Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной культуры учителя в британской системе образования'

Формирование коммуникативной культуры учителя в британской системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УЧИТЕЛЬ / БРИТАНСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / COMMUNICATION CULTURE / PEDAGOGICAL COMMUNICATION / COMMUNICATIVE-ORIENTED TEACHER / BRITISH EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Есипов М. А.

В статье рассмотрены особенности формирования коммуникативной культуры педагога в британской образовательной системе, описаны роли и функции коммуникативно ориентированного учителя, а также критерии для определения уровня культуры педагогического общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of teacher’s communication culture in the British education system

The peculiarities of the British teacher’s communicative culture formation are considered in this article. The roles and functions of a communicative-oriented teacher are described, as well as the criteria for specifying the level of pedagogical communication culture.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной культуры учителя в британской системе образования»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 371.123

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ В БРИТАНСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

© М. А. ЕСИПОВ Московский государственный областной университет, кафедра педагогики e-mail: [email protected]

Есипов М. А. - Формирование коммуникативной культуры учителя в британской системе образования // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 769-773. - В статье рассмотрены особенности формирования коммуникативной культуры педагога в британской образовательной системе, описаны роли и функции коммуникативно-ориентированного учителя, а также критерии для определения уровня культуры педагогического общения.

Ключевые слова: коммуникативная культура, педагогическое общение, коммуникативно-ориентированный учитель, британская система образования.

Yesipov M. A. - Formation of teacher’s communication culture in the British education system // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 769-773. - The peculiarities of the British teacher’s communicative culture formation are considered in this article. The roles and functions of a communicative-oriented teacher are described, as well as the criteria for specifying the level of pedagogical communication culture.

Keywords: communication culture, pedagogical communication, communicative-oriented teacher, British education system.

Историко-педагогические источники свидетельствуют, что, несмотря на сложность и востребованность педагогической профессии, деятельность учителя долгое время оставалась за рамками понятия «профессионал» [7, с. 272-280; 15]. Однако такое явление, как «коммуникативная культура учителя» уже в начале 70-х годов ХХ века широко изучалась социологами и была отмечена разнообразными теориями и подходами. В 1976 году педагог-исследователь Р. Дингволл пришел к выводу, что толкование понятия коммуникативной культуры учителя сводится лишь к тому, что о ней думают и говорят социологи [5].

По мнению ведущих педагогов Великобритании, коммуникативная деятельность учителя неразрывно связана с его коммуникативным развитием, ролью и функцией в процессе обучения, с формированием творчества, компетентности и профессионализма педагога [13, с. 198-207].

Анализ исследования шотландского ученого Гордона Кирка [9] позволил выделить шесть основных принципов, которые предоставляют профессии учителя социально-культурный статус.

1. Обучение - это чрезвычайно важное социальное явление. Педагог не является источником человеческой мудрости, культуры и интеллектуального наследия, но он, без сомнения, должен уметь использовать

вышеперечисленные ценности. Педагог несет ответственность за уровень обучения и развития тех знаний и моральных ценностей, которые ценятся в обществе. Учителя по своему назначению помогают другим найти путь к пониманию человеческих сомнений, запросов, рефлексий или догадок. Такая задача не уникальна, но она, несомненно, является жизненно важной.

2. Обучение основывается на всестороннем понимании теории. Педагоги-исследователи утверждают, что профессионализм зиждется на теоретических знаниях и понимании принципов, которые формируются непосредственно в период обучения.

3. Обучение - это процесс соревновательный, дискуссионный. Существует много разнообразных взглядов на цели и методы обучения, имеется значительное количество исследований, отчетов и публикаций, цель которых - найти пути и возможности эффективного обучения. В любом случае, теория или гипотеза, которая касается эффективности обучения, должна быть испытана в классе.

4. Обучение нуждается в критической оценке. Рассматривая деятельность учителя как профессионала, нужно исходить из его умения критически оценивать свою деятельность.

5. Обучение само по себе не может быть статичным или рутинным. ученики вносят в образователь-

ный процесс элемент непредвиденности, и обязанность педагога - направить этот элемент в необходимое, полезное русло.

6. Обучение - это целеустремленное желание развиваться. Механизм образовательной системы основывается на понимании коммуникативной деятельности учителя, на его культурных ценностях в непрерывно изменяющемся мире.

Шесть вышеуказанных принципов тесно взаимосвязаны; они обеспечивают активную деятельность, в которой отмечается разносторонняя роль педагога -как в стенах школы, так и за ее пределами - и которая характеризуется наличием у учителя определенных обязанностей, ответственности за свою работу, а также его стремлением к самоконтролю и непрерывному профессиональному развитию.

г. кирк, размышляя об обязанностях педагога, указывает следующие:

- составление и развитие учебного плана;

- оценивание работы учеников, фиксирование результатов и извещение учеников о полученных отметках;

- извещение родителей или опекунов об успехах учащихся;

- обеспечение дисциплины и безопасности в классе;

- участие в решении организационных вопросов школы;

- содействие развитию коллег и студентов-практикантов;

- качественная подготовка к лекциям и практическим занятиям;

- участие в подготовке учеников к экзаменам.

Отмечается, что к коммуникативной деятельности педагога общество выдвигает повышенные моральные требования. Профессия учителя является не только творческой; она в значительной степени нуждается в прямом взаимодействии с детьми, подростками, молодежью - будущим государства [9, с. 87].

Таким образом, шотландский исследователь делает вывод, что профессионалом называют специалиста, который на высоком уровне овладел коммуникативной деятельностью. Это тот, «кто сознательно изменяется и развивается с приобретением опыта; человек, который вносит свой индивидуальный творческий вклад в профессию; человек, который нашел свое личное предназначение; тот, кто стимулирует интерес к результатам своей коммуникативной деятельности и повышает престиж своей профессии в обществе».

коммуникативно-ориентированный педагог отличается, прежде всего, своим отношением к коллегам, студентам и другим окружающим его людям. Он всегда ищет ключ к взаимопониманию и использует его в собственной деятельности. Такой учитель «больше заботится о людях и их реакции, чем о вещах и событиях; стремится понять чувства и эмоциональное состояние своих учеников, доверяет им, всегда дружелюбно и с уважением относится к другим; никогда не унижает чужого достоинства, воспринимает учеников как лич-

ностей, которые находятся в постоянном творческом и динамическом развитии» [9, с. 16].

Обобщение взглядов ведущих британских ученых позволило установить такие важные характеристики коммуникативно-ориентированного педагога, как независимость в суждениях, способность к развитию собственной философии, обучение на основе приобретенного опыта, интерес к методической и научно-педагогической литературе, активное участие в научных исследованиях, составлении учебных планов, написании отчетов и статей.

Анализ шотландской историко-педагогической литературы показал, что в 1974 году Е. Хойл и П. джон [8] впервые использовали термин «ограниченный учитель», подразумевая под ним педагога, не способного видеть дальше стен класса, что, по сути, серьезно ограничивает его коммуникативную деятельность. Такому педагогу противопоставляется учитель-профессионал, который полагается на свою коммуникативную компетенцию, знания и опыт, использует искусство общения как в классе, так и за его пределами, что в конечном итоге вызывает у него чувство профессионального удовлетворения от качественно выполненной работы.

учитель-профессионал, в отличие от «ограниченного учителя», играет несколько «ролей». Шотландские исследователи останавливаются на трех наиболее важных. Первая роль касается соответствия образовательного процесса учебному плану, в основе чего лежит планирование и результат деятельности учителя. Вторая роль заключается в оценке достижений учащихся: обучение не может считаться успешным, если работа учеников оценивается нерегулярно. Без сомнения, учитель может иметь представление о том, насколько хорошо усвоен учебный материал, однако без проведения тестирований, опросов, экзаменов невозможно точно определить уровень знания и понимания предмета учащимися. и наконец, третья роль соотносится с пониманием того факта, что учитель выступает не только как индивидуальный профессионал-практик, но и как сотрудник школы, колледжа или университета. Прежде всего, такая роль учителя связана с дисциплиной и правилами поведения в классе, рамки которого устанавливаются дисциплинарным кодексом, специально разработанным в каждом отдельно взятом учебном заведении [8].

установлено, что английские и шотландские исследователи уделяют значительное внимание роли и функциям учителя в учебно-организационном процессе. Так, дж. Робсон и Б. Бэйли отмечают, что роль и функции коммуникативно-ориентированного педагога характеризуются знанием предмета и педагогическим мастерством учителя, его способностью обучать. Среди них выделяются следующие функции [13, с. 198-203]:

1) учитель-руководитель: управляет процессом коммуникации, вовлекая в него как отдельных учеников, так и группу;

2) учитель-наблюдатель: эффективность коммуникативного взаимодействия зависит от его способности распознавать поведение и реакцию учащихся;

3) учитель-диагност: выявляет сильные и слабые стороны личности учеников, эффективно использует коммуникативные методы, которые соотносятся со способностями учащихся;

4) учитель-наставник: необходима правильная постановка учебных целей в соответствии с содержанием учебного плана и программы обучения;

5) учитель-организатор: организует учебный процесс, который определяется рамками учебного плана;

6) учитель-инициатор: выбирает соответствующий учебный материал, определяет тему и план урока, подбирает индивидуальную программу;

7) учитель-методист: важен такой аспект педагогической деятельности, когда учитель является посредником между отдельным учащимся и группой;

8) учитель-мотиватор: данная функция заключается в поддержании у учеников интереса к обучению;

9) учитель-консультант, помогает учащимся в решении целого ряда проблем: личных, социальных, эмоциональных;

10) учитель-эксперт: коммуникативный аспект педагогической работы деятельности позволяет учителю оценивать способности учеников, их результаты и прогресс в обучении.

На наш взгляд, такая классификация наглядно демонстрирует всестороннюю поддержку учебновоспитательного процесса учителем, который одновременно выступает в роли руководителя, наблюдателя, организатора, наставника, инициатора, мотиватора, методиста, консультанта, диагноста и эксперта. Функции учителя реализуются в структуре педагогической деятельности - в обучении, воспитании, общении, в раскрытии личности педагога и уровня его коммуникативного развития, при этом роль изменяется в зависимости от решаемых задач.

Анализ литературных источников [1-4; 6; 7; 9-12; 14] позволил нам сформулировать критерии, показатели и уровни сформированности коммуникативной культуры британского учителя. критерии мы определили, исходя из уровня мотивационноценностной, операционно-технологической и оценочно-рефлексивной подготовки к педагогическому общению. каждый из выделенных критериев характеризуется соответствующими показателями и уровнями развития коммуникативной культуры. Эти данные представлены на рис. 1.

как следует из рис. 1, показателями качества мотивационно-ценностной подготовки учителя являются осознание им важности педагогического общения в профессиональной деятельности и в процессе формирования личности учащихся, наличие у него собственной профессиональной позиции, профессионального идеала в сфере педагогического общения и осознанности путей его достижения, а также потребности в самосовершенствовании. Операционнотехнологическая подготовка будущего учителя к педагогическому общению определяется его овладением такими компетенциями, как коммуникация, интеракция и перцепция. Качество оценочно-рефлексивной подготовки учителя к педагогическому общению

характеризуется наличием у него объективной оценки сформированности собственной коммуникативной культуры, развитием соответствующих умений и способностью разработать программу самосовершенствования в сфере педагогического общения.

Будущие учителя с начальным уровнем развития коммуникативной культуры имеют поверхностные, основанные на прошлом ученическом опыте представления о педагогическом общении, его особенностях и формах организации; у них не сформирована профессиональная позиция, отсутствует коммуникативный идеал; они не осознают значимости педагогического общения в профессиональной деятельности учителя. У таких студентов отмечен низкий уровень развития культуры речи и коммуникативной толерантности, а также не сформированы коммуникативные, интерактивные и перцептивные способности, умения и навыки. Непосредственное общение в ученическом и педагогическом коллективах вызывает у таких студентов большие осложнения, сопровождается недоразумениями, неконструктивными конфликтами, отсутствием контакта, взаимопонимания и сотрудничества с собеседниками. Они неспособны объективно оценить свой коммуникативный уровень и смоделировать программу самосовершенствования в сфере педагогического общения, поскольку слабо осознают пути его осуществления.

Достаточный уровень сформированности коммуникативной культуры характеризует студентов, которым присущи следующие характеристики: наличие общих представлений о педагогической коммуникации, ее особенностях и организационной культуре; осознание собственной профессиональной позиции и идеала в плоскости коммуникативной культуры; понимание важности педагогического общения в профессиональной деятельности учителя и формировании личности ученика. У данной категории студентов выявлен достаточный уровень развития культуры речи, коммуникативной толерантности, коммуникативных, интерактивных, перцептивных способностей, умений и навыков; ими сформирована потребность в коммуникативном самосовершенствовании, осознаны возможные пути развития в данном направлении. Они способны объективно оценить уровень собственной коммуникативной культуры и смоделировать программу самосовершенствования, однако не могут реализовать ее на практике из-за низкого уровня самоконтроля и преимущественно репродуктивного характера коммуникативной деятельности. Нетипичные, непредсказуемые ситуации общения в реальном образовательном пространстве зачастую вызывают у таких студентов определенные осложнения, хотя в дальнейшем, как правило, успешно ими преодолеваются.

Высокий уровень сформированности коммуникативной культуры преобладает у студентов, которые имеют собственную профессиональную позицию, основанную на гуманистических принципах, любви к детям, чувстве уважения, чести и достоинстве; у них сформировано комплексное представление о педагогическом общении, его особенностях, организацион-

ной культуре; осознаются и соблюдаются требования к личности учителя в педагогическом общении; отмечен высокий уровень развития культуры речи, коммуникативной толерантности, коммуникативных, интерактивных и перцептивных способностей, умений и навыков. Такие студенты имеют высокую способность к самоанализу и самокритике в педагогическом общении, поскольку хорошо осознают пути его осуществления; способны реализовать на практике самостоятельно смоделированную программу личностного и профессионального самосовершенствования; понимают особенное значение педагогического общения в деятельности учителя, его влияние на становление общепрофессиональной культуры педагога. Педагогическое общение признается ими как могучее средство формирования личности ученика, поэтому в качестве девиза профессиональной деятельности ими используется следующий принцип: «через гуманизм педагога - к гуманизму образования». В процессе общения

такие учителя легко смогут установить контакт с учениками, создать позитивный психологический климат в группе, обеспечить условия для личностного роста и самовыражения учащихся, наладить с ними сотрудничество на основе партнерства и взаимоуважения, предупредить конфликты.

На основании изучения литературных источников, указанных в библиографии к данной статье, мы пришли к заключению, что одним из важнейших показателей профессиональной компетентности британского учителя является уровень его коммуникативной культуры, которая определяет успешность педагогической деятельности, существенно отражается на формировании личностных качеств учеников, развивает самосознание и познавательную деятельность. Таким образом, уровень сформированности коммуникативной культуры у студентов - будущих учителей в значительной мере влияет на их готовность к высокопрофессиональному общению с учениками.

Уровни сформированности культуры педагогического общения

Начальный Достаточный Высокий

Рис. 1. Критерии, показатели и уровни сформированности коммуникативной культуры учителя в британской системе образования

Анализ разнообразных точек зрения британских ученых позволил нам сделать вывод о том, что в Великобритании понятие «педагогическая профессия» не просто дает представление о роде занятий человека, а имеет социально-сконструированное, динамическое содержание, которое отражает позиции и взгляды представителей различных социальных групп. Отличия традиционного педагога от учителя-профессионала, способного реализовать личностно-ориентированный, творческий подход к обучению, являются принципиальными в британской системе образования.

Понятие «коммуникативная культура педагога» в Великобритании олицетворяет систему идей и коллективных символов, которая направлена на передачу знаний от учителя к ученику, и качество этих знаний напрямую зависит от уровня профессионализма педагога. Поэтому проблема формирования коммуникативной культуры британского учителя является чрезвычайно важной как с теоретической, так и с практической точки зрения.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Baker M. J. A Model for Negotiation in Teaching-learning Dialogues // Journal of Artificial Intelligence in Education. 1994. № 5(2). P. 199-254.

2. Biggs J. Teaching for Quality Learning at University. Buckingham: Open University Press, 1999. 167 p.

3. Cohen L., Manion L., Morrison K. A Guide to Teaching Practice. London & New York: RoutledgeFalmer, 2004. 460 p.

4. Dierenfield R. Classroom Disruption in English Teacher Education / Macalester College Education Department. St. Paul, Minnesota, 1992. 314 p.

5. Dingwall R. Accomplishing Profession // The Sociological Review. Vol. 24 (2), 1976. P. 341-349.

6. Halstead V. Teacher Education in England: Analysing Change through Scenario Thinking // European Journal of Teacher Education. Vol. 26 (1), 2003. P. 63-75.

7. Helsby G. Teacher Professionalism in England. Cheltenham: Higher Education Statistics Agency, 2004. 286 p.

8. Hoyle E., John P. Professional Knowledge and Professional Practice. London: Cassell, 1995. 135 p.

9. Kirk G. Teacher Education and Professional Development. Edinburgh: Scottish Academic Press, 1988. 342 p.

10. McCullogh G., Helsby G., Knight P. The Politics of Professionalism: Teachers and the Curriculum. London: Continuum, 2000. 390 p.

11. Morrison K. Complexity Theory. London: RoutledgeFalmer, 2002. 117 p.

12. Pask G. Conversational Techniques in the Study and Practice of Education // British Journal of Educational Psychology. 1976. № 46. P. 12-25.

13. Robson J., Bailey B. Introduction: Contextualizing Professional Development in the New Sector // The Professional FE Teacher. Aldershot: Avebury, 1996. 215 p.

14. Robson J. Teacher Professionalism in Further and Higher Education: Challenges to Culture and Practice. London: Routledge, 2006. 164 p.

15. Sockett H. Teacher Morality and Professionalism in His Activity // Times Higher Educational Supplement. London, 2004. P. 87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.