Научная статья на тему 'Профессионализм библиотечно-информационных специалистов в формировании детского чтения: состояние, перспективы развития'

Профессионализм библиотечно-информационных специалистов в формировании детского чтения: состояние, перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / LIBRARY MEDIA SPECIALIST / EDUCATION / KIDS READING / PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булычева А. А., Григорькина Н. А.

В статье рассмотрено профессионализм как основа мастерства библиотечно-информационных специалистов, образовательная деятельность и система повышения квалификации, соответствующая целям и задачам работы библиотек в формировании детского чтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROFESSIONALISM OF LIBRARY AND INFORMATION PROFESSIONALS IN SHAPING CHILDREN''S READING: THE STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

The article describes professionalism as the basis of mastery of library and information professionals, educational activities and the system of professional development related goals and objectives of libraries in shaping children's reading.

Текст научной работы на тему «Профессионализм библиотечно-информационных специалистов в формировании детского чтения: состояние, перспективы развития»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / PEDAGOGY

Булычева А.А. \ Григорькина Н.А. 2

'Доцент, МордГУ им. Н. П. Огарёва, 2зам. директора,

Мордовская республиканская детская библиотека

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ: СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация

В статье рассмотрено - профессионализм как основа мастерства библиотечно-информационных специалистов, образовательная деятельность и система повышения квалификации, соответствующая целям и задачам работы библиотек в формировании детского чтения.

Ключевые слова: библиотечно-информационный специалист, образование, детское чтение, профессионализм.

Bulycheva A.A. Cricorkina N.A. 2

'Associate Professor, Mongu them. N.P. Ogarev, 2Deputy Director,

Mordovian Republican children's library

THE PROFESSIONALISM OF LIBRARY AND INFORMATION PROFESSIONALS IN SHAPING CHILDREN’S READING: THE STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Abstract

The article describes professionalism as the basis of mastery of library and information professionals, educational activities and the system ofprofessional development related goals and objectives of libraries in shaping children's reading.

Keywords: library media specialist, education, kids reading, professionalism.

В XXI в. первостепенное значение приобретает ориентация на развитие личности растущего человека. Формирование духовной культуры личности в России всегда осуществлялось через чтение. Современные детские библиотеки располагают большими возможностями для осуществления целей и задач воспитания и образования подрастающего поколения. Библиотекари-профессионалы видят истоки духовного возрождения нации в книге, библиотеке, читающем ребенке. В библиотеках создаются условия для постижения всех богатств мировой культуры, для творческого развития и самовыражения читателей, формирования информационной культуры, разрабатываются и реализуются различные программы и проекты. Проблема целостного, гармонического развития личности - это проблема, которая всегда стояла перед человечеством и которая требует к себе особого внимания в современный период.

Библиотека располагает большими возможностями для формирования у ребенка устойчивого интереса к чтению. Направления, формы, методы работы с детьми в библиотеке разнообразны. Их специфика определяется особенностями возраста. Наиболее эффективными являются творческие, игровые формы и методы работы, широкое привлечение средств массовой информации, разных видов искусства в пропаганде книги и чтения. Только активное приобщение к чтению, формирование и развитие индивидуальных потребностей и интересов может стать фундаментом дальнейшего воспитания культурного, творческого читателя.

В настоящий период возрастает роль детских библиотек не только в работе с детьми, но и с родителями, воспитателями, учителями и другими близкими людьми, окружающими ребенка. В связи с этим, формируются новые профессиональные требования, предъявляемые к библиотечным работникам. Библиотечные кадры - один из важнейших ресурсов, благодаря которому библиотеки могут действовать как культурные, информационные и духовные центры, выступающие не только в качестве составляющих, но и важных организующих элементов социокультурной среды. Профессионализм как основа мастерства требует формирования системы фундаментальных знаний, умений и навыков. Необходимы кадры, способные использовать современные технологии в библиотечно-информационной деятельности, обеспечить научно обоснованное взаимодействие юных читателей с книгой, пробудить у них интерес к чтению.

Подготовку библиотечно-информационных специалистов высшей квалификации на территории Республики Мордовия осуществляет Мордовский госуниверситет им. Н. П. Огарёва на базе Института национальной культуры (выпускающая кафедра библиотечно-информационных ресурсов) [1]. Объектом профессиональной деятельности выпускников являются библиотеки всех типов и видов, в том числе и детские. Большое значение в подготовке библиотечно-информационных специалистов имеет система поствузовского обучения, позволяющая на основе повышения квалификации развивать их профессиональные знания и умения. Основу системы составляет совокупность взаимосвязанных, дополняющих друг друга форм обучения, проводимых в определенной последовательности и с определенной периодичностью, базирующихся на принципах преемственности, вариативности, дифференцированности в зависимости от контингента слушателей, уровня их профессиональной подготовки, наглядности и практического показа наиболее интересных приемов библиотечного воздействия.

На региональном уровне, в рамках Республики Мордовия, активное участие в повышении квалификации библиотечных специалистов, работающих с различными возрастными категориями детей, проводит Мордовская Республиканская детская библиотека. Здесь разработана следующая система повышения квалификации: ежегодно для заведующих детскими библиотеками проводятся республиканские семинары; для библиотекарей абонементов и читальных залов - школы профессионального мастерства на базе детских библиотек республики; курсы библиотекарей различных категорий; республиканские профессиональные конкурсы и смотры; по мере необходимости - стажировки, практикумы, круглые столы.

Как правило, семинары проводятся на базе Республиканской детской библиотеки и посвящаются обсуждению актуальных проблем, которые уже более детально рассматриваются на занятиях школы профессионального мастерства. Школы профессионального мастерства организуются на базах отдельных центральных детских библиотек региона. По мнению организаторов, это очень результативная форма повышения квалификации, т. к. позволяет библиотекам-базам накапливать, апробировать и анализировать опыт своей работы, а участникам дает возможность в условиях, аналогичных привычным, выбрать наиболее оптимальные варианты деятельности [2]. Для того чтобы эта работа осуществлялась постоянно и целенаправленно, в библиотеке разработаны программы «Уверенный библиотекарь» и «Карьера», где отражена вся система повышения квалификации библиотекарей различных категорий, занимающихся библиотечным обслуживанием детей в республике.

Таким образом, насколько образовательная и профессиональная деятельность специалиста будет соответствовать целям и задачам работы в формировании детского чтения детей, настолько специалист будет отвечать требованиям времени.

Литература

1. Кафедра библиотечно-информационных ресурсов Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва

[Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ink.mrsu.ru/kafedra71/38

2. Шафикова О. М. Стратегия профессионального роста библиотекарей республики / О. М. Шафикова // Инновационные механизмы и стратегические приоритеты библиотечно-информационной деятельности в современном социокультурном пространстве : материалы респ. науч.-практ. конф. (Саранск, 3 апр.2006 г.). Саранск, 2006. С. 80-83.

4

References

1 Chair of library and information resources of the Mordovian state university of N. P. Ogaryov [An electronic resource]. - Access mode: http://ink .mrsu.ru/kafedra/1/38

2 Shafikova O. M. Strategy for professional growth of librarians of the Republic / M. O. shafikova // Innovative mechanisms and strategic priorities of library and information science in the modern socio-cultural space : proceedings of Rep. nauch.-practical. Conf. (Saransk, 3 APR.2006). Saransk, 2006. P. 80-83.

ЗГУРСКАЯ ТВ.

Кандидат педагогических наук,

Новокузнецкий филиал «Кемеровский государственный университет»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В статье рассматриваются теоретико-методологические основы проблемы формирования познавательных потребностей с учетом философского, психологического и педагогического анализа исходных теоретических предпосылок решения данной проблемы в образовательном процессе. Уточнены определения основных понятий, значимых для исследования: потребности, познавательные потребности, познавательные потребности младших школьников с позиций личностно-деятельностного подхода.

Ключевые слова: потребности, познавательные потребности младших школьников.

ZGURSKYA TV.

Candidate of Pedagogical Sciences,

Novokuznetsk branch of the Kemerovo state University

THEORETICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF COGNITIVE NEEDS YOUNGER

SCHOOLCHILDREN

Abstract

The article considers theoretical and methodological foundation of the problem of cognitive needs’ formation, subject to philosophic, psychological and pedagogical analysis of the basic theoretical premises of solving this problem in the educational process. There are corrections in definitions of basic concepts significant for exploration: needs, cognitive needs, cognitive needs of junior students from the position of learner-centred approach.

Keywords: needs, cognitive needs of junior students.

Разработка теоретико-методологических основ проблемы формирования познавательных потребностей базируется на философском, психологическом и педагогическом анализе исходных теоретических предпосылок решения данной проблемы в образовательном процессе.

Реализуя личностно-деятельностный подход к проблеме исследования, мы проанализировали ее в философском, психологическом, педагогическом аспектах с целью уточнения определения понятий «потребность», «познавательная потребность» и выявления возможностей формирования познавательной потребности в младшем школьном возрасте.

Основы личностно-деятельностного подхода были раскрыты в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна [8; 9], где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении, определяет характер этой деятельности и общения.

Опираясь на личносто-деятельностный подход, рассмотрим прежде всего толкование понятия «потребности» с позиции философии, психологии, педагогики.

Диалектико-материалистические и деятельностные философские подходы к проблеме потребностей представлены в трудах отечественных философов П.М. Ершова, С.П. Иванова, В.Г. Кузнецова, Симонова и др.

Так, философы П.И. Ершов, П.В. Симонов связывают: биологические потребности с необходимостью видового существования человека в мире природы (потребность в пище, тепле, отдыхе, продолжении рода, сохранении жизни, одежде, жилище, предметах быта и т.д.); социальные потребности связывают с общественной сущностью человека (потребность в общении, самореализации, самоутверждении, деятельности, труде и др.); идеальные потребности - с познанием окружающего мира, его явлений, открытием смысла своего существования.

Современные отечественные философы (С.П. Иванов, В.Г. Кузнецов, Е.С. Кузьмин, и др.), как и классики марксизма, определяют ведущую роль социальных потребностей в становлении и развитии основных видов деятельности человека: материальной, социально-политической и духовной как способов освоения личностью новых сфер своего развития.

С диалектико-материалистических позиций философии сущность потребностей имеет социальный характер (как результат приобретенного опыта и воспитания), они являются исходной характеристикой активности личности. В философском понятии «потребностей» главным является выражение зависимости субъекта в форме нужды от продуктов человеческой деятельности (материальных и духовных объектов) и внутреннее побуждение активности в форме освоения личностью новых сфер своего развития в деятельности.

Рассмотрим подходы к проблеме потребностей с позиции психологии.

Как показал анализ, в зарубежной психологической литературе существуют три основных подхода: биогенетический, социогенетический, психогенетический.

Некоторые ученые (У. Макдауголл, Х. Холл и др.) рассматривают потребности с биогенетических позиций. Авторы данного подхода ставят в основу развития потребностей биологические процессы созревания организма, рассматривая потребности как влечения, инстинкты, возбуждения, нужду - врождённые и неизменные по своей специфике, но модифицируемые внешними условиями.

В нашем исследовании с биогенетических позиций мы будем рассматривать задатки потребностей как физиологические предпосылки их развития.

Авторы социогенетических подходов (К. Левин, Г. Олпорт) определяют социальную обусловленность потребностей, исходя из свойств среды, к которой человек вынужден приспосабливаться, усваивая социальный опыт.

Согласно психогенетическому подходу (А. Маслоу, Д. Аткинсон и др.) потребность человека рассматривается как врождённая необходимость в реализации своего потенциала: познавательного, творческого, профессионального, саморазвития и т.д. [10]. Данный подход позволяет рассматривать потребности как приобретенные в процессе развития личности, являющейся субъектом деятельности и субъектом развития.

В настоящем исследовании целесообразно использовать каждую вышеупомянутую концепцию. С учетом биологической, социальной и психической сущности потребностей, их содержание мы будем определять: врожденными инстинктами, влечениями,

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.