Научная статья на тему 'Профессионально-личностное развитие учителя в Англии и Финляндии на современном этапе'

Профессионально-личностное развитие учителя в Англии и Финляндии на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ УЧИТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондаренко Елена Николаевна

Рассматриваются профессиональные качества современного учителя, анализируются различные подходы финляндских и английских ученых-педагогов к вопросу характерологической оценки категории учителей, обладающих профессионализмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS IN ENGLAND AND FINLAND UPDATE

The paper concerns the issues of professional qualities of modern teachers, different approaches to this problem of English and Finnish scientists to the issue of assessment of professionalism level with teachers.

Текст научной работы на тему «Профессионально-личностное развитие учителя в Англии и Финляндии на современном этапе»

УДК 378

Е.Н. БОНДАРЕНКО

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЯ В АНГЛИИ И ФИНЛЯНДИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Рассматриваются профессиональные качества современного учителя, анализируются различные подходы финляндских и английских ученых-педагогов к вопросу характерологической оценки категории учителей, обладающих профессионализмом.

Ключевые слова: профессия учителя, профессионализм, современная система образования, личность, ценностные установки, педагогическая деятельность, профессиональная подготовка.

Введение. Сфера формирования личности - это прежде всего мир активного межличностного взаимообмена, где каждый участник обладает не только своим «пространством общения», но и четко обозначенным полем притяжения и отталкивания в процессе коммуникации. Социально-личностные свойства школьного педагога играют первостепенную роль, их можно рассматривать как своеобразные составляющие профессиональной деятельности школьного учителя, как важнейшие условия положительного или отрицательного ее баланса.

В ряде работ английских ученых в качестве важнейшего условия гуманизации общественного воспитания выдвигается понятие, названное «качеством педагогического персонала» [1, с. 132]. Очевидно, что чем оно выше, тем эффективнее становится школьная социализация детей и молодежи, улучшаются конкретные результаты обучения и воспитания. Этот тезис является своеобразной точкой отсчета для рассмотрения данных исследований, в которых выявлена категория учителей, отличающихся высоким профессионализмом, что обеспечивает эффективность работы школы. Характерологическая оценка данной категории учителей следующая:

- высокая общая, профессионально-педагогическая культура и эрудиция, в основе которых лежит усвоение ценностей национальной и мировой культуры;

- творческий стиль педагогической деятельности, потребность в постоянном самосовершенствовании своего педа-

гогического мастерства; знание учебного предмета и методики его преподавания;

- любовь к детям, понимание их индивидуальных особенностей, потребность и готовность сотрудничать с ними, с молодежными организациями, группами и объединениями;

- наличие нравственно-эстетического идеала как критерия оценки окружающего мира и себя в нем, в единстве с природной средой, с потребностями самосовершенствования [2].

В исследовании английских педагогов В. Харриса и П. Мэхони «Практический ракурс проблемы: опыт педагогического колледжа Голдсмиф» профессиональные качества современного учителя, например, характеризуются следующим образом: «Учитель, удовлетворяющий требованиям современной системы образования, - это носитель этнокультуры своей нации, человечества, просвещения, творец условий, необходимых для самореализации растущей личности. Ведущими ценностными установками учителя должны быть: во-первых, убежденность в том, что педагогическая деятельность является лучшей сферой самовыражения, приложения своих сил и способностей; во-вторых, получение удовлетворения от постоянного общения с детьми; в-третьих, признание личности воспитуемого высшей ценностью, во имя которой приобретаются профессиональные знания, формируется характер учителя» [3].

Профессиональное самосовершенствование учителя в работах английских учителей-практиков и ученых А. Миллет «Качество взаимодействия социологии и педагогики» и Дж. Блейз «Руководство различными аспектами работы учителей в школе» определяется основными направлениями и видами (рис. 1) [4, с. 100].

Существует три вида профессионального самосовершенствования английского учителя (личностное, профессионально-теоретическое, профессионально-практическое) и три направления процесса самосовершенствования английского учителя-индивида как личности, профессионала-теоретика (широкое понятие, включающее в себя постоянное стремление к приобретению профессиональных знаний, совершенствованию умений, навыков) и учителя-практика как организатора учебного процесса (узкое понятие, предполагающее конкретное применение приобретенных знаний на практике). К основным потребностям профессионального совершенствования английского учи-

теля относятся: индивидуально-личностные (непрофессиональные); профессиональные (карьера, долгосрочные образовательные потребности); содержательные (активный запас знаний, потребность в навыках) [5].

<

СО

О

со

Личностное

(кругозор, намерения, предварительная оценка)

<

СО

О

со

со

о

о

о

|_

о

<

О

о

о

ш

е

о

съ

е

о

е

ч

>

Профессионально-

теоретическое

(продолжительное, связанное с профессиональным обучением и совершенствованием)

СО

О

о

о

о

о

о

е

о

со

<

а

р

Профессионально-

практическое

(непосредственное управление классом, знания, умения, навыки, опыт работы)

са

ч

>

Рис. 1. Профессиональное самосовершенствование английских учителей

Английский ученый П. Бродфут предложил «рабочую модель» по стадиям карьеры преподавателей, которая идентифицирует три широких категории влияния на развитие преподавателя: цикл карьеры, личную окружающую среду и организационную окружающую среду [6].

П. Бродфут предлагает персонифицированные системы поддержки для преподавателей на различных стадиях их карьеры и утверждает, что профессиональное развитие центрально по отношению к личным потребностям преподавателей, а социальное изучение динамично среди коллег в организации, которая является необходимой в развития преподавателей.

Исследование стадий карьеры связано с планированием познавательного развития. Например, стремление преподавателей быть вовлеченными в развитие штата нашло корреляцию с периодом их жизни и циклом карьеры, а также со стадией познавательного развития. Выводы относительно ответов преподавателей, участвовавших в исследованиях проекта, связанные с (0 их историей жизни; (И) стабильностью в их жизни; (ш) важностью личного развития и целей карьеры; (V текущих «критических» или ключевых вопросов, следующие: возраст не обеспечивает достаточную информацию относительно определения цикла карьеры преподавателя, периода в его жизни, стадии развития.

Особое внивание, на наш взгляд, необходимо уделять интеллектуальным и эмоциональным потребностям развития преподавателей. «Зрелость эго» выражается в поддержании своих знаний, что является центральным в хорошем преподавании.

Исследования, проведенные нами, показали, что взрослые проходят через различные стадии, связанные с их развитием, различными способами в разное время в различных обстоятельствах. Циклы ускоренного развития вызваны внутренними или внешними факторами. Эти критические стадии в профессиональных биографиях преподавателей представляют кульминацию процесса принятия решения, размышление индивидуума о свое карьере

Модели развития преподавателя, которые учитывают специфические потребности при специфической линейной карьере, относятся к обязанностям, потребностям, принимающим во внимание исторические, организационные контексты, культуру, в которых расположены стадии познавательного и эмоционального развития. Некоторые преподаватели не могут иметь организованного, непрерывного

последовательного опыта. Они планируют специфические возможности изучения - формальный и неофициальный - на «значительных» стадиях карьеры. Такие преподаватели, наиболее вероятно, будут находиться в готовности размышлять систематически над своей практикой, готовиться к новой роли. Однако во всех этих обстоятельствах успех или неудача будут под влиянием многих факторов.

Понятие «фактор» трактуется как «причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты». В контексте работ английских ученых под факторами, влияющими на формирование профессионализма английского учителя, понимаются причины или движущие силы, способствующие формированию будущего специалиста. Факторы, определяющие профессиональное развитие будущего английского педагога, подразделяются английскими учеными на девять взаимовлияющих групп (рис. 2) [7, с. 97-100].

Рис. 2. Факторы, влияющие на профессиональное становление английского учителя

В настоящее время совершенствование системы профессио-

нальной подготовки английского учителя все более связывается с возрастанием роли личности педагога, ориентированием учебно-воспитательного процесса в высшей английской педагогической школе на изменение духовных ценностей, на формирование тех качеств личности учителя, которые ему необходимы в будущей практической деятельности.

В педагогической литературе педагогов Финляндии профессионализм педагога - понятие, обозначающее профессиональный статус и престиж, который относится к обязанностям преподавателей управлять и развивать их собственное знание и действия для обслуживания их клиентов. Например, Ханлон М. предлагает, что «профессионализм - переменчивое, а не конкретное явление» и определяет профессионалов в группы. При этом он утверждает, что такие группы далеки от того, чтобы быть гомогенным, как охарактеризовано в классической теории. Они поддерживают традиционное «социальное обслуживание» и принимают более новый «коммерциализированный профессионализм» с акцентом на организаторские и финансовые навыки, необходимые для профессиональной жизни в постсовременную

эру [8].

Поскольку повышение качества преподавания зависит от педагогического мастерства самого учителя, то его преданность (увлеченность) ей зависит в целом от личностной мотивации. Результат обучения качественной профессиональной компетентности лежит в плоскости повышения уровня начальной (минимальной) компетентности обучаемого учителя. Иначе говоря, для личностной и творческой самореализации человека прежде всего необходима его мотивация, о чем много писал в своих работах А. Маслоу.

Итак, проблема профессионального развития учителей в процессе их профессиональной подготовки - сложная и многогранная задача, требующая глубокого теоретического осмысления. Практика последних лет показывает четкую эволюцию профессии учителя. Для того чтобы соответствовать изменениям, происходящим в сфере образования, учитель должен перейти из статуса исполнителя в статус профессионала.

Современные учителя должны быть подготовлены к жизни в контексте общезначимых человеческих ценностей. Устойчивое систематическое развитие - это появление новых учебников, нормативных дидактических моделей обучения, появляющиеся в результате анализа текущей педагогической действительности. Развитие карьеры

отдельного учителя определяется задуманными вне его изменениями в учебном плане, влиянием новых технологий, новыми обязанностями, переменами в личной жизни. Доказана необходимость непрерывности процесса обучения в ходе начальной подготовки и последующего профессионального развития, направленного на активизацию внутреннего потенциала личности, а также на совершенствование ее самомотивирующей и интеллектуальной деятельности.

Выводы. Таким образом, в настоящее время ведущими педагогами мира выделяются следующие направления профессиональной подготовки современного учителя:

- приобретение специальных педагогических знаний (расширение когнитивного компонента интеллектуальной подготовки педагога);

- формирование нравственно-эстетического идеала как критерия оценки окружающего мира и себя в нем в единстве с природной средой, с потребностями самосовершенствования;

- формирование целостной личности в процессе обучения;

- гуманистическая направленность образования;

- пересмотр содержания, форм и методов профессиональной подготовки;

- разработка новых технологий профессиональной подготовки, отражающих уровень, достигнутый современными науками, индивидуализацию, передовой опыт.

Библиографический список

1. Carlgren L. On teachers' practical reasoning and professional knowledge: Considering conceptions of context in teachers' thinking / Teaching and Teacher Education, 1991. - 516 p.

2. McCulloch G., Helsby G., Knight P. The politics of professionalism.- London, Continuum, 2000. - 345 р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Mahony P., Harris V. Profiling in practice: the Goldsmiths' experience. Developing Competent Teachers: Case studies in Specifying, Assessing and Reporting on Competences in Initial Teacher Education. - London, 2001. - 296 p.

4. Millet A. Pedagogy - the last corner of the secret garden. King's Annual Education Lecture, King's College London, 1996. - 195 p.

5. Nixon J., Martin J., McKeown P., Ranson S. Towards a learning profession: changing codes of occupational practice within the new management of education. //British Journal of Sociology of Education, 18, 2005. - P.5-28.

6. Broadfoot P. Empowerment or performativity? Assessment policy in the late twentieth century. // R. Phillips & J. Furlong (Eds) Education, reform and the state . - London, Routledge Falmer, 2003.-231 p.

7. Corrigan D. Creating collaborative systems: Implications for Intel professional partnerships in teacher education / Children and Youth at Risk and Urban Education: Research Policy and Practice. - Leuven-Apeldoom, Garant Publishers, 1997. -234 p.

8. Kohonen V. New teacher professionalism and collegial school culture: empirical findings of an action research project. /E.Kimonen (Ed.) Curriculum approaches Qyvaskyla, Department of Teacher Education and Institute for Educational Research. -University of Jyvaskyla, 2003.

Материал поступил в редакцию 07.07.08.

A.BANDARENKA INDIVIDUAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS IN ENGLAND AND FINLAND UPDATE

The paper concerns the issues of professional qualities of modern teachers, different approaches to this problem of English and Finnish scientists to the issue of assessment of professionalism level with teachers.

БОНДАРЕНКО Елена Николаевна, кандидат педагогических наук (2003), доцент (2005) Международного института трудовых и социальных отношений. Окончила Минский государственный лингвистический университет (1997).

Область научных интересов: сравнительная педагогика (высшее образование, педагогическое образование), методика преподавания иностранных языков.

Общее количество публикаций - 71, в том числе три монографии и

пять учебно-методических пособий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.