//Прямые инвестиции. - 2012. - № 1. - С. 24-27.

корзины» не ограничена, а все основные разделы госпрограммы по сельскому хозяйству как раз и посвящены развитию сельских территорий, инфраструктуры, информационной системы и т. д.

Следует отметить эффективность механизмов ВТО в серьезных кризисных условиях, что подтвердил анализ ситуации последних лет: ни одна страна-член ВТО, несмотря на сложнейшую кризисную ситуацию, не нарушила условий своего членства. Кроме того, в связи с вступлением России в ВТО перед страной открываются новые возможности, в том числе заключение нового соглашения о стратегическом партнерстве с Евросоюзом, срок действия которого истек в 2007 г., вступление в Организацию экономического сотрудничества и развития, снижение ряда ограничительных мер против России. Со вступлением в ВТО наша страна получает право на разрешение торговых споров в соответствии с отработанными механизмами, сможет отстаивать свои интересы, участвуя в переговорах внутри ВТО, приобретет много других преимуществ.

И все же вопрос: «Будут ли трудности?» - остается. Ответит на него время. Но отраслевое сообщество должно подготовиться с наименьшими потерями и максимальной выгодой использовать открывающиеся перспективы. Поэтому 17-18 апреля текущего года в Международной промышленной академии под эгидой Минсельхоза России и Минэкономики России при участии Аграрного Центра МГУ имени М.В. Ломоносова, аграрных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации, ТПП РФ, отраслевых союзов и ассоциаций АПК, НИИ Россельхоз-академии, вузов и СМИ состоится конференция «Вступление России в ВТО: преимущества и риски агропро-довольственного комплекса».

Вывод аналитиков о возможности успешного вхождения России в ВТО связан с пониманием необходимости ускоренной реализации бизнес-программ по введению в оборот новых сельхозугодий и повышению плодородности почвы, развитию селекции и семеноводства, росту урожайности и обеспечению хранения зерна с наименьшими потерями, развитию комплексной переработки сельхозпродукции, расширению ассортимента производимых в стране пищевых продуктов, а значит, и развитию экспортного потенциала России не только в отношении сырья, но и в отношении продуктов его переработки.

Для реализации всех этих достаточно амбициозных планов России необходимо в первую очередь уделить внимание вопросу подготовки, а в ряде случаев и переподготовки кадров, профессионализм и компетенции которых обеспечат дальнейшую модернизацию отраслей. И тогда новой точкой роста отечественного АПК станет не только сырьевой экспорт, но и экспорт продовольствия, тем более что необходимость его увеличения диктует продолжающееся увеличение населения планеты.

Сегодня в МПА работает высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, разрабатываются новые учебные планы и программы, издаются учебники и учебные пособия по различным отраслям пищевой и перерабатывающей промышленности, проводятся прикладные научные исследования. Дальнейшее развитие МПА, как части системы ДПО России, будет ориентировано на расширение инновационной составляющей образовательной и научной областей. Планируется продолжить дальнейшее внедрение в учебный процесс программ модульного и дистанционного обучения.

Реализация инновационного сценария развития академии постепенно приводит к интенсивным структурным сдвигам в пользу высокотехнологичных дисциплин и научных программ.

Структура академии меняется соответственно потребностям отраслей в дополнительном профессиональном образовании специалистов. Созданные при кафедрах образовательные центры подтвердили правильность вектора развития академии. Создав Центр промышленной безопасности, кафедра «Инженерного обеспечения» выделила программы, осуществляемые совместно с Ростехнадзором, прошедшие своевременное лицензирование и аккредитацию, в самостоятельное направление с высокой научной составляющей. При кафедре «Бухгалтерского учета и аудита» многие годы работает Отраслевой учебно-методический центр «Профессиональный бухгалтер». На кафедре «Пищевых производств» эффективно развиваются центры по хлебопекарному и кондитерскому направлениям. Есть и другой положительный опыт выделения отдельных программ в рамках работы кафедр.

Персонификация программ, сужение специализации, оптимизация времени и формата обучения, усиление роли учебных проектов и ра-

бот, обсуждение определенного круга проблем и выработка рекомендаций по их решению - вот небольшой перечень современных подходов к построению обучения специалистов отрасли в академии. В последние годы академия на основе соглашений о сотрудничестве реализует программы корпоративного обучения руководителей и специалистов крупных компаний.

Развитие в МПА программ дополнительного профессионального образования специалистов предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности АПК России и стран СНГ в настоящее время предполагает обучение нескольких основных категорий:

руководители и специалисты компаний и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности АПК России и стран СНГ;

руководители и специалисты региональных органов управления АПК России;

руководители и специалисты органов управления АПК государств-участников СНГ через Международный Центр сотрудничества и координа-

ции деятельности в сфере повышения квалификации руководителей предприятий АПК стран СНГ, положение о котором утверждено 21.12.2007 г. на заседании Межправительственного Совета по АПК государств СНГ;

преподаватели высших учебных заведений России и стран СНГ, реализующих образовательные программы по специальностям и направлениям подготовки для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности АПК России и стран СНГ;

руководители и специалисты других отраслей промышленности и народного хозяйства (строительная индустрия, промышленная безопасность и охрана труда и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, портфель Международной промышленной академии в настоящее время насчитывает 35 лицензированных Рособрнадзором направлений повышения квалификации и профессиональной переподготовки, в рамках которых по блочно-модульному принципу ежегодно реализуется более 120 современных инновационных образовательных кур-

сов и программ различного уровня, в том числе конференций, семинаров, стажировок, мастер-классов и других форм обучения.

Практика показывает, что руководители и специалисты, регулярно приезжающие в академию за новыми знаниями, на деле эффективным развитием бизнеса подтверждают высокий уровень своей квалификации и профессиональные компетенции.

Современный руководитель предприятия или компании в эпоху экономических реформ, стремительной научно-технической революции не может эффективно работать без постоянного обновления знаний, без изучения новых экономических механизмов, информационных и управленческих программ, инноваций в технической и технологической сферах. Все это призвана давать система дополнительного профессионального образования.

Нет предела человеческим знаниям, как и нет предела развитию профессионального образования. У всех, кто занимается этим делом, большое будущее.

«Водительское удостоверение» на право эксплуатации оборудования

Для безопасного управления упаковочным автоматом, как и автомобилем, оператор (водитель) должен иметь необходимую квалификацию. В случае с автомобилем она подтверждается водительским удостоверением соответствующей категории. Для пищевого производства компания Тетра Пак разработала комплексную программу Сертификации операторов упаковочных автоматов.

Её основные задачи:

- комплексная оценка компетентности персонала в вопросах эксплуатации оборудования и качества продукции

- устранение пробелов в знаниях или навыках путём последующего обучения

Результаты:

- повышение уровня квалификации сотрудников

- снижение риска выпуска некачественной продукции

- рост общей эффективности производства

ЗАО Тетра Пак

129226 Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.