Научная статья на тему 'Профессионализм и профессиональная культура в современных и социологических исследованиях'

Профессионализм и профессиональная культура в современных и социологических исследованиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3876
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL CULTURE / PROFESSIONALISM / PROFESSION / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маслова Татьяна Сергеевна

Статья посвящена рассмотрению профессионализма и профессиональной культуры в современном социологическом дискурсе. Обращается внимание на основные функции профессиональной культуры и ее связь с понятием профессионализма. В анализе профессионализма акцент делается на рассмотрении работ зарубежных социологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professionalism and professional culture in modern sociological research

The article deals with professionalism and professional culture in modern sociological discourse. Special attention is paid to basic functions of professional culture and its connection with the definition of professionalism. The accent is given to the works of foreign sociologists.

Текст научной работы на тему «Профессионализм и профессиональная культура в современных и социологических исследованиях»

УДК 316.3

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННЫХ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Маслова Татьяна Сергеевна

Аспирант Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М.И. Платова, преподаватель технического пожарно-спасательного колледжа имени Героя РФ В.М. Максимчука, г. Москва,

e-mail: t.maslova@mail.ru

Статья посвящена рассмотрению профессионализма и профессиональной культуры в современном социологическом дискурсе. Обращается внимание на основные функции профессиональной культуры и ее связь с понятием профессионализма. В анализе профессионализма акцент делается на рассмотрении работ зарубежных социологов.

PROFESSIONALISM AND PROFESSIONAL CULTURE IN MODERN SOCIOLOGICAL RESEARCH

Tatyana S. Maslova

Post-graduate student, M.I. Platov South-Russian State Technical University, Lecturer of V. M. Maksimchuk Technical Fire and Rescue College, Moscow, e-mail: t.maslova@mail.ru

The article deals with professionalism and professional culture in modern sociological discourse. Special attention is paid to basic functions of professional culture and its connection with the definition of professionalism. The accent is given to the works of foreign sociologists.

Ключевые слова: профессиональная куль- Keywords: professional culture, professional-тура, профессионализм, профессия, профес- ism, profession, professional activity. сиональная деятельность.

В последние десятилетия все больше внимания уделяется осмыслению понятия профессиональной культуры со стороны таких научных направлений, как психология, культурология и социология. Наиболее часто приводимое определение профессиональной культуры

основывается на том или ином виде профессиональной трудовой деятельности. Так, А.И. Кравченко дает следующее определение профессиональной культуры: «Профессиональная культура включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда» [1, с. 57]. По его мнению, профессиональной культурой должен обладать каждый, кто осуществляет ту или иную профессиональную деятельность, вне зависимости от сферы трудовой деятельности (общественный или частный сектор).

Проблемы профессиональной культуры занимали умы ученых, начиная с того времени, как стали формироваться отдельные виды профессиональной деятельности. Уже в древнеиндийских текстах можно обнаружить информацию о том, какими качествами должны обладать жрецы, в эпоху античности складываются представления о специфике профессии воина и ремесленника. Анализ профессиональной культуры в контексте социологии можно проследить, начиная с работ классиков социологической мысли (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс). Различным направлениям исследования профессиональной культуры посвящены научные труды таких ученых, как Т. Питерс, Р. Уотерман (профессиональная культура рассматривается в контексте организационно-управленческой деятельности), Ф. Тейлор, Ф. Фойл (профессиональная культура анализируется в качестве индикатора уровня профессионализма), Г. Минцберг, Д. Мак-кен, Ч. Марджарисон (акцент делается на рассмотрении профессиональной культуры в контексте социальных ролей, выполняемых в процессе трудовой деятельности).

Профессиональная культура объединяет представителей той или иной профессии вне зависимости от того, в какой организации индивиды осуществляют свою профессиональную деятельность, но, несмотря на то что они разделены в пространстве и во времени, они следуют определенным нормам и ценностям, присущим конкретной профессиональной культуре, основными функциями которой являются следующие аспекты:

- формирование ценностей профессии, их поддержание и сохранение;

- выработка нравственных представлений о содержании профессиональной деятельности и их актуализация в повседневных профессиональных практиках;

- трансляция опыта профессионального поведения и ценностей профессии от поколения к поколению;

- формирование социального статуса профессии, ее престижа в обществе;

- создание условий для осуществления профессиональной коммуникации с целью обмена профессиональным опытом и профессиональными достижениями;

- внедрение инновационных знаний в профессиональной области, их распространение в профессиональной среде.

Рассмотрение профессиональной культуры в качестве объекта исследования в последнее время основывается на таких основных направлениях:

- анализ профессиональной культуры как части всей системы культуры [2];

- необходимое условие процесса вторичной социализации личности в ходе получения профессионального образования и формирования профессионального самоопределения [3];

- анализ различных подходов к исследованию профессиональной культуры и ее отличия от других типов культуры [4];

- профессиональная культура как необходимое качество современного специалиста [5].

Поскольку понятие «профессиональная культура» основывается на двух составляющих - профессия и культура, а понятие профессии непосредственным образом связано с осмыслением такой категории, как «профессионализм», то обращение к профессионализму в свете современного тренда «реновации» профессионализма представляется весьма значимым и актуальным. Ученые-социологи отмечают, что «профессионализм означает разные вещи для различных людей» и что в его понимании не существует научного консенсуса [6, с. 2]. Согласно М.В. Петровской, «в современных условиях идея и практика профессионализма изучаются в самых разных направлениях, содержание и сущность которых зависит от научных традиций страны, теоретико-методологической и идеологической базы исследований» [7, с. 47]. В российских социологических исследованиях профессионализм, как правило, рассматривается в двух направлениях: на общественном уровне и на личностном уровне. Если на общественном уровне акцент делается на отношении социума к профессиональной деятельности и профессионалам, на состоянии и направленности подготовки профессиональных кадров, то на личностном уровне акцент переносится на качество подготовки кадров, характер и степень мотивации к осуществлению профессиональной деятельности, духовных ориентаций

специалиста по отношению к профессии, влияние профессионализма на самоутверждение и самореализацию [8].

Во второй половине ХХ в. Хойл рассматривал профессионализм в качестве стратегий и риторики, используемой членами определенной профессии для улучшения статуса, заработной платы и условий труда [10]. Однако в более поздних работах Хойл объясняет профессионализм как термин, используемый для описания улучшений качества профессиональной деятельности [15]. Эта идея прослеживается и в работах других работах зарубежных социологов. Так, например, Сокет рассматривает профессионализм в контексте качества практической профессиональной деятельности и общественного статуса профессии [9], хотя Хойл и ставит под сомнение включение статусной характеристики в определение «нового» профессионализма.

В современном социологическом дискурсе понятие профессионализма в большей степени связывается с исторически меняющимся и социально конструируемым концептом, служащим различным интересам [9]. При этом все больше внимания уделяется идеи «нового профессионализма», фокусирующейся в большей степени на качестве трудовой деятельности, а не на повышении профессионального статуса, из чего следует, что профессионализм состоит из отношения индивида к своей профессии и поведения, которое используется в процессе выполнения профессиональных обязанностей. Хелсби отмечает, что в случае такого подхода профессионалы становятся ключевыми игроками в социальном конструировании профессионализма, принимая (сопротивляясь) внешний контроль и подтверждая (отвергая) свою автономию [13]. Следовательно, можно говорить о том, что акцент делается на ответственности профессионала за выполняемую трудовую деятельность и ее результаты. Такое понимание профессионализма соответствует определенным элементам профессиональной культуры: гомогенности профессиональных ценностей и точек зрения.

Л. Эванс утверждает, что исследование взаимоотношений между профессиональной культурой и профессионализмом релевантно анализу сущности профессионализма, поскольку профессиональная культура составляет большую пропорцию того, что принято считать профессионализмом, связанного с его пониманием в виде качества и характера деятельности индивидов внутри определенной профессиональной группы. Она видит связь профессионализма и профессиональной культуры в том, что они основываются на «идеологическом консенсусе» и разделяемых взглядах по отношению к тому или иному виду профессиональной деятельности [14]. По мнению Эванс, профес-

сионализм является более широким понятием по сравнению с профессиональной культурой, которая есть необходимый элемент профессионализма.

Если профессиональная культура может пониматься как разделяемые идеологии, ценности, общие способы выполнения и отношения к определенной трудовой деятельности, представляя устоявшийся набор убеждений, практик, взаимоотношений, профессионального языка (сленга) и профессиональных символов, отличающих определенную социальную единицу (профессиональную группу) от других профессиональных групп, то профессионализм следует понимать как идентификацию и выражение того, что представляется требуемым и ожидаемым от представителей того или иного профессионального сообщества. То есть профессионализм предполагает «консенсус норм», отождествляемый с профессиональным поведением как на личностном, так и на организационном уровнях [14].

Различие между профессионализмом и профессиональной культурой заключается в том, что профессиональная культура в большей степени основывается на отношении и поведенческих практиках, в то время как профессионализм сосредоточен на функциональных характеристиках трудовой деятельности. Согласно Л. Эванс, профессиональная культура может рассматриваться как коллективное, преимущественно строящееся на отношениях людей к своим профессиональным обязанностям понятие, а профессионализм определяет, как эти отношения воплощаются (функционируют) в контексте выполнения определенной профессиональной деятельности [14]. Она также подчеркивает, что профессиональная культура относится в большей мере к коллективным представлениям, в то время как профессионализм следует анализировать в контексте сингулярности, так как он отражает индивидуальность профессионала, занятого в определенной профессиональной сфере. Данное утверждение соотносится и с мнением российских социологов, которые считают, что «субъектом профессиональной культуры, ее носителем является сформировавшаяся на основе профессии профессиональная группа», способная «продуцировать профессиональные ценности, которые отличаются от ценностей других профессиональных групп» [2, а 252].

Следовательно, профессионализм является тем, что сами индивиды (профессионалы) действительно делают (производят, изобретают и т.д.), а не просто то, что хочет от них правительство, организация или какие-либо другие внешние агенты. При выполнении определенной профессиональной деятельности профессионалы используют свой

профессионализм, который, в свою очередь, находится под влиянием специфической профессиональной культуры, но и она не свободна от воздействия профессионализма. Если нужно достичь успеха в выполнении профессиональных задач, то необходимо принимать во внимание, что любая попытка «навязать» профессионализм профессиональной группе должна быть в согласии с осознанием влияния и природы профессиональной культуры, присущей той или иной группе [14].

Таким образом, можно заключить, что в настоящее время не существует устоявшегося единого мнения в отношении определения профессионализма и его роли в осуществлении профессиональной деятельности, однако нет сомнения в том, что существует взаимозависимость между профессионализмом и профессиональной культурой, где профессионализм в большей степени связан с личностной характеристикой индивида, в то время как профессиональная культура характеризует особенности профессионального поведения, опосредованного устоявшимися нормами, ценностями, убеждениями индивидов, принадлежащих к определенному профессиональному сообществу.

Литература

1. Кравченко А.И. Культорология. М., 2003. 496 с.

2. Лымарь А.Н. Профессиональная культура в системе культуры // Вестник ЮУрГУ. 2006. № 17 (72). C. 251-254.

3. Проблемы профессионального самоопределения молодежи: анализ ценностных ориентаций и профессиональных стратегий : информ.-аналит. отчет по материалам социологического исследования, 2020-2011 гг. Екатеринбург, 2011.

4. Чернец Е.В. Подходы к изучению профессиональной культуры и корпоративной культуры // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 27 (165). C. 160-163.

5. Литвиненко Е.Ю., Сусименко Е.В. Инновационное развитие института образования как основа модернизации экономики и производства // Вестник ЮжноРоссийского государственного технического университета (Новочеркасский политехнический институт). Социально-экономические науки. 2014. № 4. C. 98-101.

6. Fox C.J. What do we mean when we say professionalism? A language usage anal-

References

1. Kravchenko A.I. Kultorologiya. M., 2003.496 p.

2. Lymar A.N. Professionalnaya kultura v sisteme kultury // Vestnik YUURGU. 2006. № 17 (72). P. 251-254.

3. Problemy professionalnogo samoo-predeleniya molodezhi: analiz cennostnykh orientaciyi professional'nykh strategiy : in-form.-analit. otchet po materialam sociolog-icheskogo issledovaniya, 2020-2011 gg. Ekaterinburg, 2011.

4. Chernec E.V. Podkhody k izucheniyu professionalnoy kultury i korporativnoy kultury // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstven-nogo universiteta. 2009. № 27 (165). P. 160163.

5. Litvinenko E.Yu., Susimenko E.V. Innovacionnoe razvitie instituta obrazovaniya kak osnova modernizacii ekonomiki i proizvodstva // Vestnik Yuzhno-Rossiyskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta (Novocherkasskiy politekhnicheskiy institut). Socialno-ekonomicheskie nauki. 2014. № 4. P. 98-101.

6. Fox C.J. What do we mean when we say professionalism? A language usage analy-

ysis for public administration // The American Review of Public Administration. 1992. Vol. 22(1). P. 1-7.

7. Петровская М.В., Семоненко Ю.Ф., Овод В.В. Профессионализм преподавателя военного вуза как междисциплинарный феномен // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2013. № 3-2, т. 9. C. 47-56.

8. Миронова Е.Н. Духовные императивы профессионализма и особенности их реализации в подготовке педагогических кадров в условиях модернизации современного образования (социально-философский анализ) : автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2009. 27 с.

9. Sockett H.T. Teachers for the 21st century: redefining professionalism // NASSP Bulletin. May, 1996. P. 22-29.

10. Hoyle E. Professionality, professionalism and control in teaching // V. Houghton et al. (eds) Management in Education: the Management of Organizations and Individuals. L., 1975.

11. Hoyle E. Teaching: prestige, status and esteem // Educational Management & Administration. 2001. Vol. 29 (2). P. 139-152.

12. Evetts J. Introduction: Trust and professionalism: Challenges and occupational changes // Current sociology. 2006. Vol. 54 (4). P. 515-531.

13. Helsby G. Teachers' construction of professionalism in England in the 1990s // Journal of Education for Teaching. 1995. Vol. 21(3). P. 317-332.

14. Evans L. Professionalism, professionality and the development of educational professionals // British Journal of Educational Studies. 2008. Vol. 56 (1). P. 20-38.

15. Hoyle E., Wallace M. Educational Leadership: Ambiguity, Professionals and Managerialism. L., 2005.

sis for public administration // The American Review of Public Administration. 1992. Vol. 22(1). P. 1-7.

7. Petrovskaya M.V., Semonenko Yu.F., Ovod V.V. Professionalizm prepodavatelya voennogo vuza kak mezhdisciplinarnyy fenomen // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2013. № 3-2, t. 9. P. 47-56.

8. Mironova E.N. Duhovnye imperativy professionalizma i osobennosti ikh realizacii v podgotovke pedagogicheskikh kadrov v usloviyakh modernizacii sovremennogo obrazovaniya (socialno-filosofskiy analiz) : avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. M., 2009. 27 p.

9. Socket H.T. Teachers for the 21st century: redefining professionalism // NASSP Bulletin. May, 1996. P. 22-29.

10. Hoyle E. Professionality, professionalism and control in teaching // V. Houghton et. al. (eds) Management in Education: the Management of Organizations and Individuals. L., 1975.

11. Hoyle E. Teaching: prestige, status and esteem // Educational Management & Administration. 2001. Vol. 29 (2). P. 139-152.

12. Evetts J. Introduction: Trust and professionalism: Challenges and occupational changes // Current sociology. 2006. Vol. 54 (4). P. 515-531.

13. Helsby G. Teachers' construction of professionalism in England in the 1990s // Journal of Education for Teaching. 1995. Vol. 21(3). P. 317-332.

14. Evans L. Professionalism, professionali-ty and the development of educational professionals // British Journal of Educational Studies. 2008. Vol. 56 (1). P. 20-38.

15. Hoyle E., Wallace M. Educational Leadership: Ambiguity, Professionals and Managerialism. L., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.