Научная статья на тему 'Профессионализм и профессиональное образование в социальном здоровье'

Профессионализм и профессиональное образование в социальном здоровье Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионализм и профессиональное образование в социальном здоровье»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕДЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

УДК 377

С.В. ЖУБАРКИН, М.В. ТИХОМОЛОВ

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ ЗДОРОВЬЕ

В трудах отечественных ученых сущностное понятие таких категорий как профессионализм, профессионал, профессиональная деятельность, личностно-профессиональное развитие трактуется как разностороннее понятие, которое включает совокупность личностно-деловых характеристик, позволяющих эффективно осуществлять социально-значимую деятельность.

Понятие профессионализма специалиста социальной сферы включает совокупность личностно-деловых характеристик, развивающихся в процессе специального образования и позволяющих эффективно осуществлять социально значимую деятельность.

Профессионал - это субъект профессиональной деятельности, обладающий высокими показателями труда.

Профессионализм определяется как результат преодоления индивидуальных ограничений (профессиональных, психофизиологических и аутопсихологических), возникающих при восхождении к мастерству Овладение мастерством происходит в процессе индивидуального опыта, наблюдения, подражания, сопротивления, поиска своего пути, но поддержание его на высоком уровне возможно только в условиях непрерывного самообразования, самоорганизации и самоконтроля.

Среди множества существующих понятий, наиболее полно отражает профессионализм взгляд как на неразрывное единство профессионализма личности и профессионализма деятельности.

В настоящее время в рамках понятия «профессионализм личности» рассматриваются взаимоотношения личности как интегрального качества человека и осуществляемой им профессиональной деятельности.

Профессионализм деятельности - это качественная характеристика субъекта деятельности,

отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность специалиста, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой продуктивностью.

Профессионализм деятельности характеризуется: высокой стабильной продуктивностью или эффективностью деятельности; высоким уровнем квалификации и профессиональной компетентности; оптимальной интенсивностью и напряжённостью труда; высокой точностью и надёжностью деятельности; высокой организованностью; низкой опосредованностью (как зависимости от внешних факторов); креативностью; возможностью развития субъекта труда как личности; направленностью на достижение положительных социально-значимых целей.

В настоящее время ведущие специалисты социальной сферы указывают на несовершенство системы интеграционной подготовки управленческих кадров здравоохранения и образования по вопросам социального здоровья. В соответствии с изменениями в рамках приоритетных национальных проектов «Здравоохранения и образования» актуальность социального здоровья как комплексного, всестороннего, глобального, философского и социологического осмысления преобразований в России [1] имеет основополагающее значение. При содействии межрегионального центра «АКМЕ» в Российском государственном социальном университете в 2007-2008 годах учреждены Федеральная Ассоциация социологов России и институт социального здоровья. Межрегиональный аналитический центр «АКМЕ» Шуйского государственного педагогического университета совместно с Палехским районом Ивановской области с 2008 года выполняет коллективную практическую работу по оцен-

98

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15

© С.В. Жубаркин, М.В. Тихомолов, 2009

Профессионализм и профессиональное образование в социальном здоровье

ке социального здоровья в регионе. Социальное здоровье - это состояние нравственно-психологического, социально-экономического и медикодемографического благополучия региона, города, района. Социальное здоровье является глобальным индикатором работы всех ветвей власти. В практической деятельности Палехского района развитие социального здоровья осуществляется межрегиональным аналитическим центром АКМЕ. Главным объектом исследования является зрелая личность, которая самореализуется в профессиональных достижениях - студент, преподаватель, врач, администратор. Широко распространенный взгляд человека, как на индивида, личность и субъекта деятельности изучается по его разным уровням внутренней организации. Следовательно, акмео-центром и кафедрой здо-ровьесбрегающих технологий в образовании Шуйского госуниверситета важно установить в отдельности разные уровни организации субъекта деятельности.

Высшее образование является необходимым, но не абсолютно достаточным условием формирования оптимального руководителя. При подготовке специалистов социальной медицины в первую очередь встает необходимость не только, и не столько, дать дополнительные знания, сколько развить умения и навыки аналитической интеграции. В связи с наличием большого количества социально-экономических, организационно -методических и психолого-педагогических проблем возрастает необходимость усиления роли дистанционного образования и самообучения. Многообразие и серьезность задач реформирования профессионального образования управленческих кадров здравоохранения определяет острую необходимость развития службы социального здоровья. Однако проблематичность финансирования таких служб на уровне первичного звена и на муниципальном уровне выявляет целесообразность организации акмеологичес-ких центров с участием органов управления социальной сферы, внебюджетных фондов, ассоциаций организаторов здравоохранения и научных обществ специалистов социальной медицины в высших учебных заведениях. Начальным этапом оптимизации профессионального образования кадров социальной медицины сельских районов должно быть акмеологическое согласование требований образования с исполнительной и законодательной властью сельских и поселковых ад-

министраций, внедрение акмеологического сопровождения учебного процесса в виде краткосрочных курсов повышения квалификации, круглых столов, в которых должны присутствовать врачи, педагоги, представители социальных фондов. Администраторы всех ветвей власти, заместители глав администраций, руководители учреждений здравоохранения, директора школ на тематическом цикле дополнительного профессионального образования выступают и в роли преподавателей и слушателей. При этом варианте обновляются содержание и формы работы действующих структур, развитие системы профессионального образования специалистов социального здоровья идет по экономически и социально более выгодному, интенсивному пути.

Необходимой составляющей эффективной образовательной и производственной деятельности по развитию социального здоровья сельского муниципального района является творческий подход к профессиональной деятельности. В современных динамичных условиях способность к гибкому, инновационному мышлению - одно из ведущих профессионально важных качеств руководителя социальной сферы. В данном случае оптимальным является проведение акмеологи-ческих тренинговых программ личностно-профессионального роста специалистов. В их основе положен личностно-ориентированный подход, стимулирующий механизмы саморазвития и самосовершенствования.

Одним из путей оптимизации профессионального образования является создание единой информационной базы в области управления социальным здоровьем, объединяющим возможности лечебно-профилактических, научных, образовательных учреждений. Подобный подход является целесообразным не только с организационно-методических, но и с экономических позиций, поскольку позволяет сделать информацию более профессиональной, полной, своевременной и доступной для всех специалистов социальной сферы сельского района, города, региона.

Библиографический список

1. Толстое С.Н., Карасева Т.В. Профессионализм специалиста социальной медицины / Учебное пособие, рекомендованное УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию.

- Шуя: Издательство «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ»

- 2007 - 334 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 3, 2009

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.